Что 3 месячный ребенок. Третий месяц. Календарь развития ребенка
Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!
Рост и вес ребенка 3 месяцев
К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.
Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца |
Нижняя граница нормы |
Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг |
||
Вес девочек, кг |
||
Рост мальчиков, см |
||
Рост девочек, см |
||
Окружность головы мальчиков, см |
||
Окружность головы девочек, см |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 3 месяца:
Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;
Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;
Почти выпрямлять руки;
Узнавать близких людей и просто знакомых;
Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;
Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.
Развитие ребенка в 3 месяца
Игрушки для ребенка трех месяцев
Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.
Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.
Зрение ребенка 3 месяцев
С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.
Слух ребенка в 3 месяца
Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.
Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр
Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:
Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.
Сделайте ребенку комбинированную от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.
Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.
Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет
Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?
Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.
Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.
Упражнения для детей трех месяцев
1. Ходьба
В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.
2. Разведение бедер
Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.
3. Ползание
Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.
Что делать, если:
- у ребенка появилась сыпь
В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.
Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.
Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.
Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.
- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках
Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.
Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.
Развитие ребенка в 3 месяца происходит весьма стремительно. Начинается период, когда жаль пропустить хотя бы мгновение рядом, так быстро он меняется. Ведь не зря именно в это время предстоит пройти очередной плановый медосмотр.
Врачи оценят состояние здоровья Вашего малыша, сделают выводы о соответствии развития возрастным критериям. Но всё ли доктора смогут заметить за считанные минуты общения? Конечно, нет. Вам следует помочь им, ведь никто не знает столько о карапузе, сколько любящие родители, с замиранием сердца наблюдающие за каждой улыбкой и вздохом крохотного Счастья. Давайте посмотрим, какие новые умения и способности появились у него.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Подросший грудничок просто восхищает своей растущей любознательностью. Организм изменяется, и мир начинает играть совершенно новыми красками. Положите младенца на животик, и он подымет голову, удерживая в таком положении до 15 секунд. Дитя легко ее поворачивает, услышав какой-либо звук.
Сейчас ему доставляет несказанную радость наблюдать за лицами взрослых и их мимикой. А с каким удовольствием он рассматривает яркие предметы, попавшие в поле зрения! Внимание: рефлексы улучшились и теперь он не просто тянется к вожделенной игрушке, но и должен уметь ее ухватить. Дальнейшая судьба первых трофеев известна - мгновенно оказываются во рту. Это нормально, ведь таким образом ребенок знакомится с окружающим миром. Но нельзя позволить, чтобы были доступны мелкие предметы, которыми он может поперхнуться.
Малыш уже стал гораздо активнее и способен переворачиваться со спинки на бочок. К тому же он начал приподниматься на локотках. Такая самостоятельность способствует самоосознанию человечка, как индивидуальности в огромном пространстве вокруг него.
Исходя из того, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно понять, есть ли повод для беспокойства в отношении формирования необходимых навыков.
К врачу необходимо обратиться, если в трехмесячном возрасте грудничок:
— не удерживает головку в течение 1 минуты, лежа на животике;
— не способен в вертикальном положении держать головку хотя бы 30 сек;
— не реагирует глазками на звук колокольчика или погремушки;
— не следит за яркой игрушкой, перемещающейся в поле зрения;
— не улыбается, когда слышит и видит маму;
— лежа на спине, не играет с собственными ножками и ручками, не разглядывает их.
Психическое развитие ребенка в 3 месяца
Улыбка малыша перестала быть рефлексом и отличается в различных ситуациях: то радостная во весь беззубый ротик, то немного настороженная, неуверенная. А вы уже услышали первый настоящий смех своего карапуза? Если нет, то вот-вот это случится. И не рассмеяться в ответ просто невозможно - настолько заразителен звук, похожий на звон хрустального колокольчика. Обязательно отвечайте, улыбайтесь и разговаривайте с ним - именно так от сердца к сердцу протягиваются ниточки будущего взаимопонимания.
У Вашего ребенка даже плач сейчас разный. Осваивая науку управлять родителями, грудничок учится капризничать. Теперь, если прислушаться, то уже можно различить по плачу, когда у крошки реальная проблема, а когда он просто возмущен: «Куда это подевалась мамина улыбка?»
Малыш сейчас нуждается в присутствии дорогих ему людей. Оставьте его ненадолго в одиночестве - спустя короткое время начнет кряхтеть и даже плакать. А едва Вы подойдете к кроватке, как он разулыбается и начнет активно двигать ручками и ножками. В 3 месяца малыш даже умеет «приветствовать» любимую мамочку такими очаровательно-потешными в его исполнении звуками: «ррррр», «вэ», «эйге», «эй-эй».
Кстати, Вы ведь уже научились различать виды плача своего маленького чуда?
1. При плаче трет глазки и опускает головку маме на грудь или на подушку - устал, хочет спать.
2. Слышите тихие всхлипывания, а потом резкое усиление плача до пронзительности - проголодался очень-очень.
3. Очень громкий, резкий, раздраженный плач свидетельствует о боли или сильном дискомфорте. Не можете понять, что происходит? Обязательно пригласите детского педиатра, или посетите его сами (если нет повышенной температуры).
Физическое развитие ребенка в 3 месяца
За прошедшее время Ваш малыш прибавил в массе тела около 800 г, длина тела увеличилась примерно на 2,5 см, а окружность головы - на 1,5 см. Конечно же, это усредненные показатели, они могут не совпадать с действительными, ведь каждый грудничок имеет свои особенности.
Если Вы хотите убедиться, что физическое развитие ребенка в 3 месяца соответствует норме, то загляните в рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Согласно критериям, составленным ведущими врачами мира, в этом возрасте должны соблюдаться следующие параметры:
— масса девочек находится в диапазоне 5,2-6,6 кг, а мальчиков - 5,7-7,2 кг;
— рост будущих красавиц колеблется от 57,7 до 61,9 см, а богатырей - от 59,4 до 63,5 см;
— окружность головы примерно соответствует окружности головы.
Ваш малыш идеально вписался в предложенные рамки? О, это замечательно! А если нет, то паниковать не надо в любом случае. При более низких показателях может не хватать питания, а при завышенных, вероятно, Вы закармливаете свое дитя. Следует проконсультироваться с педиатром, наблюдающим за крохой, чтобы определить способы коррекции существующих отклонений от нормы.
Упражнения, массаж и игры с ребенком в 3 месяца
Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).
Лучшее время для разминки - период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.
1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните - разогните ножки примерно столько же раз.
2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.
3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.
Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой - поглаживание:
— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями - сверху вниз;
— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся - так массируются поперечные и косые мышцы;
— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.
— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;
— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук - от стопы к бедру.
Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.
1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.
2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.
3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.
4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.
Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.
Основы будущей успешности ребенка - в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни - закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди - новые достижения!
В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?
Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир
Развитие ребёнка в 3 месяца жизни
В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.
В этом возрасте младенец должен уметь:
- захватывать и крепко держать в руках игрушку;
- реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
- концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
- уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
- лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
- пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
- рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.
Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.
Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.
Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»
В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.
Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.
Признаки отклонений
Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.
Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять
Особое внимание заслуживают следующие состояния:
- не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
- держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
- отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
- ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
- попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.
Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.
Как развивать ребёнка в 3 месяца?
Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.
С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть
Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:
- зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
- поглаживают животик по часовой стрелке;
- делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
- вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.
Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.
Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.
По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.
Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.
А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.
Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.
Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.
Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.
Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка . Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.
В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.
В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.
Учимся понимать друг друга
К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.
В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.
Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.
Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.
Двигательные навыки ребенка в 3 месяца
На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.
Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.
Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.
В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.
Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.
Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.
Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.
Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.
Вижу, слышу, ощущаю…
Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.
В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка . Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.
C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.
Занятия с ребенком 3 месяцев
Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.
Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.
Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.
Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Физическое развитие детей 3 месяцев
Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.
Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.
Практические советы
Игрушки над детской кроваткой
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.
Время игр
Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.
Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)
Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.
Жужжащие пчелы:
Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».
Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.
Песенки с сюрпризом:
Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!
Развитие координации
Упражнения для ног:
Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.
Вверх-вниз:
Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.
Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.
Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?
Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
Повседневные дела
Время кормления Ласковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.
Время купания Пусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.
Песни в ванной:
Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.
Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.
Время отдыха
Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!
«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.
На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.
Комплекс оживления
За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.
На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их.
Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.
3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.
С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.
Развитие 3 месячного ребенка
К окончанию этого периода малыша он должен уметь:
Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
Провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.
Возможно, также, ваш малыш будет уметь:
Смеяться и визжать от восторга;
Лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
Твердо держать голову в вертикальном положении;
Лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
Держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.
Режим дня 3 месячного ребенка
К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очередной сон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до того времени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспать до раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев. Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно и то же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.
Ночное кормление 3х месячного ребенка
Хотя некоторые дети этого возраста уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.
Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.
Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.
Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.
Развивающие занятия с 3 месячным ребенком
Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.
Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.
Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.
В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.