Обобщение опыта работы преподавателя обж тема опыта: «Повышение заинтересованности учащихся в ходе изучения курса обж с использованием икт. Из опыта работы по формированию основ безопасности Опыт работы по обж в детском саду
Описание профессиональной деятельности
преподавателя – организатора ОБЖ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Каптыревская средняя общеобразовательная школа»
Гайтерова Алексея Николаевича
« Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить».
Адольф Дистервег.
Именно под таким девизом я выстраиваю свою профессиональную деятельность. Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде. Плох тот учитель, который лишь укажет, что так, мол, и так, и не объяснит почему? А хороший учитель поведёт ученика по истории вопроса, познакомит с разными точками зрения, мнениями, а потом спросит школяра, как он думает, как считает, какие умозаключения имеет! И если что, то немножко, не обидев, «подскажет, подтолкнёт» к правильному решению, да так искусно, что ученик и не заметит его участия. Так ученик обретает бесценный опыт в процессе выполнения своих задач и проблем. Чем богаче жизненный опыт, тем точнее истина. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии, через разговоры, дела, работу. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, главное - направить ученика на путь самостоятельных поисков ответов. Следуя этому девизу, моя роль на уроке и во внеурочное время основывается на позиции помощника, наставника, сопровождающего активный поиск моих учащихся. Реализации моего кредо способствуют следующие технологии: информационно-коммуникационные, метод проектов, проблемно-развивающая технология, игровые, технологии ИОСО.
Тема моего самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности». Считаю, что использование ИКТ делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Успешно применяю технологию индивидуально-дифференцированного обучения, традиционное обучение с включением элементов развивающего обучения. Решая проблему развития познавательной активности личности школьников, формирую творческий потенциал самостоятельно-образовательной деятельности учащихся на основе использования технологии проектного обучения. Использование в работе различных технологий позволяет моим ученикам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Успеваемость | Обученность |
|
Исходя из специфики моего предмета, мною систематически используется интеграция с другими школьными дисциплинами: биологией, химией, физкультурой. Интеграция с другими предметами рождает новые нестандартные формы уроков: диспуты, игры, тренинги, лаборатории и др. Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети готовят доклады, рефераты, пишут заметки для школьного информационного уголка, проводят опыты и ставят эксперименты, в результате которых самостоятельно делают выводы о пользе или вреде современных благ в жизни человека. Идеями своей экспериментальной работы учащиеся делятся с одноклассниками и другими учащимися школы на заседаниях школьного научного общества. Самые удачные проектные и исследовательские работы становятся участниками муниципальных и краевых НПК, демонстрируя высокий уровень сформированности умений исследователя у учащихся, сопровождение которых я осуществляю.
Название конкурса | Участник | Название проектной или исследовательской работы | Результат |
|
Муниципальный этап НПК | «Как влияет шумовое загрязнение на здоровье человека?» «Зачем нужно знать азбуку дорожного движения?» «Что выбрать: жизнь или курение?» | Участники конкурса (грамоты школьного уровня) |
||
Участники конкурса (свидетельства краевого уровня) |
||||
Муниципальная ярмарка идей | Проект авто-велогородка | Грамота участников |
||
Муниципальный этап НПК | «Что пожуешь, то и поживёшь» «Радуга здоровья» «Кто лучший водитель: женщина или мужчина?» | Победитель (1 место) Призер конкурса (грамота) |
||
Краевой конкурс юных исследователей «Страна чудес – страна исследователей» | «Что пожуешь, то и поживёшь» | Участник конкурса |
Кроме того, мои учащиеся являются активными участниками предметных конкурсов разного уровня, способствующих проверке полученных теоретических знаний на практике:
Название конкурса | Участник | Результат |
|
5-11 классов | 4 человека – победители муниципального этапа |
||
Муниципальная олимпиада по ОБЖ | Учащиеся 5-11 классов школы | 1 ученица – 3 место |
|
Дистанционная олимпиада «Знатоки ПДД» | 5-11 классы | 1 ученик – призер муниципального этапа |
|
Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Муравей 2011» | 1-11 классы (43 человека) | 2 ученицы – 3 место среди участников РФ, 1 ученица – лауреат конкурса |
|
Всероссийский конкурс – игра по ОБЖ «Спасатели 2011» | 1-11 классы (13 человека) | Участники конкурса (сертификаты участников) |
На своих уроках я создаю условия обеспечивающие успешность каждого ученика. В практике своей работы широко использую различные приёмы, методы и формы организации учебной деятельности: семинары, практические занятия, уроки–лекции, игры, уроки–диспуты, различные компьютерные обучающие и контролирующие тесты, индивидуальные задания, парную и групповую работу, проектную деятельность, нестандартные и разноуровневые задания, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
Внеурочная деятельность по предмету в моей практике тоже разнообразна и креативна.
Реализуя стандарт второго поколения в начальной школе, мною были разработаны и внедряются в практику два учебных модуля «Расти здоровым» и «Школа дорожных наук». В рамках данных модулей посредством организации сюжетной и ролевой игры малыши получают знания по сохранению своего здоровья, по правилам организации рабочего дня и отдыха, учатся навыкам правильного поведения в классе, лома и в природе, получают знания по поведению на дороге и способам защиты себя и окружающих в опасных ситуациях. Наличие наглядного материала, занимательных и творческих заданий способствует положительному отношению учащихся и их родителей к преподаваемым истинам.
Для среднего и старшего звена мною модифицированы три учебных курса, основной целью которых стало сохранение здоровья учащихся и привитие навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях («Безопасность выживания», «Будь готов», «Терроризм и безопасность» - 8-10 классы). Учащиеся 5 – 7 классов являются активными участниками школьного отряда ЮИД «ПДДешка». В результате организованной работы отряда систематически обновляются школьный и классные уголки безопасности, ведутся классные часы для учащихся 1 – 8 классов, проводятся игры и викторины по правилам дорожного движения. Кроме того, команда школы ежегодно успешно выступает на муниципальном конкурсе «Безопасное колесо.
2010 – 2011 учебный год – 1 ученик занял 3 место при прохождении испытания по велогородку;
2011 – 2012 учебный год – 1 ученица 3 место в номинации «Автогородок», 1 ученик 2 место в номинации «Знание основ оказания первой доврачебной помощи», 2 командное место в номинации «Основы безопасности жизнедеятельности» и 2 командное место в конкурсе «Безопасное колесо» среди школ района.
Учащиеся активно участвуют в конкурсах рисунков на темы ПДД и пожарной безопасности. 2010-11 учебный год – 15 грамот за участие в конкурсах рисунков по ПДД, 2011-12 учебный год – 1 место в районном конкурсе рисунков «Я и улица моя».
Участвуя в соревнованиях по велокроссу и велотреку учащиеся также демонстрируют высокие достижения на уровне района: 2011-12 год – 1 ученик 1 место, 1 ученица 1 место и 1 ученик 3 место по велокроссу; 1 ученик 1 место, 1 ученик 2 место и 1 ученик 3 место по велотреку.
Второй год являюсь классным руководителем коррекционного 6 – 7 класса. С целью реализации одной из основных идей коррекционного обучения и воспитания – социализация подрастающего поколения в обществе – разработал и реализую программу воспитательной работы «Взрослеем вместе». В ходе классных часов, диспутов, деловых игр и коллективных дел осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, его успешной социализации в обществе. Формирую у каждого ученика мотивацию к учению, опираясь на изученные возрастные и индивидуальные особенности. Я определил для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними их успехам.
Мои основные педагогические принципы :
Ученик – это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к равному;
Вселять в ребенка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;
Радоваться успехам своих учеников;
Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
Уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди детей;
Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности.
Как классный руководитель, большое внимание уделяю работе с родителями. Цели, которые ставлю при планировании собраний, способствуют выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Постоянно совершенствую свое профессиональное мастерство для более полного обеспечения стандартов образования через курсы повышения квалификации. Так, в марте 2012 года прослушал первую сессию краевых выездных курсов ПК, преподавателем которых является Минова М. В. «ФГОС в основной школе в рамках ИОСО». Вторая сессия состоится в октябре 2012 года.
Активно участвую в работе РМЦ учителей ОБЖ, делясь опытом работы с коллегами, и получаю их бесценный опыт для совершенствования своей деятельности.
За добросовестный труд, профессионализм и личный вклад в воспитание подрастающего поколения награждён Благодарственным письмом Администрации Шушенского района и грамотами школы.
Преподаватель – организатор ОБЖ А.Н. Гайтеров
Директор школы Е.Г. Ильин
Ламанова Юлия Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт:
город Суджа, Курская область
Наименование материала:
Опыт работы
Тема:
"Обобщение опыта по основам безопасности жизнедеятельности"
Дата публикации:
20.05.2017
Раздел:
дошкольное образование
Тематическое планирование работы
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
Содержание
1.
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельно сти
дошкольников
как
часть
многоаспектного
явления
социального
развития. (введение)
2.
Эксперимент альная
работ а
по
о сновам
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности детей дошкольного возраста
3.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности
4. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности
дошкольников
5. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе
по основам безопасности
6.Заключение
7.Список литературы
1
.Введение
Современное
дошкольное
образование
отражает
общие,
присущие
образовательным
системам
внутренние
цели
–
содействовать
развитию
человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в
жизнь.
Процесс
дошкольного
образования
обеспечивает
расширение
и
усложнение
индивидуальных
ресурсов
развития
личности
ребенка
средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый
ребенок
приобрел
достаточный
личный
социокультурный
опыт,
который
послужит
ему
фундаментом
для
полноценного
развития
и
готовности
к
школьному обучению.
Дошкольный
возраст
–
оптимальный
период
формирования
социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом
возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается
на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует
содержательная активная деятельность.
Р а б о т а я
в
д е т с ко м
с а д у,
з а м е ч а е ш ь,
ч т о
д е т и
с т а л и
несамостоятельными,
безынициативными,
не
могут
принимать
самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют
принимать
правильное
решение
в
экстремальных
ситуациях,
не
знают
правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во
многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности
для
плодотворной
работы
по
«основам
безопасности
детей
дошкольного
возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и
исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей
- дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и
особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных
знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема
представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для
выбора данной темы.
ТЕМА:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
ЦЕЛЬ:
Определение системы работы по формированию основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить
методическую,
психолого-педагогическую
литературу
по
данному вопросу.
2.Выявить
возможности
старшего
дошкольника
в
овладении
основ
безопасности жизнедеятельности.
3.Организовать специальные условия, способствующие формированию
основ безопасности.
4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности
жизнедеятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
-изучение и анализ психолого-педагогической литературы
-индивидуальные беседы с детьми
-чтение художественной литературы с последующим разбором
-педагогические ситуации
-ситуативные задачи
-анкетирование родителей
-беседы с детьми
-педагогический эксперимент.
.
В
своей практической
работе я взяла за основу программу Н.Н.
Авдеевой,
О.Л.
Князевой,
Р.Б.
Стеркиной
«Основы
безопасности
детей
дошкольного
возраста»,
где
дан
материал,
с
помощью
которого
у
детей
появится
потребность
следовать
правилам
поведения
в
экстремальных
ситуациях
Авторы
программы
дифференцировали
ее
на
шесть
основных
направлений:
1)
Ребенок и другие люди.
2)
Ребенок и природа.
3)
Ребенок дома.
4)
Здоровье ребенка.
5)
Эмоциональное благополучие ребенка.
6)
Ребенок на улицах города.
2. Экспериментальная работа по формированию основ
безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Работа провадилась с детьми старшего возраста.
. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по
основам безопасности жизнедеятельности. Для выявления уровня знаний по
основам
безопасности
жизнедеятельности
с
детьми
всей
группы
была
проведена диагностика.
1)
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не
только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а
порой
опасными
жизненными
ситуациями.
Для
того
чтобы
понять,
что
именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии -
это
позволило
избежать
передачи
уже
известных
им
знаний
или
таких,
которые
они
пока
не
могут
использовать
из-за
их
непонятности
или
удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся
у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по
которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную
методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда
укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам
несколько
занятий
или
продолжала
эту
работу
в
различных
видах
деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование
соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается
малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения,
которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их
здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ
объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю,
что
безопасность-
это
не
просто
сумма
усвоенных
знаний,
а
умение
правильно
себя
вести
в
различных
ситуациях.
Кроме
того,
дети
могут
оказаться
в
непредсказуемой
ситуации
на
улице
и
дома,
поэтому
надо
стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо
уделить
больше
внимания
организации
различных
видов
деятельности,
направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения,
опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной
жизни, на практике.
На этапе ставились следующие задачи: -знакомить детей с социальной
действительностью, сформировать у детей представление о своем организме,
о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том,
как мы живем в детском саду.
-дать понятия кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые
люди, зачем и как люди отдыхают.
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это
в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие
опасности
подстерегают
ребенка
дома,
какие
могут
быть
экстремальные
ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики.
Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи
данной
проблемы,
принципы,
условия,
методы
и
средства
ознакомление
детей
с
основами
безопасности,
как
сотрудничать
с
родителями,
раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка
стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана
технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается
детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных
связей.
Особенность
содержания
предлагаемого
материала
заключается
в
важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости
контактов между педагогами и родителями.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
Воспитательная
среда.
Я
создала
в
группе
ком ф о рт н ы й,
благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе
личности,
устойчивой
к
стрессам,
атмосферу
душевного
тепла
и
эмоционального благополучия детей.
Пространственно
предметное
окружение,
построенное
принципе
истинной
красоты.
Создала
пространство,
где
дети
могут
познакомиться
с
разным
материалом
по
основам
безопасности
(разные
альбомы
на
данную
тему,
детские
рисунки,
настольно-печатные
игры,
картины,
наборы
иллюстраций,
разные
виды
театра,
художественная
литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к
сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные».,
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды
такими
элементами,
которые
могли
бы
стимулировать
познавательную
активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по
ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы
дома»,
«Профессия
пожарных»,
«Служба
«01»,
«02»,
«03»,
«Спичка
-
невеличка»,
«Пожары»,
«Опасные
ситуации
в
жизни
детей»
(ребенок
и
другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для
развития
познавательной
активности
детей
важно,
чтобы
информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а
побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где
разложены
разные
дидактические
игры
«Черный
ящик»,
«Умники
и
умницы»,
«Добрые
и
плохие
поступки»,
«Что
необходимо
пожарному?»,
«Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по
порядку», «Собери картинку».
Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают,
рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в
группе
уголок,
обеспечив
свободный
доступ
детей
к
находящимся
там
материалам.
Этим
самым
детям
предоставляется
возможность
выбрать
интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с
другими
детьми,
небольшой
подгруппой.
Готовясь
к
проведению
тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся
материал.
При
этом
надо
включать
материал,
помогающий
развивать
не
только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и
осуществлять
разносторонние
развитие
детей,
формировать
у
них
такие
жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота,
ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно
способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии,
доброжелательного отношения к людям.
Художественная
литература.
Является
одновременно
источником
знаний
и
источником
чувств.
Мной
были
отобраны
литературные
произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Произведения
с
разным
содержанием:
познавательные
-
Е.
Хоринский
«Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков
«Пожар
в
море»,
Л.
Толстой
«Пожар»,
«Пожарные
собаки»;
С.
Маршак
«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак
«Кошкин
дом»,
«Колобок»,
«Приключения
Буратино»,
К.
Чуковский
«Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке.
Сказка
способствует
развитию
сердечных
чувств,
благородству
души,
желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать
средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как
конкретизируют
его
через
наглядность,
образность.
Это
детские
энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К.
Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
Деятельность
условие
ознакомлению
детей
основами
безопасности
Деятельность
является
одновременно
условием
и
средством,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир
и
самому
становиться
частью
этого
мира.
Деятельность,
особенно
совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на
словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его
вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность
обеспечивает
условие
для
формирования
многих
личностных
качеств.
Ребёнок
учится
сопереживанию,
переживанию,
овладевает
умением
проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных
опасных
ситуациях.
Деятельность
дает
ребенку
возможность
быть
самостоятельным в познании мира. Все виды деятельности можно разделить
на
две
группы.
К
первой
группе
относятся
игра
и
изобразительная
деятельность.
Игра.
Даёт
ребёнку
«доступные
для
него
способы
моделирования
окружающей
жизни,
которые
делают
возможным
освоение,
казалось
бы,
недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка
отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что
волнуют
общество,
какие
опасности
подстерегают
ребенка
дома.
От
содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего
мира,
ребенок
как
бы
становится
их
участником,
знакомится
с
миром,
действуя
активно.
Он
искренне
переживает
все,
что
воображает
в
игре.
Именно
в
искренности
переживаний
ребенка
и
заключена
сила
воспитательного
воздействия
игры.
Так
как
в
игре
дети
в
основном
отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой
детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей
работе
я
использовала
словесно-наглядные,
настольно
–
печатные,
дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Предметная деятельность.
Заключает в себе возможность познавать
ближайшее
окружение
с
помощью
всей
группы
сенсорных
чувств.
Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а
затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.
Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития
ребенка
его
познавательные
интересы,
помогает
ориентироваться
в
окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем
и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых
ребенок
знакомится
с
правилами
безопасного
обращения
с
ними.
Это
колюще-режущие
предметы
(иголки,
ножницы,
нож);
электроприборы
(магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Наблюдение.
Особое
место
занимает
наблюдение.
Оно
обогащает
социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и
все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения
с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если
внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает
«материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира».
В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что
малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения
усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок
наблюдает
за
деятельностью,
поступками,
взаимоотношениями
людей,
участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой,
прежде
чем
уйти
куда-то,
тушение
зажженной
свечи).
При
этом
дети
включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как
взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают
социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует
развитие
познавательных
интересов,
рождает
и
закрепляет
правила
обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность.
Важна для познания социального мира. В
процессе
обучения
на
занятиях
ребенок
имеет
возможность
приобретать
знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение
знаний,
и
контролирует
их
усвоение
детьми,
вносит
необходимую
коррекцию.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения.
Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь
это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого
сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту.
Сравнение
по
контрасту
даётся
детям
легче,
чем
по
подобию.
Метод
сравнения
помогает
детям
выполнять
задания
на
группировку
и
классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы,
явления,
требуются
умения
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные
признаки.
Все
это
способствует
осознанному
усвоению
материала
и
вызывает
интерес
к
нему.
Например:
детям
предлагаю
изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут
нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.
Прием
классификации
способствует
познавательной
активности,
если
используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка
задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома
и т.д..
Метод
моделирования
ситуаций.
Детей
целесообразно
научить
составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в
детский
сад
и
др.
Дети
учатся
располагать
предметы
в
пространстве,
соотносить
их,
«читать»
карту.
Задания
типа
«Составим
план
-
карту
групповой
комнаты,
отметим
опасные
места
красными
кружочками».
Моделирование
таких
ситуаций:
дым
в
группе,
дым
из
соседнего
дома,
прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно,
нашел
таблетку
в
группе,
твои
действия.
Моделирование
ситуаций
дает
ребенку
практические
умения
применить
полученные
знания
на
деле
и
развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из
экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого
начала
важно
ставить
детей
в
ситуацию
поиска
решения
логических
и
практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой
вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно
попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо
сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу.
Дети
предлагают
забить
гвоздь
предметом,
который
не
подходит
по
материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы
дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный
ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на
разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и
правила безопасного обращения с ними.
Игровые
приемы.
Повышают
качество
усвоения
познавательного
материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может
быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям,
встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно
представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же
добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били
одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие
способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных
ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей,
снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и
интересным.
Например:
«Как
будто
бы
к
нам
в
город
приехал
человек,
который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как
расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной
активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия
(после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы.
Придумаем сказку «Как я
спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических
приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации,
которые
можно
включать
в
занятия
(после
прочтения
художественного
произведения
«Кошкин
дом»,
при
подготовке
развлечения).
Сильное
воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном
занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим
рассматриванием
иллюстраций
или
картин;
чтение
и
последующая
изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных
особенностей
детей
воспитатель
отбирает
художественные
средства
и
продумывает
приемы,
усиливающие
воздействие
этих
средств
на
эмоциональную сферу ребенка.
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей,
ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то
есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской
мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра.
Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям.
Важно,
чтобы
родители
осознали,
что
нельзя
требовать
от
ребенка
выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему
следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы
дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять
деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию
образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что
нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения,
если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском
собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования
их
активного
участия
в
ней,
в
ходе
бесед,
консультаций,
с
помощью
информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие
конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем
скажет
родителям.
Но
им
будет
интересно
узнать,
чем
их
дети
будут
заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в
«домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с
родителями
проводились
консультации,
давались
домашние
задания.
Я
провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд
вопросов:
1)
В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
2)
Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
3)
Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими
огнеопасными предметами?
4)
Храните
ли
вы
в
квартире
легковоспламеняющиеся
вещества
(бензин, керосин и т.п.)?
5)
Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
6)
Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
7)
Что знает ваш ребенок об электричестве?
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-
передвижки, консультации-практикумы.
Темы:
«Не оставляйте детей
без присмотра».
«Что нужно делать при
пожаре».
«Как знакомить детей с
основами
безопасности».
«Ожог у ребенка»
(консультация ст.м/с).
«Как устанавливать елку».
«Не допускайте шалостей с
огнем».
«Как вести себя во время
пожара».
«Ребенок и огонь: обеспечить
безопасность».
«Отчего происходит
пожар».
«Предметы, требующие
осторожного
обращения».
«Использование и
хранение опасных
предметов».
«Личная безопасность».
«Обращение с
электрическими
приборами».
«Правила поведения при
пожаре».
.
Было проведено открытое занятие на тему: “Опасные предметы”.
Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.)
1.
На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них
нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.
2.
каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и
поговорок об огне.
3.
Какая команда отгадает больше загадок.
4.
Члены
команды
поочередно
должны
добежать
до
телефона,
набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко
называя свой домашний адрес.
В
свободное
время
почитать
детям
рассказы
«Пожар»,
«Пожарные
собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В.
Гальченко
«Первая
тревога»,
Ю.Л.
Смирнов
«Огонь»
(книжка
для
талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом.
Безопасное поведение, ч.1,2».
Сюжетно-ролевые
игры:
«Мы
пожарные»,
«Служба
спасения».
Постановка спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации
Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил
пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся
ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:
-
Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?
-
На сковороде загорелось масло, твои действия?
-
На тебе загорелась одежда, как поступить?
-
В детском саду возник пожар, твои действия?
Давала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны
особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые
могут вызвать пожар в доме.
Проводя
такую
работу
по
ознакомлению
детей
с
основами
безопасности добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень
знаний
и
умений
в
решении
поставленных
задач.
У
детей
появилось
стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и
вникать
в
существующие
в
нашем
мире
связи
и
отношения.
Появилась
потребно сть
утвердиться
в
своем
отношении
к
окружающей
действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Этим
самым
мы
сохраняем
жизнь
и
здоровье
детей,
способствуем
формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что
дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности
жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации
осмысленно.
По
результатам
проделанной
работы
получены
следующие
уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», пришла к
такому
выводу,
что
обучение
детей
не
ограничивается
только
одними
занятиями,
значительную
часть
знаний
и
умений
ребенок
усваивает
без
специального
обучения
-
в
повседневном
общении
с
взрослыми,
сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога:
помочь
ребенку
приобрести
полноценные
знания
вне
занятий.
В
повседневной
жизни,
в
ходе
ситуаций
(естественных
и
специальных)
отрабатываются,
закрепляются,
расширяются
знания
детей,
их
умения,
обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.
Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о
формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным.
Это,
прежде
всего,
связано
с
потребностью
общества
в
социально
адаптированной
личности.
Неопределенность
современной
окружающей
среды требует не только высокую активность человека, но и его умения,
способности
адекватного
поведения.
Дошкольный
возраст
–
период
впитывания,
накопления
знаний.
Успешному
выполнению
этой
важной
жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого
возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое
отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль
педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в
социальный мир.
Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности
жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение
различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и
доказательство условий для воспитания основ безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая
апробация выдвинутых предположений. Была проведена экспериментальная
работа с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента
использовались различные методы и приемы. Исследование позволило
выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия,
обеспечивающие их формирование. По итогам этой работы можно
сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно
подготовлены к решению задач по этой проблеме.
Используемая литература
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –
М., 1992.
4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
6.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
7.Волчкова
В.
Н.,
Степанова
Н.В.
Конспекты
занятий
в
старшей
группе
детского сада. – В.,2004.
8.Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
9.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
10.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.
11.Козлова
С.А.
Нравственное
воспитание
дошкольников
в
процессе
ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
12.Козлова
С.А.
«Я
–
человек»:
Программа
приобщения
ребенка
к
социальному миру. – М., 1996.
13.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
14.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.
Елена Завалишина
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста »
(опыт работы )
Завалишина Елена Викторовна
воспитатель
Муниципального казенного
Дошкольного образовательного
учреждения Детский сад №2
комбинированного вида.
с. Красногвардейское
Красногвардейский район
Ставропольский край
Актуальность и перспектива опыта
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых , обеспечение подрастающего поколения. Актуальность данной темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ . Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность . Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту , эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности .
Определив тему опыта , его основную идею , я наметила главную цель работы :--- обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; --становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни .
Исходя из этого мною были поставлены задачи :1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. 2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту , на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни . 5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Моя система работы создана на основе программы Н . Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «» , методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника » ,«Приобщаем и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками . Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего самообразования является «Безопасность дошкольника » .На основе изученного материала, полученных знаний, приобретенных навыков у меня появился интерес и возможность организовать кружковую работу с детьми . Цель работы кружка «Азбука безопасности » научить детей выполнять главные правила безопасного поведения ;Безопасности формула есть :
Надо видеть, учесть, предвидеть,
По возможности все избежать,
А где надо, на помощь позвать.
Практическая часть
Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы :Материально-техническая база МКДОУ Детский сад № 2 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности » , в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода - от младшей группы до подготовительной. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы :
«Один дома» ;
«Будем здоровы» ;
«Другие люди – кто они» ;
«Азбука дорожного движения» ;
«Мы и природа» .
И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников . Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
На первом этапе я старалась заинтересовать детей , уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности . Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения . Одновременно, мною, проводилась работа с родителями , с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования , индивидуальных бесед и консультаций.
На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей , показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях , тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.
На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников , мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей .
Так в разделе «Один дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности , проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности » , оснащенный различными наглядными пособиями для детей . Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы : «Наши помощники-электроприборы!» , «Острые, колючие!» , «Запомните детки, таблетки - не конфетки!» . Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы» , практические занятия «Учимся правильно вырезать» , «Заправляем иголку ниткой» . И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста » я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения .
Одним из направлений работы «Будем здоровы» является формирование валеологической культуры, начиная уже с младшего дошкольного возраста . Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья, с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности валеологической культуры в семье. Одной из главных задач в младшем дошкольном возрасте является привитие стойких культурно - гигиенических навыков. С малышами мы «учили Хрюшу умываться» , одевали куклу Катю на прогулку, на практических занятиях особое внимание уделяла формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Дети постарше на занятиях в этом блоке получали элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Разобрались в игровой форме , в том, что происходит у них в организме. В ходе занятий : «Чтобы глаза видели, а уши слышали» , «Чтобы здоровой была кожа» дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения : прислушивались к работе сердца , определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Особая роль в этом разделе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни , а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Был разработан и проведен проект «Будь здоров» .Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед, через дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания , представления и навыки по валеологической культуре, появился интерес к занятиям физической культурой, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.
Раскрывая направление «Другие люди – кто они?» старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На занятии «Когда мамы нет дома» изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том , что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях : обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого. В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «ПятьНЕ» : 1. Не выходи на улицу один. 2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах. 3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали. 4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить. 5. Не садись в машину к незнакомцу.
Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Мы и природа» , на занятии «Путешествие в природу» , мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме , способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья» , учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том , что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка» , которые пробудили интерес к жизни животных , а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное»
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте , впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни , в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей . Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения : «Волшебная страна Светофория» , «Красный, желтый, зеленый» , «Юный регулировщик» . Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети» , где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей . Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр : нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.
Результативность опыта .
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим . Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы , имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения . После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат : 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме . 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей . 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону . 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи , о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей . Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то , что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье , поэтому их нужно беречь!
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста «Детство» , Пресс»,2012год.
2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников » , «Мозаика- Синтез» , 2014год.
3. Скорлупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения » , Москва, 2006 год.
4. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни » - Москва 2012г
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников », Москва 2010
6. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей » ,Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
font-size: 13.0pt;font-family:" times new roman>Опыт работы учителя ОБЖ
Ивашкова Сергея Викторовича
МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3»
Проблема. Военно-патриотическое воспитание школьников в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий.
Актуальность. В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. В подростковой среде авторитет Российской Армии очень низок. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего.
Проблемы, решаемые учителем . Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Зарница», «Застава», «Допризывник».
Цель: совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах.
Задачи: Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
· Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
· Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;
Теоретическая база опыта. 1. Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы»: - М.: журнала «Военные знания», 2001, //2. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие, . – М.: Айрис-пресс,2005.//3. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990.// 4.Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ./ Авт.-сост. , .
Инновационный характер опыта заключается в создании системы внеурочной деятельности для учащихся среднего и старшего звена, позволяющую формировать личность гражданина - патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».
Ведущая педагогическая идея. Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей – эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Технология опыта опирается на методику индивидуального подхода в обучении учащихся.
Основные принципы работы: принцип систематичности и последовательности;
Принцип сознательности, активности школьников; принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; принцип опоры на положительное в человеке.
Ведущие методы: в определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли, . Методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения
Формы работы: индивидуальная и групповая работа, предметные олимпиады, соревнования разных уровней.
Результативность. Неоднократно мои ученики становились победителями и призерами в районных военно-спортивных соревнованиях, районных олимпиадах по ОБЖ, в задания которых были включены вопросы, касающиеся военной тематики.
«Застава» | «Зарница» | Спартакиада допризывной молодёжи | «А ну-ка парни!» | Олимпиада |
|
I м | II м | III м | Петина Я.-победитель |
||
III м | I м | III м | Емельянов А.- победитель |
||
III м | II м | III м | Соловьёв Д.- призёр |
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа строится в четырех направления:
С педагогами
С детьми
С родителями
С организациями социума
Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
- Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
- Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
- Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
- Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
- Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей и педагогов:
- Обсуждение разных точек зрения.
- Решение проблемных задач семейного воспитания.
- Ролевое проигрывание ситуаций.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:
Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.
Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:
Образовательная область |
Формы работы с детьми |
«Безопасность» |
Непосредственно образовательная деятельность Игры Беседы Праздники, развлечения Экскурсии Просмотр видеофильмов, слайдов |
«Здоровье» |
Подвижные игры Праздники, развлечения |
«Социализация» |
Сюжетно-ролевая игра Дидактические игры |
«Познание» |
Непосредственно-образовательная деятельность Беседы, рассматривание иллюстраций Выпуск газет Игры Конструктивная деятельность Просмотр видеофильмов, слайдов Познавательно-исследовательская деятельность |
«Чтение художественной литературы» |
Чтение художественной литературы Беседа о прочитанном произведении Викторины |
«Художественное творчество» |
Продуктивная деятельность Выставки поделок |
«Музыка» |
Игры Праздники Развлечения |
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.
Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
- праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
- викторины, («Что? Где? Когда?»)
- экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
- решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
- просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
- дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
- встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
- непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
- театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
- изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад
Формы методической работы с педагогами
- консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
- конкурсы («Уголок безопасности»)
- открытые мероприятия, обсуждение, анализ
- семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
- выставка методической литературы по теме
- изучение новинок методической литературы по теме
- педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)
Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
- консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
- дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
- выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
- совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
- выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
- выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
- папки раскладки, стенды
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума
- Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
- МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.
Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель и задачи данной работы:
- 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
- 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..
Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.
В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».
Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.
Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.