Мусульманский праздник Ураза-байрам: история и традиции. Мусульманский пост как-то отличается от христианского? Звезды, которые отказались от усыновленных детей
Ураза Байрам в 2017 году продлится с вечера воскресенья 25 июня до вечера понедельника 26 июня. В этот день правоверные мусульмане всего мира с радостью поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). В большинстве мусульманских стран день празднования Ураза-байрам считается выходным и запрещено работать.
Перед наступлением праздника и на протяжении самого Ураза Байрама собирают обязательные пожертвования, которые впоследствии идут малоимущим. Обряд подношения милостыни является одной из основ мусульманской веры. Кроме того, каждый мусульманин в этот день совершает омовение, наряжается в праздничные одежды и посещает мечеть для общей молитвы. Только в раз году во всех мечетях мира читают специальную молитву – ид-намаз.
Ураза-Байрам – праздник семейный. В этот светлый для мусульман день все родственники стараются собраться вместе, никуда не отлучаться, поскольку считается, что души умерших в этот день возвращаются к родным очагам. В этот день дарят подарки, соседи угощают друг друга. С утра, перед намазом, мусульмане совершают обряды очищения (тахарат). Это не только санитарно-гигиеническая чистота и внешняя опрятность, но и чистота помыслов». Обязательно нужно помянуть всех умерших родственников, сходить на их могилы, прочитать молитвы. Семьи, потерявшие в этот год родных, устраивают день поминовения их душ с приглашением родственников, близких, соседей и муллы.
Молитва в праздник Ураза Байрам
Специальная молитва ид-намаз у мусульман начинается с восходом солнца и длится оно до обеденного азана. В том случае, если верующий мусульманин по какой-то причине не смог совершить ид-намаз своевременно, разрешается немного отложить время молитвы, но только пока солнце не поднимется в высоту на размер стоящего штыка. Так делал Пророк(мир ему и благословение). В этом и заключается суть того, что в праздничный день желательно раздать обязательную милостыню - закат-сах(фитр садака). А сделать это необходимо до совершения праздничного намаза. Таким образом, этот «перенос» увеличивает время для раздачи милостыни – закята. Обычно верующие дают милостыню, пожертвования в пользу малоимущим, нуждающимся людям, путникам и др. Этот ритуал является одним из пяти столпов мусульманства.
Ураза Байрам 2017 в Москве
Ожидается, что празднование Ураза Байрам 2017 в Москве соберет около 300 000 человек. Главное торжество традиционно пройдет 26 июня 2017 года в Московской Соборной мечети. В этот день всех мусульман России поздравит Президент Российской Федерации и поприветствует глава Совета муфтиев России.
Кроме Московской Соборной мечети намазы в праздник Ураза Байрам пройдут на 37 площадках Москвы и Московской области. Особенно широко Ураза-байрам будут отмечать в Ногинске, Орехово-Зуеве, Щелкове, Солнечногорске, Яхроме, Мытищах, Подольске - там, где есть крупные мусульманские общины.
- Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе : м. «Парк Победы», ул. Минская, д. 2Б. Начало праздничной молитвы в 6:30
- Московская соборная мечеть : м. «Проспект Мира», Выползов пер., д. 7. Начало в 07.00
- Историческая мечеть : м. «Новокузнецкая», ул. Большая Татарская, д. 28, стр. 1, 2. Начало в 09.00
- Мусульманская община «Милость» : м. «Бунинская Аллея», ул. Южнобутовская, д. 96, ФОК «Изумрудный». Начало в 07.00
- Мусульманская община «Кяусар» : м. «Коломенская», Нагатинская пойма, Парк 60-летия Октября (центральный вход). Начало в 06.30
Ураза Байрам 2017 в Казани
В столице Татарстана Казани основные торжества в честь праздника Ураза Байрам пройдут пройдут в Галиевской мечети с участием муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина.
- В 03.30 муфтий традиционно начнет читать проповедь.
- В 04.00 состоится гает-намаз.
- В 04.05 - хутба (мусульманская праздничная проповедь).
В районах республики татарстан праздничный намаз будет прочитан через 30 минут после восхода солнца.
Ураза Байрам 2017 в Санкт-Петербурге
Праздничное богослужение в Санкт-Петербургских мечетях состоится 25 июня, воскресенье, в 07 часов 00 минут утра.
- Санкт-Петербургская Соборная мечеть.
- Мемориальная мечеть имени Муфтия Жафяра-Хазрата Пончаева.
- Молельная комната “Сенная”.
Утренняя молитва: Азан - 02 часа 40минут, Намаз - 03 часа 10 минут.
Праздничное богослужение: Чтение Корана - 07 часов 00 минут, Праздничная проповедь 07 часов 15 минут, Праздничный намаз 07 часов 40 минут.
Байрам - это праздник для всех мусульман. Совершение коллективного праздничного намаза - символ братства и единства верующих. праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.
В году есть два мусульманских праздника:
- Рамазан-Байрам.
- Курбан-Байрам.
Для тех, кому обязателен намаз аль-джум`а, праздничные намазы являются ваджибом. праздничный намаз состоит из 2-х рака`атов и совершается джамаатом.
В этом намазе азан и икамат не читается. праздничная хутба (проповедь) является сунной и читается после намаза. (проповедь намаза аль-джум`а является фардом и читается до фард-намаза.) праздничный намаз отличается от других намазов тем, что в нем есть шесть дополнительных такбиров: три в первом рака`ате и три во втором.
КАК СОВЕРШАЮТСЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ НАМАЗЫ
Праздничный намаз в Рамазан-байрам .
1-й рака`ат .
- Джама‘ат (молящиеся) становятся ровными рядами за имамом. Совершают намерение: «Намерился выполнить намаз Рамазан-Байрама ради Аллаха следуя за имамом».
- Имам, подняв руки произносит: «Аллаху Акбар», джама‘ат повторяет за имамом, затем молящиеся складывают руки на животе (женщины - на груди).
- Имам и джама‘ат читают шепотом дуа «Субханака». после этого произносят три дополнительных такбира следующим образом: Первый такбир: Имам вслух (джама‘ат шепотом) произносит такбир «Аллаху Акбар» поднимая при этом руки (как во время Такбирату-ль-ифтитах), затем опускает руки. Второй такбир: после короткой паузы имам таким же образом делает второй такбир и опускает руки. Третий такбир: сделав паузу, имам делает третий такбир, после чего смыкает руки. Джамаат повторяет все действия за имамом.
- Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях», вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Джама‘ат в это время ничего не читает, только слушает имама.
- Имам и джама‘ат совершают руку‘у и суджуд, после чего встают на 2-й рака`ат и складывают руки.
2-й рака`ат .
- Имам читает шепотом «Бисмиллях», затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. потом так же, как и в первом рака`ате, имам громко произносит три такбира «Аллаху Акбар», делая паузу между ними. после третьего такбира, не смыкая рук, сказав: «Аллаху Акбар», совершает руку‘у и суджуды, после чего совершается последнее сидение.
- Сидя, имам и джама‘ат читают шепотом последовательно: «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина». затем выполняют Ас-салям: завершают намаз, поворачивая голову направо и налево, произнося «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах». после намаза имам читает хутбу (проповедь).
Праздничный намаз в Курбан-байрам .
Этот намаз совершается так же, как праздничный намаз в Рамазан-Байрам. Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз Курбан-Байрама ради Аллах следуя за имамом». Как и в Рамазан-Байрам, имам читает хутбу после праздничного намаза
ТАКБИР АТ-ТАШРИК
После каждого фард-намаза, начиная с намаза ас-субх дня Арафат и заканчивая намазом аль-аср 4-го дня праздника Курбан-байрам включительно ,читается такбир Ат-ташрик:
أللهُ أكْبَرُ,أللهُ أكْبَرُ, لا إلَهَ إلاَّ اللهُ وَاللهُ أكْبَرُ,أللهُ أكْبَرُ وَللَّهِ الْحَمْدُ
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллах Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиллахиль хамд».
Значение: «Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик и все восхваления Аллаху».
Этот такбир считается ваджибом как для джама‘ата, так и для каждого человека в отдельности. Мужчины читают вслух, а женщины про себя. после намаза Витр ваджиб такбир ат-ташрик не читается.
Если у кого-то в эти дни были долги по намазам, и он собрался возместить их в дни Ат-ташрик, то после их совершения он читает такбир Ат-ташрик. А если он возместит их после этих дней, то такбир Ат-ташрик не читается.
Действия, которые желательно совершать в праздничные дни:
Встать утром пораньше, сделать гусуль, надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть. по пути быть приветливым, бедным раздавать садака (милостыню), поздравлять с праздником единоверцев. В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Кроме этого следует раздавать садака за умерших родственников, навещать их могилы, читать для них Коран и дуа. К праздникам детям покупают подарки и новую одежду. Всего такбир Ат-Ташрик читается после 23-х обязательных намазов.
Это основные действия, которые желательно совершать в праздничные дни.
Всего такбир Ат-Ташрик читается после 23-х обязательных намазов.
Аудио версия настоящей статьи:
Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год , по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше - в этот же день . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.
Порядок выполнения
Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).
Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а»:
الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ
Два ракяата праздничной молитвы
Кратко
Первый ракяат
1) намерение;
2) ду‘а «ас-Сана»;
3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;
4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;
Второй ракяат
1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;
2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон . Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.
Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.
Подробно
Первый ракяат
1) Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир : «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.
Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).
2) Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
Транслитерация:
«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:
Транслитерация:
«Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, инна саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин».
وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَ مَا أَنَا مِنَ الْـمُشْرِكِينَ .
إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَاىَ وَ مَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ .
وَ بِذَلِكَ أُمِرْتُ وَ أَنَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ .3) Три такбира с поднятием рук.
После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза.
После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы .
По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.
Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) .
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
Перевод:
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
4) Чтение сур Корана.
Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:
Транслитерация:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыым.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин .
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .
اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .
إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .
اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).
Транслитерация:
«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» ().
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى
الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى
وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى
وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى
فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى
سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى
إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى
فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى
سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى
وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى
الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى
ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى
إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى
صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىЗатем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.
Второй ракяат
1) Чтение сур.
Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» .
Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:
Транслитерация:
«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .
2) Три такбира с поднятием рук.
После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом ракяате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы.
По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон . Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.
Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.
Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):
Транслитерация:
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».
اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ
اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ
اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُВо время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» - опустить.
Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:
Транслитерация:
«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».
اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،
اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،
اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.
Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:
Транслитерация:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».
اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ
كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ
وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ
كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ
إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌПо прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.
После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую . На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.
أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ
2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».
اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ
تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ
اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَЗатем опускают руки, проводя ладонями по лицу .
Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.
3) Праздничные проповеди.
Первая проповедь
Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ
Перевод:
«Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».
Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста - закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.
Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь
Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.
На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.
Праздничная молитва совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) - в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.
См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.
Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве - трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.
См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.
Праздничная молитва состоит лишь из двух ракяатов, совершаемых вместе с имамом.
Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.
Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.
Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.
Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.
Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».
См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.
Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.
Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.
Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих ракяатах вслух.
По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».
При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу - вслух.
См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.
Перевод суры см..
Все такбиры имам проговаривает вслух.
По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».
У шафиитов желательно в начале каждого ракяата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих ракяатах вслух.
Если имам следует шафиитскому мазхабу, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», как было оговорено ранее, а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». Именно перед сурой «аль-Фатиха» и перед «бисмил-ляхи ррахмани ррахим». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.
Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.
Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.
Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба - лишь желательны.
Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробный богословский материал по данному вопросу см..
Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.
Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» в моей книге «Все увидят Ад».
В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.
Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.
См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.
Завершается священный месяц рамадан, во время которого все правоверные мусульмане держали строгий пост, когда в светлое время суток не разрешалось ни есть, ни пить. Завершение рамадана является важнейшим событием в исламе, которое называется - Праздник разговения Ид аль-Фитр или Ураза-байрам . Последователи ислама считают, что именно в этот день пророку Мухаммеду были ниспосланы первые стихи Корана.
В 2017 году празднование Уразы-байрама в большинстве российских регионов начнется 25 июня . Соответственно, последний день рамадана и канун праздника Ураза-байрам будет 24 июня . (В Чечне, Дагестане и Адыгее, так же, как во многих мусульманских странах праздник начнется на день позже - 26 июня).
В российских республиках c мусульманским населением Ураза-байрам является выходным днем, В некоторых республиках РФ, где мусульман большинство, а также в большинстве мусульманских стран праздничными являются три дня - именно столько длится Ид аль-Фитр.
В канун праздника Ураза-байрам в последний вечер рамадана последователи ислама собираются на общую молитву, после которой следует праздничная трапеза. Рано утром на следующий день, когда начнется сам праздник, верующие, совершив омовение и надев лучшие одежды, отправляются в мечеть на общую молитву.
Эта традиция коллективной праздничной молитвы является очень важной. Так в Москве и Петербурге десятки тысяч мусульман, которым не хватает места в мечетях, все вместе молятся прямо на улицах.
После общей молитвы верующие отправляются отмечать праздник застольем, на котором, само собой, нет никакого алкоголя, запрещенного в исламе, но зато много изысканных сладостей, свежих фруктов и деликатесов из мяса. За праздничными столами принято собирать родственников, также приглашаются соседи и друзья других конфессий, поэтому Ураза-байрам традиционно считается праздником межконфессиональным и интернациональным.
На Уразу-байрам принято наносить праздничные визиты родителям и родственникам, делать подарки детям, а также родным и друзьям. Также верующие в эти дни посещают могилы предков.
Неотъемлемой частью Ид аль-Фитр а является благотворительность, в эти дни последователи ислама делают добровольные и обязательные пожертвования, согласно традиции, заложенной еще пророком Мухаммедом.
Добровольное пожертвование называется сдака (садакат-аль-фитр), ее размер определяет сам жертвователь. Обязательное пожертвование называется закят (закят-аль-фитр), его размер рассчитывают в зависимости от дохода жертвователя. Все собранные деньги идут в помощь нуждающимся.
О традициях празднования Уразы-байрама подробнее читайте в Федерального агентства новостей .
Если вы хотите поздравить ваших друзей-мусульман с праздником Ураза-байрам, предлагаем несколько вариантов стихотворных поздравлений, которые можно отправить, например, в виде SMS или MMS-сообщений или через соцсети. Универсальное поздравление для этого дня - слова «Ид мубарак!», что значит - «С праздником!»
***
В праздник славный, чистый, светлый
Поздравляю от души.
В Уразу-байрам пусть будут
Ваши помыслы чисты.
И пусть в доме будет мирно,
В счастье близкие живут.
В вере сильной и глубокой
Вдохновение найдут.
***
Вслед за рамаданом он приходит к нам -
Праздник светлый, радостный - Ураза-байрам!
Близких и знакомых собери в свой дом,
С ними разговляйся за праздничным столом.
Поздравляю с праздником, Аллах тебя хранит,
Он всегда поможет, в вере укрепит!
Пусть пребудет счастье и покой в семье,
И во всем удачи желаю я тебе!
***
Закончил испытание
Священный рамадан,
С радостью встречайте
Уразу-байрам!
Пусть несет он радость
И веселье в дом,
Чтоб добро навечно
Поселилось в нем.
Дом пусть будет чашей
Полной до краев,
Где пусть каждый будет
Счастлив и здоров.
Чистоты желаю
В душах и сердцах,
Пусть всю жизнь вас нежно
Бережет Аллах.
***
Ураза-байрам - самый главный праздник,
День великий окончание поста,
Бедным, нищим, людям разным
Мы покажем, что такое доброта.
«Ид мубарак», мусульманин верный,
Для детей и для родных примерный,
Видеть рад тебя на Уразу-байрам,
Приглашаю всех друзей я к праздничным столам.
***
Пост закончился священный,
Уразу-байрам встречай,
«Ид мубрак!» всем знакомым
Ты сердечно пожелай.
На намаз с восходом солнца
Всей семьей в мечеть иди,
И, почтив усопших память,
Садакат-аль-фитр плати.
В Уразу-байрам желаю -
Пусть богатым будет стол,
Угощения по вкусу,
Чтобы каждый там нашел.
Пусть благословен Аллахом
Будет дом твой и семья,
Мира, радости и счастья
В праздник всем желаю я.
24.06.2017
25 июня 2017 года (25.06.2017), в Москве отметят Ураза-Байрам - исламский праздник, приуроченный к окончанию поста в месяц Рамадан. Где будет проходить праздничная молитва, в каких мечетях? Какова программа мероприятий и во сколько начнется молитва?
Согласно последним данным, праздничная молитва по случаю празднования Ураза-байрама в Москве начнется 25 июня 2017 года в московской Соборной мечети, Мемориальной мечети на Поклонной горе и мечети «Ярдэм» в Отрадном.
Также в Москве будут работать площадки: в Московской исторической мечети, в комплексе мечетей «Инам», в крытом павильоне в парке «Сокольники», на ул. Южнобутовская около физкультурно-оздоровительного комплекса «Изумрудный» и на проспекте Андропова около здания Речного вокзала.
1. Московская Соборная мечеть (м. Проспект мира, Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала в 3:30 утра. Начало праздничной молитвы в 07.00.
2. Историческая мечеть (м.Новокузнецкая, Третьяковская, Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы в 09.00.
3. Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе (ул. Минская д.2Б). Начало праздничной молитвы в 6.30.
4. Комплекс мечетей «Инам» и «Ярдям» на улице Хачатуряна.
Дополнительные площадки:
1. Павильон №4 Парка культуры и отдыха «Сокольники».
2. Шатёр рядом с ФОК «Изумрудный» м. Бунинская Аллея, район Южное Бутово (ул. Южнобутовская, д.96). Молитву организует МРОМ «Милость». Начало - в 07.00.
3. Парк «60-летия Октября» центральный вход м. Коломенская (Проспект Андропова 11к2) Молитву организует МРОМ «Кяусар». Начало молитвы - в 6.30.