Клуб молодых бабушек. Семейный клуб "бабушки и внуки". Клуб бабушек – форма работы, которая подразумевает включение бабушек, любящих своих внуков и имеющих опыт воспитания, в воспитательный процесс
МБОУ Газопроводская СШ
Конкурсная программа, посвящённый Дню пожилых людей
«Бабушки и внуки»
Учитель: Савинова Н.В.
Дети входят в зал. Встают возле сцены в два ряда.
Песня
Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости - бабушки и дедушки, а также родители! Не будем сегодня грустить, ведь сегодня у нас – праздник. Мы рады, что вы сегодня пришли к нам. Спасибо вам, что откликнулись на детскую просьбу, ведь внуки для вас приготовили поздравления.
Тёплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
Старикам в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!
Годы, как птицы, летели над вами,
Вы счастье жизни в трудах познавали.
Детские годы, начало пути,
Время счастливее трудно найти.
Юность открыла пути мирозданья,
Время прекрасного в жизни познанья.
Годы учёбы, борьбы и труда,
Многих бедой закалила война.
Выжили в битвах, детей заимели,
Новые песни с восторгом запели
Верили в чудо на все времена,
Счастье любовь подарила тогда.
Дети взрослели, мужали и вы –
Лучшие люди великой страны.
Строили грады, растили пшеницу,
Космос открыл перед вами границы.
В общем не зря этот мир посетили,
Мир на планете слегка изменили.
Дети вам внуков уже подарили,
Есть продолженье великой России!
Праздник сегодня на все времена,
Вас поздравляет родная страна!
Ведущий: Мы приветствуем старшее поколение, присутствующее на нашем празднике.
Сегодняшнюю конкурсную программу мы назвали «Бабушки и внуки», потому что
для своих внуков вы являетесь самыми лучшими друзьями. Вас поздравляют
Очень бабушку мою –
Маму мамину – люблю.
У неё морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.
Милая бабуся, мы тебе поможем:
Вымоем сапожки и польём цветы,
Все свои игрушки в уголочке сложим.
А пока мы трудимся, чуть подремлешь мы.
Мы свои отложим игры и забавы,
Пусть лежат спокойно куклы и мячи.
Всё, что ты попросишь, сделаем на славу.
Нам работу, бабушка, можешь поручить.
Я с бабушкой своею дружу давным- давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней,
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят, то что-то мастерят…
Ко сну ночник засветят –
И тут умолкнут вдруг.
Умней их нет на свете, и нет добрее рук.
У мамы – работа, у папы – работа,
У них для меня остаётся суббота,
А бабушка дома всегда,
Она не ругает меня никогда.
Усадит, накормит,
«Да ты не спеши,
Ну, что у тебя там стряслось, расскажи».
Я говорю, а бабушка не перебивает.
Тихонько гречиху перебирает.
Нам хорошо, вот так, вдвоём,
Без бабушки какой же дом.
Я и дедушка живём
В дружбе неразлучной,
Потому что нам вдвоём
Никогда не скучно.
То он сказку сочинит,
То он быль расскажет,
То ружьё мне смастерит,
То коня покажет.
Любит хлопотать в саду,
Любит песню, шутку.
От него не отойду
Даже на минутку.
Я и дедушка живём
В дружбе неразлучной,
Потому что нам вдвоём никогда не скучно.
Такая у деда растёт борода,
Что я на неё удивляюсь всегда.
«С ним, - мама сказала,-
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Песня Золотая свадьба.
1.Праздник, праздник
Празднуем семьёй.
Праздник, праздник
Свадьбы золотой.
«Горько! Горько!»
Весело кричат
40 правнуков и 25 внучат.
Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно поют эту песню.
Бабушка рядышком с дедушкой
Снова жених и невеста.
2. В эту пару с детства влюблены
Мамы, папы и конечно мы.
Очень сильный дедушка танцор.
Ну а бабушка поёт как целый хор.
3.Праздник праздник свадьбы золой.
Им желаем жизни молодой.
Поднимаем кружки высоко
И за них мы пьём парное молоко.
Бабушке – солнышко, дедушке – стих,
Много здоровья вам на двоих,
Счастья желаю ещё на два века,
С днём пожилого вас человека!
Представление конкурсанток.
Сегодня в нашей программе участвуют 3 замечательные бабушки. Приветствуем наших конкурсанток:
Маслова Светлана Алексеевна, бабушка паши Маслова,
Ларина Тамара Александровна, бабушка Димы Калашникова,
Продан Антонина Николаевна,бабушка Алёши Курашкина.
(бабушки занимают места на сцене)
1 конкурс «А я тоже была маленькой»
Бабушка, ты тоже маленькой была?
И любила бегать, и цветы рвала?
И играла в куклы ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был у тебя тогда?
Значит буду так же бабушкой и я, -
Разве оставаться маленькой нельзя?
Наши бабушки тоже были когда-то маленькими. Вот об этом они нам сейчас и расскажут.
Милые наши бабушки, вспомните интересную, весёлую, смешную, а может быть и поучительную историю из вашего детства.
(бабушки рассказывают свои истории)
2 конкурс «Математическая разминка».
«Математика- гимнастика для ума»,- говорим мы своим ученикам. А сейчас бабушки посоревнуются в устном счёте. А помогут вам ваши внуки. Просим внуков подняться на сцену. Для работы вам могут понадобиться ручки и листки. Вы можете найти их на своих столах.
(выбирают листочки с заданием, готовят ответы, внуки помогают бабушкам)
К количеству богатырей(33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка(7), вычесть количество весёлых поросят(3) и прибавить количество братьев у Ивана- дурака(2).
К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне(12) прибавить количество козлят, которые остались дома одни(7) , минус количество сестёр Крошечки- Хаврошечки(3), прибавить количество весёлых гусей, которые жили у бабуси(2).
К количеству богатырей, у которых жила в лесу «мёртвая» царевна (7) прибавить количество медведей, к которым попала Машенька(3), прибавить количество голов, которые обычно бывают в сказках у Змея Горыныча(3), минус количество бременских музыкантов (5).
А в это время для зрителей «Загадки для внучат» .
Загадки для внучат.
Ароматное варенье, Дедушка и бабушка
Пироги на угощенье, Были молодыми,
Вкусные оладушки А теперь состарились
У любимой…(бабушки). Стали …(пожилыми).
Он трудился не о скуки, Осень праздник подарила
У него в мозолях руки, И поздравить не забыла
А теперь он стар и сед Ясным солнышком к обеду
Мой родной любимый …(дед) Наших бабушку и …(деда).
Подготовим место, На портрете парень бравый-
Раскатаем тесто. Это дед мой молодой.
Вот повидло, вот творог, И горжусь я им по праву,
Мы хотим испечь …(пирог). Хоть он стал совсем…(седой).
С бабушкой моей вдвоём Сварит бабушка из ягод
Всем пример мы подаём. Что-то вкусненькое на год.
И гостей мы встретим с ней Ах, какое объеденье
В праздник пожилых …(людей). Ароматное…(варенье).
(Листки отдают в жюри, они оценивают работы. А в это время звучит песня.)
Внуки снова уходят в зал, садятся на свои места.
Песня
3 конкурс «Собери портфель».
Много есть друзей вокруг, но считаю я
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу,
Наступают для меня
Два особых дня.
Представьте, что как раз эти два дня, два заветных выходных наступили и ваши внуки у вас в гостях. Вы замечательно провели эти дни. Назавтра надо идти в школу. И ваша задача -
собрать для внучат портфель согласно расписанию.
(Каждая из участниц получает листок с расписанием. А на столах – книги и тетради, ручки,
карандаши. Задача бабушки - выбрать нужные книги и тетради и сложить их в портфель)
Пока жюри оценивает этот конкурс, дети показывают сценку «Семейные уроки»
Сценка «Семейные уроки».
Действующие лица: Ваня – ученик 4 класса,
Комната. Ваня решает задачу, папа чинит будильник, мама читает журнал, а бабушка дремлет в кресле.
Ваня: Вот проклятая задача. Бился, бился – неудача.
Аж в глазах пошли круги… Сядь-ка, папа, помоги.
Папа: Выше голову, сынок, с папой ты не одинок.(садится решать задачу)
Ваня: Части речи в упражненье нам велели подчеркнуть.
Сделай, мама, одолженье - повнимательнее будь!
Мама: Части речи подчеркнуть? Разберёмся как- нибудь!(садится за уроки)
Ваня: А тебе, бабуся -краски. На, бабусенька, не спи! Нарисуй картинку к сказке
«Кот шагает по цепи».
Бабушка: Нет, стара уж…Глаз не тот.
(Ваня плачет)
Ладно, ладно- будет кот!
(Ваня даёт её краски и альбом)
Ваня: На минутку выйду я. Где же курточка моя?
Ведущий: Утром Ваня шёл весёлый с синей сумкой за спиной.
Но невесело из школы возвращался он домой(Ваня идёт, волоча сумку за собой)
Входит в комнату, где сидят папа, мама, бабушка.
Мама: Что принёс?
Ваня: Смотрите сами.
Папа: Нет. Докладывай сперва!
Ваня: Папе –«5», «4» - маме, а тебе бабуся - «2».
4 конкурс «Что бы это значило?»
Со мною бабушка моя,
И значит главный в доме – я.
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдёт.
Я уже проверил.
Следующий конкурс мы назвали «Что бы это значило?»
Вот что обнаружила мама у своего ребёнка в портфеле. Каждая из бабушек должна оправдать перед мамой своего внука и придумать самую невероятную историю, для чего мог быть нужен этот предмет.
(рогатка, самолётик, магниты с кнопками, болтами.)
Песня
5 конкурс «Узнай сказку».
Мы с моею бабушкой старые друзья
До чего хорошая бабушка моя.
Сказок знает столько, что не перечесть.
И всегда в запасе новенькая есть.
А вот руки бабушки – это просто клад.
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие, как люблю я их!
Нет, других наверное не найти таких!
А этот конкурс называется «Узнай сказку». Дорогие бабушки! Кто как не вы знаете огромное количество сказок и, наверняка, не раз их рассказывали и читали их своим внукам. Узнайте и перечислите все сказки, которые встретились вам в этих отрывках. А внуки могут снова прийти на помощь своим бабушкам.
Жил- был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. Тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели,
А крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели
гуси- лебеди, стали кошки клевать, да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: «НЕ пейте, а то козлятами станете!»
Жили – были три медведя. Была у них избушка лубяная, а ещё была одна ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и лягушка –квакушка, увидали избушку и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!»Стоит избушка не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут. .видно, лежит там спящая красавица и ждёт, когда Емеля её поцелует.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна лягушка. Вот
как-то раз села она на серого волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе замок.
(в то время когда команды работают, ведущий предлагает пословицы и поговорки из устного народного творчества).
Пословицы.
Молоденький умок, что весенний ледок.
Молодой работает, старый – ум даёт.
Незрел виноград – невкусен, а молод человек – неискусен.
Ребёнку дорог пряник, а старцу – покой.
Без старого коня огнище сиротой.
Борода сивая, да душа красивая.
Голова седая, да душа молодая.
Есть старики- убил бы, нет стариков – купил бы.
За старой головой – как за каменной стеной.
Зелёный седому не указ.
Корми деда на печи: сам будешь там.
Молодость плечами крепче, а старость головой.
Стара мельница, а не бездельница.
Старый дуб не скоро сломится.
У молодых время тянется, у старых – бежит.
Учат добру не дураки, а старики.
6 конкурс «Бабушка-переводчик»
У бабули внук и внучка –
Почемук и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:
«Почему зелёный лист?
Почему поёт артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орёл парит?
Почему растёт трава?
Почему шумит листва?
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях
Выясняет для внучат
Почему ручьи журчат
Почему зимой мороз,
Почему шипы у роз,
Почему ревёт медведь,
Почему сверкает медь,
Почему бывает дождик,
Почему колючий ёжик…
Ну и внучка! Ну и внук!
Бабушку они сумели
Сделать «доктором наук»
И всего за две недели.
«Нагружать всё больше нас стали почему то
Нынче в школе 1 класс вроде института», поётся в знаменитой песне Аллы Пугачёвой. Вот бабушкам и хочется помочь внучатам. Поэтому придётся им и компьютер осваивать, и иностранный язык учить. Поневоле станешь доктором наук! Этот конкурс называется «Бабушка-переводчик». Сейчас мы услышим, как бабушки справились с домашним заданием. А нужно было им перевести с тарабарского языка небольшой рассказ. Интересно, у кого перевод окажется самым оригинальным.
(зачитывают свои переводы)
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:«Калушата, Калушаточки! Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Оёё! Оёё! Бутявка – то некузявая!»Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. От бутявок дудонятся.» А Бутявка за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»
Сценка «Бабушки»
Подведение итогов. Награждение
Этот день и праздничный, и светлый,
И грустить не время, не пора.
Долгих лет вам, яблонь в белом цвете,
Радости, и счастья, и добра!
Бывают в нашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать.
И потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:
Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, живыми.
Вы много сделали такого,
Чтоб на земле оставить след.
Желаем вам сегодня снова
Здоровья, счастья, долгих лет!
Примите в этот день осенний
Приветствий искренний букет,
Тепло сердец и поздравлений,
Чтоб жизнь бурлила много лет.
С праздником!
Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому
Идут дожди вослед,
А за теплом – ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость
Меняет человек.
Так жизнь идёт по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.
И в день осенний яркий
Прими цветы, подарки,
Наш пожилой любимый,
Наш добрый человек!
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет
Семейный клуб “Бабушки и внуки”
Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы хотим поприветствовать вас и пожелать вам здоровья, хороших, добрых внуков, ласки и внимания со стороны ваших детей. Наша встреча не случайна. В народе говорят: “Что стар, что мал.” Человек устроен так: в самом начале жизни нуждается в помощи, его растят, воспитывают родители, дедушки, бабушки. Именно бабушка, в силу своей жизненной мудрости, незаметно передаёт свой опыт молодым, поддерживает благополучие семьи разумными советами, делами, укрепляет счастье в семье.
У мамы – работа,
У папы – работа.
У них для меня остается суббота,
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Конкурс “Узнай себя”:
На стене развешаны портреты бабушек, нарисованные детьми.
Ведущий. Сейчас мы просим детей представить своих бабушек: как зовут бабушку, чем она занимается, чья она мама. А бабушкам предлагаем узнать себя на портрете.(Если бабушка себя узнает, она может забрать свой портрет)
Ведущий. Кто на свете самый ласковый, самый добрый, самый заботливый? Конечно, это бабушка. Бабушка похожа на весеннее солнышко. Дети, давайте подарим нашим бабушкам весеннюю песенку.
Песня “Зима прошла”
С бабушкой мы буквы в книжке разбираем,
С ней играем в куклы, в классики играем.
Важные секреты шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка – лучшая подружка.
Песня о бабушке
Целый день я осторожно возле бабушки кручусь...
И всему, что только можно, у бабули научусь!
Сколько в ней любви и ласки, помнит множество стихов,
Слушать бабушкины сказки можно хоть до петухов!
Ведущий. Сейчас бабушки научат вас варить самую вкусную кашу. Как это сделать без плиты и без кастрюли? Очень просто.
Игра с бабушками.
Ведущий читает стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления каши, бабушки говорят “Да”; если не нужен – “Нет”. А вы, ребята, слушайте и запоминайте.
Сорока-белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – нет!
Крупа манная – да!
Капуста кочанная – нет!
Соленый огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленая – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
Ведущий. Да, сладенькая каша получилась. За такую кашу не грех и поцеловать бабушек. Ребята, приглашайте своих бабушек в круг, будем играть в игру “На дощечку, на плашечку”
Ведущий.Уважаемые бабушки, а любили ли вы петь частушки, когда были молодыми? Какие? (бабушки исполняют частушки). Наши дети тоже любят частушки. Сегодня они хотят спеть их для вас.
Дети поют частушки
Ведущий. Когда дети были маленькие, бабушки часто рассказывали им сказки. Но мы уже подросли, и сами можем порадовать сказкой бабушек.
Дети инсценируют сказку “Теремок”.
Ведущий. Что-то мы засиделись. Давайте потанцуем.
Танец с бабушками “Потанцуй со мной, дружок”
Ведущий. А сейчас мы предлагаем бабушкам послушать веселую песенку. Кто хочет – подпевайте!
Песня “А я по лугу”
Вед. Вот и подошел к концу наш веселый праздник. Я хочу обратиться к детям: Ребята, помните, что бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. Почаще помогайте им, не забывайте благодарить за вкусный обед, за новые варежки. И старайтесь поступать так каждый день, без напоминаний и просьб. А бабушкам мы хотим сказать большое спасибо за ваших внуков и приглашаем в группу пить чай.
Новикова Татьяна Александровна
Цель: воспитывать у детей уважение к старшим.
Задачи:
- расширять представления детей об истории своего народа, своей семьи;
- расширять кругозор детей;
- развивать творческие способности младших школьников.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель:
Уважаемые гости и ребята!
Сегодня у нас праздник, который называется
«Бабушки и внуки». Эта тема выбрана не случайно. В
народе говорят: «Что стар, что мал». Человек
устроен так, в самом начале жизни нуждается в
помощи, его растят и воспитывают родители,
дедушки и бабушки. У родителей, пока они молоды,
душа болит за детей, а взрослеют дети, появляются
внуки, переживать они начинают вдвойне.
Считается, что о нации судят по тому, как она
относится к старикам и детям. Сейчас мы
переживаем нелёгкое время в экономическом и в
духовном плане. Уважение к старшим со стороны
молодёжи должно стать не просто словами.
Милосердие – на деле. Ведь время проходит, очень
быстро мы сами становимся дедушками и бабушками.
Как же бабушка выглядит в современной жизни? Чаще
всего это ещё молодая женщина, у которой любимая
работа, внуков она видит по только выходным. Есть
бабушки, которые оставляют работу и занимаются
воспитанием внуков, взваливают на себя все
заботы по дому. Они балуют внучат, оберегают от
любых трудностей, скрывают любые шалости от
родителей.
Бабушки в силу своей жизненной мудрости,
незаметно передают свой опыт молодым,
поддерживают благополучие в семье разумными
советами, делами, укрепляют счастье в семье.
Поэтому наш праздник сегодня посвящается вам,
дорогие наши бабушки.
Давайте познакомимся с нашими гостями. Внуки,
познакомьте нас со своими бабушками (учитель
должен дополнить).
Учитель: Послушайте, какие стихи приготовили вам внучата:
1) Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке,
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятёрки».
Друг друга поздравляли.
Друг другу жали руки.
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.
2) С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем.
С ней играем в куклы,
В классики играем.
Важные секреты шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка –
Лучшая подружка.3) Ходит в школу на собранье,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
«То не трогай, то не смей»,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.4) Целый день я осторожно
Возле бабушки кручусь.
И всему, что только можно,
У бабули научусь!
Сколько в ней любви и ласки,
Помнит множество стихов.
Слушать бабушкины сказки
Можно хоть до петухов!
Учитель: А как часто бывает, что родителям некогда, и уроки готовить приходится с бабушками. И они заново с вами учат то, что проходили в школе много лет назад. Давайте спросим у бабушек, что они помнят из школы? (Рассказы бабушек).
Конкурс: «Школьные уроки» (внуки помогают)
1) Сколько букв в русском алфавите? (33)
2) Мы за чаем не скучаем –
По две чашки получаем.
Восемь чашек, восемь пар –
Выпиваем самовар.
Чашек пьём всего по паре.
Сколько чашек в самоваре? (16 чашек)3) Сколько ног у жука? (6 ног)
4) Сколько ног у паука? (8 ног)
5) О каких частях речи узнали ребята в 3 классе? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог)
6) Летит куча поросят,
Кто ни тронет – завизжат. (Пчёлы)7) Назовите перелётную птицу: дятел, кукушка, сова, ворона. (Кукушка)
8) Сколько будет 7х8? (56)
9) Сколько букв и звуков в слове «день»? (4 буквы, 3 звука)
10) Чей это портрет?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках – золотые перстни,
На ногах – красные сапожки». (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
Учитель: Все бабушки молодцы. Видно часто за вас уроки делают. И поэтому мы признаёмся им сегодня в любви.
1. Очень бабушку мою,
Маму папину, люблю.
У неё морщинок много,
И на лбу – седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.2. Люблю я дома бабушке
Работать помогать,
Люблю я рядом с бабушкой
По улице шагать.
Люблю я летом с бабушкой
Бродить в краю лесном,
Люблю я сказки бабушки
Послушать перед сном.3. Люблю я вместе с бабушкой
«Мурзилку» почитать.
Люблю под вечер с бабушкой
С работы маму ждать.
Люблю ходить я с бабушкой
В кино и в магазин,
И не люблю без бабушки
Сидеть совсем один.
Учитель: Ваши внуки не только стихи готовили, но и разучили русскую народную песню: «Ах вы, сени мои, сени». Давайте все вместе её споём.
Песня «Ах вы, сени мои, сени»
Учитель:
А что такое сени? Ребята знают
это или нет? Часто в школе мы учим биографии
известных писателей, поэтов, историков. А порой
не знаем ничего о своих предках: бабушках и
дедушках, прабабушках и прадедушках. Поэтому, вы
рассказывайте больше ребятам о себе, о своих
родителях, о своей жизни. Ребята должны знать
историю своей семьи.
Сегодня у нас конкурс: Как мы знаем историю? Внуки
будут отвечать, а бабушки помогать.
Конкурс знатоков русской истории
- Где держат домашних животных: лошадь, корову, собаку? (В конюшне, в хлеву, будке.)
- Что такое сыта? (Разбавленный водой мёд)
- Где хранили заготовленные впрок продукты? (В погребе)
- Для чего служила лохань? (Поили корову)
- Где раньше продавали чай и сахар? (В аптеке)
- Когда на Руси обязательно пекли блины? (На Масленицу)
- Ветви каких деревьев и кустарников ломают на праздники? Какие это праздники? (Верба, ива – на Вербное воскресенье; берёза – на Троицу)
- Какое другое название полотенца вы знаете? (Рушник)
- Сколько весит пуд? (16 кг)
10) Назовите русские народные музыкальные
инструменты? (Гусли, балалайка, гармонь)
11) Раньше куклы были тряпичные. Чего не было у
древней тряпичной куклы, но что есть у каждой
современной куклы? (Лицо. Суеверие: чтобы дети
были здоровы)
12) Как в старину на Руси называли рожь? (Жито)
Учитель: А какое же гуляние обходилось без задорной частушки! Бабушки, для вас наши частушки.
Частушки (поют два мальчика и две девочки)
Девочка 1.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть –
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Мальчик 1.
Пропоём для вас, девчата,
Веселинки, шуточки.
Вы послушайте скорее
Наши прибауточки.
Девочка 2.
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
Мальчик 2.
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.
Девочка 1.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
Мальчик 1.
Раньше были русы косы
У моей у милочки.
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
Девлчка 2.
Эй, ребята-кавалеры,
Отодвиньтеся от нас.
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас
Мальчик 2.
Начался учебный год.
Часики затикали,
А меня гнетёт вопрос:
«Скоро ли каникулы?»
Учитель: Помните волшебные строки из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
– У нас на празднике тоже есть сказочный цветик-семицветик. На его лепестках написаны отрывки из сказок. В каждой сказке говорится о цветах. Внуки нам сейчас зачитают эти отрывки, а бабушки постараются отгадать название сказки и автора этой сказки.
Конкурс: «Знатоки сказок» (отрывки из сказок написаны на лепестках)
1-й лепесток:
«Из ларца достали чудесную розу.
– Ах, как мило сделано! – в один голос сказали
фрейлейны.
– Мало сказать мило, – отозвался император, –
прямо-таки недурно! Но принцесса потрогала розу и
чуть не заплакала:
– Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!
(Г.-Х.Андерсен «Свинопас»).
2-й лепесток:
«На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать… запах от цветка по всему саду ровно струя бежит».
(С.Аксаков «Аленький цветочек»)
3-й лепесток:
«Старуха (обращается к падчерице).
– Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе ещё
кое-куда сбегать.
Падчерица:
– Куда же это, далеко?
Старуха:
– В лес, за подснежниками».
(С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
4-й лепесток:
«Когда все розы были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками».
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
5-лепесток:
«Сейчас же беги к человеческим хижинам в долине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках, и его боятся все звери».
(Р.Киплинг «Маугли»)
6-й лепесток:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан».
(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»)
7-й лепесток:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватив коленки, и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки».»
(А.Толстой «Золотой ключик»)
Учитель: Очень много раз бабушки рассказывали сказки, а сегодня пришло время вам рассказать бабушкам сказку. И так сказка «Репка» (Инсценирование сказки).
Все присутствующие бабушки закрывают глаза. Ребёнок выкрикивает слово «бабушка». Бабушки по голосам должны отгадать, чей ребёнок позвал бабушку.
Учитель: Сегодня ребята у нас поспорят: кто же в доме главный – мама или папа?
Сценка «Разговор»
Мальчик.
Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор…
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор…
– А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион.
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире.
Девочка.
Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить.
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!
Мальчик.
От мужчины нету толку?!
Это нам талант не дан?!
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?
Девочка.
Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!
Мальчик.
Ты колючая заноза,
Плохо знаешь нас мужчин
То и дело льёте слёзы,
И к тому же без причин…
Ты колючие слова говоришь, робея.
Папа в доме голова!
Девочка. А мама в доме – шея!
Мальчик.
Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней…
Просто мама всех нежней!
Девочка.
А глаза мои как блюдца,
Если в них блеснёт слеза,
То соседи улыбнуться:
«Это мамины глаза».
Нос немножечко курносый,
Но соседи говорят,
Что по носу нет вопросов:
«Это папа виноват».
Конкурс: «Найди бабушку»
Ребёнок с завязанными глазами должен по руке найти свою бабушку.
Учитель: Наш праздник подходит к концу, и мы все вместе дарим вам стихи:
Встанет утром ровно в семь – Бабушка.
Приготовит завтрак всем – Бабушка.
Кукле платьице сошьёт – Бабушка.
Мне косички заплетёт – Бабушка.
Через парк пойдём в кино – С бабушкой.
Объедимся эскимо – С бабушкой.
До чего же хороша – Бабушка.
Будь со мной всегда, везде рядышком – Дорогая моя бабушка!
Песня «Мы желаем счастья вам».
(Дети дарят подарки своим бабушкам).
Поздравление на открытке:
Дорогая бабушка!
Пусть в жизни твоей будет всё хорошо,
Крепись, не сдавайся напастям,
Улыбкой нас радуй ещё и ещё,
Дай Бог тебе силы и счастья!
Учитель: Дорогие наши бабушки! Я хочу пожелать вам крепкого здоровья, счастья вам, вашим детям и внукам, живите долго-долго и радуйте своих внучат, балуйте их немножко и приходите к нам ещё. Мы будем рады.
Главная > Пояснительная запискаКлуб бабушек – форма работы, которая подразумевает включение бабушек, любящих своих внуков и имеющих опыт воспитания, в воспитательный процесс.
Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь» - форма работы с родителями, благодаря которой родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психолога в индивидуальном порядке.
Малообеспеченная семья – это семья, совместный доход которой не превышает прожиточного минимума.
Многодетная семья – это семья, имеющая трёх и более несовершеннолетних детей.
Неполная семья – это семья, в которой отсутствует один из родителей.
Родительский клуб общения - ассоциация родителей, бабушек и дедушек. Ведущими формами работы являются свободные непринужденные встречи - беседы, родительские дебаты, решение прецедентов, ничем не ограниченный обмен мнениями.
Родительский совет – это орган управления образовательным учреждением.
Родительский университет – форма работы с родителями, в рамках которой организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы. Они формируются на основе, как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог родителей.
Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семью отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимозависимый образ жизни её старших и младших членов, определённая структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Совет отцов - форма работы с родителями, при которой в воспитательную работу совместно с педагогами включаются главы семейств.
2. Создан пакет нормативных документов по работе с родителями:локальные акты, регламентирующие работу с родителями:
Положение об общешкольной родительской конференции;
Положение о Родительском Совете;
Положение о классном родительском собрании;
Положение о родительском комитете класса;
Положение Клуба бабушек.
Проводятся методические семинары и тематические заседания ШМО классных руководителей по решению проблем взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.
Учебный год | Тема методического объединения классных руководителей, семинары практикумы | проведения |
ШМО классных руководителей «Работа классного руководителя с родителями по самоопределению «трудных» учащихся». | ||
ШМО классных руководителей «Основные направления деятельности и формы взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями по дальнейшему карьерному самоопределению учащихся». ШМО классных руководителей «Роль классного руководителя в системе воспитательно-образовательной работы. Вклад педагогов и родителей в патриотическое воспитание детей». | ||
Методический семинар «Социальное партнерство школы и семьи». | ||
ШМО классных руководителей «Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями». Методический семинар «Новые требования к профессиональной компетентности педагога-воспитателя (аспект работы с родителями)». |
В течение учебного периода работает психологический семинар «Психологический аспект организации взаимодействия школы с семьёй».
Создание новой страницы на сайте школы для размещения разработок школьных мероприятий и её дальнейшее пополнение.
Обобщен опыт работы классных руководителей школы по работе с семьями учащихся.
мастер-класс по теме: «Работа классного руководителя с родительской общественностью по воспитанию учащихся» (Мельникова О.В. – областной конкурс «Классный руководитель 21 века», 2009г.);
социальный проект «Школа, дом – одно семья» (Милевская Л. М. – педагогические чтения, 2010г.);
из опыта работы с родителями по программе «Семья +» (городская методическая выставка, 2010г.);
выпуск статей в рамках ГМО классных руководителей:
- «Новые подходы к организации работы с родительской общественностью на основе детско-родительского взаимодействия».
- «Из опыта работы ученического самоуправления с другими формами государственно-общественного управления школой».
- «Работа классных руководителей школы с родительской общественностью».
4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей:
Мероприятия | Время создания |
|
Создан информационный центр для родителей в школьной библиотеке | март 2007 год |
|
Оформлен информационный стенд для родителей «Жизнь нашей школы», который информирует родителей об успехах учащихся школы, о готовящихся и проведенных мероприятиях, о вопросах, требующих участия родителей. | сентябрь 2007 год |
|
Организация виртуальной общественной приёмной «Родители – школа». | 2009-2010 уч. год |
|
Работает раздел школьного сайта «Для родителей», где есть странички «Уроки Айболита», «Мысли о воспитании», «Советы психолога», «Права и обязанности». | 2006-2007 уч. год |
|
Выпуск «Родительского вестника». | 2008-2009 уч. год |
|
Ежегодный выпуск книги о родителях «Созвездие родителей», фотоальбома о родителях учащихся школы. | 2008-2009 уч. год |
|
В школьной газете «Большая перемена» открыта рубрика «Моя 7я», в которой рассказывается о лучших семьях нашей школы, их традициях и отдыхе | 2007-2008 уч. год |
|
Организация Родительского Университета через систему родительских собраний, конференций, всеобуча, круглых столов, работа видеозала. | ||
Создан консультативный пункт «Скорая педагогическая помощь» для родителей и педагогов. | ||
Организация виртуального общения «Родители - школа» в рамках форума «Мир сказок» | 2008-2009 уч. год |
|
В библиотеке проведены циклы книжных выставок, проведены тематические беседы в рамках недель детской книги, года семьи («Отец. Отчество. Отечество», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны!», «Ветеран в моей семье» и др.). | 2008-2009 уч. год |
Проведены родительские конференции:
Тематика родительской конференции |
|
Отчётно-перевыборная конференция. «Информатизация образовательного пространства МОУ «СОШ №3» г. Гая» |
|
Отчет о работе. План работы на 2007-2008 учебный год. (21.09.07) Итоги лета (ремонт школы, отдых учащихся). (14.12.07) Состояние здоровья работников школы и учащихся. О поощрении учащихся ко Дню школы. (21.02.08) Представление родительской общественности и принятие программы развития школы» (18.04.08) Семья и школа: педагогика сотрудничества. Подготовка школы к новому учебному году. |
|
«Взаимодействие школы и семьи: опыт, проблемы, поиск новых подходов» «Современный ребенок. Какой он?» |
|
«Система воспитательной работы в школе глазами родителей» (была подготовлена и проведена воспитательной службой школы с участием детей) |
II . Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
1. Организация виртуального общения «Родители - школа».
2. Проводятся традиционные школьные детско-родительские мероприятия:
«Мой отец»;
«Мой папа – самый лучший»;
«Папа, мама, я - спортивная семья»;
Праздник «День защиты детей»;
Праздник «День Родной школы»;
Игра «Зарница»;
Семейные посиделки «Рядом с бабушкой»;
Праздник «Масленица»;
Праздник «Рождества»,
Встреча весны и проводы зимы;
Праздник «Первый звонок»;
Праздник «Последний звонок»;
Праздник «Новый год»;
Конкурс «Мисс Весна» (совместно с мамами);
Конкурс «Мисс золотая Осень» (команда девочек и мам)
Концерт ко Дню матери;
Выпускной вечер 9, 11 кл.
«Загадки кухни»;
Конкурс чтецов на тему: «Моя семья» с участием родителей;
Конкурс рисунков, плакатов, сочинений «Я и моя семья»;
«Рядом с бабушкой» (в рамках Клуба бабушек).
4. Создан Клуб бабушек.
5. Систематически проводятся тематические классные часы, посвященные воспитанию в семье («История моей семьи», «Семья и ее функции», «Моя семья», «Я горжусь своим отцом» и др.)
6. Проводится посещение учащимися тематических мероприятий в музеях и библиотеках города по воспитанию в семье.
7. Проводится активное вовлечение родителей в организацию досуга школьников (кружки, секции, клубы, совместные мероприятия, детско-родительские объединения, участие в ученическом самоуправлении, общественные воспитатели).
9. Проводится оказание помощи нуждающимся (многодетным, неполным, малообеспеченным) семьям. Принимается активное участие в акции «Помоги ребёнку.
10. Работа по проекту, выполненному детьми и родителями начальной школы, по благоустройству детской школьной площадки.
11. Создан родительский клуб общения (на базе класса Данько О.А.)
Работа школы и семьи включает разделы:
Работа с родителями учащихся начальной школы.
Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
Работа с родителями учащихся старших классов.
Работа с родителями учащихся выпускных классов.
III . Изучение воспитательного потенциала школы и
родительской общественности.
1. Методы изучения семей учащихся школы.Семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Существуют допустимые границы «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен), методы осуществления работы.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Наиболее распространенные методы работы с родителями:
социологические опросы,
тестирование,
сочинение как метод изучения семьи,
метод обобщения независимых характеристик,
педагогическая гостиная,
психолого-педагогический тренинг. (Этим методом обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого-педагогического тренинга могут быть «Знаю ли я своего ребенка», «Как вести себя с агрессивным ребенком» и др. Группа участников тренинга превращается в группу самопомощи и взаимопомощи. Исключаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семейном воспитании.)
интервьюирование. (Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.)
анкетирование. (Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное, заочное (анкеты с инструкциями рассылаются, а потом возвращаются). Возможны разные типы анкет: открытая (содержит вопросы, на которые предстоит ответить); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновременно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов).)
диагностика,
консультация,
наблюдения,
Поиски путей объективного изучения семей приводят к разработке методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т.д.
Вовлечение родителей в совместную с ребенком деятельность показывает способы оптимизации эмоционального взаимодействия посредством использования:
народных игр (Г.Н. Гришина),
произведений фольклора (Г.В. Лунина),
театрализованных игр (Р.К. Сережникова),
совершенствование игр детей (В.М. Иванова).
Во многих методах изучается и корректируется педагогическая позиция родителей (Е.П. Арнаутова, Л.А. Арутюнова, Д.О. Дзинтаре, В.П. Дуброва, О.А. Шаграева).
В результате такого подхода родители рассматривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество педагогов и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей.
Клуб "Бабушка- забавушка"
Руководитель клуба: воспитатель 1 категории Минаева Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников . К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребенка. Объединить старших членов семьи и детей в дошкольном учреждени и, подарить им минуты радости и ощущение заботы возможно в рамках клубной работы.
Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества . Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели воспитания здоровых и счастливых детей; наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих, на основе возрождения народных традиций .
Как показывает история, все наши знаменитые соотечественники, внесшие вклад в развитие России, не только почитали имена своих предков до седьмого колена, но и знали, кем они были, чем жили. Каждое новое поколение было способно принять, впитать и приумножить.
А кто лучше бабушки может это сделать? С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы: уют в доме, колыбельную, сказку, тепло рук и просто ласковое слово, исцеляющее детскую душу. Бабушка
- хранительница семейного очага, источник знаний, умений, которыми она с радостью делится с окружающими. При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками устанавливаются эмоциональная связь и психологическая совместимость
, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах представителей разных поколений.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания. К сожалению, в последнее время родители отдают предпочтение профессиональным сиделкам и няням, доверяя им воспитание детей, а не родным бабушкам и дедушкам. В результате разрыв между поколениями увеличивается.
С целью
создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ ДС №1 с.Пригородное на базе средней группы был организован клуб "Бабушка- забавушка"
Задачи деятельности клуба:
- привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
- обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ;
- сохранение и укрепление связи разных поколений;
- распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
- воспитание уважения к старшему поколению.
Участники клуба:
- дети дошкольного возраста,
- бабушки и родители воспитанников,
- старший воспитатель,
- воспитатели,
- музыкальный руководитель.
Создание клуба предусматривало несколько этапов.
На 1-м этапе были изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в воспитании детей. По итогам опроса родителей выяснилось, какую роль они отводят бабушкам в жизни своего ребенка, воспитывают ли в детях уважение к пожилым людям и т. д. В ходе взаимодействия педагогам удалось установить доверительные отношения с членами семей воспитанников. На основе полученной информации и запросов родителей был составлен перспективно-тематический план работы клуба бабушек "Бабушка- забавушка".
2-й этап предусматривает проведение мероприятий с участниками клуба согласно разработанному плану, а также сбор полезных материалов для родителей воспитанников.
В качестве основных форм работы в рамках деятельности клуба были выбраны:
- беседа;
- дискуссия;
- диспут;
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- круглый стол;
- посиделки при свечах;
- обмен опытом;
- просмотр видеозаписей;
- участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях;
- организация выставок, конкурсов
Перспективно-тематический план
работы клуба
"Бабушка- забавушка"
в МДОУ ДС №1 с.Пригородное
Сроки проведения |
Мероприятие |
Задачи |
Ожидаемый результат |
Октябрь |
«Роль бабушки в воспитании внуков»/ конкурсная программа |
Формирование у детей осознанного восприятия старшего поколения. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям |
|
Ноябрь |
Досуг в осеннем кафе "Витаминная кладовочка" |
Объединение усилий ДОУ и семьи по формированию у детей основ рационального пит ания. Воспитание интереса к здоровому образу жизни. |
Обмен рецептами салатов, заготовок из осенних фруктов и овощей для детей. |
Декабрь |
Семинар-практикум "Здоровье - наш бесценный дар! Его все ценят - млад и стар" |
Объединение всех членов семьи заботой о сохранении здоровья и оздоровлении детей. Сплочение детского коллектива, коллектива педагогов, родителей и бабушек в совместной деятельности. |
Обмен опытом, рецептами оздоровления и закаливания с помощью народных средств. Составление книги "Рецепт таков из прошлых веков" |
Январь |
Консультация "А как речь-то говорит, словно реченька журчит" |
Приобщение всех членов семьи к речевому развитию детей в современных условиях. Предоставление возможности ощутить ценность эмоционального, духовного общения ребенка с близкими взрослыми |
Создание семейных книжек- малышек, Организация выставки «Книги, которые мы читаем с бабушкой» |
Февраль |
Семинар-практикум "Развитие творчества у детей" |
Создание условий для творческого общения детей и взрослых. Предоставление возможности ощутить ценность эмоционального, духовного общения ребенка с близкими взрослыми, сопричастности к русским традициям. |
Обмен опытом изготовления куклы без иголки, создание картин из пуха и других нетрадиционных материалов. Организация выставки "Бабушкины узоры", просмотр сказки "Теремок", проведение конкурса "Кукла из бабушкиного сундучка". |
Март |
Совместный праздник "Самая хорошая бабушка моя" |
Формирование у детей осознанного восприятия старшего поколения как источника мудрости, установление теплых взаимоотношений в семье. |
Фотоотчет о проведении совместного праздника |
Апрель |
Досуг «А ну-ка, бабушки». |
Приобщение к занятиям физкультурой. Формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни. |
Фотоотчет о проведении совместного праздника |
Май |
КВН "Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу" |
Формирование у детей и взрослых основ здорового образа жизни. Распространение опыта семейного нетрадиционного оздоровления детей. Заседание 5. (семинар- практикум) |