Что такое художественный труд. Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста. Аппликация из пластилина
Елена Шкаровская (Юшина)
Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.
Художественный труд-как средство развития
творческого потенциала дошкольников .
Работаю я по этой теме пятый год.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.
Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей
Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.
Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд ?» , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.
После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми
Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами
Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало
развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности
развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе
развивать мелкую моторику рук , глазомер
Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение
Условия успешной организации творческой деятельности
Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.
В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.
Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.
Советы мудрого
и креативного педагога
Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия
(развитие собственного "я”)
Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему
Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением
творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями
Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка
Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации
Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству
Материалы для творчества
Предварительная работа
Развивающая среда
Работа с родителями
У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.
Рабочая программа кружка «Ручной художественный труд».
Внеурочная программа художественно-эстетического направления.
«Дети должны творить необычное,
А для этого понадобятся лишь
Простые материалы, инструменты
и собственные руки!»
Пояснительная записка
Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка сразличными материалам, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:
Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров;
Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр;
Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов;
Работа с глиной и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров;
Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок,
Правильно организованный ручной труд даёт детям углубленные представления о качествах и возможностях материалов, стимулирует желание трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе.
Труд – это важный элемент гармоничного развития дошкольников.
Методические рекомендации
Для развития у школьников творческого мастерства организована кружковая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста «Ручной художественный труд», направленная на освоение школьниками методов и приёмов работы с разными материалами. Данная работа проводиться в совместной деятельности педагога с детьми 4 часа в неделю.
Цель: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства ; развитие творческого мастерства детей посредством художественного ручного труда из различных материалов.
Задачи:
1. Учить детей художественному ручному труду из различных материалов;
2. Развивать фантазию и воображение дошкольников;
3. Способствовать формированию положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.
4. Развивать мелкую моторику, вовлекая детей в творческий процесс, укрепление уверенности в своих силах.
5.Развивать умения и навыки творческой деятельности
6.Развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности
7.Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.
8.Ознакомление детей с различными технологиями ручного труда.
9.Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по работе с различными материалами. 10.Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий. 11.Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 12.Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 13.Создание условий для формирования и развития у детей культуры художественного творчества. 14.Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда
15.Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Формы работы:
индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
(устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов , используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация занятий;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов
по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.
Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.
Приемы работы кружковой деятельности :
прием показа способов деятельности, совместной деятельности;
объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение.
игровые приемы.
Создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;
Поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного труда и изобразительного искусства;
Создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Ожидаемые результаты работы:
1.Различать технологии ручного труда. 2.Уметь выполнять работы с использованием различных материалов. 3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс. 4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами. 5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда. 8.Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом. 9.Организовать выставки детского творчества, показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в творческий процесс многих школьников. 10. Лучшие работы ребят ежегодно выставлять на выставках прикладного творчества.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
К концу обучения в кружке «Ручной художественный труд» обучающиеся получат возможность:
В результате изучения программы ученик должен
роль трудовой деятельности в жизни человека;
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
правила безопасности труда и личной гигиены;
виды стежков и швов;
приёмы стилизации в лепке;
правила и приёмы пришивания пуговиц;
композиционную основу орнамента,
правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;
область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии;
собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
знать:
уметь:
Литература:
Лутцева Е.А. Методическое пособие. Ступень к мастерству.М. «Вентана-Граф», 2005г
Евстратова Л.М. Цветы
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов.
Журналы: Сделай сам
Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства
Романов К.М. Программа по предмету «Технология»
Симоненко В.Д. Технология
Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях.
Энциклопедия: Лоскутная техника
detkam . e - papa . ru / podelki
Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В.А.
Горского. – М. :Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.
Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн –образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век»Смоленск 2012 г.
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание:дети!).
Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение,1990.
Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «АкадемияРазвития», 1997.
Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Виды художественной обработки материалов:
Лепка
Совершенствовать умение в лепке разными способами. Ис пользовать в работе глину, тесто, пластилин. Комбиниро вать в работе пластилин и семена, различные печатки. Учить планировать технологическую цепочку выполнения работы.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, солёного теста).
Рисование
Учить рисовать орнамент, рисунок на поделке из глины и солёного теста с последующим нанесением красок: акварели, гуаши, нанесению параллельных линий в раз ном направлении при помощи расчески, рисовать тушью.Учить передавать особенности народных игрушек, росписей декоративно- прикладного искусства
Учить делить фон на части по линейке и «на глазок». Про должать учить комбинировать разные материалы в одной работе.
Аппликация
Учить использовать разные материалы: бумагу, ткань, кожу, мех, тополиный пух, перья, соломку.
Учить обрывать материалы разными способами: пальцами или прижав кончиком кисточки, от целого куска или от полоски, в один слой или многослойно, на белом или цветном фоне. Со вмещать в одной работе обрывную и резаную аппликацию.
Продолжать учить создавать образы при помощи объемной аппликации, наклеивая части поверхности в несколько слоев. Использовать элемент «кулечек» (елка).
Продолжать учить симметричной аппликации, используя прием складывания бумаги пополам и в несколько раз с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. Для большей реальности образа использовать способ подклейки бу маги другого цвета.
Учить геометрической, симметричной и асимметричной аппликации. Составлять и приклеивать узоры в круге. Исполь зовать традиционные народные орнаменты (тарелочка для котенка).
Продолжать учиться комбинировать, использовать фольгу. Наносить рисунок методом продавливания пустым стержнем (ваза).
Из ниток.
Учить укладывать на шаблон вазы элементы «шарики» и «колбаски», образуя узор. «Раскрашивать» оставшуюся поверх ность, с использованием приема «ломтик» (элемент «расписная посуда»). Учить составлять композицию из элементов «распис ная посуда», «фрукты», «ягоды» (натюрморт).
Из семян и крупы.
Учить заполнять пространство фона последовательно, нано ся клей, пластилин и приклеивая крупные и мелкие семена.
Работа с бумагой и картоном
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки - елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации;
знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – квиллинг.(бумагокручением)
Работа с тканью и нитями
Учить создавать выразительный образ, используя полоски из несыпучей ткани.
Создавать композицию из длинных и коротких ниток. Комбинировать метод «полупомпон» и «помпон » в создании выразительного образа.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; приемы лоскутного шитья в технике «квилтинг», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе; панно из узорной тесьмы, пришивная и мягкая аппликация из ткани. Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.
Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Помпоны из ниток, создание аппликаций из ткани.
Конструирование из готовых форм (из коробок).
Учить внимательно рассматривать имеющийся материал, осо бенности его формы, дополняя различными деталями. Допол нять образ необходимыми деталями, чтобы сделать поделку бо лее выразительной.
Учить обклеивать готовую коробку полосками, чередуя попе речный и долевой рисунок (к
Использовать навыки, полученные на уроках для создания художественной композиции.
Работа с природными материалами.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты - плетеным декором.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.
Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.
Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Работа с бросовым материалом
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки детских работ. Традиции декоративно - прикладного искусства, художественного ручного ткачества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Воспитатель Буланкина Т. А.
Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.
Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.
Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.
Передача навыков ремесла, творческий процесс изготовление изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.
Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже; чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий.
Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).
Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.
Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:
*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;
*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.
Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:
* функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;
* соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;
* использование национальных символов;
выразительность, образность, декоративность изделия.
Эти критерии относятся к работе с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).
К работе с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).
К работе с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).
К работе по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).
К работе с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).
К работе с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).
Художественное ручное ткачество, издавна известно в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть, конопля, которые вручную обрабатывались в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу ХХI века. Процесс ткачества был почти ритуален, растянутым во времени - летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали и ткали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках. Им помогали в работе младшие сестры. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждой крестьянской семье, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой, прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шилась различная одежда, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта - полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного творчества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России. Из тканого полотна жили сарафаны, юбки-поневы, запоны - передники, рубахи с узорными отделками по подолу и вороту, верхнюю летнюю одежду - шушпаны.
Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой и не иссекаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее многовариантных видов. Неслучайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.
Русское узорное ткачество, пройдя большой путь своего развития и не потеряв веками накопленные традиции в настоящее время наполнилось новым содержанием. Традиционное ткачество завоевывает все большее признание, как один из замечательных видов мастерства рук человечества.
Наибольшее распространение получили такие виды ткачества, как ручные ковроделия, гобелен, макраме.
Обучение художественному ткачеству можно начинать уже в дошкольном возрасте, что бы освоить это интересное и увлекательное занятие, надо иметь представление о самом процессе ткачества, имеющим ряд технологических особенностей, с которыми следует познакомиться, прежде всего, педагогу-воспитателю, работающему с детьми. И так процесс ткачества осуществляется на ручном татском станке или рамке с использованием двух нитей - основы (утка), которые формируют ткань. Самым простым переплетением является полотняное, в котором основные и уточные нити переплетаются поочередно.
При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.
Исаченко Любовь Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт:
Канск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Дата публикации:
17.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Методик а и требования к организации ручного труда в детском саду
значение
трудовому
воспитанию
придавал
Ушинский
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в
человеке жажду серьёзного труда…».
Основная задача
ручному
труду –
удовольствием
мастерить,
работать
подручным
материалом,
фантазировать
своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя
мастером,
художником,
формирует
стремление
мастерить
своими руками, прививает уважение к чужому труду.
наиболее
успешного
развития
детского
художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и
вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,
красивые
разнообразные
материалы,
интересные
неповторяющиеся
задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не
допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз
воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли
применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые
решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные
эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на
принципах построения педагогического процесса :
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и
использовать
соответствующие методы
обучения в
зависимости
поставленных задач:
Объяснительно – иллюстративный,
Репродуктивный,
Проблемного изложения,
Частично поисковый,
Рефлексивные приёмы и методы,
Игровой.
Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной
литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,
описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной
деятельности и деятельности товарищей.
отводится наглядности
педагога,
пример), то
реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе
наглядность
используется
направить
усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития
образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются
занятиях
и практические
методы (самостоятельное
совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в
присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать
вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с
материалами
необходимы
объяснение
воспитателя,
определенные
практические
действия
контролем
взрослого,
наблюдающего
правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её
процессе
постановки
мотивации
исполнительской
деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методические приемы, применяемые в ручном труде :
Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,
сочетание цветов, строение);
Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,
основы конструкции);
образцов,
выполненных
способом
(вычленить
обобщенный способ их создания);
Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить
действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
установку
самоконтроль
выполнения
контрольных действий, взаимоконтроль).
НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или
какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
сопровождается
материала.
исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
Объяснение
создания.
побудить
высказыванию
предложений
последовательности
выполнения
отметить
особенности
работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Выставка работ.
9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в
разных возрастных группах:
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала
уверенность
собственных
получить
удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми
пространственных
отношений
предметами
некоторых
физических
закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные
практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:
прямоугольный
совмещая
приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает
использовать
закрепления
пластилин;
применять
поделках
катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:
сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети
обучаются
созданию
объемных
квадратный
несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается
обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,
материалов
(катушки,
проволока
коробки),
соединяя
Формируются
самостоятельно
игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского
сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для
занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная
школе
группа .
разделить
воспитателя на несколько видов:
картоном
продолжать
обучение
складывать
прямоугольной
квадратной,
направлениях;
использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;
создавать
игрушки-забавы;
создание
предметов
подбирать
изготовлении
сувениров,
костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;
создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
завязывать
пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;
аппликацию,
используя
разнообразной
наносить
вырезать
соответствии
задуманным
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из
косточек
передавать
выразительность
создавать
общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного
возраста:
Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского
художественного творчества предметно-развивающая среда;
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
Наличие образцов изделий и поделок;
Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для
оформления
дошкольного
учреждения,
подготовки
атрибутов
спектаклей,
организации выставок, участия в конкурсах;
Создание музея детских поделок, альбомов, книг;
Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности
с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду
необходимо провести определенную предварительную работу:
Создание выставок;
Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);
Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);
Экспериментирование;
Просматривание диафильмов;
Чтение литературы;
Рассматривание картин;
Экскурсии;
Коллажи;
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и
художественным трудом в ДОУ:
Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,
кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена
овощей и цветов)
Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,
трубочки, фантики и т. д.)
Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) -
Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.
Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Условия успешной организации ручного труда:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского
художественного творчества предметно - развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание
эмоционально-положительной
творческой
атмосферы
процессе
совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для
оформления
дошкольного
учреждения,
подготовки
атрибутов
спектаклей,
организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и
мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с
провоцировать
родителей
оценивание
результатов
художественного
творчества детей.
практика
современного
нетрадиционного
детского
художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной
и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития
Требования к организации ручного труда в детском саду
конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических
(сгибание
перевязывание,
плетение,
склеивание)
которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые
соединения
композиционное
воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить
конкретное практическое применение;
В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой
детям работы;
В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
Используемые
воспитателем
педагогические
помогают
осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
выполнении
предусмотреть
воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а
самостоятельности
организации,
планировании
осуществлении
трудового процесса.
Трудовое
воспитание
формирует
дошкольников
нравственные
доброжелательность,
сочувствие,
моральные
личности:
бережливость,
трудолюбие,
правдивость,
сознательность.
трудовом
воспитании
моральная
дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,
материалам,
заботливое
отношение
художественной
литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с
сезонными
изменениями
Ознакомление
взрослых
осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или
рассказов
организация
совместной
деятельности
взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл
такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого
ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.
Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от
проявления интереса к деятельности.
Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,
успешное выполнение заданий педагога.
характер
деятельности
инициативу,
активность,
творчество
влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.
Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу
положительных
взаимоотношений
особенно
выполнение
коллективных
дошкольников
формируются
взаимопомощи,
способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой
деятельности.
Накапливается
положительный
коллективной
трудовой деятельности.
Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне
занятий, во время самостоятельной деятельности.
обучения
художественному
являются
изготовления
предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких
Например,
занятиях
приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает
сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на
поддержания
общественного
реализацию
занятия – сформировать навыки изготовления поделки.
формирует
создания
поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть
обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные
части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это
необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.
последовательность
рассматривания
образцов,
придерживаться
выработанного
особенно
подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и
тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите
сделать в уголке труда».
Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель
раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных
знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или
образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после
занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.
Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги
задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.
деятельности
осуществляется
успешности
решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует
научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно
поставленной
Постепенно
усложняя
активизируя
детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной
деятельности.
Применяя
полученные
осознают их значение в практической деятельности.
позаботиться
необходимые
материалы
засушенные
растения,
веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в
большом количестве.
воспитателя
методических
декоративно-прикладного
искусства
художественно-творческой
деятельностью
многовариантность
исполнения творческих заданий;
«Эмоциональная
методика»
духовно-эстетического
способствующая
развитию
увлеченности
познавательного
интереса;
Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;
использование
различных
историко-
социологических сведений о местных художественных промыслах;
Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с
различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном
отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а
также в развитии художественного вкуса;
Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные
индивидуальные
консультации,
анкетирование,
родительские встречи, семинары - практикумы.
Литература
Художественный
Учебно-методическое
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М.
Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».
Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.
С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.
Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.
Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.
Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.
В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:
· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.
· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.
В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.
В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».
Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.
Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.
Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах
Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.
Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.
Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:
Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:
· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
· наличие образцов изделий и поделок;
· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
· создание музея детских поделок, альбомов, книг;
· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:
· создание выставок
· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)
· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)
· экспериментирование
· просматривание диафильмов
· чтение литературы
· рассматривание картин
· экскурсии
· коллажи
Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:
· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)
· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.
· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.
Заключение
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.
В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.
Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.
При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.
Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Список литературы
1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.
2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.
3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109
4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.
6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.
7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.
8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75
9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452