Мозаика из камня. Русская мозаика Русская мозаика малахит
Отличительной чертой русской мозаики является ее использование в объемных мозаичных произведениях (рис. 77 из книги Баранова, с.157).
Этот вид мозаики предусматривает предварительное изготовление основы по форме будущего изделия. Основа может быть выполнена из мрамора, змеевика, или металла, шифера, гипса. Основу облицовывают тонкими пластинами цветного камня, чаще всего малахита, лазурита и яшмы. Отдельные пластинки по цвету и природному рисунку должны быть подобраны так, чтобы получить полное впечатление монолита.
Мозаика на сферических плоскостях – трудоемкий процесс. Каменные пластинки для мозаики первоначально заготавливают на шлифовальных станках или универсальных бабках профильными абразивными кругами из карбида кремния. Затем пластины притирают друг к другу, после чего наклеивают на основу.
В русской мозаике, как и во флорентийской, шлифование и полирование производят тогда, когда картина уже набрана. Мастика для склеивания состоит из канифоли, воска, шеллака и мелких частиц камня, из которого выполняется мозаика. Могут применятся и другие клеящие вещества, обладающие прочностью и температурой размягчения не ниже 45 ºС, в том числе эпоксидный клей.
Самой сложной является мозаика из малахита. Набор малахитовых изделий соответственно сортам малахита ведется тремя основными способами: «клеймами», «со щебнем», «рытым бархатом».
При наборе «клеймами» пластинки малахита набирают сначала в отдельные узоры, чаще всего концентрические, с плотно подогнанными швами, не оставляющими пустот. Затем пространство между набранными узорами заполняют кусочками малахита с нейтральным рисунком. Для этого способа набора обычно использую малахит лучшего качества, не имеющий изъянов и пустот.
Для набора «со щебнем» можно использовать малахит более низкого качества, с пустотами. Мозаику набирают также как и при первом способе, т.е. пластинки подбирают по рисунку, но допускается неплотная подгонка швов. Пустоты и швы заполняют малахитовой щебенкой с мастикой.
При наборе «рытым бархатом» можно использовать разные по качеству и рисунку мелкие пластинки, которые не годятся для других видов набора. Пластинки малахита наклеивают не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между ними заполняют щебенкой из мелких кусочков малахита с мастикой.
После выполнения каждого из перечисленных видов набора все швы подвергаются повторной штуковке. Штуковку швов производят и после выравнивания, а также после полирования набора.
Русская мозаика требует большого мастерства и терпения. Этим способом изготавливают вазы, колонны, чаши с закругленной поверхностью и с рельефными орнаментами.
Разновидностью русской мозаики является объемная мозаика, которая часто представляет собой трехмерную скульптуру. Она предусматривает создание пластически цельного произведения из одного или нескольких различных камней.
Выполнение объемной мозаики всегда включает резьбу, придающую ей выразительность.
Другой разновидностью русской мозаики является так называемая накладная мозаика. Ее суть состоит в том, что выполненная объемная мозаика, например ветка смородины, накладывается на готовое изделие из камня как декоративное украшение (рис. 13 из книги Белецкой).
При изготовлении изделий небольших размеров (шкатулок, ваз), для декоративного оформления, например, цветами или ягодами, каждую отдельную деталь прорисовывают, производят лепку, а для контроля пользуются контршаблонами.
При создании скульптуры методом объемной мозаики, кроме лепки всей скульптуры, производят лепку отдельных деталей и их цветную прорисовку. Изготовление каждой детали мозаики производят в основном на универсальной бабке, оснащенной необходимыми приспособлениями и инструментом.
Детали для изделия из мозаики обрабатывают и на плоскошлифовальных станках (планшайбах), абразивных или войлочных кругах в зависимости от характера операции. В объемной мозаике обязательно применяется художественная резьба, от которой зависит выразительность объемного изделия. Элементы объемной мозаики соединяют эпоксидным клеем.
Для выполнения объемной мозаики из плоских пластин различных геометрических форм необходимо предварительно изготовить макет будущего изделия в натуральную величину. Его можно сделать из картона или других, удобных для этой цели материалов. Макет раскрашивают под цвет выбранного камня, именно на нем уточняется цветовая гамма каменных пластин.
Каждый геометрический элемент переносят на картон, который играет роль шаблона при разметке заготовок на камне и при их подгонке. Отшлифованные и отполированные смежные пластины склеивают эпоксидным клеем в элементы мозаики в соответствии с макетом.
Технология изготовления объемной мозаики типа ваз, шкатулок и им подобных изделий может быть и другой. Это решают на этапе создания макета. Каждую сторону объемного изделия можно набрать отдельно, а затем склеить.
Русская мозаика
Восторгаясь огромными вазами в залах Эрмитажа, сверкающими столами и мощными колоннами в Зимнем дворце или Исаакиевском соборе, не следует заблуждаться - все эти уникальные предметы сделаны из мелких кусочков, а не из цельного камня.
Метод, которым пользовались мастера при работе с малахитом, получил название «русской мозаики».
Природные особенности малахита - обилие крупных и мелких пустот, посторонних включений, ноздреватость - заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о всефасадной красоте камня, позволяющей выделывать объёмные вещи. Поэтому основу изделия вырезали из змеевика, мрамора или другого камня попроще.
Для изготовления русской мозаики куски малахита распиливались. Получались пластинки - толщиной в несколько миллиметров. Их подгоняли таким образом, чтоб составился общий красивый рисунок, а швы между пластинками были незаметны. Пластинки наклеивали на форму из камня или металла, которую хотели покрыть малахитом, и затем неровности зашлифовывали и полировали.
Снаружи, кстати, природный малахит часто выглядит некрасивым, пупырчатым, буро-зелёным камушком. Красота, скрытая в малахитовых «почках», обнажается только на срезе камня.
Из одного, относительно небольшого, камня на тулове вазы или столешницы получаются длинные узорчатые ленты или многослойные, большого диаметра кольца «с бахромой». Рисунок на крупном изделии всегда ложится волнами - не зря малахитовый узор сравнивают с травой, зашевелившейся от порыва ветра. Или с закипевшей морской пучиной…
На Западе способ оклеивания простого камня пластинками дорогих пород был известен давно («флорентийская мозаика»). Оригинальность «русской мозаики» заключалась в том, что оклеивались как плоские, так и закруглённые поверхности.
Уральскими мастерами, работавшими в этой технике, широко использовался не только малахит, но и лазурит, и изредка яшмы.
Из книги Эссе 1994-2008 автора Ипполитов Аркадий ВикторовичСтатьи в журнале "Русская жизнь" Три ЕлизаветыИмператрица Елизавета Алексеевна, Лизавета Смердящая и великая княгиня Елизавета ФедоровнаАркадий ИпполитовРассуждение Стерна о власти имени над судьбой человека всегда относилось к моим любимым литературным фрагментам.
Из книги Пекин и Великая Китайская стена автора Грицак ЕленаПекинская мозаика Жители Китая всегда оберегали достояние прошлого с тем же энтузиазмом, с каким создавали новое. К счастью, революционный пыл не затмил в китайцах эстетического начала. В новом Пекине сооружения возникали с удивительной быстротой, хотя строились
Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич Из книги К игровому театру. Лирический трактат автора Буткевич Михаил МихайловичСУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ РЕЖИССУРЫ (метафизическая мозаика) ...Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Борис
Из книги Фантики автора Генис Александр АлександровичРусская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и
Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна Из книги Третьяков автора Анисов Лев МихайловичРусская любовь итальянской Мадонны Наутро корвет «Пелегрино» снялся с якоря и покинул неаполитанскую гавань. Литта заперся в каюте и сел писать отчет о переговорах с графом Скавронским. Но перед глазами стояло кроткое и нежное лицо супруги российского
Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий ПавловичГлава X РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ 1 марта 1881 года на одной из петербургских улиц прогремел взрыв. Неизвестный бросил бомбу в проезжавший мимо экипаж, в котором следовал Александр II. От взрыва бомбы погибли двое прохожих и был ранен казачий офицер конвоя. Император остался
Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий НиколаевичРусская историческая живопись Как и во Франции, историческая живопись пользовалась в России необыкновенной популярностью.Импульс к широкому распространению исторического жанра был дан Академией художеств, основанной в Петербурге в XVIII веке. Согласно академическим
Из книги автора Из книги автораРусская живопись как отражение мировосприятия русского народа и его многовековой истории Осознанное, творческое бытие русского народа на этой Земле, в этой Вселенной, в этом мире продолжается вот уже более тысячи лет. За это время наш народ создал великое государство –
краткое содержание других презентаций«Детские художники-иллюстраторы» - Иван Максимович Семёнов. Иллюстрации Владимира Сутеева. Евгений Михайлович Рачев. Иллюстрации Евгения Чарушина. Иллюстрации Бориса Диодорова. Алексей Михайлович Лаптев. Владимир Михайлович Конашевич. Иллюстрации Бориса Дехтерева. Николай Александрович Устинов. Олег Владимирович Васильев. Борис Александрович Дехтерёв. Иллюстрации Юрия Васнецова. Иллюстрации Леонида Владимирского. Евгений Иванович Чарушин.
«Русские куклы» - Русская народная кукла. Зернушка или Крупеничка – кукла, которая символизировала достаток. Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал. Изготовление кукол. Обрядовые куклы. Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой. Игровые куклы. История возникновения русской народной куклы. Купавка – кукла-однодневка, олицетворяла начало купаний. Десятиручка. Мартинички. Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок.
«Художник и театр» - Театральные профессии. Художники декораций. Сценаристы. Рефлексия. Место действия спектакля. Художники кукол. Деятельность. Конструкторы. Художник и театр. Серебряное копытце. Какую роль в театре играет художник. Костюмы к спектаклю. Варианты проблемного вопроса. Назовите театральные профессии.
«Иван Билибин» - «Сказка о царе Салтане». С 1936 после эмиграции Билибин живет в Петербурге. Б.М. Кустодиев. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» с рисунками Билибина. В 1899 году начали выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Иван Билибин скончался 8 февраля 1942 года. Рисунки запоминаются как нечто светлое, радостное и волшебное. Жар птице и о сером волке», «Белая уточка и др. Портрет И.Я. Билибина. 1901 г.
«История возникновения гжели» - Производство фарфора. Литейщик. Один из традиционных российских центров производства керамики. Полуфаянс. Гжель. Первое упоминание о гжели. Гончарные трубы. Искусство народного русского фарфора. Изобразительное искусство. Традиционная роспись солями цветных металлов. Артель "Художественная керамика". Исполнение росписи. Женщины-"писарихи". Гжель славилась своими глинами. Гжельская майолика. Выпуск изделий.
«Народная тряпичная кукла» - Тряпичная кукла. Немного истории. Древние славяне. Кукла. Виды кукол. Кукла Пасха. Кусочки яркого лоскута. История возникновения кукол. Неразлучники. Расчет себестоимости изделия. Народная игрушка. Обрядовые куклы. Туловище. Народный обычай. Рябинка. Игровые куклы. Как сделать куклу закрутку. Народные куклы. Проект
К одному из самых сложных методов художественной обработки натуральных природных камней можно отнести «русскую мозаику». Эта техника прославила множество отечественных мастеров, работавших на рубеже 18-19 веков. Сама же техника русской мозаики была изобретена во второй половине 18 столетия.
В технике русской мозаики мастера создавали самые разнообразные произведения: от мебели (малахитовые гарнитуры) до предметов интерьера (вазы, картины, статуэтки, канделябры) и украшений. Техника русской мозаики подразумевает особую технологию обработки камня и создания формы. Первым этапом всегда было создание нужной формы произведения – например, вазы.
После того, как форма готова, на нее наклеивались тонкие пластинки заранее подготовленного камня (к примеру, малахита). При этом перед мастером на данном этапе стоит задача совместить разные по форме пластинки таким образом, чтобы они, словно паззл, сложились в единый рисунок – создали единую гармоничную картинку. Каждую пластинку (толщина до 6 мм) стачивают под определенным углом. Такой подход упрощает последующую подгонку деталей друг под друга.
Еще один немаловажный момент заключается в совмещении элементов таким образом, чтобы швы были незаметны. Раньше в качестве клея мастера использовали олово. При этом для отдельных видов камней (например, для малахита) – применялась специальная мастика.
Следующий этап создания изделия в технике русской мозаики – полировка и шлифовка. Наклеенные пластинки натираются специальным шлифовальным камнем. После этой процедуры камень приобретал особый привлекательный блеск.
Одна из особенностей техники русской мозаики заключается в том, что создавать каменный рисунок из пластинок можно не только на плоской поверхности, как например, в случае с флорентийской мозаикой, но и на искривленных поверхностях. Изделия, созданные в технике русской мозаики, отличаются выразительностью, приятным витиеваты рисунком камня. Увидев однажды, что собой представляет русская мозаика, невозможно спутать ее с чем-то другим.
Познакомиться с искусством русской мозаики просто – достаточно заглянуть в собрание изделий из камня в русском доме подарков «Русь Великая». В галерее магазина «Русь Великая» представлены самые разнообразные работы отечественных художников, созданные в этой удивительной технике. Купить любую работу можно как на сайте, так и в нашем салоне.