Как на самом деле любить детей. Я выросла без родительской любви, как мне научиться любить своих детей? Можно ли научиться любить детей
Здравствуйте, дорогие читательницы. Известны случаи, когда мама не может подарить своему малышу нежность и ласку, она не способна преодолеть раздражение, которое вызывает карапуз. По каким причинам это происходит? В данной статье мы поговорим об этом, а также о том, как полюбить своего ребенка.
Проявление нелюбви
Считается, что у женщин на бессознательном уровне заложен материнский инстинкт и нежные чувства к своему чаду. Существует такое понятие, как безусловная любовь, подразумевающая под собой абсолютное принятие человека. Вот почему мама любит свое дитя, каким бы оно не было. Однако, не всем женщинам под силу проделать такую сложную работу над собой и поселить в своем сердце любовь к новому члену семьи.
- Может наступить момент, когда мама начнет ощущать утомляемость и раздраженность. Нередко это происходит тогда, когда карапуз болеет, не спит ночью, а мать не в силах это вытерпеть. Ее начинает раздражать плач ребенка, она хочет спать, не слышать и не видеть его.
- Глядя на малыша, женщина видит только одни его недостатки, начинает к нему придираться, делать замечания.
- Женщина сводит общение с ребенком к минимуму, практически не проводит с ним свободное время.
- Мама не интересуется жизнью и волнениями своего ребенка, не переживает за его здоровье.
Это лишь основные проявления нелюбви.
Возможные причины
На то, что мать не испытывает нежности к своему чаду, могут влиять проблемы психологического характера.
- Мама может не воспринимать взросление своего малыша, его возрастные изменения. Например, женщины, которые любят возиться исключительно с грудничками, а, как только ребенок становится старше, теряют к нему всякий интерес. И тогда наблюдается такая картина, когда в семье постоянно рождаются новые дети, а взрослые вызывают у матери чувство отчуждения. Также бывают и иные ситуации, когда молодая мамочка боится своего крошечного ребенка, думает, что не любит его, а, как только он подрастает, прекрасно с ним ладит.
- Сложный характер ребенка также может вызывать негативные эмоции у его матери, особенно если их совершенно не совпадают. Такая мама не может сосуществовать с малышом, который вызывает у нее раздражение.
- Карапуз может не соответствовать ожиданиям родителей. Это выражается в его внешнем виде или умственных способностях, или даже в отсутствии каких-либо талантов.
- Не стоит забывать о таком понятии, как внушенная нелюбовь. Тут имеет место ситуация, когда женщине постоянно нашептывают, что она плохая мать, неправильно воспитывает своего ребенка, не любит его. Это влияет на возникновение невротической обстановки и на то, что со временем женщина и сама начинает верить в истинность данных утверждений. Тогда тормозятся все материнские чувства, возникает страх услышать критику в свой адрес.
- Неспособность женщины проявлять свои чувства со стороны может казаться наличием нелюбви к чаду.
- Женщина ранее была предана любимым человеком, например, отцом, который бросил их семью или мужчиной, который ей изменил. По этой причине она может бояться подарить свои чувства ребенку.
- Случается такая ситуация, когда после рождения малыша, молодая мамочка не может ощутить к нему какую-либо привязанность, не испытывает нежных чувств, причиной всему послеродовая депрессия .
- Неумение любить по причине .
- Ситуация, когда женщину в детстве недолюбили родители, может влиять на копирование их модели поведения на свое чадо.
- Незапланированная беременность, которая стала помехой в учебе, в устроении личной жизни, сломала карьеру, может вызывать нелюбовь к ребенку или даже ненависть.
- Женщину может начать раздражать подросток, так как станет хуже учиться, начнет дерзить, перестанет слушаться.
Если ребенок не такой, как все
Раздражать может малыш, который родился с физическими или психическими отклонениями. Такой ребенок может вызывать даже отвращение и ненависть у матери. Тогда возникает вопрос, как полюбить больного ребенка? На самом деле, сделать это достаточно сложно, если материнские чувства не проснулись при виде своего чада. Известно, что многие женщины еще в роддоме пишут отказ от своего карапуза, если он сильно отличается от нормальных детей. Они не хотят обременять себя ребенком инвалидом, бояться, не знают, как за ним ухаживать, не хотят слышать перешептывание соседей за своей спиной, причины могут быть разными. Проблема в том, что любить такого ребенка, который, по сути, разочаровал родителей, хоть он ни в чем не виноват, очень тяжелый труд и далеко не каждый родитель готов к такому на психологическом уровне.
- Нужно понять, что этот малыш, каким бы он ни был, это Ваша кровинушка, Ваше продолжение. Да, легко Вам не будет, а как будет ему, если мама, самый родной человек, не подарит свою заботу, нежность и любовь.
- Представьте, как ему страшно жить в мире, полном жестоких людей, которые будут его обижать словом, а иногда и действием. Только Вы способны вырастить крепкого малыша, несмотря на его физические или психические отклонения, сделать его полноправным членом общества.
- На Вас возложена большая миссия. Не нужно относиться к больному карапузу, как к наказанию. Это бесспорно серьезное испытание. Соберите всю свою волю, поверьте в то, что этот человечек жив, благодаря Вам, и только Вы сможете сделать его счастливым .
- Может присутствовать нелюбовь ко второму малышу, если он не такой талантливый или умный, как первый. Тогда возникает вопрос, как полюбить младшего ребенка? Стоит задача осознать, что карапуза нужно любить таким, каким он является, не ждать от него чего-то невозможного, ни с кем его не сравнивать.
- Если у Вас отсутствуют нежные чувства, то недопустимо игнорировать своего ребенка, продолжайте его воспитывать.
- Важно, чтобы мама не занимала все психологическое пространство у малыша только с собой. Хорошо было бы, чтоб ребенка крестили, у него появились крестные родители, которые также имели бы возможность проводить с ним время. Тогда кроха не будет испытывать недостаток внимания и тепла.
- Если кто-то из родственников души не чает в Вашем малыше, не мешайте им общаться. Кроме того, что карапуз будет чувствовать себя любимым, мама сможет в это время отдохнуть.
- В ситуации, когда малыш очень сильно раздражает свою родительницу, если есть такая возможность, лучше на несколько дней с ним расстаться, отдохнуть от воспитания, восстановить свое эмоциональное состояние, пока карапуз поживет у дедушки с бабушкой.
- Важно, чтоб родители не общались с людьми, которые сомневаются в их родительской компетентности. Негативные фразы, направленные в их адрес, могут сказаться на воспитании малыша, отрицательно воздействовать на, и без того, нарушенное восприятие своего чада.
- Желательно, чтоб в Вашем окружении были люди, которые положительно относятся к карапузу. Если появится возможность понаблюдать, как другие его любят, то и мама со временем изменит свое отношение.
- Если присутствует ощущение того, что малыш какой-то не такой и это Вас напрягает, то можно представить, что он не Ваш ребенок, а соседский. Попробуйте подобрать необходимые слова для общения с ним.
- Не нужно накладывать на ребенка свой взгляд на создание идеального образа. Своего отпрыска родители должны воспринимать со всеми его недостатками, радоваться его малейшим победам.
- Если Вас недолюбили в детстве, попробуйте изменить свое поведение. Начните по-другому относиться к вещам, осознайте, что Вы не копирка своих родителей и у Вас все может быть иначе.
- Если малыш раздражает, осознайте, что он тут ни в чем не виноват, это именно Ваша проблема. Поймите, что карапуз такой, каким он родился.
- Задумайтесь над тем, что именно Вас не устраивает в малыше, можно ли это изменить. Но помните, что Ваши желания не должны негативно сказаться на ребенке.
- Научитесь доверять своему чаду, не поучайте его каждую секунду, не перебивайте, когда он что-то говорит. Взгляните на своего ребенка, Вы его создали, подарили ему жизнь. Поймите, что он совершенно беспомощен, если Вас нет рядом. Мама учит малыша совершать первый шаг, говорить, познавать мир.
- Не сдавайтесь, работайте над собой. Помните, как важно, чтоб малыш ощущал материнскую любовь, это крайне необходимо для его взросления. Не забывайте, что именно Вы дали ему жизнь и несете за него ответственность.
- Постарайтесь, как можно чаще общаться со своим ребенком, говорить с ним по душам, делиться какими-то секретами. Попробуйте узнать своего ребенка поближе, узнать, что его интересует, чем он увлекается.
- Научитесь . Недопустимо выплескивать свой негатив на ребенка.
- Старайтесь, как можно чаще прикасаться к своему малышу, гладить его, целовать, обнимать. Поначалу, возможно, будет тяжело, и прикосновения будут вызывать отвращение. Однако, со временем все изменится.
- Займитесь самовнушением. Говорите себе о том, что любите своего сына или дочь, принимаете его таким, какой он есть.
- Когда приходит осознание того, что Вы не способны справиться со своей нелюбовью, необходимо обратиться за помощью к психологу, который точно сможет определить причину происходящего. Общение со специалистом поможет частично избавиться от проблем, а со временем научит, как необходимо сосуществовать с человеком, которого сейчас не любите.
Чаще всего чувство нелюбви, особенно к ребенку грудничкового возраста, может возникать по причине послеродовой депрессии . В такой ситуации малыш ни в чем не виноват, однако, он ощущает себя незащищенным, не чувствует любви своей матери. У некоторых женщин, состояние нормализуется без постороннего вмешательства. Однако, желательно обращаться за помощью к психологу, чтоб не усугубить эти чувства. Помните о том, как для ребенка важна материнская любовь и забота, без нее он не сможет нормально расти и развиваться.
На страницах Клуба вы часто встречаете фразу: "Нужно порадовать своего Внутреннего Ребенка". А если бывали в коучинговых программах, то выражение: "Моя Девочка капризничает, отказывается работать и требует мороженку" – не вводит вас в ступор. Так почему же мы так много внимания уделяем этому Внутреннему Ребенку? И в чем, собственно, заключается его такая невероятная важность?
Сегодня меня посетило озарение прямо во сне. Утром, перед пробуждением, я увидела огромную толпу женщин. Я слышала их мысли, а, может, просто знала о них, во сне не разберёшь. Все они думали о том, что в детстве их родители не давали им достаточно поддержки, одобрения, любви. Они размышляли о том, сколько проблем в их жизнь принесло такое отношение родителей. Что именно в этом причина их неуверенности и многих неудач. И каждая из них пообещала себе, что будет воспитывать своих детей по-другому. Каждая была намерена купать своих детей в любви и ласке. Они мечтали о том, что их дети будут расти в атмосфере любви и заботы. Что они будут уверенны в любви и поддержке своей мамы всегда.
И каждая из них сдержала свое обещание. Каждая не просто любила детей, но и проявляла свои чувства всеми возможными способами.
А потом эти дети выросли, и вот тут началось самое интересное. У этих детей были по отношению к родителям те же самые чувства, те же самые претензии . Сначала я удивилась, а потом поняла, что это просто замкнутый круг! И сколько не вываливай любви на ребёнка, он вырастет и найдёт, за что обидеться на родителей. Детям всегда мало родительской любви.
Почему? Да потому что родители должны не просто любить своих детей, но ещё и научить их, как любить себя . А мы, выросшие дети, должны сделать это для себя сами:
– взять на себя ответственность за свои отношения с собой;
– одобрять себя;
– перестать обвинять родителей;
– понять, что они дали нам всё, что могли и как могли;
– и конечно, кому ещё не поздно, научить своих детей правильно относиться к себе
Именно здесь лежит основа внутренней гармонии и счастья . Именно здесь. И никакой Волшебник в голубом вертолёте не осчастливит человека, который не умеет любить. И себя в том числе. Себя в первую очередь. Потому что любовь к другим, без любви к себе, превращает нас в жертву. «Раба любви» – слышали такое выражение? Это как раз о тех, кто любит других, но не себя.
Медитации с внутренним ребёнком, умение слышать его желания и вовремя удовлетворять их, да просто признание существования внутри нас этой маленькой девочки - вот то, что поможет нам стать ближе к себе самой.
Я работаю в основном с женщинами и могу уверенно сказать, что самые счастливые и приятные в общении дамы имеют очень хорошую связь
.
Текст: Юлия Лоптева
А как вы наполняете своего внутреннего ребёнка? И как изменилась ваша жизнь после того, как вы начали осознанно строить с ним свои отношения?
Пока ребенок растет и делает лишь первые шаги в мире человеческих чувств и эмоций, слова любви не могут быть лишними. Важно только научиться произносить их так, чтобы близкий человек мог узнать, понять и почувствовать, что он любим.
В условиях нашей российской культуры сложился привычный образец, когда принято мало говорить, но много делать для любимого человека. Однако ребенку жизненно необходимо постоянно иметь явные подтверждения любви от любимых и любящих взрослых. Обычно дети открыто и трогательно выражают свою любовь и, естественно, ждут ее от других. Любовь оживает именно в словах, жестах, взглядах, мимике, интонации. Взрослый живет эмоциями, не задумываясь, не размышляя о том, как он выразил то или иное свое устремление, отношение, чувство. Кроха же очень многому учится, запоминая те или иные реакции взрослого на ситуацию, определяя для себя, чаще всего на неосознанном уровне, любят его или нет. Взрослый может быть полностью захвачен любовью к ребенку, но порой ему приходится предъявлять строгие требования к определенным поступкам ребенка. Как часто взрослый считает, что он выражает любовь и понимание, а малыш наблюдает совсем другое и не чувствует любви к себе!
Что же такое любовь?
Чувство любви - очень сложное и целостное психологическое явление. Из чего оно состоит? Условно говоря, из сочувствия, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за «предмет» своей любви и т. д.
Любовь невозможно никакими приемами «породить» внутри себя: либо она есть, либо ее нет. И тут ничего не поделаешь. Любовь и другие эмоции переживаются разными людьми по-разному: по характеру проявления, степени выразительности, силе и т.д. Но и ребенку, и взрослому очень важно научиться выражать эти чувства красиво, понятно, недвусмысленно, ярко.
В повседневной жизни в общении родителей и ребенка присутствуют чувство любви (связанность с детьми, притяжение к ним) и отношения с детьми, которые вступают в развивающее противоречие: любовь к ребенку (в узком смысле слова) не допускает осуждения, обсуждения и сравнивания, предполагает полное принятие малыша; а отношения с ребенком, которые воспитывают, развивают и формируют, основываются как раз на оценках, сравнении и обсуждении. Чувство любви к ребенку может быть выражено прямо: словами, интонацией, мимикой, жестами, в том числе поглаживаниями, объятиями и т.п., но это же чувство может в отношениях с Ребенком присутствовать как фон, который существует всегда, но не мешает, а помогает развитию отношений.
Главный учитель здесь - чувство такта, педагогический опыт и чувство любви к ребенку, которое часто порождает интуитивные решения.
Конечно, эмоции пронизывают не только отношения, общее времяпрепровождение ребенка и взрослого, но также и совместные игры, поэтому способам выражения любви можно и нужно учить ребенка именно в эти моменты.
Что чувствует младенец? Начнем с младенческого возраста. Чаще всего взрослые почти непрерывно выражают свою любовь; сама беспомощность, очарование младенца и толкают взрослого к такому проявлению. Жесты и слова любви по отношению к малышу известны всем, но и здесь есть некоторые тонкости. Взрослый, например папа, держит ребенка на руках, и вдруг младенец явно случайно обхватил вашу шею. Проявите радость и превратите эту хватку в объятие: «Мама, смотри, как мы обнимаемся! Обними теперь маму!» Мама берет малыша на руки и помогает ему «обнять» и ее. Первый поцелуй младенца тоже может получиться случайно, малыш ткнется ротиком в щеку взрослого.
Играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону», обязательно поцелуйте ладошку малышки и уверьте его, что «мама всегда свою крошку накормит кашкой...» Здесь даже неважно, о чем идет речь, важно как бы вплетать в нее лепет любви. И не надо думать, что малыш еще не понимает речи, такие слова он как раз понимает прекрасно. Игра «По кочкам, по бочкам» обычно вызывает бурную радость малыша. Но здесь также можно фиксировать свое любовное отношение к ребенку, например «вытаскивая его из ямки», приговаривая: «Нет, нет, мы своего Ванечку (Танечку и т.п.) ни за что не оставим в ямке, мы его очень любим, как же мы без него, а он без нас!» Но, выражая ребенку свою любовь, важно не переборщить, не задушить его в своих объятиях. Вот младенец у вас на руках - он стучит по столу погремушкой и так же лихо пытается постучать ею по вашей голове. Этого делать нельзя. Мягко задержите ручку ребенка, покажите, что это больно, и не позволяйте повторять удары. Именно в такие моменты малыши учатся отличать живое от неживого, понимать «боль» близкого человека, проявлять сострадание. Ни в коем случае не откладывайте подобное обучение на более поздний возраст: личность начинает складываться уже сейчас, на ваших глазах.
Когда малыш активно приглашает вас к игре, поддержите или отклоните эту просьбу в зависимости от обстоятельств или вашего состояния. Но нужно обязательно выразить и мимикой, и словами ваш отказ в начале или уже в середине игры. Выражение должно быть следующее: «Мне очень некогда, дорогой», «Я плохо себя чувствую, мое солнышко» и т.д. Однако в другой раз вы вдоволь наиграетесь со своим малышом и разделите его радость. Таким образом, мы даем понять крохе, что мы его (ее) очень любим, но надо считаться и со взрослым, ведь у нас любовь взаимная.
Особенно благоприятной почвой для уроков человечности это тот материал, из которого строится любовь) являются проигрывания с ребенком эпизодов сказок, мультфильмов. Сколько здесь разных эмоций и чувств, и конечно же, любви! Подчеркните родительские чувства или их отсутствие: «Как плохо, мама-зайчиха не смогла бедного зайчика от лисы защитить!» Несомненно, такое творческое «прочтение» знакомой ребенку сказки вызовет и восторг и множество вопросов. Так может возникнуть непринужденная беседа на моральные темы, которая куда более убедительна и доходчива, нежели прямые «вколачивания» в ребенка общепринятых правил.
Любовь в сонном царстве
Перед засыпанием ребенок особенно чувствителен к проявлению любви близких взрослых, так как перед наступлением ночи хочет быть защищенным и уверенным в надежности вашей любви. Здесь, помимо прямых высказываний любви и нежных ласк, мягкая игрушка, которая постоянно участвует в процедуре укладывания ребенка спать и остается с ребенком в кроватке, как бы берет на себя вашу функцию - быть рядом и аккумулировать в кебе вашу любовь.
Воспитание чувств
Как же проникнуть в сюжетно-ролевую игру ребенка трех - шести с половиной лет, чтобы дать ему некоторые образцы проявления чувств? Самый простой способ - непосредственное участие в игре. Находясь в роли, можно очень многое. Вспомните стихи, строки и сцены, когда-то вас потрясшие. О любви надо говорить, и говорить именно красиво, искренне, с волнением, без фальши (ребенок к этому чувствителен).
Во время игр-драматизаций можно, также с помощью персонажей, обыгрывать острые моменты из общей жизни с ребенком с демонстрацией: как жалеть, как не предать свою любовь, как спасать и жертвовать собой (особенно располагают к этому сказочные сюжеты). Дети идентифицируют себя с персонажами, поэтому с отрицательными ролями надо обходиться осторожно. Если ребенок исполняет отрицательную роль, скажите, что он прекрасно справился, хотя сам он совсем другой, и обязательно предложите роль положительного героя. Не бойтесь иллюстрировать в режиссерской игре образцы неправильного, плохого поведения и отношения и тут же показывать, как это исправить, как выразить любовь и заботу, например, родителей друг к другу и к детям, как относиться к братьям и сестрам, что делать, если кто-то заболеет и т.д. Развитие сюжета здесь безгранично.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают увлекаться компьютерными играми. Конечно, надо следить, чтобы эти игры не занимали все время ребенка, и, несомненно, обращать внимание на их содержание. Постарайтесь избегать агрессивных игр, уничтожения живых фигур.
В играх с правилами также есть возможность проявить любовь и заботу: поддержать слабых, не дать обидеть проигравшего ребенка, порадоваться чужому успеху, восхититься победителем и заразить других детей своим вое хищением. Научите не допускать зависти и достойно проигрывать. Но все это требует огромного такта от взрослого, творчества и изобретательности сего стороны, и никаких педагогических приемов здесь не сформулируешь.
Если на любовь не хватает сил...
Чувство любви, как всякое чувство, может выдыхаться, опускаться в глубины сознания, выводя на поверхность ситуативные эмоции. Что делать, если чувство любви есть, но в своем выражении потускнело, ушло на задний план и только мерцает, как слабый фон?
Во-первых, это погружение как бы заново в глубины того удивительного периода, который называется «детство». Понять и проникнуться тем, что дети - это маленькие люди, но совсем особенные, т.е. что все малыши - «специалисты широкого профиля»: они без устали рисуют, строят, конструируют, поют, танцуют, причем каждому виду деятельности они отдаются страстно, с большой охотой. Впечатления детей от различных явлений жизни ярки и полны новизны, и часто они видят и объясняют по-своему то, что взрослый своим «замыленным» глазом уже не обнаруживает. Эмоции детей часто необычны для взрослого.
Во-вторых, это совместные с детьми переживания. Только самые настоящие, искренние. Если вы читаете детям книгу, а она не вызывает у вас никаких эмоций, - отложите ее. Читайте детскую классику. К. Чуковский, А.Барто, Х.-К. Андерсен даже при самом плохом настроении втянут взрослого в круг детских переживаний настолько, что он сможет почувствовать удовольствие от этого чтения (а не бормотать текст с заученным «выражением», под которое обдумываются взрослые проблемы). Совместные чтения, игры, различная деятельность могут вызвать общие переживания. А общие переживания, удивление и восхищение ребенком побуждают к «реанимации» «утомленное» чувство любви взрослого.
Есть еще и третье направление - это обращение к собственному детству, к памяти детских переживаний, влюбленностей в близких взрослых, обид, восторгов, неоправдавшихся надежд и ожиданий и т. п. Такое «погружение часто помогает понять ребенка совсем по-другому, почувствовать к нему сострадание и любовь и проявить их.
Как и всякому искусству, любви необходимо учиться. И учить. Не ленясь душой, преодолевая немоту и невыраженность настоящей и будущей любви к детям. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.
Мы рады помочь Вам и Вашим детям!
Как научиться любить ребенка ?
Как часто мы говорим своему ребенку, что если он помоет посуду или сделает уроки сам, то мы будем его любить?! А ведь мы должны любить его просто так, за то, что он у нас есть. Когда он находился в утробе матери, к нему не предъявлялись никакие требования. Его любили просто так. Тогда почему же с взрослением ребенка, мы внушаем ему, что любим его только при соблюдении каких-то ними выдуманных условий?
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Будьте более ласковы со своими детьми. Представьте себе, что встретили старого одноклассника, которого не видели несколько лет. Какие эмоции у Вас при этом возникли? А вот ваш малыш вернулся с прогулки: покажите ему как вы рады его видеть, как он вам дорог! Не бойтесь навредить ему этим. За эти мгновения испортить ребенка просто невозможно.
Вы можете задать резонный вопрос: «и что мне его теперь не ругать и попустительствовать?». Нет. Свое недовольство нужно выражать действиями ребенка (я расстроена, что ты не убрал сегодня игрушки), а не ребенком в целом (какой ты неряха, грязнуля, лентяй). Кроме того, не делайте привычкой недовольство действиями ребенка. В противном случае ребенок перестанет реагировать на ваши замечания. Какими бы нежелательными не были чувства ребенка, не осуждайте их. Раз они возникли у него, значит, для этого были основания.
Хочется остановиться на таком показателе общения, как интонация. Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией, воспринимается по-разному. Попробуйте произнести фразу «опять ты не убрался» сердито, резко, и с вопросительной интонацией. Поведенческая реакция у ребенка будет значительно разиться.
Детям свойственно воспринимать наши слова буквально. Каждое резкое слово оставляет в душе ребенка занозу. По мере накопления таких душевных ран могут появиться эмоциональные проблемы, отклонения в поведении. А мы начинаем хвататься за голову, искренне не понимая, что происходит с ребенком.
Посмотрите со стороны на ваши отношения. Вы воспитываете ребенка с целью компенсировать что-то недополученное в своем детстве, или пытаетесь тем самым доказать окружающим свое активное участие в жизни ребенка, свою незаменимость? Если вы ответили положительно, то определенные проблемы в отношениях с ребенком у вас есть. Первый шаг в решении сложившейся ситуации должны сделать именно вы: задумайтесь, в чем причина вашего неприятия ребенка. Следующим шагом будет анализ степени принятия вашего ребенка. Посчитайте в течение нескольких дней сколько раз вы обратились к ребенку с положительными (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) высказываниями, а, сколько с отрицательными (упреком, критикой, замечанием). Если количество отрицательных высказываний значительно перевешивает положительные реплики, то следует перестроить свое общение.
Желаем удачи! Пусть вопрос «как научиться любить ребенка ?» у Вас больше не возникает!
По материалам книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер
Моему сыну пошел одиннадцатый год, а я так и не переделала себя. Знаю, что слишком сильно критикую ребенка, цепляюсь к любой фразе, жесту, поступку, постоянно обвиняю во вранье и лицемерии. При этом банальная жестокость по отношению к десятилетнему мальчику подается мной как «демократизм», «прямолинейность», «честность в отношениях». Когда мне приходится описывать моего сына, я сначала говорю, что он умный, эгоистичный, ленивый, талантливый, умеет манипулировать людьми. Потом вспоминаю, что говорю все это о своем сыне, что проблема не в мальчике, а во мне, и пытаюсь исправить ситуацию, говоря, что он внимательный, способный, интересуется многим…
Где эти очки, надев которые я не буду видеть в моем мальчике собственное отражение, отражение моего брата, матери, свекрови? У меня никак не получается перестать цепляться к ребенку : сдерживаю себя изо всех сил день-два и опять устраиваю разбор полетов. Понимаю, что еще полгода-год, и подобным поведением я сильно оскорблю его, и это оскорбление он уже не только почувствует (состояние унижения мы чувствуем чуть не с пеленок), но и попытается на него как-то ответить.
Я поражаюсь крепости духа моего сына, мне кажется, что любой нормальный человек уже давно сбежал бы куда глаза глядят. Мы много времени проводим вместе: поездки на природу, походы в кино, совместные игры, рисование, далеко за полночь можем сидеть вместе, обнявшись, и смотреть какой-нибудь фильм. Но я не думаю, что мои систематические нападки на сына могут компенсироваться тем хорошим, что есть в нашей семье.
Люси Микаэлян, семейный психотерапевт, сотрудник Института практической психологии и психоанализа:
«Мне кажется, Лена, вы хорошая мама и жена, но вам мало быть просто хорошей. Завышенные требования к своей материнской роли заставляют вас быть очень внимательной к недостаткам сына. Особенно если вы считаете воспитание ребенка «делом всей жизни», по результатам которого можно судить о степени вашего личного успеха и компетентности. Вот он ленится или подвирает – значит ли это, что вы недоработали, недодали, не справились? Жесткое отношение к себе и чрезмерная критика в адрес сына взаимосвязаны. Вы задали себе высокую планку и совсем не хвалите себя за промежуточные достижения. Так можно переутомиться, начать раздражаться по пустякам, потом корить себя, думать о себе плохо… Похоже, вы уже верите, что все сложности в семье происходят исключительно по вашей вине. И только крепость духа, терпение и доброта близких помогают предотвратить катастрофу.
Представьте, что у вас есть волшебные очки. Они помогут ясно увидеть ваш вклад в позитивные события в семье. Эти очки перефокусируют зрение, позволяют взять ответственность не только за плохое, но и за хорошее. Вот вы сидите, обнявшись с сыном, с мужем или вместе гуляете. Как в этот момент все себя чувствуют? Что можно прочесть в их взгляде, обращенном к вам? Как они к вам сейчас относятся? Что их отношение говорит о вас как о маме, жене, человеке? Благодаря каким вашим душевным качествам и намеренным усилиям этот эпизод семейного счастья стал возможен? Представьте, что вы, надев волшебные очки, решили написать еще раз в Psychologies. Интересно, что будет по-другому в новой версии вашей истории?»