Развитие ребенка после родов. Развитие малыша с первых дней жизни
Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.
Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.
Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.
В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.
Строение тела младенца
Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.
Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.
Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.
Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.
Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.
Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.
Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.
Сколько должен весить младенец
Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.
Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.
Осмотр доктора-неонатолога
В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.
- Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
- При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
- Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
- Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
- При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
- Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
- Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.
Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.
Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.
Надо ли пеленать новорожденного ребенка
Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.
Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.
Доводы родителей за пеленки:
- Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
- Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.
Доводы против:
- Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
- Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
- Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
- Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
- Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.
Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.
Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.
Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.
Вскармливание грудного младенца
Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.
По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:
- грудное (полностью женское молоко),
- искусственное (только молочные смеси),
- смешанное (материнское молоко и смеси).
Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.
В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.
Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:
- детские колики;
- усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
- если младенец икает;
- жидкий стул или долгое отсутствие его;
- малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
- недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.
В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.
Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.
Преимущества грудного вскармливания:
- Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
- В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
- Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
- У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
- Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
- Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).
Искусственное вскармливание грудного ребенка
Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.
При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.
Гигиена новорожденного
Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.
В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.
Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.
Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.
Упражнения для грудничков
Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.
Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.
Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.
Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.
Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.
Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.
Очень важным периодом в жизни новорожденного считается первый месяц жизни. Организм ребенка приучается существовать самостоятельно, запуская все необходимые процессы. И будущее здоровье крохи напрямую зависит от этих первых четырех недель. А основной задачей для мамы становится налаживание процесса кормления и правильное прикладывание малыша к груди или освоение кормления из бутылочки, если ребенок - искусственник. В этом случае происходит оптимальное и гармоничное развитие новорожденного по неделям, которое затрагивает все внутренние системы.
В 1 неделю абсолютно стерильный кишечник крохи понемногу заселяется различными микроорганизмами. На 1-3 сутки отходит меконий, который впоследствии сменяет обычный детский кал. Возможно возникновение мочевого криза из-за усиленной нагрузки, но все появляющиеся симптомы проходят на вторую неделю. Сужается круг и в системе кровообращения, перестраиваясь с плацентарного потока на малый. В связи с повышенной чувствительностью нервной системы малыша мамам рекомендуется сохранять спокойствие в любой ситуации и больше отдыхать.
Ошибочно считать, что груднички реагируют только на физические раздражители – они тонко чувствуют эмоциональный настрой окружающих. А естественной реакцией на происходящее станет громкий плач, который может стать причиной тремора. Это обусловлено недостаточным физическим развитием новорожденного и центра нервных окончаний.
В первую неделю хорошо развиты такие рефлексы, как:
- поисковый;
- сосательный.
Может наблюдаться желтушка, которая проходит спустя 10 дней, или покраснение кожи при плаче вследствие повышенного количества подкожных капилляров. Нередки резкие изменения температуры, связанные с нормализацией терморегуляции тела. Маме не стоит пугаться, если она увидит небольшое косоглазие у малыша, обусловленное недоразвитием мышц, которые удерживают глазное яблоко. Спустя время это неприятное явление обязательно пройдет.
2 этап
Ко второй неделе начинаются такие болезненные проявление работы пищеварительной системы, как кишечные колики. Количество опорожнений достигает 4-8 раз в сутки, а моча выделяется десятки раз в день. В развитии нервной системы наблюдается значительный прогресс в рефлексах:
- плавательный;
- рефлекс ходьбы;
- рефлекс ползания;
- защитный.
А некоторые груднички способны удерживать взгляд на движущемся предмете, что говорит о положительном развитии зрения. Кожа в области лица иногда покрывается белыми угрями из-за гормонов, которые закупоривают потовые железы. Не стоит переживать по этой причине или удалять угри, поскольку они исчезнут сами по себе к концу первого месяца. Заживает пупочная ранка, поэтому самое время начинать выкладывать малыша на животик.
Важно учитывать, что новорожденный еще не полностью контролирует температуру собственного тела , поэтому может перегреваться и переохлаждаться. И как следствие, возникает беспокойное поведение или обезвоживание.
3 этап
На всех этапах развития новорожденного самой чувствительной остается пищеварительная система. К неприятностям в виде колик может прибавиться срыгивание небольшого количества съеденного молока. Чтобы избежать этой проблемы необходимо наладить полноценную диету для мамы и правильно прикладывать малыша к груди. А после трапезы несколько минут подержать кроху «столбиком» и не спешить отправлять его в кроватку.
Что касается нервной системы, то грудничок совершает первые неуверенные движения головой в разные стороны. Но со временем они становятся более скоординированными и четкими. Ребенок начинает различать не только мамин голос, но и его эмоциональные оттенки и интонацию. А шум и посторонние звуки вызывают бурную реакцию, что свидетельствует о нормальном психическом развитии. Уже можно говорить о формировании индивидуального режима отдыха и питания, но и он еще подвержен небольшим изменениям.
Слезные протоки пока открыты не полностью, поэтому причиной волнений молодых мам может стать повышенное «слезотечение» у ребенка. Это вполне естественный процесс, а на 3 неделе глазки слезятся абсолютно у всех младенцев. Если же временный недуг не проходит или возникает по этому поводу тревога, можете посетить офтальмолога.
Не стоит переживать и из-за появления на голове у ребенка грубых корочек. Они образовываются на третьей неделе и успешно проходят, если за малышом установлен надлежащий уход. Можно применить специальный шампунь или размягчать корочки детским кремом, вычесывая их мелким гребешком.
4 этап
Если колики и будут продолжать мучить , то лишь в послеобеденное время, постепенно сходя на нет. На четвертой неделе малыш начинает осмысленно проявлять свое эмоциональное состояние смехом или задорным визгом. Новорожденный интересуется собственными частями тела и уверенно держит голову в положении лежа на животе. Он фокусирует взгляд на предметах, которые движутся, и различает основные линии предметов.
Среди развитых рефлексов на 4 неделе отмечены сосательный, хватательный и поисковый. Головка новорожденного все еще недостаточно круглая с «живым» родничком, поэтому желательно надевать легкую шапочку даже в помещении и беречь малыша от сквозняков. По прошествии 28 дней мамы отмечают колоссальные изменения в развитии ребенка, но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь лучшим учителем в первые дни жизни для любого малыша является мама.
Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он - рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.
Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении мальчики весят от 2,9 до 3,9 кг при росте 48,0 - 51,8 см, вес девочек составляет 2,8 -3,7 кг при росте 47,3 - 51,0 см . Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7-10% веса.
Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота - это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.
Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20-30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.
Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам. Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие.
Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи. Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону “раздражителя” - материнского соска с вкусным молоком.
Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и “отстающие” быстро догонят своих сверстников.
На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция - важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.
В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей - помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения. Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце. Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.
Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка - реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.
Обучение и общение: занимаемся с малышом
Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем. Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного “ученика” и не переутомляйте его.
Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.
Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.
Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать.
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.
В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.
Родителям необходимо знать, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, чтобы вовремя обратиться к специалисту в случае отклонений
Показатели развития ребенка
В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:
- Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
- Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
- Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
- Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.
Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:
- Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
- Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
- Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
- Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.
Эмоционально-психическое развитие крохи не менее важно, чем физическое
Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.
Новорожденный
Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.
Первые рефлексы обязательно проверяются педиатром
- Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
- На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
- У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
- В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
- Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
- Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.
Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.
1 месяц
- Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
- Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
- Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
- Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
- Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.
Уже в месяц малыш четче начинает реагировать на звуки и эмоции
2 месяца
Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.
- Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
- Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
- Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.
В три месяца ребенок становится, как правило, спокойнее
3 месяца
За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.
- Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
- Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
- В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
- В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.
С малышом общаться все интереснее
4 месяца
К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.
- Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
- Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
- Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
- Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.
В 4 месяца ребенок умеет немного приподниматься, чтобы посмотреть на нужный предмет
5 месяцев
За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.
- Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
- Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
- Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
- Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.
Стимулируйте развитие ребенка, но не заставляйте его
6 месяцев
За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.
- Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
- Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
- Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
- Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
- Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
- В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
- Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.
В 6 месяцев начинается самое интересное: ребенок учится ползать и получает первый прикорм
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.
Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.
Календарь развития по месяцам
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:
- Сосательный (прикасания языка к предмету);
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.
- Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
- Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
- Способен поднимать и недолго держать головку.
- Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
- Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
- Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
- Успокаивается во время сосания и на руках.
- Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
- Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
- Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
- Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
- Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
- Угасают рефлексы новорожденного.
Третий месяц
На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
- Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
- Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
- Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
- Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
- Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
- Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
- Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
- Легко распознает источник света и звука.
- Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
- Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
- Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
- Движения в целом приобретают произвольный характер.
Четвертый месяц
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.
- Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
- Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
- Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
- Ползает на животе в кроватке или на коврике.
- Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
- У ребенка появляются любимые игрушки.
- Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
- При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
- На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
- Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
- Разглядывает свое отражение в зеркале.
- Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
- Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
- Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
- Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц
Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.
- Рост +2.5, вес + 700 гр.
- Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
- Может сидеть с опорой некоторое время.
- Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
- Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
- Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
- Играет во время еды.
- Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
- С интересом разглядывает лица на картинках.
- У большинства детей начинают прорезываться зубы.
Шестой месяц
В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.
- Рост +2.5 см, вес +700гр.
- Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
- Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
- Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
- Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
- Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
- Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
- С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
- Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
- Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
- Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
- С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
- Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Седьмой месяц
На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.
Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.
В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.
Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.
К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.
- Рост +2 см, вес + 600 гр.
- Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
- Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
- Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
- Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
- Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
- Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
- С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
- Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
- Начинает копировать поведение взрослых.
- Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
- Определяет по тону голоса, что значит «нет».
Восьмой месяц
В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
- Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
- Свободно перемещается в знакомом пространстве.
- Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
- Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
- Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
- Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
- Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
- Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
Девятый месяц
Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
- Разворачивается во время ползания.
- Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
- Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
- Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
- Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
- Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
- Запоминает названия предметов, может показать их.
- Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
- Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
- Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
Десятый месяц
В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
- Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
- Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
- Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
- Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
- Пользуется преимущественно одной рукой.
- Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
- Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
- Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
- Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
- Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
- Может произносить названия окружающих предметов, животных.
Одиннадцатый месяц
Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
- Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
- Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
- Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
- Любит похвалу.
- Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
- Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
- Машет рукой при прощании.
- Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
- Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
- Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
Двенадцатый месяц
В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
- Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
- Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.
Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.
Обобщили:
Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!
Таблица прибавки роста и веса
Открыть таблицу
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
Месяц 1 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 2 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 3 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 4 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 5 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 6 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 7 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 8 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 9 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 10 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 11 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 12 | 1 см. | 350 г. | и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!