Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 №Рябинка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников
Составитель: Бычкова Маргарита Юрьевна,
воспитатель
Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Работа по патриотическому воспитанию проводится не только со всей группой, но и индивидуально и в малых группах. Конечная цель работы по патриотическому воспитанию в коллективе – воспитание личности каждого ребенка. Именно данной цели подчиняется вся система патриотического воспитания. Создание в группе сплоченного коллектива - это не самоцель, а всего лишь самый эффективный путь формирования личности.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей патриотических качеств особую роль сыграли основоположники педагогики П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссо, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др.
Основными формами патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, музейные уроки, игры-путешествия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы не только в том, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, его историей и сегодняшним днем, но и тем, что на основе возникающих в результате проведения таких прогулок и походов у ребят впоследствии легче формируются знания об области и стране .
Одной из основных форм патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы такие занятия сподвигли детей на повышенную мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, применение ТСО и сети интернет. На таких занятиях дети приучаются анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, в какой-то степени они уже учатся добывать знания самостоятельно. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Лучше всего занятия и беседы проводить в «Краеведческом музее», в зале, который конкретно соответствует теме занятия, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками, попробовать, как наши предки использовать их по назначению.
Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по главной улице города, в прошлое города, в лавку булочника и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (работа со старинной утварью, коллажей, изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, роспись своих изделий и др.). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, дает возможность объединить детей групп разного возраста общими чувствами, переживаниями, заботами. Обычно дети старших групп, как правило, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества .
Такие формы работы как экскурсии по городу (пешие и автомобильные), сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо планировать социальное партнерство с музеями. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира, традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. .
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при проведении патриотического воспитания, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:
Ознакомление дошкольников с окружающей природой;
Ознакомления с особенностями своего города, его историей;
Ознакомление с культурой и искусством родного края;
Ознакомление с родной страной.
При патриотическом воспитании невозможно не обратить внимания на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, именно в игре развиваются все познавательные процессы. В воспитании юного патриота необходимо использовать различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Интересными и полезными будут игры, которые разработаны для определённой темы. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф», «Юный экскурсовод». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Любая изученная тема логически завершается творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк» .
Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств (Подласый И.П.).
Нет методов хороших или плохих, ни один из методов воспитания нельзя заранее объявить эффективным или неэффективным без учета условий, в которых он применяется, индивидуальных особенностей воспитанников, особенности их восприятия. Для педагога всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать самый оптимальный, учитывая особенности группы.
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к мероприятиям по ознакомлению с родным городом, особенно с его богатейшей и не всегда светлой историей и достопримечательностями, очень сложным для педагогов оказалось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим в сотрудничестве с нашими социальными партнерами работниками краеведческого музея были разработаны рекомендации по их составлению:
Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом (а еще лучше проводить в музейных залах): фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
Чтобы удерживать внимание детей, активизировать стремление самостоятельно найти материал по данной теме, попробовать о чём-то догадаться самому, нужно почаще во время рассказа обращаться к ним с вопросами, просить делать выводы.
Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала.
Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. Если не обойтись в рассказе без старинных слов и названий не следует использовать более 4-х-5ти в одном занятии. .
Эффективность беседы как метода зависит от предварительной подготовки детей.
Беседа - как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чем есть у воспитанников имеются конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что из содержания нужно уточнить или конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно ввести в занятие загадки, стихотворения. Все это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Беседа используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание знаний, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний .
Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, чтобы детей постоянно в различных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучают к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.
Упражнение предполагает обязательное включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам .
В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания, чаще всего в ежедневном общении воспитателя с воспитанниками. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.
Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы или наоборот, порицания, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять или порицать ребенка, нужно подумать, в какой мере он этого заслуживает. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.
Таким образом, основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.
Гражданско-патриотическое воспитание
Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых являетсягражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.
Цель : прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
Задачи:
изучение истории своего края;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
Формы:
· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений
· поисково-исследовательская работа
· акции
· инсценировки
· уроки мужества
Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.
Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников,
как основное направление идеологической работы
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.
Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.
В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, как урок «Я – минчанин», школьный конкурс “Мой родны кут, як ты мне мілы”, уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ; организация выставок детского творчества.
В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.
Работа классного руководителя
в гражданско-патриотическом воспитании
Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ».
Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.
Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.
Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
Сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.
Развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.
Поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
Участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.
При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.
Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.
Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.
Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.
Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.
В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить
Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.
«Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания»
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем традициям – непременное условие нормального здорового ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село, город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С.Лихачев
Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.
К одним из основных направлений развития воспитания проект относит гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой . В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Элисты и Республики Калмыкия. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
(вопрос аудитории!)
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским (калмыцким) традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематика, которой целесообразно придерживаться педагогу следующая: «Моя семья», «Мой микрорайон (улица)», «Мой детский сад», «Мой город», Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД детей, по некоторым темам – праздники.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются и другие методы:
- Целевые экскурсии
- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
- Беседы с детьми
- Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники)
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т.п.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой (интегрированный подход) (например, «Моё село», «Столица нашей Родины – Москва»).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги такой работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины, Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в ДОО.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:
- Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений села и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории села вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится д/с или живут дети.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, предметов национальной кухонной утвари и т.п.), а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся 1 .
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Различают несколько уровней патриотизма:
- биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
- психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
- Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
- Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями,
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Условия патриотического воспитания
- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству;
- Интеграция содержания образования (проектирование такого
культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)-
тематический блок, тема;
- интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
- результат :
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей;
сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей
Принципы патриотического воспитания:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип культуросообразности . «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Принцип свободы и самостоятельности . Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. Принцип гуманно-творческой направленности . Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.) Принцип интеграции различных видов детской деятельности . Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников
Задачи:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.
Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами средней общеобразовательной школы сегодня. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Как правило, - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека, современного школьника. Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.
Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика сегодня, по данному направлению, расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня
Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. Таким образом, этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, которых, данная проблема касается и должна касаться первостепенно! Сегодня, данная программа призвана неким образом способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;
2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.
В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен:
Муниципальное образовательное учреждение - средняя школа № 12 города Альметьевск РТ ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско-патриотического воспитания: это и творческие отчёты ТОСМС; смотры художественной самодеятельности, где наша школа вновь будет представлять программу "65 лет победы в Великой Отечественной войне".
В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов, и стенд, посвящённый воинам - интернационалистам: воинам войны в Афганистане и Чечне "Помним всех поимённо":
В память о погибших, наша школа в 1996 году ввела традицию: в рамках гражданско-патриотического воспитания детей и подростков организовала фестиваль солдатской афганской песни имени воина-афганца нашего города Андрея Чуйкова, трагически погибшего уже в мирное время. Разработав положение, фестиваль начал жить, расти, и в феврале 2009 года состоялся XII фестиваль афганской песни. Андрей всегда мечтал о создании фестиваля солдатской афганской песни в своём родном городе - городе Альметьевск, и мы осуществили его мечту. На мой взгляд, результатом нашей внеклассной работы, деятельности по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения и стал этот фестиваль! Ежегодно на вечер приглашаются воины-афганцы, родители погибших сыновей, представители военно-патриотических клубов, администрация, коллектив школы, родители учащихся, средства массовой информации (корреспонденты городских газет и городская телекомпания "Луч"). Юбилейный X фестиваль солдатской афганской песни, который мы провели в 2007 году, был построен из лучших песен предыдущих девяти лет. Песен, которые занимали только призовые места. Каждая спетая песня была пронизана теплотой, добром и уважением к своим землякам. Сегодня фестиваль солдатской афганской песни стал для нашей школы уже традицией. За 12 лет фестиваля имени Андрея Чуйкова нашими учащимися было исполнено более двухсот двадцати песен. Никому не секрет: афганская война унесла жизни 213 ребят из нашей республики. И таким добрым делом мы посвятили каждому погибшему - песню. Фестиваль получил хорошую поддержку Общества Воинов Войны в Афганистане, военно-патриотического клуба "Память", с которыми мы сотрудничаем уже более 10 лет, и итогом совместной, плодотворной работы явилось уже XII фестивалей афганской песни имени Андрея Чуйкова. Результатом сплочённой работы объединения "Память" со многими учреждениями, - стало её 15-летие - в декабре 2007 года.
Афганская и Чеченская война будет ещё долго тревожить сердца. Фестиваль солдатской афганской песни имени Андрея Чуйкова шагнул во второе десятилетие. Проводя подобные фестивали и впредь, мы хотим навсегда увековечить имена ребят, которые не вернулись с той войны, и придать силы тем, кому суждено рассказывать о ней в этой жизни! Альметьевский муниципальный район потерял в тех войнах 23 солдата, многим, из которых не было и двадцати:
В 2007 году мы создали и закрепили за нашими учениками еще одну традицию: Мы взяли на себя большую честь и ответственность - ухаживать за местами захоронения воинов-афганцев, у которых в нашем городе нет родственников. Это могилы Логунова Вячеслава Алексеевича и Демидова Евгения Васильевича.
Ежегодно, 15 февраля учащиеся 7-11 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле памятника воинам Афганцам. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год - знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан. В городе открыт новый памятник воинам афганской и чеченской войны. На мраморной доске обелиска выбиты имена и фамилии 23 погибших ребят из Альметьевского района и города Альметьевск.
Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к 65-ой годовщине снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию к ближнему.
Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с клубом "Мускул" при межшкольном учебном методическом центре по основам военной службы, с которыми мы систематически проводим военно-спортивную игру "Зарница". Совместно с МУМЦ по ОВС, в мае 2007 на базе СОШ № 12 был проведён V фестиваль инсценированной военно-патриотической песни среди учащихся средних общеобразовательных школ Альметьевского муниципального района. Коллектив нашей школы представил инсценировку песни "Саласпилс" и стал победителем в номинации "Лучшее сценическое воплощение".
В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России и Татарстана, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны и республики в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Знамённая группа нашей школы ежегодно принимает участие в городских смотрах знамённых групп, показывая хорошие результаты. Ежегодное участие в смотрах строя и песни подтягивает наших ребят, учит стойкости, терпению, выносливости.
Детская Общественная Организация "Пламя", которая работает в нашей школе с 1998 года (Союз Наследников Татарстана) - также ведёт большую работу по данному направлению. Ребята успешно выступают на слётах СНТ, фестивалях в Центре Детского и Юношеского Творчества.
Отечественная история развития детских движений, организаций, объединений имеет богатый опыт: скаутский отряд, пионерская организация, коммунарское объединение, тимуровский отряд, самодеятельный клуб, детский пресс-центр, трудовая бригада, научное общество, ученическая организация, ассоциация и другие. По итогам года 2007 - года Благотворительности в Республике Татарстан - тимуровский отряд нашего образовательного учреждения признан одним из лучших! Сегодня, Детская Общественная Организация "Пламя" средней школы № 12 борется за Звание носить имя Героя Советского Союза - Павлова Григория Родионовича - уроженца Высокогорского района Татарской АССР.
Ребята 1-11 классов, входящие в состав ДОО посещают музеи города Альметьевска, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений.
В память о воинах-интернационалистах в городе был создан музей "Память". Посещая его, наши ребята с каждым годом узнают всё больше, относятся серьёзнее и осмысленнее к подвигам тех ребят, которым не было и двадцати, прошедшим Афган и Чечню:
В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда.
Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.
На разработанной и действующей сегодня Программе патриотического воспитания детей и подростков РФ и РТ нельзя ставить точку: Государству, Правительству, Общественным организациям, образовательным учреждениям нужно продолжать работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь. Серьёзно обратить внимание на СМИ, телевидение. Пропагандировать с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!