Учимся рисовать с ребенком 3 лет. Как научить ребенка рисовать. Основы поэтапного рисования. Техники для развития навыков рисования
Каждый ребенок любит рисовать. Кто-то рисует продуманные сюжеты, кто-то каляки-маляки. Хотя, каляки-маляки – это только для нас, взрослых. А у ребенка и в них заложен свой смысл.
Здорово, когда ребенок рисует самостоятельно.
Я стараюсь не вмешиваться в процесс и не давать советов. Однако приветствую совместное рисование. Так можно показать ребенку интересные техники, которые он обязательно будет использовать в дальнейшем сам.
Недавно мы освоили с дочкой новую технику рисования. По правде сказать, мы пробовали ее и раньше, но как то не пошло. Видимо для нас возраст 3-4 лет идеально подходит начала для рисования через коктейльную трубочку.
Эта техника рисования отлично и артикуляционный аппарат ребенка.
Рисование с помощью трубочки. Кляксография
Бумага
Для кляксографии желательно выбрать плотную бумагу, которая не сразу впитывает краску. Отлично подойдут плотные альбомные листы или акварельная бумага.
Краски
Рисовать можно гуашью, слегка разбавленной водой; акварелью (рисунки будут не очень яркими) или тушью (особенно хороша для прорисовки стволов деревьев).
Инструменты
Длинная палочка для коктейля и толстая жесткая кисть.
Мы с дочкой рисовали гуашью, слегка разбавленной водой на бумаге для принтера. Она быстро впитывает краску, и рисовать на ней не очень удобно.
Техника рисования с помощью трубочки
Все очень просто: капаете на бумагу при помощи кисточки большую каплю краски и через соломинку выдуваете из нее причудливые узоры.
Мы рисовали только черной гуашью. Можно использовать много ярких и цветных красок и получить яркую абстрактную картину.
У нас получились деревья. Остается только дорисовать листья. Это можно сделать красками, карандашами. А можно в технике аппликации: приклеить скомканные кусочки салфеток разных цветов (желтые, зеленые, красные), засушенные и раскрошенные листья и у вас получиться .
Анютка решила рисовать осень. Фон на рисунках ниже сделан масляной пастелью (мелок укладывается на бок, и с легким нажатием проводите им по бумаге). Листья на рисунке слева сделаны акварелью (жесткая кисть, наносится «тычками»). А на рисунке справа — листья нарисованы дочкой масляной пастелью.
На этом рисунке только акварель. Стволы немного размазались от влажной кисти, но Аню это не смутило: «Просто это буря, сейчас нарисую как листья в небо взлетели и потом упали».
Еще немного о нашем рисовании с дочкой
Аня любит рисовать карандашами, мелками и красками. Но почему-то в рисовании предпочитает один цвет. Как правило, у нее одна картина – один цвет. Следующая может быть выполнена в другом цвете, но тоже в одном.
Лишь изредка, рисуя красками, у дочки получаются двух-трех цветные картины.
Радует только одно. В рисовании дочка допускает наше совместное творчество, а вот в поделках .
Иногда мы вместе рисуем одну картину, иногда каждый свою на определенную тему. Вот результат совместного творчества.
Фон красили вместе. Цвета выбирала Аня. Я рисовала дерево (рисунок слева), а все остальное Аня. Получились яркие многоцветные картины. После такого совместного рисования Аня какое-то время рисует цветные картины, а потом вновь возвращается к одноцветным.
А как вы рисуете с детками?
Наталия Лукьянова
Лукьянова Наталия Владимировна. "Мой мишка ". Мастер-класс . Нетрадиционное рисование в технике "тычок жесткой кистью " для детей 3-4 лет .
Задачи :
Упражнять детей в нетрадиционном способе рисования тычком полусухой жесткой кистью ;
Продолжать развивать умения наносить рисунок по всей поверхности;
Передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя;
Воспитывать аккуратность;
Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
Для работы понадобится :
гуашь коричневая;
жесткая кисть (клеевая) ;
заготовка с контуром медведя;
заготовка глаз и носика;
Ход работы:
Работа выполняется в два этапа :
рисование
аппликация
Первый этап :
Берется сухая кисть ,опускается в гуашь консистенции густой сметаны и на листке с изображением медведя делаются тычки по контуру,а затем- в середине,заполняя все пространство. Кисточку необходимо держать вертикально.
Дать подсохнуть краске и приступить ко второму этапу :аппликации.
Не у всех маленьких детей получается работать твердым клеем,поэтому можно помочь намазать клеем глазки и носик (приклеивают они сами) или взять клей ПВА или обойный клей,тогда для работы потребуется еще одна клеевая чистая кисть и салфетка для промакивания клея.
Данная работа стала итогом среднесрочного проекта "Сказки о мишках ".
Результатом были довольны и дети и родители!
Публикации по теме:
Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке» Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке». В старшей группе. Воспитатель Соловьёва.
Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка жесткой полусухой кистью в средней группе «Зайка серенький» Цель. Упражнять в нетрадиционном способе рисования кистью. Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развивать.
На днях с родителями в детском саду мы провели мастер-класс по нетрадиционному рисованию. Приём,который мы решили использовать-это печать.
Представляю Вам мастер-класс по изготовлению мишки сладкоежки. Развиваем мелкую моторику детей, занимаясь с ними пластилинографией. Материалом.
Нетрадиционное рисование губкой на тему: «Осенний лес» Цель: научить детей нетрадиционной технике рисования губкой; показать воспитателям.
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования мыльными пузырями с детьми младшей группы.
Уважаемые коллеги! Совсем случайно я попала на курсы нетрадиционного рисования (рисование песком). После них я загорелась идеей воплотить.
Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.
При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.
В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.
Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет
Что это
Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.
Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.
Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)
Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.
Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.
Дождик
Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.
На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?
Не забудьте похвалить малыша.
Железная дорога
Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.
Заборчик
Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.
На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.
Цветы на полянке
Цель: Учить рисовать вертикальные линии.
Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки - прямые линии от цветов до полянки.
Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.
Рисование красками
Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками. Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик. Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.
Темы для рисования :
Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.
Снегопад - пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.
Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.
Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.
Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.
Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт.
Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.
Темы для рисования :
Разноцветные клубочки.
Воздушные шарики.
Цыпленок.
Неваляшка.
Снеговик.
Рисование трафаретом
Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.
Рисование манкой
Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.
Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.
В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.
Д.Н. Колдина
Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий
От автора
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение. У ребенка появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.
В данном пособии предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).
Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Лучше проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполняли аппликацию на эту тему.
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.
Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.
Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру "Что изменилось?" Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания ("Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой", "Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать").
Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:
Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);
Доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);
Рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.
Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3–4 лет.
Рисование пальчиками . Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.
Рисование поролоновым тампоном . Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
Рисование ладошкой . Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
Светлана Шкуренко
Мастер-класс для воспитателей «Рисование с детьми 3 лет»
В три года дети приходят в детский сад. Они все такие разные, такие любознательные и эмоциональные. Они активно познают мир, себя, учатся общаться и впитывают все новое как губка. Немало важную роль в развитии детей играют первые успехи в обучении. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные мы прививаем детям любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники.
Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .
Техник рисования очень много и они все такие разные. Как выбрать те, которые помогут детям с самого начала получить положительный результат. Рисовать нужно быстро и результат этой работы должен помочь детям обрести уверенность в своих силах и закрепить желание рисовать и творить .
В самом начале своей работе с малышами по рисованию мы используем различные способы печатания.
-Рисование стеблем сельдерея . Связав пучок сельдерея нитками и отрезав нижний край мы получаем отличный штамп для рисования цветов .
-Рисование срезом болгарского перца. Таким штампом очень хорошо получаются листья и цветы.
-Рисование комочком бумаги . Все, что имеет шероховатую поверхность можно рисовать шариком из бумаги . Налив в блюдце гуашь и обмакнув в нее шарик из бумаги можно рисовать природу , цветы, зверей и птиц.
- Рисование листьями пекинской капусты.
Для работы нужно разобрать кочан пекинской капусты на листья. Нанести на них слой гуаши и печать для деревьев готова. Деревья могут быть осенние, летние. Можно рисовать на тонированной бумаге зиму.
-Рисование картофельной печаткой.
Разрезав картофелину пополам, на срезе вырезать любую печать и обмакнув в гуашь печатать что захочется.
- Рисование срезом лука или лимона поможет создавать рисунки на темы природы, космоса, волшебная кулинария.
-Рисование ватным диском . Сложите ватный диск 2 раза пополам и закрепите угол бельевой прищепкой. Инструмент для рисования готов . Особенно красивы розы. выполненные в такой технике. В работе можно использовать сразу несколько цветов, обмакивая край диска в разные краски.
Отпечатки коктельной трубочкой. Разрежьте край трубочки ножницами и отогните их в стороны. Получится маленький цветок. можно рисовать салют , цветы, снежинки.
Узоры карандашной резинкой. Таким простым штампом можно украшать разнообразные рисунки (ягоды, снег, пятнышки на жирафе, небольшие раскраски и т д)
-Рисование пластиковой тарелкой. Этот способ рисования дает возможность развивать у ребенка фантазию и позволяет выражать свои эмоции. нужно только взять гуашь понравившегося цвета и обильно нанести на дно тарелки. Получившиеся отпечатки можно добавлять мелкими деталями прорисовки . А можно аппликативно добавить сюжетные картинки или узоры.
Плетенка нитками. Рисовать плетенку могут не все дети, поэтому такой способ поможет деткам быстро освоить рисование корзинки , дорожки из плиточек, шахматной доски и т д
-Рисование зубной щеткой . Этот способ рисования подходит для всех «мохнатых» . Растения, звери, сказочные персонажи получаются как живые и объемные.
-Рисование пластиковой бутылкой. Обмакивая в гуашь донышко большой пластиковой бутылки можно рисовать цветы , снежинки цыплят, или просто разноцветные узоры.
Рисование мочалкой . Все что вы нарисуете мочалкой будет выглядеть воздушно , легко и иметь объем.
-Рисование поролоновыми шариками. Шарики можно вырезать из любой губки. Чтобы не пачкать пальчики, удобно держать шарик прищепкой.
-Рисование круглой щеткой . Такой простой бытовой предмет поможет детям быстро и оригинально рисовать все круглое и пушистое.
-Рисование ободком бумажного стаканчика. Это способ подходит для рисования волшебных картин , космических происшествий и просто для удовольствия.
-Рисование воздушными шарами поможет воспитателю и детям быстро нарисовать или оформить большой лист ил плакат.
-Рисование пластиковой вилкой . Любые колючки, веточки, лучики. Цветы за долю секунды расцветут на листах, и будут радовать вас и детей своей красотой и необыкновенным исполнением.
Используя все предложенные способы рисования и штамповки , вы поможете детям полюбить рисование , раскрыть свои таланты и способности и выражать их в своем творчестве.
Публикации по теме:
Мастер класс для воспитателей подготовительных групп по Правилам дорожного движения с детьми. Инвентарь: Гимнастические палочки, мягкие.
Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Мне было предложено поучаствовать в городском конкурсе "Чудесные видения сказочной страны" (герои сказок).
Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.
Существует много способов нетрадиционного рисования - кляксография, рисование ватными палочками,раздувание краски да многое другое. Проведение.