Внеклассное мероприятие для начальных классов "именины осенины". Осенины Осенины в нач школе
Внеклассное мероприятие
«Осенины»
Цель : привить детям любовь к русскому народному творчеству;
Познакомить с русскими народными праздниками, традициями;
Развивать устную речь учащихся.
Проводится для учащихся1-4 классов с приглашением родителей.
Зал украшен плакатами, картинами русских художников. запечатлевших осеннюю природу, осенние листья. Стол с дарами осени.
Оборудование : музыкальное сопровождение, предметы для проведения игр.
Ход праздника .
Звучит мелодия. Входит осень в сарафане, на голове венок из листьев.
Несу я урожаи,
Поля я убираю
Птиц к югу отправляю,
деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Я- (осень)
Осень : здравствуйте гости дорогие. Здравствуйте ребята!
Какой сегодня праздник будем чествовать?
Расскажем мы вам сегодня о русских традициях празднования Дня урожая. О том, как отмечали его наши прабабушки и прадедушки.
Дети читают стихи:
1.Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мене твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса.
2.Осень, роща золотая!
Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками гуси откликаются,
С дальним озером,
С полями до весны прощаются.
3.И в лесу не слышно смеха.
Песенка оборвана.
Замолчало наше эхо- звонкое, задорное!
Все дорожки заметает, тропки над полянами
Осень- роща золотая с листьями багряными!
Осень: - Шла я к вам не день и не два. Долог был мой путь с Крайнего Севера. Явилась я в ваши края хозяйкой и сразу же принялась за работу. Недаром про меня говорят:
Осень- изменений восемь.
Сможете ли вы назвать восемь осенних изменений в природе?
1. От каждого класса приглашаются по 1 участнику: по очереди назвать осенние изменения в природе.
Ребята, я пришла к вам со своими помощниками- осенними месяцами:
Какой первый осенний месяц? (заходит сентябрь- ученик 3 класса)
Сентябрь: сентябрь – от слова сэптебр. (Седьмой.) В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем. Древнерусские названия сентября- вересень», «хмурень». «ревун», «желтень»
А почему меня называли «хмурень» и «ревун»? (за хмурое небо, ветреную погоду, дожди)
А «желтень»? (по цвету растений в это время)
А какие пословицы вы про меня знаете?
Конкурс пословиц про сентябрь.
Девушки в русском сарафане:
15 сентября по народному календарю «Семён - летопроводец». В этот день говорили так: « Семин день - семена долой: Каждая хозяйка до этого дня должна собрать все созревшие семена с грядок до следующей весны. Кто запоздает с этой работой - может остаться на следующий год без семян, потому, что они опадут с растений или начнут гнить.
2 девочка: В период с 15 до 22 сентября наступало «бабье лето». В это время закончены все основные работы на полях, и начинаются работы по дому.
В эти дни был обычай хоронить мух, тараканов, блох, надоевших за лето.. делали из моркови, репы, брюквы маленькие гробики. Складывали в них мух и закапывали с такими словами:
Мухи, вы мухи, комаровы подруги,
Пора умирать. Муха муху ешь, а последняя, себя съешь.
Игра «Ловля мух»: от каждого класса по 2 участника- «мухи», и 1 ведущая- «девушка». Задача «девушки» за 1 мин. поймать как можно больше мух. Затем роли меняются. Игра проходит под подвижную музыку.
Осень : Стоит лепёшка на одной ножке,
Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. Что это?
Стих: « Рыжик»
Осень : 27 сентября в народе отмечается праздник «Воздвижение». С этого дня в огороде убирают последние овощи, какие?
В народе говорят: «Воздвижения жди, да репку рви»
Сценка «Что нам осень принесёт?»-2 класс
1 девочка:
Однажды хозяйка с огорода пришла
Хозяйка в корзине домой принесла…
(Из большой корзины выглядывают овощи и загадывают загадки)
1.Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная (…)?
2.Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одежек
И все без застёжек
3.Заставлю плакать всех вокруг
Хоть я и не драчун, а (…)
4.Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (…..)
5.Лежит урода посреди огорода,
На всех зла,
А всем мила. (…..)
6.Лежит Егор под межой,
Накрыт зелёною фатой.
7.Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Кругла, румяна, сладка на вкус,
Узнали вы? Я (……)
8.Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (…….)
Инсценировка песни «Что нам осень принесёт?»
Осень: Уж падают желтые листья,
Уж воздух остыл и свежей, на землю спускается вечер
Всё раньше, с днём каждым темней.
О каком месяце загадка?
Выходит октябрь.
Октябрь- от слова октобер (восьмой)- в Древнем риме октябрь был восьмым месяцем.
Октябрь в народе называют листопадником, листобоем.
Другое название – грязник, хлебник, капустник.
Догадайтесь, ребята, почему такие названия носил октябрь у русского народа?
Грязник- потому, что часто шли дожди и размывали дороги.
(Знать осень в октябре по грязи.)
Хлебник- собрали весь урожай с полей.
Капустник -рубили капусту на засолку: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь –капустой»
1 мальчик:
Вот и подошло 8 октября – время убирать с огорода капусту. Этот день в народе называется Сергей- капустник. После уборки капусты её старались быстрее засолить, пока не задрябла. Это была работа для всей семьи, каждый старался принять в ней участие- от мала до велика. А чтобы капуста не перекисла. Клали в неё осиновое полешко.
Конкурс- эстафета: приглашаются от каждого класса дети и родители. За 5 минут надо нашинковать капусту для засолки.
(1 участник очищает капусту, второй режет, третий трет морковь, четвёртый солит, пятый убирает рабочее место.)
По окончании конкурса работу отмечают аплодисментами.
2 мальчи к: На Руси свято соблюдался обычай, по которому можно было ждать хорошего урожая капусты на следующий год. Самый старший член семьи, бабушка, пекла пирожки с капустой, с первым пирожком бежала на капустную грядку, закапывала его там и приговаривала: «будь густой, а не будь пустой»
Игра: дети делятся на 2 команды по несколько человек в каждой. У каждого участника по пирожку в руке. По очереди участники подбегают к капустной грядке, кладут пирожок и приговаривают: « Будь густой, а не будь пустой ». Потом возвращаются к своей команде. (пирожки можно постряпать из соленого теста, а капустная грядка- листы капусты, которые остались после предыдущего конкурса.)
Осень: Листик, листик вырезной.
Солнышком окрашенный,
Был зелёный ты весной,
А теперь оранжевый.
Осень: вот и наступает 14 октября. – покров Пресвятой богородицы, один из самых почитаемых праздников на Руси. Существуют приметы погоды, связанные с этим днём.
Каков Покров- такова и зима.
Если суббота перед покровом наголе, так до 8 ноября снега не будет.
На покров до обеда- осень, после обеда- зима.
В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается.
3 мальчик : с этого дня начинали утеплять дома. Мужицкая работа- задолго до Покрова привести мох с болота, высушить его, приготовить для утепления избы. А потом со словами: «батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина добром», начинали заделывать щели.
3 девочка : на Покров, когда все работы закончены, в амбарах лежал обмолоченный хлеб, а в погребах – заготовленные овощи, варенья и соленья, начиналась на деревне пора свадеб. Белое одеяние земли на Покров напоминает белый наряд невесты. Если снежок выпал на Покров, то просватанную девушку ждёт счастье, отступит от её порога нечистая сила.
Частушки.- 4 Потешки «Уля и Филя», « Тит, иди молотить»- 1 класс.
Осень:
Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла.
Здесь синички снуют
И галдя его клюют.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Конкурс стихов про осень.
Песня « То берёзка, то рябина»-3 класс.
На этом наш праздник заканчивается. Осень приглашает всех на чаепитие.
ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.
Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”
_________: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета.
________: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.
_________: 2 классы исполнят песню “ой сад во дворе”
_________: Второй раз осенины справляли 21 сентября. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.
_________: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.
ЗАКЛИЧКИ 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б.
Входит Осень под первый куплет “ Песня про осень”
ОСЕНЬ:
Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождя вам не надо?
Песня «Тучи в небе кружатся, что ни день то лужица» 3 а класс.
Осень: В году сколько месяцев?
Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли мои - осенние месяцы
СЕНТЯБРЬ:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ:
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ:
Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.
Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. Это будет наш огород. (кладет в огород кочаны – газета свернутая в шары) . А в огороде капуста растет.
(Стук в дверь).
_________ : Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).
_________: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!
ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).
__________: По-моему, Вы что-то потеряли.
ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.
__________: Уж не эта ли капуста?
ПУГАЛО: Она самая…
__________: Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.
ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).
Ну вот, сторож есть, теперь осталось выбрать игроков и начнем игру.
ИГРА “КАПУСТА” ОДИН в огороде рвет, другой в ведра бросает.
Музыка (…)
________:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?
ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)
Овощи (хором)
Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!
Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.
Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!
Смородина
смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!
Подсолнух.
Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.
Картофель.
Я картофель молодой.
Горох. Я горох.
Фасоль. А я фасоль.
Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.
Параскева - пятница покровительница семейного очага. С этого дня наступало время свадеб. Девушки прощались со своей прежней жизнью, с родным батюшкой и родной матушкой. И никто не знал, что их ждет в замужестве.
песня «Вьюн над рекой» 3 б класс.
_________: 14 ноября - Кузьминки , встреча зимы. Кузьминки - по осени поминки. Немало народных примет было связано с этим днем Снег на Кузьминки обещает большой разлив. Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным.Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами. Очень просто:Кузьма да Демьян куют лед на земле и на водах
песня «Во кузнеце» 4 а класс.
__________: 22 ноября - с зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. Пролетела осень закончилась ее пора.
4б класс частушки про осень .
________: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.
________: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.
________: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.
ОСЕНЬ: С удовольствием!
осеннего праздника для 1-4 классов
«ОСЕНИНЫ»
Хозяйка: Здравствуйте, гости званные и желанные.
Хозяин: Добрый день. Гость на гость - хозяину радость.
Хозяйка: Просим в избу: красному гостю- красное место. Будьте как дома.
Хозяин: Милости просим чайку откушать да нас послушать. Всех приглашаем! Душевно встречаем на наши осенины-посиделки.
Хозяйка: В народном календаре осенью отмечается немало праздников. Пришли они из глубокой старины. Люди прощались с привольным летом, солнечным теплом, радовались собранному урожаю.
Исполняется «Гопак» со словами «Здравствуй осень (2раза), хорошо что ты пришла»
Осень: а вот и я! Привет осенний вам, друзья. Я пришла на праздник к вам петь и веселится. Я хочу со всеми вами здесь крепко подружиться
Хозяин: осень славная пора, любит осень детвора. И морковку, и салат – все поспело для ребят.
(исполняется « Урожайная»- 1кл.)
Хозяева: осень, осень! Погости неделек 8. С громами сильными, с дождями, с ливнями, с обмолоченным снопом и с румяным пирогом
Осень: ну что ж, рожь поспела, берись за дело.
2 б класс. Чье это поле, веселит оно стоя? Иваново поле, веселит оно стоя!
Жнеи молодые, серпы золотые. Весело жали, серпочки мелькали. Жито жнем, в снопы кладем. Жните жнеи не ленитесь, а обжавши нивку - пойте, веселитесь.
(исполняют «Нива, моя, нива»)
ОСЕНЬ: Что посеешь, то и пожнешь, тем и сыт будешь.(Хлеб-соль) Вот он хлебушко душистый. Вот он - теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло берегло
ХОЗЯЕВА: Сноп украшали цветами, несли в дом с песнями, ставили под иконы (действие) ХОЗЯЕВА: Ой, сколько мух налетело, а комаров-то!
ОСЕНЬ: Не волнуйтесь! В наших краях есть потешный обычай: осенью устраивать похороны мух, комаров и прочих домашних насекомых, чтобы они пропали.
2А класс. Знаете, если убьете муху до Семенова-дня-то народится 7 мух, а если после Семенова-дня-то умрет 7 мух.
(исполняют « Сидит комарик на дубочке»)
(действие: гоняют мух, убивают комаров со словами:
Муха по мухе, летите мух хоронить.
Мухи, вы мухи, комаровы подруги. Пора умирать!
Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь.(имитируют похороны- зарывают в землю)
ХОЗЯЕВА: Ну, слава богу, тишина! Ни мух, ни комаров!
ОСЕНЬ: Теперь время в лес за грибами отправляться.
3А класс. (имитируют сбор грибов, выход «деревьев» под музыку.)
Ходим по ельничку, и по березничку, и по сырому дубничку, а грибов не видать
МУХОМОР: Чтобы грибы найти, надо приговор знать.
ДЕТИ: Какой такой приговор?
МУХОМОР: А вы приаукивайте, грибы прислушаются к вашим голосам и выглянут из-за бугорочков.
ДЕТИ: Ау, ау, аукаем, грибочки приаукиваем.
МАЛЬЧИКИ: Ау, ау.
ДЕВОЧКИ: АУ, ау.
ГРИБ-БОРОВИК: Сколько вам грибков?
ДЕТИ: Сколько в бору дубков!
ГРИБ-БОРОВИК: Сколько вам корзинок?
ДЕТИ: Сколько в бору осинок! Ау, ау.
(исполняют «За дубами, за лугами», «Гриб –грибовой »).
ГРИБ-БОРОВИК: Эй, Мухомор, погляди на небо - журавли летят, журавли летят, на всю Русь кричат:
ДЕТИ: га-га-га, га-га-га, не догнать нас никогда.(уходят под мелодию вступления «Журавушка»)
ВСЕ ДЕТИ исполняют «Журавушка» танец Журавушки.
4Б класс. Осенние хороводы именовались в народе бабьим летом. Они рассказывали о семейной жизни, и не только развлекали игрой, но и поучали молодежь, которая готовилась к свадьбам
исполняют «В хороводе были мы»
ОСЕНЬ: Дни становятся короче, погода уже не располагает к прогулкам. Наступают осенние вечеринки – капустницы - это праздник для ребят девиц.
ХОЗЯЕВА: Эй, кумушки-подруженьки мои! Приходите поработать у меня. Подсобите мне капусту порубить, подсобите-ка ее мне усолить. Мойте рученьки свои белые, Да берите кочаны спелые. Кто пироги любит есть - для того здесь работушка есть. Тебе - кочаны носить, тебе -их резать, тебе- солить, тебе- их мять, да в бочку толкать.
ПАРНИ: Иди, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки, да русские забавы- прибаутки.
КАПУСТА: Уродилась я на славу! Голова бела, кудрява! Из капусты варят щи, а какие вкусные пироги капустные! А ребята шалунишки любят кочерышки!
1 ДЕВУШКА: Шла я как-то в огород. Глянь, капуста сохнет. Взяла капусту я за хвост, бросила ее под мост- пусть капуста мокнет
2 ДЕВУШКА: Шла я как-то в огород. Глянь, капуста мокнет. Взяла капусту я за хвост, бросила ее под мост, пусть капуста сохнет.
ПАРНИ: Ну вот, пока прибаутка сказывалась, дело делалось. Заводите-ка, красны - девицы, частушки про капусту.
ЧАСТУШКИ:
1. Во саду ли в огороде, наш Данил ворон считал. И кому какое дело, кто капусту убирал.
2. Ходит Таня между гряд, выбирает все подряд. Где капуста, где сорняк, не поймет она никак.
3. Братец мой по кухне рыщет, он вилок капусты ищет. Ну а мне-то что за дело? Я давно его уж съела.
4.Можем мы капусту квасить, от безделья не грустим. Приходите все к нам в гости -мы капустой угостим.
ХОЗЯЙКА: С Покрова начинались ярмарки. Именно они подводили итог года- сбор урожая.
ХОЗЯИН: Ярмарка- это не только торговля. Это праздник музыки, мастерства, балаганов, фокусников, каруселей.
ОСЕНЬ: Обычно народ собирался на ярмарку не за товаром, а за весельем- на народ посмотреть и себя показать.
ЗАЗЫВАЛА: Граждане, гражданки!
Чернавки и белянки!
С косами и без
Спешите на ярмарку чудес!
2 ЗАЗЫВАЛА: Иваны, Валерки,
Антоны, Гаврилы,
Сергеи, Данилы
С веснушками, без спешите на ярмарку чудес!
ВМЕСТЕ: Всех на ярмарку зовем, чудеса здесь продаем!
ФОМА: Здорово, Ерема!
ЕРЕМА: Здорово, Фома!
ФОМА: Как у вас Ерема, поживают?
ЕРЕМА: На свиней куртки надевают. Свиньи зерна клюют, никому не дают!
ФОМА: Да это же куры и петухи!
ЕРЕМА: В кошелек тебе трухи!
Куры наши живут под водой, питаются тиной одной.
ФОМА: Да это же ерши!
ЕРЕМА: За ушами почеши!
Ерши живут у нас в хлеву, мычат по утрам «му»
ФОМА: Зачем Ерема, на ярмарку пришел?
ЕРЕМА: Да вот 2 облака нашел, продаю облака.
ФОМА: Почем?
ЕРЕМА: 2 башмака!
ФОМА: Ну, удачной торговли, пока!
ЕРЕМА: Постой! А ты зачем здесь Фома?
ФОМА: Покупаю для Еремы ума!
(исполняют «Где был Иванушка?»)
ОСЕНЬ: Ну, что ж. Наступило время прощаться. Ведь осень- перемен 8.
Дождь пройдет, все луночки зальет, а снег пройдет, все дороги заметет.
Сценарий праздника «Осенины- осени именины»
в начальной школе
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины!
Добро пожаловать гости званые и желанные! Милости просим на осенины. Всех приглашаем, душевно встречаем!
Песня « В сентябре»
Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.
Быстро лето улетело Перелётной птицей вдаль Осень чудно расстелила Увядающую шаль!
В шелесте да в шорохе Наш осенний сад. На дорожке пестрые Листики лежат.
Вмиг заворожила взоры Огневой своей листвой, Колоском, созревшим в поле, Пожелтевшею травой.
Одарила гостья – осень Урожаями плодов, Моросящими дождями, Кузовком лесных грибов.
Так давайте славить осень Песней, пляской и игрой Будут радостными встречи, Осень, это праздник твой!
Звучит торжественная музыка. Входит Осень
Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!
Пора начать праздник! А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!
Здравствуй, красавица, Осень!
Осень: Что за праздник у вас в школе?
Дети: Осенины – осени именины.
Осень: А кто месяцы осенние мне назовёт?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень: Проходит быстро месяц, За днями дни летят, Природа постепенно Меняет свой наряд. Забот и дел немало, Есть дочки у меня, И каждую помощницу Зову на помощь я. Познакомиться, друзья, Вы хотите с ними?
Дети: Да!
(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).
Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка, Паутинка – серебринка Листья крашу в яркий цвет, Лучше красок в мире нет. Поспевать велю плодам, Урожай хороший дам
Над лугами рассвело,
Спрятались туманы.
Ну а солнце тут как тут:
Припекает грядки,
Смотрит, как плоды растут,
Всё ли здесь в порядке…
Я, друзья, недаром гордый:
Сверху я зелёный, твёрдый,
Но зато внутри - веселей зари.
Не разбейте ненароком –
Брызну красным сладким соком!
Ну а я, кочан капустный,
Необыкновенно вкусный.
Я с макушки побелел,
Я уже вполне поспел.
Хоть варите, хоть солите,
Поступайте, как хотите
Я хрустящ и свеж –
Режь ножом и ешь!
Мы нарядны и стройны
И, конечно, всем нужны…
Всем мы дороги и любы.
Поострее были б зубы.
Нет, не всяким едокам
Мы, морковки. По зубам!
Не морковь я,
Нет, я злюка!
Стоит вам отведать лука –
Слёзы потекут рекой,
Я на грядке самый злой!
Я превосходный огурец –
Зелёный, крупный, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на этой грядке!
А что вы скажете о ней?
Не правда ли, дурнушка?
А хвост? Мышиного длинней!
Ни дать, ни взять –петрушка!
Я не занёсся высоко,
Я нос не задираю…
Вы думаете. Мне легко
Кормить воронью стаю?
Вороны надо мной снуют,
Клюют без передышки…
А где же семечки возьмут
Вот эти ребятишки?
Игра «Прогони ворон» От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки.
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Песня «Урожай собирай»
Осень: Ребята, а каком овоще даже придумали сказку? (Репка)
Давайте расскажем эту сказку по новому!
Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот. Жучка – хвост колечком, Дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед, Он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна. “На зарядку, на зарядку становись!”
Дед:
У меня здоровье крепкое, Посажу-ка лучше репку я.
Лопату берёт, Идёт в огород.
Бабка
А у бабки без зарядки, Слава богу всё в порядке!
Рот разевает сладко зевает
Внучка:
Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.
На лавку садится – Заплетает косицу. (Выходят жучка и кошка)
Жучка:
Поиграем лучше в прятки!
Кошка:
Обойдёмся без зарядки.
Жучка за кошкой, Кошка – в окошко. Выходит мышка В спортивных штанишках, Майка на теле, В лапках гантели.
Мышка:
Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать – Бегемота поднимать!
Бегает, прыгает, Лапками дрыгает.
Дед:
Ох, умаялся с утра… (Уходит)
Бабка:
Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавочку)
Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”
На крылечке снова дед. Видит репу в огороде И себе не верит вроде. Встал он возле репки – Репка выше кепки. Из открытого окна Та же музыка слышна.
Дед:
Эх, бульдозер бы сюда, Без него – совсем беда!
Тянет – потянет – Вытянуть не может.
Дед:
Где ты бабка?
Бабка:
Я сейчас! Ай да репка удалась!
Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – Вытянуть не могут.
Дед:
Как тянуть? С какого боку? Выйди, внучка, на подмогу!
Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.
Внучка:
Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.
Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.
Жучка:
Разбудить придётся кошку. Пусть потрудится немножко!
Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут Вытянуть не могут.
Бабка:
Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка:
Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.
Тут из норки мышка – прыг, Ухватилась за турник.
Мышка:
Чем топтать без толку, грядку – Становитесь на зарядку. Чтоб за дело браться, Надо сил набраться!
Все выходят по порядку, Дружно делают зарядку.
Дед и бабка:
Влево – вправо, влево – вправо – Получается на славу!
Мышка:
Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!
Мышка за кошку, Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут – потянут, Вытянули репку.
Учитель: - К чему призывает сказка?
Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными.
Игра «Дегустатор» Проводит мышка. Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.
Давайте повеселимся и споём осенние частушки!Частушки про осень.
Осень: А вот и моя вторая дочка – встречайте.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!
Песня «Осень словно яркой кистью…»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Танцевальный конкурс (по 2 девочки от класса)
(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..
Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.
Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!
Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.
Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?
Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.
Ведущий: Ну, а теперь все вместе!
Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!
Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?
Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!
Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!
ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют по 2 ребёнка от класса
На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием.
Царица Осень: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб!
Давайте вспомним пословицы о хлебе (по 1 от класса)
Каравай земли и неба на твоём столе.
Ничего главнее нету хлеба на земле.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной!
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
И растёт под небом светлым строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Всем классам раздают караваи.
Ведущий:
Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.
Подведение итогов конкурса «Золотая осень»
День осенних именинников для начальных классов. Сценарий
СЦЕНАРИЙ ДНЯ ИМЕНИННИКА "ОСЕНИНЫ" для начальной школы
Цели: поздравить ребят, рожденных в осенние месяцы; обогащать словарь, способствовать сплочению детского коллектива, учить дружить и уметь приходить друг другу на помощь, развивать творческие способности каждого ребенка.
Подготовка: на доске путеводитель по стране "Осенина" Красочные листочки с названиями остановок в пути, фишки для проведения разноцветной викторины.
Ход праздника:
Звучит завораживающая мелодия, появляется Тетушка Осенина.Тетушка Осенина:
Здравствуйте, мои дорогие ребята.
Ленты жёлтые березе
Осень подарила в косы
Под опавшие листочки
Спрятала в лесу грибочки.
Травы в поле засушила,
Дождиком асфальт отмыла,
Проводила птичьи стаи...
Здравствуй, Осень ЗОЛОТАЯ!
Заканчиваются осенние денечки и мне очень хочется поднять вам сегодня настроение и пригласить в путешествие по моей стране "Осенине".А путешествовать предлагаю на поезде, в голубых вагончиках.
Звучит мелодия Шаинского, все дети встают в круг, друг за другом, поют песню "Голубой вагон"
Тетушка Осенина: А главными проводниками нашего поезда будут сегодня наши осенние именинники. Итак, остановка "Листопад".
Ребята, а какие цвета сопровождают время года осень? (Красный, желтый, зеленый)
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой-
Как хорош, ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул,
Надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной!
Конечно, все листья на деревьях становятся красные, желтые, зеленые. А что еще, кроме листьев, бывает такого же цвета?
Проведем разноцветную викторину викторину "Красный, желтый, зеленый".
Дети делятся на две команды: 1-я -именинники, 2-я- остальные дети.Участники тянут наугад цветную фишку с номером вопроса. правильный ответ стоит 5 баллов. ответ с подсказкой-3 балла.Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
Красный цвет:
1.Острое вирусное заболевание.(Краснуха)
2.На гербе этой страны есть лента с надписью:"От моря до моря", то же символизируют и две красные полоски на флаге. Назовите страну.(Канада)
3.Этот автор написал сказку про девочку, имя которой напоминает о головном уборе. (Ш.Перро)
4.Эта планета покровительствует докторам и поварам.(Марс)
5.Ее называли Троицкой, Пожар, Торговой. А как называют сейчас? (Красная площадь)
Желтый цвет:
1.Это писатель написал о зеленом, который проглотил желтое.(К.Чуковский)
2.Кольца этих цветов расположены в нижнем ряду олимпийской эмблемы. (Желтый, зеленый)
3.Желтое море принадлежит водам этого океана. (Тихий океан)
4.Периодическая печать, которая публикует скандальные сообщения(Желтая пресса)
Зелёный цвет:
1.Настроение зеленого цвета (Зеленая тоска)
2.У этого животного жир зелёного цвета.(Крокодил)
3.Она сыграла роль черепахи Тортиллы. (Рина Зелёная)
4.Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной его ветви покрываются мягкими зелеными иголочками.(Лиственница)
Подводятся итоги, называется команда победителей.Звучит музыкальная заставка. Дети встаю в круг, под музыку двигаются по кругу.
Тетушка Осенина:
Теперь пусть наши проводники поработают.
Именинники выбирают по 1 воздушному шарику, в которые положены заранее записки со всевозможными заданиями.Например, прочесть стихотворение об осени, сплясать, назвать все три осенних месяца, прокукарекать песенку "Скворушка прощается", пропрыгать на одной ножке, отгадать загадку.Тетушка Осенина прокалывает шары именинника, они по очереди выполняют каждый свое задание.
Звучит музыкальная заставка, дети едут в вагончиках дальше.
Тетушка Осенина:
Остановка "Музыкальная". На этой станции мы нашим именинникам посвящаем музыкальную программу.
Выходят дети, одетые в костюмы овощей.Звучат осенние частушки:
1.
Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки,
Что растут на грядке.
2.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка и горох,
Белая капуста.
3.
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем!
4.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождя не взмокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Конечно же, я свекла.
5.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Это же капуста!
6.
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
7.
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз, он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
8.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Соберем горох в роток,
Иль насыпем в кузовок.
9.
Во саду ли, в огороде
Пели вам частушки,
Очень просим извинить
Коль устали ушки.
Под музыкальную заставку дети идут по кругу.
Тетушка Осенина: Остановка "Загадочная"
Именинники(заранее подготовили) загадывают загадки остальным ребятам на тему осени, награждая победителей призами "Дары осени"(овощи, фрукты, ягоды)
1.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?(октябрь)
2.
Когда бывает это
Коротенькое лето?-
Его мы ожидаем,
И бабьим называем?(сентябрь)
3.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю намочило.(дождь)
4.
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Тетушка Осенина:
Следущая наша станция "Поздравительная"
Именинников поздравляют родители и дети, вручают подарки
Пожелания:
1
Мы тебе на день рожденья
Подарим три розочки.
Пусть твои глаза от счастья
Светятся, как звездочки.
2
Мы тебе желаем жизни
Будто в высшем свете.
И для этого открыть
Сайт свой в Интернете.
3
По реке плывут калоши
По четыре штуки в ряд.
Пусть тебе все гороскопы
Только радости сулят.
4
и отличная хозяйка
И прекрасная душа-
Именинница то наша
До чего же хороша!
5
Ты мальчишек покорила
Красотой и добротой
А еще нас озарила
Своей щедрою душой.
Тетушка Осенина:
И последняя станция "Сладкоежка". Чаепитие.