Советы родителям: адаптация ребенка к детскому саду. Советы о том, как подготовить ребенка к детскому саду Подготовка ребенка к яслям
Посещение детского сада может стать важным этапом в жизни ребенка. Несмотра на то, что современные мамы и папы сами могут принимать решение о том, следует ли их малышу ходить в садик или можно позволить ему провести ведь период дошкольного детства в домашних условиях, общение в коллективе других детей имеет немало преимуществ.
В современном дошкольном учреждении ребенок не только осваивает навыки общения со сверстниками, но и получает базовые знания по чтению, математике,
письму, рисованию и другим видам занятий. Все это пригодится ему в школе, тем более что требования к первоклассникам с каждым годом повышаются. Кроме того, качественное обучение в детскому саду позволит впоследствии более успешно получить среднее образование за рубежом (откроется в новом окне) тем детям, родители которых мечтают об учебе своих наследников за пределами страны.
Тем не менее, многих родителей страшит сама мысль о том, что ребенка придется впервые отвести в детский сад. Наслушавшись рассказов других пап и мам об истериках их детей по утрам, поневоле в голову приходит мысль о том, что посещение детсада для ребенка – это огромный стресс и преступление перед дитем. Но это совсем не так, ведь при условии правильной подготовки ребенка к первому визиту в дошкольное учреждение все пройдет максимально комфортно и без особых эмоциональных потерь
Подготовка ребенка к первому посещению детского сада
Приучать малыша к предстоящему посещению детского садика следует в течение несколько недель – в этом случае ребенок быстрее адаптируется к новому образу жизни. Вместе с сыном или дочкой рекомендуется выполнить следующее:
- постепенно следует приучить малыша ложиться вечером отдыхать и вставать утром в одно время, причем распорядок сна и бодрствования должен быть таким, как в детском саду. Если ребенок отвык спать днем, надо постараться обеспечить ему хотя бы относительный отдых после обеда, не разрешая шуметь и бегать по квартире;
- желательно заранее узнать у работников детсада или других родителей, какой пищей кормят детей в дошкольном учреждении. Если малыш никогда не пробовал перловку или гречневую кашу, вряд ли он с удовольствием начнет есть ее вне дома. Но если максимально приблизить домашнее меню к детсадовскому, малышу не придется испытывать проблемы с приемом пищи впоследствии;
- ребенка следует заранее приучить самостоятельно надевать и снимать всю свою одежду, обуваться, убирать вещи на место;
- следует заранее рассказать малышу о том, что вскоре он станет ежедневно ходить в детский садик, поэтому у него появятся новые друзья, с которыми ему будет интересно общаться.
Процесс адаптации в стенах детского сада
Наконец-то все документы оформлены и малыш впервые идет знакомиться с новыми людьми. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Чтобы непростой процесс привыкания к новому месту пребывания и новым друзьям был менее дискомфортным, рекомендуется:
- в течение первых нескольких дней ребенка лучше приводить к воспитателю не на целый день, а на несколько часов. Первое посещение может быть совсем коротким – всего один-два часа, далее ребенка можно оставлять в садике на более продолжительное время;
- каждый раз, забирая ребенка домой из детсада, совершите небольшую прогулку, во время которой можно узнать, как прошел день, с какими детьми играл малыш, чему новому научился. Важно, чтобы ребенок имел возможность высказаться, получить одобрение родителей;
- в период адаптации к детскому саду лучше отказаться от других мероприятий, таких как визиты в гости к знакомым, посещение детских концертов и проч. Ребенок и так испытывает повышенную эмоциональную нагрузку, поэтому он должен иметь возможность отдохнуть дома в спокойное обстановке;
- некоторые специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в садик ровно в три года. Связано это с так называемым «кризисом трехлетнего возраста», когда малышу трудно справиться со своими эмоциями. Лучше вовлечь малыша в детский коллектив немного раньше (например, в 2,5 года) или позже (после четырех лет).
Как адаптировать ребенка к яслям
В некоторых случаях отдавать малыша в дошкольное учреждение приходится довольно рано – в возрасте 1,5-2 года. Такая необходимость возникает, если маме необходимо выйти на работу, а родственников, которые желали бы присмотреть за ребенком, нет поблизости. Хороший выход в этом случае – ясельная группа в детском саду.
Как правило, в ясли принимают детей, которым исполнилось 1,5 года. В некоторых случаях в ясельную группу может быть приняты дети более раннего возраста, если они приучены пользоваться горшком.
Как ребенка подготовить к яслям? В этом нет ничего сложного, если учесть, что полуторагодовалый малыш в некоторых случаях переносит кратковременную разлуку с матерью даже легче, чем трехлетний карапуз. Чтобы максимально облегчить процесс адаптации ребенка к яслям, родителям рекомендуется обратить внимание на следующее:
- на протяжении нескольких недель перед тем, как впервые отвести ребенка в ясли, желательно как можно чаще посещать с ним места, где гуляют другие малыши. Можно ходить в гости к мамам, имеющим детей такого же возраста, посещать песочницы, детские площадки во дворах. Ребенок должен чаще видеть своих ровесников и общаться с ними – пока еще на уровне междометий и жестов, но это позволит ему постепенно привыкнуть к другим лицам;
- весьма желательное условие – умение пользоваться горшком. Малыш должен уметь самостоятельно снимать штанишки и выполнять свои «дела», но главное – это всегда сообщать о своей потребности сходить «по-большому» или «по-маленькому» родителям или другим взрослым;
- также ребенок должен самостоятельно пользоваться ложкой и пить из чашки. Разумеется, воспитатели не оставят малыша голодным и смогут сами накормить его в случае необходимости, но зачем создавать лишние хлопоты, если все равно нужно будет освоить этот важный навык?
Также родителям следует помнить о том, что непосредственно перед началом посещения детского сада или ясельной группы ребенку не следует делать прививки , так как детский организм и без того будет испытывать повышенную нагрузку в течение некоторого времени. В целом процесс адаптации к коллективу других детей составляет от одной недели до месяца – это зависит от индивидуальных особенностей характера малыша, квалификации воспитателя и отношений, принятых в семье.
Подарить счастливое детство ребенку не состоит лишь в том, чтобы обеспечить его сытной едой, хорошей одеждой, а также теплым и уютным жильем. Необходимо еще и правильно воспитать малыша нравственно и физически, внести свой вклад в его образовательную жизнь, вооружить малыша необходимыми знаниями и умениями. Выполнить эту задачу родителям помогают не только воспитатели дошкольных учреждений, но и врачи, а также средние медицинские работники.
Когда речь идет о воспитании, например, грудного ребенка, трудно сказать, чьи советы более необходимы - врачей, нежели педагогов? Вероятней всего, одинаково чутко следует прислушиваться к рекомендациям и тех и других.
Подготовка ребенка к яслям
Заботливые и ответственные родители часто задаются вопросом: когда начинать воспитывать ребенка? Ответ на него весьма прост и уж давно ясен: приступать к воспитанию малыша следует с первых дней его жизни. Основы личности, психика, характер, способности ребенка закладываются еще в первые месяцы после рождения, а развиваются данные качества в течение всей жизни человека. Фундамент воспитания детей, закладывается в первые 5 лет жизни, а в дальнейшем речь идет о перевоспитании чада.
В научной литературе многие выдающиеся профессора неоднократно подчеркивали исключительную важность воспитательных мероприятий именно в первые годы жизни малыша. Эту же мысль еще раньше прекрасно сформулировал Л.Н. Толстой: «Разве не тогда я приобрел все то, чем сейчас живу, и усвоил так много, и настолько быстро, что во всю остальную жизнь я не получил и 1/100 того? От 5-летнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до 5-летнего – чертовски огромное расстояние».
Отдавать ли ребенка в ясли?
Наука и опыт показали, что детей раннего возраста лучше и легче воспитывать в коллективе: если ребенок посещает ясли или если в семье несколько детей (3-4 и более).
Некоторые зарубежные врачи и педагоги рассматривают воспитание детей в дошкольных учреждениях как явление нежелательное. Например, известный профессор педиатр из ГДР А. Пейпер писал: «Дети, воспитываемые в детских учреждениях, физически и умственно отстают от детей, воспитываемых в семье. В равномерной, очень однообразной жизни детского учреждения не хватает разнообразных впечатлений, которые ребенок получает дома».
Российские врачи и педагоги придерживаются иного мнения. В яслях в настоящее время имеются необходимые условия для всестороннего и гармонического развития ребенка, обеспечения его нервно-психического и физического здоровья. Воспитание детей в них строится на правильной педагогической основе, поэтому «ясельные» малыши более организованны и самостоятельны, физически крепче и закаленнее, чем их «домашние» сверстники. Ясли положительно влияют на воспитание ребенка в семье, ибо родители стремятся перестраивать в лучшую сторону режим жизни ребенка дома, подчиняя его ясельному режиму.
В каком возрасте отдавать ребенка в ясли?
Учеными было доказано, что в разном возрасте ребенок привыкает к яслям не совсем одинаково. Наиболее сложно приспосабливаются дети в возрасте от 5 месяцев до 1 года и 8 месяцев, так как к этому времени у них успевают выработаться и даже хорошо закрепиться определенные привычки, формируется своеобразный домашний стереотип. Ломка его в связи с началом посещения яслей переносится некоторыми малышами совсем просто. Дома ребенок, например, привык к песенке или сказке перед сном, к укачиванию или соске, к постоянному общению с мамочкой и другими близкими ему людьми. В яслях все иначе и привыкание к этому «иному» сопряжено для ребенка с немалыми трудностями.
Определять ребенка в ясли лучше в первые 4-5 месяцев жизни, но не позже. Но даже при соблюдении данной рекомендации необходимо позаботиться, чтобы период адаптации прошел гладко. С этой целью еще до определения малыша в ясли, родители знакомятся с режимом в этом учреждении и стараются таким же образом построить домашний режим малыша.
Первые дни в яслях. Как вести себя родителям?
Чтобы у ребенка легче вырабатывался новый стереотип, воспитателю в яслях нужно рассказать о его привычках, наклонностях, слабостях. Индивидуальный подход воспитателя помогает детям легче и быстрее приспособиться к новым условиям жизни.
Рекомендуется сократить время нахождения крохи в яслях в первые дни. Сначала можно оставлять ребенка только до обеда, затем - до окончания дневного сна, а позже перевести на общеясельный режим. Для некоторых деток (особенно ослабленных, капризных) допускается временное отступление от принятых в яслях правил с тем, чтобы сохранить у ребенка сон, аппетит, бодрость, спокойное состояние.
Ребенку старше 1,5 лет, впервые идущему в ясли, следует хорошо описать условия пребывания детей в этом учреждении. Ему рассказывают об интересных играх, о новых игрушках, о встрече с детками и воспитателями. Очень важно первое впечатление о яслях. Перешагнув их порог, ребенок должен встретить со стороны воспитателя внимание, заботу, ласку. Следует попытаться скрасить горечь временной разлуки родителей с ребенком. Воспитателю необходимо отвлечь внимание малыша в этот момент, а мать или отец не должны показывать своего огорчения.
Замечено, что временное отлучение ребенка от семьи в связи с пребыванием в яслях переносится хуже в тех случаях, когда в домашних условиях не контактировал преимущественно с матерью. Следует стремиться, чтобы в семье дети общались с как можно большим числом лиц (конечно, здоровых). Такое общение будет способствовать не только полноценному психическому развитию малыша, но и облегчит для него процесс приспособления к ясельным условиям и к любому детскому коллективу.
Перед самым поступлением в ясли не рекомендуется отнимать ребенка от груди, делать профилактические прививки, так как происходящая после этого перестройка детского организма может неблагоприятно отразиться на процессе адаптации ребенка к новому укладу жизни.
По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?
Почему ребёнку нужно ходить в детский сад
Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.
Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.
Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:
- ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
- психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
- приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
- организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
- проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.
Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео
В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.
В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица
2 года | 3 года |
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. | Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего. |
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое. |
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе. | |
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. | Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними. |
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте. |
Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.
Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.
Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского
Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду
Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:
- в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
- не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
- обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
- перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
- малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
- приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
- после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
- психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.
Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.
Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада
Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.
Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица
Ясельная группа, 2 года | Младшая группа, 3 года |
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. | В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки. |
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. | Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках. |
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. | Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался. |
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. | Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует. |
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие. | |
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых. |
Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.
Детский сад и режим
Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :
- 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
- 8.00 - 8.20 зарядка;
- 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
- 8.30 - 9.00 завтрак;
- 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
- 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
- 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
- 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
- 12.20 - 12.45 обед;
- 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
- 13.00 - 15.00 дневной сон;
- 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
- 15.30 - 16.00 полдник;
- 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
- 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
- 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
- 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.
Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.
Питание в саду
Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:
- молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
- первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
- вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
- мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
- рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
- мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
- напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.
Степени адаптации: как различить и что делать родителям
Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.
Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.
Виды адаптации ребенка - таблица
Лёгкая | Средняя | Тяжёлая | |
Длительность | Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. | От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. | Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет. |
Поведение ребёнка | Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. | Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. | Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура. |
Рекомендации родителям | Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. | Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. | В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска. |
Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео
Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду
Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.
- Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
- Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
- Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
- На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
- Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
- Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
- Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
- Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
- Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
- Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.
Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.
Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.
Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео
Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.
Когда у родителей нет возможности сидеть в отпуске до трёх лет, детей отправляют в ясли. Но кроха в 1,5–2 года ещё очень близок к маме с папой и разлуку с ними переносит крайне тяжело. Поэтому начало ясельной жизни – это трудное испытание как для малыша, так и для родителей. Хотя при правильном подходе и соответствующей подготовке период адаптации можно значительно облегчить.
Как подготовить ребёнка к яслям:
- Сформировать необходимые навыки. Для облегчения адаптации, малыш должен обладать следующими навыками:
- Умение пользоваться горшком. Если вы планируете ясельки, заблаговременно задайтесь вопросом, как приучить ребёнка к горшку .
- Пить из чашки и кушать ложкой, как пюреобразную пищу, так и кусковую. Хотя бы и неумело, но всё же уметь делать это самостоятельно.
- Засыпать самостоятельно (без укачивания, маминой руки или груди, колыбельных песенок).
- Укрепить иммунитет. Первые дни в яслях связаны с большими переменами в режиме дня, питании. Это в совокупности со стрессом, переживаемым ребёнком в этот момент, может сказаться на состоянии его здоровья. Поэтому значительную роль в подготовке играет закаливание. В идеале лёгкое закаливание нужно проводить ещё с рождения или заблаговременно до начала посещения яслей. К таким обязательным закаливающим процедурам относятся:
- Ежедневные прогулки. Желательно, чтобы пребывание на свежем воздухе составляло не меньше 4 часов в день. Гуляйте даже в морозы, не забывая принимать меры предосторожности, поскольку зимние прогулки с ребёнком не менее полезны, чем летние.
- Водные процедуры. Если вы посещаете бассейн – прекрасно, если нет, то чаще купайте малыша в ванной или давайте играть с водой (температура должна быть не выше 37°, постепенно её можно немного снижать или после купания ополаскивать кроху слегка прохладной водичкой).
- Физические нагрузки. Подразумевается любая двигательная активность: утренняя гимнастика, подвижные игры. Вашему крохе для полноценного развития необходимо двигаться.
- Приблизить режим дня ребёнка к ясельному распорядку. Малышу будет легче, если вы заранее изучите режим дня в группе и постараетесь адаптировать к нему своё чадо. Пусть он в то же время кушает, гуляет и спит. Тогда привыкать ему будет гораздо проще.
- Сформировать положительный настрой. Важно перед началом посещения яслей рассказывать малышу о том, чем там занимаются дети, говорить, что и он туда пойдёт в скором времени. Найдите нужные слова, чтобы он не боялся, а ждал этих перемен. Только не перегибайте палку и не обещайте что-то чересчур хорошее. Расскажите правду, но с позитивным настроем о режиме, занятиях, которые будут проводиться, о других детках.
- Научить контактировать с детьми. Чтобы подготовить ребёнка к яслям, научите его общению. Старайтесь чаще посещать детские площадки, мероприятия с детьми такого же возраста, ходить в гости. Пусть кроха учится элементарным навыкам общения и понимает, что нельзя драться, отнимать игрушки. Прививайте доброжелательное отношение к другим малышам, тогда он сможет быстрее найти себе друзей и легче адаптироваться среди сверстников.
Мы разобрали, как подготовить ребёнка к яслям и сделать менее тяжёлым переходный период, но нужно понимать, что все зависит не только от самого малыша, но и от вашего настроя. Когда вы нервничаете – это передаётся и ему. Поэтому, отправляя своё маленькое сокровище в ясельную группу, прежде всего успокойтесь сами, настройте себя на то, что его там ждет много интересного, с ним будут заниматься, играть, а вы в это время сможете отдохнуть или поработать. И период адаптации пройдёт легче как для вас самих, таки для вашего малыша.
Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Даже для того, кто, казалось бы, ходит в детский сад с удовольствием. Ведь как бы хорош ни был сад, пребывание в нем в корне меняет привычную жизнь малыша. Здесь все иначе: другие люди, другие требования, обстановка, занятия, еда, распорядок дня… И главное, мамы или другого близкого человека целый день нет рядом. Даже мы, такие уверенные в себе взрослые, порой теряемся и испытываем психологический дискомфорт, когда приходим на новую работу, в новый коллектив, куда нам предстоит влиться. Представляете, как непросто будет маленькому человечку! Ведь речь идет о его самой первой в жизни «работе» и самом первом коллективе.
Но если уже принято решение отдавать ребенка в детский сад, то задача взрослых – как следует подготовить кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно мягче и безболезненнее адаптироваться. Это работа не одного дня. Она потребует от родителей терпения, выдержки, понимания, внимания к сыну или дочке. Оптимально начать подготовку к детскому саду за несколько месяцев до планируемого начала посещения. Этого времени будет достаточно, чтобы малыш приобрел необходимые навыки, знания и умения, которые потребуются для нового этапа его жизни. Но даже месяц подготовки не пройдет для него даром и поможет значительно уменьшить психологическую перегрузку.
Малыш должен быть готов к детскому саду физически, психологически и эмоционально. Как правило, такая готовность наступает в возрасте около 3 лет. Но все малыши очень разные, у каждого свой график роста и развития. Кроме того, многое зависит от стиля воспитания: приучали ли родители малыша к самостоятельности или же предпочитали все делать за него, помогали ли крохе научиться общению со сверстниками, устраивая совместные игры, или обычно гуляли в стороне от детей… А ведь нельзя сбрасывать со счетов и кризис 3-летнего возраста! Кто-то из малышей уже благополучно через него перешагнул, а кому-то еще только-только предстоит испытать на прочность родительские нервы. Кризисный период – не лучшее время для новых начинаний…
Так что если ваш малыш отпраздновал свой третий день рождения, это не означает его автоматическую готовность к детскому саду. Постарайтесь оценить степень готовности заранее, чтобы вы смогли уделить внимание «слабым звеньям» и восполнить возможные пробелы в развитии и воспитании. А может, и вовсе повременить с детским садом.
Давайте разберемся, по каким критериям можно определить, готов ли ребенок к детскому саду.
Умение ребенка говорить
Прежде всего, ребенок должен уметь разговаривать. С одной стороны, это облегчит его общение с воспитателями, с другой, он сумеет рассказать вам о возможных проблемах, страхах, неуверенности, дискомфорте, которые может испытывать в первые дни и недели пребывания в детском коллективе . Такие сведения для мамы очень важны. Понимая, что именно тревожит малыша, гораздо легче рассеять его страхи и сомнения.
Еще малыш должен понимать слова «можно», «нужно», «нельзя». Как бы мы ни хотели вырастить своего ребенка свободной личностью, есть некие рамки и ограничения, которых, живя в обществе, необходимо придерживаться. Если ребенок не признает никаких запретов, если отказывается подчиняться разумным требованиям взрослых – проблем не избежать.
Как ребенок переживает разлуку с мамой
Следующий важный момент – это . Без этого навыка привыкание к детскому саду превратится и для малыша, и для вас в сплошной кошмар. Не стоит рассчитывать, что, поплакав первую неделю, кроха быстро адаптируется к разлуке и станет провожать маму, радостно махая ей рукой вслед. Да, есть небольшой процент очень общительных и «легких» ребятишек, с которыми именно так все и произойдет. Но, скорее всего, кроха будет негативно воспринимать даже самый замечательный садик, из-за которого ему приходится на целый день расставаться с любимой мамой. Поэтому к моменту поступления в детский сад вы должны приучить малыша какое-то время обходиться без вас. Для этого можно походить на какие-нибудь развивающие занятия, где ребятишки занимаются без родителей, периодически оставлять малыша с бабушкой, няней, кем-то из родственников. Если кроха уже не раз сталкивался с тем, что после ухода мама обязательно возвращается, если он спокойно ее отпускает, вероятнее всего, серьезных проблем с моментом расставания с мамой в детском саду у вас не будет.
Навыки самообслуживания у ребенка
И конечно, малыш должен обладать хотя бы минимальными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, уметь без помощи взрослого вымыть руки. Но, пожалуй, важнее всего прочего – это умение ребенка . К моменту поступления вдетский сад кроха должен научиться обходиться без одноразовых подгузников, суметь самостоятельно снять штанишки, сесть на горшок или унитаз, знать, как пользоваться туалетной бумагой. Без этого крохе в детском саду будет очень нелегко.
Обратите внимание на то, как малыш реагирует на рассказы о садике. Хочет ли он туда идти, положительно ли настроен? Это тоже один из важных показателей зрелости. Кроме того, малыш должен испытывать желание играть с другими детьми, тянуться к ним, уметь сотрудничать, пусть и на довольно примитивном уровне. Обычно подобный уровень социализации наступает как раз в возрасте около 3 лет.
Распорядок дня для ребенка
В каждой семье свои устои, свой распорядок дня. И, скорее всего, этот распорядок будет отличаться от того, который принят в детском саду. Перестроиться мгновенно малыш не сможет. И чтобы облегчить период адаптации, начните приучать ребенка к новому режиму заранее и очень постепенно.
Прежде всего узнайте точныйраспорядок дня в выбранном детском саду: когда начинается завтрак, обед и полдник, во сколько малышей выводят на прогулку и укладывают спать. А затем начинайте планомерно приучать к нему сына или дочурку. Обратите внимание на то, когда малыш укладывается спать вечером и во сколько поднимается утром. Если раньше вы могли позволить крохе отправиться в постель достаточно поздно, а утром спать сколько вздумается, то теперь привычки придется менять. Но делать это необходимо постепенно, сдвигая время отхода ко сну каждый день всего на несколько минут. Ведь для того, чтобы кроха смог без проблем подняться рано утром в сад и при этом достаточно отдохнуть за ночь, ему нужно будет ложиться спать гораздо раньше.
Старайтесь кормить малыша всякий раз в одно и то же время, которое должно совпадать с расписанием детского сада. Обедают дети в саду, как правило, достаточно рано, в 12 часов дня. И если малыш привык дома обедать, скажем, в 2 часа, то в 12 он может еще недостаточно проголодаться, а потому станет отказываться от еды. Конечно, сдвигать время приема пищи нужно тоже постепенно.
Если раньше вы не укладывали малыша днем спать, желательно приучить его к дневному отдыху. Сначала просто ложитесь вместе с ним после обеда. Не говорите ему, что спать – укладывайте «просто полежать». Почитайте книжку, спойте колыбельную – глядишь, кроха и заснет. Если вы не приучите малыша спокойно полежать часик после обеда, ему будет достаточно сложно выдерживать тихий час в садике.
Питание ребенка в детском саду не должно сильно отличаться от домашнего
Еще один важный момент – питание. Конечно, дома вы можете готовить любую пищу в угоду малышу, но в детском саду никто этим заниматься не будет. Дело не в том, что в саду готовят невкусно. Возможно, даже очень вкусно! Просто новые блюда и другая рецептура могут быть для ребенка непривычны. Многие дети очень консервативны и ко всему новому могут относиться негативно. Перепишите себе недельное меню детского сада, узнайте у воспитательницы, какие блюда здесь подают чаще других и, по возможности, старайтесь время от времени их готовить. Не беда, если ваша свекольная икра будет немного отличаться от «садиковой». Все равно малыш познакомится с этим блюдом, привыкнет к нему в вашем исполнении, и уже за обедом в саду оно не вызовет недовольства.
Что должен уметь ребенок перед детским садом?
Для того чтобы маленький человечек чувствовал себя комфортно в детском саду , чтобы адаптация прошла быстро и безболезненно, очень важно сформировать у ребенка важные навыки, которые будут ему необходимы там, где поблизости не будет мамы. И если ваш кроха по каким-то параметрам не дотягивает, постарайтесь в период подготовки к детскому саду уделить особое внимание «хромающим» умениям.
Итак, самое главное – это обученность определенным навыкам самообслуживания. Может ли ваш малыш без посторонней помощи вымыть руки с мылом и умыться? Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли без труда сходить в туалет, сняв, а затем подтянув штанишки? Справляется ли с ложкой и вилкой за обедом? Если на все вопросы вы честно ответили «да», волноваться не стоит. Если кроха не всегда справляется с застежками на одежде или не слишком аккуратно ест – это не беда.
Воспитательница или нянечка ему обязательно помогут, а чуть позже, глядя на других ребят, он непременно всему этому научится. Главное, чтобы ребенок хоть как-то это делал! И делал сам. Если же малыш пока чего-то не умеет, самый простой способ его научить – это позволить все делать самому. И обязательно хвалить за успехи! Пусть сам натягивает носки и просовывает ручки в непослушные рукава, пусть старательно пытается донести ложку до рта, пусть воюет с выскальзывающим мылом. Конечно, это будет слишком долго, слишком медленно, слишком неумело и неаккуратно. Но в любом новом деле по-другому не бывает! Просто наберитесь терпения…
Приучайте ребенка убирать после себя игрушки, ставить книги на полку. Пусть складывает на стул вещи перед сном и помогает вам накрывать на стол и убирать посуду после ужина. Научите кроху пользоваться салфетками. Покажите, как правильно сложить кофточку и штанишки, чтобы получилось красиво и аккуратно, как повесить куртку на вешалку. Ребятишки этого возраста так часто повторяют: «Я сам!» Предоставьте им эту самостоятельность! Вот увидите, как быстро кроха всему научится!
Обязательно учите ребенка . И лучше делать это на собственном примере. Если мама, выходя из подъезда, будет здороваться с соседями, ребенок тоже будет ей подражать. Если в магазине вы всякий раз станете говорить продавцу «спасибо», кроха тоже будет легко произносить это доброе слово. Пусть в лексиконе вашего малыша обоснуются слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините».
Выходя на прогулку, проводите как можно больше времени среди детей на детской площадке , пусть малыш изучает здесь непростую науку общения, без которой ему будет очень трудно адаптироваться к детскому коллективу. Внимательно наблюдайте за тем, как ваш сын или дочурка строят отношения со сверстниками. И непременно обсуждайте с малышом возникающие споры и конфликты. Объясняйте ребенку, что нельзя толкаться, кусаться, обсыпаться песком. Рассказывайте, что необходимо помогать другим ребятам, что драка – не способ решения конфликта. Учите малыша решать споры мирным путем, договариваться, уметь объяснить свои чувства и эмоции. Кроха должен знать, что если он кого-то обидел, необходимо извиниться, попросить прощения. Объясняйте малышу, что нельзя брать без спроса чужие вещи… Все эти правила могут показаться вам простыми и понятными, но для маленького человечка многие привычные эталоны поведения – настоящее открытие! Может, он силой отобрал игрушку у мальчугана просто потому, что никто до сих пор не научил его делать это иначе? И если мы станем внимательно наблюдать за тем, как ведет себя малыш на детской площадке, то сможем легко заметить свои пробелы в воспитании и без труда их восполнить…
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
Светлые, радостные рассказы мамы о прелестях детского сада, пожалуй, самый лучший способ подготовить к нему малыша. Говорите об этом много, часто, буквально каждый день! Наполняйте рассказ интересными подробностями, описаниями игр и увлекательных занятий. Но, конечно, не обманывайте кроху, не обещайте того, что заведомо невыполнимо. Очень важно, чтобы мама говорила искренне, чтобы в ее голосе малыш не чувствовал сомнения, неуверенности. Просто сами настройтесь на лучшее и убедите в этом ребенка! А вот если мама будет переживать, нервничать и даже плакать, представляя себе ужасы разлуки с малышом, вряд ли она сможет убедить кроху в том, что детский сад – хорошее место.
Рассказывайте малышу о том, какие интересные праздники и веселые утренники проходят в детском саду. Пусть кроха узнает, что на утреннике дети поют и танцуют для мам и пап, а мамы и папы смотрят на них и хлопают в ладоши. Может, у кого-то из ваших друзей и близких отыщутся записи таких мероприятий? Посмотрите их вместе с малышом: какие красивые у ребят костюмы, как весело танцевать и играть с Дедом Морозом, какие замечательные подарки получают ребята! Если у вас сохранились фотографии с ваших собственных утренников, посмотрите их вместе с малышом, расскажите ему о своих детсадовских воспоминаниях. Понятно, что все истории должны быть только позитивными!
Обязательно расскажите крохе о распорядке дня в детском саду. Попадая первый раз в незнакомую обстановку, малыши теряются еще и оттого, что не знают, что нужно делать. Расскажите, что утром в садике завтрак, затем интересные занятия, потом ребятишки идут на прогулку, после нее моют ручки и обедают. Расскажите, что такое тихий час и как нужно себя вести. Поговорите о том, что такое музыкальные и спортивные занятия. И конечно, сообщите, когда именно вы придете за малышом. Этот пункт непременно должен присутствовать в его распорядке дня! Например: «Я заберу тебя сразу после обеда». Или: «Только ты проснешься, а я уже буду тебя ждать!» Почаще разговаривайте с крохой на тему распорядка дня, просите его повторять за вами, задавайте вопросы: «А что бывает в садике после тихого часа? Куда детки вешают свои вещи? Что делают детки после полдника?»
Сейчас в продаже можно отыскать книги для самых маленьких, направленные на подготовку к детскому саду. Обычно в таких книгах описываются разные ситуации, связанные с детским садом, даны яркие, понятные малышу картинки. Иногда в них действуют не дети, а зверята. Если отыщете подобную книгу, непременно приобретите. Она поможет доходчиво объяснить малышу, что же такое детский сад, научит правильно вести себя в разных ситуациях и, конечно, будет формировать у ребенка позитивный настрой.
Не забывайте и о мультиках на «садиковую» тему! Может, Петя Пяточкин из мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» и не лучший пример для подражания, но зато, посмотрев мультик, кроха сможет сделать полезный вывод: ничего себе, как, оказывается, в садике весело! Можно и книги почитать. Например, «Про Веру и Анфису» Э. Успенского. Там тоже затрагивается тема детского сада .
На прогулку в детский сад
Узнайте, не проводится ли в выбранном детском саду день открытых дверей. Некоторые садики такие дни устраивают. Но можно и без этого организовать для малыша экскурсию в детский сад, предварительно договорившись с воспитателем. Походите вместе с ребенком по группам, побывайте на занятиях. Покажите малышу кроватки, в которых спят ребятишки, шкафчики, куда они складывают одежду, обратите его внимание на то, какие здесь удобные маленькие столики и стульчики, сколько интересных игрушек и игр. Загляните в спортивный зал, бассейн (если есть), зал для музыкальных занятий. Постарайтесь сформировать у ребенка положительный образ того места, где скоро ему предстоит проводить достаточно много времени. Пусть сам убедится: здесь совсем не страшно, а, напротив, хорошо, уютно и интересно.
Во время прогулок, если есть такая возможность, почаще проходите с крохой мимодетского сада. И не обязательно того, в который вы собираетесь идти. Останавливайтесь и наблюдайте за играющими детьми. Обязательно комментируйте происходящее: «Вот дети гуляют в детском саду. Посмотри, какая здесь интересная площадка: есть песочницы, качели, скамеечки, лесенки… Дети играют (делают зарядку, бегают), смеются, им весело! Они берут с собой игрушки для песка, строят гаражи для машинок. Ты пойдешь в садик, подружишься с ребятами, станешь с ними играть. Интересно будет, весело! А вечером мама придет за тобой и заберет домой!» Последняя фраза очень желательна, чтобы малыш не сомневался: хоть в садике и весело, но мама его ни за что не оставит здесь насовсем! Одним словом, побольше позитива.
Обязательно поговорите с воспитателем на тему необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок. Опытный воспитатель обязательно даст вам несколько полезных советов, которые помогут эффективнее подготовить малыша к детскому саду и избежать возможных ошибок.
Сюжетные игры с ребенком
Ничто так здорово не учит малыша, не помогает решить всевозможные психологические проблемы, как игра! Именно игру используют психологи при работе с детьми, потому что это самый простой и действенный способ достучаться до маленького человечка. Почему бы и нам не воспользоваться игрой для адаптации крохи к детскому саду? Для того чтобы малыш лучше разобрался в устройстве внутреннего распорядка, устройте вместе с ним детский сад для кукол и игрушечных зверят. Пусть в вашем саду будет все, как в настоящем: спальня, игровая и обеденная зоны, зал для спортивных и музыкальных занятий, площадка для прогулок. Начните игру с того, что мамы утром приводят своих детей в сад. Что зверята говорят воспитательнице, что она им отвечает, как малыши прощаются с мамами, куда идут и что делают потом – вот далеко не полный перечень возможных сюжетов для игры.
Проигрывайте разные ситуации. Может, кто-то из ребят не хочет отпускать маму, но потом другие малыши предлагают ему интересную игру, и он соглашается остаться в саду? Или, может, во время тихого часа кто-то из зверят балуется и мешает отдыхать остальным? Проведите музыкальные занятия для игрушек, пусть поют и танцуют. Устройте для них утренник…
Очень важно, чтобы при возникновении каких-то трудностей малыш умел попросить помощи у взрослого. И эту ситуацию можно проигрывать с игрушками. Пусть у лисенка не получается сложить в коробку кубики. Он старается снова и снова, но боится сказать об этом воспитателю. Зато зайка сразу подошел к воспитателю и сказал: «Я не могу сложить кубики, помогите мне, пожалуйста». И кубики с помощью воспитателя быстро были собраны. И, конечно, воспитатель никого не ругал, а зайку даже похвалил. Пусть малыш сыграет роль смелого зайки, проговорит нужные слова. Такая простая игра сослужит крохе хорошую службу. Для многих ребятишек обратиться за помощью ой как непросто!
И напоследок хочется напомнить о том, что в период подготовки к саду – особенно в первые дни и недели в детском коллективе – очень важно окружить малыша повышенной любовью и заботой. Конечно, вы и так очень любите и поддерживаете его. Но сейчас поддержка должна быть особенно ощутимой. Поменьше ругайте, побольше хвалите, относитесь к малышу с терпением и пониманием, чутко реагируйте на возможные страхи и неуверенность. И обязательно настройтесь на хорошее! Тогда период привыкания к детскому саду пройдет и для малыша, и для вас легко и безболезненно.
Возможно, вам будут интересны статьи