Бессмертие в даосизме - внутренняя алхимия. Даосская алхимия. Бессмертие в даосизме. Методы достижения бессмертия
Под словосочетанием «даосская алхимия» скрываются древние знания китайской традиции даосизма о трансформации человеческой природы и достижении бессмертия. Первоначально отталкиваясь от заимствования свойств и качеств у природных элементов, учение даосов вылилось в понимание бессмертия как результата постоянной работы над своим телом и духом. В этой статье мы рассмотрим, какие методы даосы считали действенными для достижения бессмертия человека.
Даосизм как учение
Учение о дао появилось еще за несколько веков до нашей эры. Однако сама философия даосизма оформилась только во II-V веке н.э. В ее основе лежит многогранное понятие «дао», означающее саму суть этого мира. Его трактуют и как вечное действие, благодаря которому существует мир, и как единую силу, пронизывающую все на свете. Дао можно сравнить и с христианским Святым Духом, и с тем, как индийские боги «танцуют» мироздание. Дао — это та искра жизни, из-за которой существует мир.
Ключевые фигуры даосизма: легендарный Хуанди
Существует несколько исторических персонажей, которых считают основателями даосизма. На сегодня мы точно не знаем, кто первым сформулировал принципы дао, однако все из описанных героев сыграли важную роль в становлении философии и школ даосизма.
Если рассматривать становление традиции в хронологическом порядке, то первым, кого стали называть основателем даосизма, был полулегендарный Желтый Император Хуанди. Историки не отрицают существование такого государственного деятеля, однако жил он столь давно — еще 3000 лет до н.э. — что его деяния слишком мифологизированы. Его считают не только создателем первого китайского государства, но и первопредком всех китайцев вообще. А с даосизмом его связывает создание нескольких трактатов на медицинскую и космологическую тематику. Одно его такое сочинение — Иньфуцзин — содержит множество рассуждений о внутренней алхимии, процессах внутри человеческого тела и взаимодействии человека с внешним миром.
Лао-цзы и «Дао Дэ Цзин»
Другим полумифическим персонажем, сыгравшим важную роль в становлении философии даосизма, является китайский мудрец Лао-цзы, живший за пять веков до нашей эры. Достоверность его биографии, да и сам факт реального существования Лао-цзы подвергаются сомнениям. Чего стоит одна только легенда о его рождении: якобы мать вынашивала его 80 лет, и родился он уже седым и мудрым старцем, причем не так, как рождаются все остальные люди, а из бедра матери. Впрочем, такая легенда лишь может свидетельствовать о масштабах мудрости Лао-цзы — его современникам не верилось, что столь почтенный старец мог прийти в этот мир так же, как и все остальные.
Главное наследие Лао-цзы — философский трактат «Дао Де Цзин» (“Книга пути и достоинства”), в котором описаны основные принципы и понятия даосизма:
- дао — понятие, лежащее в основе всего сущего, Абсолют;
- дэ — проявление дао, связанное с моралью и добродетелью;
- у-вэй — принцип недеяния, утверждающий, что иногда лучше остаться созерцателем.
Внешняя даосская алхимия
Поначалу бытовало мнение, что добиться бессмертия можно с помощью специальных снадобий и средств — якобы можно позаимствовать у веществ их свойства и таким образом изменить свою природу.
Органическим веществам приписывалось свойство удлинять жизнь, иногда на целые столетия и даже тысячелетия, но обеспечить бессмертие могла только неорганика — металлы и алхимические реактивы. На основе минералов создавались снадобья, которые надлежало регулярно употреблять в микроскопических дозах. Естественно, эликсир бессмертия, в составе которого была ртуть, киноварь, мышьяк и прочие подобные вещества, превращался в яд. Впрочем, ежедневная порция эликсира была столь мизерна, что смерть в результате отравления ядовитыми веществами наступала, только когда в организме накапливалось их достаточное количество. И то, подобную смерть считали одной из форм бессмертия (вознесение из физического тела), а легкие недомогания от снадобий — верным знаком на пути к вечной жизни.
Трактат «Баопу Цзы»
Важную роль в становлении и развитии методов внешней алхимии сыграл древний китайский ученый Гэ Хун. Он жил в IV веке нашей эры, состоял на службе у императора и посвятил свою жизнь алхимическим опытам и написанию трудов, в том числе и энциклопедических трактатов. Один из текстов, сохранившихся до наших дней, носит название «Баопу Цзы», что в переводе означает «Объемлющий пустоту мудрец».
Трактат Гэ Хуна «Баопу Цзы» содержит не только размышления о дао и принципах даосизма, но также много практической информации, касающейся достижения бессмертия и продления жизни. Несколько глав посвящены рецептам различных снадобий - как на основе минералов, так и на основе органических веществ. Гэ Хун замечает, что для эликсиров подходит только минеральное сырье высшего качества, не содержащее лишних примесей. Также сырье для эликсиров, бессмертия золото и серебро, обычно были весьма дорогостоящими. Именно поэтому Гэ Хун приводит много альтернативных рецептов с использованием растительных и животных компонентов.
Внутренняя даосская алхимия
Впоследствии от принципов внешней алхимии было решено отказаться в пользу методов, называемых внутренней алхимией. В их основе лежало постоянное совершенствование тела и духа, включая медитацию, специальные упражнения и постоянную работу над собой.
Последователи внутренней алхимии взяли за основу все те же принципы внешней алхимии, однако трактовали описываемые эликсиры бессмертия и вещества, необходимые для их создания, всего лишь как алхимические символы, аллегоризацию человеческого тела. На первый план вышло взаимодействие элементов и стихий внутри человеческого тела.
Считается, что на протяжении всей истории даосизма нескольким мудрецам удалось добиться бессмертия и покинуть свое физическое воплощение. К ним относят уже упоминавшихся выше Гэ Хуна и Лао-цзы. Причем существуют свидетельства о смерти Гэ Хуна, утверждающие, что через несколько дней его тело исчезло из гроба, якобы вознесшись в виде чистой энергии.
Принципы внутренней алхимии
Добиться бессмертия полагалось не с помощью специальных медикаментов, а полагаясь на гармонизацию собственного организма с окружающим миром. Жаждущему вечной жизни необходимо было выстроить свою жизнь в соответствии с ритмами природы: сменой дня и ночи, времен года и так далее. Кроме следования специальному режиму, нужно было также освоить различные практики и упражнения, помогающие нормализовать внутренние процессы. Важная роль отводилась дыхательным и медитациям — ведь эмоциональное состояние непосредственно влияло на физическое. Чтобы достичь бессмертия, полагалось освободиться от разрушающих эмоций и пребывать в состоянии абсолютного спокойствия.
Внутренняя алхимия обычно оперирует тремя основными понятиями - Ци, Цзин и Шэнь. Они представляют собой три субстанции, находящиеся в постоянном круговороте и формирующие человеческое бытие.
Энергия Ци
Жизненная сила, которую может сохранять и накапливать каждый человек, в соответствии с даосской алхимией носит название Ци. Иероглиф Ци также принято переводить как «эфир» или «дыхание». Считается, что Ци пронизывает все вокруг и является материальной основой всего происходящего. Если в организме человека нарушается циркуляция Ци — возникает болезнь. Со смертью Ци полностью покидает тело человека. Для того чтобы излечиться, нужно восстановить в своем теле правильную циркуляцию Ци. Тот же принцип встречается и в фэншуй — если в доме нарушено течение Ци, то живущих в нем будут преследовать несчастья.
Эссенция Цзин
Цзин — это скорее не энергия, а тонкая субстанция, из которой состоит тело человека. В более узком понимании это понятие употребляется для обозначения половой энергии человека в даосской алхимии. Цзин рассматривалась как врожденная и приобретенная — какая-то ее часть переходила от родителям к ребенку на генетическом уровне, в то время как другая накапливалась в течение жизни в виде питательных веществ, полученных из воздуха, еды и воды. Считалось, что совокупность врожденной и приобретенной Цзин хранится в почках.
Дух Шэнь
Третьей концепцией внутренней алхимии является Шэнь, символизирующий бессмертный дух человека. Шэнь - это то, что отличает нас от животных и помогает достичь бессмертия. Человек называет это сознанием или разумом. Именно Шэнь контролирует Цзин и Ци. Это наиболее тонкая форма субстанции, дающая ощущение ясности. Если дух Шэнь слаб, то ваше сознание словно пребывает в потемках. Шэнь также соответствует процессу мышления и всей нервной системе.
Меридианы тела
Даосская алхимия рассматривает тело человека как совокупность меридианов, по которым циркулирует Ци и другие энергии. Физиологически эти меридианы не выражены, но на них возможно повлиять путем воздействия на различные зоны тела (чем, в частности, и занимается акупунктура). Всего различают двенадцать парных меридианов, соответствующих определенным органам, а кроме них, отдельно выделяют передний и задний срединный меридианы. Обычно во время манипуляций с энергией в упражнениях Цигун и медитациях ее проводят именно по срединным меридианам.
Понятие о даньтянях
Согласно даосской науке о бессмертии и принципам внутренней алхимии, в теле человека расположено три резервуара для накопления энергии, называемых даньтянями (буквально — «поле киновари»). Даньтянь — это своего рода точки пересечения нескольких энергетических меридианов. Концентрация на ощущении даньтяня позволяет уплотнить его, словно набирая в резервуар энергию и упаковывая ее «до востребования».
Обычно рассматривают верхний, срединный и нижний даньтянь. В чем-то такая схема соответствует чакрам в йоге, правда, количество энергетических центров - не семь, а три. Верхний даньтянь, «корень мудрости», расположен в области третьего глаза (как Аджна-чакра). Срединный даньтянь, «корень духа», соответствует Анахата-чакре и располагается в центре груди. Нижний даньтянь, «корень цзин», расположенный чуть ниже пупка, соответствует трем нижним чакрам. В нем происходит преобразование эссенции Цзин в энергию Ци.
Работу с даньтянями и управление потоками энергии можно освоить с помощью регулярных занятий Цигун, йогой и медитаций. Даже занимаясь обычными физическими упражнениями, вы все равно задействуете все энергетические центры и каналы - именно поэтому после спорта чувствуется такой прилив сил.
Внутренняя Алхимия
Тексты древней мудрости с давних пор говорят о существовании Триединства энергий, необходимых для поддержания человеческой жизни, и, кроме того, определяющих наши циклы взаимосвязи с планетой и Космосом. Приобретение Внутренней Алхимии между этим внутренним триединством энергий приводит к воплощению нашего внутреннего духовного Света (Сознание Космического Христа). Эти энергии работают в «Единстве Троицы». Когда мы приводим наше существо во внутренний энергетический баланс, только тогда, мы естественно способны к внутренней алхимии. Наш процесс перекалибровки включает возможную внутреннюю алхимию сил, которые с недавних пор присутствуют на Земле. Поэтому события декабря 2012 сделали процесс внутренней алхимии впервые возможным для человечества на этой планете. Древние эзотерические учения открывали часть этой мудрости в ходе многих строгих обучений, тренировок, медитаций и многих лет суровой дисциплины для достижения алхимии. Во многих случаях эти методы и принципы изучались в тайне на протяжении многих жизней, чтобы в итоге достичь духовного освобождения. Наш планетарный цикл сознания требует, чтобы мы двигались от эзотерических доктрин (тайных) к экзотерической доктрине (общедоступной). По существу отражение в макромире больше проявит наш внутренний мир во внешний, и мы увидим это в нашем окружении. Мы увидим то, что есть на самом деле. Меньше останется скрыто, и человечество начнет осознавать обширную картину, связывающую все отношения и обуславливающую причины событий.
Предыдущие алхимические исследования пытались использовать внешние вещества, объекты, эликсиры или препараты для активации внутреннего алхимического процесса посредством внешних стимулов. Часто эти «внешние алхимические» процессы проходили с потерями, в результате которых наносились повреждения, исказившие первоначальный образец ДНК.
Истинная внутренняя алхимия отличается тем, что, работая с энергиями, уже присутствующими в человеческом теле, является органическим процессом алхимии нашего духа, в противоположность использованию любого вещества, не принадлежащего организму.
Эта Внутренняя Алхимия становится возможной в настоящее время как естественная часть биологического процесса Духовного Вознесения. При этом человеческое тело становится «священным склепом» (котлом), в котором живет Триединство энергий, культивирующее хорошее здоровье и баланс тела, эмоций, ума и духа. Когда идеальный энергетический баланс или «родство трех» объединены посредством внутренней алхимии между этими энергиями, все аспекты многомерного существа возвращаются к Единству. В конечном итоге, поскольку мы возвращаемся к исконному Единству с Божественным Источником, мы воскресаем в нашем вечном теле через Вечный Свет Бога.
Внутреннее Триединство или три сокровища
В конце цикла в декабре наша планета начала получать Квинтэссенцию Универсальной Матери (Космический элемент Эфира), который является веществом, алхимически зажигающим и оживляющим земную материю элементной жизни. Этот Космический Эфир преобразует основные элементы нашей Земли, так же как и элементы нашего тела. Назначение Квинтэссенции Матери по отношению элементам ДНК физической материи - начало алхимического воскрешения Внутреннего Христ а . Материальное проявление является результатом введения в планетарное энергетическое тело этого элементного бытия, которое не было представлено в нем прежде. Квинтэссенция алхимически изменяет Внутреннее Триединство энергий, поскольку эти энергии находятся в человеческом теле и плоти. Большинство из нас не имели этих энергий или в качестве культивированных, или развитых в прошлом цикле, определенном как вампирическая и чахоточная модель. В настоящее время наши тела претерпевают множественные изменения, чтобы приспособить это внутреннее триединство энергий, что в конечном итоге приведет к нашему внутреннему энергическому балансу, и, следовательно, священному союзу.
Внутреннее Триединство или Три Сокровища содержат: Эссенцию жизни (Дзин), Дыхание жизненной силы (Ци) и Божественный дух (Шен).
- Дзин 精 - «эссенция питательного вещества, очищение; экстракт; извлечение; дух, демон; сперма, семя»
- Ци 氣 - «жизнеспособность, энергия, сила; воздух, газ; дыхание; ток; энергия; отношение»
- Шен 神 - «дух, душа, осмысление, бог, божество, монада; сверхъестественное существо»
Внутреннее Триада становится Единством
Для баланса и объединения внутренней триады энергий, необходимо сосредоточиться на Единстве жизни и тела. Мы «видим» Единство, когда мы живем с пониманием, что мы связаны во всем со всем. Внутреннее Триединство энергий составляет всю жизнь, все, что существует. Каждый из нас способен понять и применить эту внутреннюю алхимию самостоятельно, следуя рекомендациям для сбалансирования наших внутренних духовных энергий. Поскольку мы обращаемся к местам, в которых можем принести баланс в эти энергии, мы стараемся избавиться от вредных блокировок для восстановления энергетического баланса тела. Многие из нас имеют блокировки или утечки одной или всех этих внутренних энергий. Мы вступаем во время, когда эти блокировки требуют очищения для создания нашего долгоживущего тела, построенного посредством поддержания баланса этих энергий. Квинтэссенция Матери ускоряет и поддерживает этот процесс в наших физических телах посредством активации внутреннего триединства энергий. В свою очередь, тоны Кристального тока повторно шифруют элементную запись систем физического тела. Пришло время узнать об этих энергиях, как о сознательном действующем обмене информации в теле.
Эссенция Жизни, Дзин , соответствует энергиям физического тела. Сохранение Дзин в теле в значительной степени сосредоточено на возможности фактического внутреннего процесса алхимии. Если мы злоупотребляем физическим телом и допускаем утечку своих энергий, то внутренняя алхимия становится невозможной. Естественный закон - закон сохранения, в том случае, если мы сохраняем и используем нашу физическую энергию мудро и эффективно, она питает две других взаимосвязанных энергии. Вот почему многие из нас во время процесса духовного подъема чувствуют себя тихими, сонными или сохраняющими физическую энергию. Наши тела, мускулы и части тела должны изучить, как стать полностью расслабленными, чтобы позволить внутренним энергиям течь по всем системам тела. Эта эссенция сохранена в почках, и связана с эфирным отпечатком, запись которого несет наша ДНК, сохраняя его кармическую историю в нашей крови. Когда мы нервничаем, употребляем снотворное, злоупотребляем нашей сексуальной жизнью, наша физическая сущность быстро истощается. Поскольку мы ищем баланс в теле, мы балансируем нашу жизненную эссенцию, содержавшуюся в теле, и это поддерживает Внутреннее Триединство энергий. Когда мы дисциплинируем себя, внося баланс в наше тело и расслабляя наш разум, (очищая негативное эго), Дух (Шен) берет на себя функции через Дзин тела, что очень желательно.
Божественный Дух, Шен - Подлинный Дух тела. Мы определяем подлинный дух для того, чтобы выявить наличие одержимости низшими духами, которые могут подключаться к человеческому телу и пытаться управлять им. Цель состоит в том, чтобы тело наполнить только единственным Духом, подлинным Духом Бога. В это время мы можем признать, что все происходящее в теле, зависит, в конечном итоге, от отношений с нашим Божественным Духом. Если мы не знаем себя, мы не знаем наш Подлинный Дух. Нельзя познать Дух Бога, пока не познаешь себя, обладая самосознанием. Посредством медитаций, молитв и вдохновения сосредоточенного сердца, мы можем осознать наш подлинный Божественный Дух или Шен. Доступ к Духу - через наше сердце, включая нервную систему, и когда происходит объединение в нашем существе, Хара («силовой блок» организма, состоящий из трех чакр: манипуры, свадхистаны, муладхары - от переводчика) находится в комплексе. Баланс и здоровье нашего Подлинного Духа в материи основывается на балансе эссенции тела и жизненной силы. Ни один из этих трех не может существовать друг без друга. Наши энергии духа - интеллект, включающий много сложных уровней нашего многомерного существа. Наши энергии Божественного Духа, спускаясь в тело, являются, в конечном счете, «сознанием». Сознание, интеллект нашего подлинного духа, перекрывает низшее эго ментального тела. Мы заключаем в себе сознания различного уровня, когда мы воплощаем интеллект нашего тела духа на различных уровнях. Воплощение Единственного Духа Бога в нашем теле интеллекта - биологическое энергетическое расширение и процесс эволюции, названный Духовным Вознесением. Это означает, что наше аурическое тело и его энергии расширяются, чтобы охватить больше уровней Планетарных, Галактических и Всемирных полей многомерного сознания, пока не достигнут Единого. Процесс Духовного Вознесения - естественный и органический процесс биологической эволюции каждого живого существа. Эта возможность возвратилась к планете в течение Кристального Управления и начала цикл планетарной и человеческой физической трансмутации.
Прежде всего нужно постараться понять, что китайская культура имеет свои представления, иногда принципиально противоположные понятиям культур других стран. Даосизм, а тем более бессмертие в китайской традиции хотя и известны сейчас повсюду, однако возьму на себя смелость сказать, что совершенно не изучены. Особенно это касается наиболее древнего пласта даосизма и так называемого учения шэньсяней. Это не удивительно, и в Китае на каждом шагу встречается тоже самое. Так вот, китайское бессмертие это вовсе не желание оставить о себе память потомкам, и не стремление жить на земле вечно (а физическое бессмертие и долголетие хотя и считались реально достижимыми, но никогда не были высшей целью даосизма), а есть реализация высшей свободы, которая имеется в каждом человеке, но человек обычно о ней и не подозревает. Об этом хорошо написано в «Главах о прозрении истины» (Учжэньпянь). Таким образом, даосизм это не философия, и не религия, а Путь Свободы. Конечно найти суть даосизма среди временных наслоений и искажений очень сложно, но и сейчас в Китае есть люди, которые несут ту, наиболее древнюю традицию даосизма…
Даосская алхимия есть УЧЕНИЕ об обретении ЕДИНСТВА. Причем не физического или жизнепроявления сознания (как у нас понимают дух), а достижение особого состояния, ЯВЛЯЮЩЕГО СОБОЙ ВЫСШЕЕ ВОЗМОЖНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДУХА.
Китайское бессмертие более имеет своей целью бессмертие духовное, нежели физическое. Во внутренней алхимической практике существуют определенные стадии, которые характеризуются отнюдь не феноменами цигун, а ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ изменениями и трансформациями. Так можно выделить Жэнь сянь (Бессмертный человек), Ди сянь (Земной бессмертный), Шэнь сянь (Духовный бессмертный), Тянь сянь (Небесный бессмертный), Цзинь сянь (Золотой бессмертный) и некоторые другие. Хотя не все школы даосизма называют одинаковые уровни внутренней алхимии одними названиями. Единственно нужно особо отметить, что китайское обозначение Дух не имеет ничего общего с понятием Сознание, о чем и говорит сам иероглиф Шэнь (переводимый просто как Дух).
Даосская алхимия, как известно, ранее называлась двумя терминами: НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ (что обычно и переводят как внутренняя и внешняя алхимия). Сам иероглиф ДАНЬ обозначает тигель, в котором происходит плавление. Однако, мало кто знает (а даосы на этом настаивают), что это учение существовало еще с незапамятных времен, и известно в Китае как минимум с ХУАНДИ . Учение это называлось ХУАНЛАОСЮЭ - т.е. учение ХУАНДИ-ЛАОЦЗЫ . Это учение имеет и другие названия. А сами термины НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ появились уже гораздо позже, в начале нашей эры. На самом же деле, алхимией можно назвать лишь ВАЙДАНЬ, как учение о внешнем выплавлении эликсира. Внутренняя же алхимия (которая в науке считается производной от внешней), имела в традиции гораздо более высокий и древний статус. Алхимией же называю это более по привычному стандарту, чем по смыслу… Именно о внутренней алхимии и пойдёт дальше речь.
Краткое описание основных стадий даосской внутренней алхимии
На сегодняшний день среди людей распространена масса различных толкований бессмертия в даосской алхимической традиции. Поэтому хотелось бы расставить точки над и, и пролить свет на данный вопрос. Итак, речь пойдёт об общем представлении процесса даосского пути внутренней алхимии, не более того… Однако необходимо помнить, что такая краткость нужна лишь для общего понимания процесса, тогда как в практическом плане на каждом из этапов существуют свои подводные камни, секреты и тонкости, и в данных тонкостях поможет разобраться только исключительно истинный учитель.
Схема, изложенная в данной работе, основана на изучении трактатов с одной стороны и наставлениях Учителя с другой.
Существует установленная даосская классификация насчитывающая 5 видов бессмертия, вот её структура:
- Бессмертный призрак — Гуй сянь.
- Бессмертный человек — Жэнь сянь.
- Земной бессмертный — Ди сянь.
На самом деле перечисленные виды бессмертия, кроме Бессмертный призрак鬼仙 Гуй сянь, есть не что иное как результаты последовательного достижения человеком различных стадий внутренней алхимии.
1. Бессмертный призра — Гуй сянь
К достижениям внутренней алхимии не имеет прямого отношения.Данный вид бессмертия является плодом шаманских практик, позднего Чань буддизма, некоторых упрощённых ветвей буддизма, псевдодаосизма, различных практик продвинутой медитации. Во время таких практик в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения человек выводит свой иньский дух из тела. Однако человек, практикующий данные методы, остаётся, не смотря на имеющиеся достижения, обычным смертным. И более того, после своей смерти такой человек уже не может переродиться, так и оставаясь на этом уровне псевдовысокого развития навсегда. В даосизме подобные практики строго запрещались. Однако имеется в виду серьезная проработка данных практик, а не простое тихое сидение, стояние, и т.п.
2. Бессмертный человек — Жэнь сянь. Первое серьёзное достижение внутренней алхимии
Жэнь сянь — человеческий бессмертный или бессмертный среди людей.Первой стадией алхимии является достижение уровня Бессмертный человек 人仙 Жэнь сянь. Стадия бессмертия Жэнь сянь на самом деле является промежуточной стадией, через которую в обязательном порядке лежит путь к бессмертию. Данная стадия представляет из себя всего лишь совершеннолетие, пик расцвета физиологии. Каждый человек в жизни проходит период人仙 Жэнь сянь, человеческое бессмертие. Именно в этот период юношества, у людей особенно наполненное и высокое энергетическое и физическое состояние.
Если начать практиковать внутреннюю алхимию непосредственно в этот период, то можно очень быстро завершить вторую стадию - 地仙 Ди сянь Земного бессмертного. Если время 人仙 Жэнь сянь (юношество) прошло без практики даосской алхимии, то необходимо вернуть организм, а вернее его внутреннюю структуру до юношеского уровня физиологии. Иначе дальше двигаться бесполезно, и более того — невозможно…
Т.е. мы видим что данная стадия пока еще не бессмертие, а лишь достижение высшей наполненности изначальной энергией, т.е. Мин.(Термин Мин обозначает в целом телесные и энергетические составные части человека. Также он имеет ещё значение - Судьба. Однако остановимся пока на его значении обозначаемом телесное).
Полнота Мин — это наличие полноты энергии. Но само тело на этой первой стадии 人仙 Жэнь сянь все еще не достигло внутренних изменений (так как это должно происходить на следующей стадии Ди сянь 地仙 Земного бессмертного), и внутренние органы и т.п. ещё не получили преобразования. Поэтому даже при полноте Мин возможны болезни, и требуется дальнейшее преобразование в следующую стадию Ди сянь地仙 Земного бессмертного, чтобы избежать болезней, вызванных несовершенством тела.
Однако почему же данной стадии, не являющейся самой по себе бессмертием соответствует название 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек?
Дело в том, что зачастую люди, впервые узнав о методе от учителя алхимии и начав практиковать алхимию, уже далеко не юноши. Вот поэтому, будучи уже в возрасте, им и приходится специальными алхимическими методиками достигать юношеского состояния энергии и юношеской бодрости тела. И если человеку было к примеру 40-50 лет и даже намного больше, то практиками алхимии он сможет реально достичь внутреннего состояния юноши. Именно такое чудо и послужило присвоению данной стадии названия 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек. Однако речь пока идёт только о наполнении энергией и доведения её до уровня юноши. На следующем уровне — Земной бессмертный 地仙 Ди сянь, основным требованием к преобразованию тела является преобразование внутреннего энергетического и физиологического состояния, что и происходит в обязательном порядке. Если же говорить о преобразовании тела по внешнему виду до состояния молодости, то это может происходить по желанию.
И ещё пару слов. Под Жэнь сянь в практическом смысле обычно понимают человека, возвратившегося во внутреннее состояние юношества, т.е. восполнившего Мин. Полнота Мин и есть признак Жэнь сянь. Однако, на уровне Жэнь сянь Мин растрачивается так же как и у обычного человека, т.е. её полноту надо поддерживать постоянными практиками, так как из стадии Жень сянь легко обратно стать обычным человеком, растратив Мин. Что касается обратимости вспять последующих стадий:
- Земной бессмертный — Ди сянь.
- Духовный бессмертный — Шэнь сянь.
- Небесный бессмертный — Тянь сянь.
то достигнув полностью какой либо из них, свойства и достижения данных стадий необратимы.
Ради справедливости стоит отметить, что Мин восполняют специальными алхимическими упражнения, аналога которым нет как в книгах по алхимии, так и в книгах по цигун. Наставление может дать исключительно истинный Учитель.
3. Земной бессмертный — Ди сянь. Второе серьёзное достижение внутренней алхимии
После достижения человеком состояния полноты Мин (энергии тела) - первой стадии — Жэнь сянь Бессмертный человек, следующей, и 2 по счёту стадией является — Земной бессмертный — Ди сянь. Эта стадия как раз и есть достижения того, что все понимают под бессмертием — бессмертие физического тела на земле. (Стоит заметить, что достижение Земного бессмертия как раз и есть цель и конечное достижение внешней алхимии, в отличие от внутренней, про которую мы сейчас говорим.)
Сейчас стоит рассмотреть специальный термин Син, который будет встречаться далее неоднократно. Син - это характер человека, его умственные способности, его внутренний мир. Объединено это всё душой, или другими словами духом Инь.
На этой стадии Земного бессмертного Син и Мин человека сливается в одно целое, зарождая тем самым Духовный зародыш - янский дух Яншэнь. К тому же от слияния Син и Мин Возникает некое подобие вечного термоядерного двигателя в собственном теле в условиях Земли поэтому и возможно бессмертие и такие способности…
Понятие соединения Син и Мин абсолютно одинаково на стадиях:
- Земной бессмертный — Ди сянь.
- Духовный бессмертный — Шэнь сянь.
- Небесный бессмертный — Тянь сянь.
А различие кроется в дальнейшем развитии янского духа, который зародился от Слияния Син и Мин на данной стадии Земного бессмертного.
К сожалению написать, как проявляется образование духовного зародыша у внутреннего алхимика на стадии Ди сянь нельзя по соображениям закрытости информации.
Так как если методология алхимии является наиболее закрытым разделом алхимии, то часть связанная с ощущениями в процессе трансформации — еще более скрыта. Потому как даже посвященному намеренно не объясняют ощущения предварительно, дабы он не пытался сознательно вызывать и отождествлять их.
Однако вернёмся к описанию свойств Бессмертного человека. Не смотря на соединение Син и Мин, и обладание янским духом Яншэнь Земной бессмертный хоть и может существовать бесконечно долго на Земле, но его тело может быть разрушено убийством или несчастным случаем. Поэтому и такое казалось бы высокое достижение уровня Земного бессмертного не считалось высоким и все практикующие стремились подняться выше, рассматривая эту стадию земного бессмертного лишь как промежуточный этап.
Следует добавить однако, что и на предыдущем и на этом этапе есть возможность совершенствования различных качеств своего уровня, но это уже не основной путь, а боковые тропинки.
Если человек не задерживается на стадии Ди Сянь и идет дальше, то его тело может не успевать вернуться по внешнему виду до состояния которое было в молодости, и внешне смотреться для окружающих старческим, внутренне будучи словно здоровым младенцем. Если же специально задерживаться на стадии Земного бессмертного — Ди сянь, то путем долгого преобразования можно вновь сделать юношеским тело, однако такая практика (с такой целью) для даосов вполне понятно не является главной. Соответственно стадия — Ди сянь служит связующим звеном предыдущих и последующих стадий, и главным в ней является слияние Син и Мин, и зарождение Духовного зародыша янского духа Яншэнь, а не преобразование внешней части физического тела до уровня юношеского состояния.
Вот картина этой стадии — Ди сянь:
На изображении мужчина, так изображали чань-буддистов. Положение рук здесь непринципиально. Но здесь с таким же успехом могла быть нарисована и женщина, путь никому не закрыт, все равны в такой возможности.
Дело в том, что древний даосизм и Чань до 6-го патриарха это одно и тоже! Лю Хуаян, которому приписывают данный трактат и изображения, был чаньским монахом, который, разочаровавшись в ложном чань, перешел в алхимическую школу и вновь засвидетельствовал древнее единство этих школ. Древний даосизм и древний чань это одно и тоже.
Поэтому в них одни и те же этапы. Поэтому у этих картинок нет никакого отличия с другими картинками из даосских трактатов за одним исключением: там тоже самое выполняют люди даосского вида.
4. Духовный бессмертный — Шэнь сянь. Третье серьёзное достижение внутренней алхимии
От соединения Син и Мин, которое произошло на предыдущей стадии Земной 6ессмертный — Ди сянь зародился Духовный зародыш, янский дух Яншэнь.
Духовный зародыш — Яншэнь на этой стадии - 4.Духовный бессмертный — Шэнь сянь выходит из головы (то есть ещё только рождается в духовном мире), его еще придётся воспитывать и развивать. Это похоже на то как мать (тело) заботится о ребенке (дух). После его укрепления и реализации этого этапа этот дух перейдёт на более самостоятельный этап этой стадии Духовного бессмертного и сможет перемещаться, выйдя из тела в любую точку Вселенной, прежде всего чтобы понять ее устройство и впоследствии для осуществления духовной работы.
Вот картина этой стадии:
Убить Яншэнь уже невозможно, он бессмертен. Но еще остается тело, которое требует внимания… и нуждается в защите, от разрушающих внешних факторов.
Попасть на стадию Духовного бессмертного, минуя стадию Земного бессмертного, никак нельзя. Ореол вокруг Яншэнь — это золотой свет, такой же как нимбы на иконах. И когда зародыш выходит или возвращается в тело через макушку, то свет исходит от головы.
Далее на определенной стадии развития янского духа Яншэнь обретает возможность делиться, воспроизводя таких же двойников. Их количество постепенно можно довести до огромного множества. Они могут выполнять различную духовную работу в разных мирах. Именно тогда происходит полное понимание устройства и законов Вселенной и смысла дальнейшего развития. По желанию практикующего эта фаза может быть растянута на очень долгий срок. Например можно засесть в пещеру на тысячелетия и практиковать в духовных телах…
Вот картина этого процесса деления янского духа:
Если практикующий обретя возможность выводить свой янский дух покинет тело насовсем, а у него на данном уровне появляется такая возможность, то тогда ему придется уйти, не достигнув высшего возможного завершения на Земле — Небесного бессмертного.
Стоит сказать несколько слов о внетелесном опыте в целом. Есть 3 вида внетелесного опыта: мир сновидения, выход иньского духа, выход янского духа. Если сохраняется нормальное дыхание, то речь идет лишь о сновидении, реального выхода иньского духа нет.
Хотя в даосизме и есть практики, направленные на работу со сновидениями, но в его высшем разделе — алхимии, их не только не используют, но и наоборот выполняют специальные упражнения для прекращения сновидений. Ибо в сновидении иньская энергия преобладает над янской и это может сильно препятствовать настоящей практике и даже приводить к необратимым изменениям.
Во время же выхода янского или иньского духа тело недвижимо, но в отличие от выхода иньского духа выходы янского духа не вредят телу и могут быть очень долгими, на разных стадиях от нескольких дней до нескольких лет и т.п. Соответственно, вывод иньского духа из тела приносит телу вред, и продолжительность такого выхода мала по сравнению с продолжительностью выхода янского духа.
Однако, первый выход янского духа должен быть кратковременным, дух сразу возвращают в тело.
Если человек видит свое тело в том же положении, из которого вышел дух и пространство тем же самым, то это выход духа инь, если пространство текуче либо тело совсем в другом положении, то сновидение.
5. Небесный бессмертный — Тянь сянь. Четвёртое серьёзное достижение внутренней алхимии
Итак, Тянь сянь. Напомню, что уже предшествующая стадия может быть растянута на бесконечно долго. Но у бессмертного духа еще остается не превращенное тело. Поэтому остается еще возможность осуществления высшей стадии, которая согласно алхимии возможна на Земле — превращение этого тела в тело света. Это наиболее трудное занятие, потому как требует 9-10 летней неподвижности. Ее должны обеспечить либо верные ученики и единомышленники, Учитель, либо сокрытие, замуровавшись в пещере в соответствии с определенными правилами.
После ее осуществления тело и дух сливаются воедино в «тело» света, и когда достигший уходит с земного плана, ничего не остается… (Кроме каких-либо вещей, как в случае с туфлей Бодхидхармы)
Это высшее достижение всячески искажается современными подвижниками, такими как Шри Ауробиндо например, которые пытаются преобразовать тело непревращенным сознанием. Эта затея совершенно бесполезна…
Если же по каким то причинам практикующий не доходит до высшей стадии — Тянь сянь, то он может либо сам по желанию либо в силу обстоятельств «освободиться от трупа». В зависимости от достигнутого уровня, его оставшееся тело может быть не подвержено гниению, а само мумифицироваться либо даже сгорать от внутреннего огня…
В случае освобождения от трупа тело в любом случае меняется в невозвратимую сторону, и покинувший его бессмертный больше не может возвратиться в своё оставленное тело обратно. Вспомните рассказ о жизни Ли Тегуая.
Вот картины этой стадии:
Есть еще одна деталь, если практикующий завершил полностью стадию — Тянь сянь и вдруг остались ногти, части кожи и т.п., то нет основания утверждать что он окончательно завершил стадию Небесного бессмертного. Поскольку после окончательного завершения стадии Небесного бессмертного от тела не остается ничего…
Часто за тело света миряне принимают сияние янского духа, что является более низшей стадией — Шэнь сянь, как мы с вами уже знаем…
Итак, мы заканчиваем данное описание стадий даосской внутренней алхимии, и как видим чисто физическое бессмертие вовсе не центральная цель даосской внутренней алхимии, и на самом деле нет ничего общего с обще распространенным мнением о даосах, как страстно желающих лишь добиться физического бессмертия и вечно пребывать в суете земной жизни. Анализ древнейших текстов и знаков позволяет увидеть, что в древности жизнь обычного обывателя сравнивалась символически с тюремным заключением, где господствует автоматизм и несвобода. Перед каждым «арестантом» стоит выбор — либо смириться в ожидании конца, либо попробовать рискнуть и сбежать из клетки. Для даосов таким способом «сбежать» стала практика даосской внутренней алхимии. Совсем недавно обнаружил, что в древних текстах крия-йоги стадии полностью соответствуют даосским, прибавим сюда и практику Чань до 6-ого патриарха, что и позволяет сделать вывод, что знание и практика именуемое как даосская внутренняя алхимия было распространено в древности под различными названиями, среди народов Китая, Индии, Тибета. Однако более подробно эту тему древнего единства и распространения практики внутренней алхимии стоит осветить в будущем.
Артемьев Д.А.
Даосская алхимия — если проводить аналогию со школой, это средняя школа, где обучают создавать личный неисчерпаемый источник жизненной силы.
Этот рисунок был создан продвинутым даосом в золотой период внутренней алхимии, когда множество даосских и буддистских школ (позже в Японии даосско-буддистские учения стали называться дзен) и монастырей получали поддержку императора.
Целительное Дао расшифровывает, изображенные на нем странные символы и проясняет связь между их телом, природой и Вселенной. Древний даос рассматривал человеческое тело как микрокосм мира природы. Тело и внутренние органы представляют собой внутренний ландшафт со своими реками, лесами, горами и озерами, которые гармонично сочетаются с внешним ландшафтом планеты Земля. А позвоночник достигает духовного пика в районе головного мозга.
На рисунке также изображена схема циркуляции потока энергии –ци по меридианам микрокосмической орбиты (малый небесный круг). Цель внутренней алхимии - в очищении, развитии и преобразовании наших внутренних органов и сексуальной энергии.
Сексуальная энергия – основной ингредиент внутренней алхимии. Ключ к описанию – это (1) река сексуальной энергии, текущая вниз. Умение заставить эту реку течь вверх - это начало внутренней алхимии, высшей духовной практики.
Мальчик (2) и девочка в области промежности (CV-1) – это яички и яичники, или левый глаз и правый глаз. Если мы сексуально возбуждены или испытываем оргазм, и в нас родилось чувство любви, то можно приступить к процессу внутренней алхимии. Используя силу сознания и любви сердца, а также движение глазных яблок для движения сексуальной энергии, мы смешиваем энергии секса и любви до тех пор, пока новая легкая энергия не потечет к первым воротам.
Первые ворота, ворота хвоста, располагаются к востоку от кончика копчика (3). Этот центр – точка соединения почек, первая ступенька лестницы (GV-1), поднимающейся к небесным высотам. Неважно, каким количеством энергии сексуального возбуждения или оргазма мы обладаем, данная методика трансформирует ее и перекачает вверх.
Следующий центр (4) – это крестец (GV-2), показанный в виде длинного бруска с восемью отверстиями. Он также известен как бессмертные пещеры, в которых энергии земли смешивается их с сексуальными энергиями.
Затем энергия течет верх к (5) Дому Почек (CV-4).
Алхимический процесс начинается из центра в области пупка (изображен котел (6)), под которым зажжен огонь. Пламя огня нагревает и трансформирует сексуальную энергию.
Четыре символа Инь и Ян (7) внутри круга движут жизненную силу Ци и сексуальную энергию, накопленную в нижнем «котле».
Бык (8) – это символ энергии земли и упрямства. Мальчик с плугом(8) - это необходимость культивировать внутреннюю энергию, пока не посажено семя (Бессмертного Ребенка) и урожай не собран или золотая монета не отлита. Земля (селезенка – желтая Земля) – это основа нашего существа и фундаментальный источник питания.
Следующий центр (9) располагается под почками напротив позвоночного столба. Если сконцентрироваться на правой почке, то можно почувствовать Ци, текущую по направлению к макушке.
Ткачиха (10) возле правой почки - это Инь, или лучшая вода, хранящая внутренний ян, притягивающий активный ян.
Энергия движется вверх через скалистый позвоночник к точке Т11 (GV-6), расположенной в центре позвоночника между надпочечниками.
Поднимаясь выше по скалистому позвоночнику, мы попадаем в точку (13) C7 (GV-14), или Большой Молот, где соединяются все меридианы ян.
Следующая точка располагается у основания черепа (14) и называется нефритовой подушкой (GV-16).
Энергия движется к макушке, где соединяется с центром (15) - Морем Спинного Мозга.
Энергия движется к центру головы, где расположены 9 Вершин Горы (16) (17) (18) (19) (20) и пещеры. Это Гора Кум Лун, являющаяся одним из священных мест Дао. Это - Земля Бессмертия. Вершины гор соединяются с точками макушки, которые, в свою очередь, имеют непосредственное отношение к Универсальной Силе.
Вершина Царства Бессмертия вместе с расположенной над ней Жемчужиной (21) – это сущность жизненной силы и сексуальной энергии, превращенной в энергию духа и мудрости. Цель этого превращения в объединении Высшего Я, представленного Жемчужиной, с Духом.
(22) Мудрый человек, Лао Цзы сидит в обители нашего духа – третьем глазе (GV-24), в Зале Духа Внутреннего Двора.
Бодхидхарма, основатель дзен-буддизма в Китае - это человек(23), воздевший руки, чтобы соединиться с Небесной Энергией.
Два круга (24) – это глаза, или мальчик и девочка, ступающие на водяное колесо, чтобы перемещать энергию внутри нашего тела.
Полосы (25) и (26) – полосы радуги - представляют Управляющий и Функциональный меридианы, встречающиеся в точках выхода. Пять линий в каждой полосе показывают, что они несут 5 янских и иньских энергий органов.
Когда мы касаемся (27) Языком верхнего неба, эти два меридиана соединятся и замыкают цепь движения Ци.
Сладкий нектар или эликсир стекает вниз из точки (28) Озера Росы, которое питает мозг, в (29) Бассейн Рта (GV-28), или Перекресток Рта. Здесь (CV-24) мы получаем жидкость для Небесного Бассейна (30).
Поток нектара и Ци достигает точки горла (31), или Пагода из Двенадцати Камней (CV-22), или Спешащие Небеса.
Поток нектара устремляется в (32) Языки Пламени, находящиеся в области перикарда, они помогают охладить и оросить сердце.
В сердечном центре (33) находится Горсть Рисовых Зерен, один из 12 символов императорских украшений. Рисовые зерна символизируют изобилие. Одно маленькое зернышко риса содержит в себе целую Вселенную.
Пастушок (34) укладывает звезды в Большой Ковш. Это указывает сезоны и расположение Полярной Звезды. Это также помогает научиться собирать астральную силу.
(35) Млечный Путь помогает соединить сердце и почки, уравновесить силы воды и огня.
(36) Дух Легких (Hwa Hao) заполняет пустое пространство, на чем функция легких кончается.
(37) Солнечное Сплетение известно как средний Даньтянь.
(39) Лес соединяется с печенью, элементом дерева.
(39a) Дух Желчного Пузыря (Lung Au) называют ярким и величественным духом.
(39b) Дух Селезенки (Chaeng Tsai) называется шатром души.
Наконец, энергия спускается в нижний центр, где изображен (40)Мальчик с Плугом и Буйвол (6), Котел и 4 движущихся шара инь/ян (Тай Чи). Поток Ци возвращается в точку (1) Море Ци, замыкая круг. Каждый раз при своем течении вниз Ци очищается, каждый новый виток преобразует и очищает энергию Ци. Таким образом мы активизируем процесс переработки энергии, обеспечивая себя неисчерпаемым источником Жизненной Силы.
Внутренняя Алхимия (内丹 - Нэйдань) – это особые методы высшего уровня, основу которых составляют медитативные практики (打坐 - Дацзо), предполагающие сидение в неподвижном покое и безмолвии (静坐 - Цзинцзо). Их целью является духовное развитие человека, которое дает возможность понять самого себя и свое предназначение в этом мире.
Принципиальное отличие Нэйдань от Цигун заключается в том, что методы обычного Цигун позволяют работать с обычными видами энергии, позволяют оздоровить тело, уравновесить циркуляцию энергии и достичь контроля над своими чувствами и эмоциями. А методы Внутренней Алхимии позволяют работать не только с обычной энергией и с обычным сознанием, но и с изначальной энергией человека и его изначальным духом (божественной природой), что существенно повышает эффективность всех энергетических практик по развитию тела и сознания.
Работая с изначальными сокровищами Юань Цзин, Юань Ци и Юань Шэнь, а также с истинной (чжэнь) Ци Неба и Земли и используя специальные практики, человек выплавляет в своем теле особое энергетическое образование - Эликсир Бессмертия (金丹 – jindan – цзиньдань - пилюля бессмертия, эликсир бессмертия, золотой эликсир, золотая пилюля, золотая киноварь). В дальнейшем этот Эликсир используется для открытия обычных, чудесных и алхимических каналов, изменения физического тела и совершенствования Души и Духа.
В результате можно обрести абсолютное здоровье и существенно продлить жизнь. До недавнего времени именно методы Внутренней Алхимии хранились в очень большой тайне, в отличие от обычных методов Цигун, достаточно широко распространенных в мире. Внутренняя Алхимия - это сердце, самое ядро Даосской Традиции, и в Школе Чжэнь Дао этому разделу уделяют самое большое внимание.
В каждом человеке присутствует его сокровенная духовная («божественная») природа, и цель практик внутренней алхимии – пробудить ее! В повседневной жизни мы больше направлены вовне, на взаимодействие с окружающим миром, познавая и изучая его. При этому обычно у нас формируются жизненные цели, направленные главным образом на материальные аспекты нашей жизни. Однако такой образ мышления часто приводит к непониманию и непринятию событий, которые с нами происходят, и, как результат – к страданиям и стрессам. Вследствие этого наше сознание ограничивается, и мы не можем увидеть общую картину мира и себя в этом мире!
Внутренняя алхимия предоставляет методы проникновения в сущностные глубины Бытия.
Через изучение и постижение внутреннего мира в состоянии тишины и покоя мы проникаем в тайны Бытия. Методы внутренней алхимии помогают вернуться к своим истокам, прикоснуться к своей изначальной («божественной») природе и направить свое познание на понимание и соединение с этой истинностью (с Дао). Таким образом становится возможным более глубокое понимание мира, и как следствие – более адекватное взаимодействие с окружающим миром. А Мастера, достигшие совершенства, практикуя методы внутренней алхимии, выходят за пределы всех человеческих и земных ограничений, что называется состоянием бессмертного небожителя, святого (仙 – «сянь»).
Методы внутренней алхимии, которым обучают в Школе Чжэнь Дао, в первую очередь направлены на очищение и совершенствование сердечной природы, очищение сердца и ума от омрачений и постижение своей изначальной природы. В процессе самосовершенствования задействуется работа с изначальной энергией (Ци) – жизненной силой, которая помогает нам обрести внутреннюю гармонию, развиваться духовно и постигать себя. Таким образом происходит двойное совершенствование – на уровне сердечной природы (Син) и жизненности (Мин).
Самые начальные знания по Внутренней Алхимии обычно преподаются на специальном семинаре или на ритрите. Далее люди, прошедшие семинар или посетившие ритрит, могут посещать специальные поддерживающие занятия для регулярной практики и уточнения различных практических и теоретических аспектов.
Регулярные занятия по внутренней алхимии могут посещать только те, кто прошел семинар в Школе Чжэнь Дао.