Экологические праздники в доу. Сценарий праздника по экологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы. Танец с зонтиками
Конспект экологического праздника в старшей группе д/с №215 «Колосок».
Составил воспитатель: Лунецкас Ольга Михайловна.
Программное содержание:
Уточнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Сформировать у детей представление о связи природы и человека, представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе. Воспитывать бережное отношение в к природе. Развивать мышление, любознательное отношение к природе. Совершенствовать двигательные умения и навыки, воспитывать умения выполнять движения в согласии с коллективом.
Материал:
Игрушки (зайчонок, медвежонок, ёж, бельчонок), медальки для двух команд, призы, карточки (живое, неживое, рукотворное), картинки (с живой, с неживой природой, сделанное руками человека), рисунок природы на большом листе бумаги-2 шт, цветные карандаши, ромашка из бумаги (на лепестках рисунки), цветы из цветного картона, музыка. Для соревнования: кубики, обручи, шишки, 2 ведра.
Дети заходят в зал под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам …».
Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луга,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
Сегодня у нас необычный праздник. Мы поговорим о природе, которая нас окружает, поиграем, посоревнуемся между двумя командами: первая команда хищники, вторая – травоядные.
Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, Цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
Как вы думаете, о чём это стихотворение. Правильно, о нашей природе. О ней мы с вами и поговорим. Отгадайте загадки, а отгадки найдите в этом рисунке (показывается рисунок природы).
Конкурс 1:
Сначала отвечает первая команда, потом – вторая.
1) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать-
На землю падает опять (Вода).
2) Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут- а я всё терплю
И всем добром плачу. (Земля, почва)
1) Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)
2) Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
1) На лесной опушке
Стоят подружки:
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Берёза).
2) Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ни чего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
1) Возле леса на опушки,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
2) Вдоль лесных дорожек
Много белых ноже.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай.
Это … (Сыроежки).
1) В густом лесу, под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий, но живой. (Ёж)
2) Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
Вы правильно отгадали загадки, а теперь ещё раз посмотрите на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать всё, что изображено на нём. (Природа)
Как вы думаете, что такое природа? На рисунки нет домов и машин, заводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и велосипедов.
Как вы думаете, почему это не нарисовали? Это не природа.
А кто делает машины, игрушки, велосипеды? (Человек) Всё то, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой.
И так, природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Что значит живая? (Дышит, ест, пьёт, растёр)
Конкурс 2:
У вас картинки. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено: живая природа, неживая природа, или что-то созданное человеком. Разложите картинки на нужное место по очереди…
Давайте проверим, как вы справились.
Конкурс 3:
Давайте ещё раз посмотрим на рисунок. Цветок, дерево, ёж- все они питаются, растут, дышат и поэтому их относят к живой природе. А Солнце, облака, камни, почва – Относятся к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Запомнили?
И так, третий конкурс: первая команда – раскрасит живую природу, вторая – раскрасит не живую (по три человека из команды).
Конкурс 4 – «Спортивный»:
1) Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать!
Выстраиваются команды.
У болотной мягкой кочки,
Под зелёненьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая…(Лягушка)
Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей и кубов.
2) Какие свечи не горят на ели? (Шишки)
Дети собирают шишки по одной в ведро.
3) Под землёю он живёт,
Червяков, жуков жуёт. (Крот)
Построение командой- ноги на ширине плеч. Каждый ребёнок, начиная с последнего, преодолевает «Подземный ход» под ногами товарищей и становится вперёд. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.
4) Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может. (Гусеница)
Держась за верёвку команда огибает припятствия.
Конкурс 5- «Поэтический»:
Конкурс 6 – «Ромашка»:
Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку продукты и вещи. (Тетрадь, хлеб, бутылка с молоком, пачка чая, шапка, бочка мёда, свитер, бутылка с подсолнечным маслом). Что это? Из чего сделано?
Природа это, пожалуй, главное даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению.
Паучок- терпению.
Пчёлы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё- по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце – доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
И сама природа нуждается в нашей помощи. Берегите всё, что есть на земле. Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла, а ведь многие не задумываются над этим. Природа и Родина не отделимы друг от друга. Даже слова похожи: Природа, Родина. Давайте скажем ласково и нежно: «Родина любимая, что мать родимая».
Давайте послушаем о чём говорят звери в лесу, о чём они просят. (Детская сценка с игрушками)
Зайчонок- «Не шуми когда проходишь мимо наших домиков, мы можем испугаться, убежать и заблудится в лесу».
Медвежонок- «Не мешай нам, не пугай нас. Подумай о том: хорошо ли тебе будет, если чужие люди побеспокоят тебя в твоём доме!».
Ёж- «Фу-фу, сколько мусора: бумаги, бутылки, консервные банки! Всё бросили, а нам убирай?! Ох уж эти туристы!»
Бельчонок- «Если вы рвёте цветы, грибы, ягоды, то забирайте их домой, чтобы была польза. А лучше не рвать цветов».
Конкурс 7- «Знаешь ли ты, что нельзя делать в лесу»:
Дети выкладывают знаки: нельзя жеть костры, нельзя шуметь, нельзя бросать мусор, нельзя ломать ветки.
Запомни эти лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки- не стрелять.
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловит,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Давайте сделаем из нашего зала лесную полянку. (Звучит музыка и каждый раскладывает цветок).
Ветерок с берёзкой шепчутся,
На траве блестит роса.
Нам с тобой земля волшебница
Снова дарит чудеса.
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод.
Пусть планета, цвета радуги,
Никогда не отцветает.
Если песня в небе кружится-
Веселей звенит заря.
Если всё вокруг подружится-
Улыбнётся вся Земля.
Наши конкурсы и наш праздник окончен.
Как будущие защитники природы вы получаете медальки «Защитник природы». Звучит песня «Улыбка».
Реквизиты: зеленая, голубая, белая, желтая стрелки, два ведерка, наполненных пластмассовыми разноцветными шариками, из которых желтых столько, сколько в группе детей, четыре тазика: два пустых, два наполненных теплой водой, два одинаковых кораблика и предметы для препятствий: камешки, кегли и т. д., два прикрепленных к стене листа ватмана, желтые и оранжевые фломастеры по количеству детей.
Действующие лица: Маргаритка, Одуванчик, Мак, Василек, Ромашка, Колокольчик, Земля, Вода, Ветер, Солнце.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, как сегодня красиво в зале, празднично. Только что-то еще гостей нет. Ах, нет, кто-то идет.
Заходит Маргаритка, держит цветочный горшок.
Ведущий : Здравствуй, девочка, как тебя зовут?
Маргаритка : Здравствуйте! Меня зовут Маргаритка.
Ведущий: Какое красивое имя! Так называются мои любимые цветы маргаритки. Но почему ты такая грустная?
Маргаритка: Моя мама назвала меня Маргариткой, потому что она эти цветы тоже любит... Вот, хотела я вырастить их для нее, посадила семечки в горшочек, жду, жду, а ничего не вырастает.
Ведущий : Ребята, а кто может помочь Маргаритке вырастить цветы?
Дети: Мы поможем!
Ведущий: А как же мы поможем? Может быть, давайте спросим у самих цветов, что им нужно для того, чтобы хорошо расти?
Дети : Да!!!
Ведущий:
Давайте скажем такие слова:
«Василек, василек,
Наш любимый цветок,
В гости к нам приходи
И друзей приводи!»
Под музыку заходят дети, Одуванчик, Мак, Василек, Ромашка.
1-й ребенок:
Заходите, цветочки, к нам в гости,
Мы станцуем для вас и споем,
Если надо, в горшочек посадим,
Родниковой водичкой польем!
2-й ребенок:
Мы вас любим, считаем друзьями,
Дети наших садов и полей,
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
3-й ребенок:
Заходите, ведь вы нам нужны,
Вы красивы и очень нежны.
Расскажите, послушать хотим,
Что вам нужно, чтоб лучше расти?
Василек:
Я известный всем цветок
Синий-синий Василек.
Я открою вам секрет,
Что хочу попасть в букет.
Я жду, когда меня сорвут
И к любимой отнесут.
И я стану сразу
С Ромашечкою в вазу!
Одуванчик:
Я веселый мальчик,
Желтый одуванчик!
Желтым быть устану,
Беленьким я стану.
И тогда везде в полях
На зеленых стебельках
Забелеют шарики —
Пушистые фонарики.
Но не любим мы стоять,
Ведь умеем мы летать,
Как подует ветерок,
Полетим мы наутек!
Мальчик дует на одуванчик, одуванчик разлетается.
Ромашка:
Я всем вам знакома, ведь я же Ромашка,
Расту на лужайке у тихой реки,
Меня любят бабочки, дети, букашки,
Ко всем поверну я свои лепестки.
Я очень нарядно, красиво одета,
Ласкает меня ветерок на бегу...
Сорвите меня, и я стану букетом,
Скажу по секрету — гадать я могу!
Меня не заметит лишь только чудак!
Ведь я самый яркий, зовут меня Мак!
В степи и на поле увидишь меня,
Живу не один, там вся наша семья.
Мы растем там в таком изобилии
И порхаем сухи и легки,
Точно это все бабочек крылья,
А не маков простых лепестки.
Ведущий: Спасибо вам, цветочки, что пришли к нам. Мы хотели у вас спросить, что вам нужно для того, чтобы хорошо расти, быть здоровыми и красивыми? А то вот Маргаритка посадила семечки, а цветочки у нее не вырастают.
Мак: Спросите у Земли! А с нами лучше поиграйте!
Колокольчик : Спросите у Воды! А с нами лучше поиграйте!
Василек: Спросите у Воздуха! А с нами лучше поиграйте!
Ромашка: Спросите у Солнца! А с нами лучше поиграйте!
Ведущий: Хотите играть? Наверное, застоялись там на лугу, ну что ж, давайте поиграем!
Игра «Цветочная карусель»
Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо, концы веревки связаны. Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку. Затем мелодия резко меняется на другую. При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону.
Ведущий : Ну вот поиграли, пора и делом заняться, в дорогу отправляться. Напомните дети, к кому за советом направили нас цветочки?
Дети : К Воздуху, Земле, Воде, Солнцу.
Ведущий : Да, но путь туда не близкий. А чтобы добраться до наших друзей, нужно быть сильными, здоровыми, крепкими. Что для этого нужно?
Дети: Делать зарядку!
Ведущий: Правильно! Зарядка поможет нам зарядиться силой, бодростью. И ты, Маргаритка, тоже собирайся с нами в путь-дорожку!
Звучит песня «Вместе весело шагать».
Ведущий: А вот и зеленая стрелка. К кому это мы пришли?
Дети : К Земле!
Ведущий : Да, к Земле.
Под музыку входит Земля.
Земля: Здравствуйте, ребята! Я Земля-кормилица. А вы, наверное, не просто так ко мне пришли. Вам что-то от меня нужно?
Маргаритка : Да, мы пришли к тебе за советом. Я хотела вырастить цветочки и посадила семечки, но они не прорастают. Ты можешь помочь?
Земля : Могу... Но сначала расскажите, что вы знаете обо мне.
1-й ребенок:
Земля — огромный добрый дом
Под крышей голубой.
И в нем живут и дождь, и гром,
Лес и морской прибой.
2-й ребенок:
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Земля: А почему меня зовут кормилицей?
Дети: Земля урожай дает, все на ней растет.
Земля : Правильно! На моей грядке выросли репки, попробуйте-ка вытащить их.
Игра «Вытяни репку»
Дети делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу. В конце зала стоят два ведерка, наполненные разноцветными шариками. По команде начинается игра. Первый ребенок добегает до ведерка, выбирает желтый шарик (репку), прибегает обратно, становится в конец шеренги, за ним бежит следующий. Выигрывает та команда, которая первой «соберет репки».
Земля: Хорошо вы постарались. За это я дам вам обещанный совет: чтобы семечко проросло, почву в горшочке нужно подкармливать. А чтобы вы сами выросли большими, крепкими и сильными, употребляйте в пищу больше овощей. В них очень много витаминов.
Ведущий: Спасибо тебе, Земля. А куда же нам идти дальше?
Земля: Идите к Воде. Без нее цветку не вырасти.
Земля уходит.
Ведущий : Ребята! Голубая стрелка укажет нам дорогу. А что же такое вода? Какой она бывает? Ведь нужно знать, что мы ищем.
1-й ребенок:
А какой вода бывает?
И холодной, и кипящей,
И бассейном вырытым,
И морем настоящим.
2-й ребенок:
Все запомним навсегда,
Что за чудо вода.
3-й ребенок:
Это дождик и криница,
И в стаканчике водица,
И сосулька, и ручей,
Хочешь — мойся, хочешь — пей.
Выходит Вода.
Вода:
Я Волшебница Водица,
К вам спешу повеселиться,
Заодно совсем не прочь
Горю вашему помочь.
Маргаритка : Здравствуй, Вода! Мы пришли к тебе за помощью. Я хотела вырастить цветок и посадила семечко в горшочек, но оно не прорастает. Земля нам посоветовала удобрить почву в горшочке. А что ты скажешь? Можешь помочь? А потом мы тебя развеселим.
Вода: Могу, но сначала скажите, где вы можете меня отыскать в природе?
1-й ребенок:
Вода есть везде и всегда,
Но любит путешествовать вода,
То в снег превратится, то в лед,
Растает — и дождик польет.
Вода : Да, верно! Я такая: и снег, и речка, и дождик — капельки дождя... Где тут мои волшебные капельки? (Кладет каждому ребенку в ладоши воображаемую капельку воды.) Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь чистым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте! Да смотрите не балуйтесь, не брызгайтесь! (Ребятам.) А вы любите играть с водой?
Дети : Да!
Вода : Тогда давайте поиграем в интересную игру.
Игра с водой
Поставить четыре тазика: два с водой, два пустых. Цель игры. — как можно быстрее и аккуратнее перелить воду ладошками из одного тазика в другой. Выигрывает та команда, которой на полу меньше разлито воды.
Вода: Ой, послушайте, какая красивая музыка, да ведь это мои доченьки — капельки! Давайте посмотрим, как они танцуют!
Девочки танцуют с прозрачно-голубыми шарфиками, символизирующими ручейки.
Ведущий: Очень красивый танец, правда, ребята? После их танца и ручейки остались. Посмотрите,- по нашим ручейкам плывут кораблики. Надо им помочь проплыть мимо камней!
Обращает внимание детей на два бумажных кораблика, стоящих на полу.
Вода : А можно и я поиграю с вами?
Вода присоединяется к одной команде, Ведущий к другой.
Игра «Кораблики»
Дети делятся на две команды, с корабликом в руке преодолевают препятствия (камешки) и передают кораблик следующему участнику.
Вода: Молодцы, справились с такими непростыми заданиями! Таким умным и ловким я дам полезный совет: чтобы семечко проросло, нужно его полить водой. А теперь идите к Воздуху.
Вода уходит.
Ведущий:
Как же Воздух нам найти?
Как же к Воздуху дойти?
Как же мы его увидим?
Мы же знаем — он невидим!
Ой, дети, смотрите! Белая стрелочка укажет нам дорогу к Ветру.
Влетает Ветер.
Ветер:
И гоняю стаи туч!
Но и тихим я бываю,
В море волны я гоняю,
Как подую — в речке дрожь,
Озорник я, не уймешь!
Маргаритка: Здравствуй, Ветер! Ты нам очень нужен! Понимаешь, мы хотим вырастить красивые цветы. Посадили семечко, но оно не прорастает. Земля посоветовала удобрить почву, Вода — полить землю в горшочке. А ты можешь помочь своим советом?
Ветер: Что ж, я помогу. Только вы мне ответьте на вопрос: каким я бываю?
Дети: Ласковым и теплым, шумным и холодным.
2-й ребенок:
Знаем, ты бываешь нежный,
А бываешь грозный, снежный,
Резво с травами играешь,
С силой волны поднимаешь.
Ветер, ветер-ветерочек,
Разный ты, дружочек!
Ветер : Да, вот такой я разный... А хотите со мной поиграть?
Дети: Да!
Ветер: Тогда давайте поиграем в интересную игру, в которой без ветра не обойтись!
Игра «Футбол с ветерком»
Две команды садятся с противоположных сторон стола. Стол делится пополам положенной посередине ниткой (чтобы она натянулась, свяжите ее концы под столом). На среднюю линию кладут «мяч» — птичье перышко (или легкий комочек шерсти, ваты и т. п.). Игроки обеих команд одновременно начинают дуть на «мяч» из спринцовок, стараясь сдуть его со стола на половину «противника». Команда, которой это удалось, «забивает гол» в ворота противника. Игра начинается со средней линии и ведется до условленного количества «голов».
Ветер: Здорово мы поиграли! Давайте сыграем еще в одну игру.
Игра «Теплый и холодный ветерок»
Дети «превращаются» в насекомых. Когда музыка изображает ласковый, теплый ветер — насекомые летают над полянкой, а когда ветер становится сильным, холодным — прячутся от него.
Ведущий : Ветер, нам очень нравится, когда ты теплый и ласковый. Мы хотим, чтобы ты всегда был таким.
Ветер:
Мне у вас очень понравилось,
Но люблю гулять на воле,
Полечу я в море, в поле,
Я совет вам свой дарю,
От души вам говорю:
Свежим воздухом дышите
И цветок свой берегите!
Ветер улетает.
Ведущий : Ветер дал хороший совет. А кто еще может помочь нам вырастить цветок?
Дети: Солнышко!
Ведущий : Конечно, Солнышко. А вот и желтая стрелка, которая укажет нам дорожку.
1-й ребенок:
Будто желтый мячик
Солнце в небе катится,
По деревьям скачет,
То за тучку спрячется.
2-й ребенок:
Выгляни ты, солнышко,
Посвети скорее!
Полежим на солнышке,
Станем здоровее.
Появляется Солнышко.
Солнце:
Ну кто не знает Солнца?
Смотрю с утра в оконце,
Я землю согреваю,
Природу пробуждаю.
А что же у вас случилось?
Маргаритка: Здравствуй, Солнышко! Как хорошо, что ты есть! Мы хотим вырастить цветок, вот и семечко посадили. Земля нам посоветовала удобрить почву, Вода — полить цветок, а Ветер сказал, что свежий воздух просто необходим. А ты, Солнышко, поможешь нам?
Солнце:
Конечно, помогу, ведь я всех вас люблю. Только сначала поиграем?
Игра «Нарисуй солнышко»
Дети делятся на две команды. Для каждой команды приготовлен прикрепленный к стене ватман. Каждому ребенку дается фломастер. Задача быстро и красиво нарисовать солнышко.
Ведущий : А теперь, Солнышко, наши «Лучики» станцуют тебе танец.
Танец лучиков.
Солнце:
А я дам совет:
Полюбите Солнца свет,
Летом чаще загорайте,
Про меня не забывайте!
А цветок поставьте на солнышко, чтобы ему было очень тепло и радостно.
Ведущий : Спасибо Солнышку.
Солнышко уходит.
Ведущий: Вот мы и собрали все добрые советы наших друзей. Теперь мы знаем, что для цветов необходимо.
Дети : Хорошо удобренная почва, чистая вода, свежий воздух и солнечный свет.
Ведущий: Верно! Я уверен, что мы сможем вырастить чудесные цветы. Вот видите, наши друзья Земля, Вода, Воздух и Солнце помогли нам.
Маргаритка : Да, недаром говорят: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Спасибо вам и до свидания, пойду цветочек поливать и удобрять!
Ведущий: Да, и не забудь его поставить на окошко, где много солнечного света и свежего воздуха. И нам, ребята, пора! Идемте в группу и подумаем, может быть, мы посадим какие-нибудь цветочки!
Праздник по экологии для старшей группы.
Тема: «Ю ны е любител и природы ».
Цель: формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о природе, навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Развивать любознательность, наблюдательность и экологическую культуру.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Материалы и оборудование: шапочки деревьев, цветов, животных и птиц, букеты искусственных цветов, « платья » деревьев, костюм Старичка – лесовичка, лесные орехи, медали « Юные любители природы », озеро из бумаги, Красная книга.
Зал празднично украшен. На центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, над ней солнце, облака и капли дождя. На боковой стене фотовыставка « Я в природе », и выставка совместной творческой деятельности детей и родителей на тему « Знаки запрещающие неправильное поведение в природе ».
Под музыку дети входят в зал.
Вед: Дорогие дети, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем зале. Сегодня, в нашем детском саду замечательное событие, мы отмечаем « праздник юных любителей природы ». Это праздник всех, кто любит природу и заботиться о ее здоровье.
Ребенок:
У природы живые краски,
И пусть живет она без опаски,
Пусть живут звери, птицы,
Пусть человека никто не боится.
Ребенок:
Нас много, ребята,
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.
Ребенок:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Ребенок:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
Песня « Мир похож на цветной луг »
Ребенок:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица,
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Ребенок:
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеек,
Все доверяют тебе человек!
Ты – самый умный, а значит, в ответе
За все живое, что есть на планете!
Ребенок:
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса,
Нам с тобой земля – волшебница
Снова дарит чудеса.
Ребенок:
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
Ребенок:
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.
Под музыку выходят цветы
Роза:
Зовут меня розой,
Примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали
И даже « царицей » за пышность назвали.Лилия:
Я – лилия, с вами буду дружна,
Кротка и скромна я
И очень стройна.
Люблю, наклонившись, в ручье поглядеться,
Позвольте мне с вами
В кружке повертеться.
Ландыш:
Я – ландыш серебристый,
Застенчивый цветок,
Расту в глуши тенистой,
Цвести мне в мае срок.
На длинной тонкой ножке
Бубенчики висят,
Нагнись к ним осторожно,
Вдохни их аромат.
Ромашка:
Нарядные платьица,Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Одуванчик:
Я – одуванчик , солнечный мальчикК солнцу тянусь золотой головой.
С ветром попутным на парашюте
Даже могу облететь шар земной!
Василек:
На лужайке у реки голубеют васильки .Голубые, словно небо, голубые, как вода...
Хоть однажды их увидишь, не забудешь никогда.
Танец « Не рвите цветы, не рвите ».
Вед: Дети, а к нам спешит Старичок - Лесовичок,Очень добрый мужичок, Лес - ему, как дом родной,
Был и летом... и зимой.
Позовем его скорей,
Гостя встретим у дверей!
Дети: (хором)Ау! Ау! Дедушка – лесовик,
Поскорее отзовись,
Перед нами появись!
Лесовик: Иду! Иду!Под русскую народную мелодию выходит Лесовик.
Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом
Немного припозднился!
Здравствуйте, дети,
Лесной вам привет!
Узнали меня
Или, может быть, нет?
Ребенок:
Ты Старичок – Лесовичек,
Очень добрый мужичек!
Лес от лиха охраняешь,
Зла в лесу не допускаешь!
Лесовик:
Я пришел вас навестить,
В гости к другу пригласить.
В свое волшебное царство,
Зеленое государство.
В царстве моем есть и звери, и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица.
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей земли!
Дружат все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!
Что за царство?
Дети: (хором)Это лес, полный сказок и чудес!
Вед:Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой!
Под музыку « Волшебный лес » идут по тропинке.
Ребенок:
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ребенок:
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Лесовик:
Есть главные жители в царстве моем,
А как же мы жителей этих зовем?
Дети: (хором)Это деревья, самые большие растения!
Лесовик:
Вижу, знаниями вы богаты, я рад
А теперь я предлагаю познакомиться с деревьями поближе…
Под русскую народную мелодию
выходят деревья по очереди читают стихи.
Дуб:
Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой – и стар, и мал.
Расту до самой старости и сто, и двести лет.
Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет!
Любому дам я силу, и всем, конечно, люб.
Меня узнали, дети, ведя я – могучий дуб.
Береза:
Я деревце российское, я деревце – краса!
Собою украшаю я зеленые леса.
В лесу далеко виден мой белый нежный стан.
С зеленою каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса, что за дерево?
Береза.
Ива:
Над рекой склоняюсь,
В речке я купаюсь.
В воду ветви опущу,
Целый день их полощу.
Посмотрите, как красива.
Догадались? Это ива.
Лесовик:
Ну – ка, ветер, паренек,
Дуй, веселый наш дружок!
Вы ж, деревья, не стесняйтесь,
На полянке покачайтесь.
Танец деревьев.
Лесовик:
А сейчас мы поиграем все
В словесную игру
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик лес, какой?
( березовый)Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас?
( дубрава)Сосны вышли на бугор,
Лес такой – сосновый (бор)
Лесовик: Вот и кончилась игра, угощать мне вас пора…Трудно мне вас удивить,
Ладно, дети, так и быть,
Рад орехами лесными
Вас сегодня угостить.
Угощает детей лесными орехами.
Вед: Спасибо тебе Лесовичок за угощение! Ребята, давайте скажем Лесовичку до свидания, ему пора идти по своим лесным делам.Дети прощаются с Лесовиком, он уходит.
Вед: Ребята, давайте уйдем с поляны, сюда, кажется кто-то идет.Звери выходят под музыку.
Медведь:
Медведь – хозяин леса,
Мохнатый и большой.
Он ищет с интересом
Обед нехитрый свой.
Ест ягоды, коренья,
Грибы, личинки, мед,
Но нет в лесу варенья,
Вот мишка и ревет (уходит)Заяц:
Зайчонок длинноухий
Под кустиком дрожит.
По лесу ходят слухи,
Что где-то волк бежит.
Как быстро бьется сердце!
Сковал зайчонка страх.
Уж лучше отсидеться
Тихонечко в кустах (уходит)Белка:
Белочка – красавица
Живет не на земле,
Повыше жить старается,
На дереве, в дупле.
Грибы, орехи сладкие
Насушит белка впрок.
Взмахнет хвостом и лапками-
Прыжок, еще прыжок!
Она не просто крутится,
Смешит лесных зверят,
Она для деток трудится:
Бельчата есть хотят (уходит)Лиса:
Рыжий мех и хвост пушистый,Острожный шаг в лесу.
Прячет хитрая лисица До поры свою красу.
Выследит в кустах добычу И спешит к свое норе.
Хоть красива, все же хищник -
Надо помнить детворе (уходит) Вед: Ох, жарко стало в лесу, так пить хочется!
Вбегает ручеек.
Ручеек:
Ручеек зовет напиться,
Угощает всех подряд,
Что за чудная водица,
Слаще нету для ребят!
Бежит вдоль стульчиков, касаясь рукой детей, они протягивают ладошки лодочкой.
Вед:
Все напились и умылись,
Каждый сразу посвежел,
А потом развеселились,
Ручеек всех громче пел!
Песня « Ручеек »
Звучат « птичьи голоса »
Вед:
Ребята, что я слышу…птицы поют, а на старой ели кто-то ворчит… Да это же филин.
Филин:
Филин днем почти не видит,
Днем он мухи не обидит.
Ночью – звери, берегись!
Как взметнется филин ввысь!
Всех увидит свысока:
Мышку, всякого зверька.
Все ли спрятаться успели?
Филин ждет на старой ели!
Игра « День и ночь »
Сорока:
Ишь, как расшумелись! Что здесь творится, что за безобразие?
Я – сорока – белобока,
Я – всевидящее око.
Кто появиться в лесу,
Всем об этом донесу.
Затрещу, заверещу,
Злых людей не пропущу!
Вед:
Сорока, да это мы с ребятами немного поиграли, не ругайся!
Сорока:
В лес ходить, конечно, можно,
Только очень осторожно!
А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
Вед: Конечно , сорока наши дети любят природу и знают как вести себя в природе. Правда, ребята? Расскажем сороке правила поведения. Дети: (по очереди)Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
Нельзя срывать цветы и ловить бабочек.
Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.
Нельзя забирать домой диких животных.
Нельзя разжигать огонь в лесу.
Сорока:- Ой, какие молодцы, все знаете. Ну вы тут еще поиграйте, а я полечу проведаю птенцов.Летит над озером.
Караул, караул, браконьеры подстрелили какую-то птицу.
Вед: Ой, ребята, что это за птица? Смотрите у нее сломано крыло, она не может летать.Аист:
Аист – огромная птица:Крыльев гигантский размах.
Аист на башнях гнездится
И на высоких домах,
Селится к людям поближе,
Как воробей и щегол…
Он на природу обижен –
Голоса нет у него!
Просто не развиты связки,
Что отвечают за крик…
Клювом трещать без опаски
Аист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –
Ящериц, жаб и мышей…
Людям приносит он счастье .
И – иногда – малышей!.. Ребенок: Это черный аист, надо перевязать ему крыло. Перевязывают. Эта птица занесена в Красную книгу России.
Вед: Дети, а вы знаете, что такое Красная книга.
Красная книга – это сигнал опасности. Туда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений. В Красную книгу попали: странствующий голубь, морская корова, бурый медведь, а также подснежники, ландыши и много – много других растений и животных.
Рассказ детей о Красной Книге.
Ребенок:
“ Красная книга” – Красная!Значит, природа в опасности!
Ребенок:
Охраняется “Красною книгой”Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ребенок:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы. Вед: А сейчас наши девочки прочитают стихотворение « Не губи живое ». 1 девочка:
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тыщи.
Попробовал бы сам - пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети -
Остаться злым всего страшней.
2 девочка:Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем - не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам –
Хорошо на свете!
Вед: - Дети, Земля – наш общий дом, но нужно помнить о том, что на земле живут не только люди, но и звери, и им тоже должно быть хорошо в нашем общем доме. Я уверена, что вы очень любите природу, и сейчас хотела бы вручить вам медали юных защитников природы.
Звучит музыка, награждение детей.
Ребенок:
Нам медаль сегодня дали,Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
Ребенок: Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.
Вед:
Давайте, друзья, в любую погодуБудем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей. Станет земля и богаче, и краше! Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Под музыку дети выходят из зала.
Цель:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
Цветок с заданиями, карты-схемы «Напоминающих знаков», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».
Ход развлечения:
Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?
Берет конверт. В нем диск.
Воспитатель
: Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?
Воспитатель включает диск.
Голос:
Здравствуйте, дорогие дети детского сада Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок — Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания.
Прочитаем.
1.Красный лепесток. «Назови художника».
Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
***
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…(Весна)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…(Лето)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?
2. Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.
Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3. Жёлтый лепесток.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
4. Зелёный лепесток.
А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Стихотворение:
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
Стихотворение:
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение.
Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
5. Голубой лепесток. «Посади лес»
Воспитатель показывает картинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить.
Воспитатель читает пословицу:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Детям предлагается каждую фразу зарисовать – заколдовать. Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.
Что же на синем лепестке?
6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы : Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.
7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу»
Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».
Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.
Фея Природы:
Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.
Воспитатель:
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
Post Views: 4 515
Определения:
Экологический праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на экологическое воспитание дошкольников.
Ветлугина, Бекина, Ядэшко, Сохина.
Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.
Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.
Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.
Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарий праздника может быть различным, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие природу, национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника послужит совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен - оно символизирует всеобщую любовь к Земле.
Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.
Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.
Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.
Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Художественное чтение отрывков из разных произведений, в которых даются описания природы. В сценарий можно включить «Зимний вечер», «Осень» и другие произведения. Писательские и поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина) - дети узнают, что зима своей красотой у многих вызывает сильные чувства
В старшей группе сюжет и содержание праздника может быть построено по произведениям С.Я.Маршака, А.Л. Барто, К. И. Чуковского, написанным с любовью к животным.
Чаще, чем праздники, с детьми можно проводить досуги – их организует воспитатель на самые разные темы.
Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.
Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.
Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.
Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.
Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т.д.. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.
Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в ДОУ.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
Требования к сценарию:
Строгая логичность построения и развития темы;
Законченность каждого эпизода;
Органическая связь эпизодов;
Нарастание действия в его движении к кульминаци