Для чего русской девушке коса. Тайны русской косы
Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником. Однако коса была не просто прической...
До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.
Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.
Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.
Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.
Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.
О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.
Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!
Проводя свой отпуск на западном побережье Турции, в Мармарисе, большинство туристов отправляются на экскурсию на пляж "Девичья коса"
Посещение песчаного пляжа Девичья Коса (турец. Кыз Куму) является одним из популярных туров в Мармарисе. Необычный узкий пляж, протянувшийся прямо в море на длину более полукилометра, посещают ежедневно более тысячи туристов. Только здесь, вы можете в буквальном смысле прогуляться по морю, которое едва скрывает ваши щиколотки. Столь необычное природное явление встречается только в Турции и опутано легендами (читайте чуть ниже).
Попасть на удивительный пляж можно двумя способами. Либо поехать на сафари на джипах, либо прогуляться на яхте. В последнем случае целый день вы будете путешествовать вдоль побережья Мармариса, останавливаясь для купания у множества островов. Но последняя остановка ждет вас у деревни Орхание (Orhaniye).
На берегу моря, неподалеку от поселка, в море уходит шестисотметровая коса Кыз Куму (Kizkumu Plaj)
из крупной красно-желто-коричневой гальки и песка. По девичьей косе можно неспешно прогуляться прямо по Эгейскому морю. Глубина небольшая
- примерно 10-30 см. Купаться с косы можно только в той части, которая граничит с открытым морем.
Другая часть девичьей косы заиленная, покрыта водорослями и загрязнена.
На берегу, рядом с девичью косу работает пляж с лежаками, бары и рестораны. Это для тех туристов - кто боится пройтись километр вдоль Кыз Куму, по неглубокой воде. Стоимость поездки разнится в зависимости от маршрута и турагенства от 25 (яхта) до 50 долларов (джип сафари). В любом случае посещение необычного пляжа Девичья Коса в Мармарисе надолго останется в вашей памяти. Местные жители протестуют против экскурсий, поэтому не откладывайте тур и успевайте пройтись по косе Кыз Куму!
Две легенды о Девичьей косе в Мармарисе
Первая легенда. Три тысячи лет тому назад пираты осадили город Baybassos, убив короля и всех его жителей. И только
одна принцесса сумела выбежать на берег Эгейского моря. Вот незадача - девушка не могла плавать,
что бы переплыть залив. Однако в результате чуда под ее ногами вдруг возникла песчаная коса.
Девушка, было, побежала по косе, оставив захваченный город далеко позади. Но внезапно коса
кончилась и девушка, упав в воду, утонула темной ночью.
Вторая Легенда. Бедный рыбак влюбляется в принцессу, но ее отец выступает против брака. Влюбленные встречаются
в ночное время. Принцесса зажигает огонь, а рыбак плывет на маяк. На этот раз солдаты короля
схватили принцессу на берегу, но не погасили огонь. Однако принцесса все же
сумела вырваться из рук солдат и кинулась в воду, не умея плавать.
Под ее ногами чудесным образом возникла песчаная коса, по которой
она побежала к возлюбленному, словно порхая над водой. Ее движение прервал выстрел. Стрела
пронзила грудь принцессы, которая упала в воду и утонула, окрасив в красный цвет море около лодки
рыбака.
Проблемы Девичьей косы в Мармарисе
Турецкие агентства грубо нарушают протокол 2 Барселонской конвенции о Средиземном море. Тысячи туристов ежедневно вторгаются в заповедный участок моря, нарушая экологию и не давая востановиться окружающей среде. Яхты разбивают берег, отсутствие пирса - глобальная проблема. Местные жители с грустью констатируют - Если десять лет тому назад туристы ходили по косе, едва прикрывая пятки водой, то теперь уровень воды поднялся и стал примерно по колено взрослому человеку. Еще через десять лет уровень воды поднимется, вероятно, уже до талии.
В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.
Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.
Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».
Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.
Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.
В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.
В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».
Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.
Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.
история развития косы. современная ее необходимость
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
“Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Русская коса – девичья краса»
Выполнили ученицы 5 класса
МОУ «Морозовская СОШ»
Ермолина Дарья
Наволоцкая Ольга
Руководитель:
Учитель физики математики
Сверкунова В.Н.
2012 г.
Актуальность
В последние десятилетия Российской истории характеризуются сменой не только экономического уклада, но и духовной мировоззренческой сферы. Повысился интерес к истокам русской культуры и народных традиций. Традиционный женские русские прически поистине уникальны, они позволяют понять смысл важнейших этапов в жизни женщины: девичество, сватовство, венчание, замужество. Собранный в работе материал поможет понять магию такой простой прически как «Русская коса».
Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.
Мир изменился, и иметь свою «косу до пояса» стало практически невозможно. Листаешь модные журналы, завидуешь моделям. «Ах, какие у них волосы – мне бы такие» - сколько замечательных причесок можно сделать из длинных волос! Но именно в этой работе я хочу рассказать о косе и ее истории.
Цели работы:
- изучение материалов по истории русской косы;
- изучение верований связанных с русской косой;
- оформление постера;
- составление презентации.
Результаты работы:
- собран иллюстративный материал по истории русской косы.
- составлена презентация «Русская коса – девичья краса»
- основной результат работы – возможность использовать данный материал в создании современных причесок к праздникам.
Коса́
- причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Помните
библейского
Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы - самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей - о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа - коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы - традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят - все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.
Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы. Единственное разделение - на девичьи и женские прически.
Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину.
Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две.
Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом.
На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».
Заплетали косички чаще всего в три прядки одна поверх другой. Это еще одна отличительная черта детской прически. Мамы вплетали одну прядь под другую. Иногда косы плели в четыре и большее число прядок. На севере России такая прическа называлась «бесчисленница».
На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка - “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”. А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником)
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже.
На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы.
В других случаях «опростоволоситься» означало покрыть себя и своего мужа позором. Молодые девушки и девочки тоже заплетали косу, одну, украшали ее лентами, гордились ей. Утрата косы была еще большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти замуж. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.
В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе" Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с короткой стрижкой.
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
Хочешь сама заплести косу, как это делали в старину? Тогда хорошенько расчеши волосы гребнем на прямой пробор. Смочи их квасом или соленой водой, раздели на три пряди и вплетай одну поверх другой. Над ушами лучше оставить завитые прядочки. Хорошо бы украсить косу косником. Это плотный треугольник из кожи или бересты, обшитый кожей и украшенный бусами. В праздники к прическе подвешивали рясы - спускающиеся вдоль щек нити жемчуга. На лоб - жемчужную сетку.
Нашим далеким предкам было свойственно обогащать традиционное восприятие предметов символическими смыслами. Даже обычная прическа славянок имела значение. Так, длинная коса была прерогативой молодых девушек. В наше время косички заплетают маленьким девочкам – на Руси же их коротко стригли до самого девичества. Длинная коса с вплетенной лентой обозначала, что девица уже может быть засватана.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической. Например, на славянских свадьбах косу девушки распускали и заплетали две косы. История древних славян рассказывает нам о том, две косы были показателем вступления девушки в брачную жизнь. Прическа замужней женщины отличалась тем, что обе косы закалывали так, чтобы удобно было носить головные уборы. Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в одну косу, могли носить только девушки на выданье. В древности девушкам не нужны были особенные прически, и тем более не существовало таких понятий, как стрижка для овального лица, короткие стрижки. Универсальной прической женщины была одна или две косы.
На Руси считалось, что расплетенная коса – символ траура или бесчестия. Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.