Игры азбука 6 7 лет. Развивающие компьютерные игры для изучения цифр. § Буквы там и буквы здесь
Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:
- Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
- Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
- Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Цель
: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание : воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Игра «Чей голосок?»
Цель : развивать слуховое восприятие.
Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал :
Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Ку-ка-реку!
Игра «Угадай звук»
Цель : отрабатывать четкость артикуляции.
Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.
Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание : воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «Кто больше?»
Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание : каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина»
Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Лого»
Цель : развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал : аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Цепочка»
Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание : один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?»
Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель
Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Телеграф»
Цель : развивать умение делить слова на слоги.
Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Алфавит в картинках для детей
Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.
Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.
Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.
Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц
Такими навыками, как чтение и письмо, большинство взрослых пользуется ежедневно, не задумываясь. А ведь когда-то каждый из нас знакомился с удивительным миром с ребенком 5 лет и стоит ли начинать изучение азбуки в более раннем возрасте?
Когда пора знакомиться с буквами?
Тема раннего развития невероятно популярна в наши дни. Многие приверженцы обучения с пеленок советуют знакомить малышей с алфавитом не позднее первого дня рождения. И действительно, практически все дети в раннем возрасте настоящие гении. При условии регулярных занятий уже к 2 годам ребенка можно научить многому. Но помните о том, что без регулярного повторения пройденного материала малыш совсем скоро его забудет.
В каком же возрасте наиболее полезно учить буквы оптимальный вариант - начать заниматься примерно в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш имеет богатый словарный запас и достаточно много знает об окружающем мире. После изучения азбуки с ним можно переходить к основам чтения и письма. Регулярно используя полученные знания и углубляя их, ребенок точно не забудет буквы.
Секреты успешного изучения алфавита
Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное - вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.
Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.
Создаем правильную обучающую среду
Для облегчения процесса усвоения новой информации полезно задействовать Добавьте немного букв в интерьер собственной квартиры и детской комнаты. Не стоит превращать весь дом в один сплошной алфавит, малыш может утомиться от переизбытка информации. Буквенный коврик-пазл, декоративные подушки с именем ребенка, крупные четкие надписи в интерьере в умеренных количествах невероятно хороши. Ежедневно наблюдая такие детали, малыш начнет самостоятельно проявлять к ним интерес. И это отличная возможность для родителей рассказать о буквах и назвать каждую из них.
Знаете ли вы, каким должно быть правильное произношение русского алфавита для детей? Многие современные специалисты советуют учить не названия букв, а звуки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии было проще научить ребенка читать. Самыми простыми считаются гласные буквы, состоящие из одного звука. А самыми сложными - шипящие согласные и гласные, состоящие из двух звуков. Не пытайтесь выучить весь алфавит сразу. Намного продуктивней осваивать по 4-6 букв, а затем переходить к следующей группе.
Ассоциации для быстрого запоминания
Малыши обращают внимание на предметы и изображения ярких цветов, которые выглядят привлекательно, по их мнению. Считается, что буквы алфавита для детей должны быть написаны красным цветом. Можно сделать их стилизованными, нарисовать глаза или превратить в настоящих животных. Учить такой алфавит будет намного интереснее, чем обычный.
Одно из классических пособий для детей дошкольного возраста - буквы с картинками. Задача родителей при его использовании объяснить, что буквенный символ обозначает первый звук слова, изображенного графически. Алфавит в картинках должен быть у каждого малыша, который только знакомится с миром букв. Подберите книжку-азбуку в подобном оформлении, кубики или карточки. При желании подобное пособие можно сделать своими руками. Вырежьте из плотного картона карточки подходящего размера и нарисуйте на них или наклейте буквы и картинки.
Пишем буквы
Помочь малышу повторить и запомнить буквы проще всего, если попросить его их написать. В начале занятий предложите ребенку повторять то, что рисует мама. По мере запоминания букв просите воспроизвести их по памяти. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или красками. Предложите малышу использовать мел для написания букв на специальной доске или на улице. Веселый алфавит можно нарисовать специальными красками в ванной на кафеле во время купания. На прогулке предложите писать веточкой по снегу или песку.
Несмотря на свою простоту, такие занятия невероятно эффективны. Чередуйте материалы и техники написания букв, и тогда ваш малыш с удовольствием будет заниматься каждый день.
Обучающее творчество
А вы знаете, что буквы можно не только писать? Попробуйте изготавливать их в различных техниках: лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Как выучить алфавит с ребенком 5 лет еще? Один из самых приятных и действенных способов - предложить малышу сделать собственную азбуку. Самые маленькие могут просто раскрасить крупно напечатанные или нарисованные буквы.
Еще один вид творчества, любимый всеми без исключения детьми, - аппликация. Предложите малышу наклеить вырезанные из цветной бумаги буквы на фоновый лист или собрать их из отдельных полосок. Также можно нарисовать нужную форму на основе и заклеить ее маленькими разноцветными кусочками бумаги.
Экспериментируйте и творите в различных техниках. Сделайте все буквы, а получившийся веселый алфавит повесьте на видном месте и повторяйте время от времени.
Повторение - мать учения
Не менее эффективно, чем направленные занятия, повторение пройденного материала между делом. Старайтесь ежедневно читать ребенку сказки. Обращайте внимание малыша на выделенные заглавные буквы и называйте их. Многим детям нравится рассматривать журналы и каталоги. Предложите искать самые при желании их можно даже вырезать, а затем использовать для аппликаций или составления слов. Найдите стихи и песни об алфавите и разучите их с малышом. Также можно придумывать вместе волшебные сказки, главными героями которых будут буквы. Повторить азбуку несложно во время прогулки или похода по магазинам. Яркие вывески и рекламные плакаты встречаются нам на каждом шагу. Читайте их вместе или называйте отдельные буквы.
Полезные пособия для знакомства с алфавитом
Сегодня в продаже можно найти множество пособий и тематических игрушек для обучения малышей буквенной грамоте. Какие же из них выбрать? Обязательно приобретите алфавит в картинках - это могут быть кубики, карточки или книга. Важно, чтобы все буквы располагались в правильной последовательности и возле каждой из них был тематический рисунок.
Многим мамам очень нравятся интерактивные азбуки-плакаты. Такая развивающая игрушка вешается на стену. Плакат удобен тем, что малыш может позаниматься с ним в любой момент по собственному желанию. Интерактивные азбуки сегодня могут не только называть буквы при нажатии, но имеют обычно дополнительные функции. Например, разучивание стишков и скороговорок. Полезны при изучении букв будут также традиционные кубики или наборы магнитов.
Теперь вы знаете, как выучить алфавит с ребенком 5 лет, желаем вам продуктивного обучения!
Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.
Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.
Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.
Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.
Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.
Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:
- пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
- внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
- обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.
Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.
Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:
Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.
Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.
В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.
Изучаем алфавит в 3 года
Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.
Итак, как научить ребенка буквам:
Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.
Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.
В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.
Главное правило – алфавит изучается по одной букве.
Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.
Изучаем алфавит в 4 года
Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.
Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.
Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.
Изучаем алфавит в 5 лет
В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.
Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).
Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.
В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.
Изучаем алфавит в 6 лет
6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.
В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.
Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.
Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.
Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
- Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
- Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
- Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
- Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
- Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
- Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
- Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.
Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.
Несмотря на развитие новых технологий, видео и онлайн обучения, без умения хорошо читать современному человеку невозможно достичь успеха ни в одном деле. Поэтому заботливые родители так стремятся научить своих малышей читать и писать, а начинать это надо с изучения русского алфавита. Но что если ребенок не хочет учить буквы? Тогда учим буквы для детей 5-6 лет, играя с азбукой.
По поводу того, с какого возраста нужно начинать с детьми учить алфавит, существуют совершенно разные мнения, каждое из которых сопровождается убедительной аргументацией. Сторонники раннего развития призывают начинать как можно раньше – как минимум с года. Другие специалисты убедительно доказывают, что столь раннее знакомство с азбукой бессмысленно: мозг крохи ещё не созрел и читать в 2, 3 года он вряд ли будет.
Даже зная буквы, соотнося их со звуками, складывать их в слоги в 2-3 года дети ещё не готовы. Поэтому, не впадая в крайности, педагоги советуют начинать знакомить детей с алфавитом в 3 года. Делать это вначале просто обращая на них внимание и называя звуки, которые им соответствуют. Обучать, играя, не требуя от ребенка заучивания.
Начинать учить алфавит и цифры можно с 4 лет, чтобы не спеша, спокойно освоить его и к школе научиться немного читать и писать.
Как легко и быстро выучить с ребенком буквы?
С какого бы возраста с дошкольником вы не решили учить азбуку, главное при этом не только научить, но и не внушить ему отвращения к самому процессу учения. Поэтому занятия должны быть короткими и проходить в форме игры. Сегодня в помощь родителям, обучающих детей 3-5 лет русскому алфавиту, существуют песни, развивающие игры, мультфильмы, видео, которые можно смотреть онлайн. Всё это помогает весело и легко научить ребенка азбуке и цифрам. Делать это нужно правильно.
- Не стремитесь выучить с ребенком сразу весь русский алфавит. Начинать советуют с гласных и учить две буквы на протяжении недели. Когда дети их выучили, переходите к следующим.
- Знакомя детей с согласными, нужно говорить звуки правильно, не так, как называются буквы, а так, как мы их произносим: Б, а не БЭ, В, а не ВЭ. Иначе малышу 4-5 лет очень трудно будет потом складывать их в слоги.
- Уча с детьми 4-5 лет азбуку, обязательно связывайте буквы со словами, чтобы малыш услышал их в слове, понял, что они значат. Например, знакомим с У и четко говорим «У-литка», «У-хо» и т.п.
- Лучше всего обучение и запоминание происходит через собственные действия ребенка, поэтому пусть он лепит, раскрашивает, вырезает алфавит и цифры.
- При обучении используйте метод ассоциации, когда каждая буква связывается с каким-то образом – звуковым или картинкой.
- Когда ребенок выучит даже несколько букв, из которых можно сложить слово, начинайте это делать.
- Не забывайте хвалить малыша.
Развивающие мультфильмы для детей. Учим буквы Азбука в стихах Алфавит от А до я
Раскраски
Один из самых простых способов связать в памяти букву с личным действием малыша, это распечатать раскраски с азбукой и дать их ему. Можно сделать это бесплатно, найдя раскраски на соответствующих сайтах и скачав их.
Художники подбирают картинки, которые закрепят ассоциацию с этой буквой и помогут тем самым лучше её визуально запомнить. Когда ребенок будет обводить и закрашивать букву, он одновременно готовиться писать её. Такие обучающие раскраски можно распечатать, а можно найти раскраски онлайн.
Флеш игры
Обучение лучше проводить в реальной жизни, но сегодня много развивающих игр, мультфильмов, видео можно найти и использовать онлайн. Это не стоит делать основным способом обучения, хотя развивающие мультфильмы и видео, флеш-игры очень нравятся малышам. Они могут быть хорошим дополнением к вашим обычным обучающим занятиям – лепке, играм с кубиками, раскраскам, чтению стихов и разучиванию песен.
Флеш-игры, обучающие детей алфавиту, есть нескольких типов.
- Поиск предметов на нужную букву.
- Поместить её на нужное место.
- Найти букву.
- Найти пару букве и др.
Когда дошкольник играет онлайн, родители должны быть рядом и помогать ему. А также следить, чтобы малыш не играл слишком долго.
Очень вкусные буквы
Хорошо, если азбука будут связываться с чем-то приятным и веселым, а не скучным и трудным. Один из способов добиться этого – сделать буквы съедобными. Способов для этого множество:
- Испечь «алфавитное» печенье;
- Вырезать из яблок, бананов детальки (палочки, кружочки, половинки круга) и складывать из них алфавит вместе с ребенком;
- Вареньем, сгущёнкой рисовать азбуку на блинах или оладушках.
Настольные игры с буквами
Сегодня можно приобрести разные настольные игры с азбукой, начиная с кубиков и заканчивая лото, пазлами или домино. Приобретая такие игры, выбирайте с простыми ясными картинками и четким написанием букв. Чем проще, тем легче ребенку их запомнить.
Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.
Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.
Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.
Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков
Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.
Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.
Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.
В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.
- Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
- От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.
Урок № 1
Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .
А | Я |
О | Ё |
На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.
Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.
Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).
Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:
"Это — А "
"Это — Я "
"Это — О "
"Это — Ё "
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.
Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.
Урок № 2
К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.
Закрепляющие игры.
Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.
Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.
А | Я |
О | Ё |
1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"
3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.
4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.
Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".
Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).
А | Я |
О | Ё |
У | Ю |
Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
"Это — А "
"Это — Я "
"Это — О "
"Это — Ё "
"Это — У "
"Это — Ю "
Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.
Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.
Урок № 3
К началу этого урока дети уже выучили стишок:
"Это — А "
"Это — Я "
"Это — О "
"Это — Ё "
"Это — У "
"Это — Ю ",
а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .
Закрепляющие игры.
Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).
Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.