Конспект занятия по конструированию в старшей группе. Занятие по конструированию «Сказочный домик Занятие по конструированию в старшей группе октябрь
Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Людмила Викторовна Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Людмила Викторовна Куцакова – высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.
Конспекты занятий
Тема 1. Дома
Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.
Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).
Ход работы
Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).
Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.
Рис. 1
Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии». Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).
Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.
Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.
По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.
Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.
Рис. 5
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.
Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».
Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).
Советы воспитателю
Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.
Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.
Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».
Ключевые слова
Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.
Рис. 6
Тема 2. Машины
Цель. Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях, о способах их крепления.
Материал. Фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки, строительный материал, набор «Инструменты Лего-Дупло» или другие конструкторы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные машины. Рассмотрите их с детьми, определите их назначение, выделите зависимость их строения от способа использования.
Предложите детям смоделировать и сконструировать для жителей Формандии различные необходимые им машины.
Игра «Из волшебных полосок». Предложите ребятам вырезать предлагаемые полоски (рис. 7), разрезать их по разметкам и выложить из получившихся фигурок различные машины (сначала по предлагаемым расчлененным, затем по контурным схемам, а затем придумать свои модели) (рис. 8, 9, 10). По окончании игры предложите ребятам сложить фигуры в коробочки.
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Предложите детям создать схемы машин с образцов построек. Соорудите 3–4 варианта несложных машин и предложите детям выложить их изображения (вид сбоку) из геометрических фигур, а затем обвести фигуры, чтобы получилась нерасчлененная (контурная) схема машины.
Предложите детям придумать и нарисовать на экране компьютера (рис. 11) по клеточкам расчлененные схемы машин, а затем сконструировать смоделированные машины из строительного материала. Проанализируйте постройки с позиции их схожести со схемами.
Рис. 11
Предложите детям для конструирования машин конструкторы и дайте возможность применить в работе имеющиеся знания и представления о транспортных средствах. Пусть дети придумают свои машины.
Организуйте конструирование на темы «Спортивные машины», «Для игры в гонки». Дайте ребятам возможность продемонстрировать свои конструкции в действии, рассказать о них.
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов; в преобразовании построек по условиям («Перестрой машину в панелевоз (бензовоз, машину для перевозки леса, труб и пр.)», «Построй машину для перевозки мебели (контейнеров, блоков и др. грузов», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону (к углу стола, от тебя, к тебе и т. д.)»). Упражняйте детей в предварительной зарисовке машин перед их конструированием.
Игра «Что изменилось?». Предложите детям внимательно посмотреть на сооруженную машину затем закрыть глаза или отвернуться. Произведите в постройке незначительное преобразование и предложите ребятам угадать, что в ней изменилось.
Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую модель из конструктора. Затем все дети угадывают, у кого что получилось и где это можно применить.
Игра «Дострой конструкцию». Один ребенок начинает собирать модель, передает ее другому ребенку, тот продолжает сборку и т. д. Затем дети обсуждают, что получилось. Играть дети могут парами и группами.
Ключевые слова
Моделирование, контурная схема, расчлененная схема.
Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции
Цель. Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.
Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные летательные аппараты. Рассмотрите и проанализируйте их с детьми. Предложите им сконструировать для формандцев разные самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.
Работа с иллюстрацией «Летательные аппараты». Дайте детям задание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют летательные аппараты по предложенным схемам (рис. 12), затем придумывают свои модели.
Работа с иллюстрацией «Космические корабли и станции». Рассмотрите с детьми изображения космических кораблей и станций (рис. 13), спросите: «Сколько космических кораблей и станций изображено на картинке? Найдите одинаковые. Покажите станции, у которых носы одинаковой формы».
Рис. 12
Предложите детям придумать и смоделировать из геометрических фигур различные космические корабли и станции.
Игра «Поиграем с компьютером». Попросите детей нарисовать по представлению схемы будущих конструкций летательной техники (по клеточкам) (рис. 11). (Обучение построению графических моделей может быть организовано на настоящих компьютерах.) Предложите им отобрать для воплощения в конструировании своих идей любые строительные материалы и конструкторы.
Рис. 13
По окончании работы проанализируйте постройки с позиции схожести с «конструкторскими проектами». Пусть дети продемонстрируют свои постройки и расскажут о том, как сооружали их; придумают истории о них.
Игровые задания
Развивайте способности детей к моделированию и конструированию; упражняйте в построении планов, схем, чертежей для строительства;
способствуйте развитию экспериментирования и изобретательства; упражняйте детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам; в совместном конструировании («Аэродром», «Космодром»), в умении строить по условиям («Построй ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической станции, и перегрузи на нее груз»).
Игра «Поиграем с компьютером». Предложите ребятам построить с помощью «компьютера» (рис. 11) (или настоящего компьютера) чертеж ограждения для космодрома (дети должны стереть предыдущее изображение и разделить экран пополам – по горизонтали – чертой).
Соорудите несколько ограждений на столе (рис. 14). Пусть дети выберут любое ограждение и изобразят на экране компьютера (по клеточкам) вид постройки спереди (на нижней части) и вид сверху (на верхней части).
Игра «Сложи фигуру». Предложите детям вырезать любую геометрическую фигуру и разрезать ее на несколько разных по размеру и форме частей. Затем дети снова собирают исходную фигуру из частей, снова разбирают и приступают к созданию из фигур различных образов. Дайте детям возможность самостоятельно установить закономерности: чем больше частей, тем труднее сложить исходную фигуру, но зато можно придумать больше образов. Усложните задание, предложив ребятам поменяться фигурами.
Игра «Построй такую же». Один ребенок строит модель самолета из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дети воспроизводят модель.
Ключевые слова
Чертеж, вид спереди, вид сверху.
Рис. 14
Тема 4. Роботы
Цель. Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредоточенность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.
Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные роботы. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение роботов. Предложите смастерить роботов для формандцев (для оказания им помощи в умственном и физическом труде).
Работа с иллюстрацией «Роботы». Рассмотрите с детьми картинку с роботами (рис. 15) и проанализируйте ее.
Рис. 15
Педагог . На какие строительные детали похожи части роботов? Сколько роботов изображено на картинке? Найдите роботов, собранных из одинакового количества деталей. Найдите двух одинаковых роботов. Покажите роботов, которых можно (нельзя) построить из данных деталей, и объясните почему.
Предложите детям смоделировать разных роботов из геометрических фигур, раскладывая их на бумаге; обвести фигуры фломастерами и получить контурные схемы роботов, затем расчленить их, конкретизировать. Затрудняющимся детям предложите соорудить такого робота из строительного материала и сделать чертеж с данного образца постройки.
Советы воспитателю
Соберите детские работы и оформите из них пособие по плоскостному моделированию «Роботы». Предлагайте его детям для игр.
Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям сделать чертеж робота с аксонометрического чертежа (рис. 16): «Рассмотрите изображение, проанализируйте его. Изобразите его вид спереди в левом нижнем квадрате экрана, вид сбоку в левом верхнем, вид сверху в правом верхнем». Предложите им выбрать строительный материал или конструкторы и сконструировать роботов по своему замыслу.
Рис. 16
Рис. 17
При анализе детских работ обратите внимание на оригинальность решений и на то, какие функции могут выполнять изображенные роботы.
Игровые задания
Развивайте конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности, являющейся основой интеллектуального развития (удовлетворение от умственной деятельности, стремление к выполнению заданий познавательного характера, творческая активность). Упражняйте детей в конструировании из строительных наборов, конструкторов «Лего» и др. по замыслу, по условиям, по темам («Космическая станции», «Планета Венера»), по готовым планам, чертежам, рисункам, схемам; в самостоятельном построении объектов, строительстве по условиям («Построй робота, похожего на человека (на собачку, на паука, на Чудо-юдо и т. д.)»), сборке конструкций по изображениям объемных моделей. Упражняйте в анализе построек; уточняйте представления детей о геометрических фигурах и телах.
Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми модели (рис. 17), проанализируйте, предложите соорудить по ним постройки, посоветуйте начать с наиболее простых моделей, изображенных в первом ряду.
Работа с иллюстрацией «Строительные детали». Дети раскрашивают детали карандашами в разные цвета (рис. 18).
Педагог . Рассмотрите строительные детали, изображенные на картинке, найдите и назовите одинаковые по форме детали. Найдите детали, одинаковые по форме, цвету, величине. Покажите детали, одинаковые по форме, но расположенные по-разному. Найдите детали, одинаковые по форме и величине. Покажите детали, которые изображены в таком положении, в котором они не могут стоять на столе.
Рис. 18
Игра «Поиграем с компьютером». На иллюстрации (рис. 19) изображены разные многоугольники.
Педагог. Рассмотрите и сосчитайте фигуры. Почему эти фигуры называют многоугольниками? Сколько углов у этого многоугольника? Покажите фигуру у которой углов больше, чем у других фигур. Найдете многоугольник, у которого угол направлен внутрь. Нарисуйте фигуру, у которой три угла (четыре угла, нет углов).
Обратите внимание детей на три фигуры, у которых углы выделены толстыми линиями. Спросите: «Одинаковые углы или разные?». Предложите нарисовать такие углы и запомнить, какой угол называется прямым (острым, тупым). Нарисуйте ромб. Обратите внимание детей на то, что у этой геометрической фигуры два тупых и два острых угла.
Игра «Придумай робота». Предложите детям придумать и нарисовать роботов, используя при этом все знакомые им геометрические фигуры.
Игра «Сконструируй робота по памяти». Один ребенок конструирует робота из конструктора, предлагает рассмотреть его в течение 1 минуты, затем прячет. Остальные дети должны собрать такого же робота.
Ключевые слова
Вид сбоку, объемная модель, многоугольник, ромб; прямой, острый, тупой угол.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Конспект НОД по конструированию «Кошка и собака» для детей старшей группы ДОУ
Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, социально -коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие.Цель : формировать пространственное и зрительное представление и закрепить знания о домашних животных.
Задачи :
- расширить представление детей о домашних животных;
- закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций;
- действовать по алгоритму с опорой на схему;
- действовать по словесной инструкции;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.
Материал: игрушки кошки и собаки, конструктор ТИКО «Малыш» - 1 набор на двух детей, индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО, чтение художественной литературы о домашних животных, разучивание физминутки «Кошечка проснулась».Воспитатель: Ребята, сегодня, утром я встретила около нашего детского сада двух друзей. Им было грустно на улице и они попросились к вам в гости. Но они стесняются и хотят, чтобы вы их позвали, а для этого вам нужно отгадать, кто к вам пришёл.
- Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
- Молодцы! Но кошка пришла не одна.
- Скажите, кто мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад - хвостом виляет?
(собака)
- Молодцы! Вы отгадали, кто к нам пришёл. Но они не просто пришли, а что – то принесли.
Педагог просит дежурных раздать детям индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».
Вы догадались, кто изображён на карточках.
- Давайте посмотрим, какие детали вам понадобятся из конструктора.
- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?
Педагог предлагает отобрать необходимые детали для постройки кошки или собаки. Дети достают из наборов детали нужные для конструирования.
Перед началом работы воспитатель предлагает немного размяться с помощью физминутки.
Кошечка проснулась
(дети сидят на корточках, спят),
Сладко потянулась
(встают на ножки, руки в стороны),
На носочках встала
(встают на носочки),
Лапки вверх подняла
(поднимают руки вверх).
Мышку увидала,
За мышкой побежала – 2 раза
(дети бегут по кругу),
Прыг, прыг, прыг
(прыгают)
Да не поймала!
(разводят руки в стороны).
Воспитатель предлагает детям приступить к работе. Дети конструируют по карточке – схеме кошку или собаку. По желанию детей, можно дополнить конструкции дополнительными поделками из ТИКО (дорожки, миски, конура). По окончании работы Кошка и Собака, воспитатель и дети рассматривают и обсуждают каждую поделку.
Воспитатель спрашивает у детей, чем они занимались сегодня. Что им больше всего понравилось.
Образовательные области: познавательное развитие.
Вид деятельности: Познавательная (ознакомление с окружающим миром, конструирование).
Форма организации: путешествие.
Задачи образовательной деятельности:
— развивать познавательные и творческие способности детей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы проверки; графические и художественные навыки.
— формировать у детей представление о том, что ближние и более отдаленное пространство может быть изображено с помощью общепризнанных условных символов на различного рода картах (на примере карты мира), разные области с разными природными условиями обозначаются на карте по-разному (пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюс, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы - коричневым, леса - зеленым, моря и океаны – синим.);
— поощрять конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и коллективному) на основе самостоятельного экспериментирования;
— инициировать включение готовых конструкций в игру с разными сюжетами;
— способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, музыкальная композиция, видеофильмы.
Материалы и оборудование: карты России, мира строительный материал (крупные блоки), проекционный экран, музыкальное сопровождение, видеофильм о России, о Крыме, листы формата А3, простые, цветные карандаши, линейки, мольберты.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель на утреннем сборе организовывает беседу с детьми на тему кто и как отдыхал летом. (Ответы детей). Далее педагог делится своей мечтой, о том, что очень хочет побывать в Крыму. Рассказывает о достопримечательностях Крыма, об её уникальной природе, горах, пещерах. Заинтересовав детей, педагог предлагает детям совершить необыкновенное путешествие на Крымский полуостров.
Воспитатель: Но вот беда, как же мы туда доберёмся, если у нас нет никакого транспорта, и мы даже не знаем, в какой стороне находится Крым.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Да, у нас в группе есть карта России и мы с вами, взглянув на неё, сможем определить расположение любого места и дальность расстояния.
Далее дети вместе с воспитателем изучают карту страны, отмечают, что разные области с разными природными условиями обозначаются на карте по-разному (пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюс, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы - коричневым, леса - зеленым, моря и океаны – синим.); находят Крымский полуостров, видят, что Крым омывается Чёрным и Азовским морями, обозначают расположение своего города, определяют дальность расстояния.
Воспитатель: Ребята, изучив карту, мы с вами смогли определить, что Крымский полуостров находится далеко от нас. Как вы думаете, на каком виде транспорта мы смогли бы туда добраться быстрее всего?
Дети: На самолёте.
Воспитатель: Да, действительно, самолёт нас доставит до места достаточно быстро. Все согласны лететь на самолёте? (Ответы детей). Хорошо, а где же нам взять самолёт?
Дети: Можно построить.
Далее дети обговаривают свою будущую постройку, уточняют её элементы и коллективно конструируют самолёт из больших блоков строительного материала по собственному замыслу. Самолёт готов к взлёту, дети рассаживаются по своим местам, обговаривают правила безопасного поведения в самолёте при взлёте и посадке, выбирают двух пилотов и стюардессу.
Воспитатель: Ребята, пристегните, пожалуйста, свои ремни безопасности и мы отправляемся в полёт.
(На проекционном экране включается любой видеофильм о России, её просторах, бескрайних полях, лесах и горах, городах и сёлах).
Воспитатель: Наш самолёт благополучно приземлился и мы с вами оказались на Крымском полуострове. А чем же отличается остров от полуострова? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, действительно, остров полностью омывается водой, а полуостров соединён с какой-либо стороны с большой землёй. И если мы вновь посмотрим на карту, то сможем это различие увидеть. (Дети рассматривают карту мира).
Неожиданно входит «герой» – архитектор.
Воспитатель: Здравствуйте, кто вы и почему вы так расстроены?
Архитектор: Я работаю архитектором, проектирую различные мосты. И вот, досада, я растерял все свои чертежи, а мост через Керченский пролив должен быть уже спроектирован. Теперь всё пропало. Строительство моста так и никогда не начнётся и на полуостров будет трудно добираться всем отдыхающим. Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ну и задачку вы нам, уважаемый архитектор, задали? Может вы, ребята, что-нибудь предложите? (Дети предлагают сделать свои проекты мостов)
Воспитатель: Ну, как, уважаемый архитектор, вы согласны посмотреть проекты мостов наших детей.
Архитектор: Я был бы вам очень признателен, если бы вы оказали мне помощь. Приглашаю вас в своё конструкторское бюро, где вы найдёте весь необходимый для проектирования материал.
Архитектор: Ребята, спасибо вам большое за вашу помощь. Все ваши проекты мы рассмотрим и обсудим на заседании архитекторов. Выберем самый лучший и прочный мост и пригласим вас на его строительство. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, спасибо, вы помогли архитектору и не оставили его одного в беде, молодцы. А нам пора отправляться домой, поэтому рассаживаемся по своим местам в самолёте и отправляемся в полет.
(На проекционном экране включается видеофильм о Крыме, и его достопримечательностях (Чёрное море, горы, Ласточкино гнездо и т. п.).
Воспитатель: Наш самолёт совершил посадку в городе Чебоксары. Расскажите, вам понравилось путешествие в Крым? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Хотелось бы вам ещё раз оказаться в Крыму? Какие именно места вам хотелось бы посетить? Что хотелось бы узнать о Крыме? (Ответы детей)
Название: Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Необыкновенное путешествие в Крым»
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Центр развития ребёнка – Детский сад № 185 «Капитошка»
Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская Республика
«Дом, в котором я живу»
Предварительная работа:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида;
- Беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;
- Чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»;
- Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».
Программное содержание
Образовательные задачи:
- ввести термин «архитектура»;
- знакомить детей с современной архитектурой;
- формировать представление о строении дома, его назначении;
- закреплять умение работать по схемам;
- учить анализировать архитектурное здание.
Развивающие:
- развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
- развивать эмоциональную сферу у детей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать коммуникативные способности.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.
Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).
Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.
Место проведения: группа.
Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.
Ход НОД
- Оргмомент
В.: Ребята отгадайте загадку.
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
В.: Что же это?
Д.: многоэтажный дом.
- Основная часть
Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.
К.у.: Здравствуйте, ребята!
Д.: Здравствуйте!
К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?
Дети садятся за столы.
В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:
- жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики;
- сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны;
- создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.
А придумывает все архитектурные сооружения - архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.
В.: Сколько этажей может быть у домов?
Ответы детей.
В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?
Дети по очереди отвечают.
Показ способов действий
В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.
Физкультминутка
Динь-дон, динь-дон, | Постукивание кулачок об кулачок |
Гномы строят новый дом. | |
Красят стену, крышу, пол. | Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью |
Прибирают все кругом. | Имитированные движения подметание пола |
Мы к ним в гости придем | Шаг на месте |
И подарки принесем. | Имитация вручение подарков |
На пол мягкую дорожку, | Как-будто расстелают дорожку |
Расстелив ее к порожку. | |
Две подушки на диван, | Руки прислонить к щеке, как-будто спят |
Меду липового жбан. | Погладить живот |
Практическая работа
Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.
Анализ работ
III . Итог
В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?
Д.: Архитектура.
В.: Какая бывает архитектура? жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.
Дети отвечают с помощью воспитателя.
В.: Что мы сегодня с вами строили?
Д.: Свои дома.
В.: Вам понравилось быть строителями?
В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.
Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Мы дружные строители» направлен на реализацию следующих задач: учить детей составлять сюжетную композицию по заранее составленной схеме;уточнить правильное расположение домов (фасад дома расположен к центру площади); закреплять умение строить здания разного назначения; способствовать формированию умения анализировать свою постройку; закреплять знания о строительных профессиях; развивать образное мышление, воображение, инициативу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по конструированию в старшей группе
«Мы дружные строители»
Задачи:
Учить детей составлять сюжетную композицию по заранее составленной схеме;
Уточнить правильное расположение домов (фасад дома расположен к центру площади);
Закреплять умение строить здания разного назначения;
Способствовать формированию умения анализировать свою постройку;
Закреплять знания о строительных профессиях;
Развивать образное мышление, воображение, инициативу.
Материал: строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрация к сказке, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.
Ход занятия :
Педагог предлагает детям прослушать сказку:
Ребята, я хочу вам рассказать сказку, про строителя волшебника.
« Однажды на стройку, в большом грузовике, привезли новенький кирпич. Подъехал грузовик к фундаменту, будущего здания, и опрокинув кузов, просто ссыпав кирпичи в бесформенную гору. Кирпичи недовольно зашуршали. – «Никакого к нам уважения!» – с обидой шептались они. – «Нет бы, сложить нас аккуратно, а то свалили в кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!»
В это время к кирпичам уже подходил высокий человек, в строительной форме,
Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:
– «Да, кирпичики, сложили вас плохо» – сказал мастер – «но не волнуйтесь, недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома!»
Кирпичи снова зашептались между собой: - «Это – наверное, строитель волшебник, построить дом из груды кирпичей, под силу только волшебнику!»
Ребята, скажите, кто же подошел к горе кирпичей? И кто может превратить груду кирпича в новый дом?(строитель)
Ребята, а кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект домов, улиц и различных зданий.) Давайте и мы с вами поработаем архитекторами и спроектируем улицу.
Воспитатель с детьми «проектирует» улицу:
– Нам нужно построить такую улицу, чтобы на ней было комфортно жить. Какие здания могут быть на нашей улице? Как вы считаете, какие здания необходимо построить около жилых зданий? Почему мы построим театр, школу, мост? И т. п. Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)
Физкультминутка.
– Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить в нем старый гном. | (Дети выполняют прыжки на месте) (Встают на носочки и тянутся руками вверх) |