Дети от рождения до 3 лет. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога (Смирнова Е.О.). Рождение ребенка и уход за ним
Вот и наступил миг долгожданного счастья. В ваших руках теплый маленький комочек – самый родной на свете человек, ваш первенец. Боль, страх и переживания, если они и были, то уже давно забыты. Ведь ОН родился!
Теперь у вас настоящая полноценная семья. И с этого момента вся ваша жизнь будет подчинена этому маленькому хозяину положения. Малыш наполнит ее радостью и новыми открытиями. В его чертах вы будете находить сходство с собой и мечтать о том, кем и каким он будет. А ведь это во многом зависит от вас. С грудничкового возраста и до трех лет малыш проходит самый активный путь своего развития, у него определяются и развиваются способности, в его организме закладывается фундамент здоровья, а в характере – полезные привычки. Правильно ухаживать за малышом и развивать ребенка нужно с самого рождения, но делать это деликатно, не форсируя события и не травмируя психику. Для каждого возраста есть свои игрушки, свои игры и свои физиологические законы, которые нельзя игнорировать. Обо всем этом расскажет наша книга. Кроме того, и это самое главное, книга научит вас, как вырастить здорового малыша, что довольно непросто в наше время, когда продукты консервированы, воздух загазован, а водопроводная вода с примесями. Как выбрать экологически чистые продукты, где и сколько гулять, когда начинать путешествовать, какую воду пить и т. д. и т. п.
А пока вы оказались дома наедине с грудничком и не знаете, с чего начать: кормить, гулять или пеленать? Вы растеряны и? может быть? даже испуганы, справитесь ли? Не волнуйтесь, в нашей книге вы найдете ответы на любой интересующий вас вопрос: сколько времени нужно кормить грудничка? Что делать, если пропало грудное молоко? Почему ребенок ночью плачет? Когда начинать купать? Как обрабатывать пуповину? Как уберечь от болезней? Какие игрушки покупать? Нужно ли учить плавать с рождения? Что такое энцефалопатия и стоит ли ее бояться? Когда начинать прикорм? Как помочь, если режется первый зубик? Чем помочь при кишечных коликах и почему они происходят?
Почти каждая молодая мама, только что приехавшая из роддома, волнуется и переживает, справится ли она с трудностями. Кстати, послеродовая депрессия – явление очень распространенное и неприятное, поэтому не стоит тратить на нее время. Мы научим вас, как избежать этого. Тогда вы не только будете успевать ухаживать за малышом и получать от этого удовольствие, но и у вас останется время на себя и на мужа. Кстати, мужьям в нашей книге посвящена отдельная глава, ведь роль отца формируется в сознании малыша с первых дней. Какое участие отец будет принимать в жизни ребенка, так к нему впоследствии и будет относиться подросший малыш. Поэтому, молодые папы, не ждите момента, когда ваше дите будет способно сыграть с вами в шахматы. Начинайте с ним общаться раньше, и вам будет обеспечено взаимопонимание с сыном или дочерью на всю жизнь.
Ну а бабушки и дедушки тоже не должны стоять в стороне.
Чем большей любовью окружен малыш, тем лучше. Но у каждого взрослого – своя роль. Читайте книгу и вы найдете в ней вопросы, которые обязательно приходят в голову молодым родителям, бабушкам и дедушкам, а самое главное – ответы на них с позиций современной жизни.
1
Рождение ребенка и уход за ним
1. Первый день после родов
Вы, конечно, немного устали, ведь вы выполнили очень напряженную работу. Но не менее вас устал и ваш ребенок. Кроме того, он сейчас получил массу новых впечатлений от этого светлого, наполненного разными красками и звуками мира. Поэтому теперь он тоже должен как следует отдохнуть. А вы можете наслаждаться общением с младенцем, который сладко посапывает у вас на груди. Но пройдет всего несколько дней, как малыш начнет проявлять любознательность. Лежа на животе, он уже будет на короткое время приподнимать голову, одинаково хорошо двигать руками и ногами и даже фокусировать взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 20–30 см от него. А сегодня ему исполнился один день, впереди – большая интересная жизнь. С каждым днем он будет меняться и расти у вас на глазах и, конечно, требовать все большего внимания и ухода. Пока вы еще неуверенно берете малыша на руки, трепетно пеленаете его, осторожно дотрагиваясь до крошечных пальчиков. Но пройдет совсем немного времени, и вы станете опытной мамой, научитесь понимать ребенка и отвечать на все его запросы. А пока я помогу вам в этом нелегком, но таком благодарном деле своими советами.
Первый осмотр ребенка
Несмотря на полученные в школе будущей мамы знания и прочитанные книги, вас не оставят один на один с новорожденным, а помогут и подскажут, как его пеленать, кормить, мыть и т. д. Наблюдая, как осматривает младенца врач, вы поймете, что важно не упустить, осматривая малыша дома. А следя за руками медсестры, ловко пеленающей ребенка, вы научитесь не бояться своего малыша, а уверенно обращаться с ним. Кроме того, вам надо будет научиться осматривать своего малыша.
Самый первый медицинский осмотр вашего ребенка делает врач в родильном отделении сразу после его появления на свет. Доктор не только проверяет, все ли с малышом в порядке, но проводит необходимые процедуры:
Очищает дыхательные пути младенца путем отсасывания через нос. Иногда это делают сразу после того, как появится головка, иногда уже после того, как ребенок выйдет целиком.
Зажимает и обрезает пуповину, накладывая мазь с антибиотиком. Причем зажим могут оставить на месте еще на сутки.
Проверяет детское место и определяет его состояние, убеждаясь, что оно цело.
Проверяет ребенка по шкале Апгар, то есть оценивает физическое состояние ребенка.
Вводит глазные капли (раствор азотнокислого серебра или антибиотик), чтобы не допустить занесение гонококка.
Проверяет, правильно ли выглядят все части тела, считает пальцы на руках и ногах.
Делает инъекцию витамина К для улучшения свертываемости крови ребенка.
Взвешивает ребенка. Средний вес младенца составляет 3,4 кг, а нормальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг.
Измеряет рост ребенка. Средний рост составляет 50 см, а в норме колеблется от 46 до 56 см.
Измеряет окружность головы. Средняя составляет 35 см, нормальной считается окружность от 32,8 до 37,3 см.
Берет кровь из пятки для анализа на фенилкетонурию и гипотиреоз, кровь из пуповины для определения резус-фактора и других обязательных анализов, в том числе на содержание сахара в крови.
Определяет гестационный возраст, то есть время, проведенное в утробе. Это касается недоношенных детей.
После проведенного осмотра ребенку надевают на ручку идентификационную табличку, позволяющую не перепутать ваше дитя с другими младенцами.
Этот осмотр, скорее всего, вам не удастся увидеть своими глазами. Даже если вы будете присутствовать при нем, то вряд ли запомните и сможете задавать интересующие вас вопросы, поскольку вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе. Но на следующий день доктор повторит осмотр с вашим непосредственным участием и даже проведет его более детально. Тогда вы сможете задать все интересующие вас вопросы. Конечно, вам будет интересно узнать, что такое шкала Апгар и высоко ли оценено физическое состояние вашего ребенка, а также многое другое. Чтобы вы были более компетентны в этих вопросах, вам стоит познакомиться с общими понятиями заранее.
Правила для мамы в первые дни после родов
Чтобы быстрее восстановить свои силы, вам надо соблюдать некоторые правила. Вот они:
Первые сутки после родов как можно больше лежите на спине. Вставайте только при необходимости.
Прикладывайте ребенка к груди по его требованию.
Больше пейте и ешьте легкоусвояемую пищу.
Чаще опорожняйте мочевой пузырь. Не терпите!
В конце вторых суток выбирайте еду со слабительным эффектом или принимайте легкое слабительное средство.
Надевайте только хлопчатобумажное белье.
Промывайте промежности отваром коры дуба или ромашки.
Со второго дня принимайте контрастный душ, делайте упражнения для мышц промежности и тазового дна, а также упражнения для мышц брюшного пресса.
2. Рефлексы и возможности новорожденного
Время от времени в печати появляются сенсационные сообщения о том, что новорожденный заговорил целыми словами или сразу встал на ножки. Все это, конечно, байки. Трудно найти в мире существо, более нежное, хрупкое и ранимое! Ведь он еще так беспомощен… Но кое-что появившийся на свет младенец все же делать умеет. Хотя эти действия – пока лишь его рефлексы.
Рефлексы новорожденного – это врожденная реакция младенца на различные раздражители. Существуют особые методы, по которым определяется правильная реакция. Если она отсутствует или ослаблена, значит, у ребенка проблемы, над которыми нужно работать, или какая-либо патология развития. Каждый рефлекс новорожденного проявляется лишь определенное время, а затем исчезает. После этого малыш начинает уже осознаyно реагировать на ситуацию.
Какие же рефлексы присущи новорожденному?
Рефлексы новорожденного
Внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками. Такая реакция у малыша появляется в течение 4 месяцев и даже полугода.
Если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, то пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь. Вы можете и сами проверить эту реакцию на малыше. Она будет продолжаться еще долго – от 6 месяцев до 2 лет, после чего пальцы сгибаются внутрь.
Попробуйте прикоснуться к щеке младенца и погладить ее – он тут же повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать. Сосательный рефлекс продолжается до 3–4 месяцев, а то и дольше. Особенно явно он проявляется во сне.
Это очень веселый рефлекс, который демонстрирует желание малыша ходить. Возьмите новорожденного под мышки и старайтесь удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью. Он поднимет сначала одну ногу, потом другую, как бы совершая шаги. Этот рефлекс проявляется на пятый день после рождения и продолжается до 2 месяцев. Однако не думайте, что ребенок по-настоящему учится ходить, – это всего лишь рефлекс.
Играя с ребенком, вы и сами можете обнаружить этот рефлекс. Попробуйте прижать палец к его ладошке, и он тут же сожмет его всеми пальчиками, да так крепко, что трудно будет освободиться. Хватательный рефлекс продолжается до 4 месяцев.
Только не подумайте, что у вашего малыша особый спортивный талант – так поступают все новорожденные дети, а именно принимают «фехтовальную стойку», если их положить на спину. При этом голова ребенка повернута набок, рука и нога с одной стороны вытянуты, с противоположной – поджаты. Этот рефлекс может присутствовать при рождении или проявиться приблизительно в 2 месяца и исчезнуть около 6-месячного возраста.
Определение этих рефлексов может стать веселой игрой с малышом, только не стоит очень утомлять ребенка, заставляя «шагать» или постоянно поворачивать головку то в одну, то в другую сторону. Если рефлексы не работают должным образом, не пугайтесь, ведь ребенок может устать, или вы что-то делаете не совсем правильно. Повторите эксперимент еще раз, и если вас что-то насторожило, посоветуйтесь с доктором.
Что такое шкала Апгар
Шкала Апгар – это обязательный и самый первый тест, по которому проверяют развитие только что родившегося ребенка. Изобретателем теста была анестезиолог Виржиния Апгар, которая предложила оценивать состояние ребенка по пяти категориям и десятибалльной системе. Наблюдения делают два раза: через минуту после рождения и через пять минут. Хорошему развитию и физическому состоянию малыша соответствует оценка от 7 до 10 баллов. Таким детям требуется обычный уход. Удовлетворительным состоянием ребенка считается оценка от 4 до 6 баллов, но этим детям оказывают некоторые реанимационные процедуры. А результат ниже 4 баллов требует немедленного оказания помощи для спасения их жизни. После проведенных мероприятий такие дети, как правило, догоняют в развитии своих сверстников.
Для оценки состояния ребенка проверяются основные параметры: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи. Показатели сверяют по следующей таблице:
Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона
Этот тест используют реже, однако считается, что он более информативный и показательный в смысле дальнейшего развития ребенка. Тем не менее, ввиду того, что этот тест более трудоемкий, он не вошел в активную практику детских врачей, хотя в определенных случаях все же используется. По вашему желанию доктор может оценить малыша по тесту Бразелтона, разработанному детским врачом. Наблюдение за ребенком проводится в течение 30 минут, но может продлиться и несколько дней. Для этого применяются различные раздражители: колокольчики, цвета, формы, погремушки, огоньки. А доктор проверяет, как новорожденный реагирует на них и вообще относится к их присутствию рядом.
При этом анализируются четыре показателя:
Интерактивное поведение – то, как ребенок общается с людьми, включая его активность и защитную реакцию.
Моторное поведение – рефлексы и мышечный тонус.
Контроль физиологического состояния – насколько быстро ребенок способен успокоиться самостоятельно или с посторонней помощью после того, как был выведен из равновесия.
Реакция на стресс, в том числе на испуг.
В отличие от предыдущего теста, здесь подсчитываются не средние баллы, а наивысшие. То есть задача исследователя состоит в том, чтобы выявить самые лучшие показатели поведения ребенка, для этого он опирается на помощь мамы.
Использование этого теста необходимо в том случае, если ребенок имеет какие-либо проблемы с весом или кажется нервным. Наблюдения за ребенком не только дают возможность увидеть его наилучшие стороны, но и пробудить его потенциальные возможности.
Что может новорожденный
Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.
Первый объект, который выделяет ребенок, – человеческое лицо. В результате сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку является попыткой воздействовать на взрослого.
В течение первого года жизни идет активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребенок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.
3. Уход за новорожденным
Ну вот, вы и убедились, что ваш ребенок родился здоровым с нормальными физическими показателями. Теперь можно немного расслабиться и начать осваивать новую науку – науку ухода за новорожденным. Сейчас, пока вы в роддоме, помыть и спеленать малыша вам поможет медсестра, но лучше начинать все делать самой, иначе дома вы можете растеряться. Итак, не тревожьтесь: ребенок – хоть и нежное создание, но не фарфоровый, чтобы бояться прикоснуться к нему. Возьмите малыша на руки и крепко прижмите к себе – вы опять вместе. Совсем скоро вы отправитесь домой, где малыша встретит светлая комната с красивой кроваткой и другими вещами, так заботливо приготовленные вами в то время, когда вы трепетно ожидали этого счастливого момента – возвращения домой вместе.
Первый день дома
Итак, вы первый день дома. Ваш малыш сладко потянулся в своей кроватке. Пока он еще не хочет есть, можно воспользоваться этим временем и внимательно осмотреть малыша. Положите его на пеленальный столик или специальную доску, покрытую толстым одеялом и сверху пеленкой. Следите за тем, чтобы поверхность была ровной, а не покатой. Рядом со столиком должны находиться все необходимые средства для утренних процедур. Итак, начнем.
Утренние процедуры
Сначала осмотрите глаза. Глазные щели должны быть одинаковой величины. Небольшие кровоизлияния на склере могут остаться после родов, но пусть это вас не беспокоит – они скоро пройдут. Посмотрите, нет ли выделений из глаз. Промывайте глаза в любом случае. Если вы заметили выделения на одном глазу, начинайте промывать со здорового глаза, чтобы не занести в него инфекцию. Намочите в заранее подготовленной миске с теплой кипяченой водой стерильный ватный тампон. Мягкими движениями промойте глазки от наружного угла глаза к носу, каждый раз меняя тампон. Обязательно сообщите доктору о замеченных выделениях из глаз.
Возьмите стерильный кусочек ваты и туго свейте из него жгутик. Затем слегка смочите его в заранее стерилизованном вазелиновом или подсолнечном масле. Для этого пузырек с маслом с чуть приоткрытой крышкой нужно поставить в кастрюльку с водой, которую поместить на огонь и 10 минут прокипятить, после чего остудить. Масляным жгутиком размягчите корочки в носу, поворачивая его в носовых ходах вокруг своей оси. Следующим, уже сухим, жгутиком удалите размягченную корочку. Ватные палочки применять ни в коем случае нельзя, так как можно поцарапать нежную слизистую оболочку носа младенца.
Под краном умываться еще рано, поэтому используйте миску с кипяченой водой. Ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, аккуратно протрите лицо. Затем промокните его мягким полотенцем или чистой пеленкой. Если кожа на щечках слегка шелушится, после умывания ее нужно смазать детским кремом, взяв его на кончик пальца.
Нежно нажимая пальцем на подбородок малыша, оттяните его вниз. Если слизистая рта чистая, влажная и розовая, то никакой обработки делать не нужно. Если во рту появился белесоватый налет, нужно показать малыша врачу. Скорее всего, это молочница, которая встречается достаточно часто. В этом случае слизистую рта необходимо смачивать 2-процентным раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Чтобы сделать процедуру, нужно нажать большим пальцем на подбородок ребенка, побуждая его открыть рот, а затем обработать слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедуру повторяют каждые 2–3 часа перед кормлением ребенка. Кроме этого, врач может посоветовать обрабатывать слизистую, покрытую молочницей, раствором буры в глицерине и порошком нистатина.
Ушные раковины протирайте влажной отжатой хлопчатобумажной салфеткой, а внутри обрабатывайте сухими ватными жгутиками, но ни в коем случае не ватными палочками, которые могут повредить слуховой проход.
Не забывайте обрабатывать нежную кожу ребенка за ушками, где часто образуются опрелости и корочки. Чтобы не допустить этого, после промывания и просушивания складки за ушами протирайте вазелиновым маслом или детским кремом.
Подмывать малыша нужно как можно чаще под струей теплой проточной воды, чтобы на коже не появлялись опрелости. А после опорожнения кишечника и мочеиспускания делать это нужно обязательно.
Возьмите малыша под мышки левой рукой так, чтобы он опирался на нее животом, и придерживая за спинку правой рукой, несите его в ванную комнату. Настройте кран на теплую воду, возьмите на руку немного детского мыла или специального геля для купания младенцев и тщательно промойте промежность и половые органы, направляя движения руки спереди назад. Затем еще раз тщательно промойте водой и промокните пеленкой, висящей рядом на теплой батарее. Для этого вам придется вновь освободить правую руку. Но не волнуйтесь, вы спокойно удержите малыша одной левой рукой, а такое «висячее» положение ему даже нравится. После такого туалета приступаем к обработке кожи младенца.
Внимательно осмотрите подмышечные впадины, складки в паховой области, шею, кожу за ушами, слуховые проходы, пупочную ранку и кожу вокруг нее. Если вы одеваете ребенка правильно, то есть в соответствии с температурой воздуха в комнате, опрелостей и потницы быть не должно. Влажную кожу малыша вытирать не нужно, чтобы не поцарапать, – просто промокните ее мягким полотенцем или салфеткой. Проверьте, чтобы все кожные складочки были сухие: за ушками, на шее, под мышками, на сгибах локтей, в паху, между ягодицами, под коленками, у ступней. Протрите их аккуратно ватным тампоном, сначала просто влажным, а затем смоченным вазелиновым маслом. Можно также воспользоваться специальным лосьоном для новорожденных или предназначенными для этого детскими гигиеническими салфетками. Присыпку можно использовать в исключительных случаях. Обычно ее применять не рекомендуется, потому что присыпка забивает поры, в результате кожа не дышит.
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Период младенчества
Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.
Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).
Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.
Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным . Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство . Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость . Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию , она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте . В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм . Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность : та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание . 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Дорогие родители!
Для того чтобы ваш ребенок рос физически и психически здоровым, вам необходимо обеспечить его правильным питанием.
Идеальной пищей для младенца является грудное молоко. Это натуральное и легкое в усвоении питание, к тому же стерильное и подогретое до оптимальной температуры. Оно наилучшим образом удовлетворяет потребности ребенка в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.
Если вы по каким-то причинам не можете кормить малыша грудью, это не трагедия. Развитие науки привело к тому, что современные молочные смеси почти идентичны по составу грудному молоку, хотя и не подходят идеально всем малышам. Смесь, оптимальную для вашего крохи, подберет доктор.
Спустя несколько месяцев после рождения малыша наступает время для введения прикорма, начала приучения крохи к взрослой пище. В этот период важно прислушиваться к рекомендациям врача, который наблюдает за вашим ребенком.
Питание детей с 1 года до 3 лет существенно отличается от вскармливания грудных детей и приближается к рациону взрослых, но при этом имеет свои особенности. Некоторые продукты «с взрослого стола» абсолютно противопоказаны малышам. Поэтому очень важно придерживаться принципов рационального детского питания, что в конечном счете сохранит здоровье малыша, а также ваши нервы, время и деньги.
У всех родителей разные проблемы, связанные с питанием ребенка. Одни изо всех сил борются, чтобы кроха хоть что-нибудь съел, а другие хлопают своего малыша по пухлым ручкам, которые тянутся к очередному куску пирога или котлетке.
Естественно, все родители хотят, чтобы питание принесло ребенку пользу. А поэтому очень важно кормить его по всем правилам. На себе мы можем экспериментировать, пробуя различные диеты, но обходиться так со своим ребенком не имеем права.
В любом случае, у вас есть возможность проконсультироваться лично со специалистом, который поможет составить меню для вашего ребенка. Мнения диетологов неоднозначны, поэтому последнее слово остается за вами, и ответственность за питание и, следовательно, здоровье вашего чудесного малыша лежит на вас! Руководствуйтесь не только полученными знаниями, но и любовью к своему ребенку.
В книге вы найдете рецепты вкусных и полезных блюд, которые можете готовить не только для своего малыша, но и для всей семьи. Они соответствуют принципам здорового питания, справедливым в течение всей жизни человека.
Грудное вскармливание
Значимость грудного вскармливания
Грудное молоко – самый естественный биологический продукт и лучшая пища для ребенка первого года жизни. Оно наилучшим образом удовлетворяет потребности организма младенца в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах. Причем все основные питательные составляющие находятся в нем в необходимых сочетаниях. Грудное молоко также содержит множество незаменимых высокоактивных биосоединений.
В состав женского молока входят более 100 жизненно важных ингредиентов, которые нельзя найти в другом природном источнике или синтезировать в лаборатории, причем важность состоит не только в количестве полезных веществ, но и в их сочетаемости друг с другом. Например, кальция и фосфора в женском молоке меньше, чем в коровьем, но усваиваются они гораздо лучше, благодаря чему малыши реже болеют рахитом. А таких важных элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера, селен, содержится в грудном молоке ровно столько, сколько требуется совсем маленькому ребенку. Именно поэтому дети-естественники обычно не сталкиваются с проблемой анемии. Нагляден пример и с натрием: в коровьем молоке его в 4 раза больше, чем в женском, но малыш от этого только проигрывает: велика вероятность, что в будущем он столкнется с вегетососудистой дистонией, т. е. перепадами артериального давления.
Развитие науки привело к тому, что современные молочные смеси почти идентичны по составу грудному молоку, но не подходят идеально всем малышам. Грудное же молоко приспособлено к индивидуальным особенностям малыша, которому предоставляется возможность «выбрать» из организма матери нужные компоненты. Оно подходит для любого младенца; не может быть или слишком жирным, или очень водянистым. Удивительно, но организм кормящей матери настолько мудр, что чутко реагирует на запросы своего малыша, поэтому состав грудного молока оптимален именно для конкретного ребенка, т. е. материнский организм вырабатывает эксклюзивный продукт для своего младенца, так как состав грудного молока изменяется по мере роста малыша, питательные компоненты приспосабливаются к потребностям ребенка, его состоянию. Например, в молоке мамы недоношенного ребенка больше белка, чем у мамы, родившей в срок, потому что малыш появился на свет рановато, и ему надо помочь окрепнуть.
В составе материнского молока могут происходить резкие изменения даже на протяжении одного кормления! Это ли не чудо природы?!
Если мама кормит по требованию, а малыш прикладывается к груди по самым разным поводам, то любое беспокойство и дискомфорт он прежде всего пытается «полечить» маминым молочком. И что удивительно, молоко «чутко откликается» на запросы крохи, оно «знает», что жадное, активное и коротенькое прикладывание означает, скорее всего, желание попить. В ответ на это малыш получает жиденькое, водянистое «переднее» молоко, богатое водорастворимыми витаминами, а более продолжительное, «ленивое» посасывание груди даст совсем другое – жирное, богатое ферментами и жирорастворимыми витаминами «заднее» молоко, которое и усваиваться будет также неторопливо, но именно оно даст стабильную ежемесячную прибавку в весе.
Оказывается, самочувствие и поведение грудного ребенка влияет на состав молока его мамы.
В молоке женщины, слышащей плач своего уставшего крохи, который никак не может уснуть, мгновенно появляются вещества, напоминающие естественные транквилизаторы.
На крик ребенка, которого мучают колики, организм мамы отвечает выбросом в молоко обезболивающих веществ.
Исследователи пока не могут дать ответ, как именно происходит процесс распознавания плача, но очевидно, что «умный» продукт – грудное молоко – решает задачи, которые пока современной науке и медицине кажутся фантастическими.
Известно, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже болеют, чем их сверстники-искусственники, питающиеся смесью. В чем же здесь дело? Разгадка в составе материнского молока.
Состав женского молока
Вода
На 87,5 % молоко состоит из воды, поэтому ребенка первых четырех месяцев жизни не стоит дополнительно поить (исключением может быть жаркая погода или медицинские показания).
Белки
В зрелом молоке примерно 1 % белка. Это очень мало на первый взгляд, но его ровно столько, сколько необходимо ребенку. Этот белок состоит в основном из нежных альбуминов и глобулинов, которые легко перевариваются и усваиваются детским организмом. А вот грубого казеина в грудном молоке в десятки раз меньше, чем в коровьем. В процессе пищеварения казеин под действием желудочного сока образует более крупные хлопья, чем сывороточные белки, и труднее всасывается. Грудное молоко образует в желудке практически неразличимые глазом хлопья, которые легко перевариваются и быстро выводятся. Сывороточные белки женского молока представлены в основном альфа-лактоглобулином, важным компонентом ферментной системы в синтезе лактозы.
Заменители грудного молока производятся на основе коровьего молока и в качестве сывороточного белка содержат бета-лактоглобулин, известный как сильный аллерген. Именно реакция на это вещество обычно служит поводом перевода ребенка на соевую смесь.
Аминокислоты
В женском молоке содержатся незаменимые аминокислоты, среди которых наиболее важными являются цистеин и таурин, так как их синтез в организме детей раннего возраста затруднен. Цистеин важен для малышей, родившихся преждевременно, а таурин необходим для созревания и развития центральной нервной системы и служит нейропередатчиком и нейромодулятором.
Углеводы
Основной углевод грудного молока – лактоза (молочный сахар) – обеспечивает до 40 % энергетических потребностей растущего организма малыша. Лактоза способствует усвоению кальция и железа, синтезу микробами кишечника витаминов групп В, К, стимулирует образование кишечных колоний Lactobacilus bifidus, угнетает рост кишечной палочки. Помимо лактозы, в грудном молоке есть небольшое количество галактозы, фруктозы, олигосахара.
Жиры
В грудном молоке жиры находятся в виде микроскопических шариков. В молозиве содержится 2 % жира, в зрелом молоке – до 4,5 %. Интересно, что в течение одного кормления жирность молока меняется. Если малыш дремлет, сосет грудь долго, то, вероятнее всего, в это время он получает «заднее» молоко, в котором концентрация жира в 4–5 раз выше, чем в «переднем». Поэтому не рекомендуется отрывать ребенка от груди до тех пор, пока он сам ее не отпустит. Исследования ВОЗ доказали, что дети сами регулируют свое энергетическое насыщение. Жирные кислоты, которые входят в состав грудного молока, необходимы для созревания нервной системы.
Иммунные факторы
Материнское молоко, с одной стороны, само обладает защитными свойствами, а с другой – стимулирует развитие собственной иммунной системы малыша. В организме матери постоянно вырабатываются антитела против бактерий и вирусов, которые попадают к ней в организм и, естественно, в молоко. Эти антитела защищают младенца от различных возбудителей заболеваний. В грудное молоко, кроме того, попадают фрагменты вирусов, стимулирующих чувствительность к ним детского организма, в результате чего происходит эффективная иммунизация. В связи с тем что материнское молоко содержит иммунологические вещества, груднички меньше болеют, а если и заболевают, то болезнь протекает легко, и они быстро выздоравливают. Кроме того, дети, находящиеся на грудном вскармливании, хорошо переносят прививки. Ни одна молочная смесь не содержит такие защитные факторы, как иммуноглобулины, ферменты, фагоциты.
Витамины и микроэлементы
В состав женского молока входят такие микроэлементы, как кальций, калий, натрий, цинк, фосфор, магний, медь, а также витамины A, E, D.
В грудном молоке содержатся вспомогательные вещества, благодаря которым, например, железо женского молока всасывается на 70 % (для сравнения: железо коровьего молока – на 30 %).
В молозиве и раннем («переднем») молоке большинство витаминов находится в большей концентрации, чем в зрелом и позднем («заднем») молоке. Поэтому помните, что перед кормлением не стоит сцеживать «переднее» молоко, богатое витаминами, иначе они не достанутся малышу, который так в них нуждается.
Преимущества грудного вскармливания для ребенка
Исследования показали, что малыши, вскормленные грудью, растут более крепкими и развитыми.
Высасывание молока из груди – работа для малыша, в результате которой развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что благотворно влияет на формирование и рост зубов. У детей-естественников правильно формируется прикус, они лучше произносят звуки, более четко говорят.
Грудное вскармливание существенно снижает риск развития синдрома внезапной смерти ребенка.
Дети, вскормленные грудью, реже подвержены легочным, ушным инфекциям и инфекциям мочевыводящих путей, развитию гастроэнтерита, возникновению аллергических заболеваний.
Жир материнского молока хорошо усваивается организмом ребенка, это позволяет ему избегать лишнего веса. К тому же дети, вскормленные материнским молоком, практически не подвержены ожирению во взрослой жизни.
Материнское молоко способствует развитию благоприятной флоры кишечника, что предупреждает нарушение функций пищеварительной системы. Оно прекрасно переваривается, поэтому у малышей, находящихся на грудном вскармливании, почти не бывает запоров. Этим чаще всего страдают дети-искусственники.
Естественным вскармливанием можно защитить малыша от потницы и пеленочного дерматита, а также от заболеваний в более старшем возрасте (сахарного диабета, остеопороза, артроза, рассеянного склероза).
Благодаря грудному вскармливанию у ребенка потом практически не отмечается аллергии, бронхиальной астмы, респираторных инфекций, отита, а в более позднем возрасте – хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Грудное вскармливание на 27 % снижает риск возникновения лейкоза у детей.
Дети, вскармливаемые грудным молоком, начинают ходить и говорить в среднем на два месяца раньше, чем дети, находящиеся на искусственном вскармливании.
Согласно исследованиям американских ученых, чем дольше мама кормит ребенка грудью, тем выше вероятность того, что он будет хорошо учиться в школе. Это связано с содержанием в грудном молоке жирных кислот, входящих в состав серого вещества мозга и отвечающих за точную передачу нервных импульсов, а также способствующих развитию интеллекта у ребенка. Для того чтобы малыш получал эти полезные вещества вместе с молоком, кормящей маме следует соблюдать специальную диету, в которую входят морская рыба и зелень.
Молоко матери помогает ребенку преодолеть биоритмологический и метеопатический стрессы. В будущем малыш, получавший грудное вскармливание, будет выгодно отличаться от своих сверстников-искусственников сравнительно более стабильной психикой и более высокими общей адаптивностью и стрессоустойчивостью.
У детей, вскормленных грудью, в будущем, как правило, создаются крепкие семьи, а сами они более чутки и добрее искусственников.
Мужская потенция и женская фертильность напрямую зависят от того, кормила ли женщина младенца грудью.
Польза грудного вскармливания для женщины
Кормление грудью также очень полезно и для самой женщины.
Оно помогает ей восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет грудь, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.
Кормление одного ребенка на протяжении хотя бы трех месяцев уменьшает риск заболевания раком груди и раком яичников на 50 и 25 % соответственно. Грамотное грудное вскармливание – мощный фактор профилактики опухолевых процессов в молочной железе и яичниках. Во время вскармливания ребенка грудью у женщины уменьшаются и даже исчезают имевшиеся у нее в железах опухоли. Старайтесь кормить своих детей грудью по крайней мере несколько месяцев.
В период грудного вскармливания у женщины повышается иммунитет. Обменные процессы в организме кормящей матери проходят более интенсивно. Вследствие этого ускоряются процессы выведения токсинов и обновления костей и тканей. Организм становится менее восприимчивым к возбудителям инфекций.
Грудное вскармливание помогает маме восстановить свой добеременный вес. На протяжении девяти месяцев ожидания организм женщины делал запасы для последующего выкармливания ребенка. На ежедневную выработку молока он затрачивает около 600 ккал. Длительное кормление малыша естественным способом поможет кормящей маме вернуть прежнюю привлекательность.
У кормящих мам, больных сахарным диабетом, уменьшается потребность в инсулине.
Матери, кормящие грудью своих малышей, рассказывают, что они испытывают огромное удовольствие от близости ребенка, от сознания, что они дают своему крохе то, что никто другой в мире не сможет ему дать. Мать и ребенок взаимно счастливы от того, что нужны друг другу, и их любовь при этом крепнет.
Наверняка еще до того, как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже не одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье нейропсихолог Валентина Паевская хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.
1. Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» - это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз - посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.
2. Ребенку по наследству передается только темперамент - сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.
4. Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».
5. Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.
6. Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам - это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки - пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно - пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие.Главенствует двигательный интеллект - ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.
7. Как только ребенок начинает ходить сам - происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать.
8. После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов - «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома - всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».
9. Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше - это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.
10. Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов - приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» - ребенок психологически отделяется от взрослых.
11. В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.
12. Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка - залог его гармоничного развития!
Первый раз Валентина Паевская приезжает в Тюмень со своими двумя главными семинарами!
"В мельчайших подробностях о всех нюансах периода от рождения до 3-х лет я рассказываю на одноименном семинаре уже более 8 лет. Если Вы только готовитесь стать родителями или Вашему ребенку почти 3 года - Вам необходимо знать эту информацию, чтобы понимать, что ждет впереди, а что было сделано «не так» и каким образом исправить. Первые три года жизни - основа личности человека на всю жизнь. Я расскажу Вам то, о чем не пишут в книгах и не рассказываю врачи на приеме!", - говорит Паевская.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период - период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.
Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.
Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими - это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.
С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку - главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.
Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.
Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.
Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача - при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.
В четыре - пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.
Через две - пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три - пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.
Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев - на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух - трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести - семи лет.
В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.
Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач - происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.
Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.
С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Лучшие учителя для малыша - это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.
Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
- Первый год - эмоциональное общение;
Второй год - предметная деятельность;
Третий год - игровая деятельность.
Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.
В возрасте двух с половиной - трех до пяти - шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.
Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.
Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.
Обучение - это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.
При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.
Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже - тянется к нему, а затем - представляет этот предмет взрослому или указывает на него.
Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.
На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.
В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.
Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.
Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:
Лучшие учителя для малыша - это родители;
Обучение - это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;
Не надо проверять своего ребенка;
Любознательность поддерживается быстротой и новизной;
Не следует принуждать ребенка к обучению.
Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.