Календарь еды. Какие продукты и с какого возраста надо давать ребенку? Когда начать кормить ребенка обычной пищей Когда можно ребенку обычное питание беби
Одним из самых частотных является вопрос о том, как накормить ребёнка. Поскольку первый человек, который даёт младенцу еду, это его мама, то и “плохой” аппетит, и отказ от пищи, и страх перед новыми продуктами и блюдами у малыша часто связаны с психологическими проблемами матери. Бывают, конечно, и чисто физиологические причины, но в своей работе я стараюсь анализировать и психологическую составляющую. Перед тем, как вы прочитаете сегодняшний вопрос-ответ, приведу пример из своей практики.
Из отделения по снижению веса ко мне на консультацию был направлен пациент, мужчина, 45 лет, с весом 170 кг. На первой встрече при сборе анамнеза (сбор истории человека) мне удалось выяснить,что через несколько дней после рождения сына его мать попала с острым аппендицитом в стационар, а малыш остался с отцом. Прошло несколько часов, пока мужчина нашёл способ накормить ребёнка. С тех пор всё своё младенчество мальчик “объедался”, он словно не верил, что еда будет всегда. Всё бы ничего, но его мать, вернувшись из больницы, не нашла нужных слов, чтобы успокоить сына. Да и по сей день (надо сказать, мужчина со своей женой и ребёнком живут с его родителями), увидев его с тарелкой, мать с раздражением говорит:”Ну сколько ты можешь жрать?”. Как вы думаете, к какой реакции приводят эти слова?
Тема еды вечна, без неё невозможна жизнь, поэтому мы не раз ещё вернёмся к связанным с ней вопросам!
ВОПРОС:
Добрый день, уважаемая Лариса! Спасибо за Ваши видеолекции и сайт в целом. Очень помогают. У меня первый ребенок, конечно, вопросов море, а получить внятный ответ от врача не всегда получается.
Нашей малышке 10,5 месяцев. Девушка с характером. В 4 месяца пыталась отказаться от груди в течение 2-х месяцев, но я не сдалась. Сейчас все еще на грудном вскармливании. Она, тьфу-тьфу, хорошо ест овощи из банок, каши (растворимые). Фрукты, практически, не даю - страх, что начнет есть только сладкое. С 7 месяцев давала еду со своей тарелки. Знаю, что к году ребенка нужно кормить с общего стола, но она это ест либо очень медленно и неохотно, либо давится и не ест вообще. Если проворачивать еду с общего стола в блендере, вообще получается липкое месиво, которое, по-видимому, прилипает, и дочка давится. Поэтому разминаю еду вилкой, но в рот при этом много не дашь, чтобы не начался рвотный рефлекс.
Очень переживаю, вдруг ребенок так и будет есть только то, что льется в рот, то есть пюре из банок и жидкие кашки. Для сравнения даю блюдо с общего стола, а потом пюре из банки. Если это пюре, ребенок сразу
с энтузиазмом открывает рот, как только перехожу на обычную еду, все замедляется и замирает. Как быть? Продолжать пытаться кормить с общего стола или сделать паузу и кормить только банками, пока не подрастет?
C уважением,
Елена
ОТВЕТ: Здравствуйте, Елена! На Ваш вопрос можно было ответить очень просто: не торопитесь! Всему своё время! Есть дети, которых в год словно переключают, и они разом отказываются от протёртой пищи и переходят на общий стол.
Однако в Вашем рассказе есть деталь, которая не даёт мне возможности ограничиться таким ответом. Это упоминание о том, что девочка отказывалась от груди в возрасте 4 месяцев. Жаль, что я не могу порасспрашивать Вас, а должна дать ответ, имея лишь эту информацию. Иначе я спросила бы, разобрались ли Вы в причине такого отказа? Если посмотреть , то станет понятно, что я всегда пытаюсь разобраться в психологических причинах, казалось бы, очень физиологических вещей. Когда знаешь эти причины, легче помочь!
Мой первый вопрос был бы следующий: “А как у Вас у самой обстоят дела с аппетитом и чувством голода? Что говорит мама о том, как Вы ели в младенчестве?” Очень часто проблемы младенцев зависят от подобных проблем у их матерей. Тем более, что у Вас это первый ребёнок, и именно девочка, т.е. шанс повторить проблемы мамы у нее велик, поскольку она бессознательно идентифицируется с Вами.
Второй вопрос: “В те дни, когда девочка начала отказываться от еды, не возобновились ли у Вас менструации?” Бывает, что ребёнок остро чувствует появление возможности новой маминой беременности. Для женщины на бессознательном уровне “заканчивается” история полного слияния с рожденным младенцем, и она как бы становится готовой к появлению следующего ребенка. Поймите меня правильно: понятно, что ни одна женщина не готова на сознательном уровне думать и желать новой беременности в то время, когда у её груди ещё совсем малыш, но речь идёт о бессознательном, читать которое младенцы умеют лучше, чем психоаналитики.
Если и здесь я оказалась бы не права, то задала бы еще один вопрос: “Не было ли каких-то проблем во время беременности на сроке 4 месяцев?” Психологам известно, что младенец в свои первые 9 месяцев жизни словно “повторяет” свои девять месяцев в утробе. Кроме того, я бы спросила: “Откуда у Вас страх, что малышка будет есть только сладкое? Да такой сильный, что лишаете девочку удовольствия есть фрукты?” Похоже, что у Вас есть свои комплексы, связанные с едой.
Вся эта информация нужна нам для того, чтобы понять, какой разговор Вам нужно составить с дочерью. Да-да! Вам, Лена, нужно поговорить с девочкой, и именно это может помочь наладить её непростые отношения с едой. Сейчас её проблема состоит в том, что она не интересуется взрослой едой, её как будто бы устраивает только младенческая пища (она словно не хочет вырастать).
Пример такого разговора может быть следующим (я буду фантазировать, потому что очень мало о Вас знаю): “Доченька, я вижу, что ты хочешь подольше оставаться маленькой. Может быть, потому что думаешь, что я меньше буду проводить с тобой времени? Я тебя понимаю, у меня и у самой непростые отношения с едой, но ведь без еды невозможно жить и расти! Ты знаешь, я готова ждать, пока ты не решишь, что тебе пора вырастать и кушать взрослую еду! И знай, какой бы взрослой ты ни была, всегда можешь рассчитывать на мою помощь!”
Не знаю, помог ли мой ответ. Буду благодарна, если Вы напишите комментарий к этому материалу. Всего Вам самого доброго!
С уважением, Лариса Свиридова
В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего - сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания - к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота. Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать. Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания . Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре : пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев. Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.
Для приготовлений детских блюд в домашних условиях старайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Для получения гомогенизированного пюре, отварные овощи, мясо пропускают дважды через мясорубку, затем после добавления овощного отвара или молока взбивают в блендере. После чего получается гомогенная масса. Протертые овощи готовят путем отваривания с дальнейшим протиранием на мелкой терке или однократного пропускания через мясорубку, затем добавляют овощной отвар и перемешивают до получения пюре. Для получения пюре с кусочками (до 1,5 мм), мясо достаточно пропустить через мясорубку однократно, но затем перемешать блендером, а для получения более крупных частиц достаточно размешать прокрученное в мясорубке мясо вилкой или венчиком. Крупноизмельченное пюре можно получить путем разделения мяса или рыбы на волокна (расщепить вручную или раздавить ложкой, а в дальнейшем мелко нарезать поперек волокон. Затем добавить овощной отвар или кипяченое молоко (смесь), а для получения мясо- рыборастительного пюре добавить протертые овощи, и размешать на небольшой скорости миксером. |
По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?
Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка . Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть. Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами. Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка , была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем - 2,3-3 мл). Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи. К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время. И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!Период прикорма – это переходный этап от чисто молочного питания к «взрослой» пище. Для формирования навыков здорового питания и обеспечения хорошего пищеварения у малыша в будущем необходимо, чтобы консистенция пищи в этот период соответствовала развитию его жевательного аппарата и зрелости пищеварительной системы . Как правильно перевести ребенка на общий стол? Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что малыш готов к переходу на новый вид питания?
В первые месяцы после рождения ребенок в качестве питания получает только грудное молоко или адаптированную смесь. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания ложки», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки пищи. По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, ребенок начинает активно двигаться и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4-6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.
Нужная консистенция.
Жуй, глотай.
Введение твердой пищи обусловлено не только удовлетворением возрастающих потребностей ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную пищу, происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.
Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы малыша позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательные поверхности челюстей еще беззубы, малыш учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцем), в дальнейшем при попытке ввести более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у малыша может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу может также привести к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания приводит к слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту» в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.
Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.
Обучение потреблению более густой и плотной пищи можно условно разделить на несколько этапов (по зарубежной терминологии ступеней или стадий) в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.
1 этап — 4-6 месяцев.
Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему пищи иной, чем материнское молоко (адаптированная смесь), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношения ребенка к приему пищи). Попытки родителей накормить малыша из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ей, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы, вследствие снижения частоты и активности сосания маминой груди.
Оптимальные сроки введения прикорма точно не определены и варьируют в диапазоне от 4 до 6 месяцев. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют начинать впервые знакомить ребенка с новым видом питания только с шестимесячного возраста, при условии, что он находится исключительно на грудном вскармливании. В этом возрасте у крохи обычно появляются первые зубки, ребенок начинает сидеть, интересоваться содержимым тарелок других членов семьи, а его органы и системы «дозревают» для того, чтобы принять и усвоить новую пищу. Отечественные педиатры чаще всего советуют вводить прикорм грудничкам в 5 — 5,5 месяцев, а малышам «искусственникам» чуть раньше с 4,5 — 5 месяцев. Фактически этот срок определяется индивидуально, учитывая особенности развития каждого малыша, совместно с наблюдающим кроху врачом-педиатром.
Блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма, первыми в рацион крохи вводятся однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты) и затем молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях, овощи отваривают в воде или на пару и затем измельчают в блендере на высокой скорости с добавлением небольшого количества овощного отвара или дважды пропускают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения соответствующей данному возрасту. При введении прикорма в виде каши, удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного выпуска, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш, крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть через сито). Вначале готовят 5 % полугустую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем через 2-4 недели переходят на более густую 10% кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).
2 этап – 7-9 месяцев
В этот период малыш начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов и карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы почесать набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в рацион крохи блюда с мелкими мягкими не волокнистыми кусочками (не более 2 — 3 мм). Овощи для малыша можно измельчать в блендере на низкой скорости, или один раз пропускать через сито. С 8-9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы. С 7 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет малышом успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения пюре с небольшими кусочками (не более 2-3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния. Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой соответствующей данному возрасту, так как для них строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).
Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого возраста, можно давать малышу «помусолить» специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок. С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания (в связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить малышу кашу).
3 этап – 10 — 12 месяцев.
К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, учится жевать все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. В этот период пища малыша должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3-5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10-11 месяцев можно давать в виде фрикаделек, а ближе к году в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.
Малыш в возрасте 10-12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата») и ему можно смело предлагать на тарелочке небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он самостоятельно может взять рукой и положить себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много пищи, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше, и может подавиться.
4 этап – старше 12 месяцев.
После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5 – 2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на втором году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата, к 1,5 — 2 годам в меню крохи должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд, ребенок полностью адаптируется к «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.
Кормление детей должно быть в первую очередь правильным, и эта статья расскажет вам как это сделать. Здесь рассказано, чем нужно кормить малыша от 1 до 3 лет. Статья написана на собственном опыте, расскажет об известных ошибках мамочек и поможет вам сделать все правильно. Ведь, от того, чем мы кормим наших деток, зависит их здоровье, умственное состояние и вкусовые предпочтения на всю жизнь.
Почему нельзя кормить малышей взрослой едой
Не всегда уместно кормить детей тем, что мы едим сами. Это понятно, что так намного проще для мамы, не нужно отдельно готовить малышу. Но, здоровье дитя должно быть превыше всего. Известно, что органы ребенка развиваются и самосовершенствуются на протяжении нескольких лет. Например, печень – это орган, который развивается до 14 лет! То, есть, детям до этого возраста стоит ограничивать жареные продукты и специи, не говоря уже про малышей до трех лет. Известны случаи, когда мамы начинают давать детям жареную картошку еще с 7 месяцев. В результате: испорченное пищеварение, нарушение обмена веществ, хронически больная печень. Можно давать жареные продукты (но не каждый день) начиная с 1,5-2 лет.
Не нужно думать, что недосоленная пища, малышу отвратительна на вкус. Ведь он еще не знает, какой она должна быть. Его вкусовые предпочтения формируются именно в этом возрасте, и от того как мы его кормим будет зависеть его здоровье. Если, например, мама или папа предпочитают сильно соленные или острые блюда, и дают их дитю, то помимо того, что у него возникнут проблемы с желудочно-кишечным трактом, это еще и негативно повлияет на работу почек. При этом с 99 % вероятностью ребенок в будущем тоже будет кушать очень соленые блюда, а это вредная привычка, навита самой матерью.
Кроме всего этого, ребенок, которого будут кормить всем подряд (шоколадом, цитрусовыми, медом, орехами и т.п.), имеет высокий риск возникновения аллергических реакций. Это в первую очередь связано с тем, что печень еще не настолько развита, чтобы суметь вывести из организма все аллергены. Организм дает сбой, который сначала выражается в высыпаниях на коже, а позже и сильными иммунными расстройствами, которые могут сделать малыша аллергиком на всю жизнь.
Особенности кормления малышей от 1 до 2 лет
У таких деток еще нет всех зубов, а значит – пища не должна быть очень твердой, чтобы малыш не поранил десна. Кроме роста зубов, малыш растет и ему нужно вдвое больше кальция, чем ребенку после двух лет. Поэтому нужно кормить свою кроху преимущественно молочными продуктами: творог, кефир, сыр, сливки, домашний йогурт. Коровье молоко нужно давать с осторожностью, так как оно часто провоцирует аллергическую реакцию.
Особенности кормления детей от 2 до 3 лет
Большинства детей в этом возрасте уже должно иметь не менее 24 зубов. Это говорит о том, что уже можно переходить к более твердой пище. С каждым днем нужно медленными темпами приближать пищу к более взрослой. В этом возрасте дитя уже может кушать с общего стола, если пища не очень жирная и не сильно острая.
Сколько раз в день должен кушать малыш, требует ли он питания ночью
Как правило, когда малышу только выполнился годик, он еще может кушать пять раз в день, не считая 2-3 ночных кормлений. Чуть ближе к полутора года он может перейти на четырехразовое питание днем и 1-2 разы ночью. От двух до трех лет дети кушают 3 раза, а чаще 4 раза в день. При этом может сохраняться одно ночное кормление.
Многие мамы уже после года, а бывает, и еще раньше хотят отучить малыша кушать ночью. Это не совсем правильно. Дело в том, что ребенок сам решает до какого времени ему кушать по ночам, и как правило, после трех лет, а бывает и еще раньше он перестанет просыпаться и просить есть. Травная система малыша еще плохо развита, а быстро растущий ребенок, пик роста которого припадает именно на первые три года, требует более частого кормления.
Многие мамы думают, что если они перестанут кормить малыша грудью, то он перестанет просыпаться по ночам. Это может подтвердиться разве что под конец второго года жизни ребенка. Вам нужно будет докармливать его ночью кашками или кефиром.
Чем кормить ребенка
Самое главное в питание малыша – это натуральная пища, приготовленная собственными руками из проверенных продуктов. Питание дитя обязательно должно быть сбалансированным и разнообразным:
- очень полезно комбинировать крупяные, овощные блюда, мучные изделия с тертым сыром, творогом, мясом, яйцами и молоком;
- основу рациона малыша 1-3 лет должны составлять такие продукты, содержащие животный белок, как рыба, птица, яйца, мясо, молочные продукты;
- ежедневно ребенок должен получать молоко (материнское, а позже коровье), кефир, фрукты, овощи, картофель, хлеб, мясо, сахар;
- несколько раз в неделю ребенок должен кушать рыбу, яйца, творог, сметану, сыр, крупы;
- дополнительно ребенку можно дать йогурт, печенье, запеченное яблоко, сок;
- в салаты и овощное пюре желательно добавлять растительное, сливочное масло, сметану.
Сладости портят аппетит
Нельзя давать ребенку много сладостей, так как ребенок быстро к ним привыкает и позже может вовсе отказываться от обычной еды. Тем более, что от них больше вреда, чем пользы. Сладости негативно влияют на обмен веществ, вес ребенка, портят вкусовые предпочтения и зубы.
Такой продукт, как шоколад вообще не рекомендуется давать детям до 3-ех лет. Можно пробовать по маленькому кусочку один раз в неделю с 2-2,5 лет. Кроме того, что шоколад часто вызывает аллергическую реакцию, он еще задерживает рост ребенка, и плохо влияет на кости. Это связано с тем, что какао препятствует усвоению витамина D, который является основой для крепких костей и активного роста.
Кормлению детей нужно уделять достаточно много внимания, чтобы ваш ребенок рос крепким и здоровым. Ни в коем случае не нужно кормить годовалого малыша из общего меню, если вы хотите, чтоб он был в будущем здоровым и бодрым. Все должно происходить постепенно, по мере роста ребенка. Если приучить малыша к простой пище, без избытка соли и пряностей, то привычка здорового питания останется у него на всю жизнь!
С четырех месяцев, другие - с шести. Многочисленные исследования показали, что лучше всего начать знакомить кроху с твердой пищей с шести месяцев, если его кормят грудью, и с пяти месяцев, если ребенок . Иногда смотрят по весу крохи, если он больше 5,5 – 6 кг, то можно начинать прикорм.
Основные признаки, на которые нужно обращать внимание перед началом введения в рацион малыша твердой пищи:
Появились первые зубки;
- сидит самостоятельно;
- проявляет живой интерес ко всему новому (в том числе и к еде взрослых).
Как начинать
Вначале необходимо ребенку показать, что кушать можно и по-другому, не только совершая сосательные движения. После того, как кроха пососет грудь, можно дать ему овощное пюре, причем только половину чайной ложечки. Не надо добавлять пюре в бутылочку. Если малыш не хочет есть, не надо давать еду насильно. Ни к чему хорошему это не приведет, кроха начнет отказываться от всего подряд.
Если какой-то вид пюре не понравился, дайте другое попробовать. Ваша задача на данный момент – предложить разнообразие в пище, чтобы ребенок пробовал все и в будущем не отказывался от еды из-за того, что она ему незнакома. Количество молока уменьшать не надо, оно малышу все также полезно.
Виды прикормов
Основным видом прикорма всегда считались каши. Содержащиеся в крупах полезные вещества влияют положительно на нормальное развитие ребенка. Но сейчас в магазинах настолько богатый ассортимент детского питания, что затруднений с выбором быть не должно. Но, как известно, домашняя еда приносит больше пользы, чем покупная. Поэтому лучше испечь яблочко, отварить овощи (морковь, картофель, кабачок или тыкву), протереть их сквозь сито и покормить малыша. Вы будете точно уверены, что еда свежая, натуральная, из качественных продуктов.
Еще один минус покупных консервов заключается в том, что ребенок (особенно в начале прикорма), не сможет съесть за один раз всю баночку, а хранить остатки в холодильнике – далеко не самый лучший вариант. Да и домашняя пища обойдется гораздо дешевле для семейного бюджета.
Основные правила прикорма
Каждый ребенок индивидуален, и нужно смотреть по индивидуальным параметрам о времени начала прикорма. Но есть правила, общие для всех.
Подбирать время очень важно. Не стоит давать новую еду перед порцией молока. Лучше всего это сделать после, когда ребенок пососал грудь, но бодр и весел, спать пока не хочет. Вечером этого делать не стоит, лучше в первой половине дня.
Лучше кормить с маленькой ложечки, потому как малыш еще не может есть, как взрослый, большими порциями. Если он проглотит полную ложку пюре, то может поперхнуться и испугаться.
Аллергия
После еды следите, чтобы не было высыпаний, покраснений. Если появилась аллергия, то прикорм лучше остановить и выждать 3-4 дня.
Если мамочка правильно научится