Медовый спас. В августе остался еще один Спас — Ореховый
14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.
Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.
Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.
После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.
Поговорки и приметы Медового Спаса
- На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
- Паши под озимь, сей озимь.
- На Маккавеи собирают мак.
- Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
- Отцветают розы, падают хорошие росы.
- С первого спаса и роса хороша.
- На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
- Пчела перестаёт носить медовую взятку.
- Заламывай (подрезывай) соты.
- Во что Маккавеи, в то и разговенье.
- Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.
Яблочный Спас
19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
Поговорки и приметы Яблочного Спаса
- Какой второй Спас, такой и январь.
- Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
- В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
- Встреча осени — Осенины.
- На второй Спас освящают яблоки и мёд.
- На второй Спас и нищий яблочко съест.
- До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
- Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
- Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
- Пришёл Спас — всему час.
- Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
- На второй Спас бери голицы про запас.
- Со второго спаса засевай озими.
- Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
- Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.
Ореховый Спас
На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.
Поговорки и приметы Орехового Спаса
- Третий Спас хлеба припас.
- Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
- Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
- Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
- Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
- Отлёт ласточек.
- Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
- Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
- Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".
Праздник первого Спаса
Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.
Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.
Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).
Праздник второго Спаса
Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.
В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:
"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".
Праздник Третьего Спаса
Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .
Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).
В августе поспевают яблочки, орехи, на полях убирают хлеб, пасечники качают первый мед. Считается, что в эту пору дары природы обладают особыми, целебными свойствами.
Пора трех Спасов — радостное время для православного христианина. И так было всегда. Еще наши далекие предки в эти дни старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе.
Медовый Спас: Он наступает 14 августа, в первый день Успенского поста. К этому времени ульи уже переполнены, а пасечники готовы собирать первый урожай. Люди верующие делают это обычно с молитвой, с особым благоговением. Затем мед относят в церковь для освящения. Такой продукт считается целебным, поэтому пробуют его все — от мала до велика. Он от любых хворей может избавить!
Хорошим делом считается в медовый спас угостить медком просящего. Недаром есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует ». Дома освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но важно помнить: идет пост, а значит, тесто тоже должно быть постным.
Еще одно название этого праздника — Спас на воде. Дано оно неспроста. По преданию, именно в этот день принял крещение князь Владимир. До сих пор в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.
Считается, что на Первый Спас женщины должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены, и можно после этого начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.
Череда праздников последнего летнего месяца начиналась Маковеем, или Спасом-на-Водах. Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» — букет из растений-оберегов. Калина дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год. Букет-маковейник считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Его высушивали и ставили на окошко. Там он и красовался до следующего Маковея.
Другое название праздника — Медовый Спас, поскольку в этот день — 14 августа — пасечники приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях уже наполнились до краев. Приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым лакомством. Наши предки пекли медовые пироги и пряники, а также варили хмельную медовуху, которую пили по праздникам. Кроме того, медовуха служила лекарством, ею лечили простуду и некоторые другие хвори.
Еще Первый Спас называли Мокрым — в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В Спас-на-Водах непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду — считалось, что в праздник вода смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год дарила людям здоровье и силы. Именно в это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.
Яблочный Спас: С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа, заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.
По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.
Спас на горе — так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день — Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.
19 августа на славянские земли приходил Второй Спас — Яблочный, он же Большой. Интересно, что до этого дня в общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи, кроме огурцов. Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили земля. Правда, сначала урожай приносили волхвам. В капище раскладывались собранные плоды, волхвы благодарили мать-землю за плодородие и проводили над фруктами и овощами специальный ритуал. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.
В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами — сушили, вялили, замачивали, квасили…
Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание — загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса могли чувствовать себя в полной безопасности.
Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара, ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь, наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши. После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь заканчивались теплые летние деньки.
15 августа начиналось Ладино полетье — дни, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую матерь-землю. К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как мать-земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Волхвы в эти дни проводили ритуалы благодарения земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь мощной силой матери-Лады.
Недаром женская богиня Лада и мать-земля объединялись в сознании наших предков: одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая — вечно возрождающиеся силы природы. И когда земля щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение.
В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуды, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.
Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие у веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, думать о суженом.
Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной Симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!» Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста.
С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.
Ореховый Спас: 29 августа христиане отмечают праздник Орехового Спаса. Официально у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название — Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день — сам Бог велел. Его также нужно освятить в церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку уже считается грехом. Не забудьте в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает.
В честь нерукотворного образа Иисуса Христа праздник также носит название Спас на полотне. Добрая женщина дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула. На нем остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти благодаря этому преданию до сих пор считается, что в этот день хорошо торговать холстами, полотнами, особенно если на них изображен священный лик.
На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной.
Готовые караваи относили волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильный урожай, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». Теперь вся семья приступала к угощению.
На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие не покинут дом.
Другое название Третьего Спаса — Спас-на-Холсте, или Холщовый , — было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище — полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.
Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники — согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу. По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год также хорошо уродится на полях рожь.
Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.
Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Беседовала Наталья Горошкова
Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.
14 августа празднуют Первый Спас - Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.
И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.
Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Что означает слово «Спас» в названии праздника?
Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).
Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи
К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
Традиции и обычаи
В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.
В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».
Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.
Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.
На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.
Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.
Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались - пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.
Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным -Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.
В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.
Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.
Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды - ее добавляли в горячий чай.
Хлебный Спас называют и Ореховым
С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.
С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.