Насколько хорошо ты знаешь своего ребенка? Тест. Тест для родителей «Я и мой ребенок
Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.
Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и. т. д., а просто так, за то, что он есть.
Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. Это говорит об «условной любви»: что-то выполнил- хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дресуре.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка- это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и. т. д.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии- необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия - то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье».
Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы это сделаете сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.
ТЕСТ 1. «КТО Я? »
Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответ на листочке бумаги.
- «Конечно результаты тестирования нельзя принимать как истинное положение вещей. Мы только призываем призадуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете главное предназначение- материнство и отцовство. И решать это только вам самим! »
Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать», «Я отец». Если вы его написали в начале, значит родительская позиция для вас наиболее важная в жизни, если нет, то вы немного отвлеклись на повседневные дела, отдалились от ребенка, значит надо пересматривать свое отношение к ребенку.
ТЕСТ 2. «КАКОЙ МОЙ РЕБЕНОК? ».
Задание. Нужно записать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «»плюс и «минус», но не в общепринятом смысле, а с вашей точки зрения.
Например, щедрость это хорошее качество, но если у вашего ребенка это настолько выражена, (он постоянно раздает игрушки, что вы склонны считать это недостатком. Постарайтесь писать откровенно, я их собирать не буду, вы проверите себя сами.
И так, сколько получилось + и -. Если + преобладают, их не менее 8, то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Если нет ни одного минуса, ничего хорошего «Слепая любовь». Если 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать на половину плохим своего ребенка может очень критичный родитель или недостаточно любящий.
ВЫВОД: Дошкольный возраст- самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это делать будет делать очень трудно.
А сейчас посмотрим шкалу самооценки ребенка и ожидаемую оценку ребенка от взрослого.
Методика «Лесенка».
Приложение №1.
Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали-
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово.
Приложение №1
1. Методика «Лесенка».
Анкета для родителей.
1. С каким настроением ваш сын или дочь идет в детский сад?
С радостным
Иногда не хочет
Часто отказывается
Капризничает
2. В чем вы видите нежелание ребенка идти в детский сад?
Трудности в отношениях с педагогом, с сверстниками
Привязанность к матери
Позднее засыпание вечером
Другие причины
3. Как складываются отношения вашего ребенка с сотрудниками сада?
а) Благополучно. С кем именно?
С воспитателями
С дефектологом
С помощником воспитателя
С другими специалистами сада
б) Неблагополучно. С кем именно?
С воспитателями
С дефектологом
С помощником воспитателя
С другими специалистами сада
в) В чем это выражается?
Иногда бывают конфликты
Обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки
4. С кем из детей группы ваш ребенок часто общается?
5. Рассказывает ли о своих взаимоотношениях с детьми?
6. Жалуется ли на сверстников?
Если да, то на что жалуется?
Дети не принимают в игру
Не хотят дружить
Отнимают игрушки
7. Что вам хотелось бы изменить в отношениях сына, дочери с ровесниками?
8. Есть ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?
9. Как ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и. т. д.)
10. Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?
Уравновешенный
Терпеливый
Уступчивый
Приветливый
Вспыльчивый
Склонный сам командовать, чем подчиняться
Другой … .
11. Как на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
Прямого влияния не оказывает
Благополучие семейных отношений- это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь.
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли Вы? |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
|
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
|||
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
|||
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
|||
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
|||
6. Поставить себя на место ребенка? |
|||
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? |
|||
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? |
|||
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
|||
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
|||
11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? |
|||
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
|||
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.
Выполнила:
Воспитатель первой квалифицированной категории
Усть – Ишим 2015
Родительское собрание и мастер - класс «Знаешь ли ты своего ребенка».
Цель: Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей и педагогов.
1. Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей, использовать их в процессе семейного воспитания.
2. Развивать конструктивные представления о детях у родителей.
3. Способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно! » - ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных? ». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 6-7 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим ёнка абсолютного незнакомца. И сегодня мы проведем с вами мастер - класс на тему «Знаю ли своего ребенка» в форме игры.
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители Личности ребенка». Вот почему так важно знать своего ребенка, чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности.
Сегодня с помощью тестов и других заданий мы попытаемся узнать, а как хорошо вы знаете своих детей, насколько интересуетесь их жизнью.
Приветствие «Охарактеризуйте себя как родителя»
Родители, передавая друг другу мяч, характеризуют себя: добрый, строгий, принципиальный, мягкий, ответственный и т. д.
Упражнение «От 0 до пяти»
Ведущий. Для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, чувствовать его, надо попытаться вспомнить себя в этом возрасте, ведь все мы родом из детства.
Пожалуйста, закройте глаза… Вспомните свое детство… Вам сейчас четыре года. Как вы выглядите? Какую одежду любите носить? Ваша любимая игрушка? Вспомните запахи вашего детства. Какого вы примерно роста? Постарайтесь вспомнить, что было самого приятного в этом возрасте? Какие чувства вы испытывали тогда? А что было неприятного? Какие вы тогда испытывали чувства?
Вывод. А теперь проведите параллель с ощущениями собственного ребенка в этом возрасте, почувствуйте, как сильно влияют установки родителей на чувства детей.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1. «Мама трехлетней девочки делится трудностями с подругой «Моя дочь не хочет играть одна. Если ее занимают взрослые, она может играть часами. Стоит только оставить одну - игра прекращается. А ведь у нее есть все условия: комната, игры. Как приучить самостоятельно играть? »
Вопросы для обсуждения: Почему не хочет играть одна? Можно и нужно ли приучить к самостоятельной игре? Как это ей поможет потом?
Ситуация 2. «Игра окончена. Сашенька, которой 4 года, не спешить убирать игрушки. В ответ на мамину просьбу девочка упрямится, убрав две игрушки вовсе начинает плакать. »
Вопросы для обсуждения: Почему не желает убирать игрушки? Следует ли требовать самостоятельной уборки игрушек? Каким образом вы бы в данной ситуации привлекли ребенка к уборке игрушек?
Ситуация 3. «Папа купил новую машинку для пятилетнего сына. Он учел все: яркость, подвижность, разнообразность деталей. Показав ее сыну папа обратил внимание на то, что это игрушка новая и дорогая и нужно с ней играть аккуратно. Мальчик поиграл машинкой несколько минут и вернулся к старым играм.
Вопросы для обсуждения: почему игрушка не вызвала интерес? Что следует учитывать при выборе игрушек для данного возраста детей?
Ситуация для всех: нужно ли мальчику позволять играть в куклы и другие «девичьи игры», а девочке в машинки.
На фоне музыки. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его недостатки и его достоинства. Постарайтесь после этого ответить мысленно для себя на вопросы:
Свойственно ли вам разговаривать с ребенком "на свободные темы"?
Принято ли в вашей семье извиняться перед ребенком, если вы его обидели или несправедливо наказали?
Часто ли вы наказываете своего ребенка, за что и как?
Как вы одобряете поведение, дела и поступки ребёнка?
Знаете ли вы, что думает о вас ваш ребенок, какого он о вас мнения?
Тест, "Какой вы родитель".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
Фразы. Баллы
1.Сколько раз тебе повторять. 2
2. Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1
3. И в кого ты только уродился! 2
4. Какие у тебя замечательные друзья. 1
5 .Ну, на кого ты похож! 2
6. Я в твоё время! 2
7.Ты моя опора и помощник (ца! 1
8 .Ну что за друзья у тебя! 2
9. О чем ты только думаешь! 2
10 Какая ты у меня умница! 1
11. А как ты считаешь, сынок (доченька? 1
12. У всех дети как дети, а ты! 2
13. Какой ты у меня сообразительный! 1
14.Посоветуй мне пожалуйста. 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка.
Практическое задание “Загибаем лист”:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Многие родители даже не знают, что происходит в группе, какие праздники бывают, а ведь дети уже в таком возрасте, когда сами могут рассказать, что происходит в детском саду. Мы с вами сами закладываем отношения с детьми, их доверие. Учим ценить отношения, любить и заботиться друг о друге. Что мы заложим в своих детях, то и получим, когда они подрастут.
Родительское собрание «Хорошо ли я знаю своего ребенка»
Цель : способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях младшего школьного возраста;
обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание: в таблице отметить, какие фразы родители часто повторяют детям.
Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
Приготовить анкеты, тесты.
Сделать мультимедийное сопровождение собрания.
Изготовить буклет - конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.
Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
2. Размышления родителей на тему: "Что надо знать о своем ребенке?"
Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)
Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.
Знать, чем он живет, кого и за что любит.
Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.
С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:
состояние его здоровья,
темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),
эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),
замкнутость (повадки интроверта),
общительность,
направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
3. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.
Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив "пусть мой
ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!" А когда у нашего сына или дочки, жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.
4. Педагогический практикум
1)»Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?»
Тест для детей и родителей.
Детям: закончите приведенные ниже предложения.
Мне бывает очень радостно, когда…
Я очень грущу, когда …
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я очень горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Я бываю очень удивлен, когда…
Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.
Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…
Ваш ребенок очень грустит, когда…
Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…
Вашему ребенку бывает стыдно, когда…
Ваш ребенок гордится, когда…
Ваш ребенок сердится, когда…
Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…
Сравните Ваши ответы и ответы Ваших детей и сделайте выводы для себя.
2) "Какой вы родитель".
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
Фразы.
Баллы1Сколько раз тебе повторять.
2Не знаю, чтобы я без тебя делала.
3И в кого ты только уродился!
4Какие у тебя замечательные друзья.
5Ну, на кого ты похож!
6Я в твоё время!
7Ты моя опора и помощник (ца)!
8Ну что за друзья у тебя!
9О чем ты только думаешь!
10Какая ты у меня умница!
11А как ты считаешь, сынок (доченька)?
12У всех дети как дети, а ты!
13Какой ты у меня сообразительный!
14Посоветуй мне пожалуйста.
Всего
____
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов . Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Вот вы и узнали, какой вы родитель.
Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о Вашем общении?
Я вам предлагаю ответы ваших детей. Как они сами оценили, какие фразы вы чаще всего им говорите. Изучите мнение ребенка.
(Пока родители читают, звучит тихая музыка.)
Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?
(Идет обсуждение.)
Я тысячу раз говорила тебе:
Сколько раз надо повторять:
Я в твоё время:
О чем ты только думаешь:
Неужели трудно запомнить:
Ты становишься:
У всех дети как дети, а ты:
Отстань, некогда мне:
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет:
И употреблять чаще:
Ты у меня самый умный:
Как хорошо, что у меня есть ты:
Ты у меня молодец:
Я тебя очень люблю:
Спасибо тебе:
Без тебя я бы не справилась:
Ты моя опора и помощник (ца)!
Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
Вывод.
Тематический план родительского всеобуча «Знаю ли я своего ребенка»
№ |
Тема |
Форма проведения занятий |
Образовательный результат |
|
1-4 класс |
||||
Психологические особенности детей младшего школьного возраста (1 час) |
Теория:Мини-лекция «Особенности развития младших школьников». Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Что меня радует и огорчает в моем ребенке». |
Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование. |
Родители узнают о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьного возраста. |
|
Готовность ребенка к школе Роль семьи в адаптации ребенка к школе (1 час) |
Теория: мини-лекция «Особенности развития младших школьников», рекомендации «Роль семьи в адаптации ребенка к школе». Практика: тест «Ваш первоклашка». Упражнение «К школе готов». |
Лекция, групповые упражнения, тестирование, беседа. |
Повысят уровень психологической компетентности в области взаимодействия с детьми на протяжении адаптационного периода первоклассника. |
|
Как правильно поощрять и наказывать ребенка. Копилка полезных советов (1час) |
Теория: мини - лекция «Поощрение и наказание». Практика: работа в группах «Методы поощрения и наказания», Упражнение «Расскажи историю». |
Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, беседа. |
Больше узнают о воздействии мер поощрения и наказания на формирование личности ребенка. |
|
Общение детей младшего школьного возраста в среде сверстников, в сети интернет (профилактика влияния групп деструктивной направленности) (1 час) |
Теория: мини-лекция «Общение в сети интернет», просмотр видеоролика «На здоровье. О вреде компьютера» Практика: инсценировка ситуаций, мозговой штурм «Безопасность детей в сети интернет». |
Лекция, групповые упражнения, мозговой штурм, просмотр видеофрагмента, беседа, тестирование. |
Получат информацию по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. |
|
5-8 класс |
||||
Мой ребенок - подросток (психологические особенности детей подросткового возраста) (1 час) |
Теория: Мини-лекция «Особенности подросткового возраста». Практика: Мозговой штурм «Портрет современного подростка». Упражнения: «Знакомство по цепочке»; «Мой ребенок: какой он на самом деле?»; «Семь свечей». |
Лекция, работа в группе, групповые упражнения, беседа, тестирование. |
Расширят представления об особенностях подросткового возраста; получат помощь в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками. |
|
Теория: лекция «Особенности общения детей в сети интернет». Практика: обсуждение в группе, Упражнение «Меня радует, меня огорчает» |
Лекция, анкетирование, работа в группе, беседа. |
Узнают об основных причинах, признаках участие детей в «опасных» группах и признаках суицидального поведения подростков; выработают активную родительскую позицию при возникновении кризисной ситуации. |
||
Я тебя слышу (профилактика детско-родительского конфликта) (1 час) |
Теория: Лекция «Что такое конфликты? Как их избежать?». Практика: Тест «Стратегии поведения в конфликте». Упражнения: «Внимание, конфликт!», «Сглаживание конфликтов». Упражнение-разминка «Внимание, конфликт!». |
Лекция, тестирование, групповые упражнения. |
Расширят знания о конфликте; определят стратегию поведения в конфликтных ситуациях; отработают умения и навыки сглаживания конфликтов. |
|
Я тебя понимаю (эффективное взаимодействие родителя с подростком) (1 час) |
Теория: Лекция «Приемы активного слушания». Практика: Дискуссия «Правила эффективного общения с подростком или я тебя понимаю!». Упражнения: «Я тебя понимаю»; «Испорченный телефон жестов»; Тесты: Анкета для родителей (по итогам всеобуча). |
Лекция, дискуссия, групповые упражнения, беседа, тестирование. |
Выработают основные правила эффективного взаимодействия родителя с подростком; узнают о техниках эффективного слушания при построении беседы и отработают их на практике. |
|
9-11 класс |
||||
Психологические особенности старшеклассников |
Теория: Лекция «Психологические особенности старшеклассников» Практика: Упражнение «Знакомство по цепочке», «Портрет моего ребенка в лучах солнца». |
Лекция, групповые упражнения, беседа, тестирование. |
Расширят представления о психологических особенностях старшеклассников |
|
Как помочь ребенку успешно сдать ГИА |
Теория: знакомство с результатами тестирования, рекомендации «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам». Практика: Упражнение «Рисуем чувства», «Схема помощи» |
Лекция, групповые упражнения, беседа. |
Снизится уровень тревожности в период подготовки и сдачи ГИА выпускниками школ |
|
Семья и ГИА |
Теория: Лекция «Особенности общения с ребенком в семье». Практика: просмотр видеофрагментов, упражнение «Я-высказывание», «Сердце любви». |
Лекция, просмотр видеофрагментов, групповые упражнения, беседа. |
Повысится родительская компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых |
|
Учимся справляться со стрессом |
Теория: Лекция «Стресс в нашей жизни». Практика: комплекс упражнений на саморегуляцию. Тесты: Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона |
Лекция, тестирование, индивидуальные упражнения, беседа. |
Познакомятся с понятием «Стресс» и способами его преодоления. |
Занятия родительского всеобуча для 1-4 классов
Занятие 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста.
Ход занятия
1. Упражнение «Знакомство по цепочке»
Цель: знакомство участников, возможность лучше узнать друг друга перед началом совместной работы.
Время проведения : 5-10 минут (в зависимости от количества присутствующих).
Техника проведения : членам группы предлагается представиться. Каждый участник называет свое имя, возраст (по желанию), род деятельности, хобби. Представление проходит по кругу.
2. Упражнение «Что меня радует и огорчает в моем ребенке»
Цель : раскрепощение участников.
Время: 5 минут
Техника проведения : Родителям предлагается продолжить предложение «Меня радует…», «Меня огорчает…».
3. Мини-лекция «Особенности развития младших школьников».
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое неожиданное яркое интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснения учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и также быстро забывают выученное. Обычно на второй третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание. Наиболее сложно, когда дети запоминают медленно. Этих детей нужно терпеливо учить приемам запоминания.
Возрастной особенностью младших школьников является недостаточно развитая воля: младший школьник еще не обладает большим опытом борьбы за намеченную цель, он может опустить руки при неудаче, поэтому дети в этом возрасте особо нуждаются в поддержке взрослых и их одобрении.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.