Самообразование развитие связной речи средствами мнемотехники. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формы работы с детьми
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области
Самообразование
ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Г. Чухлома
ул.Первомайская 22
2014-2015
Методическая работа
Изучение закона об образовании.
Изучение правовых норм в рамках ФГОС
Изучение материалов в рамках ФГОС
Изучение методической литературы в соответствии ФГОС
Проект
«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи:
-
изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Развивать связную речь у детей среднего дошкольного возраста,
Обогатить словарный запас детей,
Привить навыки культуры речи,
Правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,
- расширить круг знаний об окружающем мире,
Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Ожидаемые результаты:
У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
Словарный запас выходит на более высокий уровень;
Дети преодолевают робость, застенчивость.
Этапы реализации проекта:
· Подготовительный (сентябрь-октябрь)
· Основной (ноябрь-апрель)
· Заключительный (май)
Подготовительный (Сентябрь-октябрь)
Основной этап
Этапы проектирования | Проектные мероприятия | Срок исполнения |
Подготовительный | 1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей 3.Постановка цели и задачи проекта 4. Составление плана проекта. | Сентябрь - октябрь |
Основной | 1. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). 3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь -) 4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием мнемотаблиц) 5. Графическая зарисовка мнемотаблицы. 7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы: На занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности. | Ноябрь Декабрь Декабрь - Апрель В течении всего года |
Сотрудничество с родителями
Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», «Развиваем речь в кругу семьи»
Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»
Вывод
Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
План по самообразованию «Правила дорожного движения -основа безопасности дошкольника»
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят
Актуальность:
В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. За 8 месяцев 2016 года зарегистрировано 93 ДТП с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 94 получили ранения. Причиной 59 таких происшествий явились нарушения Правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих детей привела к 38 ДТП. Анализ структуры дорожных инцидентов с участием несовершеннолетних по категориям участников показал, что 32 ребенка пострадали, будучи пассажирами, 52 – пешеходами и 10 – велосипедистами.
С каждым годом растут и хорошеют наш город. Много в них широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения , и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
1. Расширять знания о правилах дорожного движения через беседы, различные виды дидактических игр,под. игр,игр драматизаций, речевых игр, загадки, настольно-печатные игры, целевые прогулки, дидактические картинки, художественную литературу, различные виды изобразительного творчества , сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив.
7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
8. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
В результате работы предполагается:
Что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
Об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице ;
Дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
Будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
Будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
Понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные,
подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение
игровых приёмов.
8. Изготовление папок передвижек
9. Мониторинг.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
1этап- подготовительный
]Подбор и изучение методической литературы:
1. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера
2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.
4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»
5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
6. Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду
7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
8. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности»
9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»
10. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
Провести диагностические исследования (с использованием иллюстраций):
1. Для чего нужна улица?
2. На какие части делится улица?
3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
4. Где люди могут переходить дорогу?
5. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
7. Какие сигналы светофора ты знаешь?
8. Какие виды перехода ты знаешь?
9. С какой стороны надо обходить автобус, трамвай, троллейбус?
10. Где можно играть детям?
Оформление предметно- развивающей среды:
1. Изготовление макета «Наша улица»
2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.
3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»)
4. Подобрать дидактические и настольно- печатные игры, плакаты по правилам дорожного движения.
5. Приобрести мягкие модули «Дорожное движение»
6. Пополнить книжный уголок:
В. Кожевникова «Светофор»,
И. Серова «Улица где все спешат»,
Б. Житиков «Что я видел?»,
Г. Цыферов «Сказки на колёсах»,-
А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»,
С. Маршак «Правил уличных не зная»,
Н. Носов «Автомобиль»
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу
переходили».
7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки»
8. Подбор материала для презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть непросто»
Составление плана работы с детьми и родителями
2 этап- практический
Работа с детьми:
Беседы: - «Правила поведения на дороге»,
- «Знай и выполняй правила уличного движения»,
- «Правила пешехода»,
-«Пост ГИБДД»,
-«Улицы города»,
- «Опасные части на пешеходной части улицы»,
-«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон»,
-«Опасный перекрёсток»,
- «Где правильно кататься на велосипеде»,
-«Зачем нужны дорожные знаки».
-«Пора не пора- не ходи со двора»
- «Посмотри налево, посмотри направо»
-«Правила поведения в транспорте»
- «Регулировщик»
Детские исследовательские проекты:
-«Когда и почему появились правила дорожного
движения?»
-«Кто такой регулировщик?»
-«История светофора»
Дидактические игры: «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Играй, да смекай», «Собери светофор», «Стоп», «Подумай,отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «С Дино я гулять иду», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Дорожное лото»
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД
Рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Дети на улице»
- «Цветные автомобили»
-«Светофор»
-«Автомобили» и др.
Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто»
Участие во всероссийском детском конкурсе «Простые правила» (1,2 тур)
Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта)
Развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука», «Зеленый огонек», «Остановка общественного транспорта»- эстафета, «Наша улица»-викторина, «Что, где, когда», «Правила дорожного движения»-викторины, «Азбука дорожного движения», «Мой друг- велосипед», игра- викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки – наши друзья»
Встреча с инспектором ГАИ
Образовательная деятельность:
1 .Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице»- рисование
- «Знаки ПДД»- рисование
-«Светофор»- рисование (Т. А. Николкина «Изобразительная
деятельность»)
- «На чем ездят люди»- рисование
- «Внимание, светофор!» -аппликация
-«Улица города» -конструирование (Л. В. Куцакова
-«Транспорт» -конструирование (Л. В. Куцакова
«Конструирование и художественный труд в детском саду»)
-«Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
-«Знакомство с городским транспортом» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», с. 31)
-«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)
-«В городском транспорте»
-«Правила дорожного движения» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)
-«Для чего нужны дорожные знаки» (Т. Ф. Саулина «Знакомим
дошкольников с правилами дорожного движения»)
- «Берегись автомобиля» Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с
правилами дорожного движения»)
-«Дорожные знаки» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
-«Катание на велосипеде» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
-«Опасные участки на пешеходной части улицы»
(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
- «Безопасное поведение на улице»
(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм
Родительское собрание «Проблемы обеспечения безопасности ребенка»
Консультации: - «Азбука дорожного движения»,
-«Дети и дорога»,
-«Безопасность детей в автомобиле»,
-«Мама за рулем: основы безопасности»,
-«Дидактические игры в ходе ознакомления детей с
-«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»,
-«Безопасность детей – забота взрослых!»,
-«Ребенок в автомобиле»
Памятки для родителей: - «Как обучать ребенка правилам безопасного
поведения на дороге»
-«Причины дорожно- транспортного
травматизма»
-«Правила поведения на остановках
общественного транспорта»,
-«Детское кресло для автомобиля».
-«Родители – пример для детей в соблюдении
правил дорожного движения»
Привлечь родителей к детским исследовательским проектам по ПДД: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения
3 этап- заключительный
Проведение мониторинга, анкетирование
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на период с 2017 по 2022 год
воспитателя
Ярмиевой Зульфии Мидехатовны
первой квалификационной категории
Тема самообразования: « Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников
Актуальность темы: Скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушение связности высказывания, нарушение внимания и памяти – это те трудности в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство.
Ознакомиться с инновационными методиками.
Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
Предполагаемые результаты:
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
Словарный запас выходит на более высокий уровень;
Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
1.Подготовительный этап. (2017-2018 учебный год)
Изучение методической литературы по теме самообразования. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет ресурсов.
- Изучение методик и технологий в интернете
Разработка дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи схем-моделей.
Составление картотеки мнемотаблиц
2. План работы на 2018-2019 уч.год
Работа с детьми:
Знакомство с символами мнемотехники (декабрь)
Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (январь-февраль-март)
Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (апрель-май)
Работа с родителями:
Памятка «Учим стихи с помощью мнемотехники (январь)
Работа с педагогами:
Педагогический обмен творческими находками (в течение года)
Консультация для воспитателей на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
3.План работы на 2019-2020 уч.год
- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)
Работа с загадками, составлять и отгадывать загадки по схемам (декабрь-январь)
Работа над пересказами с использованием опорных схем. (февраль-март)
Сочинение сказок детьми по модели – схеме (апрель-май)
4. План работы на 2020-2021 уч.год
Работа с детьми:
- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)
Работа с родителями:
- «Учим детей составлять рассказы по картинкам» (февраль)
Буклет « Мнемотехника в помощь мамам и папам» (февраль-март)
Работа с педагогами:
Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе (в течение года)
5. План работы на 2021-2022 уч.год
Работа с детьми:
- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-май)
Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (декабрь-январь)
- Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (февраль-март)
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам (апрель-май)
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» (ноябрь)
Использование мнемотехники в работе с детьми (декабрь)
Конкурс «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»
Дни открытых дверей (открытые занятия)
Работа с педагогами:
Выступления на тему «Как заучивать с детьми стихотворения»
- Буклет «Использование мнемотехники в развитии дошкольников».
Отчет по проделанной работе (май)
Список используемой литературы :
Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» СПб, 2009
Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»-Дошкольное воспитание.2003.№10 с 16-21
Широких Т.Д. «Учим стих-развиваем память».Ребенок в детском саду. 2004 №2 с 59-62
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: ДетствоПресс, 2005. – 96 с.
Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. – 271 с.
Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель
Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»
Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
- Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Актуальность темы:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.
Ожидаемые результаты:
1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Дата начала работы над темой ______________
Предполагаемая дата окончания работы _____________
№ п\п |
Форма работы |
Практические выходы |
|
Изучение нормативно-правовой документации. Закон «Об образовании», СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня. |
|||
В течение года |
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете информации по теме. |
||
Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете. Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). |
|||
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009 Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» |
|||
Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики») Целевая прогулка «Мы по улице идем» |
Создание уголка по Правилам дорожного движения |
||
Работа с воспитателями. Памятка для воспитателей «Дорожная азбука» |
Распространение среди коллег |
||
Работа с родителями. Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход» Памятка для родителей «Дорожная азбука» |
|||
ОКТЯБРЬ |
|||
Изучение методической литературы. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД. Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте) Чтение Автодорожных стихов |
|||
Работа с воспитателями. Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО» |
На методическом часе |
||
Работа с родителями. Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге» Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад» |
Распространение среди родителей |
||
НОЯБРЬ |
|||
Изучение методической литературы. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей» Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь» Чтение М.Пожарский «Машины» Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой» Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» |
Изготовление светофора для подвижной игры |
||
Работа с родителями. Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле» Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло» Работа с воспитателями. Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге» «Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге» |
Размещение на сайте ДОУ |
||
ДЕКАБРЬ |
|||
Изучение методической литературы. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» |
Аннотация на методическую литературу. |
||
Работа с детьми по изученной теме. Целевая прогулка к пешеходному переходу Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля) Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль» Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу) |
Самостоятельная разработка презентации |
||
Работа с воспитателями. Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток» |
Распространение среди коллег |
||
Работа с родителями. Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!» |
Размещение на сайте ДОУ |
||
ЯНВАРЬ |
|||
Изучение методической литературы. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. Целевая прогулка «Автозаправочная станция» Дидактическая игра «Назови правильно» Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения» Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com) |
Аннотация на методическую литературу |
||
Работа с воспитателями. |
|||
Работа с родителями. Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул» |
Распространение среди родителей |
||
ФЕВРАЛЬ |
|||
Изучение методической литературы. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов Рисование на тему «Дорожный знак» Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.» |
Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка |
||
Работа с воспитателями. |
Распространение среди коллег |
||
Работа с родителями. Совместное мероприятие для детей и родителей викторина «Дорожная Азбука» Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок» |
|||
МАРТ |
|||
Изучение методической литературы. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» |
Аннотация на методическую литературу. |
||
Работа с детьми по изученной теме. НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей» (заучивание считалок) Чтение М.Дружинина «Служебные машины» |
Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему |
||
Работа с воспитателями. Мастер-класс по изготовлению атрибутов для воспитания интереса к изучению правил дорожного движения |
На методическом часе |
||
Работа с родителями. Открытый просмотр НОД для родителей. Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!» |
Распространение среди родителей |
||
АПРЕЛЬ |
|||
Изучение методической литературы. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… » Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука» |
Изготовление воспитателем пособий по теме |
||
Работа с воспитателями. Семинар-практикум для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах |
На педагогическом часе |
||
Работа с родителями. Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ |
|||
Изучение методической литературы. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей», Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика» |
|||
Работа с детьми по изученной теме. Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика» |
|||
Работа с воспитателями. Педагогическая гостиная «Формирование основ безопасного поведения на дорогах города» |
Распространение среди педагогов |
||
Работа с родителями. Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД |
Размещение на сайте ДОУ |
||
Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию. |
Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ |
||
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения
детский сад №104 "Гуси лебеди"
Мнемотехника для дошкольников
Методическое пособие для ДОУ воспитателей
Ульяновск, 2017
Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».
В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.
Рецензент: Аббязова Т.Л.
Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. -1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,- 44 с.
В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.
Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Аннотация
В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника?
Как происходит обучение?
В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.
Рассматривается структура мнемотехники - мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.
Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.
Введение
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Для чего нужна мнемотехника?
Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:
развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
развитие логического мышления;
становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
Как происходит обучениеВ развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Структкра мнемотехники
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Перечень стихотворений с наглядным моделированием!
Мнемоквадраты
Стихотворение «Овощи».
Стихотворение «Детский сад».
Мнемотаблицы
Стихотворение «Белый мишка».
Стихотворение «Корова».
Стихотворение «В лесу».
Мнемотаблицы
Стихотворение «Космонавт».
Мнемотаблицы
Стихотворение «Сад».
Мнемодорожки
Стихотворение «Руки».
Стихотворение «Колобок».
Стихотворение «Зайчики»
Анализ эксперимента
Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.
При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.
В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.
При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.
Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек, в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.
Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти - методика «Нелепицы», образной памяти - методика Л.Ф.Симоновой.
Первая серия. Методика «10 слов».
Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Оценка: воспроизведение 5 - 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.
Вторая серия. Методика «Нелепицы».
Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».
Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.
Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).
Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).
Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).
А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).
Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).
Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).
А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что - то перепутано?
В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.
При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.
Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.
Первая серия.
Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.
Не справились с заданием (-)
Искажение структуры слова (-/+)
1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть - 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.
Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.
При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:
дети с интересом выполняли задания;
дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;
также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.
Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».
Оценку мы проводили по 3 уровням:
Правильно выполнили задание (+)
Справились с заданием с помощью педагога (+/-)
Не справились с заданием (-)
1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.
При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.
Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.
Задание выполнено, верно (+)
В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)
Задание выполнено неверно (-)
2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.
Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.
В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.
I подгруппа.
Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.
II подгруппа.
Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.
Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.
III подгруппа.
Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.
Выводы по результатам констатирующего эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.
При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.
В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.
Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.
Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.
Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.
Среди детей 2- ой младшей группы:
3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.
Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.
Во второй серии контрольного эксперимента.
2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.
Третья серия контрольного этапа.
Из анализа результата третьей серии:
4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.
Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.
В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.
I подгруппа.
Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.
II подгруппа.
Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.
III подгруппа.
Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.
Выводы по результатам контрольного эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.
Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:
Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.
Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.
Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.
Заключение
Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Аннотация …………………………………….4
Введение……………………………………….5
Для чего нужна мнемотехника……………….7
Как происходит обучение …………………….9Перечень стихотворений с наглядным моделированием……………………………...12
Анализ эксперимента......................................21
Заключение…………………………………...42