«Дружба» (Познавательная игра). Игры на развитие коммуникативности Задания для детей на тему дружба
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.
Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»
Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.
Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся:
Улыбке!
Педагог-психолог:
правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог:
Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог:
Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся
предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба –
это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг –
это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог.
Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся
приводят свои объяснения
Педагог-психолог
обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог:
Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся.
С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог:
Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся
высказывают свои соображения.
Педагог-психолог
подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог:
Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся
выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог:
Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся
делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог:
А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся
становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог:
На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.
День Дружбы – игра по станциям
Цель:
Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми, сплочению коллектива;
Формировать у детей и умение дружить и ценить дружбу;
Способствовать развитию творческих способностей у детей.
Оборудование: маршрутные листы,разрезанные картинки из мультфильмов о дружбе, конверты с поговорками.
Домашнее задание отрядам:
Выбрать капитана команды;
Песня о дружбе (можно инсценировать, спеть и т.д.)
Орг момент
Всем, всем - Добрый день!
Похлопайте в ладоши девочки … (мальчики).
-Улыбнитесь те, кто хочет веселиться.
-Нахмурьте брови те, кому сейчас грустно.
-Поднимите руку, у кого есть друг?
-Помашите мне рукой 4 класс; 1 класс; 3 класс; 2 класс
У вас есть друзья?
-Потопайте ногами, кто хочет отправиться с друзьями в путешествие.
Буквально через несколько минут мы с вами отправимся в путешествие, но сначала послушайте притчу и скажите о чём она?
Притча
В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю. Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда забрали у них добычу.
Пришло время стае снова идти на охоту, и повёл её молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивлённо спросил:
Но ведь в первую охоту стая напала на семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?»
На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».
Вопросы для обсуждения:
- О чём же говорится в притче? (О дружбе)
Правильно о дружбе. И сегодня в нашей школе объявлен День Дружбы.
Нам предстоит выбрать самый сплочённый, самый дружный класс. А помогут нам в этом различные испытания, которые ждут вас впереди.
Ведущий:
Приглашаем капитанов для получения маршрутных листов.(Приложение 1)
Отправляемся в путь по станциям.
1 станция: «Шифровальная»
ДРУЖБА
Р - разумные, радостные
У – умные, умелые
Ж - жизнерадостные, живые
Б– бодрые, боевые
А – активные, артистичные
За каждое слово - 1 балл
(Бабушка)
(Улыбка)
(Сосулька)
(Настроение)
(Папа)
2 станция:
«Колечко красоты»
Ведущий
Вопросы для обсуждения:
- Вам понравилась игра?
3 станция: «Настоящие друзья»
Малыш и … (Карлсон).
Винтик и … (Шпунтик).
Лунтик и ……….(Кузя)
За каждое отгаданное слово – 1 балл
4 станция: «Народные пословицы»
Надо собрать пословицу из отдельных слов (на интерактивной доске)
Не имей 100 рублей, а имей сто друзей
Без друга на душе вьюга
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь
- Друг за друга стой – выиграешь бой
– С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде
Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: если всё верно – 5 баллов, 1 слово переставлено – 4 балла и т.л.
5 станция: «Перестрой –ка»
Ведущий: - С этим заданием вы справились быстро, а главное дружно.
Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: учитываются активность, слаженность
6 станция: «Дружно - песенная»(Последняя общая станция)
А сейчас конкурс песен о дружбе.
Список использованной литературы
Арсенина Е. Н. Развлечения со значением: внеклассные мероприятия для младших школьников. Изд.: Учитель, 2007 – 84с.
Арсенина Е. Н. / Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 1. – Изд.: Учитель, 2006 – 185с.
Болотская С. А. / Власова Л. И. и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Тематические занятия, утренники, композиции, - Изд.: Учитель, 2007- 143с.
Гальцова Е. А., Мозаика детского творчества и досуга: фестивали, игровые программы иконкурсы для младших школьников., Изд.: Учитель, 2011- 87с.
Корбакова И. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Праздники, игры, внеклассные занятия. Вып. 5. – Изд.: Учитель, 2007 – 124с.
Лободина Н. В. / Савинова С. В. и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4, - Изд.: Учитель, 2007- 138с.
www.mytoasts.ru/pozdrav
www.teatrbaby.ru
chudesenka.ru/load/0-3
1 станция: «Шифровальная»
2 станция:
«Колечко красоты»
3 станция:
«Настоящие друзья»
4 станция:
«Народные пословицы»
5 станция:
«Перестрой –ка»
6 станция:
«Дружно - песенная»
Маршрутный лист
1 Класс
№ п/п | Название станции | Оценка | Замечания |
«Шифровальная» | |||
«Колечко красоты» | |||
«Настоящие друзья» | |||
«Народные пословицы» | |||
«Перестрой –ка» | |||
«Дружно - песенная» |
Маршрутный лист
2 Класс
№ п/п | Название станции | Оценка | Замечания |
«Перестрой –ка» | |||
«Шифровальная» | |||
«Колечко красоты» | |||
«Настоящие друзья» | |||
«Народные пословицы» | |||
«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы) |
Маршрутный лист
3 Класс
№ п/п | Название станции | Оценка | Замечания |
«Народные пословицы» | |||
«Перестрой –ка» | |||
«Шифровальная» | |||
«Колечко красоты» | |||
«Настоящие друзья» | |||
«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы) |
Маршрутный лист
4 Класс
№ п/п | Название станции | Оценка | Замечания |
«Настоящие друзья» | |||
«Народные пословицы» | |||
«Перестрой –ка» | |||
«Шифровальная» | |||
«Колечко красоты» | |||
«Дружно - песенная» (Все собираются в холле школы) |
доброжелательные
разумные
радостные
жизнерадостные
бодрые боевые
активные
артистичные
1 станция: «Шифровальная»
Задания
1 станция: «Шифровальная»
Расшифровать слово «дружба», подберите другие слова, которые будут характеризовать вас и ваших настоящих друзей.
ДРУЖБА
Д - дружные, добрые, доброжелательные
Р - разумные, радостные
У – умные, умелые
Ж - жизнерадостные, живые
Б– бодрые, боевые
А – активные, артистичные
За каждое слово - 1 балл
Она любит детей, добренькая. Покупает что-нибудь вкусненькое: что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек - дедушка. Кто она? (Бабушка)
Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это?(Улыбка)
Это очень хорошее и сладкое. Когда становится тепло, это превращается из большой в маленькую. Это бывает разной формы, но чаще похоже на морковку. Висит вниз головой. Когда весна наступает, это капает. Что это?(Сосулька)
Это бывает и не бывает. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение)
Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, он никогда не боится, никогда не плачет. У него есть сын и дочь. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. Кто это? (Папа)
Задание
2 станция: «Колечко красоты»
Ведущий
: Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком до любого человека, как в нём сразу же становиться видно всё самое красивое.
Ведущий просит детей встать в круг отвести сложенные ладошки назад. Ведущий незаметно вкладывает одному из учащихся колечко в руки. Затем дети говорят хором: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко встаёт по центру круга. И ребята должны назвать в нём те качества, которые им нравятся в нём.
Вопросы для обсуждения:
- Вам понравилась игра?
- Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
- Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?
Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов: учитываются активность, слаженность
(Отдать часть картинки, на обратной стороне указан отряд)
Задание
3 станция: «Настоящие друзья»
Ведущий: - Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.
(Ведущий называет одного героя, а ребята досказывают другого.)
Крокодил Гена и….. (Чебурашка).
Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).
Малыш и … (Карлсон).
Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).
Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).
Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).
Винтик и … (Шпунтик).
Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)
Лунтик и ……….(Кузя)
Котёнок по имени Гав и ……….(щенок)
Вспомните ещё настоящих друзей – героев мультфильмов и сказок
За каждое отгаданное слово – 1 балл
Задание
5 станция: «Перестрой –ка»
классу по команде ведущего нужно быстро выполнить задание:
1. Построиться по росту: от высокого до низкого;
2. Построиться по цвету волос: от светловолосого до темноволосого;
3. Построиться: сначала девочки – потом мальчики;
4. Построиться: высокий – низкий, высокий – низкий.
5. Построится: один лицом, второй спиной –по очереди.
Педагог-психолог:
Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
4) Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
5) Развитие творческого потенциала учащихся.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация , коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.
Оборудование:
Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук. Презентация. Карточки с заданиями. Листы формата А3. Фломастеры, маркеры, карандаши Ножницы, клей. Цветной картон или бумага. Журналы с яркими картинками для коллажа Фонограммы песен о дружбе. Плеер с наушниками, шарфы. Жетоны
Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»
СЛАЙД
Песня «Настоящий друг» (исп. участники)
СЛАЙД
Что такое дружба?
СЛАЙД
У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое
задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.
Просмотр слайда.
СЛАЙД
Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - кто сможет назвать такие слова?
(приятель, товарищ)
СЛАЙД
Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?
Друг - это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?
«Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
Чтобы стать хорошим другом, необходимо…
ИГРА «Птичьи стаи»
Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы - птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
СЛАЙД
Но друзьями могут быть не только люди, но и братья наши меньшие. Давайте посмотрим на них.
СЛАЙД
А сейчас я прошу выйти сюда ребят, которые расскажут нам замечательное стихотворение о дружбе. «Давайте будем дружить друг с другом…»
СЛАЙД
Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.
(читаю пословицы)
(ответы команд, подсчёт баллов)
СЛАЙД
Игра - конкурс «Угадай мелодию»Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.
За правильный ответ команда получает жетон-нотку.
СЛАЙД
Наверное, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном, потому что рядом были друзья. Бывают в жизни проблемные ситуации, когда другу необходима помощь.
Каждой команде будет дана та или иная ситуация, из которой надо найти выход, найти решение, так, чтобы не потерять ни себя в глазах друга, ни друга. На обсуждение командам даётся по 3 минуты.
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба». А жюри в это время подсчитает количество набранных командами баллов.
Подведение итогов, награждение всех участников.
Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!
Раздаточный материал :
1) Альбомные листы.
2) Ручки, простые карандаши, фломастеры или маркеры.
3) 4 листа ватмана
4) Журналы (дети приносят заранее)
5) Ножницы индивидуально
6) Клей-карандаш для каждого
7) Карточки с заданиями (проблемные ситуации)
8) Бейджики для жюри и помощников.
9) Таблички с номерами команд на столы и для жюри.
Дополнительные варианты игр и упражнений.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т. д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Диалог стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья»
Игра «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т. е. он слепой, второй – ничего не слышит, т. е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т. д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
Игровой тренинг « На встречу дружбе! » для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
3. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
4. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
5. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж) адаптированные для учащихся 1-2х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1- 1,5 часа. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.
Оборудование:
1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
2. Карточки с заданиями.
3. Листы формата А3.
4. Фломастеры, маркеры, карандаши
5. Ножницы, клей.
6. Цветной картон или бумага.
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.
"Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".
"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."
"А поесть дадут?"
- "Все, что захочешь".
"Но со мной собака".
- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".
И путешественник пошел мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
"Я хочу пить" - попросил путешественник. "Заходи, во дворе есть колодец"
"А моя собака?" - "Возле колодца увидишь поилку". "А поесть?" - "Могу угостить тебя ужином". "А собаке?" - "Найдется косточка". "А что это за место?"
- "Это рай". "Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".
- "Врет он все. Там ад". "Как же вы, в раю, это терпите?"
- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".
Скажите, а у вас есть друзья?
Что значит дружить??
Как много важных слов вы сейчас назвали.
Скажите, а дружбе можно научиться?
А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)
Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.
Упражнение «Комплимент».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?
Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Радоваться вместе с другом успехам, победам.
ИГРА «Птичьи стаи»
Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.
Упражнение «Облака»
Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.
Не критиковать.
Поддерживать в трудные минуты
Смотрите сколько правил дружбы мы открыли
Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.
Плакат «Дружба».
В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».
Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.
Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
4) Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
5) Развитие творческого потенциала учащихся.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.
Оборудование:
- Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
- Презентация.
- Карточки с заданиями.
- Листы формата А3.
- Фломастеры, маркеры, карандаши
- Ножницы, клей.
- Цветной картон или бумага.
- Журналы с яркими картинками для коллажа
- Фонограммы песен о дружбе.
- Плеер с наушниками, шарфы.
- Жетоны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
- Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
- Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
- Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
- Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
- Развитие творческого потенциала учащихся.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж, пение) адаптированные для учащихся 1-4х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1,5-2 часов. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.
Оборудование:
- Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
- Презентация.
- Карточки с заданиями.
- Листы формата А3.
- Фломастеры, маркеры, карандаши
- Ножницы, клей.
- Цветной картон или бумага.
- Журналы с яркими картинками для коллажа
- Фонограммы песен о дружбе.
- Плеер с наушниками, шарфы.
- Жетоны
Сопроводительный текст к игровому тренингу «ДРУЖБА»
СЛАЙД
Песня «Настоящий друг» (исп. участники)
СЛАЙД
- Что такое дружба?
СЛАЙД
- У слова Дружба есть много однокоренных слов, например, слово ДРУГ, и первое
задание каждой команде найти как можно больше таких слов в течение 3х минут.
Просмотр слайда.
СЛАЙД
- Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - кто сможет назвать такие слова?
(приятель, товарищ)
СЛАЙД
- Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья и что для этого необходимо?
Друг - это тот, кто… (продолжите это предложение и постарайтесь составить ещё 2-3 предложения)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
- С каким человеком вы хотели бы подружиться? Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг, какими качествами должен обладать?
« Друг должен быть… (прилагательные, продолжите это предложение и постарайтесь определить как можно больше качеств настоящего друга)
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
- Чтобы стать хорошим другом, необходимо…
ИГРА «Птичьи стаи»
Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
СЛАЙД
- Но друзьями могут быть не только люди, но и братья наши меньшие. Давайте посмотрим на них.
СЛАЙД
- А сейчас я прошу выйти сюда ребят, которые расскажут нам замечательное стихотворение о дружбе. «Давайте будем дружить друг с другом…»
СЛАЙД
- Вы конечно знаете, что у русского народа есть много разных мудрых пословиц, среди которых есть пословицы о дружбе. Давайте вспомним их, я буду читать начало пословицы, а тот, кто знает продолжение, отвечает обязательно подняв руку.
(читаю пословицы)
(ответы команд, подсчёт баллов)
СЛАЙД
- Игра - конкурс «Угадай мелодию»
Сегодня все песни нашего конкурса посвящены дружбе.
За правильный ответ команда получает жетон-нотку.
СЛАЙД
- Наверное, в вашей жизни были моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном, потому что рядом были друзья. Бывают в жизни проблемные ситуации, когда другу необходима помощь.
Каждой команде будет дана та или иная ситуация, из которой надо найти выход, найти решение, так, чтобы не потерять ни себя в глазах друга, ни друга. На обсуждение командам даётся по 3 минуты.
(ответы команд, подсчёт баллов)
Просмотр слайда.
СЛАЙД
- А теперь вас ждёт творческое задание, каждой команде предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба». У вас есть журналы, листы ватмана, ножницы и клей, используя все эти материалы, вы можете выполнить совместную творческую работу, которая будет называться «Дружба». А жюри в это время подсчитает количество набранных командами баллов.
Подведение итогов, награждение всех участников.
Мы с вами очень дружно трудились, и поэтому я думаю, что сегодня нет побеждённых. Сегодня победила ДРУЖБА!
Раздаточный материал :
Дополнительные варианты игр и упражнений.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Диалог стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»
Игра «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.