Трудновоспитуемые дети и особенности работы с ними. Трудновоспитуемые дети
Трудновоспитуемость и ее особенности.
1. Отрицательные явления в духовном мире личности.
Основные внешние причины.
В педагогике и психологии господствует идея социальной обусловленности
отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.
Уже в 20 – 30 годы были выделены три группы причин, определяющих
трудновоспитуемость и отклонения в поведении: социальная испорченность,
педагогическая запущенность и аномальные болезненные отклонения в психическом развитии. Этими причинами в те годы являлось массовое сиротство, беспризорность миллионов детей,низкий уровень духовного развития родителей, консерватизм учителей, ошибки в школьном и семейном воспитании.
Отрицательные внешние явления, сочетаясь со слабостями и отклонениями в
психике, создают внутренние причины трудновоспитуемости и аморальности.
Возникает негативная установка личности к окружающему миру.
К 60 годам изменяются показатели детских правонарушений и преступлений. Четко прослеживается тенденция: если в 20 – 30 годы отрицательные явления во внутреннем мире детей были следствием плохих жизненных условий, нужды и голода, то в 60-е детскую психику уродуют материальные излишества и нездоровый образ жизни (культ удовольствия, легкая, красивая жизнь).
Произошли существенные изменения и в психологии трудновоспитуемых: прежде превалировали такие отрицательные качества, как жестокость, анархизм, воровство, недоверие к советской власти. У трудных детей 60 годов в первую очередь бросались в глаза эгоизм, зависть, лживость, лень, умение лавировать, пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности.
Изменились и силы, участвующие в перевоспитании: в 20 – 30 годы перевоспитание осуществлялось в специальных учреждениях, а в 60-е – усилиями широких слоев населения, общественности, школы, семьи, производства, органов милиции и т.п. Больше стало возможностей для эффективного решения проблем перевоспитания.
В настоящее время ведущие место среди внешних причин трудновоспитуемости занимают ошибки и недостатки в школьном и семейном воспитании. Поскольку семья и школа – общественные ячейки, а воспитание – процесс социальный, то причины трудновоспитуемости по-прежнему носят социальный характер.
Социалистическая система ликвидировала коренную причину безнравственности, правонарушений и преступлений. Но в сознании людей, еще остались пережитки прошлого в виде мещанской психологии, жажды наживы, тунеядства и др.
Алкоголизм, маскируясь под традиционное гостеприимство, сохраняется еще и потому, что повышается материальное благосостояние, увеличивается свободное время. В первую очередь от алкоголизма страдают люди с низким культурным уровнем, безвольные, опустившиеся. Здесь прослеживается важная закономерность: если благоприятные для расцвета личности социальные условия не сочетаются с духовным развитием людей, ростом их образования и культуры, то проявляются такие пережитки прошлого, как жадность, спекуляция, пьянство, протекционизм, мещанство.
Очередная причина появления отрицательных явлений во внутреннем мире людей – недостатки в хозяйственном и культурном строительстве, в организации труда на производстве, в сфере обслуживания населения.
В наше время воспитание нового человека является задачей государственной важности. От ее решения зависит в конечном счете темпы и уровень перехода к новым общественным отношениям. Между тем школа недостаточно полно удовлетворяет резко возросшие запросы детей, не всегда обеспечивает квалифицированное руководство эстетическим и техническим развитием детей. По данным многочисленных педагогических исследований, школьная жизнь не удовлетворяет многих учащихся. Это ведет к отчуждению части детей от школы, усложняет руководство их нравственным воспитанием. Значительную трудность представляет несогласованность и противоречивость воспитательных влияний, связанная, во-первых, с отсутствием единства требований педагогов, во-вторых, с несогласованностью действий школы и семьи. Возникает неустойчивая воспитательная среда, в котором хозяином положения является ребенок, не обладающий ни нравственной достаточной
зрелостью, ни жизненным опытом.
Неустойчивость воспитательных влияний и их противоречивость ведут к
неустойчивости поведения, к непрочности сформированных положительных качеств,
порождают безволие, легкую внушаемость и чрезмерное самомнение – качества,
характерные для большинства трудных детей.
Педагогической наукой установлено, что:
1. Ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным
отрицательным изменением в психике. Трудновоспитуемым, правонарушителем,
преступникам, асоциальной личностью человек становится только под воздействием
совокупности неблагоприятных причин. Следовательно, система перевоспитания
должна быть направлена на то, чтобы не дать возможности отрицательным различным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться, действовать в комплексе. В
этом случае отдельные личностные недостатки вступают в более легкой форме и при
активном участии трудовых, учебных коллективов, самого воспитуемого успешно
устраняются.
2.Переделка, перестройка, внутреннего мира человека – процесс
естественный, необходимый по отношению ко всем без исключения людям. В его
основе лежат единые процессы перестройки сознания и поведения. Причем важно,
чтобы были определены научные основы перевоспитания как органической части
системы воспитания.
Внутренние предпосылки.
Нередко бывает, что люди живут в идентичных условиях, переживают одни и те же
события, испытывают одинаковые отрицательные воздействия. Но один человек
выходит из жизненных испытаний закаленным, другой – духовно сломленным, без
веры в себя и людей – деградирует. Следовательно, неблагоприятные условия,
обстоятельства, вредные влияния одним воспринимаются и усваиваются, другим
отвергаются. Внутренний мир личности ил способствует образованию
отрицательных качеств, или оказывает острое сопротивление злу, активизирует
борьбу человека с негативными явлениями.
В науке предрасположенность к отрицательному и сопротивляемость ему
объясняются различно. Буржуазные ученые, например, определяли
предрасположенность к преступности по конституции тела, длине конечностей,
овалу лица, величине головы и др. Нелепость подобных рассуждений вскоре
выяснилась, стала очевидной всем. Но до сих пор в буржуазной науке живет идея
наследственной обусловленности аморального поведения. В отличии от нее
советская педагогика выделяет четыре основные группы внутренних предпосылок,
способствующих образованию отрицательных явлений.
Первая группа – факторы положительного развития личности, искаженные в
результате неправильного воспитания.
К ним относятся:
a)Направленность личности, которая придает устойчивость
жизненной позиции человека, помогает ему отличать нравственное от
безнравственного, отметать всякие попытки извне разрушить духовные ценности
личности, выражающие ее общественную сущность.
b)Уровень общего развития личности. Исследования показывают,
что эрудиция, развитость ума и другие показатели общего развития помогают
воспитанникам отличить действительные нравственные ценности от мнимых,
правильно осуществить выбор идеала, критически отнестись к оценке действий и
поступков людей. Общее развитие способствует интенсивному росту сознания и
самосознания, на базе которых формируется объективная самооценка – важный
фактор борьбы самой личности с имеющимися недостатками.
c)Диалектика формирования внутреннего мира личности.
Сердцевиной является процесс развития. Диалектика всякого развития построена на возникновении и разрешении внутренних противоречий, борьбе старого и нового, положительного и отрицательного. Чтобы предотвратить возникновение
отрицательных явлений в духовном мире личности, необходимо учитывать
сложность и противоречивость воспитания отдельных качеств их взаимосвязь.
d)Все возрастающая нетипичность личности. Это явление
прогрессивное: общество создает предпосылки для все более полного расцвета
индивидуальности человека, для проявления и развития дарований и способностей
для личного и социального самоутверждения в различных сферах жизни и труда.
Нетипичность личности ярко проявляется в подростковом возрасте, когда по
данным многих исследований, уже оформляются устойчивые профессиональные
интересы, завершается физиологическое созревание, формируются половые
особенности, индивидуальность становится неповторимой за счет дарований и
способностей. В целом факторы положительного развития являются основой
воспитания сопротивляемости личности и преодоления ее отрицательных свойств.
Но для этого учебно-воспитательный процесс должен соответствовать основным
принципам и требованиям воспитания.
Вторая группа – факторы отрицательного развития личности, возникшие в
результате пробелов и отклонений в психическом развитии.
Дети с отклонениями в психическом развитии обостренно реагируют только на
отрицательное, слабо замечают и воспринимают положительное в окружающем мире.
Вялые и апатичные, они не могут напряженно учиться и трудиться.
Отклонение в психике при правильном лечении ивоспитании могут быть
устранены. Положительные социальные и педагогические влияния в этом случае
играют решающую роль.
Пробелы в психическом развитии. В следствии упущений и ошибок в воспитании
могут возникнуть недостатки в психическом развитии, пробелы иискажение
являющиеся внутренней предпосылкой отрицательного в духовном мире личности.
Если психические состояния соединяются с психологическими ошибками, неизбежно
появление грубости, неуважения к людям вообще. На этой основе формируется
индивидуализм.
Нередко вследствие тяжелой семейной атмосферы у ребенка возникают неврозы.
Истеричность, вспыльчивость ведут к драчливости, скандальности,
неуживчивости, вообще к недостаткам в развитии воли, а затем и к
отрицательным волевым качествам.
Третья группа – уже сформированные отрицательные качества.
В соответствии с принципом детерминизма, внутреннее изменяется под влиянием
внешнего, а всякое новое внешнее воздействие преломляется через духовный мир
личности. И то того, как примет личность эти внешние влияния, что усвоит, а
что отбросит, зависит результат внешнего воздействия. Уже сформированные под
воздействием внешнего внутренние образования, уровень развития становятся
важнейшими факторами дельнейшего изменения духовного мира личности, более
того, обладают свойством саморазвития. В этом случае человек ищет и создает
свои потребности, применить свои силы и способности.
Четвертая группа внутренних предпосылок трудновоспитуемости –
несформированность социально ценного индивидуального опыта. Основой
формирования положительных качеств является социально ценный жизненный опыт. Он
создает противодействие отрицательным влияниям. Не случайно там, где школа
много работает над созданием здорового образажизни, включением детей в
общественно полезные дела, где идет обогащение индивидуального опыта на основе
традиций народа.
В системе воспитания индивидуальный жизненный опыт должен быть соединен с
социально ценным опытом коллектива, с традициями и обычаями народа.
Существующая в школе система воспитательной работы не учитывает разнообразия
развитияопределенной категории детей, не дает им возможности проявить себя,
свои положительные качества. Происходит отставание общего и нравственного
развития части подростков.
Перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать
разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные
воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными
реальной практической базы.
Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману
родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским
действиям, употреблению спиртных напитков и др. Асоциальный опыт деятельности
и поведения всегда вытекает из педагогических ошибок, недостатков в работе
школы:ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться,
думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному
опыту некоторых взрослых. Асоциальный опытвключает в себя безнадзорное
поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение,
устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни.
В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно
правонарушения в 9 случаях из 10 совершаютсяподростками тогда, когда они не
учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые
совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии.
Следовательно, асоциальный жизненный опыт личности является основным
источником аморальных поступков и действий. Именно при наличии подобного
опыта в духовном лице личности обретает тенденцию к саморазвитию, к
дальнейшей духовной деформации. Все предыдущие группы внутренних предпосылок
образования отрицательных явлений в духовном мире личности, как и внешние
причины, не действуют изолированно друг от друга. Взаимодействие
неблагоприятных внутренних факторов осуществляется на почве асоциального
опыта, Этот опыт есть и следствие других отрицательных явлений в духовном
мире, и в условиях их дальнейшего усугубления. Первичные же отрицательные
явления возникают из неудач в деятельности и отношениях вследствие
неподготовленности, недостаточности развития положительных качеств личности.
2. Кто же они – трудные дети?
До недавнего времени очень модным было утверждение: нет плохих школьников,
есть плохие учителя, а поскольку это так, то нет и трудных детей, их
придумали горе- педагоги для того, чтобы как-то объяснить свое неумение
воспитывать.
Трудный ребенок – это маленький человек, у которого в силу самых
разнообразных причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном
развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим
результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять
безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы
воспитания.
Трудные дети - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное,
индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои
особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что
трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу
гражданской, трудовой, духовной жизни.
Умственное воспитание с каждым годом играет все большую роль в формировании
духовного, морального, гражданского облика человека. Нельзя допустить, чтобы
в школе была группа детей, чувствующих себя неудачниками, ни на что не
способными. Одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних и среди
молодежи вообще является как раз то, что некоторые подростки переживают
горечь собственной интеллектуальной неполноценности. Если к этому
прибавляется еще неблагополучная обстановка в семье, то опасность срывов в
моральном поведении трудных воспитанников еще больше возрастает.
Основные причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим,
отстающим, в подавляющем большинстве кроются в воспитании, в условиях
окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели
дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым
нежным, что есть в природе – с детским мозгом. И если ребенокстал трудным,
если все что посильно другим людям, ему не посильно, значит в детстве он не
получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.
Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи – восьми
лет. И если воспитатель не увидел, не понял этого, не уяснил причин,
истоков отклонения от нормального умственного развития, трудности его
дальнейшей умственной жизни еще больше усугубляются. Если же эти причины,
истоки понятны, изучены, исследованыв действие вступает могущественная
сила – воспитание, построенная на таких же строго научных основах, как и
лечение больного.
3. Особенности личности трудновоспитуемого.
Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения
трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному
подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные
особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее,
присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для
трудных подростков.
Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих
принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей
трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа
особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных
детей есть прежде всего своеобразное отражение неблагоприятных внешних
влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных
ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное
вниманиек мотивам поступков и поведения трудных подростков.
Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с
изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы
трудного подростка. Когдатрудновоспитуемость возникает, формируется и
особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие
антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек
и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков,
неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток
как бы оправдывает себя,утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе
он не мог поступить.
Мотивационная среда трудных подростков включает:
Ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;
Житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном
взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его
ситуативное поведение.
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам
или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового
проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие
различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует
на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания
можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого
конкретного подростка.
Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких впечатлениях,
эмоциональных переживаниях.
Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу
подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные
Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое, которое
является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих
трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в
виде потребительских наклонностей и личных установок.
Эгоизмомстрадают преимущественно избалованные дети.
Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.
Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого
подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе,
создание твердых правил, четкого режима, традиций.
Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к
жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной
системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К
примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует
против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление
своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи жизни”, но тяжело переживает
конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.
Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются
крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или
наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни
и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний,
чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть
первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать
педагог, организуя перевоспитание.
Вторая особенность поведения трудных детей - конфликтные длительные
отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило,
помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная
среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с
большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспи- туемых,
является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения
того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит
требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми
(вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным
стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений,
перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).
Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие
воспитательным воздействиям.
Особенности развития трудного ребенка:
Основные отклонения в развитии психики, которые породили
неправильное поведение;
Систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;
главные отношения трудного подростка с окружающим миром.
Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов,
т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное
достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия
воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности
трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.
4. Диагностика трудновоспитуемости.
I. Передовой педагогический опыт показывает, что важным условием,
предупреждающим трудновоспитуемость являетсяликвидация
второгодничества.
Для этого следует:
1.Усилить формирование положительных мотивов и стимулов учения, воспитание
интереса к знаниям, уважение к науке, любви к школе. Работа в этом
направлении многообразна: постоянная связь обучения с трудом, применение
знаний на практике, убеждение в необходимости изучать тот или иной предмет
(материал), показ значимости знаний в ведущих профессиях наших дней, встречи
с представителями популярных профессий и т.д. Конечно, формирование
положительных мотивов нельзя ограничивать лишь удовлетворением познавательных
интересов трудных подростков. Надо обратить особое внимание на достижение
успехов в учении, в какой- то мере удовлетворить тщеславие подростка.
Существует общее правило: без постоянных успехов в ученииинтереса к знаниям
не воспитывать.
2.Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях. Нужна
постоянная диагностика учебной деятельности всех подростков.
3. Осуществлять индивидуальную работу со слабоуспевающими на уроке.
Оправдывает себя опыт индивидуальных самостоятельных знаний для трудных
детей. Умело надо осуществлять индивидуальный подход. Тактичность, внимание,
бережное отношение к любой самостоятельной мысли отстающих подростков,
поощрение каждого, хотя и небольшого, успеха – важное условие
профилактической работы со слабоуспевающими учениками.
4. Проводить регулярную внеурочную работу со слабоуспевающими и
второгодниками. Важное место принадлежит индивидуальным консультациям (по
графику), групповым занятиям.
5. Осуществляя предупреждение второгодничества, не следует забывать
специальную работу не посредственно с второгодниками. Работа с второгодниками
и предупреждение второгодничества, как показывает массовый опыт, резко
снижает количество трудных детей в школе, нормализует психическое развитие
подростков.
II.Недостаток надзора - проблема общешкольная и общественная. Нужна
система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять под
контроль стихийное воздействия. Для этого необходимо:
1.подготовить к работе воспитательный актив общественности в микрорайоне
школы (штат общественных воспитателей, шефов, инструкторов по спорту или
туризм и т.д.)
2.определить структуру, функции и программу различных типов учреждений
общественного воспитания (общественные детские библиотеки, спортивные
комплексы, секции подростков при клубах ДСО и т. д.);
3.согласовать воспитательную работу в школе и по месту жительства с
деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми.
возможностей окружающей социальной сферы, на диагностику воздействия
«улицы»., групп подростков, усилить одновременно управление свободным
временем подростков.
III. Семья.
Исследуя факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье, ученые
установили, что наиболее опасными являются: испорченные семейные
взаимоотношения, ведущие к раздору семьи, и неправильные педагогические
установки родителей, противоречащие требованиям школы. Педагогу в борьбе
против трудновоспитуемости надо знать и учитывать причины испорченности
семейных отношений. Без педагогических знаний, без постоянных связей со
школой даже хорошая во всех отношениях семья не может рассчитывать на успех в
воспитании ребенка.
Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:
·испорченности отношений в семье,
·неправильных воспитательных установок,
·не совершенности влияний и т.д.
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя
устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться
Как уже говорилось, трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу
несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество,
педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактоге-ниями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и отклонений в поведении.
Дети с хроническими или длительными заболеваниями и ослабленным здоровьем становятся трудновоспитуемыми, если у них не ликвидируются пробелы в знаниях, возникающие из-за длительных пропусков занятий и из-за чрезмерной опеки со стороны родителей. В современных условиях таких детей можно перевести на надомное обучение или, если они по физическим показателям в состоянии ходить в школу, только не могут присутствовать на всех уроках, приглашать на занятия во внеурочное время и заниматься с ними в щадящем режиме. В остальном к ним надо относиться как к обычным детям. В некоторых школах открывают начальные классы для больных и ослабленных детей, которые занимаются в другом режиме и под пристальным вниманием медиков. Есть школы с оздоровительным уклоном, в которых оборудованы кабинеты физиотерапии и водных процедур, есть зубной кабинет и др.
Дети с акцентуациями характера. Им присуща тенденция к социально-положительному (при правильном поведении с ними воспитателей и адекватном влиянии всего социального окружения) или социально-отрицательному развитию. Автор термина психиатр К. Леонгард. Акцентуации характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы:
Астеническая (астеноневротическая)
- проявляется в
таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражитель
ность, склонность к депрессии, повышенная тревожность,
мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу,
постоянные сомнения, навязчивые мысли.
Гипертимная
- характерны постоянно приподнятое на
строение, повышенная психическая активность с жаждой
Деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомысленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества, плохо чувствуют дистанцию в отношениях, особенно с теми, кто старше их.
Демонстративная
- носители ее артистичны, обходи
тельны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к
лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вме
сте с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе,
тщеславны.
Дистимная
- представители ее серьезны, добросовестны,
преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пас
сивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому
образу жизни.
Истероидная
- свойственны эгоцентризм, жажда посто
янного внимания, лживость и желание себя приукрасить,
склонность к асоциальным поступкам и лидерству в группах.
Конформная
- преувеличенно стремление к общеприня
тым нормам в сочетании с недостаточностью умений анализи
ровать свои и чужие поступки, неконфликтность.
Лабильно-эмоциональная
- свойственна резкая смена
настроения в зависимости от ситуации, представители ее нерв
ны, возбудимы, очень эмоциональны и чувствительны.
Сензитивная
- связана с такими чертами, как повышен
ная впечатлительность, обостренное чувство собственной не
полноценности, застенчивость, робость, боязливость, нереши
тельность.
Шизоидная
- связана с эмоциональной холодностью,
замкнутостью, необычностью мышления, предпочитают об
щение со взрослыми.
Циклоидная
- характерно чередование фаз хорошего и
плохого настроения с различными периодами; во время ду
шевного подъема представители этого типа ведут себя по ги-
пертимному типу, в период спада - по дистимному.
Эпилептоидная
- связана с такими чертами, как склон
ность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности,
агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляю
щихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликт
ности, злопамятности. Нередко связана с вязкостью мышле
ния, скрупулезностью, педантичностью. Большое внимание
уделяется собственному здоровью.
В последние годы в психолого-педагогической литературе стали выделять так называемых нестандартных детей: неудачники и изгои, застенчивые, левши, дети «с характером», медлительные дети.
Застенчивые дети постоянно смущаются, тревожны, нерешительны, у них возникают затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников, чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе. Нередко окружающие считают застенчивого человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтересованным в общении с другими. С одной стороны, надо считаться с этой особенностью и не заставлять ребенка совершать действия и поступки, которые требуют публичности и разнообразных контактов. Нередко такие дети стесняются отвечать на уроке у доски, прекрасно зная материал, их целесообразнее спрашивать письменно, приглашать после уроков для устных ответов, но постепенно надо привести их к тому, чтобы они преодолели застенчивость хотя бы по отношению к одноклассникам. С другой стороны, надо постоянно укреплять их веру в себя, постепенно расширять круг их общения и контактов, поддерживая малейшую удачу ребенка в этом направлении.
Левша - ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Кроме явной леворукости, встречается скрытая, когда в непривычных условиях или стрессовой ситуации переученный в детстве левша переходит на левую руку или от природы человек владеет руками одинаково (амбидекстрия). До сих пор существует глубоко ошибочное мнение, что левору-кость - патология. Леворуких людей по подсчетам ученых свыше 10% населения земного шара. Среди левшей много великих людей, они в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят все стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые надо учитывать в процессе воспитания и обучения: им свойственно чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, или наоборот - отказ от работы. Но все эти проявления нельзя снять наказаниями, окриками и собственным раздражением воспитателя. Левши ранимы, требуют бережного и внимательного отношения к себе. Переучивание левшей должно быть категорически запрещено, так как при этом делается попытка изменить деятельность мозга. Например, у правору-
ких людей центр речи находится в левом полушарии (90%), а у леворуких - в правом (70%), но может располагаться симметрично и в правом, и в левом полушарии. Переучивание приводит к психическим травмам и неврозам, нарушениям речи.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В среде науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Почему одаренные дети попали в группу трудновоспитуемых? Потому что с ними возникает проблем нередко больше, чем с другими категориями сложных детей.
Особенности одаренных детей:
Нестандартное поведение;
Неприязнь к школе (достаточно часто);
Интерес к сложным играм и проблемам;
Завышенные личные стандарты и постоянное чувство не
удовлетворенности;
Индивидуализм;
Сверхранимость, уязвимость и повышенная чувстви
тельность;
Стремление доводить все до полного совершенства (пер-
фекционизм);
Нетерпимость;
Всепоглащающее любопытство.
Одаренные дети, как правило, перескакивают через классы, заканчивают школу в 12-13 лет. Это порождает трудности их социализации, так как они попадают в другую возрастную категорию (младший школьник среди подростков или старшеклассников, подросток среди взрослых студентов). Первый путь работы с такими детьми - это прежде всего обучение их в специальных классах с более быстрым и высоким уровнем обучения или в гимназиях и лицеях, которые изна-
чально ориентированы на более способных и развитых детей. Существуют экспериментальные школы для одаренных детей, для которых разрабатываются нестандартные программы обучения и развития. За рубежом существуют специальные модели обучения одаренных детей: свободный класс, три вида обогащения учебной программы и др. Для таких детей подходит далеко не всякий учитель, он должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость и эмоциональную стабильность.
Неуспевающие дети. Существует много различных подходов к классификации причин неуспеваемости. Прежде всего это может быть педагогическая запущенность. При слабых интеллектуальных возможностях отсутствие помощи и контроля приводит к глубоким пробелам в знаниях и стойкой неуспеваемости. Однако есть категория детей с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических возможностей учащихся. Это чаще всего вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями. В таких случаях отличник в начальной школе превращается в средней школе в троечника, а то и в неуспевающего школьника при высоком уровне развития интеллекта.
Исследователь неуспеваемости Л.С. Славина выделила следующие группы неуспевающих школьников: дети с неправильным отношением к учению; усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); дети, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы (не умеют учиться); учащиеся, не умеющие трудиться; дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость у отдельных школьников может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли активные интересы вне школы и др.), быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (слабая способность ученика к предмету и отсутствие интереса к нему, конфликты с учителями и др.), носить общее и глубокое отставание в учении по многим предметам в течение длительного времени.
Преодоление неуспеваемости носит в каждом конкретном случае индивидуальный характер: от чисто воспитательных мер помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже вспомогательные школы. Общим в работе с неуспе-
Таким образом, совершенно очевидно, что ребенок субъек-тен в педагогическом процессе, что и делает его очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.
Вопросы и задания
1. В параграфе дана характеристика далеко не всех групп трудновос
питуемых детей. Подберите соответствующую литературу и подготовьте
выступления на занятии.
2. Посетите урок в школе и пронаблюдайте, как работает учитель с
более способными и слабоуспевающими учащимися. Дайте оценку и
свои предложения.
Литература
Ануфриев А. Ф., Костромича С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.
Безруких М.М., Ефимова С. П., Круглое Б. В. Почему учиться трудно? М., 1995.
Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., 1998.
Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 1999.
Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воронеж, 1997.
Кручинка М. Ребенок «с характером». СПб., 1996.
Ливер Бетти Л. Обучение всего класса. М., 1993.
Овчинникова И. Г. Эти родные неродные дети. М., 1983.
Одаренные дети. М., 1991.
Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
11. К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова должны быть отнесены функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта.
12. На первых порах за исходную точку при выработке методики изучения трудного детства можно принять схему разделения, предложенную и применяемую В. Груле, который различает 1) случаи трудновоспитуемости; обусловленные травмирующими влияниями среды (M ilieu-М); 2) случаи, обусловленные внутренне-психологическими факторами в развитии ребенка (Ania-ge-А);. 3) смешанные случаи (МА), которые, в свою очередь, распадаются на два класса в зависимости от доминирующего значения того или другого фактора (Ма и Am). Внутренне-психологические факторы (А) отнюдь не означают, по Груле, непременно патологических задатков.
13. Классификации трудновоспитуемых детей, предложенные Груле, Фолытлендером и другими, могут быть использованы при изучении трудного ребенка как эмпирическая схема.
14. Так как каждый конфликт, приводящий к образованию трудновоспитуемости, коренится в своеобразных, личных, особенных условиях истории развития ребенка, к изучению трудновоспитуемых детей следует применять методы и точку зрения индивидуально-психологические. Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики-ребенка, часто коренится в бессознательном, к изучению трудновоспитуемого ребенка следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии. Однако метод психоанализа в его классической форме неприменим при изучении трудного ребенка.
15. Схема изучения трудновоспитуемого ребенка, выработанная обществом "Индивидуальной психологии", может быть использована на первых порах в качестве средства для исследования конфликта, лежащего в основе трудновоспитуемости. Следовало бы во многом изменить, расширить эту схему и применить к специфическим особенностям нашей детской массы трудновоспитуемых. Следовало бы выработать и некоторое видоизменение схемы С. С. Моложавого для изучения трудновоспитуемого ребенка; ценным в его схеме является для этой задачи метод соотнесения поведения со средой. Нужно было бы создать вариант этой схемы для специальной задачи изучения трудного ребенка. Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства (Г. Рорщах, Бюран, Донней).
16. Изучение трудновоспитуемого ребенка более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка.
Одаренные дети
17. Выделение одаренных детей диктуется педологическими соображениями, именно быстрым темпом их развития и особенно школьного обучения. В виде опыта следовало бы попытку подобного выделения сделать научными средствами. Во всяком случае, следовало бы поставить, по крайней мере теоретически, вопрос об особом типе развития одаренного ребенка в связи со специальным обучением (музыкальное и т.д.).
Понятие «трудновоспитуемые дети»
Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными», вкладывая в это понятие социальную и педагогическую запущенность. В современной педагогической науке принято использовать термин «трудновоспитуемость», который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. Это могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты психического или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, затрудняющие социальную адаптацию и усвоение учебных дисциплин.
Педагоги связывают трудновоспитуемость непосредственно со сложностями в ходе учебно-воспитательного процесса, возникающими по причине сопротивления ребенка этому процессу. В зависимости от количества затрачиваемых сил и времени на коррекцию и устранение возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно условно разделить на следующие категории: дети с начальной степенью школьной дезадаптации, дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем, дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, неуспевающие с глубокой степенью запущенности.
В качестве причин, приводящих к проблеме трудновоспитуемости, исследователи называют как биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери, инвалидность и т.д.), так и социальные (семья, школа, окружающая среда). В общем смысле это обусловлено неблагоприятными условиями для полноценного развития личности ребенка.
Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми
Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения , а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.
Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.
Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.
Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря. Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело.
Понятие «одаренные дети»
Сам термин «одаренность» является производным от понятия «способности».
Определение
Под способностями психологи понимают такие индивидуальные особенности человека, которые проявляются и формируются в процессе деятельности, а также являются условием ее успешного протекания.
Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, так и специальные, помогающие достигнуть высоких результатов в конкретной сфере. Дети с общими способностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со специальными способностями могут проявлять себя в каком-либо отдельном направлении – музыке, литературе, истории, математике и других.
По поводу наличия способностей и их проявления в психолого-педагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии. Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными задатками – предпосылками развития способностей. Другие утверждают, что способности можно и нужно развивать. Безусловно, врожденные задатки представляют собой мощный фундамент для будущих способностей, однако при определенных условиях можно развить у ребенка какие-либо способности. Наиболее благоприятным периодом для этого единогласно признают дошкольный и младший школьный возраст.
Одаренные дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко проявляют свои способности. В целом одаренность – это сложное психологическое явление, которое охватывает личность во всех аспектах. Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может быть художественной, интеллектуальной, творческой или социальной (организаторской). Зачастую одаренность в специальной области называют также талантом, а если общество всецело признает достижения личности, то говорят о ее гениальности.
Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.
Особенности воспитания и обучения одаренных детей
Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.
Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.
Одаренные дети – это будущее государства, и они нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для реализации своих способностей.
Для работы с ними разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия. На практике существуют отдельные классы для обучения детей с более высоким уровнем развития или конкретными способностями. За рубежом уже действуют автономные экспериментальные школы, поддерживающие детскую одаренность. Кроме того, важное место занимает и подготовка специалистов – будущих педагогов, которые будут работать с одаренными детьми. Такие учителя должны обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора и эмоциональную стабильность.
Родителям и педагогам следует помогать одаренному ребенку в преодолении возможных препятствий, поддерживать его уверенность в своих силах.
Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».
Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются,Не умываются ,Не чистят зубы,Не читают книги,Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.),Не работают,Не женятся,Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этомупонуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).
С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:
Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);
- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.
Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.
Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.
Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.
Различают следующие виды дезадаптации :
патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.
психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бываетустойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – инеустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.
социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Выделяют две стадии социальной дезаптации :
- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.
- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.
В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.
Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).
Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.
На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.
Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.
Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.
Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.
Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.
Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.
Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.
Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а)астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б)циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в)гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г)лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д)сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е)психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж)эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и)застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к)истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л)дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м)неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н)конформный (подверженность групповому влиянию).
Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.
Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;
4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.
Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.
«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).
В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:
Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;
деморализацию – моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;
- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях
человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;
- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);
- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».
Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.
1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).
2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.
3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.
4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.
5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.
6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.
7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).