Гомосексуализм явление врождённое или приобретённое? Способности ребенка: врожденное или приобретенное
Существует пословица: «Гениями рождаются, а не становятся». Действительно ли это так? Возможно, так называемую гениальность можно развить в себе при помощи труда? Или высокий степень таланта и способностей – это все же врожденное свойство отдельных «избранных» людей, с которыми никогда не сравниться «простой смертный»? Это вечная тема для споров между философами, психологами и другими учеными.
Понятие «гений» в широком смысле охватывает людей с очень высоким уровнем одаренности в искусстве и науках; тех, которые добились успеха в самых разных социальных, политических и коммерческих областях, а также лиц, которые проявляют феноменальные умения и достижения, но пока не добились признания. Согласно научному определению, гениальность является проявлением чрезвычайно высоких способностей и интеллектуального достижения. Поэтому в отношении творчества использование буквального термина «гений» несколько путается в том, что все гениальные произведения, например, неизменно выдающиеся характеристики стандартной хирургической процедуры или постоянное и эффективное решение проблем, не обязательно являются творческими. Напротив, все творческие продукты, такие как новая и ценная вычислительная программа, не обязательно являются гениальным произведением. Тем не менее, гений и творчество могут часто осмысленно пересекаться, особенно в науке.
Существует также общее мнение о том, что творчество и гениальность, состоящие из высокого мастерства и способностей, хотя и не обязательно необычайного интеллекта, могут пересекаться в литературных, музыкальных и художественных областях.
Научные свидетельства убеждения, что гениями рождаются, а не становятся, или что гениальность можно унаследовать, очень скудны, и на самом деле их практически не существует. В дополнение к известному, но ненадежному изучению передачи гениальных способностей от отца к сыну, эксперименты Фрэнсиса Гальтона или другие исследования, основанные на профессиональном наследовании и временном и национальном распределении, дали очень переменные и, по существу, отрицательные результаты.
Важной позитивной причиной для сохранения этой идеи является предоставление гениев должным образом. Отношения между генетической передачей и воздействием окружающей среды, хотя сегодня все более понимаются и разъясняются, в некоторых случаях остаются тайной. Обозначение «гений» является почетным, частично основанным на этой тайне. Вера в то, что кто-то с потенциально очень высокими достижениями «рождается с ними», обозначает нерушимую способность. Никто не несет ответственности за достижения — за исключением косвенно генетического состава родителей — и ни один человек или влияние (за исключением плохого здоровья или травмы) не могут изменить или уменьшить способности. Человек очень одаренный, совершенно особенный и заслуживает высоких наград. С другой стороны, негативная причина для абсолютной генетической убежденности в том, что все люди, которые знают, что они не гении, могут чувствовать себя обделенными.
Несмотря на отсутствие прямых доказательств генетической основы гения или творчества, один фактор заслуживает особого внимания, особенно в отношении науки, — косвенно было установлено, что интеллект обладает сильной генетической передачей. Этот фактор в той или иной форме был важным для творческого достижения во всех отраслях науки. Хотя это только один из когнитивных факторов, и поэтому он не имеет причинно-достаточной связи сам по себе, высокая степень сложности, широта и количество научных знаний, в частности, потребовали для творческого достижения уровня интеллекта значительно выше среднего.
Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?
Что определяет интеллект: генетический фактор или наше окружение? Простой ответ – и то, и то, но обсудим вопрос подробнее. Гены не оказали бы никакого влияния без надлежащего окружения, и наоборот. Оба фактора должны взаимодействовать в процессе развития ребенка. И встает интересный вопрос: как именно они взаимодействуют?
Во многом наши гены устанавливают верхний предел развития. Например, рост. Представим себе двух детей с одним и тем же набором генов (например, однояйцевых близнецов). Одного из них (назовем его Том) в детстве кормили плохо, и он недополучил необходимого количества белков и вырос несколько ниже, чем его брат Майк, который превосходно питался. С другой стороны, если потребности Майка в питательных веществах были удовлетворены, никакие дополнительные порции рыбы и курицы не сделают его выше, поскольку он достиг своего генетического предела. Вместо этого он просто растолстеет. Другой ребенок, Джефф, родители которого передали ему гены с большим потенциалом, но также не могли обеспечить ему нормальное питание, может вырасти такого же роста, как и Майк. Эмигранты, приехавшие из бедных стран в более богатые, часто сталкиваются с тем, что их дети заметно перерастают родителей. Точно так же экономический прогресс в стране может привести к увеличению среднего роста популяции.
Сэм столкнулся с этим эффектом в собственной семье. Его рост ‑ шесть футов один дюйм, что на несколько дюймов выше, чем рост любого человека из поколения его родителей, выросших в дореволюционном Китае. Рост его брата Эда – шесть футов шесть дюймов, он возвышается над всеми ними. О таком росте даже не слышали поколением раньше. Рожденные в Америке, братья являют собой пример влияния развитой страны на рост ее жителей.
Интеллект развивается сходным образом, если не считать, что влияние на него окружающей среды сложнее и хуже изучено. Основные питательные вещества требуются для любого типа роста, однако развитие мозга, вероятно, определяется еще и другими факторами, например ‑ социальным опытом и интеллектуальной стимуляцией. По тому же принципу, если окружение отвечает определенному стандарту качества (хоть и не определенному точно), никакое количество дополнительных питательных веществ и стимулов не повысит уровень интеллекта ребенка выше установленного генетически предела.
Некоторые из этих изменений могут лежать в основ, эффекта Флинна ‑ феномена, замеченного новозеландским политологом Джеймсом Р. Флинном, который про анализировал результаты выполнения стандартизированного теста на IQ и их изменение со временем в 20 странах мира.
Он обнаружил, что в каждой стране средний показатель со временем стабильно увеличивался, в среднем – на три единицы в десятилетие. В некоторых странах, например в Дании и Израиле, показатели увеличивались даже быстрее – в среднем около 20 пунктов за 30 лет (чуть больше, чем одно поколение). Например, результат устного теста на IQ среднего 12‑летнего датского подростка в 1982 году превосходил результат 14‑летнего участника эксперимента поколения его родителей в 1952‑м.
Изменения в уровне интеллекта со временем отражают то, что тесты на IQ измеряют не просто естественные врожденные способности, но и эффект влияния окружающей среды, в которой растет человек. Хорошее питание и здоровье может привести к лучшему развитию мозга, а более активное стимулирование окружающей обстановки также способствует лучшему функционированию мозговых структур. Поскольку мы являемся социальными животными, эти факторы только усиливаются в процессе социальных взаимодействий с другими людьми, также хорошо развитыми, что приводит к позитивному обратному эффекту и влияет на более высокий результат выполнения теста. Благодаря полноценному питанию и стимулирующей окружающей среде, вполне возможно, что в среднем мозг человека в наше время стал более сложно устроен, чем сто лет назад.
Однако есть данные, что этот эффект начал пропадать. В Дании, стране с наивысшими показателями в недавнем прошлом, в последние годы средний уровень IQ перестал расти. Возможно, эффект окружающей среды может ограничивать развитие мозга, но только тогда, когда источников недостаточно (см. «Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?). Иначе говоря, как только количество бедных людей или людей, ограниченных в факторах развития, уменьшается, средний уровень IQ увеличивается. Это предположение подтверждается недавним исследованием испанских детей, чей показатель интеллекта увеличился через 13‑летний период. Больше всего повысился показатель детей с наименьшим уровнем IQ, тогда как среди детей, набравших результат выше среднего, изменений практически не было. Подтверждение этой идеи можно увидеть в американских исследованиях, доказавших, что в самых бедных слоях общества достижения детей напрямую связаны с ресурсами школы, но у более богатых учеников достижения больше зависят от наследственности и домашнего окружения.
Однако все эти изменения не означают, что наш мозг продолжает развиваться. Наоборот, поскольку эффект Флинна четко прослеживается уже через несколько десятилетий, это не может быть настоящей эволюцией. Эволюция обычно предполагает изменения в генах, которые передаются потомкам и поэтому требуют минимум одного круга репродукции и отбора. Затем появляются наследственные изменения, и поэтому человек, родившийся с улучшенными генами, позднее превзойдет своими показателями людей, выросших в тех же условиях.
Важно понимать, что естественный отбор работает, отталкиваясь от практических результатов. Не имеет значения, умеет ли животное искать пищу благодаря встроенной в его мозг уже при рождении автоматической программе поиска пропитания или же оно хорошо обучается этому на своем детском опыте. В любом случае, если это животное сможет находить достаточное количество пищи, оно выживет и с большей вероятностью сможет оставить потомство. Поэтому в результате естественного отбора мозг животного помогал ему выживать в окружающей обстановке. Разные животные могли добиться успеха, взаимодействуя или будучи способными выживать в различных ситуациях. Поэтому спор «Врожденное или приобретенное?» некорректен. Отбор способствует продвижению генов, которые особенно удачно приспосабливаются к окружающей обстановке.
Когда люди спрашивают, развивается ли все еще мозг человека, они часто имеют в виду вот что: «Правда ли, что генетические механизмы, определяющие размер мозга или его структуру, меняются?» На этот вопрос непросто ответить, поскольку, возможно, только через несколько поколений станут заметны какие‑нибудь изменения на эволюционном уровне.
/ / / Как вы считает, жестокость - врожденное или приобретенное качество?
Часто задаю себе вопрос: жестокость – врожденное или приобретенное качество, и не могу дать на него однозначный ответ. Жизнь – сложная штука, особенно, когда оцениваешь поступки других людей. Может, у них были причины для такого жестокого поведения. Но вдруг молния пронзает меня, и я понимаю, что оправдать жесткость нельзя. Сейчас я уверена, что это приобретенное качество, никто не рождается жестоким. Как утверждал знаменитый английский философ Джон Локк, «новорожденный ребенок – чистая доска», воспитание и окружение прививают ему какие-то определенный набор черт.
Проследить природу жестокости можно по произведениям, где основное действие происходит в детском коллективе. В повести В. Железникова «Чучело» рассказывается о жестокости в обществе подростков.
Главную героиню Лену Бессольцеву жестоко задирают в классе, насмехаются над ней. Девочка очень добрая и отзывчивая, она берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок и защищает мальчика, который ей симпатичен. Но жестокость подростков не знает границ: они устраивают ей бойкот, а потом сжигают на костре чучело, внешне напоминающее Лену.
Виновный не может признаться из-за трусости, а те, кто знают всю правду, хранят молчание. Они хотят посмотреть, чем все закончится. Подростки не понимают, что жизнь чужого человека – это не театр. Равнодушие – высшая степень жесткого отношения. Лена страдает из-за того, что к ней плохо относятся одноклассники.
Для каждого человека изгнание – огромная проблема, потому человек не может жить вне социума. Взрослые не учат своих детей добру, а наоборот поддерживают жестокость. Почему дети так себя ведут? Дети не могут придумать сами какие-то модели поведения, они просто копируют то, что видят в семье и в обществе. Однажды увидев, что жестокостью можно добиться, чего пожелаешь, они поймут, что бессердечие – лучший способ достижения цели.
Лену в этой повести обвиняли даже в аскетизме ее дедушки. Как может подросток нести ответственность за жизнь деда? Как можно обвинять подростка, который не совершил ни единого плохого поступка? Учителя и родители должны не осуждать других людей, а учить своих детей добру и отзывчивости. Каждый должен помнить, что на месте Лены может оказаться именно он, тогда жестокости в детском коллективе стало бы меньше.
Я настаиваю, что жестокость – это приобретенное качество. Конечно, нельзя отрицать инстинкт выживания, но на то мы и люди, чтобы подавлять бессердечие в своих сердцах и стремиться видеть доброе в людях.
Научиться жестокости можно из телевизора, Интернета, а также из социума. Здесь первостепенна задача родителей – рассказать детям, что есть плохо и хорошо. А прекрасными иллюстрациями послужат для этого литературные произведения.
Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.
Способности – это врожденное
Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.
О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.
Исследования подтверждают
Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.
Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Способности могут быть сформированы в течение жизни
Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.
Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.
Психологические факторы развития способностей
для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.
познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.
взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.
у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.
Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.
Развитие сложных моделей тестирования и измерения интеллекта стимулировало исследования его природы. Здесь мы кратко рассмотрим некоторые самые важные и яркие моменты нескончаемой полемики по этому вопросу.
Врожденное или приобретенное? Когда-то жаркие, споры вокруг проблемы «природа или воспитание» все еще вспыхивают редкими искрами на страницах научных и популярных изданий. Например, Артур Йенсен вызвал целую бурю дискуссий, когда заявил, что 80% того, что измеряют тесты IQ, наследуется и только 20% определяется средой. Далее он высказал убеждение, что интеллект определяется расовой принадлежностью, при этом количество интеллектуальных генов чернокожих меньше, чем у белых людей. В проведенном исследовании граждане США, причислявшие себя к чернокожим, при выполнении IQ-тестов действительно набирали в среднем на 10-15 баллов ниже, чем граждане США, причислявшие себя к белому населению. Однако в последние годы эта разница все больше и больше сокращалась, и сегодня большинство исследователей соглашаются, что приспособления к экономическим и социальным различиям в жизни черных и белых детей практически уничтожили различия между этими группами по уровню IQ.
Исследования Йенсена были подвергнуты массовой критике, и нет необходимости продолжать их обсуждение на страницах нашего сайта, но стоит заметить, что такая оценка его работ помогла созданию отрицательного отношения к возможности генетического вклада в детерминацию интеллекта. Некоторые ученые отстаивают позицию, согласно которой не существует никаких данных, свидетельствующих в пользу того, что гены каким-либо образом влияют на уровень IQ.. Выдающийся исследователь развития Сандра Скарр подчеркивала, что, несмотря на наличие отрицательной оценки со стороны коллег, исследование Йенсена внесло важнейший вклад в науку. Однако такая оценка не позволяет считать его выводы более достоверными.
В настоящее время взгляды специалистов отличаются единством: исследователи пришли к согласию, что наследственность и факторы среды в равной степени влияют на интеллект и что это динамический, реципрокный процесс. Дальнейшее рассмотрение факторов среды, воздействующих на интеллектуальное развитие и достижения, представлено ниже.
Общие и специальные способности
Некоторые тесты интеллекта определяют интеллект как унитарное свойство, однако большинство из них определяют его как комбинацию нескольких способностей. Шкала интеллекта Векслера для детей, например, включает в себя отдельные субтесты для оценки общей осведомленности, понятливости, арифметических навыков, словарного запаса объема внимания, образного мышления и других способностей. Этот тест дает оценку вербального, невербального интеллекта и общую оценку интеллекта, объединяющую две предыдущие. Современная версия теста Стэнфорд-Бине следует аналогичным путем, разбивая общий интеллект на отдельные компоненты.
Одним из активных сторонников представления о том, что интеллект состоит из нескольких независимых способностей, является Ховард Гарднер. На основании изучения неврологии, психологии и антропологии он первоначально выделил семь основных категорий интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, трансперсональный и интраперсональный, а позднее добавил к ним натуралистический (природный), и их общее число стало равняться восьми. Природный интеллект представляет собой способность опознавать и классифицировать растения, минералы и животных, в том числе камни, травы и все разновидности флоры и фауны. Другими словами нам необходимо знать, на каких животных следует охотиться, а от каких убегать. Этот уровень интеллекта у разных людей сильно различается. Гарднер считал, что природный интеллект имеет особое значение для выживания человека как вида. Несложно проследить, как мог измениться такой вид интеллекта у человека в ходе эволюции.
Таким образом, хотя количество баллов, получаемых неким ребенком по шкале академических способностей, измеряемых большинством интеллектуальных тестов, оказывается, например, ниже среднего, он может набрать высокие баллы по остальным функциям интеллекта, таким как способность понимать чувства и мотивы других людей. Конечно, необходимо учитывать, использует ли ребенок различные виды интеллекта.
Роберт Стернберг придерживался другой позиции и разработал свою иерархическую концепцию интеллекта, включающую три части. Согласно Стернбергу, контекстуальный интеллект (относящийся к контексту, в котором находится индивид) связан с адаптацией к окружающей среде и тем, что можно назвать «здравым смыслом»; эмпирический интеллект (связанный с личным опытом индивида) - это способность справляться с новыми задачами или ситуациями так же успешно, как и с привычными, и, наконец, компонентный интеллект (рассматриваемый исходя из его компонентов) приблизительно соответствует способностям, измеряемым с помощью тестов IQ. Стернберг с коллегами применяли свою иерархическую трехсоставную модель к различным проблемам: интеллектуальное обучение в школах, взаимосвязь интеллекта и креативности, составные части здравого смысла (практического интеллекта — сайт) и методы его диагностики, кросс-культуральные различия интеллекта. Здесь перечислены лишь некоторые из них. В своей последней «теории успешного интеллекта» акцент, делаемый Стернбергом на практических аспектах интеллекта в жизни, сохраняется, наиболее полно они представлены в сводке ниже.
Сводка: Компоненты успешного интеллекта по Стернбергу
Определение успешного интеллекта
— Способность достигать успеха в жизни
— Согласно личным стандартам и нормам
— В рамках данного социокультурного контекста
Типы навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта
— Аналитические
— Креативные (творческие)
— Практические
Употребление навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта
— Адаптация к окружающим условиям
— Формирование окружающих условий
— Выбор окружающих условий
Механизмы использования навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта
— Обращение своих сильных сторон себе на пользу
— Коррекция своих слабых сторон
— Компенсация своих слабых сторон