Какие существуют методы воспитания детей. Метод воспитания детей или как выжить родителям
Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. ()
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию () и верховой езде!
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: )
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
Метод воспитания -- это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания -- частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием -- вручение книги.
Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует -- сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.
Итак, метод воспитания -- это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.
Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.
Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.
Общие методы воспитания и их классификация
Методы воспитания называются общими потому, что они используются:
- - в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
- - для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
- -разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
- -для решения не одной, а совокупности задач.
В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов -- это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.
Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:
- - методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
- -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
- -методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:
- - деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
- -отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
- - компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).
Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:
- -убеждения;
- -упражнения;
- -поощрения;
- -наказания;
- -примера.
В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.
Метод убеждения.
Убеждение -- это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.
Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.
Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.
Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.
Упражнение -- это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).
Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.
Метод поощрения. Поощрение -- способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.
Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.
Метод наказания. Наказание -- способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.
Наказание -- средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.
Последователи другого направления -- теории свободного воспитания -- отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.
В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:
физические;
оскорбляющие личность;
мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);
лишающие воспитанника еды.
Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.
К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.
За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.
Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.
При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Метод примера. Пример как метод воспитания -- это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.
Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности.
Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.
Формы проявления примера как метода воспитания -- личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.
Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.
При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.
Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).
Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя.
В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.
Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.
27.07.2017 Viktoria Soldatova
За годы материнства я выросла, чтобы понять, что есть много различных путей влияния на ребенка. Но, есть один метод воспитания, который я использую в течение долгого времени. Его называют методом печенья Орео. Порой, когда мы воспитываем наших детей, наш тон может меняться. Особенно часто это происходит, когда родитель пытается что-то объяснить непослушному отпрыску. Используя данную методику мне удается не только не повышать тон, а наоборот говорить спокойно.
- Определение воспитания.
- Метод печенья Орео.
- Личные примеры нашей семьи.
Определение воспитания
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Метод печенья Орео
Как-то раз я прочла историю о декане университета, он рассказывал ее своим студентам. У декана была дочь, которая попросила печенье Орео. Отец ответил, что девочка может съесть одно печенье. Но та осталась очень недовольна количеством и впала в истерику. Девочка выкрикивала желаемое количество сладкого и плакала.
Почему я вспомнила об этом методе воспитания сейчас. Моему сыну в следующем месяце . Он становится старше, может выражать свои истинные чувства, которые не всегда позитивны. В нашей семье всегда был порядок в режиме. Это относится не только к режиму сна и питания, но и к просмотру мультфильмов, электронным играм, уборке детской комнаты. Так вот, за последние 4 месяца мне пришлось применить описываемый метод воспитания несколько раз.
Как метод воспитания работает в нашей семье
Уважаемые читатели, я не утверждаю, что методика сработает с вашими детками. Ведь всё очень индивидуально. Помимо этого, хочу внести ясность, что самое главное оговаривать чувства ребенка, стараться его понять, а не просто ставить перед ограниченным выбором. И всё же в нашей жизни существуют ситуации, когда:
- Нужно спокойно разрешить вопрос в публичном месте;
- мы видим явную манипуляцию;
- детское поведение ставит вас в тупик и вы вдруг вспоминаете о моей статье.
Воспитание – это пазл, который складывают папа, мама и ближайшие родственники. А какая картинка сложится порой заметно не сразу. Но если вы по-настоящему заинтересованы в будущем своего подрастающего поколения, у вас обязательно всё получится.
Просмотр мультфильмов
В нашей семье с двухлетнего возраста мальчику позволяется посмотреть один мультфильм утром и один вечером. Раньше это были коротенькие мультики, сейчас они могут быть продолжительностью от 20 минут до часа. Порой в выходной день, когда мы никуда не спешим, Александр просит:
– Мамочка, можно я посмотрю еще один мультик. Ну, пожалуйста!
И я дала слабину несколько раз, позволила смотреть два, а если короткие, то и три мультфильма. И тут начались странные сцены со стороны ребенка. Я зову на ужин, предупреждаю, что когда закончится мультфильм, нужно будет выключить телевизор. Александр делает все как я прошу, садится к столу и высказывает мне с самым драматичным лицом. Он обижен, что я не позволила смотреть еще. Пару раз я услышала страшную фразу “Если ты так еще будешь делать, то я не буду тебя любить” (манипуляция). Пускал слезу, отказывался ужинать.
Родители конечно все разные, у моего мужа например, в подобных ситуациях краснеет лицо и начинают ходить желваки. Он как разъяренный бык смотрит на ребенка, но при этом не вступает в дискуссию. Всё, что сын может услышать в данной ситуации от папы:
– Хорошо, можешь меня не любить. А сейчас ешь.
Я же впервые услышав подобные речи, пыталась в зеркале найти мои брови, которые убежали куда-то очень высоко. Взяв всю свою волю в кулак, спокойно напомнила сыну о наших правилах.
– Александр, как ты знаешь, мы разрешаем тебе смотреть один мультфильм утром и один вечером. Сейчас ты посмотрел три и у тебя испортилось настроение из-за выключения телевизора. Я вижу, что мое разрешение плохо повлияло на твое настроение. Извини, больше такого не повторится, с завтрашнего дня будешь смотреть, как и раньше, только по одному мультику.
Тут разразилась новая волна протестов и слез. Я же была непоколебима. Спокойно, но твердо спросила:
– От своего решения я не отступлю. У тебя есть выбор – смотреть по одному мультфильму два раза в день или вообще не смотреть телевизор. Что ты выбираешь?
Я не знаю, что на дитя в данном методе воспитания влияет больше, спокойствие и твердость родительского решение или понимание, что он перегнул палку после чего потерял привилегию. Но факт остается фактом – мой сын быстро успокаивается, сам принимает решение из предложенных вариантов и видимо делает выводы, так как общее поведение улучшается.
Уборка детской комнаты
Было время, когда я в игровой форме учила сына убирать игрушки. Мы парковали машинки в гаражи, деревянные блоки раскладывали по геометрическим фигурам и так далее. Но ребенок подрос и хочу отдать должное, что не часто, но все же возникают ситуации с ленцой. Вот одна из них.
– Александр, солнышко, убери, пожалуйста игрушки в своей комнате, а потом я почитаю тебе. Жду тебя на диване в зале.
Проходит 20-30 минут, я захожу в детскую комнату и вижу, что уборка даже не началась. При этом ребенок не играет, он просто сидит на полу и смотрит в окно.
– Я думала, что ты хотел послушать сказку. Через сколько будешь готов?
– Я не хочу сейчас сказку, я хочу поиграть с планшетом.
– Хорошо, можешь поиграть недолго после уборки игрушек. А сказку мы можем почитать перед сном.
Проходит еще время, ребенок выходит из своей комнаты, слоняется по квартире, но планшет не берет. Я понимаю, что игрушки остались на полу. Не настаиваю. Подходит время ко сну, я захожу чтобы подготовить постель и зову Александра:
– Солнышко, такой беспорядок в комнате оставлять нельзя. Через десять минут будешь ложиться спать, давай я буду готовить твою комнату ко сну, а ты ее уберешь.
– Через 10 минут? Но я же еще не играл с планшетом!
– Извини, у тебя было много времени, но ты его не использовал. А сейчас уже поздно. Все что успеешь сделать сегодня – это убрать у себя в комнате.
Ребенок начинает плакать, выкрикивать, что ему ничего не разрешают и что я плохая мама. Спокойно, но твердо отвечаю:
– Мне очень жаль, что ты так обо мне думаешь. В таком беспорядке спать нельзя, можешь упасть если встанешь ночью в туалет. Сегодня в любом случае играть не удастся, так как уже почти десять часов вечера. Выбирай, я уберу твою комнату и завтра буду играть с планшетом вместо тебя или сам ее уберешь и сможешь поиграть завтра 30 минут?
Комната была убрана очень быстро, Александр лег спать вовремя, перед сном попросив прощение за свои слова. Метод воспитания сработал вновь.
Планшет и ребенок
Вчера нам предстоял визит к педиатру. По практике нескольких лет я знаю, что ждать очереди, хотя и по записи, придется долго. Поэтому, чтобы сохранить спокойствие себе и ребенку, мы взяли с собой планшет. Я читала книгу, сын рядом играл, так мы провели около двух часов ожидания. После выхода из кабинета педиатра, мы позвонили папе, который с нетерпением ждал результата осмотра. Честно говоря я была уставшая, голодная и предложила мужу встретиться на средней территории, в местном ресторанчике, чтобы все обсудить и поужинать.
Мы с Александром приехали туда первые, так что слезы, выкрикивания и надутые губы достались мне и нескольким посетителям ресторана. Ребенок хотел продолжать игру с планшетом. Мои шуточные фразы, перевод его внимания на что-то другое, призыв к спокойствию в общественном месте не работали. Люди стали обращать на нас внимание. Тогда я спросила:
– Александр, представь, что меня угостили конфетой. Я поблагодарила. Конфета оказалась очень вкусной и мой собеседник заметив, что мне она понравилась, дал мне еще одну. Мне очень приятно, хорошо на душе и в желудке, я благодарю человека от всей души. Теперь давай представим: человек меня угостил конфетой, а я начала кричать на него потому что он не дал 3-4 конфеты. Мне хочется еще! Как думаешь, что этот человек подумает обо мне?
– Он больше тебя никогда не угостит – ответил мне сын, не очень понимая к чему я веду.
– Я согласна с тобой. У нас есть правило – тридцать минут в день ты можешь играть с планшетом. Сегодня я дала тебе возможность поиграть в разы больше и вместо того, чтобы услышать “спасибо”, вижу слезы и слышу упреки. Поэтому с завтрашнего дня я буду, как и раньше ставить перед тобой часы и будешь выключать планшет через 30 минут.
В этот момент слезы стали сильнее, а крики громче. Но урок нужно преподавать до конца:
– Александр, ты сказал, что человек никогда не угостит меня конфетой, если бы я повела себя так как ты это сделал сейчас. Давай с тобой решим, если хочешь играть с планшетом 30 минут в день или я его уберу до тех пор, пока ты не научишься контролировать свои эмоции.
Ребенок сделал выбор и к приходу папы был абсолютно спокоен, а посетители ресторана смогли насладиться заказанной едой.
Конечно это не единственный метод воспитания, который мне знаком и используется в нашей семье, хотя чаще действую просто по интуиции. Но мне хотелось рассказать о нем вам, так как на данный период времени, он работает для нас с сыном безотказно. Ох, воспитание детей нелегкое дело и мой сыночек не пришел ко мне с инструкциями, хотя порой они не помешали бы мне.
Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!Вас также может заинтересовать:
Комментарии
Татьяна
Сентябрь 9, 2015 в 01:08
Алина
Сентябрь 9, 2015 в 01:16
Надя и Лука
Сентябрь 9, 2015 в 03:23
Ирина
Сентябрь 9, 2015 в 03:27
ирина
Сентябрь 9, 2015 в 04:16
Мария
Сентябрь 9, 2015 в 06:02
Анастасия
Сентябрь 9, 2015 в 09:27
Tatiana
Сентябрь 9, 2015 в 10:12
Светлана
Сентябрь 9, 2015 в 10:24
Elen
Сентябрь 12, 2015 в 15:23
Надежда
Сентябрь 21, 2015 в 03:21
Светлана
Сентябрь 24, 2015 в 01:03
Ирина
Сентябрь 24, 2015 в 03:10
Гузель
Сентябрь 27, 2015 в 07:33
Андрей
Октябрь 4, 2015 в 04:59
Анастасия
Июль 27, 2017 в 07:10
Ольга Андреева
Июль 30, 2017 в 01:11
Арина
Июль 30, 2017 в 12:57
Афинская
Июль 31, 2017 в 16:51
Lara M.
Август 1, 2017 в 06:02
Ольга
Август 4, 2017 в 08:52
Елена
Август 4, 2017 в 13:45
Лидия
Август 6, 2017 в 07:00
Людмила Власова
Август 8, 2017 в 12:20
Евгения
Август 16, 2017 в 11:13
Настя
Август 16, 2017 в 23:21
Татьяна
Методы воспитания
Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.
Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.
Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического влияния
Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,
самовоспитания.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:
1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу:
для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .
Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу
включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.
Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.
Методы воздействия на эмоциональную сферу
предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»
Методы воздействия на волевую сферу
предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:
- Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
- Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
- Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
- Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
- Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Требования вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.
- Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются
- Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.
Методы воздействия на сферу саморегуляции
Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно- практическую сферу
Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу
Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников
2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием
5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.
Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.
Сущностная сфера | Метод самовоспитания |
|
1. Интеллектуальная | Убеждение | Самоубеждение |
2. Мотивационная | Мотивация |
|
3. Эмоциональная | Внушение | Самовнушение |
4. Волевая | Упражнение |
|
5.Саморегуляции | Коррекция | Самокоррекция |
6. Предметно-практическая | Воспитывающие ситуации | Социальные пробы –испытания |
7. Экзистенциальная | Метод дилемм | Рефлексия |
Выбор методов воспитания.
Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?
Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.
2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.
4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.
Приемы воспитания
Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.
- «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
- «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
- «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
- «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
- «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
- «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.
- «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
- «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
- «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
- «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
- «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
- «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
- «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Классификация методов воспитания
Сущностная сфера | Доминирующий метод воспитания | Метод самовоспитания |
1. Интеллектуальная | Убеждение | Самоубеждение |
2. Мотивационная | Стимулирование (поощрение и наказание) | Мотивация |
3. Эмоциональная | Внушение | Самовнушение |
4. Волевая | Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение) | Упражнение |
5.Саморегуляции | Коррекция | Самокоррекция |
6. Предметно-практическая | Воспитывающие ситуации | Социальные пробы –испытания |
7. Экзистенциальная | Метод дилемм | Рефлексия |
Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?
Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия "метод воспитания" используется понятие "прием воспитания". Прием воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием – вручение книги.
Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.
Итак, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.
Важно отличать истинные методы воспитания отложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.
Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.
Общие методы воспитания и их классификация
Методы воспитания называются общими потому, что они используются:
- а) в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
- б) для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
- в) разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
- г) для решения не одной, а совокупности задач.
В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.
Представим некоторые из них.
Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию:
- методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
- методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:
- деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
- отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
- компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).
Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.
Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:
- убеждения;
- упражнения;
- поощрения;
- наказания;
- примера.
В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.