Полигамность у мужчин и женщин - причины и признаки. Что такое полигамные отношения
Вконтакте
Одноклассники
На жизненном пути каждого человека встречались люди, поддерживающие отношения с двумя или более людьми одновременно. И хотя в обществе это принято называть емким оскорбительным словцом, все не так, как кажется на первый взгляд. С большой вероятностью человек полигамен.
Полигамия – это явление, когда человек одновременно любит нескольких человек. Из отношений полигамный человек не получает выгоды, меркантильностью от его побуждений не пахнет. Просто на психологическом уровне он не способен любить одного. При этом при появлении нового объекта романтической привязанности, чувства к старому не угасают и не уменьшаются.
Мужская полигамия
Обоснование уходит корнями в глубочайшую древность, когда один мужчина должен был оплодотворить как можно больше женщин, иначе род просто-напросто бы вымер.
Времена прошли, явление осталось. Полигамный мужчина может годами, десятилетиями метаться между женой и любовницей, не зная, кого выбрать. На словах, конечно. На деле никакого выбора он делать не собирается: ситуация полностью комфортна и вполне устраивает. Обеих избранниц любит одинаково и порой страдает от того, что причиняет каждой боль. Именно поэтому многие мужчины предпочитают предупреждать о своей особенности, чтобы партнерша решила, согласна она с этим мириться или нет.
Причины мужской полигамии в основном заложены в психологии:
- Отсутствие должной заботы и любви в детстве. Если мальчик рос без матери или недополучал свою долю ласки, с большой вероятностью в будущем он захочет вступить в полигамные отношения.
- Воспитание без отца. Обычно мальчик, воспитывающийся мамой и бабушкой, получает слишком много заботы, в результате чего вырастает эгоистичным и инфантильным. Недавно психологи вывели и другую закономерность: он растет в обществе двух женщин, любит их одинаково, при этом между ними не нужно выбирать.
- Прошедшая влюбленность. Нередко пары соединяются узами брака уже спустя пару месяцев после знакомства. Проходит три счастливых, наполненных романтикой года, влюбленность исчезает. И если пара не озаботилась тем, чтобы построить прочные отношения, основанные уже на любви, мужчине начинает не хватать тепла и ласки.
Стоит помнить: по-настоящему полигамных мужчин не так много. Часто представители сильного пола используют это как прекрасную отговорку.
Полигамная женщина
Исторически сложилось: слово «женщина» - образ уютного человека, сидящего у окна, занимающегося рукоделием и поддерживающего во всем своего спутника жизни. Женская полигамия не вписывается в эту картину и из-за этого воспринимается людьми очень резко и негативно.
Но в кое-чем они правы: явление полигамии встречается у женщин реже, чем у мужчин, и корни этого явления вновь в истории и первобытном периоде жизни человека. Основным предназначением самки тогда было вырастить как можно больше потомства, обеспечивая детям нормальные условия жизни.
Соответственно с этим она выбирала наиболее сильного самца и обеспечивала его всем необходимым. Тот в свою очередь обеспечивал свою «семью» едой и жилищем. Но несмотря на это в те времена женщина была непостоянна и могла сменить «мужа», если на горизонте появлялся более сильный экземпляр.
Иногда так происходит и в современной жизни, в результате чего возникает женская полигамия.
Существуют и другие причины, а именно:
- Ореол тайны. Известно, что женщины любят романтику и тайну, иногда возводя ее в культ. Поэтому многих представительниц женского пола в полигамии привлекает именно возможность раскрыть себя, попавшись на горячем. Тайные свидания, скрытые романтические встречи – таким образом женщина отдыхает от банальных будней, переполненных домашними делами.
- Месть. Не менее часто женщина начинает изменять из-за банальной мести, узнав про мужскую измену. А потом все перерастает в настоящую влюбленность или даже любовь.
- Отсутствие эмоциональной близости. Если женщина и ее супруг сильно отдалились друг от друга и между ними больше нет тех чувств, полыхавших раньше, женщина обращается за помощью к измене. Порой это приводит к тому, что она полностью рвет с предыдущими отношениями и создает семью уже с любовником.
- Потеря мнимой сексуальности. Часто в браке, особенно длительном, женщина перестает ощущать себя прекрасной. Из-за этого она отправляется к другому мужчине, который засыпает ее комплиментами, в результате чего женщина убеждается, что все еще желанна для мужчин.
Полигамия: быть или не быть?
Многие люди считают, что полигамия – это ужасное явление, не имеющее права на жизнь. Измены больно бьют по их сердцам, заставляя злиться на весь мир. Но недавно психологи с удивлением для себя открыли: полигамный брак более прочный и длиться куда дольше, чем моногамный. Причины этого на поверхности.
Человек по своей природе не постоянен и ему нужно разнообразие. Некоторые даже сравнивают полигамию с едой: можете ли вы есть одно и то же на протяжении всей своей жизни? Поэтому, когда мужчина или женщина устают друг от друга, прекрасным решением может стать любовница или любовник. Но во избежание казусов лучше все обсудить со своей второй половинкой. А поскольку полигамная семья подразумевает, что оба партнера не ратуют за пожизненную верность, проблем возникнуть не должно.
В браке что женщина, что мужчина расслабляются, перестают оказывать знаки внимания своим возлюбленным, а в некоторых случаях еще и перестают следить за собой. Все они руководствуются принципом: «Никуда он/она от меня не денется». Но если каждый из них прекрасно осведомлен о наличии соперника, он на подсознательном уровне все равно старается выглядеть и вести себя куда лучше, чтобы в случае необходимости выбирать предстать в выгодном свете.
– это термин, который в животном мире обозначает стремление самок и самцов к спариванию с разными представителями своего вида. При полигамности самцы и самки не образуют постоянных пар. Это способ размножения, который диктуется природой, но в то же время в дикой природе есть виды животных, которые образуют настоящие и прочные брачные союзы и целью создания пар является не только воспроизводство потомства, но и забота о нем.
В человеческом обществе термин используется для обозначения многоженства и многомужия, которые в большинстве стран мира запрещены на законодательном уровне. Также полигамностью именуют и стремление к постоянной смене сексуальных партнеров. Это стремление реализуется в самых разных жизненных ситуациях:
- Изобилие романтических отношений до брака
- Свободный брак
- Свингерство
- Сексуальные контакты без обязательств
- Беспорядочные половые связи.
Значение термина «полигамность»
По сути, что такое полигамность? Это измена, которую, так или иначе, пытаются оправдать животными инстинктами, «зовом природы». К мужской полигамности общество относится более терпимо, признавая по непонятным причинам за мужчинами право желать сексуального разнообразия. Мужчины гордятся изобилием сексуальных партнерш, гордятся каждой новой победой и хвастаются ей перед друзьями и знакомыми. Быть полигамным – это модно, говоря «я полигамен» современный мужчина как бы прокачивает свой статус в глазах общества. Но так ли это?
Психологи и сексологи говорят о том, что полигамность - это больше миф, выдуманный бабниками, нежели реально движущий инстинкт, действию которого невозможно противиться. Полигамность и полигамные отношения разрушительны в первую очередь для самого ловеласа, проповедующего животные инстинкты и выдающего их за норму: герой-любовник не сможет в итоге создать нормальную семью и реализоваться полноценно как муж, отец, глава семьи.
Противоположное значение термину полигамность имеет термин моногамность. Моногамные мужчины и женщины стремятся к отношениям постоянным, с одним и тем же партнерам, характерной особенностью моногамных отношений является их построение не только на сексе, но и на более глубоких чувствах - любви, доверии, уважении партнеров друг к другу.
· Полиамория · Поливерность · Полигамия · Родство · Романтические · Семья · Сексуальный партнёр · СожительствоОбыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов , шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (напр. у мусульман - четырьмя, хотя количество наложниц не лимитируется). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.
Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главной и считается хозяйкой в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как каждая жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.
Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса , уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами .
Стоит отметить, что причиной полигамии может быть сокращение мужского населения в результате войн. В войнах, как правило, погибают мужчины, а тем которые возвращаются домой победителями с добычей приходится брать себе несколько жен. Многие исламские страны находились практически всю свою историю в состоянии непрекращающихся войн, что поддерживало баланс когда женщин всегда больше чем мужчин.
Многожёнство в Ветхом Завете и древности
- Авраам имел жену Сарру и наложницу Агарь
- Иаков имел две жены - Лия , Рахиль , и его наложницами были служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытие 29.30
- Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
- Давид имел 10 жён
- Ламех имел двух жён. Бытие 4.19
- Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
- Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
- Артаксеркс II , персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
- Александр Македонский - гарем Александра числом более 360 наложниц держался при царе как часть из персидских обычаев, заимствованных македонским царем. Как пишет Диодор: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь»(см. Женщины Александра Великого).
- Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения:
«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Полигамия в исламе
По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина , введение многоженства позволило бы «дисциплинировать российских мужчин». «В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жён, но все они незаконные - если же мусульманин женится по шариату, то он берёт на себя ответственность за каждую свою семью», - подчеркнул муфтий .
Природа и полигамия
Полигамия у растений
В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков . При этом возможны следующие комбинации:
- однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
- андромоноэция - растение имеет мужские и обоеполые цветки;
- гиномоноэция - растение имеет женские и обоеполые цветки;
- ценомонэция - растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
- однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
- андродиэция - мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
- гинодиэция - женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
- триэция , или трёхдомность - обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.
См. также
- Моноандрия
- Моногиния
Примечания
Ссылки
- Антонина Захарова Одно счастье на всех (рус.) . Вокруг света (13 мая 2008). - Вопросы полигамии на страницах журнала: прошлое и настоящее. Архивировано из первоисточника 26 мая 2012. Проверено 16 марта 2012.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Полигамия" в других словарях:
Полигамия … Орфографический словарь-справочник
- (греч. от polys многий, и garnos брак). Многобрачие, одновременное сожительство индивидуума одного пола с несколькими другого пола, как напр. многоженство у восточных народов или многомужие у некоторых малабарских и индейских племен. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Многобрачие, полигиния, многомужие, полиандрия, многоженство. Ant. однобрачие Словарь русских синонимов. полигамия см. многобрачие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее : пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?
Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?
Полигамия. Если б я был султан…
Википедия определяет полигамию так:
От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.
Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)
Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.
Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.
Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.
Полигиния – культура и традиция востока
Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.
Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.
Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой
Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:
- Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
- Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
- Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.
Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.
Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.
Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?
Моногамия. Мораль или условность?
Та же Википедия определяет, что:
Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.
Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.
Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека
Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.
Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни
Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.
Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?
Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.
Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях
Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.
Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».
Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений
Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены» , но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.
Ревность, как сдерживающий фактор в традиционном браке
Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?
) · Родство · Семья · Сожительство · Отношения для секса
Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов , шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигинию известным числом жён. У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4. У мусульман можно иметь до четырёх жен при условии их равного обеспечения.
Полигамия была объявлена вне закона в Японии в 1880 году, в Китае в 1953 году, в Непале в 1963 году .
Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигинии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины. Исследователи, исходящие из моногамной формы первобытного брака, смотрят на полигинию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главной и считается хозяйкой в доме по преимуществу. Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и уже одно это может вызывать стремление к полигинии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как каждая жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех .
Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигинии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено под страхом смертной казни жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса , уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами .
Стоит отметить, что причиной полигинии может быть сокращение мужского населения в результате войн. В войнах, как правило, погибают мужчины, а тем, которые возвращаются домой победителями с добычей, приходится брать себе несколько жен.
Природа и полигамия
У человека мальчики и девочки рождаются в соотношении от 49/51 до 51/49. Если рассматривать моногамию как следствие примерно одинакового соотношения родившихся самцов и самок, то следует учесть, что соотношение мужчин и женщин сильно менялось в пользу последних в течение жизни одного поколения, в особенности в Древности и в Средние века, в результате многочисленных войн.
Полигамия у растений
В ботанике полигамией называется наличие у одного вида растений как обоеполых так и однополых цветков . При этом возможны следующие комбинации:
- однополые и обоеполые цветки находятся на одном растении:
- андромоноэция , или андромонэция - растение имеет мужские и обоеполые цветки;
- гиномоноэция , или гиномонэция - растение имеет женские и обоеполые цветки;
- тримоноэция , или тримонэция , или ценомонэция - растение имеет обоеполые, мужские и женские цветки;
- однополые и обоеполые цветки находятся на разных растениях одного вида:
- андродиэция - мужские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
- гинодиэция - женские и обоеполые цветки находятся на разных растениях;
- триэция , или трёхдомность - обоеполые, женские и мужские цветки находятся на разных особях.
Напишите отзыв о статье "Полигамия"
Примечания
Ссылки
- Антонина Захарова. (рус.) . Вокруг света (13 мая 2008). - Вопросы полигамии на страницах журнала: прошлое и настоящее. Проверено 16 марта 2012. .
|
Отрывок, характеризующий Полигамия
Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.