Когда празднуют купала. Праздник Ивана Купала: особенности и традиции
Праздник Ивана Купала ранее отмечался 24 июня, но в связи с переходом на новый стиль празднуется теперь в июле. 7 июля 2017 года Русская православная церковь празднует, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однако в России многие праздники вбирают в себя и неканоническую обрядность. День Ивана Купала - один из самых мистических народных праздников, а ночь накануне Ивана Купала превосходит сам день по ритуальному наполнению. Следует отметить, что со времён Средневековья обряды и игрища на Ивана Купала считались бесовскими и запрещались церковными властями. Но, несмотря на однозначное осуждение традиций на Ивана Купала, некоторые из них до сих пор живы.
Обряды на Ивана Купала
Древние славяне на Ивана Купала особо почитали две очищающие, оберегающие и целительные стихии: Огонь и Воду. Энергия Огня как символическое проявление Бога-Солнца соединялась с энергией Матери-Воды, поэтому обряды на день Ивана Купала связанны с водой, огнем и природой.
Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала
На Ивана Купала разжигали на краю деревни большие костры , искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.
Одним из важных обрядов на Ивана Купала было перепрыгивание через купальский огонь . Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.
Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер по двое , взявшись за руки. А женщины, у которых долго не было детей, прыгали через огонь для того, чтобы излечиться от бесплодия .
Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала :
- если трижды прыгнуть - год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
- если же вдруг споткнулся - к болезни;
- если ногой разворотил огонь - нелады в семье настанут.
Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.
Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету . Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду . Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.
Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Народные традиции на Ивана Купала - Великая сила воды
Обряды на Ивана Купала на этом не заканчивались. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду - «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде . Добрым знаком на Ивана Купала было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.
Можно сказать, что массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня . Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.
Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.
На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой . Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.
На Ивана Купала обязательно парились в банях . При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.
Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой
. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.
Народные традиции на Ивана Купала - сбор трав на Ивана Купала
Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь - как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник на Ивана Купала. Цветок папоротника еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет на Ивана Купала цветок папоротника , приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз. Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг - тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.
Лекарственные растения на Ивана Купала
заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.
Особо почиталась на Ивана ККупала трава тирлич
. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд на Ивана Купала проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.
Другое любовное растение - барвинок. Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток , который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.
Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой - его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в ночь на Ивана Купала сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем, как засушить травы с Иванова дня, их освящали в церквях , а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.
Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин , которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь . Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.
Народные традиции на Ивана Купала - Купальский венок
На Ивана Купала не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу, плели купальский венок
. В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы
. После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью - чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвары, чаи. Часто к следующему празднику Купала от венка оставался лишь ободок, который и сжигался в купальском костре
.
Защитные обряды на Ивана Купала
- В купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты за два дня до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи .
- Купальской ночью хозяева не спали, потому что нечисть может испортить коня, корову или, что еще хуже, поселиться в доме навсегда.
- Чтобы уберечь себя от несчастий, клали на пороге и на подоконниках крапиву .
- Девушки на Ивана Купала носили за поясом чеснок.
- Запирали лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь точно не воротится!
фото Д.Фролов fotograf-frolov.com
Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Первые упоминания о праздновании так называемого Иванова дня встречаются в источниках XII века. Праздник этот якобы справляли в честь божества Купалы, которое олицетворяло расцвет природы и «отвечало» за урожай.
По другой версии, никакого божества не было: просто древнерусские язычники отмечали дни летнего солнцестояния, что сопровождалось игрищами и купаниями. А летописец, составлявший в XVII веке Густынскую летопись, принял название праздника за имя языческого божества.
С введением на Руси христианства многие языческие праздники сохранились, но трансформировались. Так случилось и с днем Купалы. Дело в том, что в тот же день отмечалось рождество Иоанна Крестителя. Их имена просто соединили, и появился новый праздник - в честь «Ивана Купалы».
Обряды, которые сопровождали празднество, так и назывались – купалиями. Главную роль в них играли вода, огонь и травы. Например, девушки в этот день бросали в воду венки, а затем гадали по ним, скоро ли у них появится суженый.
Особенно важной считалась ночь на Ивана Купалу. Молодежь в эту ночь зажигала костры и затем плясала вокруг них. Было принято также прыгать через костер: считалось, что чем выше прыгнешь, тем счастливее будешь. Незадолго до рассвета сжигали чучело из дерева и соломы – оно олицетворяло темное начало. Женщины, у которых хворали дети, снимали с них сорочки, приносили к купальскому костру и кидали в пламя, чтобы «сжечь» болезнь. Еще принято было швырять в огонь пучки крапивы – по поверью, это отваживало нечисть.
У русских крестьян существовало поверье, что в ночь на Иванов день все вокруг становится живым: деревья могут переходить с места на место, а животные начинают говорить человеческим языком… Травы же наполняет особая, чудодейственная сила – целительная и защитная. Травы и цветы, собранные в купальскую ночь, наутро выносили из дома, чтобы они пропитались утренней росой. После этого их высушивали и хранили дома. Если в доме кто-то заболевал, его окуривали купальской травой. Во время грозы купальские травы бросали в горящую печь, чтобы в дом не ударила молния.
Одним из праздников, который дошёл к нам еще с древних времен, считается Ивана Купала. И нам интересно, когда праздник Ивана Купала отмечают? Это происходит в ночь с 6 на 7 июля. Ивана Купала - праздник загадочный и мистический, но в это же время разгульный, живой и весёлый. Ранее его отмечало всё славянское население, проживавшие от Карпатских гор и до Северной Руси. Праздник Ивана Купала связал с собой множество обрядов и обычаев. Например, купаться в этот день - это народный обычай, но все же древние языческие народы думали, что купание может быть и очень опасным. Ведь Иван Купала - это водяной именинник, который очень злится, когда в его водное царство проникают непрошеные гости, и он способен утопить любого, кто нарушает его покой. Одним из важнейших моментов в этой ночи принято считать костры очищения, через которые люди прыгают, чтобы стать счастливее и удачнее. Было время, когда люди не только сами прыгали, но и прогоняли свои стада, чтобы защитить их от всяческих болезней и недугов. Детишки и молодежь считали обязательным играть в горелочки.
Традиции праздника Ивана Купалы
В Древней Руси ходило поверье, что в самую маленькую в году ночь (с 6-го на 7-е июля) нельзя спать. Люди считали, что тогда оживают все потусторонние силы: оборотни и ведьмы, змеи и русалки, лешие и водяные, домовые и колдуны. Множество преданий и традиций праздника Ивана Купалы тесно связанны с миром растений. Травы и цветы, собираемые в этот день, наделены особыми целебными и магическими свойствами, ими исцеляют больных, раненых людей и животных, изгоняют бесов, разжигают пламя любви. Раньше, до революции, праздник Ивана Купала считался важнейшим и всеми почитаемым. Можно даже сказать, что каждый человек обязательно должен был присутствовать, ведь многие правила и обряды не могли осуществиться без активного участия всех. Обряды в этот день носили характер очищения от всякой нечисти при помощи огня и воды. Поэтому в преддверье праздника осуществлялись специальные традиционные действа. С их помощью, как верили и говорили люди, они очищались от всякой нечистой, злой силы.
Другие обычаи
Согласно другим обычаям, ночью с 6-го на 7-е июля, в праздник Ивана Купала, вся молодёжь приходила к воде. Парни разжигали костры, а девушки венками, лентами, бусами украшали живую веточку и называли купальское дерево Мареной. Они сплетали из свежих цветов и трав венки и пускали их со свечами по воде. Девушки верили, что так смогут узнать свою судьбу. Если венки сошлись, то в этом году девушка себе найдёт мужа и сыграет свадьбу. А если нет - нужно будет дожидаться следующего года, чтобы опять повторить гадание. При этом за венками наблюдали все, кто присутствовал на этом празднике. Было мнение, что куда приплывёт венок судьбы, оттуда её и ждать. Очень часто парни пытались хитрить. Они небольшими камнями подбивали венок той девушки, которую любили, в свою сторону. В свою очередь, родители узнавали круг общения своих детей и догадывались, от кого ожидать сватов. Вот такой вот интересный праздник.
Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.
Традиции и обычаи
Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.
Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.
Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.
Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.
Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.
Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.
Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.
Купальский костер
Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.
От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.
Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.
Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.
Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.
Купание на Ивана Купала
Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.
Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.
Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.
Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.
Купальский венок
Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.
Главные веночные компоненты:
- базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
- барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
- герань – оберегала от ссор и неурядиц;
- роза – символизировала любовь и красоту;
- ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.
Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.
Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.
Магические купальские травы
Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.
Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.
Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.
Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.
Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.
Праздничные гaдaния и обряды
На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.
Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.
Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.
Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.
На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.
Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.
Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.
Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.
На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.
Ночью умывались ночной росой.
Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.