«Роль физического воспитания в жизни ребенка. Консультация на тему: «Значение физической культуры для детей дошкольного возраста
Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к своему ребенку.
Что же главное в воспитание ребенка?
Конечно, хочется ответить все главное! И все же главное задача в воспитании ребенка – ребенок должен расти здоровым! Ни полнота и упитанность, ни богатырское сложение, ни румянец на пухлых щечках ребенка сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.
Жизнь неизбежно столкнет ребенка с трудностями и испытаниями разного характера. Будь то резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий здоровый организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.
Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарованной и природных способностей.
Так что же делать, чтоб ребенок вырос здоровым!
Здоровье ребенка, прежде всего, конечно же зависит от здоровья его родителей, от образа жизни который ведут его родители. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив и податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются. Либо угасают.
Ребенок рождается на свет уже с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Например, таких как терморегуляция. В ответ на охлаждение организма уменьшается теплоотдача, а в ответ на перегревание -она увеличивается. Таким образом, если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же этой тренировки нет, заметно снижаются. Проще говоря, если ребенка не закалять, все время кутать, прятать от малейшего дуновения ветра, устойчивость к простудным заболевания будит велика.
Обобщая ниже сказанное можно сделать вывод: воспитание должно быть не изнеженным, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.
Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя – жизненного опыта!
Крепкий организм!
«Крепкий организм» - так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.
Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма, а следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - органов и систем, с тем насколько согласованно они работают.
Как проанализировать работу детского организма?
Ранее было сказано о том, что «крепость» организма напрямую зависит от уровня, степени его развития. Как определить уровень развития организма своего ребенка? Многие родители считают, что это можно сделать, измерив рост и массу тела, оценив физическую подготовленность, но такой анализ не будет являться точным, так как каждый ребенок развивается по-разному, с разной скоростью. К тому же разные дети имеют разные способности и склонности к чему-либо.
Как же все-таки оценить развитие ребенка? Как определить, нормально он развивается, отстает или наоборот опережает своих сверстников?
Прежде всего, надо проанализировать поведение самого ребенка, говоря научно-его физическую и умственную активность.
Если ваш ребенок много двигается и с удовольствием занимается физическими упражнениями, у него хороший аппетит, если он охотно посещает детский сад, стремится к общению со своими сверстниками, идет на контакт с взрослыми, принимает активное участие в играх, то можно смело считать, что он развивается нормально. Если же вы не наблюдаете у своего ребенка этих проявлений, если у ребенка нет интереса к активному образу жизни, он склонен проводить большую часть времени в пассивном состоянии, в саду он чаще играет один, не идет на контакт с воспитателем, плохо питается, медленно растет – это может являться замедлением развития!
Как вырастить здорового ребенка?
Чтобы ребенок рос и развивался в соответствии со своим возрастом и возрастными особенностями, необходимо с самого детства прививать ему интерес к физической культуре и спорту! Занятие спортом позволит ребенку повысить работоспособность его организма, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети развивались и росли здоровыми!
В современном мире, к сожалению, родители уделяют очень мало внимания и своего времени детям. Ошибочно полагаться только на детский сад, так как физическое развитие ребенка должно быть не прерывно и в детском саду и дома.
Физкультурно – оздоровительная работа детей в семье чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана с подготовкой и проведением каких-либо праздников, семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (т. к. победа в соревнованиях, проводимых в детском саду или выпуск из детского сада и др.) . Кроме того потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.
В выходные дни лучше всего организовать отдых на открытом воздухе. Например, в теплое время года можно всей семьей пойти в поход. Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений: ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, способствуют совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи и компенсации того внимания, которое родители не додают своему ребенку.
За частую если на улице ненастная, дождливая или ветреная погода, родители предпочитают остаться дома с ребенком. Тогда то и возникает следующая проблема связанная, прежде всего. Со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью ребенка в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (лепка, рисование, просмотр мультфильмов, компьютерные игры, настольно-печатные игры). Учитывая достоинства и важность вышеупомянутых видов деятельности, следует отметить важность двигательной активности для развивающего организма ребенка. Ограничение двигательной активности ребенка в домашних условиях может привести к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.
Для того чтобы ребенок мог рационально использовать свою двигательную деятельность в домашних условиях, можно установить в детской комнате «спортивный комплекс» конечно, если это позволяет площадь его комнаты. Тем более в наше время выбор «спортивных комплексов» в специализированных магазинах достаточно разнообразный.
Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга является подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть как дети так и все члены семьи. Это могут быть игры в «кольцеброс, дартс, боулинг», так же это могут быть такие игры как «прятки, жмурки, море волнуется и т. д. »
Так же не надо забывать о том, что подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовыми видом физических упражнений для ребенка. Как мы знаем игра стоит на высшей ступени интересов у детей. однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные игры) не способствуют укреплению здоровья ребенка и формированию тех важных нравственных качественных качеств как (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др., основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе со своими сверстниками. Взрослые могут быть зачинщиками такого досуга. Помочь оборудовать площадку для игры, смастерить недостающий инвентарь. Продумать и подготовить призы. Зачастую вы гуляете во дворе семьями, можно организовать игры соревновательного характера. Например папа и сын одной семьи, мама и дочь другой семьи провести эстафеты (кто быстрей доскачет на одной ножке по дорожке, перенеси мяч и не урони, переправа «с помощью обруча», вытолкни из круга и т. д.) . сколько радости и удовольствия приносят совместные игры взрослых и детей. Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторятся часто. Но достаточно, если взрослые объединяться с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска!
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Просыпаясь не залеживаемся в постели.
Каждый день начинаем с зарядки.
Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
Лифт – враг нашему здоровью, спускаемся и поднимаемся по лестничной площадке пешком.
В детский сад – пешком в быстром темпе.
Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
При встрече с воспитателями и детьми в детском саду обязательно здороваемся (желаем доброго здоровья!
Режим дня – наш друг, хотим все успеть – успеем!
Питаемся правильно и с пользой для своего здоровья!
Вечером в семейном кругу обсуждаем, как провели день!
В отпуск и выходные дни – только всей семьей!
Сегодня физкультура , к сожалению, не в списке приоритетов у многих родителей, и поэтому их дети подвержены гиподинамии — недостаточной двигательной активности , а некоторые, даже, ожирению.
Такая ситуация заставляет глубоко задуматься тех, у кого есть чем. В ряде исследований гигиенистов показано, что более 80% дневного времени большинство школьников сидят в школе за партой, дома за компьютером, на кухне за столом, в комнате на диване или просто на полу… И так они проводят в неправильной позе целые дни напролет. А как же подвижные игры, бег и просто ходьба? Да, они иногда бегают — так, для видимости, чтоб отметится: мол, и у нас модные кроссовки есть. А ведь надо учить правильной позе: сначала как надо сидеть, стоять, а потом уже — ходить и бегать. Некоторые хотят еще и прыгать : как правило, на месте и только выше своей головы. Но это уже акробатика , а мы пока о физкультуре кудахтаем.
На уроки физкультуры в среднем приходится всего 1-3% времени бодрствования школьников. Уроки физкультуры и родителями, и детьми зачастую воспринимаются как ненужный, необязательный предмет. Доходит до того что не у всех детей есть спортивная форма и обувь, соответствующая виду занятий. Или же им непонятно, что для кросса нужны кроссовки, для футбола бутсы, а для занятий в зале — кеды… К тому же физкультура в школе зачастую сводится к сдаче нормативов вместо собственно занятий. Дети стремятся отпроситься и пропустить этот урок. А школьная дисциплина сегодня часто исключает подвижные игры: по коридорам бегать нельзя, во двор не выпускают, а спортзал на переменах закрыт… Чем старше школа, тем меньше двигательной активности у детей; особенно она мала зимой.
Следствия недостаточной физической активности
Гиподинамия дорого обходится. При длительном сидении кровь застаивается в нижних конечностях, скорость обмена веществ снижается, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Соответственно, ухудшается и работоспособность в целом. В результате даже самые усердные занятия учебой без достаточной физической активности имеют в целом сомнительный результат — снижается скорость обменных процессов, ухудшается память и концентрация внимания, нарушается координация движений.
Как следствие, устойчивость организма к инфекционным заболеваниям снижается. Понижается тонус сосудов. Может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Все это, в комплексе с неправильным питанием , приводит к ожирению.
У детей, которые мало двигаются, мышцы слабые, неспособные поддерживать правильную осанку. Как следствие, дети становятся сутулыми, страдают от головных болей.
Как бороться с малоподвижностью? Конечно, многоподвижностью!
Естественно, лучше предупредить (предупреждали, но тупым это не помогает), чем лечить, и вообще — не доводить до такого состояния. Сделать это можно единственным способом — правильным питанием, занятиями спортом в совокупности с закаливанием естественными силами природы, разнообразной двигательной активностью. Утренняя физзарядка, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры , занятия в клубах, прогулки после обеда и перед сном, активный отдых на выходные.
Регулярные, систематические занятия физической культурой совершенствуют механизмы энергообеспечения повышая защитные силы всех органов и систем человека. Таким образом, физкультура является мощнейшим фактором укреплением здоровья ребенка. Если школа не обеспечивает достаточной нагрузки, необходимо 2-3 раза в неделю посещать спортивные секции
— Работа мозга и центральной нервной системы
Оптимальная работа мышц и их полноценное кровоснабжение создает предпосылки для рациональной работы центральной нервной системы состоящей из головного и спинного мозга. Усложнение двигательных задач с повышением физической нагрузки вызывает регулярное активирование моторных зон мозга и как следствие совершенствование их.
Физическая нагрузка очень благоприятна для становления и развития ряда функций центральной нервной системы — подвижности, уравновешенности, силы нервных процессов. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.
— Внутренние органы
Физическая нагрузка способствует и хорошей работе органов пищеварения, активизирует деятельность печени, почек, кишечника, улучшает функционирование желез. При выполнении физических упражнениях потребность в кислороде растет, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность брюшной полости и грудной клетки. Благодаря этому исчезают застойные процессы в легких, они лучше вентилируются, не скапливается слизь и мокрота.
Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию опорно-двигательного аппарата ребенка ребенка.
— Общее самочувствие и эмоциональное состояние
В результате физической нагрузки человек испытывает больше ощущений, в том числе и положительных эмоций.
Двигательная активность необходима для полноценной работы головного мозга, внутренних органов и стабильного эмоционального состояния. Физическая нагрузка является обязательным условием гармоничного развития личности.
Противопоказания
Зачастую врачи рекомендуют избегать физической нагрузки — при падении зрения, при астме или так называемой «вегето-сосудистой дистании». Врачи делают это, в большинстве случаев, перестраховываясь и снимая с себя ответственность, их так учили. Поэтому родители должны очень серьезно подойти к данному вопросу. На самом деле, правильно подобранные физические упражнения в большинстве случаев будут благоприятны для выздоровления и профилактики хронических заболеваний.
Физкультура и формирование личности человека
Физкультура дает возможность научиться правильно и экономно выполнять движения, что позволит организму хорошо приспосабливаться к новым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Ребенок, занимаясь физкультурой, приобретает такие качества , как ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость , коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность, растет коммуникативным и нормально социализируется в коллективе.
На занятиях физической культурой возникают познавательные ситуации, в которых ребенок овладевает и совершенствует технику физических упражнений, приемы практических действий, развиваясь умственно. Тренирующийся учится максимально эффективно выполнять поставленные задачи, быстро принимать правильное решение.
Когда ребенку нужно начинать тренироваться?
Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.
Полноценное Развитие — процесс, направленный на изменение организма с целью его усовершенствования; универсальное изменение тела и сознания; всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания.
Развитие - это попытка организма (как системы) преодолеть естественный рост хаоса внутри себя, на всех(...) " class="glossaryLink ">развитие детей без физической активности практически невозможно. Недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
С самого рождения благодаря двигательной деятельноcти человек познает мир, развивает свои " class="glossaryLink ">психические процессы , волю, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Если это время будет упущено, то в дальнейшем наверстать упущенное и устранить допущенные ошибки будет крайне трудно.
Основные физические способности и функциональные возможности ребенка нужно повышать и в старшем школьном возрасте. Этот период — наиболее сензитивный по отношению ко многим физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Физкультура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным.
Основную работу за человека делает «машина», «робот».
В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма.
В результате - у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта. Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.
Физическая активные люди реже болеют и живут дольше. Упражнения не только укрепляют физическое здоровье, но и улучшают психическое состояние и вселяют чувство благополучия.Оставаться физически активным важно и для детей, и для взрослых, и для пожилых людей. Для этого не требуются интенсивные упражнения – вы можете найти способы поддержать здоровье в повседневной жизни, например, осуществляя оживленные прогулки. Если вы никогда не делали физических упражнений или не делали их определенное время – начать легко. Физическая активность – ключ к поддержанию здорового веса, что важно также и во время беременности. Однако не забудьте принять меры во избежание травм и помните, что питание и употребление достаточного количества жидкости также имеет большое значение. Употребление оптимального количества питательных веществ обеспечивает необходимой для упражнений энергией, а жидкость помогает предотвратить обезвоживание.
Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:
Упражнения могут уменьшить риск болезней сердца и инсультов. У людей, не поддерживающих физическую активность, этот риск умереть от инсульта и от ишемической болезни сердца увеличивается вдвое.
Но, если даже не выполнять упражнений, а просто осуществлять ежедневные прогулки, то можно значительно снизить риск этих заболеваний.
Упражнения могут также уменьшить кровяное давление. Гипертония – обычное явление, повышающее риск инсульта и сердечного приступа. В Украине гипертонией страдает около одной трети населения. Упражнения помогают снизить повышенное давление при гипертонии или предупредить развитие этого заболевания.
Упражнения помогают улучшить баланс холестерола. Существуют два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ). НПЛ иногда называют «плохим» холестеролом, а ВПЛ – «хорошим». Высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца. Но исследования показывают, что регулярные упражнения, например оживленная прогулка или бег связаны с более высоким уровнем высокоплотного холестерола.
У тех, кто не выполняет физических упражнений, чаще развиваются боли в пояснице. Восемь из десяти людей в своей жизни когда-нибудь испытывали боли в пояснице, но у людей, делающих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже. Если уже имеются боли в пояснице, упражнения могут их уменьшить.
Умеренная регулярная физическая активность, включая ходьбу, плавание и езду на велосипеде, хорошо помогает при остеоартрозе. Это наиболее распространенная форма артрита, которая в какой-то степени поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет. Упражнения также предупреждают и замедляют развитие этого заболевания.
Физическая активность улучшает минеральную плотность костей у детей и помогает поддерживать их крепость у подростков. Она также замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни. Это может помочь предупредить остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими и более склонными к переломам. Упражнения с высокой нагрузкой на кости, такие как бег и прыжки, увеличивают плотность костей у молодых людей. Но если у вас уже наблюдается остеопороз, большую нагрузку на кости давать не следует, лучше ограничиться ходьбой или плаваньем.
Регулярные занятия физкультурой и спортом, по результатам исследований врачей, повышают настроение и общую физическую активность человека, улучшают сопротивляемость к психологическим стрессам, нормализируют окислительно-восстановительные процессы, а также активизируют процессы кровообращения. Степень физической нагрузки при занятиях физкультурой и спортом должна соответствовать возможностям занимающегося, его возрасту и состоянию здоровья. Для интенсификации тренировок обычно прибегают к увеличению количества упражнений, возрастанию нагрузки и увеличению общего темпа тренировок, то есть к сокращению пауз между упражнениями.
Физические упражнения обычно заканчивают водными процедурами: обтиранием или душем. Ведите активный образ жизни и будьте здоровы.
Общество, которое смотрит вперед, на первый план всегда выдвигает заботу о воспитании здорового поколения. Роль физической культуры трудно переоценить, поскольку она является частью общего воспитательного процесса, тесно взаимосвязана с духовным и нравственным развитием личности. Для процветания государству необходимы гармонично развитые граждане: высокоинтеллектуальные, патриотичные, здоровые.
Планомерная работа с молодежью, привлечение ее к занятиям спортом способствует решению нескольких задач:
- Оздоровление и укрепление здоровья , правильное, своевременное развитие функций и систем детского организма.
- Формирование физических навыков , знаний о роли занятий спортом, о способах самоконтроля.
- Воспитание стремления к самостоятельным занятиям , сознательного подхода к тренировкам.
Роль физического воспитания в раннем возрасте
В школе регулярные занятия спортом, кроме здорового тела, формируют у детей духовно-нравственные качества:
- сознательное стремление вести здоровый образ жизни;
- чувство коллективизма, необходимость товарищеской взаимопомощи;
- понятия честности и справедливости;
- потребность физической активности;
- происходит закладка основных волевых качеств: смелости, стойкости, самоконтроля;
- дети учатся самостоятельно контролировать состояние своего здоровья, двигательную подготовленность, корректировать, в зависимости от них, свою спортивную нагрузку.
Здоровый человек формируется многообразием общественной жизни: в процессе учебы, общения во время занятий и отдыха, последующей работе. Занятия физкультурой – это один из «кирпичиков» в построении разносторонне развитой личности.