В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад? Когда отдавать ребенка в садик
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.
Содержание:
От полутора до двух лет
Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.
И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет .
Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.
Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.
Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам
Двухлетние малыши
Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года , если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.
Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).
Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.
Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет , наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.
Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик
Дети от 3 до 4 лет
По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:
- Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
- Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
- Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
- В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
- Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
- Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.
Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.
На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.
Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:
– В каком возрасте ребенку будет – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.
Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?
Или
– Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!
Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?
Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?
С точки зрения , основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.
От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.
В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.
Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.
Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.
Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.
Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.
Что такое детский сад для ребенка?
Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.
Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.
Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.
Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.
Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.
Отдавать ли ребенка в садик?
Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.
А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
Вся наша деятельность связана общением с другими людьми. Садик, школа, институт, работа - везде пригодятся эти навыки и умения находить свое место в обществе. Приобретать от более опытных людей знания, правильно реагировать на критику, научится дружить и грамотно конфликтовать.
Чем раньше человек овладеет этой непростой наукой, тем легче в будущем ему будет осваивать другие необходимые для жизни знания. Пойти в садик это как сделать первый шаг на пути к познанию умения общаться в коллективе. А первые шаги всегда не легки. Задача родителей научить ребенка не боятся приобретения этих необходимых навыков.
Если вы заранее озаботились вопросом адаптации и подготовили ребенка к садику, то считайте, что помогли ему сделать первые полшага. Об этом вы можете прочитать в статье «Как подготовить малыша к детскому саду». Теперь осталось сделать еще полшага, это помочь ему пройти период адаптации. Возможно стоит подумать о том, чтобы перед детски садом отдать ребенка в какую нибудь школу раннего развития . Следующие шаги малыша будут более уверенные, хотя без «падений, ушибов и ссадин» не обойтись. В этом вся наша жизнь, именно трудности учат нас расти и развиваться. Так, что бояться их не стоит.
Для начала нужно выбрать время, когда отдавать вашего малыша в садик
Самые благоприятные для этого месяцы: с начала июля по середину августа. Во первых, в это время малыши реже болеют, вирусы еще не пришли, а организм уже успел напитаться витаминами. Во вторых все учебные программы, которые проходят в детских садах, обычно рассчитаны на период с сентября по май.
Период с июля по август как раз нужен ребенку для того, чтобы «вписаться» в незнакомую обстановку, познакомиться с ребятами, режимом детского сада и другими новыми для себя условиями. Тогда уже в сентябре он сможет в более спокойном и уверенном режиме начинать осваивать обучающую программу детского учреждения.
Самый неблагоприятный период приходится на конец осени, зима, начало весны. В это время в самом разгаре эпидемии. Ребенку будет итак не просто, да еще эти вирусы, плюс ко всем естественным стрессам будет неловкость от того, что он во многом отстает от программы, которую проходят в садике.
Первые дни в садике дети ведут себя по разному
Есть малыши, которые спешат познакомиться с новой обстановкой и ребятами, разглядеть новые игрушки. Но все же большинство детей проходят этот период через слезы. У некоторых малышей слезный период очень затягивается. Есть детки, которые плачут только, когда их провожают родители, а потом в отсутствие близких уже более спокойны.
А есть малыши, которые ревут на протяжении всего дня. Таких детей обычно забирают гораздо раньше и период адаптации длится дольше. Некоторые дети так и не могут привыкнуть к новой обстановке, начинают часто болеть. Это включается защитная реакция организма. Такой вот непроизвольный протест ребенка. От родителей во многом зависит, как пройдет период адаптации ребенка в детском саду.
То, что ваш малыш негативно реагирует на новую обстановку, это нормально
Новые ограничения и правила, меньше любви и заботы - кому это понравится? Ребенок просто не понимает - зачем мама его отдает в столь неблагоприятные условия? Поэтому поведение ребенка, даже дома может сильно измениться. Агрессия, плаксивость, неуправляемость, плохой сон это все реакция на стрессовую ситуацию. Родителям важно в этот период помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
У некоторых детей можно заметить даже обратный процесс развития. Например, те, кто уже умел одеваться, теперь требуют, чтоб им помогали мамы, или кормили с ложечки, даже если раньше ребенок делал это сам. Может наблюдаться ухудшение в речи. Если до похода в садик вы научили ребенка правильно говорить о предметах, не коверкать слова, то в садике он может научиться обратному, ведь не все детки имеют такой же уровень, а малыши копируют друг друга.
В сложный период родителям стоит снизить домашние нагрузки для ребенка, проводить с ним как можно больше времени в спокойных занятиях. Просмотр телевизора на это время стоит исключить. Почитайте ему добрые сказки, больше обнимайте и целуйте ребенка - это поможет снять его психоэмоциональное напряжение. Не стоит ругать малыша, за то, что он снова стал «впадать в детство», хуже себя ведет и т.п. Постарайтесь окружить малыша заботой и любовью, и тогда адаптационный период пройдет более быстро.
Сколько времени занимает этот сложный период?
Это зависит от многих факторов, от иммунитета ребенка, его характера и темперамента. В среднем период адаптации длится 1-2 месяца, но для некоторых детей он может затянуться и на более длинный срок.
Не всегда подготовка ребенка к детскому саду это самая большая проблема для родителей. Порой нам приходится сталкиваться с не менее сложным вопросом - как попасть в нужный детский садик. Одна из участниц нашего клуба поделилась своим опытом
Возраст малыша от года до полутора лет – наихудший период для того, чтобы отдать ребенка в детские ясли. Любая, даже кратковременная разлука с мамой – трагедия для маленького человечка. Даже если с ним остаются любящая бабушка или заботливая няня, маму не заменит никто. Лишь самыми крайними обстоятельствами можно объяснить выход в ясли в этом возрасте.
Психологи считают, что отдавать ребенка в сад в 1,5 года - слишком рано. В этом возрасте еще очень сильна связь между мамой и малышом. Ребенок болезненно реагирует как на отсутствие мамы, так и на приближение к нему чужих людей.
В 2 года привыкнуть к детскому саду ребенку уже немного проще. Если он активен, может самостоятельно есть, ходить в туалет, можно попробовать отвести его в сад. При этом необходимо внимательно следить за состоянием ребенка. Если процесс адаптации проходит тяжело, не стоит настаивать на посещении сада. Давление на ребенка может негативно сказаться на его способности в дальнейшем устанавливать контакт с другими людьми.
Детки в возрасте 3–4 лет
К трем годам малыш уже может спокойно переносить отсутствие мамы некоторое время. Он обладает необходимыми навыками самообслуживания, легко контактирует с другими детьми. Именно этот возраст наиболее оптимален для «выхода в свет». В возрасте от трех до четырех лет дети начинают с удовольствием играть в общие игры, учатся делиться игрушками, постепенно переходят к ролевым играм, распределяя роли между собой. Это бесценный опыт общения.
В этом возрасте очень небольшое количество детей можно назвать «несадиковыми». При постепенном приучении к детсадовской группе ребенок хорошо адаптируется в незнакомой обстановке.
В группе детей ребенок быстро усвоит те навыки, которым еще не научился. Но главный «плюс» в посещении детского сада в таком возрасте – это, как уже отмечено, усвоение навыков общения со сверстниками и старшими людьми.
Если по каким-то причинам ребенок не посещал детский сад до четырех лет, в этом нет ничего страшного. Четырехлетнего малыша еще не поздно отдать в сад. Именно в это время дети получают полное удовольствие от общения и игры с ровесниками.
Ребенок не будет ни в чем отставать от других детей, не посещая детский сад. Важно одно – не замыкать круг его общения мамой, папой и родственниками. Расширять область общения можно с помощью различных детских клубов, кружков, школ раннего развития. Важно не то, в каком возрасте ребенок пошел в сад. Важно, как он на это реагирует, как умеет строить общение с ровесниками и старшими, как он адаптируется в обществе.
Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..
Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.
К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.
Как избежать болезней малыша
Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?
Детский сад
Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.
Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.
Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.
Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.
Как приучить ребенка ходить в детский сад
Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.
Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.
Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.
Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!
Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.
Как подготовить ребенка к посещению сада
А если малыш будет часто болеть?
Детский сад
Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.
Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.
Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.
Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.
Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.
В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.
«Мама-а-а, не уходи!!!»
Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?
Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.
Готовимся к походу в садик
Детский сад
Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).
Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.
В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.
Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.
Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.
Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.
В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.
Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.
Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок
Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.
Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.
Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.
Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.
Вера АНОХИНА, педиатр