Консультация развитие ребенка 4 5 лет. Консультация для родителей средней группы. Возрастные особенности детей. Отношения со сверстниками
Возраст от четырех до пяти лет – возраст относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, покладистее, послушнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).
Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость. Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное , с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.У детей этого возраста преобладает наглядно-образное , то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка.
МБДОУ «Одесский детский сад»
Консультация для родителей средней группы
Тема: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Подготовила:
педагог-психолог
с. Одесское - 2013 г.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка , открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынос лив физически . Это стимулирует развитие вынос ливости психологической . Снижается утомляе мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным , менее подверженным перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более зна чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях , проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо заключения , что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирова ние , в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож ностей ребенка будет способствовать его нравствен ному и познавательному развитию . Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Малыш в возрасте 4-5-х лет спо собен:
Ø соотносить понятия «один» и «много»;
Ø записывать цифры от 1 до 10;
Ø пересчитывать предметы (до 10);
Ø соотносить количество предметов с цифрой;
Ø сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше» и «столько же»;
Ø пользоваться количественными (один, два, три) и порядковыми (первый, второй, третий) числительными;
Ø называть предыдущее и последующие числа («соседи» числа);
Ø понимать значение математических знаков «плюс» и «минус»;
Ø производить элементарные математические действия (+1 и -1):
Ø решать простейшие математические задачи с опорой на рисунок;
Ø ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, впереди – сзади - между;
Ø различать геометрические фигуры: точка, угол, круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат;
Ø уметь сравнивать предметы разной величины, размещать предметы в порядке увеличения размера, сравнивать предметы по ширине, высоте, длине;
Ø различать цвета предметов.
Ø правильно произносить все звуки русского языка , внятно говорить;
Ø повторять за взрослым звуки, слова, предложения;
Ø различать гласные и согласные звуки;
Ø понимать разницу между звуком и буквой;
Ø выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);
Ø разбивать слова на буквы и слоги;
Ø слышать звуки в начале, середине и в конце слова;
Ø понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спрашивать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;
Ø понимать значение предлогов;
Ø понимать разницу между словами, обозначающими предметы, признаки предметов и действия;
Ø согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;
Ø различать значение многозначных слов;
Ø подбирать обобщающие слова;
Ø описывать предметы;
Ø подбирать к заданным словам слова с противоположным значением;
Ø знать наизусть несколько стихотворений;
Ø пересказывать сказки;
Ø составлять рассказы по картинкам.
Ø повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (например, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);
Ø рисовать пальчиком в воздухе;
Ø вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадраты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямоугольника - овал;
Ø лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и людей, используя шарики и колбаски;
Ø самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;
Ø самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;
Ø перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;
Ø закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заводить механические игрушки;
Ø хлопать в ладоши тихо и громко;
Ø зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четыре и пять пальцев;
Ø правильно держать ручку, карандаш и кисточку;
Ø обводить картинку по пунктирной линии;
Ø рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, различные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).
Ø знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;
Ø знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;
Ø знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязанности;
Ø знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в магазине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);
Ø знать о службах помощи и личной безопасности;
Ø знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;
Ø знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;
Ø иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;
Ø иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах;
Ø иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.
Ø выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
Ø находить между предметами или картинками 5-7 отличий;
Ø находить одинаковые предметы из ряда подобных;
Ø находить лишний предмет из четырёх предметов и объяснять свой выбор;
Ø находить общий признак 3-4 предметов;
Ø находить 4-8 пар одинаковых предметов;
Ø выстраивать картинки в логические цепочки, подбирать картинку, которой не достает в логической цепи;
Ø находить фрагменты картинок;
Ø складывать разрезанную картинку из 9-12 частей;
Ø запоминать 6-8 картинок в течение 1 минуты;
Ø запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;
Ø повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;
Ø воспринимать и воспроизводить ритмы;
Ø рассказывать наизусть несколько стихотворений.
Ø Выполнять:
· упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; ходьба приставным шагом, высоко поднимая колени; ходьба по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы;
· упражнения в беге: убегать, догонять; бег по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, между предметами;
· упражнения в прыжках: прыжки на месте на двух ногах, с продвижением вперёд, с поворотом; прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой); перепрыгивание предметов; прыжки с высоты 20-25 см;
· упражнения с элементами ползания и лазанья: ползание на четвереньках; подползание под предметы и перелезание через предметы; лазанье по гимнастической стенке;
· упражнения с мячом: катание мяча; бросание и ловля мяча; перебрасывание мяча через препятствие; отбивание мяча о землю.
Ø Летом кататься на двухколёсном велосипеде, а зимой - на лыжах.
Ø Ребёнок 4-5 лет проявляет интерес к произведениям искусства. Очень важно поддерживать и развивать это. Посетите вместе с малышом театр, сходите в музей.
Ø Продолжайте знакомить ребёнка с различными литературными жанрами (стихи, сказки, загадки, скороговорки, потешки и т. д.). Вместе с малышом слушайте музыкальные произведения, обращайте внимание ребёнка на названия инструментов и особенности их звучания.
Ø Приобщайте ребёнка к восприятию произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Расскажите малышу о народных промыслах.
Ø Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к произведениям искусства.
Ø Предоставьте ребёнку возможность создавать собственные художественные образы (рисование, лепка, конструирование, музыка). Развивайте творческие способности малыша.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. Любовь детей имеет, таким образом, безусловный характер, и родители должны хорошенько думать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» , поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста, и приводит к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.
Недостаточная эмоциональная отзывчивость родитель другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.
Заикание чаще всего происходит под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.
-2190752686050возрастные особенности
детей 4-5 лет
возрастные особенности
детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад село Фоки «Светлячок»
Подготовила
Горбунова Н.Н.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Они стали более покладистыми и послушными. В их поведении и деятельности появились новые черты, проявляющиеся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными, разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной активности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому необходимо максимально насытить жизнь детей всевозможными подвижными занятиями: танцами, заданиями, хороводами, подвижными играми и т.д.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость. Если взрослые заметят перевозбуждение ребенка, то следует переключить внимание ребенка на более спокойные виды деятельности. Данный прием поможет ребенку быстро успокоиться и восстановить силы.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если годом ранее ребенку вполне хватало общения с игрушками, то в 4-5 лет он нуждается в контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Речевые контакты пятилетних дошкольников имеют большую длительность и активность. В детских садах воспитатели используют данную потребность детей и организовывают небольшие группы по интересам. Они помогают каждому ребенку научиться договариваться с товарищами, подбирать нужные игрушки и создавать необходимую обстановку. centerbottom00
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, а с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т.д. он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различие и сходство. rightcenter
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, взрослый широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет активно проявляется интерес к игре. Игра – это форма организации жизни детей. Активно развивается способность ребенка фантазировать, в результате данной деятельности в цепочку воображаемых событий дошкольником включается, как он сам, так и его родные и близкие. Взрослые могут грамотно применять возможности детей и направлять их в нравственное и познавательное русло. Такие возрастные особенности должны поддерживаться взрослыми, которые могут подыгрывать им, предлагать варианты сюжетного хода игры, оценивать поступки героев и т.д.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.
В этом возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на одобрение или замечание часто реагируют остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь- подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Так как родители самые близкие и родные люди для ребенка, именно они должны играть основную роль в воспитании ребенка. Необходимо вместе с ребенком разбираться в сложных этических ситуациях. Если часто обвинять ребенка и наказывать за любой малейший поступок, то это вызовет у него ощущение вины, мстительность и страх перед наказанием. Все это служит причиной для образования неуверенности, отсутствия инициативы и развитие пассивности.
Особенность этого возраста еще и в том, что это заключительный период формирования характера ребенка. В данном возрасте все, что вы вкладывали в него, укоренится и исправить ошибки воспитания будет уже невозможно.
Что должен уметь ребенок 4-5 лет?Математика
Ребенок в возрасте от 4до 5 лет может уметь:
Ребенок может уметь определять расположение предметов справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник).
Ребенок может знать все цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше-меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Развитие речи
Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не толь ко родители.
Ребенок может понимать, чем отличается строение тела человека отстроения животных (называть их части тела: руки-лапы, ногти-когти, волосы-шерсть).
Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок-цветы, девочка-девочки).
Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко-круглое, желтое, сладкое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
Ребенок может понимать значение предлогов(в, на, над, под, перед, за и т.д)
Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессии.
Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
Ребенок может назвать свое имя, фамилию, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет.
Логическое мышление-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Окружающий мирРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обиходаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.7. Ребенок может различать правую и левую руку.
Приложенные файлы
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 4-5 лет».
«Возраст «почемучек».
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз) . Зрительное восприятие часто становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величину, вес, температуру, свойство поверхности и др.). Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.
Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности : манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.
Здесь особо следует выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь со своим ребенком, читайте ему книжки, рассказывайте стихи.
Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит.
Дети легко теряют цель. Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления : дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.
Речь начинает выполнять контролирующую функцию
Развитие речи идет в нескольких направлениях :
Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
ВАЖНО
Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.
Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.
Средний дошкольный возраст - это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. В этом возрасте формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план.
В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам («Хороший всегда поступает правильно, а плохой - плохо» ).
К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения : «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.) .
Детям важно не быть носителем плохих качеств (они часто говорят : «Я не жадный» , а не «Я добрый» ). Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть, что терять. Если же ребенок не накопил положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно» .
В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен» . Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны» .
ВАЖНО
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .
«Я - хороший!» ).
Особенности возраста
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Повышенная познавательная активность.
Умение подчинять свое поведение правилам в игре.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Появление осознанности собственных действий.
Новообразования
Контролирующая функция речи.
Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
Появление элементов произвольности.
Появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.
Цели и задачи для взрослых
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявление познавательной активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Родитель - пример для подражания.
Важно!
Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я - хороший!» ).
Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.
Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.
Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.
Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.
Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.
Нельзя!
Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты - плохой).
Отдалять от себя ребенка.
Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.
Оставлять вопросы детей без ответа.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления
Творческие способности
Отношения со сверстниками
Активная любознательность
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"»
Возрастные особенности детей 4-5 лет (консультация для родителей)
Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Очень важно:
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.