Творческий проект "наши добрые сказки ". Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики Литературные проекты в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР -детский сад «Солнышко»п. Чернянка Белгородской облласти.»
Проект
« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Руководитель проекта: Захарова Е.В.
Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный
Участники проекта : дети средней группы «Озорные лучики»,родители, воспитатель, сотрудники районной детской библиотеки.
Актуальность :
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Исскуство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.
Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.»
Цель:
1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.,как к источнику знаний.
2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между МАДОУ” Солнышко”, детской районной библиотекой и родителями .
Задачи реализации проекта:
Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
обогащать и расширять словарный запас детей.
3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.
4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
5.развивать артистические способности;
6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.
Методическая работа с кадрами:
1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;
2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;
3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.
Взаимодействие с родителями:
1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,
2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;
3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.
4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.
Основные формы реализации проекта:
с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;
с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;
с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;
с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.
Предметно-пространственная среда :экран, проектор, фонотека сказок,детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки.
Этапы реализации проекта
- 1.Подготовительный этап
- Постановка цели,определение актуальности и значимости проекта
- Заключение договора с районной библиотекой
- Р азработка плана взаимодействия ЦРР д/с «Солнышко» с сотрудниками детской библиотеки
- Организация развивающей среды в группе .
- Составление перспективного плана работы по проекту.
Перспективный план работы
Сентябрь | 1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой» 2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома» 3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница». |
Октябрь | 1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей» 2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят» 3.Заключение договора с районной библиотекой. |
Ноябрь | 1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка» 2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят» 3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера 4. Оформление книжного уголка в группе. |
Декабрь | 1.Разработка и утверждение плана взаимодействия Чернянской районной библиотеки с МАДОУ ЦРР Д/С «Солнышко». 2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки». 3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена |
Январь | 1. «Рождественнские посиделки»-развлечение (совместно с работниками библиотеки) 2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского(подбор литературы, иллюстраций) 3.Дидактические игры по сказкам. |
Февраль | 1.Консультация для воспитателей. 2. Досуг «Путешествие по сказкам» 3. Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказкам» |
Март | 1. Литературная гостиная «Творчество С.Михалкова» 2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой» 3.Создание « Книжкиной больницы» |
Апрель | 1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина» 2. Викторина « Мои любимые сказки» 3.Создание книжек -самоделок. |
Май | 1. Участие в конкурсе драматизаций сказок. 3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам» |
2. Основной этап
1.Чтение разных сказок.
2.Рисование детьми героев сказок.
3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4.Р ассматривание картин, беседы по их содержанию.
5.Экскурсия в детскую библиотеку
6..Загадки о сказках, героях сказок.
7. Пересказ прочитанных сказок.
8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки.
10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
11.Инсценирование сказок.
12. Анкетирование родителей
13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
15.Чтение сказок с детьми.
16. Оформление папок-передвижек по теме проекта.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»
17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
18.Изготовление книжек-малышек.
19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;
Взаимодействие с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками районной детской библиотекой.
1.Педагогический совет «Развитие речи детей »- мастер -класс « Приобщение детейк художественной литературе через чтение сказок»
- Консультация для воспитателей на педчас «Оформление книжного уголка в группе»
- Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.
4. План работы с сотрудниками детской библиотеки.
3. Заключительный этап:
- Анализ результатов проекта, обобщение.
- Выставка творческих работ родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.
3. Драматизация сказки.
4.Презентация проекта в рамках педсовета.
Предполагаемые результаты:
- 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3.Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Популяризация семейного чтения.
5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.
6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7.Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.
8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»
«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни
Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Развивать коммуникативные умения детей;
Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,
Умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Повышение интереса к книге.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Направление работы.
1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)
2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)
3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)
4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)
5. Практическое занятие:
«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.
5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:
Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;
Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;
Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки
«Петух и пес»;
Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;
Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;
Разучивание небылиц К. Чуковского;
Совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;
7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.
11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.
12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.
13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.
14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы
15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях
16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»
16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»
Этапы проекта.
Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта
I этап подготовительный:
1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.
2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.
3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.
4. Подготовили информационные презентации.
5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.
6. Изготовили информационные буклеты для родителей
7. Анкета для родителей.
8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители
II этап основной
1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги
2. Знакомство с народными сказками.
3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.
4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.
5.«Книжкина больница».
6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций
7. Практическая деятельность,
По мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:
Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»
Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);
Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);
Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»
Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;
Разучивание небылиц К. Чуковского);
8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».
9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»
10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.
11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
III этап – заключительный
1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;
2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.
3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»
4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Оценка результатов и отчетность.
В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.
При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.
Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.
Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Кирсановский район, Тамбовская область. УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» _________ О. В. Харькова «Использование нетрадиционных техник рисования»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ОСЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У ПОДСОЛНУШКА» Роли исполняют: Подсолнух, Гриб, Ведущая, Осень (взрослые). Ежик, заяц, волк (дети). Дети с осенними листочками в руках забегают в музыкальный зал. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Листья желтые» Ребенок -...
Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...
Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»
«Чтение- это окошко, через которое видят и познают мир и самих себя».В.А.Сухомлинский
Паспорт проекта
Тип проекта : краткосрочный.
Срок реализации: один месяц.
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
-подбор методической и художественной литературы;
-подбор наглядного материала(иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии; книга загадок; авторские сказки; русские народные сказки; детские журналы);
-дидактические игры;
-подбор мультфильмов; презентаций по теме;
-выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
-заинтересованность родителей и детей;
-методические разработки.
Актуальность данного проекта.
Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотности и личностного развития в целом. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться.
На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, а также непонимание прочитанного; появляется невозможность собственных мыслей.
Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.
В результате реализации проекта ожидается повышение педагогической культуры родителей, приобщение их к «семейному» чтению, развитие речи воспитанников.
Цель проекта: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
- Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес.
- Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Познакомить детей с процессом создания книги.
- Уточнить роль писателей, художников- иллюстраторов и оформителей.
- Учить детей создавать книгу своими руками.
-Развивать творчество, воображение, фантазию.
-Создать условия для развития творческих способностей детей.
-Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
- Познакомить детей с различными жанрами книг.
- Дать детям знания о роли библиотеки.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Учить детей выражать своё отношения к литературным произведениям, в различных видах художественно-творческой деятельности.
- Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческую деятельность.
-Создать соответствующую развивающую среду в ДОО для реализации данного проекта.
Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектного месяца.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
- выставка детских работ (аппликация, рисование, поделки…);
- совместное работы родителей и детей;
- речевое творчество детей;
- дидактические игры и пособия;
- НОД;
- игра-драматизация детей;
- называют любимые произведения;
- могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками;
-дети узнали о значении книги в жизни человека;
- владеют понятием «Библиотека»;
- знают о том, что нужно беречь книгу;
- умеют самостоятельно изготавливать книги.
Методы используемые в проекте:
- игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;
-словесные: чтение и рассматривание стихов, сказок, загадок;
Разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
- практические: совместные действия педагога и ребёнка;
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Работа проводилась в двух направлениях:
- совместная деятельность взрослых и детей;
- взаимодействие с родителями.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительныйОбозначение проблемы и темы проекта. Постановка целей задач по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книгам, затруднения в пересказе сказок, рассказов, выразительном рассказывании стихотворений.
Разработка этапов проектной деятельности.
Обозначение мероприятий по реализации проекта.
Составление примерного плана проекта.
Деятельность педагога:
-постановка цели, формулировка задач, продумывание последовательности работы и содержания заключительного этапа проекта;
-чтение и обсуждение с детьми проблемы: «Нужны ли нам книги?»;
-просмотр презентации « Откуда книга к нам пришла?» (Целью является: возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, для чего нужны книги. Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей работающих над книгой);
-сбор информации о книгах, детских писателях;
-поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе;
-беседа и анкетирование родителей.
Деятельность детей: принятие предложений взрослых и вхождение в проблему, обсуждение (совместно с взрослыми) последовательность действий, внесение пожеланий в проектную деятельность.
Во время подготовительного этапа решались задачи:
-Возбудить у детей интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получение ответа на вопрос о том, для чего нужны книги.
-Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающих над книгой.
-Создать условия и интерес у детей к созданию своих книг-самоделок.
2-й этап – вводный
« Путешествие в историю книги»
Просмотр презентации «История создания книги». Рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек (гусиных перьях, тростниковые палочки, чернила, тушь, береста, камни, сырая глина).
Беседа «Откуда праздник к нам пришёл». Знакомство с традицией проведения праздника «Книжная неделя» в нашей стране.
На втором этапе решаются следующие задачи:
-Путешествие в прошлое: рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек.
-Познакомить с традицией проведения «Книжкиной недели» в нашей стране и появление международного дня детской книги.
-Развивать интерес к книгам, желание их читать.
3-й этап – практический
Проблемная ситуация «Пропали книги»
1Педагог и дети собираются в уголке чтения, рассматривают книги, рассуждают на тему: в каждой ли группе детского сада есть уголок чтения? Педагог предлагает проверить это – отправиться на экскурсию в другие группы. Дети сначала идут в подготовительную группу (недолго рассматривают уголок чтения, отмечают, что они есть, что книг много, что они аккуратно расставлены, если нет- поправляют их).
Потом экскурсия направляется в младшую группу (в уголке чтения должны быть пустые полки, без книг). Дети старшей группы со своим педагогом спрашивают у детей младшей группы, есть ли у них уголок для чтения, есть ли книги? Малыши говорят, что есть, но вдруг обнаруживают пустые полки… Педагог младшей группы предполагает, что книги похитили разбойники. Педагог старшей группы обращается к своим детям: что же делать? Как малышам без книг? Может быть поможем им? Вы ведь старше их?... Как будем помогать? Педагог предлагает сделать для малышей книги своими руками. Дети соглашаются, обещают помочь малышам и отправляются в свою группу.
2 Придя в группу, дети садятся за столы (педагог напоминает о пропаже книг). Педагог подсказывает, что книга состоит из страниц и обложки. Предлагает каждому сделать свою страничку, а потом странички склеить- и получится книга. Напоминает, что в книги есть картинки (иллюстрации) и слова- рассказы, стихи, загадки, сказки.
Педагог выдает каждому ребёнку листок (с полями, чтобы была возможность скрепить листы между собой) и предлагает детям нарисовать для малышей любые игрушки(все вместе вспоминают, какие игрушки бывают). Педагог напоминает, что дети должны оставить на листе место для своих рассказов, стихов, сказок или загадок. Дети рисуют, педагог их хвалит и подбадривает, говоря, как малыши обрадуются.
3 Потом педагог индивидуально с каждым ребёнком обсуждает нарисованное. Далее педагог предлагает ребенку придумать рассказ 9сказку, стишок, загадку) или вспомнить что-то из прочитанного о нарисованном им предмете, по необходимости помогает, записывает текст на листок.
4 На занятии по аппликации: Педагог складывает листы страницы с рисунками вместе, обращая внимание детей, что для книжки не хватает обложки. Предлагает её оформить и взять для обложки более толстую бумагу, объяснив – почему. Напоминает, что на обложке должно быть написано название книги и автор(педагог всё записывает или сразу пишет название крупными буквами, а дети потом могут обвести по букве или по несколько букв каждый). Обложку совместно украшают аппликацией.
5 На занятии по лепке дети слепили героев из сказок К.И. Чуковского. Поделки воспитателем были сфотографированы, фотографии распечатали и наклеили на листы. Затем было предложено детям написать рассказы про зверей для малышей. Когда рассказы детей были записаны дети с помощью педагога изготовили обложку для книги, воспитатель напомнил о том, чтобы дети не забыли написать название книги и автора.
6 Когда книги были готовы, дети их рассмотрели, а педагог их прочитала и похвалила детей, потому что книги получились- самые настоящие, малыши им очень обрадуются.
Дети отправились в младшую группу и подарили книги малышам.
Во время проведения практической части были проведены следующие мероприятия:
-Дети совершили путешествие по выставкам книг. Рассматривали книги, отличающиеся по содержанию, оформлению, направленности.
- Проводились беседы «Нужно ли беречь книгу?» , «Из чего состоит книга?», «Что такое библиотека», «Книга- наш друг», «Хочу всё знать!».
-Художественно- творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование).
-Игровая деятельность(театральная деятельность, дидактические игры,речевые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры).
-Организованы литературные викторины (сказочные загадки, по русским народным сказкам, по произведениям детских писателей).
Взаимодействие с родителями.
1 Информационное просвещение: консультации, оформление уголка для родителей на темы проекта, выпуск фотогазеты.
2 Подбор атрибутов для реализации творческой деятельности детей.
3 Изготовление поделок по данной тематике для организации выставки.
Были реализованы следующие задачи:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Направление деятельности детей; стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения ко всему происходящему.
Данный этап имел место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
4-й этап- заключительный
Завершающим этапом стали:
1.Проведение открытого занятия «Путешествие по сказкам».
2.Выпуск фотогазеты «Папа, мама, я- книжкины друзья».
3.Оформление выставок поделок детской деятельности:
-«Рисуем Барто»;
-«Обложка любимой книжки»;
-«Книжки-самоделки»;
-«Закладки- книжкины друзья».
Задачи заключительного этапа:
Дать детям возможность проявить себя и свои знания во время проведения открытого мероприятия.
Воспитывать стойкий интерес к книги, к чтению.
Обобщить результаты работы в игровой форме, их анализ, закрепить полученные знания, сформулировать вывод, создать презентацию по проекту.
Формы работы с родителями
1.Анкетирование родителей.
Подготовка наглядной информации
2. «Читайте вместе с детьми» - стендовая информация.
3.Консультация для родителей «Книги в жизни ребёнка».
4.Совместное творчество родителей с детьми- «Вернисаж любимых сказок». (Рисование обложки любимой сказки).
5. Совместное участие родителей и детей в сочинении небольшой сказки и оформление её в виде книжки-самоделки.
6.Участие родителей в организации выставок в книжном уголке: «Журнальная страна», детских познавательных энциклопедий, книг со стихами Агнии Барто «Эту книжку я люблю».
В ходе реализации проекта «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстрациями детской книги.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
-Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению.
Приложение
Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие по сказкам»
Цель: В игровой форме вспомнить и закрепить знания детей о любимых сказочных героях. Побуждать «помогать» героям этих произведений- вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.Задачи:
Образовательные:
-Привлекать детей к правильному выполнению заданий.
-Формировать чувства понимания образа литературных произведений, понимать смысл сказок.
-Формировать и совершенствовать коммуникативные и речевые навыки детей.
Развивающие:
-Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.
-Развивать память, мышление, наблюдательность.
-Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовольствие от игры- викторины.
-Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
Ход мероприятия
Воспитатель : Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья. Давайте, скажем «Здравствуйте» нашим гостям. Этим мы пожелаем им здоровья и благополучия.Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Дети: Любим.
Воспитатель: В нашем книжном уголке книги с вашими любимыми сказками, которые вы принесли из дома. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. А на чем можно путешествовать по сказкам? Давайте поедем по сказкам на поезде, а обратно вернемся на самолете.
-Занимайте места! Отправляемся в путь!
(Воспитатель надевает смешную шляпу)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Путаница. Я люблю все путать, запутывать, перепутывать. И я знаю, что вы девочки и мальчики такие озорные, любите раскидывать игрушки в группе, хулиганить, я тоже это люблю, я уверена, что мы с вами подружимся.
-А вот и первая наша остановка. Станция загадок. Я здесь уже побывала, все загадки перепутала. Я ведь люблю все путать. Мои загадки очень сложные, интересно вы их сможете отгадать? Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.
«У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.» (Гуси-лебеди)
«Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трех кроватях поспала,
А хозяева вернулись-
Еле ноги унесла!» (Три медведя)
«Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
«Мишка по лесу идёт,
Короб на спине несёт-
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!» (Маша и медведь)
«Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синем небом,
Для лисы он стал обедом.» (Колобок)
Молодцы все загадки отгадали, навели порядок на этой станции. Отправляемся дольше, занимайте места в веселом паровозике.
- Вот мы и прибыли на сказочную станцию. На этой станции живут сказки. Дети по обложкам книг определяют название сказок.
- Молодцы, вот и здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправляемся дальше.
-Следующая наша остановка называется « Заморочки из мешочка»
-У меня есть мешочек, а к нему привязана записка: «Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны.» Герои сказок.
Путаница вызывает по одному ребёнку из команды по очереди. Ребёнок достает предмет и отгадывает из какой он сказки.
В мешочке: мыло(«Мойдодыр»), мука(«Колобок»), яйцо(«Курочка Ряба»), яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), горошина («Принцесса на горошине»), скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»), деревянная ложка(«Три медведя»), клубок («Иван Царевич и Серый Волк»), витамины («Айболит»), банка с вареньем(«Малыш и Карлсон»)
-Молодцы! Помогли героям сказок! Отправляемся на нашем паровозике дальше!
-Это моя любимая станция и вам она очень понравится, мы ведь очень любим играть, а станция так и называется – игралочка. Слушайте внимательно, что нужно делать. Давайте, ребята, поиграем в игру «Ты мне- я тебе» (с мячом) . Начало говорит Путаница, заканчивают дети.
Мышка-норушка.
Лягушка- квакушка.
Зайчик- побегайчик.
Лисичка- сестричка.
Сестрица- Алёнушка.
Братец- Иванушка.
Серый- волк.
Царевна- лягушка.
Шапка- невидимка.
Ковер- самолет.
Жар-птица.
Василиса- премудрая.
Баба-Яга.
Мальчик-с- пальчик.
-Молодцы, и на этой станции навели порядок. Нам пора отправляться дальше, нас ждёт много интересных приключений. Занимайте места в нашем паровозике.
-Следующая наша станция носит название «Почтовая». Мне пришли телеграммы, а я не знаю от кого они. Помогите мне понять, кто же их прислал.
«Дедушка и бабушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса!» (Колобок)
«Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев» (Козлёночек)
«Дядя Федор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались!» (Почтальон Печкин)
« Срочно приезжайте! Меня пора тянуть.» (Репка)
«Спасите! Меня дед выловил в Синем море!» (Золотая рабка)
« Спасите, нас съел серый волк» (Красная шапочка и бабушка)
« Не приезжайте, как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
-Отправляемся на конечную станцию.
-Ребята, мы прибыли на конечную станцию, которая называется читающая. Садитесь на стульчики. Ребята, вы знаете много сказок. И даже сами сочинили сказки. Сделали вместе с родителями книжки-малышки. А сейчас проверим, знаете ли вы героев сказок и мультфильмов.
(Дети просматривают презентацию «Герои любимых сказок»)
-Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, не удалось мне вас запутать, знаете хорошо вы сказки и сказочных героев.
Я вам сейчас подарю картинки, и мы свами побыстрее вернёмся в детский сад на ковре самолёте, только сами уж все сказки и всех героев распутайте. А мне пора домой в сказку. Занимайте места на нашем ковре -самолете. Держитесь все за края ковра и повторяйте за мною волшебные слова:
Ты, ковер, лети,лети,
Нас по небу прокати.
Ниже, ниже опускайся.
Тише, тише не качайся.
Вот он, вот он, детский сад,
Принимай своих ребят!
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами обратно в нашу группу. Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Какой подарок вам подарила Путаница? Прежде чем мы свами начнем раскрашивать рисунки со сказочными персонажами предлагаю вам разогреть пальчики и сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок- румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку- Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
После выполнения задания устраивается выставка « Мой любимый сказочный герой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»
городского округа г. Бор Нижегородской области
Творческий проект
«Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок»
г.о.г. Бор
2016-2017 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: | Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок |
Вид проекта: | Исследовательски-творческий, долгосрочный |
Продолжительность проекта: | 01.09.2016 – 31.05.2017 |
Проблемная ситуация: | Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
Руководитель проекта: | Рябинина Т.Е., воспитатель. |
Творческая группа: | Петрова С.Н., воспитатель, Бугрова И.А. воспитатель, Снедкова Н .А., родитель |
Участники проекта: | педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, библиотекарь. |
Оборудование, средства и материалы: | Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, компьютер, магнитофон, проектор. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.
Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:
Выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
Литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
Кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Педагогический проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок» предназначен для воспитанников МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок.
Этап | Участники | Цель |
Работа с педагогами |
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
|
||
Работа с педагогами |
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
Образовательная деятельность с воспитанниками |
сказке через различные виды деятельности;
|
|
3 этап: итоговый | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
Образовательная деятельность с воспитанниками |
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Использование сказок в активной речи детей.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке
- Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе.
- Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
- Вовлечение дошкольников в творческую деятельность.
- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этап проекта | Совместная деятельность |
1 этап: информационно-подготовительный | Формулируется проблема, цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Анкетирование родителей Родительское собрание |
2 этап: организационно - практический | Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта. Оформление дидактического материала. Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение сказок Изготовление книжек-малышек Рисование и аппликация по теме проекта. Конструирование с крупным строительным материалом по теме. Драматизация сказок. Посещение библиотеки Выставки книг. Проведение развлечений. Консультации с родителями. |
3 этап: итоговый | Подведение итогов. Оформление проектной папки. Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки. Итоговое мероприятие. Презентация проекта. |
I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Сроки | Ответственные |
||
2016 г. | Опрос детей по темам « Моя любимая сказка». Беседа «Бережное отношение к книгам». Просмотр с воспитанниками книг со сказками. Оформление книжного уголка. | Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка» Беседа «Почему книжка заболела?» Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница». Оформление книжного уголка. Утренняя гимнастика со сказочными героями |
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
ОКТЯБРЬ 2016 г. | Тема «Сказки о животных» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой Творческая группа |
|
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
НОЯБРЬ 2016 г. | Тема «Сказки К.И. Чуковского» | Тема «Волшебные сказки» | |
|
| Творческая группа Воспитатели |
|
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
ДЕКАБРЬ 2016 г. | Тема «Зимняя сказка» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
|
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
ЯНВАРЬ 2017 г. | Тема «Сказочный домик» | Тема «Сказки А.С.Пушкина» | |
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
ФЕВРАЛЬ 2017 г. | Тема «Сказочные герои – все такие разные» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Ответственные |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||
Тема «Сказки о домашних животных» | Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм» | ||
МАРТ 2017 г. |
|
Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой» | Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Ответственные |
||||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||||
Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)» | |||||
АПРЕЛЬ 2017 г. |
Коллективная творческая работа «Что такое хорошо, а что такое плохо» |
| Ответственные Воспитатели групп совместно с творческой группой и родителями |
||
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) |
||||
Подведение итогов. Оформление проектной папки. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Презентация проекта. |
|||||
Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Сказка – ложь, да в ней намек» | Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|