Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств. Дошкольное воспитание детей Вопросы воспитания в детском саду
Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.
Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.
Преимущества домашнего воспитания
В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?
- Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
- Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился - мама пожалеет, расплакался - обнимет, загрустил - поиграет. Она всегда рядом!
- Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям . Оторванность от привычной обстановки и мамы - это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
- 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
- Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье - гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
- Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо - учитывать мнение других людей, с другой - нет. Присутствует стадное чувство - делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
- Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик - лишняя нагрузка на иммунитет.
Воспитание на дому - это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.
Недостатки домашнего воспитания
Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.
Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:
- находить способы общения с группой,
- играть по правилам, конкурировать, договариваться,
- учитывать мнение других,
- подбирать друзей по интересам,
- примерять социальные роли,
- отстаивать свое мнение.
Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть , не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.
Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать - достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.
Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.
Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной - будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение - эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах. Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей. Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.
Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они . Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.
Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.
Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?
В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.
Скучно. После 5 — 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.
Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива
- Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
- Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода. Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, .
- Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению. К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.
- Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.
- Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.
Детский садик - первый серьезный жизненный опыт для ребенка. Поэтому важно правильно настроить своего малыша и подготовить к посещению этого учреждения .
Не вешай на ребенка свои страхи
Многие мамы настолько сильно привязываются к ребенку, что одна только мысль о необходимости отправлять его в детсад вгоняет их в самую настоящую депрессию. И даже непонятно, кто больше страдает от предстоящих перемен, - женщина или ее малыш.
Как показывает опыт наших родителей, от садика никто не умер. Поэтому всякие страхи на тему «злые воспитатели», «невнимательные нянечки», «недостаточный присмотр» оставь в покое. Чтобы быть уверенной, что с ребенком все будет хорошо, предварительно посети садики в твоем районе, познакомься с воспитателями. Поговори с мамочками, чьи дети туда ходят, почитай форумы и отзывы. Тебе никто не запретит посмотреть, какие условия для игр и отдыха предоставлены ребенку. Каждое дошкольное заведение обязательно имеет стенд, где рассказывается не только история и достижения детсада, но также меню, расписание дня и так далее.
Начинай с малого
Польза детского сада
Пользу детского сада для развития и социализации ребенка трудно переоценить. Здесь он учится жить в коллективе, обслуживать себя сам, строить взаимоотношения со старшими и сверстниками. В средней и старшей группах дети получают знания, которые постепенно подводят их к следующему этапу - школе. Методичная и систематическая работа воспитателей прививает малышам навыки поведения на занятиях, способствует соблюдению режима дня, формирует понятия об обязанностях и прочее.
Случается, что ребенок, который сначала с удовольствием ходил в детсад, вдруг ни с того, ни с сего начинает бояться, плакать. По утрам собирание сопровождается ревом и воплями. Вполне возможно, причина этому - психологическая травма, полученная в садике, конфликт с кем-то из детей либо же невосприятие нянечки или воспитателя. Если малыш еще не может толком объяснить, что произошло, поговори с воспитателями или с психологом. Возможно, какое-то время придется подержать кроху дома, пока он успокоится и у него снова появится желание отправиться к своим друзьям.
Простуды - частая составная детсадовской адаптации
Будь готова к тому, что первые полгода или даже год тебе придется столкнуться с таким явлением, как частые простуды. Попадая в коллектив, «домашний» ребенок очень уязвим для всяких вирусов и бактерий. Поэтому должен пройти какой-то период, пока у ребенка выработается определенный иммунитет. Поддерживай его организм витаминами, старайся всячески укреплять иммунитет. Тогда адаптация пройдет более спокойно.
- Выбор садика - это ваше общее дело
Ходи смотреть детские садики с ребенком. Если ему сразу что-то не понравилось, то из этого стоит сделать вывод. Дети бывают очень чувствительны и хорошо ощущают обстановку и общее настроение того или иного коллектива. Но это не работает в том случае, когда у ребенка острое нежелание идти в садик вообще. Тогда он тебе о любом садике скажет, что тот чем-то плох.Одна моя знакомая так и поступила, взяла дочурку с собой на поиски садика. Мама присмотрела хороший детский сад недалеко от дома, который, по отзывам, был на хорошем счету в районе. Там, мол, и еда приличная, и воспитатели отлично обучены, и кружки есть. Но вот когда они пришли в садик, их сразу встретили не очень-то гостеприимно, а после заведующая начала рассказывать, что это садик престижный, сюда так просто не попасть.
Семья у них не самая бедная, они готовы были и заплатить, но девочка всё решила сама. С очень серьезным видом, прямо при заведующей, она заявила: «Мама, в этот садик я не пойду! Давай поищем другой». Заметь, не заявила, что вообще не пойдет в садик, а просто не захотела в этот. В итоге девочка выбрала обычный детский сад. Ни родители, ни сам ребенок о выборе не пожалели.
В этом есть огромный плюс, ведь ребенок чувствует, что ему можно выбрать, что его мнение учитывается. К тому же, участвуя в выборе садика, ребенок, скорее всего, не будет потом устраивать истерики, что не хочет туда идти. Это возможность немного облегчить весь этот процесс.
© DepositPhotos
- Выбирай не садик, а воспитателя
Воспитатель - это человек, который будет проводить с твоим ребенком очень много времени. Узнай, что это за человек, какое у него образование, какие отзывы дают другие родители. Важно, чтобы воспитатель смотрел на процесс воспитания так же, как ты сам. Тут уж выбирай критерии под себя, что важнее тебе. Кому-то важно, чтобы воспитатель был строгим и дисциплинировал ребенка, а кому-то нужен творческий подход к воспитанию.Знакомясь с воспитателем, постарайся не вызвать у него напряжения своими вопросами. Ведь контакт родителей и воспитателей - это залог успешного посещения садика ребенком.
© DepositPhotos
- Узнай, сколько детей в группах
Это один из важнейших критериев. Даже если садик будет самым лучшим, с новым ремонтом и прекрасными игрушками, это утратит смысл, если группы будут переполнены. В больших группах атмосфера более накаленная, а воспитателю просто не хватает времени уследить за всеми детками и уделить внимание каждому.Большие группы редко бывают сплоченными, ведь дети слишком разные. Не получается уютного общения, а еще дети болеют чаще. К тому же многим детям не комфортно среди большого количества других детей, им очень скоро надоедает садик. А уж каждый родитель понимает, что такое ребенок, который не желает идти в сад.
© DepositPhotos
- Выясни всё о питании в детском саду
Вкусная еда - тоже далеко не залог счастья. Есть много садиков, в которых готовят действительно хорошо и кормят детей полезной едой. Это куда лучше, чем вкусная, но абсолютно не полезная еда. Узнай, насколько продуман этот вопрос в учреждении, куда ты собираешься отдать ребенка.Другой вопрос, который нужно выяснить, заставляют ли детей доедать. Есть много историй о том, как воспитатели наказывали деток, которые отказывались всё доедать: вылитая за шиворот еда, публичные наказания. Нужно понимать, что ребенок тоже не любит какие-то продукты, и, если запихивать их в него насильно, можно дитя травмировать. Убедись, что в садике такого не допускают.
© DepositPhotos
- Узнай, как детей наказывают за проступки
Наказание - один из элементов воспитания, без которого не обойтись. Но и оно должно быть адекватным и справедливым. Этот вопрос нужно оговорить заранее. Наказания не должны быть унизительными, вроде битья по голове за то, что малыш не может уснуть.Наткнулась как-то на одну жуткую историю, когда ребенка выставляли без трусиков на подоконник за то, что он не мог уснуть днем, чтобы ему было стыдно за это перед мимо проходящими людьми. Это же настоящая дикость. Как потом такому ребенку вырасти без комплексов?
Поэтому важно оговорить этот вопрос заранее и выяснить все нюансы. Наказание - это лишь маленький пунктик, по которому можно оценить отношение персонала к детям в целом.
© DepositPhotos
- Определись, что важнее всего для тебя
Выбирай сад, основываясь на том, как ты хочешь, чтобы развивался ребенок. Если ты хочешь, чтобы ребенок развивался физически, ищи садики с наличием спортивных занятий. Если тебе важен творческий подход, то найди садики, где будут заботиться об этом. В целом подбирай, основываясь на своих личных предпочтениях.© DepositPhotos
- Позаботься о своем удобстве
Нет ничего плохого, если ты выберешь садик, который ближе к дому или к твоей работе. Заботиться о своем комфорте - это нормально. Так что не забывай учитывать этот фактор, выбирая детский сад для ребенка.
Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.
Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша... Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники...
Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.
Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.
Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом ».
Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот...
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.
Характеристики | Детский сад | «Домашнее» воспитание |
Среда | Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации | Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи |
Общение со сверстниками | Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую) | |
Общение с детьми разного возраста | Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) | Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями |
Общение с другими взрослыми | Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика | Круг, время и формы общения регламентируются родителями |
Общение с родителями | Утро, вечер, выходные | Столько, сколько хотят и могут родители |
Самостоятельность | Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей | Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам |
Режим дня | Стабильный, обязательный тихий час | Регламентируют родители |
Образовательный процесс | «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги | Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей. |
Знакомство с окружающим миром | Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии | Самые разные варианты |
Мониторинг развития ребенка | Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. | Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование. |
Уход | Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) | Домашний уход |
Питание | Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. | Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка. |
Болезни | Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. | Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми. |
«Особый» ребенок | При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза | Имеет шанс «уйти» от диагноза |
Стоимость | От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше | Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов |
С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?
На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.
Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.
Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.
Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.
Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода в свет — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.
Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.
Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.
Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.
Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?
Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.
Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.
Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.
Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)
И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива...
Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:
— Пойдем домой!
— Ну, еще немного мы поиграем, а?
— Ты же целый день в саду только и играл!
— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел...
Но если в четыре года некогда играть, то когда же?
Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?
Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!
Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства
Статья предоставлена семейным центром
Обсуждение
О да, у воспитателей только и дел, что разглядывать таланты у 10-20 одновозрастных детей. У них основная задача - обеспечить соблюдение режима дня и минимальную безопасность, а на остальное уже сил и времени в общем случае не хватит.
Вот тут взгляд неравнодушного человека изнутри: http://chedidaan.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%BE-%D1%8F+%D1%80%D0%B0%-D0%B1%D0%BE%D1%82%D0-%B0+%D0%B2+%D0%B4%D0-%B5%-D1%82%D1%81%D0%B-A%D0%BE%D0%BC+%D1%81-%D0%B0%D0%B4%D1%83
Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.
Суть процесса
Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.
Временные рамки
Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.
Особенности
Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).
ФГОС
На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Основные направления
Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:
1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.
2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.
Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.
Основные методы
Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:
1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.
2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.
3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.
4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.
Умственное развитие
Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.
Физическое воспитание
Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.
Эстетическое воспитание
Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).
О мелкой моторике
Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:
1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.
2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.
3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.
4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.
Популярные направления
Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:
1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.
2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.
3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.
4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.
5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.
6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.
Табу
Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:
1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.
2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».
3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.
Особенности психологии малышей
Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.
1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.
2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.
3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.