Картотека игр с Матрёшками. Что развивает матрешка? Игры с матрешками
Кажется, многие уже подзабыли предназначение традиционного российского символа – матрёшки. Матрёшка – это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра с которой оказывает большое влияние на развитие детей.
О пользе матрёшки
Во-первых, матрёшка – это экологически чистая, безопасная игрушка, так как изготавливается из древесины. Так что вы можете быть спокойны, давая её своему ребенку.
Во-вторых, не секрет, что помогают в развитии тактильных ощущений.
В-третьих, матрёшка может служить полем для творчества, если выбрать нераскрашенные экземпляры. Так малыш сможет сделать свой собственный шедевр.
Развивающие игры с матрёшкой!
Развивающе игры с матрёшкой
Конечно, не достаточно просто купить малышу матрёшку, важно показать, как с ней можно играть. К тому же, обычно последние куколки достаточно маленьких размеров, так что взрослым нужно быть внимательными и следить, чтобы малыш случайно не проглотил их.
Итак, как же играть с матрёшкой?
- Конечно, сначала деткам понравится просто открывать куклу , каждый раз удивляясь находке внутри. Открывая матрёшку, можно проговаривать потешку: «Матрёшка, матрёшка! Откройся немножко!»
- Следующий этап – подбор подходящих половинок для сбора игрушки.
- Когда матрёшки собраны, можно учиться расставлять их в ряд по росту , объясняя малышу понятия «больше-меньше», «выше-ниже». Так малыш научится сравнивать предметы.
- После того, как ребенок сам справляется с расстановкой куколок по росту, можно поиграть в потеряшки . Представьте, что куколки ходили строем гулять. И вот, после небольшого отдыха, когда все снова построились, одна куколка забыла, где она стояла. Пусть кроха поможет ей отыскать свое место в ряду.
- Для следующей игры вам понадобится лист бумаги и ручка. Обведите дно матрёшек и оформите полученные кружки как стулья за обеденным столом. Дальше нужно предложить малышу рассадить матрёшек по своим местам.
- Матрёшка, как и обычная кукла, хорошо подойдет для ролевых игр.
Все эти простые и незатейливые, на первый взгляд, игры с матрёшкой, несомненно, будут полезны для развития вашего малыша!
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»
Цель:
учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;
формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал : (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся , наименьшая из которых неразборная)
Игровые действия :
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»
Цель:
учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;
совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;
научить совмещать детали по рисунку.
Материал : (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные )
Игровые действия :
Все , которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.
Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.
Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).
Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.
Дидактическая игра
«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»
Дидактические задачи:
закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;
Материал : карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила : правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Дидактическая игра
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Дидактические задачи:
закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,
закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;
воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал : матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила : собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Дидактическая игра
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Цель : учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см).
Разница в величине должна составлять 3-4 см.
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н.Горчакова)
Сенсорная игра
ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА
Цель .
Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине.
Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал . Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку.
Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?»
Открывает матрешку, достает вторую.
«В гости к тебе пришли две матрешки».
Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.
Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.
Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.
В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок.
Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему.
Сенсорная игра
«СКАЗКА ПРО МАТРЕШЕК»
Цель.
Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький), используя в речи соответствующие прилагательные.
Материал: два домика, две матрешки, две елочки, два грибочка, различные по величине.
Жили-были две матрешки - большая и маленькая. Они были подружками и всегда гуляли вместе. А больше всего на свете матрешки любили танцевать.
Ребята! Давайте попросим матрешек показать, как они танцуют. Скажите все как я: «Матрешки, пожалуйста, потанцуйте! (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «тагщуют» в руках воспитателя.)
А кто хочет сам попросить матрешек потанцевать? (Индивидуальные 2-3 ответа.)
Но у нас ведь две матрешки, и обе любят танцевать. Сначала попросим большую матрешку. Повторяйте за мной: «Большая матрешка, потанцуй немножко!» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует».)
Кто еще хочет попросить матрешку потанцевать? (Индивидуальные 1-2 ответа.)
Как хорошо умеет танцевать большая матрешка! А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка. Только для этого надо ее хорошенько попросить. Кто хочет попросить маленькую матрешку потанцевать? (Индивидуальные 1-2 ответа.)
Пока наши матрешки танцевали, на улице стало холодно, и решили они построить себе домики. Только матрешки не знают, кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться? (Хоровой ответ детей.)
Большой матрешке какой надо строить домик 9 (Хоровой ответ.)
А маленькой? (Хоровой ответ детей.)
Около своих домиков матрешки посадили по елочке. Большая матрешка посадила какую елочку? (Хоровой ответ детей.)
А маленькая? (Хоровой ответ.)
Возле каждой елочки выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок? (Хоровой ответ.)
А какой грибок вырос у маленькой елочки 9 (Хоровой ответ.)
В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них малоактивных ребят.
Какие матрешки пришли к нам в гости? (Большая и маленькая.)
Какой домик построила большая матрешка? А маленькая?
Какую елочку посадила маленькая матрешка? А большая?
Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой? (Предполагаются индивидуальные ответы детей.)
А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дидактическая игра
«БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ»
Дидактическая задача : упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.
Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Резщикова)
Дидактическая игра
«ПУТЕШЕСТВИЕ МАТРЕШЕК»
(счет, сравнение, ориентирование в пространстве)
Цели:
Упражнять в сравнении количества предметов.
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий). Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под.
Оборудование: лист картона с наклеенными на него рекой, мостом, лодкой, елью, кустом с ягодами, цветами; матрешки
Воспитатель
Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.
Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени.
Поставьте матрешку под елочкой. А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? Елочка высокая, а кустик низкий.
А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? Много. Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? Много.
Математическая игра
«ОДНА И МНОГО»
Цель : формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал : рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Математическая игра
«ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотвносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Настольно-печатная игра
«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Поиграть мы к вам идем!
Настольно-печатная игра
«СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Речевая игра
«МАТРЕШКИ»
Цель:
научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»;
распределять предметы на группы в зависимости от их размера.
Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка.
Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.
Речевая игра с движением
«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»
Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Материал : деревянная составная матрешка.
Ход игры.
Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долго на беседе не стоит задерживаться.)
Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Речевая игра с движением
«РУССКИЕ МАТРЕШКИ»
Взяли дети в руки русские матрешки Быстро завертелись детские ладошки.Пр. руку. с матрешкой держат
перед собой
.
Кисть пр.р. разворачивают
вправо, влево.
Прогуляться вышли куколки-матрешки
Наши ножки ходят по прямой дорожке
Вот какие, вот какие маленькие крошки
Вот какие, вот какие русские матрешки .
Пр.руку с игрушкой, дети передвигают по лев. руке, которая находится в гориз. пол. Выполняют притопы ногами
Кисть пр.р. разворачивают
вправо, влево.
Спрятались за спину куколки-матрешки Захотели в прятки поиграть немножко.
Вот какие, вот какие маленькие крошки
Вот какие, вот какие русские матрешки.
Дети прячут руки за спину
Дети покачивают головой
Машет всем платочком куколка-матрешка
А потом ложится, отдыхает крошка
Баю-баю, баю-бай, маленькие крошки
Засыпают, засыпают русские матрешки
Кисть пр.р. наклоняют вверх, вниз .
Дети складывают руки «полочкой», тихо ими покачивают.
(В конце игры дети подносят указательный палец левой руки
к губам и тихо произносят: Тсс!)
Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением
«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле
Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе» одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель . Познакомьтесь ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики» палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого
до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Игра развивающая внимание и слуховое восприятие
«СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ»
Цель:
формировать умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия;
различать противоположные по значению действия (подняться вверх - спуститься).
Материал : кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.
Ход игры:
Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.
Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг).
Ребенку предлагаются следующие задания:
помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);
матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед - назад, вперед - назад».
Можно придумать и другие задания.
Сюжетная игра
«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»
В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину. Им предлагается русская народная игрушка - матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.
Игра носит сюжетный характер.
В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.
Игровой материал .
Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.
Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! - говорит воспитатель. - Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.
«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. - Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.
Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка,- тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается
Сюжетная игра
«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.
Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).
Игровой материал.
Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.
Описание игры и приемы ее проведения .
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.
Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,- говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.
Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.
Правила игры.
1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.
2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.
Сюжетная подвижная игра
«ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ»
Цель : развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.
Ход игры
Взрослый прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!», взрослый ищет ее вместе с детьми.
Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее.
После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».
Подвижная игра
«БЕГИТЕ К МАТРЕШКЕ!»
Цель : умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:
«Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики.
«Отдохнули?» - спрашивает взрослый.
«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»
Подвижная игра
«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»
Цель: учить детей согласовывать детей со словами.
Шли матрешки по дорожкеБыло их немножечко,
Две Матрены,
Три матрешки,
И одна матрешечка.
Я цветочек вышила
Жу-Жу услышала
Села пчелка на цветок
Все матрешки наутек.
Идут по кругу за матрешкой.
Подходят к домику
Вылетает пчелка
Догоняет.
Все убегают.
Подвижная игра
МАТРЕШКА В КОСТЯХ У РЕБЯТ.
Издалека, издалекаВ гости к нам пришла матрешка.
Я к ребятам собиралась,
Долго-долго наряжалась.
А смотрю, ребятки наши,
Будут всех на света краше.
Поиграю я немножко,
Ну скорей, поймай матрешку
Ну, скорей, скорей беги.
Ты матрешку догони.
Ох, устала, посижу,
На ребяток погляжу.
С ними в мячик я сыграю,
Ну, лови, лови, лови
Да смотри не урони!
Мячик-попрыгун, устал,
Положу его в карман.
Лучше дудочку достану
Для ребят играть я стану.
Пусть попляшут малыши
Ножки деток хороши.
Посмотрите как матрешка,
Громко хлопает в ладошки,
А ребятки не отстали
И в ладошки за стучали.
До свидания, до свидания
Я от деток ухожу.
Своим крошкам на прощание
Я рукою помашу.
Бежит, дети её доганяют.
Садится, дети играют с ней.
Достает из кармана мячик и катит его к детям.
Играет, дети пляшут.
Дети хлопают в ладоши.
Машут рукой на прощанье.
Программное содержание:
средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке;
обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений;
развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;
приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой;
побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Игра – пляска
«МЫ – МАТРЕШКИ КРОШКИ»
Мы – матрешки (2 р)Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Чистые ладошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Новые сапожки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Поиграем, поиграем
На своих гармошках.
Мы матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Потанцуем, потанцуем
Под свои гармошки.
Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Показывают свои ладошки.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Выставляют ножки, ручки на пояс.
Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.
Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.
Всё! (кланяются разводя руки в стороны)
ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ
Мы матрешки (2 р)Невидны под платьем ножки
Очень длинный сарафан,
А на нем большой карман.
Топ-топ ножки,
Топ-топ ножки,
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Мы матрешки (2 р)
Мы в карманах носим ложки
Чтобы весело плясать,
Громко ложками стучать
Хлоп-хлоп ложки,
Хлоп-хлоп ложки
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Дети выставляют ноги на пяточки
Дети кружатся, топая ногами (топатушки)
Дети приседают (пружинка)
Стучат ложками
ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ
Мы вокруг матрешкиХороводом встали
Яркие платочки
Мы все в руки взяли.
Припев:
Ты, матрешка, посмотри, посмотри-
Это пляшут малыши.
Мы вокруг матрешки
Весело гуляли, (2 р)
Ножками шагали.
Припев.
Мы с тобой матрешка
Поиграем в прятки.
Отгадай, матрешка,
Где же все ребятки!
А теперь, матрешка
Нам пора проститься.
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.
Дети кружатся.
Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.
Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.
Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.
Игра-пляска
«МАТРЕШКИ – КРОШКИ»
Мы матрешкиВсе мы крошки (2 р)
Поплясать хотим немножко.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
У нас новые сапожки.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Побежать хотим немножко.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Погуляем по дорожке.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Ох, устали наши ножки.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, притопывают ногами.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, медленно выставляют вперед то одно, то другую ногу.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, бегут за воспитателем.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, дети идут за воспитателем на ходу обмахиваются обеими руками (жарко).
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки, локоть левой.
Воспитатель: отдохнули?
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Снова пляшут наши ножки.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Всем поклонятся матрешки.
Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются.
Игра – пляска
«МАТРЁШКИ»
Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений
Материал: платочки
Ход игры
Взрослый и дети надевают яркие платочки. Взрослый поет и пляшет, а дети подражают его движениям.
Мы - матрешки,Все мы крошки,
Поплясать хотим немножко.
Стоя на месте - покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
У нас новые сапожки.
Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Побежать хотим немножко.
Бегут вперед вслед за взрослым.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Погуляем по дорожке.
Идут за взрослым, на ходу обмахиваясь руками - жарко.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Ах, устали наши ножки!
Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.
В промежутке между куплетами взрослый спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Снова пляшут наши ножки!
Поворачиваются то вправо, то влево.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Всем поклонятся матрешки.
Кланяются.
(А. Ануфриева)
Физкультурная минутка
«МАТРЕШКИ»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопки перед собой.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.
Влево, вправо наклонились ,
Наклоны влево – вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоны головы влево – вправо.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Хлопки в ладоши перед собой.
Физминутка, зрительная гимнастика и различение цветов
Оборудование: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.
Выполняется в положении стоя.
По мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка.
А ее откроешь – в ней сидит вторая,
Все в зеленом, как весной травка молодая…
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
А вторую отвернешь – там еще матрешка,
Та матрешка – в синем крошка,
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
В ней – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек,
Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю
Маленькую крошку – красную матрешку.
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
В наше время русская матрешка является модным сувениром. За этим увлечением многие забыли, что матрешка – прежде всего, детская игрушка. Любое современное пособие может позавидовать ее педагогической ценности. Эта прекрасная игрушка всегда имела признание у педагогов и рассматривалась в качестве классического дидактического материала. С ее помощью можно научить ребят сравнивать предметы по объему, цвету, ширине и высоте . Это, конечно, развивает мышление и восприятие детей.
Однако для того чтобы давала развивающий эффект, недостаточно лишь купить ее и дать малышу в руки. Вы должны открыть ее удивительные свойства и научить ребенка с ней играть. В этой статье предлагаются варианты, как можно играть с матрешкой. Для этого нужна матрешка, в которую входят 9 предметов.
Первое знакомство с матрешкой
Не забывайте о том, как важен момент знакомства с этой куколкой. Вы можете познакомить малыша с ней следующим образом.
Усадив его за столик, вы достаете матрешку восхищаетесь ею: «Смотри, какая красавица пришла к тебе! Это матрешка. Какое у нее платьице! Какая косыночка!» Затем вы говорите: «Почему она такая тяжелая? Что у нее внутри? Надо посмотреть!» Процесс открывания куколки можно немного растянуть, чтобы усилить любопытство и ожидание малыша.
Открыв матрешку, вы обнаруживаете в ней другую, поменьше. Естественно, вы удивляетесь и с интересом рассматриваете ее. Поставив рядом две матрешки, предложите ребенку их сравнить. Спросите, какая из них ниже, а какая выше, какого цвета платочек у большой, какой фартучек у маленькой. Обратите внимание ребенка, что матрешки разные по размеру, но одинаковые по форме. Затем предложите посмотреть, не спрятался ли еще кто-то в новой куколке. Поставьте рядом третью матрешками и сравните ее с первыми двумя. Пусть так продолжается до тех пор, пока не выйдут все куколки.
Выстроив их по росту в ряд, обратите внимание крохи на то, что каждая куколка одета по-своему. Кроме того, каждая следующая на целую голову меньше предыдущей.
Играем с матрешкой вместе с ребенком
Познакомившись с матрешками, можно поиграть в «детский сад».
Скажите ребенку, что эти куколки ходят в детский садик. Только маленькие идут в младшую группу, а большие – в старшую. Отгородите на столике место (палочкой или чертой) для младшей и старшей группы и предложите малышу каждую из матрешек отвести в соответствующую группу. Если кроха перепутает, поставьте рядом две матрешки и спросите, какая из них больше. Когда куколки попадут в группы, подчеркните, что маленькие матрешки оказались в младшей группе, а большие – в старшей.
«А сейчас наши матрешки хотят прогуляться, – говорите вы. – Пусть старшие куколки поведут на прогулку своих младших подружек». Предложите малышу сначала по росту построить старших куколок, а потом для каждой старшей куклы найти в младшей группе пару. Затем можно отвести обеих матрешек на детскую площадку и «пригласить» следующую пару для прогулки. Когда все куколки окажутся на площадке, они сразу же начнут играть в прятки, петь или танцевать.
После прогулки матрешек можно построить парами, чтобы они вернулись обратно в детский сад.
Затем наступает обеденное время. Вы достаете набор тарелочек и предлагаете малышу для каждой куколки подобрать подходящую. Тут уместны разные шутки. К примеру, маленькая матрешка просит положить ей кашу в большую тарелку, а самая старшая из кукол, жалуясь на плохой аппетит, просит положить ей еду в маленькую тарелку. После обеда, конечно, надо поспать. В качестве кроватей можно использовать бумажные квадраты разной величины, которые соответствуют размерам куколок. Их снова делят на две группы – младшую и старшую. Сначала следует уложить младших, а затем – старших. Тут матрешки могут показать свой характер и покапризничать. К примеру, самая маленькая захочет лечь в большую кроватку, а три из них могут из-за одного места поспорить.
Проснувшись, куклы снова выстраиваются и идут парами на прогулку.
После игры не следует оставлять куколок для свободного пользования. Ведь малыш пока не научился с ними играть осмысленно. Если эта удивительная игрушка будет валяться в ящике, то кроха быстро потеряет к ней интерес.
В первых играх с куколками ваше участие просто необходимо. Ваша задача – оживить их, сделать озорными и веселыми. От ваших действий зависит многое. Именно они должны вовлечь ребенка в воображаемую ситуацию.
В последнее время русская матрёшка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрёшки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. За этим увлечением мы забыли, что матрёшка - не только украшение или сувенир, но что она - прежде всего игрушка для детей. При чём очень полезная игрушка.
Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это конечно же способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей
Но чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней. В этой статье мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрёшкой, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка, включающая 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать 2 набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины.
Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например так.
Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой:"Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки..." Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите:"Что-то она тяжёлая, и гремит Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрёшку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова:"Матрёшка -матрёшка, откройся немножко!" Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка.
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Под те же слова ("Матрёшка-матрёшка, откройся немножко") пускай появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут.
Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребёнка на то, что каждая матрёшка одета по своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начитается игра в детский сад.
Объясните малышу, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите отвести каждую из матрёшек в подходящую группу - пусть это решает сам ребёнок. Если он перепутает, поставьте две матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т.е. подчеркните, что высокие матрёшки попали в старшую группу, а ростом поменьше - в младшую. Они ещё маленькие. Вот подрастут, и тоже пойдут в старшую. "А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять - предлагаете вы, - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребёнка сначала собрать на прогулку, т.е. построить по росту, старших матрёшек. Потом нужно для каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрёшку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по величине матрёшку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют и пр.
На "прогулке" можно устроить игру в пряталки. Маленькие матрёшки пускай попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребёнком, что спрятаться в матрёшке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
После прогулки матрёшки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в детский сад, где их зовут к медсестре измерять рост. В качестве ростомера можно использовать пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрёшки на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрёшки. Почаще спрашивайте ребёнка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и пр.
После этой процедуры приходит время обедать. Вы достаёте набор тарелок - кружочков разной величины в соответствии с количеством матрёшек и предлагаете ребёнку подобрать для каждой подходящую тарелочку - самую большую - для самой высокой матрёшки, чуть поменьше для следующей и пр. Здесь уместны разные шутки - например, маленькая матрёшка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрёшки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом всё же наводите порядок и каждая матрёшка съедает свой обед.
После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, в соответствии с размерами матрёшек. Они опять разделяются на две группы - старшую и младшую - малыш отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрёшки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, или большая захочет залезть в маленькую кроватку. С вашей помощью матрёшки могут иногда исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребёнок сам должен определить рост пропавшей матрёшки - из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он сможет приблизительно определить рост исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание.
После сна матрёшки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрёшек из каждого набора. В этом случае ребёнок должен подобрать для каждой матрёшки подругу того же роста. Перемешайте все два набора матрёшек и предложите выстроить их парами по росту. Разговаривая от имени каждой матрёшки, просите ребёнка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать руками, а потом научится делать это на глаз.
Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрёшки с одной стороны похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой стороны - они разные и могут вступать в различные отношения - дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие могут демонстрировать свою неопытность и наивность.
После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро растеряются.
В первых играх с матрёшкой ваше участие совершенно необходимо! Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, дать им характер, сделать весёлыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны заразить малыша интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.
И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой "матрёшечный" мир, где он будет высшим судьёй и полным хозяином.