Папье-маше. Мастер-классы с фото для начинающих. Поделки из папье-маше. Как делать лошадь, шар, маски. Папье-маше своими руками
Что такое папье-маше не знает разве что ленивый, ни разу не бывавший в дошкольных заведениях человек. С самых детских лет в садиках учат делать тарелочки, чашечки, вазочки из бумаги. Но если по каким-либо причинам вы пропустили этот урок, тогда предлагаем вам узнать прямо сейчас, как сделать папье-маше в домашних условиях.
Техника изготовления
Трудно поверить, но этот сервиз сделан из бумаги. Конечно, попить из него чай нельзя, но подобные поделки могут стать отличным декором для вашего дома или же занимательной игрушкой для ребенка. Детям очень нравится делать различные предметы из бумаги, а так как техника папье-маше очень простая, то сотворить подобные поделки можно вместе со своими малышами.
Что же нам понадобиться:
- Бумага/газеты/бумажные полотенца.
- Глубокая емкость.
- Вода.
- Клей.
Существует два способа изготовления папье-маше:
- Из рваной бумаги (маширование)
- Из липкой бумажной смеси.
Из рваной бумаги
Для первого способа нужно порвать бумагу на кусочки. Подготовить поверхность, на которую будет наклеиваться материал. Если макет нужно будет снять, то лучше всего промазать поверхность вазелином или кремом.
Бумага должна быть мягкой. Для папье-маше не подходит картон.
Далее идет простая однообразная работа: мажем клеем, накладываем сверху кусочки бумаги, чтобы они полностью покрывали поверхность выбранного предмета. Сделав два слоя, дайте макету просохнуть. Затем повторяем.
Каждый кусочек должен соприкасаться с соседними так, чтобы не было просветов. И снова просушиваем. Общая сложность слоев от 8 до 10.
Важно! Чтобы не запутаться в подсчитывании слоев, можно чередовать цветную и белую бумагу. Но последний слой должен быть белым, если вы будете дальше разрисовывать свою поделку.
Сохнет папье-маше не менее 48 часов. Но не нужно пытаться ускорить этот процесс, поставив поделку в горячее место или на батарею.
Важно! При большой температуре папье-маше будет в трещинах.
Из липкой бумажной смеси
Порванную или порезанную бумагу складываем в глубокую посуду. Добавляем воды и смешиваем с помощью миксера. Должна получиться густая кашица.
Важно! Для изготовления смеси без миксера, залейте бумагу горячей водой и дайте отстояться около 2-3 часов. После этого замесите до однородной массы.
После этого сцедите оставшуюся воду через сито. К бумаге добавить клей с клейстером. Вымешивать пока масса не станет прилипать к рукам.
Шлем из папье-маше
Из папье-маше делают не только чашечки и тарелочки. Вот наглядный пример, что можно сделать с помощью обычной бумаги и клея.
Для изготовления шлема нам понадобиться:
- основа-макет;
- бумага;
- клей ПВА;
- емкость для ПВА;
- кисточка.
Для начала заготовьте кусочки бумаги. Они должны быть разного размера.
Позаботьтесь о том, чтобы материала хватило на 2 первых слоя. Затем, пока макет будет подсыхать, вы сможете подготовить бумагу на последующие слои.
Важно! Если разбавить ПВА водой, то бумага будет лучше пропитана, но долго сохнуть. Если не разбавлять, потребуется больше клея, но папье-маше будет сохнуть меньше и не сильно пропитываться.
Теперь нам понадобиться макет шлема, который будет служить формой для папье-маше.
Намазываем необходимый участок клеем и прикладываем кусочки бумаги немного накладывая края друг на друга. Так проделываем до тех пор, пока вся поверхность не будет заполнена. После 2 слоя дайте поделке просохнуть.
Можно чередовать газету и туалетную бумагу.
Чтобы выровнять вмятины нужно использовать самые мелкие кусочки бумаги. Их заливают клеем и хорошо перемешивают до состояния кашицы.
С помощью пальцев замажьте все неровности тонким слоем. После этого дайте макету хорошо просохнуть.
После полного просыхания, смажьте этой массой всю поделку.
Для последнего выравнивания, покройте акриловой рельефной пастой всю поверхность.
Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.
Как делать изделия из папье-маше
Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.
Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.
Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.
Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше
Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.
При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.
Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.
Многие из нас в детстве увлекались этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства. Кроме очевидной пользы, приносящей ребенку изготовление различных предметов в технике папье-маше (развитие мелкой моторики, художественного вкуса и пространственного воображения), увлечение этим искусством позволяет дополнить дизайн дома или квартиры необычными и оригинальными предметами декора.
Чтобы сделать тело кукле, помойте и хорошо обсушите пластмассовую бутылочку. Штопательной сделайте в бутылочки 4 сквозных прокола в тех местах, где у куклы будут крепиться руки и ноги (в нижней части - 3 прокола: 2 у ног и 1 - сзади). Нарежьте проволоку на 5 равных кусочков по 20 см. Пропустите эти кусочки через все 5 дырок. Конец каждой - это петелька. Все они у основания бутылки должны быть закреплены скотчем.
Для изготовления рук и ног куклы отрежьте 8 кусочков лески (по 20 см каждый). Из каждого листа газеты сложите полоски 25х8 см. Возьмите 1 полоску, на самый ее край уложите леску (ее концы должны выступать за рамки газетной полосы на равном расстоянии). Закрутите полоску в рулон, конец закрепите скотчем. На одну из оставшихся частей лески накрутите еще 1 такой же газетный рулончик. Все: одна рука или нога готова. Проделайте то же самое с оставшимися заготовками. В итоге должно получиться 2 ноги и 2 руки (каждая деталь - из 2 рулончиков).
Прикрепите руки и ноги к петелькам на теле куклы. Чтобы сделать кисти и стопы, нарежьте из цветной бумаги 40 полосок длиной 5 см, разделите их на 4 части, перевяжите каждую пополам, прикрепите к и ногам. Сшейте штаны и кофту, наденьте их на . На голову сшейте .
Сделайте крепеж для управления марионеткой. Сделайте 3 деревянных планки. В основной (25 см) просверлите одну дырку на одном из концов, в передней (15 см) - по 1 дырке с каждого края, в задней (13 см) - по 2 дырки с каждого края. Скрепите все эти планки так, чтобы передняя и задняя были перпендикулярны основной планке. Проденьте во все дырки крепежа лески, второй конец которых прикреплен к петелькам на кукле.
Видео по теме
Обратите внимание
Длина лески для соединения куклы и крепежа для управления должна быть разной: для рук - 50 см, для ног - 90 см, для зада - 70 см, для головы - 42 см.
Полезный совет
Для изготовления тела для марионетки подойдет фигурная (зауженная в одном месте) пластмассовая бутылочка из-под шампуня, геля для душа или средства для мытья посуды.
Источники:
- igrushka.kz
- марионетка это как сделать
"Папье-маше " переводится с французского как "жеваная бумага". С помощью этой техники можно создавать как незамкнутые формы, к примеру посуду, так и полноценные скульптуры.
Вам понадобится
- 1. Газеты или бумага;
- 2. Клейстер или клей;
- 3. Основа под форму;
- 4. Растительное масло;
- 5. Проволока;
- 6. Воздушные шарики;
- 7. Основы под маски;
- 8. Краски и лак.
Инструкция
Для начала можно попробовать создать незамкнутую фигуру, к примеру, тарелочку. Для этого нам нужно приготовить клейстер на основе муки или крахмала. Для этого необходимо смешать крахмал или муку с небольшим количеством холодной воды так, чтобы исчезли комочки. Затем добавить немного кипятка и поставить на огонь. Нагревать массу нужно до тех пор, пока смесь не станет полностью прозрачной. Также для этих целей можно использовать обычный клей ПВА.
Далее необходимо нарвать достаточное количество бумаги или газеты. Это проще сделать, если вначале разорвать бумагу на полоски длиной десять сантиметров, а уже затем порвать их на маленькие кусочки размером 2 на 2 сантиметра. Если вы не планируете в дальнейшем красить изделие , то лучше взять белую бумагу.
Затем берем основу. Как правило, для этой цели отлично подходит блюдце, тарелка или пиала. Слегка обмазываем дно посуды растительным (чтобы потом готовое папье-маше было легче снять), а затем начинаем клеить на него бумагу.
После нанесения первого слоя, даем изделию немного подсохнуть и наносим следующий слой. В такой последовательности необходимо сделать 5-6 слоев. После этого аккуратно подрезаем край бумаги вровень с бортиком , чтобы ваше папье-маше имело ровные края.
Ставим тарелку в сухое теплое место примерно на сутки. За это время бумага должна полностью просохнуть. Осторожно отделяем бумажную тарелочку от керамической и приступаем к ее росписи.
Для раскраски папье-маше лучше всего подходят акварельные и акриловые краски. Для начала нужно сделать изделию равномерный фон, дать ему высохнуть, а затем можно наносить . В конце посуду можно покрыть лаком.
Также из папье-маше можно сделать украшения в виде шара. Для этого вам понадобиться воздушный шарик. Надуйте его до необходимого размера, смажьте маслом и начинайте наносить слои бумаги по описанной выше технологии. После высыхания осторожно проколите воздушный шарик, достаньте его, а шар из папье-маше красиво отдекорируйте.
взято здесь expert.urc.ac.ruИзготовление изделий из папье-маше ведётся обычно по специальным образцам — моделям. В качестве таких образцов могут быть использованы различные предметы фабрично-заводского изготовления: учебные пособия, макеты, игрушки, маски, хозяйственный 1инвентарь и т. п. В большинстве случаев для изготовления поделок из папье-маше применяются специальные модели, вылепленные из глины,% пластилина, парафина и других пластических материалов. Чаще всего для изготовления моделей в работах с папье- маше используют глину материал весьма распространённый и дешёвый. Стеки, используемые при лепке моделей из глины.
Из глины по заранее заготовленному эскизу или образцу лепят модель — оригинал, форму которого желают точно воспроизвести из папье-маше. Для изготовления модели необходимо взять вполне достаточный по размеру сплошной ком хорошо перемешанной глины с тем, чтобы из него вылепить всю модель целиком. В тех случаях, когда модель должна иметь большие размеры, а такл?е при лепке моделей, имеющих отдельные, далеко выступающие детали, во взятый для лепки ком глины заделывают проволочный или деревянный каркас.
1 Необходимо отметить, что нередко под папье-маше совершенно неправильно подразумевают всевозможные бумажные пластические массы, в которых бумага предварительно измельчается механически или разваривается на отдельные волокна и в порошкообразном или кашицеобразном состоянии смешивается со склеивающими веществами и другими наполнителями в однородную пластическую массу. Эта масса используется для заполнения форм и после высыхания становится твёрдой и прочной.
Обычно оригинал, сперва лепят из глины руками и только после того, как будет более или менее точно намечена общая форма и взаиморасположение отдельных частей модели, прорабатывают детали при помощи стеков. Стеки —узкие лопаточки разной формы из плотной древесины или металла.
При длительных перерывах в лепке глиняной модели её необходимо завёртывать в мокрую тряпку, которую всё время следует поддерживать во влажном состоянии.
Небольшие модели в условиях кружка «Умелые руки» очень удобно лепить из пластилина — специальной восковой пластической массы. Перед работой пластилин надо хорошо размять руками, а при лепке из него моделей применять металлические стеки, которые время от времени слегка подогревать.
Для изготовления небольших моделей используют также парафин, из которого каждый раз сначала отливают болванку, грубо напоминающую по своим контурам будущую модель, затем при помощи ножа и подогретых металлических стеков модель заканчивают.
Изготовление изделий по моделям-формам.
В зависимости от назначения, величины и тиража изделия, а нередко и в зависимости от наличия необходимых материалов, избирается технология его изготовления из папье-маше. Если нужны единичные экземпляры, а размеры их относительно велики, то во многих случаях не имеет смысла затрачивать время и материалы на изготовление специальных форм: выклейку изделия можно провести непосредственно по глиняной модели — оригиналу. Модель при этом служит одновременно и формой.
Модель-форму покрывают сплошь в один-два слоя кусочками увлажнённой бумаги, которые тряпочкой или кусочком резиновой губки прижимают к поверхности формы, чтобы обеспечить плотное прилегание 1* ликвидировать все воздушные пузырьки. Затем вся поверхность модели выкладывается слой за слоем небольшими кусочками влажной рыхлой бумаги, покрытыми с одной стороны клейстером.
Чтобы глина, из которой сделана модель-форма, не размокала при выклейке её бумагой, поверхность модели необходимо пропитать олифой, любым растительным маслом или покрыть тонким слоем специальной пасты, представляющей собой раствор стеарина в керосине. Изготовление стеарино-керосиновой пасты описано ниже.
удобно применить в качестве моделей-форм покупные пластмассовые ванночки. Глиняные цветочные горшки могут служить моделями-формами для изготовления из папье-маше декоративных цветочных горшков. Старые игрушки из папье-маше часто используют в качестве моделей-форм для изготовления таких же самодельных игрушек.
Для того чтобы не происходило склеивания перечисленных моделей-форм с папье-маше, а также чтобы эти модели не портились от содержащейся в глине влаги, их поверхности предварительно покрывают лаком, тонким слоем стеарино-керосиновой пасты, растительным маслом или расплавленным воском, парафином или стеарином. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается по поверхности модели-формы без смазывания клейстером. После того как нанесённый на модель-форму слой папье-маше подсохнет настолько, что изделие можно отделить от формы, не опасаясь его деформации, его снимают и хорошо просушивают в тёплом, но не жарком месте.
При описанном выше способе изготовления изделий слой папье-маше прилегает к модели, служащей формой, своей изнанкой. Поэтому лицевая поверхность изделия только приблизительно воспроизводит оригинал. Чтобы это воспроизведение было возможно точнее, нужно в процессе работы по выклейке отдельных слоев папье-маше строго следить за тем, чтобы общая их толщина была повсюду одинаковой.
Изготовление изделий по остовам, каркасам и болванкам
По технологическим приёмам описанный выше способ изготовления изделий из папье-маше по моделям-формам очень напоминает часто применяемый в кружках «Умелые руки» способ, который сводится к оклейке десятью-двенадцатью слоями бумаги специального остова из картона. Так, например, при изготовлении шкатулки из папье-маше можно сделать нужного размера картонную коробку и оклеить её, слой за слоем, бумагой. После просушки при помощи огрунтовки, шпаклевания и шлифования шкатулке придаётся правильная геометрическая форма, и она окрашивается или раскрашивается масляными красками, эмалями или нитрокрасками.
Картонные остовы применяют и при изготовлении многих объёмных макетов по географии; этот приём ускоряет работу и способствует экономии материалов и значительному облегчению веса готового изделия. На рисунке 138 показан макет вулкана, изготовленный на картонном остове.
В тех случаях, когда изделие имеет большие размеры и сложную конфигурацию, выклейка его из папье-маше может производиться по каркасу, изготовленному из любого подходящего для этой цели материала: деревянных брусков и реек, фанеры, проволоки, картона и т.* п. Такие каркасы делаются обычно на специальных щитках или ящиках с невысокими стенками.
Изготовление из папье-маше различных поделок, имеющих строгую геометрическую форму, проводят, как правило, с использованием болванок соответствующей формы. Такие болванки делают из сухой не сучковатой древесины. Поверхность их хорошо выстрагивают и окрашивают водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.
При изготовлении изделия по болванке последнюю смазывают маслом или стеарино-керосиновой пастой и обёртывают одним-двумя слоями бумаги. Затем, слой за слоем, болванку оклеивают бумагой и, доведя слой папье-маше до нужной толщины, оставляют до просушки. Высохшую заготовку снимают с болванки, зачищают её поверхность рашпилем и шкуркой и проводят дальнейшую отделку. Чтобы легче было снять заготовку изделия с болванки, полезно последнюю выстрагивать слегка «на конус», а по рёбрам болванки снимать небольшие фаски.
Изготовление форм
Если по имеющемуся оригиналу — модели из глины, пластилина, парафина и т. п.— необходимо изготовить несколько одинаковых копий из папье-маше и эти копии должны достаточно точно воспроизводить модель, то по этой модели изготовляют формы.
Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине, стеарине и других материалах, которые для этого либо расплавляются подогреванием, либо затворяются водой. Затвердевая в результате охлаждения или химического взаимодействия с водой, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят в обратном виде общую форму и все элементы поверхности модели.
Для изготовления форм обычно применяют мелко измолотый жжёный хорошего качества гипс. Хороший гипс на ощупь эластичен и жирен, не содержит посторонних включений и крупинок и не пристаёт к пальцам. Будучи затворён водой до получения раствора густоты сметаны, гипс образует раствор, хорошо заполняющий все мельчайшие детали поверхности модели. Этот раствор быстро густеет, схватывается и затвердевает, образуя форму, которая сравнительно легко отделяется от модели.
К достоинствам гипса как материала для форм относится также то, что он после затвердевания достаточно прочен, хорошо обрабатывается и склеивается.
Отливку формы для каждого изделия из папье-маше следует производить, сообразуясь с его величиной и конфигурацией. Для изделий плоскостных, какими, в частности, являются многие географические макеты, различные барельефы, картуши и т. п., изготовляют формы, открытые с одной стороны. Их называют обычно простыми, или одностворчатыми формами. Такие формы представляют собой плиты той или иной величины из гипса, алебастра или других материалов. На одной стороне каждой плиты имеется точный отпечаток модели — форма для изготовления изделия из папье-маше.
Отливка одностворчатых форм из гипса или алебастра, если модели не содержат фигурных деталей, могущих воспрепятствовать снятию с них готовой отлитой формы, производится сравнительно просто.
После того как модель подготовлена для отливки формы, т. е. смазана растительным маслом или раствором стеарина в керосине, приготовляют гипсовый раствор. Для этого порошок гипса высыпают в чашку или в миску с водой, распределяя его равномерно по всей поверхности последней. При помощи деревянной лопаточки, не поднимая её из раствора и избегая взбалтывания, которое приводит к образованию в нём пузырьков воздуха, быстро перемешивают раствор.
Свежеприготовленный гипсовый раствор должен по густоте напоминать сливки. Если раствор окажется слишком жидким, следует без промедления, при непрерывном помешивании, добавить немного сухого гипса.
Заготовленный раствор быстро загустевает, и как только он станет по виду напоминать густую сметану, его нужно немедленно использовать для отливки формы.
На модель наносят сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, тщательно наблюдая за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустот. Затем быстро покрывают всю поверхность модели слоем раствора толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Весьма желательно, чтобы изнанка готовой формы представляла собой плоскость: при последующем пользовании формой для работы её удобнее в этом случае класть на стол.
Отлитую гипсовую форму оставляют для затвердевания. Посуду, использованную для затворения гипса, необходимо немедленно тщательно вычистить и вымыть, так как гипс, в котором начался процесс затвердевания, с трудом удаляется с поверхности посуды и инструмента. Раствор, приготовленный для формовки, следует расходовать каждый раз полностью, ибо оставшийся гипс всё равно приходится выбрасывать. По этой же причине надо на каждую форму готовить гипсовый раствор отдельно. Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем — проклейкой. После повторной просушки и каждый раз перед использованием форм для выклейки изделий из папье-маше рабочую поверхность каждой формы необходимо покрыть тонким слоем стеарино-керосиновой смазки, растительного масла, а ещё лучше — смесью растительного масла с раствором хозяйственного мыла.
Составные формы
При изготовлении из папье-маше некоторых объёмных изделий часто применяют составные, или, как их ещё называют, разборные, створчатые или кусковые формы. В зависимости от сложности конфигурации моделей, такие формы состоят из двух и более частей — створок или кусков. При использовании составных форм каждая створка выклеивается слоем папье-маше отдельно, а после высыхания все части изделия склеиваются в одно целое.
При изготовлении каждой створчатой формы необходимо, сообразуясь с характером модели и изделия, наметить наименьшее количество створок. При этом границы последних должны проходить на модели так, чтобы каждая створка легко снималась с модели, а отдельные части изделия, после просушки слоя папье-маше, легко отделялись от соответствующих створок формы. Желательно намечать границы створок так, чтобы швы между отдельными частями изделия можно было при отделке сделать незаметными. При изготовлении составных форм необходимо принимать меры к точному совпадению между собой отдельных створок.
Створки составной формы отливаются последовательно, одна за другой, и гипсовый раствор готовится каждый раз в объёме, достаточном для изготовления очередной створки. На время отливки каждая створка должна быть ограничена по всему контуру, намеченному на модели, либо боковыми поверхностями уже отлитых створок, либо специальными временными перегородочками из жести, тонкого промасленного картона и других материалов.
Если модель, по которой нужно изготовить створчатую форму, сделана из твёрдого материала, то временные перегородочки для отливки отдельных створок можно выполнить из лепной глины. Для этого из глиняного теста приготовляют раскатыванием на доске длинную колбаску, а из неё формуют затем ленту толщиной 10—12 мм. Срезав у этой ленты ножом одну сторону и слегка смочив плоскость среза водой, опоясывают модель по намеченной^ линии глиняной стенкой. Таким образом, для отливки каждой створки получается замкнутый контур.
Перед отливкой очередной створки поверхность соответствующего участка формы и боковые поверхности уже отлитых соседних створок и перегородок смазывают жирной смазкой.
В качестве простейшего случая изготовления составной формы можно указать на отливку гипсовой двухстворчатой формы по небольшой и сравнительно несложной модели, выполненной из какого-либо твёрдого и прочного материала. Модель, покрытую жирной смазкой, просто вдавливают в толстый слой хорошо размятого глиняного теста. Глину около модели выравнивают ножом и вокруг всей модели, на некотором расстоянии от неё, делают валик — стенку из глины. Подготовленную таким образом верхнюю половину модели заливают гипсовым раствором.
Когда гипс затвердеет, модель вместе с отлитой створкой формы перевёртывают и тщательно очищают от глины. Подлежащую заливке гипсом половину модели и поверхность шва, по которому будут соединяться обе створки формы, покрывают тонким слоем жирной смазки, после чего производят отливку второй створки^
После того как гипсовая форма полностью отлита, ей по возможности придают снаружи правильную форму, снимая ножом излишек гипса на створках. Когда гипс хорошо затвердеет, створки гипсовой формы раскрывают, просовывая в щели между ними лезвие ножа.
Выклейка форм бумагой
В зависимости от размеров и конфигурации изделия, для вы-клейки форм могут применяться полоски и куски бумаги тех или иных размеров. Чем сложнее рельеф и мельче изделие, тем более мелкие кусочки бумаги приходится употреблять для его выклейки. Оклейку больших цилиндрических и призматических болванок при изготовлении самодельных подзорных труб, перископов, калейдоскопов, пеналов и других поделок ведут целыми листами бумаги, ширина которых соответствует длине болванок.
Бумагу для папье-маше удобнее всего нарезать предварительно полосками шириной 3—4 см и длиной 20—30 см. Полоски заливают на несколько минут горячей водой и укладывают стопкой. Когда лишняя вода стечёт и бумага немного провянет, её используют для наслаивания папье-маше, причём, в зависимости от формы предмета, полоски наклеивают целиком или рвут при наклейке на отдельные кусочки. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается без смазывания клеем.
Выклеивание форм ведут либо из середины к краям, либо от одного края до другого. Выклеивание изделий производится обычно не меньше чем в 5—6 слоев, а чаще всего в 10—12 и больше слоев. Чтобы работа шла быстрее и окончательная тол-щина слоя папье-маше в готовом изделии получалась равномерной, рекомендуется для наклеивания каждого очередного слоя использовать бумагу, которая по цвету или фактуре отличалась бы от бумаги, использованной для выклейки предыдущего слоя. Например, выклеив первый слой из газетной бумаги, следует для следующего применить цветную или гладкую белую бумагу, для третьего слоя можно снова использовать газетную бумагу или бумагу другого цвета и т. д. Такой простой приём позволяет работающему не допускать пропусков и добиться равномерной толщины выклеенного слоя папье-маше.
Если изделие имеет мелкие выпуклости, то при выклейке формы соответствующие этим выпуклостям впадины выклеивают отдельно несколькими слоями бумаги и заполняют небольшими комочками смазанной клеем бумаги, после чего выклеивание формы продолжают обычным способом.
При выклеивании отдельных створок составной формы по краям их создают небольшой излишек слоя папье-маше. По окончании выклеивания этот излишек отгибают внутрь формы вровень с краями створки и приклеивают к внутренней поверхности слоя папье-маше. При этом образуются заплечики, .
После того как каждая из частей изделия подсохнет, на её края по всему контуру при помощи карандаша или ножа переносят со створки формы линию шва. Деталь осторожно извлекают из створки формы и окончательно просушивают. Затем выравнивают и зачищают рашпилем края изготовленной детали до намеченной указанным выше способом линии шва. Если требуется более высокая точность подгонки друг к другу отдельных частей изделия из папье-маше, то плоскости швов зашлифовывают стеклянной бумагой.
Если шов между отдельными частями изделия лежит в одной плоскости, то сглаживание его поверхности удобно производить на листе стеклянной бумаги, уложенной на стол лицевой стороной вверх. Извлечённую из формы и просохшую часть изделия в этом случае укладывают всей поверхностью шва на шлифовальную бумагу и притирают до тех пор, пока не будет обеспечена хорошая пригонка к соседним частям.
Сушка отформованных частей изделий из папье-маше производится в тёплом, сухом помещении. Каждое изделие подсушивают сначала в форме, затем их осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на верёвках или раскладывая на досках.
Слишком быстрое просушивание деталей из папье-маше при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое затрудняет сборку изделия и портит общий его вид.
Высушенные и подогнанные друг к другу части изделий из папье-маше склеивают горячим столярным клеем.
Отделка изделий из папье-маше
Когда изделие просушено и отдельные его части склеены между собой, все швы и изъяны на его поверхности шпаклюются при помощи специальной деревянной или стальной лопаточки — шпателя или простого ножа клеевой или масляно-клее-вой шпаклёвкой. Зашпаклёванное изделие снова хорошо просушивается, швы и ненужные выступы зачищаются ножом или рашпилем, после чего вся поверхность его сплошь шлифуется стеклянной бумагой или куском пемзы.
Для сплошных покрытий приготовляют более густую шпаклёвку, чем для заделки отдельных изъянов и швов.
Для шпаклевания изделий из папье-маше можно применять шпаклёвки следующего состава:
1. Клеевая шпаклёвка
Мела молотого просеянного, желательно отмученного............... . . ... 20 частей
Клея столярного................ 5 »
Сиккатива................... 1 часть
Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют густой клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают. После того как получится совершенно однородная кашица, добавляют сиккатив и, тщательно размешивая, снова подогревают.
Желательно использовать эту шпаклёвку, пока она не остыла.
Готовят эту шпаклёвку так же, как и описанную выше. Хорошие результаты даёт добавление в эти шпаклёвки небольшого количества тёртой масляной краскк.
Лака масляного — до получения шпаклёвки нужной густоты.
Эта шпаклёвка быстро сохнет и отличается высокой прочностью.
Для того чтобы поверхность изделий из папье-маше была прочнее, а окраска их сочнее и ярче, а также для снижения расхода краски и лака при окончательной отделке изделий, последние предварительно огрунтовывают, т. е. покрывают тонким слоем грунтовки.
2. Масляно-клеевая шпаклёвка
Мела молотого просеянного
Клея столярного.....
Олифы. . .......
8 частей 3 части 1 часть
3. Лаковая шпаклёвка
Мела молотого просеянного Белил цинковых тёртых.
3 части 1 часть
Простейшей и особенно доступной при работе с детьми грунтовкой для папье-маше является очень густой крахмальный клейстер, который заваривается обычным способом и состоит из двух частей картофельного крахмала и пяти-шести частей воды. Если из-за недостатка воды клейстер не заварится, его подогревают на кипящей водяной бане, пока раствор не станет густым, прозрачным и однородным. Крахмальный грунт наносится, как правило, руками.
Простую для изготовления шпаклёвку получают по рецепту:
клея столярного плиточного........... 8 частей
воды.................«25 »
мела молотого просеянного — до получения грунта густоты сметаны.
Для большей прочности этой грунтовки можно добавить в неё:
олифы..................... 1 часть
лака масляного................ 1 »
белил цинковых тёртых............. 1 »
Если грунт оказывается настолько жидким, что слой его, нанесённый на поверхность изделия, просвечивает, то следует добавить в грунтовку мела. В слишком густую грунтовку добавляют клеевую воду.
В условиях работы кружка «Умелые руки» может найти применение прочная и водоупорная казеиновая грунтовка следующего состава. Обыкновенный творог, приготовленный из снятого молока, обдают кипятком, отжимают в чистой тряпке и высушивают в духовке. Полученную массу измельчают в ступке в порошок, в который добавляют от двух до пяти процентов нашатырного спирта. Для придания грунтовке большей эластичности в массу добавляют 1—2% глицерина, после чего всё разводится олифой до густоты сметаны и хорошо размешивается. Полезно добавить в полученную грунтовку немного тёртых цинковых белил.
После того как нанесённый на поверхность изделий грунт хорошо высохнет, её слегка прошлифовывают мелкозернистой стеклянной бумагой и окрашивают.
Для окрашивания и раскрашивания изделий из папье-маше, изготовляемых детьми, чаще всего применяют масляные краски, наносимые обыкновенно в два или даже три слоя. Для раскрашивания масок, театральной бутафории, макетов и других изделий из папье-маше в масляные краски добавляют очищенный скипидар. Увеличение прочности покрытия при отделке масляными красками может быть достигнуто добавлением в краску (при нанесении послед-
него её слоя) небольшого количества светлого масляного лака.
Хорошие, после чего месят глиняное тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам и будет хорошо сохранять приданную форму. При проведении небольших по размерам и ответственных работ рекомендуется добазлять в глину сырое растительное масло.
Пластилин для изготовления мелких моделей можно приобрести в магазинах канцелярских товаров, но нетрудно изготовить и своими силами по следующему простому рецепту:
воска натурального............... 60 частей
сала свиного топлёного. 40 »
скипидара........ . . 100 »
краски минеральной сухой, тонко измолотой........... 30 »
крахмала картофельного............ 125 *
Воск, сало и скипидар осторожно расплавляют на небольшом огне в эмалированной посуде. Понемногу, при непрерывном
Посмотрите, какие куклы из папье-маше можно сделать, используя туалетную бумагу. Из этого же материала вы изготовите копилку, игрушки, новогодние поделки.
Как сделать копилку из папье-маше своими руками?
Вы смастерите такого забавного тигренка, если возьмете:
- два листа белой бумаги;
- газеты;
- пластилин;
- небольшую полиуретановую банку;
- клей ПВА;
- ножницы;
- клейстер;
- гуашь;
- канцелярский нож;
- тонкую и толстую кисточку;
- акрил-фисташковый лак.
Приготовьте клейстер. Для этого возьмите стакан холодной воды, влейте ее в кастрюлю, насыпьте сюда 2 ч. л. крахмала, хорошо размешайте. Поставьте емкость на огонь, часто помешивая, доведите жидкость до кипения, снимите с плиты. Когда клейстера остынет, он готов к использованию.
Снимите крышку с банки, переверните тару, поставьте ее на стол. Облепляя банку пластилином, сразу формируйте уши, глаза, лапы, черты лица тигренка. Вот как сделать копилку дальше.
Порвите газеты на небольшие кусочки, начинайте обклеивать ими заготовку. Первый слой прикрепите при помощи воды. Остальные 10 слоев, нужно зафиксировать, смазывая каждый кусочек газеты клейстером.
Оставьте заготовку на ночь, чтобы она высохла. Утром обклейте ее кусочками белой бумаги, которые нужно прикреплять при помощи клея ПВА, который придаст изделию прочности.
Дайте игрушке полностью высохнуть, после чего разрежьте ее канцелярским ножом на две половинки.
Снимите эти детали с банки, соедините их вновь, склеивая в месте разреза белыми бумажками, смазанными ПВА.
Наверху канцелярским ножом сделайте разрез такого размера, чтобы в копилку через это отверстие опускать монеты нужного номинала.
Теперь пройдитесь по наружной поверхности изделия белой гуашью, чтобы загрунтовать ее. Когда она подсохнет, покрасьте изделие в нужный цвет.
Вот как сделать копилку из бумаги и газет. Если вы хотите посмотреть, как смастерить забавного поросенка, который также предназначен для хранения и приумножения мелочи, тогда ознакомьтесь со вторым мастер-классом.
Вот таким трогательным и одновременно забавным получится поросенок. Чтобы сделать его, используйте:
- надувной шарик;
- туалетную бумагу;
- акриловые краски;
- строительный ПВА;
- фольгу;
- газеты;
- зубочистки;
- акриловую шпаклевку.
Можно сначала смачивать кусочки газеты в воде, затем обмакивать их в ПВА, оформляя поверхность шарика, приклеивать сюда порванные бумажки.
Делаем массу для папье маше, для этого от туалетной бумаги отрывают довольно большие куски. Кладите их в емкость, в которую нужно добавить ПВА. После этого останется хорошо перемешать содержимое. Теперь, при помощи губки или руками в резиновых перчатках, наносите эту массу на шарик, обклеенный газетами.
Когда она хорошо высохнет, сделайте прокол иголкой, Достаньте через нижнее отверстие лопнутый шарик. Закройте прорезь двумя полосками малярного скотча, которые прикрепляются крест-накрест. Ножки для копилки можно сделать из бобины, оставшейся от фольги или стрейч пленки. Эти картонные тубы нужно разрезать ножом на 4 части. Если хотите, можно использовать втулки от туалетной бумаги.
Эти заготовки нужно прикрепить к основе малярным скотчем, поверх также нанести массу для папье-маше.
Пятачок сделайте из кусочка фольги, прикрепив тот зубочистками и скотчем. Обклейте его размоченной в клею туалетной бумагой, сформируйте нос.
Из неё же вам нужно будет вылепить глазки, прикрепить их на место при помощи клея. Ушки можно сделать из папье-маше или из глины
Теперь надо оставить свинью копилку, чтобы папье-маше хорошо высохло. Затем наждачной бумагой шлифуем заготовку, после чего наносим на неё акриловую шпаклевку. Ждем, когда та высохнет, далее, протираем копилку влажной тряпкой, чтобы выровнять изделие. Наносим шпаклевку в несколько слоев, пока поверхность не станет ровной.
Канцелярским ножом делаем отверстие для монет. Прикрепляем хвостик, который нужно сделать заранее из проволоки и папье-маше.
Начинаем красить изделие. Сначала наносим любую темную краску, затем, при помощи губки покрываем красной.
Далее, идет розовый цвет, после него - смесь белого с розовым. Следующий слой белой краски, но ее нужно совсем немного.
Останется покрасить глазки, после чего копилка из папье-маше готова.
Как сделать массу для лепки из бумаги своими руками?
Не всегда основу просто обклеивают порванными газетами, существуют очень интересные рецепты приготовления масса для папье маше. Познакомитесь с одним из них.
Из такой массы вы сможете слепить фигурку животного, например, медведя. Возьмите:
- 2 рулона самой дешевой туалетной бумаги серого цвета;
- 3 ст. л. льняного масла;
- 500 мл универсального или строительного клея ПВА жидкой консистенции;
- 1,5 литра воды;
- марлю;
- большие миски;
- наждачную бумагу средней и мелкой фракции;
- дуршлаг;
- клей ПВА.
Теперь нужно отжать бумагу. Для этого постелите на дуршлаг свернутую в несколько слоев марлю, положите сюда немного массы, часть воды стечет. Остальную удалите, приподняв края марли, выжав бумагу. Также выжмите и остальную, но не пересушите, немного воды оставьте.
Складывайте всю эту бумагу в большую миску, затем добавьте туда строительный клей. Перемешайте массу. Это будет легче сделать, если вы станете смешивать бумагу с клеем небольшими порциями.
Добавьте льняное масло, перемешайте. Оно позволит стать массе пластичней. Теперь можно лепить из папье-маше или складывать эту массу в формы, чтобы изготавливать детали игрушки. Склеивать вы будете при помощи ПВА, который называется «Момент столяр».
Когда в течение нескольких дней заготовки из папье-маше полностью высохнут, их нужно будет ошкурить средней, затем мелкой наждачкой.
Готовое изделие грунтуют, после чего красят.
Мастер-класс: избушка Бабы Яги своими руками
Ее также можно сделать из массы, рецепт которой вы только что узнали или воспользоваться другим. Вот таким получится домик этого сказочного персонажа.
Но для этого нужно потрудиться, но сначала приготовить:
- бутылку подходящего размера и формы;
- салфетки;
- стек;
- клей ПВА;
- линейку;
- карандаш;
- масса для папье-маше.
Начиная снизу, приклеивается масса для папье-маше полосками. Оформляйте сразу две стороны, формируя кружочки в виде срезов бревен.
При помощи стека делайте полоски на двери, бревнах, чтобы они передали фактуру дерева.
Сделайте более мелкие детали двери.
Пусть домик сохнет в течение суток.
Слепите из массы для папье-маше окошко, ставни. Используя стек, украсьте их резьбой. Начинаем делать чердак, на фото он розового цвета.
Такие элементы нужно сделать над окном и над дверью, затем оформляем крышу.
Сделав ряд с одной и с другой стороны, оставьте для просушки, только после этого сделайте еще по одному ярусу.
Затем выполните третий ряд и трубу.
При помощи стека сделайте здесь кирпичный рисунок, затем придайте этим элементам округлость.
Наверху трубы будет еще один ряд. Затем декорируем стену мухоморами из полимерной глины.
Оставьте дом для полной просушки. После этого нужно покрасить его.
Избушка Бабы Яги готова.
Куклы из папье-маше своими руками
Даже не верится, что такие замечательные произведения искусства можно создавать из туалетной бумаги.
Чтобы сделать такую Снегурочку, возьмите:
- пустую стеклянную бутылку в форме трапеции;
- медную проволоку;
- плоскогубцы;
- массу для папье маше из туалетной бумаги;
- резиновый клей;
- полимерную глину;
- вату;
- эластичный бинт или хорошо тянущиеся полотно;
- ножницы;
- краски;
- ткань для одежды;
- атласную ленту для волос;
- стразы для украшения.
Отрежьте от проволоки плоскогубцами кусочек, обмотайте им горлышко, чтобы получились ручки куклы из папье-маше.
Смачивая резиновым клеем эластичный бинт, обмотайте им заготовку.
Теперь смажьте этот бинт сверху клеем ПВА, прикрепите сюда папье-маше, сформировав грудь и спинку куклы.
Из этой же массы сделайте голову для нее.
Чтобы использовать меньше папье-маше, сначала вы можете обкрутить верхнюю проволоку фольгой, затем покрыть ее этой массой, сформировав черты лица, уши.
Оставьте заготовку до конца высохнуть, затем ошкурите ее, нанесите шпаклевку. После высыхания той, ее также нужно обработать наждачной бумагой.
Чтобы сделать руки, смачивайте вату водным раствором клея ПВА, наносите ее на проволоку. Обматывайте смоченным клеем эластичным бинтом или полоской ткани. Кисти сделайте из полимерной глины. Покрасьте куклу, используя телесный цвет, обозначьте глаза, брови, губы соответствующими оттенками.
Сшейте для куклы нижнюю юбку и платье, из картона. Распустив атласную ленту коричневого цвета, вы получите такие роскошные блестящие волосы. Для изготовления подобной куклы из папье-маше потребуется немало времени, но зато материалы будут стоить немного, и какой вас ждет роскошный результат!
Если хотите познакомиться еще с одним образцом, тогда посмотрите второй мастер-класс этого раздела.
Вот такая чудесная кукла на лошадке у вас получится. Для изготовления этого дуэта вам понадобятся:
- туалетная бумага;
- проволока;
- картон;
- пенопласт;
- прочная толстая нить;
- газеты;
- фольга;
- акриловые краски;
- шарик из пенопласта.
Придайте кукле нужную форму, обложив массой из папье-маше.
Делаем лошадь. Согните проволоку, как на фото, обмотайте ее фольгой.
Обмажьте эту заготовку массой для папье-маше.
Когда она хорошо высохнет, вонзите в нее два отрезка проволоки, чтобы сделать ноги животного.
Покройте верхнюю часть заготовки влажным папье-маше. Дайте лошадке хорошо высохнуть. Теперь нужно обеим заготовкам добавить объема, для этого также используем папье маше, том числе, чтобы сделать уши и нос принца. А уши лошадки изготовляем из картона, вырезав детали соответствующей формы. Ошкурите заготовки.
Обрежьте лишнюю проволоку на ногах животного, добавьте гриву, хвост, а принцу мускулы. Из картона вырежьте полоску с зигзагообразными краями, обклейте ее газетами, сверните в виде короны. Обмажьте папье-маше.
После финишной затирки наждачной бумагой кукла будет выглядеть вот так.
Приклейте корону, используя папье-маше. Этой же массой соединяем двух героев.
Для платформы используется кусочек пенопласта, который нужно обклеить газетами.
Колеса вырежьте из картона, взяв в качестве шаблона монеты. Также покройте их газетами и папье маше.
Эту же массу нанесите сверху в 4–х местах тележки, чтобы прикрепить коня.
Ошкурите заготовки, затем покрасьте их.
Создадим их, используя всё ту же технику папье-маше. Хотите, чтобы на елочке красовались вот такие веселые ежики, тогда приступайте к творческой работе прямо сейчас.
Для их создания понадобятся и такие материалы, которые не нужно покупать - экономия налицо. Возьмите:
- две втулки от туалетной бумаги;
- шишки;
- массу для папье маше;
- ватные диски;
- краски;
- пластилин;
- клей Титан;
- две деревянные шпажки;
- кисточку;
- блестки.
Разберите шишки на чешуйки, приклейте их с одной стороны рулона, а также с боков. Сформируйте ряды, начиная снизу, располагая элементы последующих рядов в шахматном порядке. Используйте для этого клей Титан.
В начале статьи вы прочитали, как сделать массу для папье маше из туалетной бумаги. Вы можете использовать и другие похожие материалы, например бумажные полотенца. В данном мастер-классе для этого были взяты салфетки желтого цвета, их окрас не имеет значение. Сформируйте из такой массы тело и носик ежика.
Дайте ей подсохнуть, сделайте передние лапки, прикрепите их к животику, используя всё ту же массу. Вот какие интересные поделки на Новый год 2017 получаются. Но пока нужно дать нашим ежикам хорошо высохнуть, затем покрыть ручки и животик бежевым цветом, а затем еще и коричневым. Колючки животных красим в обратном порядке - сначала используем коричневый тон, затем бежевый или белый. Тогда шубка ежика будет словно припорошена снегом.
Сделайте из пластилина глаза, брови, рот, нос, вылепите грибочек, прикрепите его между ручками животного.
Если хотите, можете из пластилина или пластика изготовить нижние лапки для животного, расположив их на концах шнурков, середина которого продевается через верхнее отверстие. Можно прикрепить колокольчик, чтобы при шевелении ежик издавал интересные звуки.
Вот такие замечательные самые интересные поделки на Новый год у вас получатся.
Мастерите их вместе с детьми. Если ребятишкам сложно делать такое, тогда подскажите им интересную идею создания пирожные из папье-маше, которую они с удовольствием воплотят в жизнь. Пусть ребёнок изготовит такие в качестве новогоднего угощения своих кукол, игрушек.
Для этого положите рядом с ним:
- фольгу;
- картон;
- две миски;
- не пищевую ложку;
- газеты;
- бумажные полотенца или тряпочку, чтобы вытирать руки.
Заранее застелите стол газетами, покройте его полиэтиленовой пленкой. Тогда ребенок не испачкает рабочую поверхность.
Пусть он порвет или порежет газеты на мелкие кусочки, положит их в отдельную емкость. В другую нужно налить клейстер. Его готовят так: в кастрюлю влейте стакан воды, добавьте 2 ч. л. муки или крахмала, перемешайте. Поставьте на огонь, доведите до бурного кипения при интенсивном помешивании. Дайте клейстеру остыть, перелейте его в миску.
Пусть ребёнок скатает из фольги шарики.
Из листа картона надо сделать коробку. Посмотрите на схеме, как нужно разрезать ее боковины, сложить их, приклеив.
Всё готово, пора приступать к изготовлению поделки на Новый год своими руками, фото покажет, как смастерить ее.
Всё необходимое лежит на столе. Пусть ребёнок обмакивает комочки в фольге в клейстере, затем прикрепляет сюда кусочки бумаги.
Затем нужно оставить поделку на несколько дней, чтобы клей хорошо высох. Если этого не сделать, работа может начать плесневеть.
Когда пирожные хорошо высохнут, пусть ребёнок даст волю фантазии. Воспользовавшись красками, маленькими красными помпонами, мелко нарезанными цветными бумажками, сделает вот такое праздничное угощение для кукол.
Когда краска высохнет, пора расставлять такие пирожные для украшения стола игрушек.
В такой же технике можно смастерить и другие детские поделки на Новый год. Своими руками они соорудят заготовки из фольги, которую надо обклеить кусочками газеты. Этот процесс был описан только что. Чтобы прикрепить игрушку на елку, на этом этапе нужно привязать шнурком или веревкой кольцо для ковров, как это сделано на подсказке-фотографии.
Далее следуют еще 2–3 слоя папье маше из газет, после чего елочные игрушки нужно раскрасить.
Теперь вы сможете сделать куклы из папье-маше, новогодние игрушки из этого же материала, копилку. Предлагаем ознакомиться с процессом изготовления яблока. Оно получается настолько реалистичным, что следует сразу предупредить и гостей, и домашних о том, что фрукт не съедобен.
Если хотите увидеть, как сделать массу для папье маше, тогда посмотрите второй сюжет.
Во Франции 16 века изготовление интересных кукол стало настоящим увлечением для рукодельниц, а после стремительного распространения техника получила название «папье-маше». В дословном переводе папье-маше означает «жеваная бумага» или «рваная бумага» и подразумевает изготовление плоских или объемных изделий из этого дешевого материала.
Техника папье-маше не требует специальных навыков, но подразумевает наличие стальных нервов и бесконечного терпения, особенно если вы заинтересовались объемными поделками. На изготовление красивой вещицы может уйти неделя, а иногда даже больше. Однако это далеко не повод отказаться от этого хобби.
Способы создания изделий
Общее название техники папье-маше предполагает минимум два способа изготовления: маширование и лепка. В промышленных технологиях можно встретить и третий, предполагающий наклеивание листов картона друг на друга и промазывание составом на основе клея. Правда, он очень трудоемкий, и осуществить его самостоятельно будет непросто – зато получившиеся плоские изделия будут отличаться прочностью.
Сделать поделки первым способом немного легче, поскольку процесс осуществляется быстрее. Вы обклеиваете подготовленную поверхность получившейся массой и придаете нужную форму. Однако далеко не всегда можно обходиться одними пластмассовыми бутылками или тарелками для того, чтобы сделать понравившуюся поделку. К тому же, отдельные элементы так или иначе придется совершенствовать при помощи лепки. Лепка из папье-маше окунет вас в детство, поскольку бумага, смоченная водой, будет вести себя послушно, словно пластилин.
Вне зависимости от выбранного вами способа изготовления, инструменты и материалы вряд ли сильно изменятся.
- Бумага – самый главный расходный материал. Она должна быть умеренной плотности, чтобы у вас не возникало сложностей с ее укладыванием на поверхность. Можно воспользоваться цветной или белой бумагой в зависимости от выбранной поделки, а можно комбинировать.
- Туалетная бумага ничуть не уступает цветной, хотя на первый взгляд кажется очень «экзотическим» материалом. Цветную туалетную бумагу найти сложно, но вы вполне можете обойтись обыкновенной, серой.
- Газета для изготовления поделок в технике папье-маше используется каждым вторым мастером. Если вы увлечетесь этим искусством, вопрос об утилизации старых газет и журналов из дома отпадет сам по себе.
- Лотки от яиц и картон подойдут не для каждого типа поделки, но станут незаменимыми материалами, если вы стремитесь к прочности изделия. Правда, чтобы их обработать, придется немного попотеть
Помимо главного рабочего материала необходимо запастись клеевым составом, который можно приобрести или сделать самостоятельно. Клей ПВА следует разбавить водой в соотношении 1:1. Также вам не обойтись без формы для лепки, смазанной растительным маслом. Готовое изделие покрывается акриловой краской или гуашью, а сверху лаком.
Маширование
Маширование осуществляется путем приклеивания кусочков бумаги (например, старой газеты) на поверхность подготовленной формы. Легче работать с мягкой бумагой, которая по структуре очень напоминает ткань, поэтому следует использовать газетные или журнальные листы. Поскольку слоев должно быть несколько, в качестве первого можно выбрать цветной или белоснежный лист, а последующие слои накладывать из контрастных газетных страниц.
Главное – контролировать, чтобы кусочки ровно ложились друг на друга и не топорщились. Для этих целей следует непременно обрывать бумагу, но не резать. Каждый новый слой наносится только после того, как предыдущий полностью подсохнет. Склеивание осуществляется благодаря нанесению обойного клея или клейстера. В зависимости от толщины бумаги уйдет до 10-ти слоев на поделку. Готовое изделие сушится только при комнатной температуре. Недопустимо устанавливать его на батарею или подсушивать феном. Не следует забывать, что размеры высушенного изделия значительно уменьшаются. Поверхность высушенной поделки оттачивается наждачной бумагой, затем загрунтовывается. Только после этого можно делать покрытие цветными красками и лаком.
Бумажная лепка
Для изготовления массы, которая станет основой для лепки, наравне с газетными листами можно использовать салфетки или туалетную бумагу. Процедура изготовления массы для лепки напоминает кулинарный процесс, поскольку к нему можно подключить и блендер. Заготовленную бумагу следует порвать на мелкие кусочки и залить водой. Далее она варится и измельчается. Лишнюю жидкость следует отжать, затем соединить получившуюся массу с клейстером. После этого следует проделать аналогичные с машированием финишные действия.
Русская матрешка
Для изготовления матрешки потребуется форма для многоразового использования, точно повторяющая корпус поделки. Основной рабочий материал – газета и тонкая бумага. Бумага разрывается на множество некрупных полос и укладывается в подготовленную крупную емкость. Цельный газетный лист смачивается водой, отжимается и наносится поверх основы. Клейстера потребуется много, поэтому его можно накладывать на газету руками. Будет приятнее работать с теплым клейстером, который только-только сняли с плиты. Далее на клей накладывается первый слой газетных и бумажных обрывков. Каждый слой проглаживается для нейтрализации лишнего клея и воздуха. По такому принципу следует выложить 8 слоев, чередуя газету и бумагу.
По истечении трех дней матрешка окрепнет и хорошо просохнет. Для высвобождения многоразовой формы по длине всей матрешки вдоль делается разрез. Как в детском киндер-сюрпризе, у вас получатся две одинаковые формы, которые между собой склеиваются клейстером. Можно наложить еще по одному слою газеты или бумаги. Дно можно сделать из плотного картона. Зафиксируйте его при помощи очередного слоя бумаги и дайте матрешке высохнуть в течение суток.
Все неровности на поверхности матрешки устраняются при помощи наждачной шкурки. Далее можно загрунтовать бумагу водоэмульсионной краской. Теперь вам следует дать волю фантазии и раскрасить матрешку любым понравившимся способом при помощи акварельных красок. Сверху поделка покрывается лаком.
Фруктовый сад
Об имитации продуктов питания еще давно начали задумываться в мире кино и театра. Режиссерам не всегда выгодно подбирать для очередных съемок свежие фрукты и ягоды, которые на следующий день потеряют свой вид. К тому же, идеально ровные яблоки или груши найти очень сложно, и они могут испортить всю картину. Выход был найден в изготовлении продуктов питания в технике папье-маше, которые сохраняют свой великолепный вид в течение долгих лет.
Изготовить любые фрукты в технике папье-маше можно несколькими способами. Обращение к лепке станет полезным в том случае, если вы планируете сделать миниатюрные детали, например, вишню или виноград. Если фрукт объемный, в качестве формы следует использовать пластилиновую заготовку. Пластилин – весьма удобный материал, который очень просто обклеивать бумагой. После того, как вы произведете разрез на подсохшей поделке, пластилиновая форма вынимается и используется для последующего изделия. Если вам сложно сконструировать форму яблока, груши или экзотических фруктов, можете прибегнуть к машированию и обклеить натуральный фрукт. Правда, это советуется делать с твердыми и недозрелыми плодами – с клубникой или абрикосом работать невозможно.
Столовый набор
Посуда в технике папье-маше радует глаз каждому, кто на нее взглянет. Расписной сервиз может украсить стеклянный посудный шкаф, причем, мало кто сразу поймет, что из такой красоты не суждено отпить чая с крендельками.
Рабочий материал, который пригодится для изготовления посуды, вполне сгодится и для лепки, только слепить идеально ровную тарелку практически невозможно, поэтому необходимо запастись стеклянной или пластиковой формой. В зависимости от количества посуды в сервизе варьируется и объем туалетной бумаги. В среднем на каждый рулон уходит пол-литра клейстера. Запастись ПВА в таком количестве практически невозможно, к тому же магазинный клей выходит по стоимости гораздо дороже, чем самодельный. Для того чтобы замесить «тесто» для лепки в металлической кастрюльке, рваная туалетная бумага заливается водой. Содержимое кастрюли необходимо варить на медленном огне до тех пор, пока масса не станет однородной. После этого бумага откидывается на дуршлаг, излишки воды удаляются. Измельчить бумагу на мелкие волокна можно при помощи блендера. После этого полученный материал следует выложить в целлофан и дать ему подсохнуть. Перед началом работы вам следует лишь соединить бумажную массу с клеем.
На смазанную маслом форму выкладывается толстым слоем бумажное тесто и сушится. После этого его останется загрунтовать, раскрасить красками и покрыть лаком. Масло, которое использовалось для смазывания тарелки, упростит процедуру изъятия формы.
Бумажный маскарад
Нет лучше материала для изготовления масок, чем бумага, обработанная в технике папье-маше. За основу можно взять обыкновенную пластмассовую маску или использовать гипс или глину. При наличии навыков работы с последними материалами можно сделать слепок лица.
Маска оклеивается в восемь слоев старыми газетами и тонкой бумагой. Последние слои должны быть смазаны клеем особенно щедро. После того, как половина слоев будет выложена, выложите слой из бинта или тонкой ткани. Это делается для того, чтобы треснувшую маску можно было легко восстановить. Неровности следует сразу разгладить, а лишнее обрезать ножницами. Последний слой – белая плотная бумага либо хлопчатобумажная ткань. Если вы планируете использовать в качестве верхнего слоя ткань, ее следует покрыть клеем. Снимать маску с формы следует после того, когда она полностью высохнет. Маска станет настоящим произведением искусства, если вы украсите ее кружевом и стразами, но истинную красоту ей придаст искусная роспись красивыми узорами.