Ажурное вырезание из бумаги: схемы и рекомендации. Зимнее вырезание из бумаги, или что такое вытынанки
История возникновения художественного вырезания из бумаги.
Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и уже существовала до изобретения бумаги.
И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.
Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».
Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.
Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.
Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.
После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Галерея работ в этой технике: www.sino-arts.com/papercutG.html
Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке - в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути - в Европу.
Во Франции узоры из бумаги стали называть словом "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике "силуэт" стали украшать дома знатных людей, а картинки - альбомы.
Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (увидеть его работы можно здесь: www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.
Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).
Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш - розочка).
Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.
Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их н аклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.
Бумажные занавески, источник фото: www.taverne.ru/viewtopic.php?f=13&t=104&start=0&sid=077b7ba6260c0bc9fc52d244c3a7069d
Славянские вытынанки имели характерные особенности техники и сюжетов и содержали стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры, древние символы, сохранившиеся в народе еще с дохристианских времен.
Вытынанки мастеров Подолья в Симферопольском этнографическом музее:
Т.к. бумага - материал не самый долговечный, но при этом дешевый и доступный, то изделия из нее не берегли. Перед большими религиозными праздниками (Пасха, Рождество), символически обновляя дом, эти украшения выбрасывали или сжигали, чтобы заменить их новыми. Вот почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло совсем мало.
Создавали эти узоры, складывая лист несколько раз и вырезая в нем ножницами фигурные отверстия. Полученный узор повторяется столько раз, во сколько слоев сложена бумага (вырезание снежинок - это тоже вытынанка). Причем в большинстве случаев для этого традиционно использовали большие ножницы для стрижки овец, позднее - портновские, маникюрные, т.е. те, что были в хозяйстве.
Очень интересны польские и западнобеларусские выцинанки. Их часто делали разноцветными и многослойными, для этого склеивали несколько вырезок (поэтому они еще назывались «выклеянками»).
Напоследок смешной мультфильм «Выцiнанка-выразанка» Михаила Тумеля на песню этно-трио «Троiца»)
Продолжение статьи читайте здесь:
Похожие статьи:
© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт
Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .
Маски пекинской оперы в аппликации
Пекинская опера сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера.
Одна из особенностей китайского оперного театра – грим.
1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй, полководец эпохи Троецарствия (220-280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю.
2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром.
3. Черные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Типичными примерами являются генерал Чжан Фэй в «Троецарствии», Ли Куй в «Речных заводях» и Вао Гун, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун.
4. Зеленые лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.
5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цин Хуэй, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя.
Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь». Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например, Цзян Ганя из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Еще один амплуа – шуты-акробаты «учоу». Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».
История масок и грима начинается с династии Сун (960-1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин (1368-1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:
1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре.
2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци (479-507) был великолепный полководец ван Ланьлин, но его красивое лицо не внушала страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже об его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов. По-видимому, в театре маски заменил грим.
2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462
3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры:
4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры:
4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры:
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры:
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры:
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры:
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры:
5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры:
7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры:
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры:
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)
* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры:
1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры:
2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры:
3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры:
4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры:
5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры:
* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:
Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры:
1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры:
2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры:
3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.
4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры:
5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры:
6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры:
7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры:
8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры:
9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры:
10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры:
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры:
11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры:
12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры:
13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры:
14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры:
15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры:
*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры:
2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры:
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример:
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:
3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры:
* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры:
1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры:
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры:
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.
2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры:
3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры:
* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры:
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры:
- Аппликация из «ладошек». Примеры:
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры:
2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры:
3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры:
4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры:
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры:
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры:
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры:
- Карвинг (см.ниже).
5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры:
6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры:
7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры:
8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры:
9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры:
10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры:
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры:
11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры:
12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры:
13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры:
14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры:
15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:
В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.
Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.
Цзяньчжи
Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.
Искусство вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян отличается своим изящным, тонким и свежим художественным стилем и пользуется популярностью среди китайских и зарубежных художников и народа.
В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».
Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране. А за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства.
Китайская архитектура, изделия из фарфора и живопись стали настоящими символами культурного наследия страны.
Кроме всего прочего, одним из самых древних видов искусств в Китае считается мастерство вырезать из бумаги самые разнообразные фигурки, и даже целые картины.
Этот вид декоративно-прикладного творчества получил свое название - Цзяньчжи. Многие историки и исследователи считают, что первые Цзяньчжи появились в эпоху правления династий Шан и Чжоу. Это приблизительно VI столетие. Но есть мнение, что вырезать из бумаги китайцы начали задолго до этого времени.
Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда. В древние времена бумажные фигурки использовались также для украшения во время исполнения ритуального действа подношения богам даров.
Позднее искусство Цзяньчжи потеряло свою обрядовость, однако это не значит, что фигурки из бумаги были забыты китайцами. До сих пор изделия, вырезанные из бумаги, используется в качестве декоративного элемента интерьера помещения.
Кроме того, бумажными фигурками обклеивают торшеры ламп и зеркала, колонны и окна, двери и фонари для придания им уникальности и красоты. Раньше искусство Цзяньчжи было незаменимым в других видах прикладного творчества. Вырезанные из бумаги узоры являлись своеобразной калькой при вышивании или изготовлении орнаментов на других предметах обихода.
Для того, чтобы вырезать из бумаги настоящее произведения искусства требовалось достаточно много времени, ведь в этом деле главное точность и продуманность всех линий. Именно поэтому, возникнув в древности, этот вид декоративного творчества свято оберегался и передавался от матери к дочери. Чаще всего Цзяньчжи занимаются деревенские женщины.
В настоящее время бумажные узоры «Цзяньчжи» используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.
Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.
Современные китайские мастера Цзяньчжи
Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао
Она родилась в 1903 г., в ее жизни были неудачи и крушения. С 16 лет Линь Тао начала учиться искусству вырезки из бумаги, а сейчас ножницы и цветная бумага уже стали ее кистью, которой она отображает счастливую жизнь.
Старушка Линь Тао с помощью ножниц и бумаги рисует жизнь такой, какой она себе представляет. Ныне ее искусство широко популярно. Например, некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», изданную издательством «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, приезжавшие в Чжанпу в этнографическую экспедицию, с восторгом говорили: «Она китайский Пикассо из народа!»
В 2004 г. Центральный художественный институт дал ей такую оценку: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке - жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». Позднее сюжет о выставке был включен в телефильм «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.
Познав превратности судьбы, горе и радость, пожилая женщина говорит: «Самая большая радость - это быть вместе со всеми членами семьи». Теперь в ее родной деревне и даже в уезде, когда отмечают свадьбу, люди обязательно обращаются к ней за вырезками, изображающими красивые цветы, дракона и феникс, уток-мандаринов, которые символизируют счастье и радость, с тем чтобы приклеить их на подарки и на приданое. Иногда молодые люди приходят к ней учиться искусству вырезки, она всегда передает свои секреты мастерства без утайки. Теперь почти во всех средних и начальных школах есть группы любителей вырезок из бумаги, которые в свободное от занятий время, в летние и зимние каникулы приглашают ее и других мастеров прочитать лекции и дать конкретные советы.
Никто не может ответить на такой вопрос: как же она, пожилая женщина, нигде и никогда специально не обучавшаяся этому искусству, смогла добиться таких достижений?
Вырезанные ею изображения цветов и людей выглядят как живые; жизнь, отраженная в ее работах, прекрасна, как мелодия песни. «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» - говорит замечательная старушка Линь Тао.
Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.
В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.
Произведение из бумаги шестидесятичетырехлетняя китаянка Ли Цзинчжу - вырезала пять лет!
Современный мастер Цзяньчжи - Jiakai Yin
Художник Цзяньчжи - Yongshou Zhang
Персонажи Пекинской оперы, выполненные в технике Цзяньчжи
Вырезанные из бумаги фигуры являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае. Они очень красивы и разнообразны. Их популярность подкрепляется еще и доступностью. Для того чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег. Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Это искусство имеет глубокие корни. Оно является отражением различных сторон традиционной китайской культуры.
История
История изготовления фигур из бумаги началась примерно в 6-м веке. В период с 7-го по 13-й век искусство вырезания фигур из бумаги стало очень популярным в Китае. Особенным успехом эти изделия пользовались во время проведения многочисленных китайских праздников и фестивалей. В 14-м веке искусство вырезания фигур из бумаги распространилось в других странах мира.
В сельских районах вырезание фигур из бумаги является традиционным хобби и народным промыслом среди женщин. В давние времена этим искусством должна была владеть каждая девушка. Когда девушка выходила замуж, среди прочих ее достоинств оценивалось и умение вырезать фигуры из бумаги. С другой стороны, профессиональные художники, занимающиеся изготовлением фигур из бумаги, обычно являются мужчинами. Гарантированный заработок они имеют в другом месте. Они, как правило, имеют собственные мастерские.
Применение
Изделия, вырезанные из бумаги использовались главным образом в региональных ритуалах, декорациях и украшении чего-либо. В прошлом из бумаги вырезали изображения людей или различных предметов, таких как деньги или одежда. Эти вырезанные из бумаги фигуры клали в могилу умершего или сжигали во время во время похорон. Это связано с широко распространенным поверьем, согласно которому те вещи, которые кладутся в могилу умершего или сжигаются во время его похорон, будут сопровождать его во время жизни в другом мире. Вырезанные из бумаги фигуры также использовались для украшения церемонии жертвоприношений.
В наши дни вырезанные из бумаги фигуры используются главным образом в декоративных целях. Обычно это бывает бумага красного цвета. Красный цвет является самым популярным и важным цветом в китайской культуре. Фигурами из вырезанной бумаги украшают стены, окна, двери, колонны, зеркала, лампы и фонарики. Кроме того, эти фигуры часто преподносят друг другу в качестве подарков. Вырезанные из бумаги изображения также часто используют в качестве трафарета для изготовления изделий с вышивкой или нанесения изображения краской из пульверизатора.
Изображения, вырезанные из бумаги, пользуются большой популярностью, потому что при помощи них люди желают друг другу добра и счастья. В древние времена ограниченность в средствах и возможностях, а также время от времени происходящие стихийные бедствия, заставляли людей верить в чудо и желать друг другу более счастливой жизни. Пожелания богатства, здоровья и долголетия передавались, в том числе, и при помощи фигур, вырезанных из бумаги. Фигуры, вырезанные из бумаги, часто вешают на двери. Так, во время празднования Нового Года , по лунному календарю люди часто наклеивают на дверь иероглиф фу 福, который означает понятие благословения. Во время церемонии бракосочетания традиционным и даже необходимым является присутствия фигуры, вырезанной из красной бумаги, с изображением иероглифа си 囍, который обозначает понятие счастья, или, как говорят китайцы, счастья вдвойне, поскольку в этом иероглифе элемент, обозначающий счастье, повторяется дважды. Когда хотят подарить фигуру, вырезанную из бумаги, ребенку, обычно выбирают фигуры кукол, животных, тыквы или лотоса. Когда хотят преподнести фигуру, вырезанную из бумаги, пожилому человеку, чаще всего это бывает изображение иероглифа шоу 寿, который китайцы связывают с понятием долголетия.
Изготовление фигур, вырезанных из бумаги
Научиться вырезать фигуры из бумаги совсем нетрудно. Все, что нужно, чтобы приступить к занятиям, это лист бумаги, нож или ножницы. Но для того, чтобы добиться высокого уровня мастерства, требуется, конечно же, гораздо больше. Человек, который хочет овладеть искусством вырезания фигур из бумаги, должен проявить много выдержки. От него потребуется много усилий, практики, изобретательности и воображения.
Существует два вида изготовления фигур из бумаги: используя ножницы и используя нож. Особенностью первого метода является то, что можно вырезать сразу несколько фигур одновременно. Для этого надо просто сложить вместе несколько листов бумаги.
Туристы могут научиться делать фигуры, вырезанные из бумаги, во время нашего тура по Золотому треугольнику, который также включает посещение города Гуйлинь . Вы можете также связаться с нами, чтобы создать ваш собственный уникальный тур, который будет включать занятия искусством вырезания фигур из бумаги. Школы китайского искусства вырезания фигур из бумаги.
Существует три основных школы изготовления фигур из бумаги. Каждая из этих школ имеет свои уникальные особенности.
1. Южная школа
Эта школа представлена мастерами из города Фошань который находится на территории провинции Гуандун и провинции Фуцзянь. Для фигур из бумаги, изготовленных мастерами из города Фошань, характеры такие черты как сила выразительности, декоративность, изящество и мастерское исполнение. Главное отличие между двумя направлениями южной школы заключается в том, что мастера из провинции Фуцзянь используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения подарочных цветов из местности Путянь.
2. Школа Цзянчжэ (провинции Цзянсу и Чжэцзян)
Эта школа представлена мастерами из города Янчжоу который находится на территории провинции Цзянсу, имастерами из провинции Чжэцзян Работы мастеров из города Янчжоу отличаются элегантностью и использованием духовных и религиозных мотивов. Главное отличие между двумя направлениями этой школы заключается в том, что мастера из провинции Чжэцзян используют другие мотивы для своих работ. Самыми интересными и наиболее специфичными из них являются изображения цветов, фруктов, птиц и рыб.
3. Северная школа
Эта школа представлена мастерами из провинций Шаньси, Шэньси и Шаньдун. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шаньси, относительно просты и лаконичны по сравнению с работами других направлений этой школы. Фигуры, вырезанные из бумаги мастерами провинции Шэньси, имеют необычные формы и различные интересные аллюзии. Фигуры, вырезанные из бумаги, которые изготавливают мастера в провинции Шаньдун имеют уникальную эстетику. Здесь используют самые разные стили и очень богатые деталями рисунки.