Древнерусские украшения-их значение.
На протяжении всей мировой истории человека сопровождают украшения. Потребность в украшениях у наших предков была необычайно высока. Они играли множество ролей в жизни человека, многие из которых почти утрачены современной культурой.Украшения служили амулетами, талисманами и оберегами. Они определяли статус человека в обществе, и представляли из себя государственные, религиозные и воинские символы, и обозначали родовую принадлежность и социальный статус носящего их человека. И еще, с помощью украшений регулировалось состояние здоровья, настроение и характер человека.
На чем же могут быть основаны подобные свойства украшений?
О влиянии на здоровье.
Обычно украшения носятся в определенных местах, причем разные культурные традиции говорят о разных способах ношения.
В славянской культуре не принято украшать нос или прокалывать нижнюю губу, зато существует множество вариантов ношения колец.
Итак, что и зачем традиционно украшают славяне.
Начнем с головы.
На макушке головы существует энергетический центр, отвечающий за связь с божественным миром. Он помогает в осознании причин и следствий, постижении природных и мировых Законов в нашей традиции.Этот центр называется РОДНИК.
В прежние времена мужчины постоянно носили шапки, но при входе в святые места шапки всегда снимались для того, чтобы открыть Родник, и убрать препятствия контакту с Миром. Женщины же постоянно,по достижении определенного возраста, носили головные уборы. До замужества они напоминают собой открытую корону, которая символизирует, что девушка имеет открытый Родник и строит свои собственные связи с миром, а после замужества голова покрывается платком в знак того, что за ее отношения с миром теперь отвечает ее муж, а она переходит на работу с горизонтальными энергиями и ее мысли отныне направлены на свой дом, семью и Род.
У мужчин же имеющих высокий статус, то есть тех, которые отвечали за жизни других людей, Родная связь с Миром усиливалась за счет специальных «статусных» головных уборов. Это княжеские шапки, а позже царская корона или воинские шлемы. Эти уборы делались с определенной символикой, помогающей току силы. И делались они из драгоценных металлов. Например золото- это металл Солнца, который подчеркивает, и одновременно привлекает светлые мысли и силы в Родник.
Следующий значимый энергетический центр - ЧЕЛО.
Этот центр отвечает за интуицию, ясновидение и познание.
Все помнят классика « … а во лбу звезда горит…». Украшения Чела больше свойственно женщинам, особенно девушкам в пору выбора суженого. Куда уж здесь без интуиции? С юности девушки носили тесемки и ленты на челе, потом, девью красоту и увясло, различные венцы. Последним девичьим венцом является свадебный венец, используемый на обряде венчания. В настоящее время женщины используют ободки для волос, которые выполняют ту же роль (особенно если правильно сделаны).
Для мужчин этот вид украшения был распространен лишь у княжеских детей и одновременно символизировал статус и помогал в развитии ума.
ГОРЛО.
Энергетический центр располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру.
Металлический обруч, надетый на шею, является преградой, способной помешать душе покинуть тело. Его носили и мужчины и женщины, только рисунки на гривнах были разные. Были еще и рабские ошейники, как символ несвободы и подчинению чужой воле.
Воинам гривна помогала выжить в бою, служила оберегом.
Женщины, с древности до наших дней,носят множество украшений на горловом центре - это и гривны, и колье, и цепочки с подвесками, кулонами и брелоками, и бархотки, и монисты и многочисленные многовариантные бусы. С помощью этих украшений регулируется гормональная система, лечится простуда. Они служат оберегами и подчеркивают индивидуальность и статус.
СЕРДЦЕ.
Отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.).
Очень часто СЕРДЦЕ и ГОРЛО связывались украшениями воедино, что символизирует действия в мире по своей воле.
Стоит упомянуть, кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца - спираль или круг с точкой посередине) призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов.
ЯРЛО
Солнечное сплетение отвечает за внутренний огонь, питание организма, волю и социальные связи. Ярло - центр власти над собой, над людьми и над миром. Она - источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира,и одновременно, самому оказывать влияние на этот мир. Именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.
Все пояса, кушаки, ремни поддерживают и стимулируют энергию этого центра. На них прикрепляются всевозможные бляхи, пряжки, нашивки.
Мужским поясам с помощью узоров, камней и металлических украшений, традиционно придавалось свойство влияния на внешний мир, а женским на внутренний.
ЖИВОТ
Дает жизненную энергию и изобилие, отвечает за продолжение Рода.
Обычно энергию этого центра регулируют кончики пояса. А у женщин узоры на нижнем белье, материал которого тоже не безразличен для тока силы.
Этот центр отвечает за выживание, регулирует иммунитет, позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу. Зарод дает внутреннее чувство опоры, душевную устойчивость, твердость.
Жизнь этого жизненно важного центра тоже регулируется кончиками пояса, на которые нашивались различные обереги, и еще узорами и нашивками по подолу юбки у женщин.
ЗАПЯСТЬЯ
На запястьях расположены зоны энергетического выхода жилы Зарода, поэтому браслеты носят обережную и регулирующую функцию.
Браслеты и наручи носят как мужчины, так и женщины.
Ношение перстней, серег, височных колец также оказывает определенное воздействие на движение силы в организме. А также металлы из которых они изготовлены, и цветные каменья, которые так любимы нашим народом.
Но мы пока на этом остановимся.
Христианская вера всячески боролась с язычеством. Старалась искоренить любую информацию. Карала за идолопоклонничество. В результате, до наших дней дошли лишь отрывочные сведения о верованиях той эпохи, крошечными жемчужинами разбросанные по археологическим памятникам, летописям, хроникам, запискам иностранных путешественников, и церковным поучениям по борьбе с язычниками. Сложенные вместе, эти артефакты позволяют воссоздать основные религиозные черты, восстановить исторически верные значения древних оберегов.
Обереги древних славян многолики. Их носили на груди, одеждах. Изображали на постройках, стягах, оружии. Одевали как перстни, браслеты. Укладывали фигурки в положенное место. Многообразным был выбор материалов. Дерево, камни, ткани, коренья, кости - в ход шло любое подручное сырье. Умение работы с металлами тут же воплотилось в искусстве исполнения древнего оберега. Серебро тонко влияло на магические функции. Золото умножало энергетическую мощь. Современные технологии породили практичные стальные, титановые, пластиковые вариации оберегов славян.
Соблюдалось точное разделение по области применения. Существовали талисманы женские, мужские, универсальные. С силами, заключенными в некоторых, могли совладать только умелые жрецы. Нередко, то, что можно было употреблять вне брака, категорически не рекомендовалось семейным, и наоборот. Много значил характер деятельности владельца. Ни к чему художнику, поэту в период творения справедливая злость защитника отечества. В бою воин вспоминает об урожае в последнюю очередь.
Великое разнообразие восстановленных изображений можно разделить на несколько крупных групп.
Во-первых - это чертоги - шестнадцать секторов солнечного календаря, Сварожьего круга. Зная свой чертог, человек мог предугадать собственные склонности, спланировать свое развитие, совершить меньше проб и ошибок для обретения благополучия.
Во вторую - солярные знаки. В том или ином виде они символизировали непрерывное движение солнца по небосводу, его энергию, питающую все живое на земле. Иллюстрирующие вращение по ходу светила, использовали возможности материального мира. Противосолонь делал доступными потусторонние инструменты. В их начертаниях непредсказуемым образом переплетались вселенские стихии и первоэлементы. За многими стояли божественные покровители.
Третья группа фиксировала элементы окружающей обстановки или мифологии. Тут можно встретить священных животных - волка, птицу счастья, сокола, дракона, грифона, змею, медведя. Предметы из повседневной жизни - секиру, молот, дракар, ножницы, топор, ключ.
Представители этих множеств причудливо комбинировались для усиления нужного действия. Кроме того, для требуемого акцента на амулет наносились одиночные руны или целые рунные фразы.
Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений. К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке.
Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей.
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.
Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи:)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно.
Женщина вятичей (та же самая, но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век. о ювелирных инструментах вятичей
Легенда гласит, что Радим и Вятка были родными братьями - радимичи расселились по реке Соже, а вятичи - на Оке. Височные кольца этих родов отличались - у радимичей семилучевые, а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке.
Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.
- 2160Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.
Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.
С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины.
Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.
Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI- VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии.
Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ - области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» - западной и восточной.
Гривна
Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».
У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги.
Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.
Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.
Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.
Дротовые гривны делали из «дрота» - толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.
Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок.
Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.
Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» - из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.
Височные кольца
Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».
Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён - и тем не менее к VIII-IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI-XII веках.
Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками - такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI-XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI-XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью - металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.
Серьги
Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.
Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X-XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.
В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.
Бусы
Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.
В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены.
Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный.
Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.
Колты
Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.
Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.
Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.
Кольца и перстни
Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…
В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.
Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.
Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.
Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.