Конспект урока по ОРК на тему «Пасха Христова - торжество из торжеств». Конспект занятия в «Светлая Пасха Как оригинально покрасить яйца к Пасхе
Конспект интегрированного урока
Образовательные области: 1.Основы религиозных культур и светской этики. 2. Наглядная геометрия
Тема урока : Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей.
Кла cc : 4-5
Учитель: Шелудько Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Сургута Тюменской области.
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока: способствовать формированию знаний и представлений учащихся о празднике «Пасха». Сформировать представление об осевой симметрии. Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире на примере декора пасхальных яиц и куличей.
Задачи урока:
дать представление о симметрии в геометрии;
научить распознавать виды симметрии;
Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве.
рассказать об истории и традициях праздника Пасха.
развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.
выполнить роспись пасхальных яиц геометрическими узорами с помощью симметрии
воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе межпредметных связей.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия, плакаты, фломастеры, цветные карандаши, бумага, заготовки пасхальных яиц
Ход урока:
Организационный момент. (Сообщение темы, цели и задач урока)
Звучит музыка (колокольный звон)
Учитель задает вопрос к классу:
-«Знаете ли вы что такое «Пасха»?»
-«Какие слова у вас ассоциируются с этим праздником?»
(на доске составляется «кластер» по данному слову)
Воскресенье кулич пасхальные яйца весна
ПАСХА церковь
Бог верба дом игры добро
(дети могут предлагать разные варианты, учитель должен записывать все ассоциации)
Учитель: Молодцы! Действительно, православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств».
Из истории праздника Пасха (рассказывает учитель и показывает небольшую презентацию по теме). При этом можно дополнять кластер понятиями. Рассказ о пасхальных яйцах (писанках)
Данную информацию можно дать заранее приготовить учащимся, и тогда провести в виде небольшого опроса. Можно рассказать самому учителю.
(после учитель рассказывает о Пасхе. При этом можно сопровождать рассказ презентацией)
Это самый главный день православного церковного календаря. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Пасхальное воскресенье называется Великим. Пасха – это окончание Великого Поста.
В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся, собираются в Храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны.
Но праздник Пасхи – это не только молитвы. Этот праздник богат своими обычаями и традициями. Накрывают богатый стол. Устраивают всевозможные игры с пасхальными яйцами. На Пасху принято было «христосоваться» (поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили пасхальные яйца –символ жизни.
Говорят, есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.
Стих (читает ученик, можно дать заранее подготовить)
В.Морозова
Играет и льется солнечный свет,
В душе раздается с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака
Под ивами нежно лепечет рука.
Дыханье весны в зеленеющем лесе…
Как радостно жить! Христосе Воскресе!
Пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление». Каждый год по лунному календарю Пасха попадает в разные числа (с 4 апреля по 8 мая).
Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с рассветом добрых чувств, единением людей, с надеждой на будущее счастье.
Пасха празднуется дольше остальных праздников- целую неделю (седмицу). А после еще 40 дней. Заканчивается Вознесением Господнем.
Пасхальные народные приметы:
Первый день Пасхи – небо ясное, солнечное – это означало к хорошему урожаю и красному лету.
Если дождь – добрая рожь.
Если гром – к урожаю
Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания.
Если освященное яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.
Крашеные яйца называют «крашенки» или «писанки». Обычай красить яйца идет из далеких времен.
По вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.
Но почему именно яйцо стало основным символом Пасхи? И почему красят яйца? Считали, что в яйце скрыта жизнь птенца, это наглядное изображение жизни. С другой стороны крашеное яйцо напоминает кровь Христа (раньше яйца красили только в красный или кирпичный цвет), а Христос дарует нам вечное спасение.
Расписные яйца появились уже позже.
Было поверье. Если по двору рано утром в день Пасхи пройти с первый снесенным яйцом, и катать его по углам, то можно выгнать нечистую силу.
Еще надо знать! Все что вы освещаете в церкви на Пасху, должно вкушаться дома. Освященные куличи и яйца на кладбище к умершим носить нельзя.
Куличи – это пасхальные пироги. Говорят, если дома пекли кулич и он удался, то все будут здоровы.
На Пасху было принято ходить в гости, дарить пасхальные угощения.
Во всю пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью, посещать больных, бедных.
Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых даны различные понятия Пасхи, ее значение для людей. Дети читают их и выбирают группой то понятие, которое по их мнению более точно раскрывает смысл Пасхи. Данные понятия крепятся на доску, дополняя Кластер. При этом каждая группа должна защитить свой вариант.
IV . Работа с геометрическим материалом. Знакомство с симметрией.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важным понятием в геометрии как симметрия. Поскольку наш урок посвящен Пасхе, то мы попробуем с вами выполнить роспись пасхальных яиц, применяя симметрию рисунка.
(Приложение 2. Презентация «Ее величество –Совершенство» о симметрии)
V . Работа в группах.
1. Задание. Найти подходящую часть роботу (слайд 22). Сделать вывод.
2. Задание. Найти верное отражение гномов. (слайд 23.)
3. Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б,Г,Е,О,F , М, X , K ? Проведите её. Верные ответы показывать на интерактивной доске.
4. На листе бумаги провести прямую линию (ось симметрии) посередине. Сделать симметричный рисунок. (необходимо использовать геометрические фигуры, которые дети знают). Дети показывают свои рисунки, учитель поправляет.
1. Что такое симметрия
с какой симметрией вы познакомились
Где можно встретить симметрию
4. Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.
Творческое задание. Заранее готовятся яйца для работы (пустые).
1. Подготовить яйцо. Проденьте ленточку через центры, расположенные на линии симметрии и закрепить бусинками (рисунок)
2. Провести линию симметрии через все яйцо (она будет замкнутой линией)
3. Сделать эскиз рисунка для украшения пасхальных писанок (яиц), применяя осевую симметрию.
4. Перенести рисунок на готовое яйцо, применяя симметрию рисунка и яйца. Использовать при этом фломастеры, цветные мелки, клей, бисер, паетки, ленточки и другой материал. (об этом заранее сообщают детям на предыдущем уроке; учитель может тоже сам предложить материал для украшения писанок). Каждая группа выбирает себе определенную тему для украшения (в одном стиле)
5. Каждая группа придумывает своим писанкам название и представляет их остальным учащимся. При этом необходимо указывать как помогла симметрия им для украшения пасхальных яиц.
6. Учитель организовывает выставку писанок.
Подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы классу.
Что такое Пасха?
Что связано с этим праздником?
Считаете ли вы, что это главный праздник христиан? Почему?
Что такое симметрия?
Нужна ли симметрия в жизни?
Как применить симметрию в декоре пасхальных яиц и куличей?
Рефлексия урока
Учащимся предлагается нарисовать с помощью смайликов отношение к уроку, свое настроение (выполняется в группах). Листы рефлексии вывешиваются на доску.
Можно выслушать нескольких учащихся.
Придумать рисунок для украшения пасхальных куличей с применением осевой или центральной симметрии.
Узнать, какие игры были с пасхальными яйцами. Как можно окрасить пасхальные яйца, не прибегая к пищевым красителям.
Домашнее задание.
Разработка внеклассного занятия по ОПК
в 4 классе
Тема «Светлый праздник Пасхи»
Учитель: Захарченко Наталья Васильевна
МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"
Тема: «Светлый праздник Пасхи».
Информационно познавательный классный час, посвященный
пасхальным обычаям и традициям
Цели:
расширить знания учащихся о православных традициях русского народа;
сформировать позитивное отношение к христианским нравственным
ценностям, уважение к духовным традициям народа;
побуждать детей к изучению духовного опыта народа,
воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.
Задачи:
Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным
ценностям;
Формирование понимания смыслового и символического содержания
православной атрибутики, исторических событий страны;
Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии
культуры российского народа.
Оборудование:
рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца,
пасхальные сувениры, изделия художественноприкладного творчества,
открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами.
План мероприятия.
1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе.
3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке.
4. Поздравления с Пасхой.
5. Игры.
6. Итог.
Ход мероприятия.
Учитель:
Добрый день, ребята! Вы любите праздники?
Ученики: (ответы детей.)
Учитель:
А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой
христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.
Ученики: Пасха!
Учитель: Правильно Пасха!
Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский
праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса
Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим
воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха»
пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник
надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы,
победа Добра над Злом.
– Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на
Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой
группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе.
Ученики:
Страстная неделя
Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем,
что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого
Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа.
Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о какомнибудь
евангельском событии.
Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы.
Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими
учениками.
Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.
По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду
солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором
обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней.
Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере.
В этот день на Руси принято было
готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На
рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней.
Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной
четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день
необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к
уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно
ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с
полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в
любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и
силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого
накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после
церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали
охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта
соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными
целебными свойствами. Хранилась она целый год.
Эту соль вы можете сделать в домашних условиях.
Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную
сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23
часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой).
Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь
и освятите вместе с пасхальными яйцами.
Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить
яйца.
Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа.
Страстная пятница является самым скорбным днём днём траура. В этот день в
церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего
есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы,
символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь
призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем
ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того,
чтобы добиться материальных благ.
Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа.
Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы,
чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По
сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный,
то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям,
если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это
поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам
хорошую охоту, девушкам удачное замужество. В Великую субботу красят
яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются
куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду,
предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую
пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая
радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой
жизни и дарование вечного.
Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого
времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются
умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и
уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю
ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос
Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно
разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать!
Ученик:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
С полей уже снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет полна чудес
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол –
целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй
группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.
Ученик.
Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из
древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с
изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать
неделю и не зачерстветь.
Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует
Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная
форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог
нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.
Учитель: Что принято дарить в этот день?
Ученики: Крашенные яйца.
Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца?
(ответы и предположения детей)
Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них,
которую поведают нам учащиеся.
На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц
обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое
предание.
После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по
разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил
Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит
Ему и будет любить людей так же, как любит Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому
императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без
подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо.
Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира.
Наши предки славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось,
что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля.
Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе
находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде
маленького желтого цыпленка.
Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из
смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также
невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел
Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно
красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в
Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на
крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49дневного поста
принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно
поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть.
Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней
дружеские отношения и любовь друг к другу.
Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное.
Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует
такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит
дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого
урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством.
Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать
скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху?
(ответы детей).
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками;
если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого
цвета - это была крапанка.
Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или
орнаментальными узорами.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты
строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же
это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все
прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода
обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон
писанки может быть также красный или черный.
Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно
несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно
много символов для росписи…
Например: Сосна - символ здоровья.
Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий
рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Символ души.
Голубь
Сеточка - символ судьбы.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки
Сливы - символ любви.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Цветочки - символ девичества.
- символ плодородия.
Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и
специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью.
Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота
и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская
ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской
императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62.
Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какойлибо сюрприз
– живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи,
крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты
цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате
Московского Кремля.
Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В
каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество
у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры.
1. «Чоканье яиц»
Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника.
Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.
2. «Раскручивание яиц»
По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и
победитель.
3. «Катание яиц».
Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде
участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и
победитель.
4. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг
другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
5. «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.
Творческое задание
Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо.
«Украшение яйца в стиле декупаж».
Дети раскрашивают заготовки яиц из папьемаше, используя символы и цвет.
Выставка работ.
Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя?
Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей.
Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус.
Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре).
Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким
на Пасху?
Ученик: Крашенки, писанки, крапанки.
Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну
традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на
колокольню и поупражняться в колокольном звоне.
Храм Господний озарён
Солнцем золотистым.
Льётся колокольный звон –
Звон пасхальный чистый.
Зажигает лица он
Радостью сердечной.
Ведь поёт пасхальный звон
Нам о жизни вечной.
Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым
Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира.
Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей
добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем:
«Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа!
Христос воскрес!
Тема урока
: Пасха.
Цель урока
: сформировать понимание, что такое Пасха;
развивать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи;
воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока
: познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья; познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.
Ход урока.
Организационный момент.
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
Итак, какой это православный праздник? Верно – это Пасха.
II . Подготовка к новой теме.
А что вы знаете о Пасхе?
III . Работа над новой темой.
Что такое Пасха.
Слово «Пасха» еврейское и в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.
Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед синедрионом - высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.
Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
2. Что предшествует празднику.
А что же предшествует празднику Пасхи?
За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста. Что такое пост?
Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
3.Великая Пасхальная служба
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.
4. Подготовка к празднику и празднование Пасхи.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко. По традиции, готовые крашенки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда - на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.
А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма - настоящего праздника!
В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашенки. В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.
Вернувшись домой, люди разговляются.
Кто знает, что значит разговляться? (ответы детей)
Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскресе!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскресе!» Освящённое яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.
Следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
(А. Майков)
5.Символы Пасхи.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич – « праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.
Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.
Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле.
Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?
Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
6. Игры детей.
Любимые игры – игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо, в какой руке и другие. Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.
В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.
IV
. Творческая работа учащихся.
А сейчас и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.
В конце урока организовывается выставка работ учащихся.
V . Подведение итога урока.
- О чем узнали на уроке?
Что было нового для вас?
На какие вопросы получили ответ?
Какие новые слова и термины узнали? - Что для вас осталось непонятным?
Класс :
Тема : Пасха и пасхальные традиции России
Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке
Формирование
чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.
Метапредметные:
Умение
принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;
производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.
Предметные
Умение
воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;
выполнять предлагаемые задания;
излагать результаты выполненной групповой работы
Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.
Цель урока:
развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.
Задачи урока:
образовательные:
дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;
познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;
расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.
практические:
расширять кругозор учащихся по религиозной теме;
2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;
развивающие:
развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;
развить интерес учеников к изучению религиозных наук;
развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;
развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.
воспитательные:
воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;
воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;
Формы организации познавательной деятельности на уроке:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Парная;
Групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Метод коллективного взаимодействия;
Метод контроля и оценки.
Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап учебного занятия, время
Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.
Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)
Учитель читает стихотворение:
Воскресение Христово
Княжна Е. Горчакова
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".
Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.
Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.
Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:
Пасха
Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.
Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.
Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:
1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)
2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)
3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)
4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)
5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)
6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)
-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
Вопросы:
- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
Какими красками вы бы описали его настроение?
Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?
Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?
История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.
А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?
Что значит слово « воскресение»?
Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.
2) Православная Пасха.
Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.
3) Традиции празднования.
Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?
Рассказ учителя. (обобщение)
Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.
А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.
Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»
Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.
Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.
Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.
1. Игра « катание яиц».
Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.
2. Пасхальное гнездышко
Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.
План-конспект урока.
Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Цель:
активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.
Задачи:
развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;
содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование : рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.
М етоды и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.
Этапы урока:
1.Вводная часть (организационный момент):
- приветствие
- тема урока
2.Основная часть (изучение нового материала):
Работа с толковым словарём
- ознакомление с пасхальными традициями
Беседа о народных способах окрашивания яиц
Разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
- сообщение целей и задач урока
Разгадывание математического ребуса
3.Практическая работа:
-выполнение практической работы по группам
-контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
4.Заключительная часть (итог урока):
- выставка и самоанализ выполненной работы;
- закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;
Рефлексия
Домашнее задание
Уборка рабочих мест.
Ход урока
Организационный момент
УЗ 1 . Чтение стихотворения.
Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске.
«Христос Воскресе!»- Поют колокола.
И весть та радостна, светла.
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
«Христос Воскрес!»- поёт земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину Воскрес»
Основная часть
УЗ 2. Работа с толковым словарём.
Учитель : Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.
Пасха - весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.
Как вы думаете, почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?
Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти, однако пасху празднуют многие неверующие.
Как вы думаете почему?
Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.
УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.
Учитель : А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.
1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.
В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.
2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.
3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным.
4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.
5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.
6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.
7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе- для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).
8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи.
9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.
10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом: "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно,то хотя бы какую- либо часть новой одежды, чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.
УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.
Учитель : О какой самой главной традиции мы так и не услышали? правильно, это конечно окрашивание яиц.
Учитель : А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?
*желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран;
*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;
*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;
*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;
*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;
* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.
Учитель : Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?
Учитель : Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»
УЗ 5. Разгадывание ребусов.
Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.
Драпанки
Рисованки
Крапанки
Крашенки
По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца, окрашенных соответствующим способом.
Учитель : Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.
УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.
Учитель : Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи.
УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.
Учитель : Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?
Узнаем это выполнив несложное математическое решение: папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т
Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)
Практическая работа
УЗ 8. Выполнение практической работы по группам.
Учитель : Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому, чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно.
1 группа – изготовление пасхальных свечей
2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки
3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки
Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.
Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.
Заключительный этап
УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.
УЗ 10. Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.
1.Что означает праздник Пасхи?
а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.
2.В какой день недели празднуется Пасха?
а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.
3.Что является основными блюдами праздничного стола?
а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.
4.Каким было первое пасхальное яйцо?
а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.
5. Как называется подставка для яиц?
а) яичница;
б) толотница;
в) пашотница;
Итог урока
Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?
Домашнее задание
Учитель : хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.