Уход за ротовой полостью малыша. Оптимальные условия для развития ребенка
Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.
Время открытий
Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.
На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.
Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.
Маленький человек
Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.
Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.
Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.
Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.
Творческий подход - залог счастья
С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.
Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.
Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.
Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.
От забав к учебе - один шаг
Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.
Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.
Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.
Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.
Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.
Учимся ходить
Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.
Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.
Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.
Расширяем меню
Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.
Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).
После каждого кормления следует давать грудное молоко.
Режим дня
Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.
Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.
В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.
Покоряем новые трудности
Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.
Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.
Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.
Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.
Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью
Физические показатели и навыки
При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).
Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.
Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.
Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.
Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.
Сводная таблица с навыками
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития | Что происходит? |
Двигательная активность | Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка. |
Действия с предметами | Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.) |
Навыки | Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть. |
Эмоции | Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др. |
Понимание речи | Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других. |
Самостоятельная речь | Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким. |
Интеллект | Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм. |
Формирование мелкой моторики
Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.
Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша
К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:
- развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
- формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.
Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.
Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.
Развитие психики ребенка
В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.
Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».
- Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
- Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.
Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.
Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.
Формирование социальных навыков
Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.
Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время
Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.
Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.
У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )
- может сидеть самостоятельно;
- из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
- выполнять просьбы взрослых;
- действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
- выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
- по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
- может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
- эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.
К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет.
Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.
Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают,подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.
Психическое развитие
Ребенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее.
Мелкая моторика и игра. Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами – захват «пинцетом». (Вспомним, что ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев.) Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты (рис. 28). Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами «7 месяцев» и «8 месяцев» малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8‑10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.
Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью.
Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.
Купить игрушки. Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т. е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2‑3‑4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.
Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9‑12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.
Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.
Понимание речи. Если вы обучили ребенка (см. этап «8 месяцев»), то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек‑ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.
Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два‑три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по‑настоящему понимать речь.
Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов – машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.
Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.
На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.
Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т. д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных» (см. этап «8 месяцев»), то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав‑ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав‑ав», – а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му‑у».
Речевое развитие
Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.
Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.
Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.
Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма‑ма», «ба‑ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.
Игра‑упражнение
Когда ребенок говорит «ба‑ба‑ба» или «па‑па», то, повторяя за ним «ба‑ба» или «па‑па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т. д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. этап «7 месяцев») и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма‑ма», «ба‑ба», «па‑па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.
Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.
Внимание! Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.
Смотрите так же:
Razvitie_rebenka_v_9_mesjacev.txt · Последние изменения: 2012/11/14 11:24 (внешнее изменение)
Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.
Что умеет делать девятимесячный малыш
Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.
Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!
Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:
- Кроха хорошо ползает , причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
- Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
- Кроха встает у опоры;
- В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>
В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.
Игровые навыки малыша
Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:
- сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
- играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
- играть в «ладушки» (хлопать);
- приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
- самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
- листать толстые картонные страницы детских книжек;
- по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
- играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
- собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
- кидать различные предметы;
В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:
- малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.
Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.
- в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.
Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.
Эмоции, которые испытывает малыш
В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. >>>
Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.
В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:
- Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
- Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя >>>
- Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>
- Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
- Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается ?>>>
Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.
Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.
Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.
В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.
Речь крошки в девятимесячном возрасте
К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.
Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.
Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.
Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.
Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:
Если малыш появился на свет раньше срока
Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.
Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.
На что следует обратить внимание
Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:
- малыш не умеет садиться или сидеть;
- апатичен, мало и неохотно двигается;
- не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.
В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.
Все предыдущие недели ваш малыш ерзал, дрыгал ножками-ручками и извивался. А сегодня он уже практически готов к тому, чтобы шагнуть вперед. Не в буквальном смысле, конечно (раньше 8-ми месяцев первых шагов ждать не нужно). Но вот подготовка к этому счастливому моменту в самом разгаре.
Если поставить карапуза на ножки (при вашей поддержке, естественно), то можно заметить, что ребенок уже гораздо сильнее, чем неделю назад, он уже опирается на них .
Итак, что умеет кроха на 9-й неделе, и что важно помнить маме в этот период?
Рост, вес, аппетит, сон, стул девятинедельного ребенка
- Сон малыша
Спим пока еще много — 17-18 часов в сутки. Спать непрерывно в течение ночи в этом возрасте сможет не каждый малыш, поэтому пока приходится только мечтать о «выспаться». Чтобы приблизить этот момент, следует правилам хорошего сна следовать уже с «пеленок». - Режим дня
Для вашей девяимесячной крохи он должен выглядеть определенным образом
- 8-8.30 — пробуждение, необходимый утренний туалет и завтрак.
- До 9.30 — бодрствуем.
- 9.30-11.30 — спим на свежем воздухе.
- В 11.30 — кушаем.
- 11.30-12.30 — играем с мамой.
- 12.30-15.00 — снова спим на свежем воздухе.
- В 15.00 — кушаем.
- 16.00-16.30 — играем с мамой.
- 16.30-18.30 — спим на свежем воздухе.
- В 19.30 — ужин.
- 18.30-20.30 — снова спим.
- В 20.00 — купаемся.
- 20.30-8.00 — время ночного сна.
- В 22.00 — кушаем.
- В 1.30 — дополнительное кормление (при необходимости).
- Вес на девятой неделе
4900-5000 г, прибавка — около 200 г за прошедшую неделю. - Рост
58-59 см, прибавка за неделю — менее 1 см. - Стул
Норма для этого возраста — кашицеобразный, без комочков, с желтым оттенком и кисловатым запахом. Ненормальным считается твердый стул. Что касается вопроса «а сколько раз в день…», тут все индивидуально. Один малыш ходит после каждого кормления, другой — раз в 2 дня (что не является отклонением). - Кормление
В этом возрасте кроха съедает 800-900 г/сутки (1 порция — около 130-150 г). Количество кормлений — 6-7 р/сутки. Средний интервал — около 3,5 часов.
Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в девять недель от рождения?
В первую очередь, на этой неделе ваша кроха характеризуется высокой активностью и непоседливостью (даже во сне). Спинка выгибается, ручки-ножки непроизвольно взлетают, ребенок начинает ощущать себя в этом мире.
Достижения девятинедельной крохи (что он может)
- В положении «на пузике» пытается поднять головку и держит ее около 15 секунд.
- Реагирует на яркие предметы.
- Поворачивает головку вслед за предметом или на звук.
- Переворачивается из положения «на боку» — на спинку или животик.
- Позволяет подтянуть себя в сидячее положение или в положение «стоя».
- Лежа на пузике, старается опереться руками о поверхность стола (дивана).
- Смотрит направо/налево, лежа на спинке.
- Постоянно строит «моськи» — мимика в этом возрасте самая фантастическая.
- Тянется к игрушке , которая лежит возле него.
- Бьет по игрушке (взять пока не получается).
- Если игрушку вложить крохе в кулачок, крепко сожмет ее и даже потрясет.
- Изучает свои ножки и ручки.
- С удовольствием наблюдает за мамой , которая в заботах и делах кружит по комнате.
- Наблюдает за телевизором — за сменяющимися картинками.
- Изучает играющих рядом детей , домашних питомцев, развевающиеся занавески, источники света.
- Если мама кушает рядом, смотрит на ее рот.
- Изучает мимику родных лиц, с удовольствием прислушивается к голосам, которые уже знает.
- Издает звуки , лопочет, воркует, поет гласные, сам себя слушает.
- Слушает песни , разговоры, голоса с улицы.
- Пытается привлечь звуками внимание мамы.
- Пытается перекатиться с живота на спину или обратно (будьте внимательны, не оставляйте кроху там, где малыш может упасть!).
- Лежа на пузике, отталкивается ножками от поверхности.
Правила ухода за малышом девяти недель: как справиться с возникающими проблемами?
Каким бы «неподвижным» ни казался вам ваш карапуз, категорически запрещено оставлять его одного на поверхности без бортов. Времена, когда вы могли оставить младенца на диване и убежать в ванную, прошли. Грудничку хватит нескольких секунд, чтобы перевернуться и скатиться на пол.
Поэтому с 9-й недели начинайте всерьез задумываться о безопасности ребенка и не оставляйте его одного!
Что еще нужно помнить на этой неделе?
- Правила сна
Приучайте карапуза спать правильно. Придумайте ритуал, который он запомнит, как хорошую традицию — купание, кормление, мамина колыбельная и ночной сон.
Устраняйте все источники яркого света и звука на время ночного сна. Не играйте с крохой во время ночного кормления: покормили — и обратно в кроватку.Приучайте чадо засыпать самостоятельно, без укачиваний и долгих игр!
- Головка малыша потеет
Эта проблема встречается довольно часто. Причины — недостаток витамина Д, эндокринные проблемы или банальный перегрев.Обратите внимание, и, при необходимости, проконсультируйтесь у педиатра.
-
Они могут как покрывать всю макушку чада, так и присутствовать в качестве отдельных участков.
Лечения эти корочки не требуют. Их осторожно и деликатно снимают детской мягкой щеткой после ванны и размягчения (например, вазелином). - Родничок
Сроки закрытия родничков следующие: малый — к 2-м месяцам, большой — трех 3 до 24 месяцев.
Более короткий или длинный срок закрытия проблемой не считается. А вот к доктору есть смысл обратиться, если родничок запавший (наблюдается при повышенной температуре, обезвоживании) либо выпирающий (внутричерепное давление).Самолечение недопустимо!
- Боремся с запорами
Все мамы проходят через детские запоры в этом юном возрасте деток. Если запоры не являются нормой и приносят дискомфорт крохе, значит, пора корректировать питание мамы, делать малышу массаж животика (прим. только по часовой стрелке ), выкладывать чадо на животик максимально часто, давать слабительные чаи (Плантекс, например).В крайнем случае, используйте газоотводную трубочку — часто достаточно ее ввести на 1,5 см, предварительно смазав кремом, и проблема решена.
- Жидкий стул
В этом возрасте стул сам по себе еще не отличается особой оформленностью (просто кашица). Поэтому важно отличать жидкий стул от нормального.В случае, если стул пенится, имеет примеси (комочки, кровь, слизь), меняет цвет на зеленый и отличается неприятным запахом, обращайтесь к врачу!
В остальных случаях переживать нет причины.
На заметку мамам: стул искусственника более жидкий, темный и специфически пахнущий — это норма. Но вот комочки в стуле должны стать поводом для пересмотра выбора смеси. - Дефицит витамина Д
Первые признаки рахита у многих крох проявляются как раз в этом возрасте (потливость, лысеющий затылок, увеличение числа мочеиспусканий, возбудимость).Будьте внимательны и своевременно консультируйтесь у педиатра!
- Отказываемся от пеленок Самое время — сменить их на ползунки, если вы этого еще не сделали.
Не укутывайте свое чадо. Ведь даже при комнатной температуре в 21-22 градуса посреди зимы достаточно одних ползунков (шерстяные носки ни к чему). При укутываниях малыш начинает потеть, перегревается и после легко простужается от обычного сквозняка.
Лучшие игры для развития малыша в девять недель
Ваше чадо сейчас развивается стремительными темпами.
Как играть с девятинедельным ребенком, и что необходимо для его развития в этом возрасте?
- Смена впечатлений
Сейчас для развития вашему малышу нужна смена впечатлений. От однообразия он быстро устает и теряет интерес даже к самым ярким игрушкам. Дайте ему разнообразие: новые игрушки и картинки, новые запахи, предметы, звуки.И не забудьте, что малыш еще не способен рассмотреть предмет в отдалении от себя. Потому не поленитесь лишний раз поднести игрушки ближе, чтобы кроха могла их рассмотреть.
Если игрушки висят на «карусельке» или над кроваткой, регулярно меняйте их.
Передвигаясь по квартире, носите младенца с собой в люльке или коляске. Пусть он «путешествует» и набирается новых впечатлений. - Открываем ножки и ручки
Сейчас самое время — помочь крохе их заметить, ощупать, почувствовать. Не сковывайте чадо пеленками, а оставьте ему возможность чувствовать свои пяточки и ладошки. - Учимся хватать игрушку
Пока еще кроха не может схватить игрушку самостоятельно, и мамина задача — помочь освоить эту науку. Чаще вкладывайте в ладошку младенцу погремушки, колечки и другие игрушки (желательно, разных размеров, цветов и фактуры), пусть учится «держать».
Вешайте игрушки перед малышом (в пределах досягаемости), чтобы у него был стимул тянуться к ним, тем самым тренируя свои мышцы (только позаботьтесь о безопасности — никаких лишних деталей и длинных веревочек). - Развиваем слух
Постоянно разговаривайте с крохой. Развивайте его слух не только с помощью колыбельных, песенок-потешек и комментирования каждого своего действия. Включайте чаду пение птиц, классическую музыку, звуки леса и океана и пр.
Если карапуз пытается привлечь вас воркованием или другими звуками, обязательно реагируйте. Он должен знать, что вы его слышите. - Учимся подтягиваться
Эту игру любят все малыши. Из положения «полулежа» — в положение «сидя», из положения «сидя» — к положению «стоя». Пока еще управлять своим телом крохе тяжело, но упорные тренировки обязательно принесут результат. - Массаж
Не обязательно нанимать массажиста. Массаж нужен теплый, легкий и нежный, и лучше мамиными ладонями, с помощью шариков или гладких палочек. - Тактильные ощущения
Будет полезно также выкладывать грудничка на поверхности с разными текстурами — гладкую клеенку, фланелевую пеленку, шерстяное покрывало и пр. Чем больше тактильных новых ощущений, тем лучше. - Изучаем мимику
Малыш в 9 недель особенно тщательно изучает мамино лицо и его изменения. Чаще наклоняйтесь к крохе, пусть изучает ваше лицо.
А общаясь с ребенком, четко и медленно проговаривайте фразы — с разной интонацией, в разной громкости. - Игры
На все игры — не более 25 минут. После малыш начинает утомляться.
Игры выбирайте традиционные: например, «сороку-ворону», которая варила кашку.
Периодически доставайте колокольчик и звоните им из разных мест, пусть малыш ищет, откуда идет звук.