Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Путешествие в Королевство математики» (средний дошкольный возраст). Консультация для педагогов « Интеграция образовательных областей при планировании НОД А как же малыши
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников.
2 слайд
Описание слайда:
Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
3 слайд
Описание слайда:
Характеристика разных видов занятий (по Н.Е.Васюковой, О.И.Чехониной, С.Д.Сажиной) Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Может проводиться как эпизодически, так и систематически. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодически. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и проводится систематически.
4 слайд
Описание слайда:
Интеграция в образовательном пространстве ДОУ: интеграция образовательных областей в образовательном и воспитательном процессе, интеграция в работе специалистов ДОУ, интеграция воспитательно-образовательного процесса детей групп компенсирующей и групп общеразвивающей направленности и др.
5 слайд
Описание слайда:
Основные факторы интеграции в НОД Образовательные области. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая). Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)
6 слайд
Описание слайда:
ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями: - «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), - «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами художественной литературы основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира), - «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),
7 слайд
Описание слайда:
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), -«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), -«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
8 слайд
Описание слайда:
Сочетания предметов для интеграции в НОД музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; формирование целостной картины мира + музыка + рисование + труд; формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы; математика + физическое воспитание и др.
10 слайд
Описание слайда:
Отличительные особенности интегрированной НОД: чёткость, компактность; большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых образовательных областей; смена динамических поз и видов детской деятельности; необходимость соблюдения временных рамок НОД.
11 слайд
Описание слайда:
Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированной НОД: Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
12 слайд
Описание слайда:
Примерная структура интегрированной НОД Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
13 слайд
Описание слайда:
Методика подготовки интегрированной НОД Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
14 слайд
Описание слайда:
Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать разнообразный наглядного и игрового (демонстрационный, раздаточный). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.
Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей.
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Актуальность данной темы обусловлена формированием у детей раннего возраста интереса к поиску, развитием инициативы, положительного отношения к занятиям.
При работе над темой были выявлены следующие противоречия:
между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интеграция обозначает
- восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
В работе по данной теме была определена цель: развитие творческих способностей у детей раннего возраста через систему знаний, основанной на интегрированном подходе. Для реализации данной цели были поставлены задачи:
1.Создание эмоционально-положительного контакта.
2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
3.Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +
развитие речи.
4. Обучение технике изобразительной деятельности.
Основой исследования являются следующие методы:
проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
Все методы были направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
Организация образовательного процесса осуществлялось в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по развитию творческих способностей детей с использованием интегрированного подхода;
- разработана интегрировано образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз.
- Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Каждая организованно- образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Опираясь на структуру, подбирались цели, задачи и их решения. При организации организованной образовательной деятельности решались целые системы задач, преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности использовался принцип эмоционального восприятия.
Ощущение восприятие в раннем возрасте первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.
Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
Развитие творческих способностей детей невозможно без помощи и сотрудничества родителей, где в результате образуется детско-взрослое сообщество. Для закрепления творческих способностей предлагалось в самостоятельной обстановке, играх использовать накопленный опыт. Дети участвовали вместе с родителями в тематических выставках. Совместно с родителями проводились культурно - досуговые мероприятия, а также организованная образовательная деятельность с участием родителей и специалистов. Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей и творческого развития со стороны родителей.
Интегрированный подход раскрыл творческий потенциал у детей раннего возраста. В игровой форме произошло соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная организованно образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перегрузку. Эмоционально развивает детей, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития творческих способностей детей раннего возраста.
Литература.
1. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста /. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
2. Попова М.И. Навстречу друг другу/ М.И.Попова. – СПб:. 2000.
3 Соломенникова, О.О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников./ О.Соломенникова. «Дошкольное воспитание», 2004, N2.
4. Томашевская, Л.В. Герц, Е.Ю. Е. В. Андрющенкова, Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду./ Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова. Учебно-методическое
пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.-96 с.
5. Фопель К. Привет, ручки! Привет глазки! / К.Фопель. – М., 2005.
6. Эльконин, Д. Б.Психология игры. / Д.Б.Эльконин. – М., 1978.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32» - компенсирующего вида
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Консультация
для воспитателей на тему:
«Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей».
Подготовила воспитатель.
юлия коробова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Путешествие в Королевство математики» (средний дошкольный возраст)
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ
Коробова Юлия Николаевна ,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»
Цель : формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста .
Задачи приоритетной образовательной области
«Познавательное развитие » :
Упражнять в счёте в пределах 5;
Различать количественный и порядковый счёт в пределах 5;
познакомить детей с понятием «предыдущее» и «следующее число» ;
Упражнять детей в счёте на слух;
Закреплять представление детей о геометрических фигурах;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей :
«Социально-коммуникативное развитие » :
Способствовать развитию общения и взаимодействия детей со взрослым и сверстниками;
Способствовать повышению эмоционального настроения детей.
«Речевое развитие » :
развивать связную речь детей .
«Физическое развитие » :
Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук;
развивать двигательную активность детей.
Планируемые результаты НОД : ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями об окружающем; может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Предпосылки УУД : коммуникативные –умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение воспринимать информацию; регулятивные –умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение выполнять инструкции взрослого; личностные – умение оценивать свои действия, самооценка.
Используемое оборудование : магнитная доска, пять картинок с шариками разного цвета, числовые карточки (1-5, 4 коробки , картинки из геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть, мотивация (1мин.)
Цель : создание игровой мотивации детей на последующую деятельность.
Цель : принятие игровой мотивации.
Дети, вы любите путешествовать ?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Королевство Математики .
Но, чтобы попасть в это королевство , мы должны все вместе произнести волшебные слова : «Два раза вокруг себя повернись и в Королевстве очутись ».
(Да)
Слушают воспитателя.
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя два раза.
Этап 2. Основная часть (17 мин.)
Вот мы с вами и оказались в Королевстве Математики . В честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные воздушные шары.
На магнитной доске прикреплены пять картинок с шариками разного цвета.
Посчитайте по порядку воздушные шары.
Сколько всего воздушных шаров вы видите?
Одинаковые ли шары?
А чем они отличаются?
Какого цвета первый, третий, пятый шарик?
Который по счёту стоит красный шар? Жёлтый? Синий?
Вдруг подул ветер, и один воздушный шар улетел.
Педагог убирает один воздушный шарик.
Которого по счёту шара нет?
Педагог убирает по одному оставшиеся воздушные шарики.
Жители Королевства очень любят считать . И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежат карточки с числами. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число соответствующее количеству зайчиков.
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё одни к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц : «Путь мне шире» . И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
А теперь выложите числа от 1 до 5 в порядке возрастания , а затем в порядке убывания. Выкладывать числа мы с вами будем с лева на право. Вы будете выкладывать на столе, а я на доске.
Какое число будет первым?
Какое последним?
На доске выставлены числа от 1 до 5. Прочитайте числа.
Найдите число 4. Какое число стоит перед 4?
Это число называется предыдущим. Какое число стоит после 4?
Это число называется следующим. Назовите предыдущее число к 3.
Назовите следующее число к 2.
. (Первый, второй, третий, четвёртый, пятый) .
Следуют предположительные ответы детей. (Пять) .
Следуют предположительные ответы детей. (Нет) .
Следуют предположительные ответы детей. (Они разноцветные) .
Следуют предположительные ответы детей. (Красный, зелёный, оранжевый) .
Следуют предположительные ответы детей. (Первый, второй, четвёртый) .
Следуют предположительные ответы детей. (Первого) .
Дети называют, которого по счёту шара нет.
Дети выполняют задание.
Дети выполняют задание.
Следуют предположительные ответы детей (Один) .
Следуют предположительные ответы детей (Пять) .
Дети выполняют задание.
Следуют предположительные ответы детей (Три) .
Следуют предположительные ответы детей (Пять) .
Следуют предположительные ответы детей (Два) .
Следуют предположительные ответы детей (Три) .
Физкультминутка
Молодцы! А теперь немного подвигаемся.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Дети выполняют движения с речевым сопровождением.
Педагог прикрепляет несколько картинок из геометрических фигур к магнитной доске
В Королевстве Математики жители очень любят создавать картины из геометрических фигур. Посмотрите, какие фигуры вы узнаёте на картинах?
Дети, когда в Королевстве дул ветер все фигуры перемешались. Надо их разложить : треугольники в одну коробку , квадраты и круги в другие коробки .
А ещё жители Королевства Математики очень любят решать задачки и одну приготовили для вас.
Слушайте внимательно !
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Молодцы! Время быстро пролетело, пора возвращаться в детский сад.
Все вместе произносим волшебные слова : «Два раза вокруг себя повернись и в детском саду очутись» .
Дети показывают и называют фигуры.
Дети выполняют задание.
Следуют предположительные ответы детей. (Один) .
Дети проговаривают слова, поворачиваются два раза вокруг себя.
Этап 3. Рефлексия, итог (2 мин.)
Цель : подведение итогов, организация рефлексии.
Цель : самооценка детьми своей деятельности.
Дети, сегодня мы с вами побывали в Королевстве Математики .
Скажите, чем вы занимались?
Вы сегодня хорошо потрудились.
Что вам больше всего понравилось?
Следуют предположительные ответы детей. (Считали, решали задачи, раскладывали фигуры) .
Ответы детей.
Публикации по теме:
Конспект интегрированной НОД по физическому воспитанию «Путешествие в загадочный космос» (младший дошкольный возраст) Младший возраст 3-4 года Тема НОД: «Путешествие в загадочный космос». Цель: формирование познавательной активности через двигательную деятельность.
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Песочная страна» (младший дошкольный возраст) Младший дошкольный возраст (3-4 года) ПЕСОЧНАЯ СТРАНА Коробова Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Цель: развитие сенсорного.
Конспект НОД «Бумажная страна» (средний дошкольный возраст) Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о бумаге и ее свойствах посредством активного включения.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на планету Математики» Программное содержание: 1. Обучающие задачи: -Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом порядке. -Упражнять в порядковом счёте в пределах.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну профессий» старший дошкольный возраст Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект НОД по познавательному развитию «Королевство математики» для детей подготовительной группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Королевство математики» для детей подготовительной.
«Котята». Конспект НОД интегрированного вида по конструированию из бумаги (средний дошкольный возраст) «Котята» Конспект НОД интегрированного вида (конструирование из бумаги.) Средний дошкольный возраст Разработала: Суббота Елена Михайловна.
НОД по познавательному развитию «Все ремесла хороши» (старший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям. Задачи: Обучающие:.
ООД по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе (средний и старший дошкольный возраст) «КАК РЕБЯТА – ЗАЙЧАТА СПАСАЛИ ЗАЯЧЬЕ ЦАРСТВО»Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей при работе с нетрадиционными материалами. Задачи:.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В плену у королевы Грубости» (средний дошкольный возраст) Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В плену у королевы Грубости» (средний дошкольный возраст) Цель: формировать.
Библиотека изображений:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 г. Курганинска
Муниципального образования Курганинский район
Консультация на тему:
«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
Воспитатель: Сафарян С.А.
2013г.
«Правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие»
Л.С.Выгодский
Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.
Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дош кольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.
· сохранение здоровья ребенка;
· развитие базовых качеств личности;
· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
В нашем детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.
Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Важно заметить, что при планировании и проведении ИОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;
Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например , тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.
В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.
Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.
Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.
Пример образовательная область «Познание»
Цель : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Старшая группа
- Развитие сенсорной культуры.
Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»
2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Ребенок открывает мир природы.
Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».
Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:
Обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);
Использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);
Реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»
3.Развитие математических представлений.
Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.
Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение,
сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.
Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.
В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Консультация для воспитателей на тему:
«Структура интегрированной непосредственно
образовательной деятельности. Методика подготовки,
проведения и анализ интегрированной НОД».
Подготовила Ушпик Е.А.
Наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть
использованы в ходе интегрированной НОД:
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (Характерным признаком эвристической деятельности является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения.
Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Требования к структуре интегрированной НОД
Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом мероприятии НОД.
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.
Большая информационная емкость учебного материала, используемого в НОД.
Систематичность и доступность изложения материала.
Необходимость соблюдения временных рамок НОД.
Примерная структура НОД.
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Преимущества интегрированной НОД:
способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
углубляют представление о понятии. закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Педагогическая и методическая технология интегрированной НОД может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей будет являться проявлением творческой активности педагога.
Методика подготовки интегрированного занятия
Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
Выявить основной принцип построения системы интегрированной НОД (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.
Продумать развивающие задачи.
Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).
Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.
Анализ интегрированной НОД
Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:
В создании нового раздела (программы);
Цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
Единичных интегративных занятий.
3. Тема интегрированной НОД, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
5. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной НОД (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
6. Форма проведения интегрированной НОД, виды деятельности педагога и воспитанников (разумность сочетания).
7. Количество педагогов, участвующих на интегрированной НОД. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.
8. Результаты деятельности детей в интегрированной НОД. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).