Конспекты интересных познавательных занятий в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо". И по этой же дорожке
Цель: ознакомление детей со строительными профессиями и развитие интереса к этим профессиям через представления об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.
Задачи:
1. Расширить знания детей о строительных профессиях.
2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;
3. Активизировать в речи слова, связанные со строительными профессиями.
4. Развивать любознательность, творческую активность.
5. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.
Планируемый результат:
1. Дети получили знания о современных строительных профессиях.
2. Расширился кругозор в пространстве и времени.
3. Разнообразили и повысили словарный запас детей.
4. У детей появилась познавательная, творческая активность.
5. У детей проявился интерес к современным строительным профессиям. Они поняли значимость труда людей этих профессий в обществе.
Оборудование и материалы: на «Реку времени» демонстрационный материал (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда; деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.
Музыкальное сопровождение: песня «Не кочегары мы, не плотники».
Виды деятельности:
· Игровая
· Коммуникативная
· Познавательная
Методическая ценность:
· Воспитание интереса к строительным профессиям.
· Расширение у детей ориентации в пространстве и времени.
· Доступность, красочность, необычность.
Звучит музыка. Песня «Не кочегары мы, не плотники» (Н. Рыбников, из к/ф «Высота».)
Воспитатель: «Ребята, скажите в каком доме вы живете?»
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать? Ответы детей.
Воспитатель
: Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. Увидеть эти различные жилища нам поможет путешествие по «Реке времени».
Чтобы отправиться в путешествие надо сказать волшебные слова.
Раз, два, три – покружись
В древнем мире окажись.
На «Реке времени» появляются картинки пещеры, шалаша.
Вот мы и в древнем мире. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.
Первобытные люди жили в пещерах, шалашах. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. Первым жилищем была, конечно, пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились каркасные шалаши из веток и костей. А сверху на них делали покрытие из шкур.
Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляются картинки с людьми, жившими в древнем мире и их орудиями труда.
Музыкальная пауза «Танец первобытных людей»
Земля сохранила для нас великие строения древних: пирамиды, древние храмы, загадочные города и необычные постройки, значения которых мы не знаем! Но были времена, когда о строительном кране, кирпиче и даже гвоздях ничего не слышали.
Раз, два, три – покружись
Ты в Египте окажись.
На «Реке времени» появляются картинка египетских пирамид
Ох, и несладко пришлось египтянам:
Кладку кирпичную делать вручную!
Громко кряхтя, без подъемного крана
Класть кирпичи весом в тонну-другую!
Так и остались три лишних поддона:
Хеопса, Рамзеса и Тутанхамона
Игры детей в центре песка и воды «Построй дом».
Цель: закрепление свойств песка (песок сухой, сыпучий, влажный песок – можно лепить). Развитие творчества.
Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляются картинки египтян с их орудиями труда.
Раз, два, три – покружись
В Древней Руси окажись.
На «Реке времени» появляются картинки деревянных домов.
Шли года. Как только у человека появился дом – появилась профессия СТРОИТЕЛЬ.
Люди осваивали профессию ПЛОТНИК. На Руси плотник, был как строитель.
Основой деревянного дома был сруб. Сруб – скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. В качестве кровельного материала выбирали солому, так как она была бесплатной и защищала дом от дождя и снега. Дом строили топорами.
Во время рассказа воспитателя на «Реке времени» появляется сруб, люди, жившие в Древней Руси, топор.
Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор).
Цель: развитие творчества.
Физкультминутка «Строим дом».
Что нам стоит дом построить?
Есть фундамент, можно жить? Нет.
И в свое окно глядим.
Крыша нас от непогоды
Всех укроет круглый год.
Раз, два, три – покружись
В современном мире окажись.
На «Реке времени» появляются картинки современных домов.
Сегодня, что бы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. Строитель должен многое знать и многое уметь. Строитель – это даже не профессия, а собирательное понятие специальностей.
- Первым принимается за работу по строительству дома АРХИТЕКТОР. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
- Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того кто работает на бульдозере называют БУЛЬДОЗЕРИСТ. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
- После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того кто работает на экскаваторе называют ЭКСКАВАТОРЩИК. Он роет котлован.
- Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома. Для укладки блоков для фундамента нужен подъемный кран. Он легко справиться с этой работой. Того кто работает на подъемном кране называют КРАНОВЩИК.
- После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада КАМЕНЩИКОВ. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
- И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это КРОВЕЛЬЩИК. Он покрывает крышу. Кровля – это очень важный структурный элемент на завершающем этапе любого строения. Кровля способна защитить дом от любого каприза погоды.
- Затем на стройку прибывают плотники. ПЛОТНИКИ устанавливают двери и окна.
- СТЕКОЛЬЩИКИ застекляют окна.
- САНТЕХНИКИ прокладывают в доме трубы для холодной и горячей воды, для системы отопления, канализации и газовых труб.
- ЭЛЕКТРИКИ – проводят электрический свет в доме.
- СВАРЩИК проводит сварочные работы, для того чтобы железные конструкции держались крепче друг с другом.
- Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: ШТУКАТУРЫ, МАЛЯРЫ.
Вот кто строил этот дом,
Дом, в котором мы живём.
Во время рассказа воспитателя детям показываются картинки с данными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности.
Игра «Лови, бросай на вопрос отвечай».
Цель : развивать связную речь, соотносить инструмент с профессией.
Ход игры : воспитатель называет инструмент, и бросает мяч, а тот кто ловит, отвечает в какой профессии он нужен.
Игра «Кто сначала, кто потом».
Цель: закрепить знания последовательности строительных профессий
Ход игры: воспитатель спрашивает, кто приступает к строительству дома (кто сначала, кто потом (архитектор чертит чертеж, бульдозерист ровняет площадку, потом экскаваторщик роет котлован и т. д.))
Раз, два, три – покружись
Ты в будущем времени окажись.
На «Реке времени» появляются изображения необычных домов.
Игра «Дизайнеры будущего».
Цель: развитие фантазии, творческого воображения, развитие связной речи, говорить на публике.
Ход игры : дети берут любой материал (кто-то рисует, кто-то строит из конструктора, кто-то рассказывает, как дизайнер).
Рассказы детей, как они представляют строительные профессии будущего.
Раз, два, три – покружись
Ты в детском саду окажись.
Вот мы и вернулись с вами из путешествия.
Игра «Собери дом по образцу».
Цель: развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, мелкую моторику.
Ход игры : детям предлагается на выбор образец дома. Они должны его собрать, как паззлы.
Игра «Посели человека в тот дом, в котором он живет».
Цель: закрепить умение соотносить тип жилища и человека, умение аргументировать, почему человека поселили именно в ту эпоху.
Ход игры : дети берут картинку, человека и заселяют его в дом, объясняя, почему именно в тот дом.
Игра «Кому что нужно для работы».
Цель: закрепить знания о строительных профессиях и инструментах необходимых людям данных профессий.
Ход игры: взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какую-либо картинку с инструментом и называет его. Другой ребенок должен назвать, кому, что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал топор, другой называет: «Он нужен, плотнику».
— Дома расскажите родителям, какие строительные профессии нужны, чтобы построить дом. Расскажите, как раньше строились дома, и какие инструменты использовались.
— Дома нарисуйте «Дом будущего» и принесите в детский сад. Мы с вами создадим коллаж «Город будущего».
Список использованной литературы
1. Гильманова О. Л., Корнева Е. П. Проектирование деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО. – Нижний Тагил, 2014.
2. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Таня Сосонная
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Дома»
Программное содержание :Познакомить детей с разновидностями домов для людей, животных, сказочных. Учить схематически изображать дом, используя различные материалы :палочки, полоски, геометрические фигуры. Закрепить названия частей дома , названия материалов, используемых при строительстве. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Материал :детали дома , картинки с изображением разных домов,схемы лабиринтов, счетные палочки, плоскостные геометрические фигуры.
Ход занятия :орган. момент
В.:Назовите название улицы, номер дома , квартиры. (Дети называют и садятся) .
Мы строители, тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Дом с трубой и красной крышей,
Дом большой и видный вышел. (пальчиковая гимнастика)
(Выкладывание дома из деталей на фланелеграфе. Закрепление названий частей дома :фундамент, стены, пол, потолок, окно,крыльцо, веранда, балкон).
Отгадайте загадку :В городе небольшом стоит красивый и важный, многоэтажный.
В.:О чем будем говорить?
Д.:О доме.
В.:Кто проектирует дома ? Кто строит дома ? Из чего строят дома ? Как называется место, где дома стоят в одну линию ? Где строят высокие дома ? Низкие?
(Выставляет картинки на фланелеграф)
Как называется дом царя? Кощея Бессмертного? Бабы яги? Мышки-норушки и лягушки? У зайца? У зайца и лисы? У трех поросят?
(Пальчиковая гимнастика)
На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем!
Один, два, три, на картинку посмотри.
Переверните картинки. Помогите животным отыскать свои домики. Расскажите, кто живет в каком домике.
Физминутка. Дом построен у ворот,
Ждет звериный нас народ.
Проходите, черепашка,
Волк, лиса и таракашка.
Радуйтесь звери, открывайте окна, двери,
Новоселье затевайте,
Пойте, прыгайте, играйте!
Что такое новоселье? Как вы это понимаете?
Игра "Какой дом?" Дом из 2,3,4,5,10 этажей. Дом из дерева, глины, соломы, камня, песка, бревен, какой дом?
(Дети выкладывают дома из различных материалов) .
Получили мы в подарки,
Кирпичи, бруски и арки.
Из коробок мы берем
Строим мы волшебный дом.
(Анализ выложенных домов) .
Дома мы понастроили
И сказку всем устроили.
(Дети рассказывают о своем доме и для кого они его построили) .
В.:Послушайте, что произошло в одном доме.
(Включить запись отрывка из сказки "Дюймовочка") .
Где стоял цветок?
Как называется дом у Дюймовочки?
Почему девочку назвали Дюймовочкой?
А как называется наш дом, в котором мы живем?
Д.:Детский сад.
(Дети поют песню "Наш дом - детский сад") .
Программное содержание : закрепить знания детей о жилище, его назначении, использовании, различиях в содержании жилищ, где живет человек и где живут животные; пополнение словарного запаса детей.
Материал: магнитная доска, иллюстрации с изображением явлений природы, девочки, домика, дерева, водоема, жилища.
Составитель: Ясницкая Наталья Владимировна
Ход занятия :
Воспитатель : Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю, которая приключилась с девочкой Олей и ее лесными друзьями. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). Жила в красивом домике девочка Оля. Домик стоял недалеко от красивой полянки, а на полянке росло большое красивое дерево, а рядом с полянкой было озеро.
Оля часто приходила играть на полянку, и к ней слеталось много птичек, из-за кустов за ней наблюдали лисички, зайчики, даже медведь однажды забрел. Вот и сегодня Оля решила поиграть на полянке. Светило солнце, был хороший, светлый день. (дети добавляют свои определения). Но вот подул ветер, появились тучи, загремел гром, пошел дождь. Стало темно, все бросились прятаться в свои домики. Но было так темно, шел такой сильный дождь, что все растерялись и не могли попасть в свои домики. Давайте поможем Оле и ее друзьям.
Игра «Кто где живет»
(Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением девочки, домика, дерева, водоема, животных и просит детей разложить всех по домикам: кто где живет)
Воспитатель: Как вы думаете, кто может жить на дереве? (птички) А как называется домик, где живут птицы? Как птицы делают гнезда, из чего? (ответы детей) Дети, а может ли дерево укрыть еще кого-нибудь? (да, в дереве может быть дупло, в нем может жить белка, дятел). А кто может жить рядом, под деревом? (муравьи, ежи, зайчики).
Проводится беседа с детьми о жилищах насекомых и зверей.
Воспитатель : Вот какое, оказывается, дерево, сколько оно приютило зверей. Да, а у нас еще есть утки, лягушка, куда же нам их поселить? (ответы детей).Вот как здорово мы помогли всем! Вы устали, давайте отдохнем.
Физминутка «Дружно встали на разминку»
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(наклоны вперед)
Воспитатель:
У леса на опушке,
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
Ку-ку-ку-ку!
Внизу бежит речушка
По желтому песку,
Поет кукушка звонко:
Ку-ку-ку-ку!
Смотрите, вроде бы и солнышко появилось! А вот Оля осталась стоять под деревом. Куда же ее нам поселить? Где она жила? (ответы детей)
(Воспитатель уточняет у детей, каким должен быть дом у Оли, что в нем должно находиться, из чего строят дома).
Воспитатель: Ребята, вспомните, как мы назовем, где живут наши друзья-жилища. Давайте выучим стихотворение Л.Леонова «Кто где живет».
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая- в норе,
Жучка в теплой конуре,
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха,
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Итог занятия .
Программное содержание: Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию.
Задачи:
Образовательная задача :
– закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
– обучать основам личной безопасности;
– учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
– учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.
– уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Развивающая задача:
– развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и перекрестке,
– развивать речь, память, мышление, внимание;
– развивать умение выслушать друг друга;
– формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома;
Воспитательная задача:
– воспитывать культуру поведения на улице, в лесу, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
– воспитывать бережное отношение к природе.
– воспитывать ответственность за себя и за других.
Активация словаря: съедобное, несъедобное, названия грибов и ягод, названия дорожных знаков.
Предварительная работа:
– рассматривание альбомов по безопасности.
– беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.
– дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
– чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Колобок». «Три поросенка» и др.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Упражнение «Здравствуйте»
Дети.
Здравствуй утро нежное,
Здравствуй детский сад,
Здравствуй добрый друг,
Здравствуй все вокруг.
Очень рады мы гостям,
Теплоту мы дарим вам.
Воспитатель:
– Ребята, вы хотите побывать в стране безопасности?
Ответы детей:
Да!!
В:
Вы готовы?
О:
Да!
В:
А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
О:
На поезде, на самолете, на машине, на пароходе.
В:
Какие вы молодцы, все вы знаете. А я вас сегодня приглашаю в путешествие в страну безопасности отправиться на ракете. Вы готовы?
О:
Да!
В:
Замечательно! Садимся на стульчики, закрываем глаза.
Наше путешествие начинается. (Звучит звукозапись взлетающей ракеты и игра начинается…)
В: Ребята, откройте глаза, мы прибываем с вами на первую планету, которая называется «Светофория».
Посмотрите, на этой планете нас встречает инспектор ГИБДД Свистулькина.
(Входит инспектор Свистулькина.)
Свистулькина: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы прилетели на мою планету. Я очень хочу узнать, знаете ли вы как нужно себя вести около проезжей части, потому что даже у нас в космосе нужно соблюдать правила дорожного движения. Я для вас приготовила интересные задания, попробуйте их выполнить.
Свистулькина:
Давайте сначала поиграем с вами в такую игру: «Будь внимателен на дороге»
.
А теперь я все проверю,
И игру для вас затею.
Вам задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Мне позвольте на разминке
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, прочно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать,
Или, затаясь, молчать.
– Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.
– Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат).
– Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
– Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат).
– Знает кто, что свет зеленый –
Означает: путь открыт? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– А что желтый свет всегда нам –
О внимании говорит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто из вас в вагоне тесном,
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
– Кто торопится, бежит,
Перед знаком «Путь закрыт!»? (Дети молчат).
Свистулькина: Я уверена, что вы на и дороге такие же внимательные. Молодцы!
Свистулькина: А теперь, ребята, слушаем задание – внимательно рассмотрите картинку. Вам нужно найти и отметить красным значком случаи нарушения ПДД и объяснить, почему вы так считаете.
Задание «Отгадайте, что нарушили дети?» (Работа по картине).
Свистулькина: Молодцы! А кто из детей ведет себя правильно на дороге? Почему вы так думаете? Отметьте их зеленым значком.
(Дети должны отметить красным кружком случаи нарушения правил дорожного движения. А затем объяснить, почему они так считают. А так же рассказать о тех случаях, где дети правильно себя ведут.).
Свистулькина: Молодцы, ребята. Справились с этим заданием. Теперь второе задание. Называется оно «Собери и узнай, какой знак».
Задание «Собери и узнай, какой знак»
(Дети собирают пазлы-картинки, на которых нарисованы дорожные знаки. Затем каждый ребенок объясняет, что за знак у него получился и что он обозначает.)
Свистулькина: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Я вам дарю настольную игру «Дорожные знаки».
В: Спасибо вам, Свистулькина, но нам пора продолжать свое путешествие.
В: Теперь наша ракета отправляется дальше. ( Звучит звукозапись взлетающей ракеты)
На нашем пути планета «Сказочная».
В: Ребята, на этой планете нас встречают герои разных сказок.
Вот посмотрите, героев каких сказок вы видите?
Д: Это кот, петух и лиса, три медведя, колобок, три поросенка.
В: Кто из героев сказки «Кот, лиса и петух» нарушил правило безопасности?
Д: Петушок.
В: Назовите это правило?
Д: Нельзя доверять незнакомцам.
В: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?
Д: Громким криком.
В:
В: А колобок, что сделал неправильно?
Д: Он ушел от бабушки и дедушки.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)
В: А Машенька из сказки «Три медведя» какое правило нарушила?
Д:
– Она пошла в лес одна и заблудилась. Нельзя уходить одной из дома.
– Маша зашла в чужой дом. Там могли быть разбойники.
– Машенька съела кашу. Она могла быть отравлена. Нельзя брать чужие вещи.
– Качалась на стульчике Мишутки, он сломался. Она могла удариться головой.
– Легла спать, не зная даже, кто живет в доме.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей )
В: Ребята, почему герои сказки «Три поросенка» попали в беду?
Д: Нет, не все. Двое из братьев были ленивыми, и только благодаря третьему брату, который построил крепкий дом, они смогли спастись от волка. Волк не смог пробраться к ним в дом.
В: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет залезть незнакомец?
Д: Звонить нужно в милицию по номеру – 02.
В: А куда нужно обращаться, если случился пожар?
Д: Пожарная- 01.
В: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кому то стало плохо.
Д: Скорая помощь – 03.
В: Ребята, а вот с этого года ввели ещё новые номера этих служб. Теперь можно позвонить по новым номерам. Скорая помощь – 103, пожарная служба – 101, полиция – 102 .
В: Молодцы. Ребята, встаньте около стульчиков.
Физминутка
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке . Подскоки на левой ноге
По тропинке побежим, Бег на месте.
До полянки добежим.
На полянке, на полянке Прыжки на месте на обеих ногах.
Мы попрыгаем как зайки .
Стоп. Немного отдохнем,
И теперь пешком пойдем. Ходьба на месте.
В: А теперь занимаем свои места — наша ракета отправляется дальше. Следующая планета – «Лесная». (Звучит звукозапись взлетающей ракеты)
В: Вот мы с вами и прибыли на полянку . (По тропинке проходим на полянку). Ребята, эта планета необитаема, здесь вокруг только дикая природа. А мы с вами уже давно путешествуем и нам пора подкрепиться. Что же мы с вами можем съесть в лесу.
Д: Ягоды, грибы, корешки растений.
В: Вот сейчас мы проверим, как вы знаете съедобные грибы и ягоды. Задание « Узнай грибы и ягоды».
(Детям предлагается назвать ягоды и грибы, а затем объяснить съедобные это грибы и ягоды или нет.)
В: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
В: Ребята, а как мы можем утолить жажду?
Д: Мы можем выпить росу, найти родник, речку, ручеек, пожевать листья растений и травы.
В: Ребята, но ведь на этой планете могут быть дикие животные. Что же мы будем делать если поблизости будут какие то звери, чтобы отпугнуть их?
Д: Шуметь, свистеть, стучать палкой по дереву, кричать.
В: Пребывание на этой планете подошло к концу. Летим дальше. (Играет музыка, дети спокойно садятся в ракету)
В: И на нашем пути планета «Здоровья». (Звучит звукозапись взлетающей ракеты).
В: Здесь нас ждёт новое задание. В центре вы должны соединить точки по порядку. (Дети выполняют задание)
В: Что у вас получилось?
Д: Ключ.
В: Правильно. А ключ этот к здоровью. Вокруг ключа изображены картинки, вы должны соединить стрелками ключ и те картинки, которые помогут быть здоровыми (на картинках изображены различные продукты, виды спорта.)
В: Что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми.
Д: Заниматься спортом, есть фрукты, правильно питаться, обязательно гулять на улице.
В: Молодцы, ребята! Пора нам отправляться дальше (стук в дверь).
В гости приходит Маша Заболейкина
.
В:
Здравствуйте! А вы кто?
Маша:
Заболейкина Маша я,
Только больна я, друзья.
У меня унылый вид,.
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он б мне помог.
В: Какая у тебя странная фамилия, Заболейкина!
Маша: А мне нравится моя фамилия, она как раз мне подходит, потому что я постоянно болею.
В: И вид у тебя какой-то бледный. Что-то непонятное с тобой творится?
Чем же ты питаешься? Занимаешься ли ты физкультурой?
М: У меня в пакете торт, конфеты, печенье, кока-кола, лимонад, жвачки, чипсы. (Показывает содержимое пакета) .
В: Это все вкусно, дети? А полезно ли?
Д: Нет!
В: А какие продукты полезны для нашего организма?
Д: Фрукты, овощи, молоко, творог, лук, чеснок.
В: А чем они полезны?
Д: Они содержат много витаминов.
В: А что такое витамины?
Д : Полезные вещества, которые необходимы нашему организму. Они помогают детям расти.
В : Что случается, если человек ест пищу, в которой мало витаминов?
Д : Он часто болеет, становится вялым, грустным, быстро устает.
В : Теперь, Заболейкина, ты поняла, какие продукты полезны, а какие нет?
В : Ребята, давайте расскажем Маше, как можно укрепить свое здоровье.
1-й реб. Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать.
Как здоровым стать.
2-й реб. В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Проживешь сто лет,
Вот и весь секрет.
3-й реб. Приучай себя к порядку,
Делай каждый день зарядку,
Смейся веселее,
Будешь здоровей.
4-й реб. Чтоб здоровым быть,
Учтите вы заранее,
Что всем необходимо
Полезное питание.
5-й реб. И помните об этом,
Идя по магазинам,
Не сладости ищите –
Ищите витамины.
В : Ребята, у нас есть «Ключ здоровья», давайте мы подарим его Маше. И ещё раз напомним, что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми.
Д : Заниматься спортом, есть фрукты, правильно питаться, обязательно гулять на улице.
М : Спасибо, вам, ребята. Мне стало намного лучше. Я пойду домой. (Дети прощаются с Машей).
В : Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше путешествие? Сколько нового мы узнали и закрепили сегодня. На каких планетах мы с вами побывали?
Д : Светофория, Сказочная, Лесная, планета Здоровья.
В : Ребята, вставайте, тихонько задвигайте стульчики.
А теперь давайте прощаться с гостями. (Все берутся за руки и проговаривают):
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло.
ЗанятиеСЛОВАРНАЯ РАБОТА
Дом и его части
Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; закрепить знание домашнего адреса; учить детей образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать слуховое внимание и речевой слух.
Оборудование :предметные картинки.
Речевой материал :этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступеньки, каменный, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, современный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый и др.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Чтениес т и х о т в о р е н и я«Новый дом».
Против школы новый дом. В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи:
Раз – этаж,
Два – этаж,
Три, четыре – мы в квартире.
3. Работа с картинками.
Педагог выставляет картинкиразных видов домов.
И г р а«Назови, какой дом» (одноэтажный, двухэтажный... многоэтажный).
– Что такое высотный дом?
4. Беседа «Что есть в доме?»
5. Дидактические игры.
И г р а«Добавь слово».
В доме большое... (окно).
В доме нет... (окон).
Я подошёл к... (окну).
У меня растут цветы под... (окном).
Физкультминутка
И г р а«Один – много».
6. Закрепление знаний.
– В каком доме вы живете? На каком этаже? Какая у вас квартира? Что в ней есть?
7. Подбор синонимов к слову крыша – кровля, кров.
8. Закрепление знаний о доме.
– Назвать свой домашний адрес.
9. Итог занятия.
ЗанятиеФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ. Словообразование
Дом и его части
Цели: учить образовывать множественное число слов, обозначающих предметы и действия (глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа) и слова с уменьшительно-ласка-тельными суффиксами; согласовывать существительные с числительными один–два ; развивать слуховое внимание и речевой слух.
Оборудование :предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет, в каком доме он живет.
(Я живу в пятиэтажном кирпичном доме. И т. д.)
2. Развитие слухового внимания.
Педагог вызывает к доске мальчика (Колю) и девочку (Лену) или использует картинки.
– Внимательно слушайте, я буду говорить о Коле или о
Лене,
а вы должны сказать то же самое о них вместе или наоборот.
– Коля катает Лялю.
– Лена и Коля катают Лялю.
– Лена купает куклу.
– Лена пьёт молоко.
– Коля гуляет по аллее.
3. Самостоятельное составление предложений по картинкам.
Мальчик катается на коньках.
Мальчики катаются на коньках. И т. д.
Физкультминутка
И г р а«Улиточка».
Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза (или закрывает их ладонями). Дети водят хоровод и произносят слова: «Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога. Угадай, кто я?» – спрашивает один из играющих детей, изменяя голос. Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
4. Дидактические игры.
И г р а«Назови ласково».
И г р а«Один – два».
Один дом – два дома, одна комната – две комнаты и т. д.
5. Итог занятия.
ЗанятиеОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
Дом и его части
Цель: учить детей сравнивать одноэтажные и многоэтажные дома; развивать наблюдательность и память.
Оборудование :предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
2. Повторение.
– В каком доме вы живете?
– Что в нем есть?
3. Составление рассказа по предметным картинкам.
Педагог выставляет картинку одноэтажного дома.
– Расскажите все, что вы знаете об одноэтажном доме.
Педагог выставляет картинку многоэтажного дома.
– Расскажите все, что вы знаете о многоэтажном доме.
4. Сравнение предметов.
Многоэтажный домОдноэтажный дом
высокийнизкий
кирпичныйдеревянный
подъездынет подъездов
балконынет балконов
лифтнет лифта
живет много семейживет одна семья
и т. д.
Физкультминутка
5. Рассказы-сравнения детей о домах и их частях по плану:
- Что это?
- Какие дома по высоте?
- Из какого материала сделаны?
- Какие части есть у этих домов?
- Кто живет в этих домах?
6. Итог занятия.