Малышу сегодня 6 месяцев. Календарь развития шестимесячного ребенка
Эта статья поможет родителям реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы отсеить все их страхи и сомнения.
Родители, у которых есть полугодовалые детки, начинают беспокоиться, если им кажется, что они в чем-то отстают от сверстников или не умеют делать то, что, по мнению самих родителей, ребенок уже обязан уметь.
Иногда эти страхи абсолютно беспочвенны, но иногда действительно нужно реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев , чтобы понимать, чем ему можно помочь.
Я надеюсь, что в этой статье родители смогут найти нужную им информацию.
Физическое развитие ребенка 6 месяцев
Шестимесячный младенец окреп, набрал вес, вырос в длину.
Его физические параметры изменились, в чем можно убедиться, изучив эту таблицу:
Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев
Даже по сравнению с пятью месяцами шестимесячные малыши совершают большой рывок в психологическом развитии.
- Откликаются на свое имя, реагируя на зов близкого человека.
Превосходно различают своих и чужих.
Если раньше ребенок спокойно относился к тому, что малознакомый человек вызывался поносить его на руках, то теперь он выражает свое несогласие, предпочитая находиться на руках у мамы, папы или того, кого он часто видит.
Активно выражают свои эмоции: радость, восторг, гнев, раздражение и т.д.
А еще он очень тонко чувствует ваше настроение, поэтому ваш строгий тон, громкие крики или нахмуренное выражение лица его могут испугать.
Младенец постоянно требует внимания, стараясь не отпускать маму ни на шаг от себя.
Этот период достаточно утомителен для родителей, но старайтесь уделять ребенку как можно больше внимания, так вы закладываете фундамент для его нормального психологического развития.
Умения шестимесячного ребенка, которые свидетельствуют о его нормальном развитии
В 6 месяцев ребенок должен обладать определенными умениями:- Он хватает интересные ему предметы и игрушки уже двумя руками, бросает их на пол и снова поднимает, перекладывает с одной руки в другую.
- Садиться с помощью мамы или папы, некоторые дети уже способны сесть самостоятельно.
- Легко переворачивается со спины на живот, на бочок, держит голову в любой позе, в общем – достаточно хорошо контролирует свое тело.
Он уже умеет ползать.
Некоторые дети пока двигаются неуверенно, другие же ползают весьма активно, но, если к этому времени ваш малыш даже не пытался делать ползущих движений, то следует посоветоваться по этому поводу с педиатром.
У него есть любимые игрушки, с которыми он готов играть, не скучая, некоторое время.
Помните о том, что у шестимесячного ребенка режутся зубки, а значит – он все будет тянуть в рот.
Спрячьте плюшевые игрушки или те, от которых ребенок может отгрызть мелкие детали.
Сейчас лучше отдать предпочтение резиновым игрушкам.
Речевое развитие ребенка 6 месяцев
Шестимесячный ребенок вовсю лепечет и делает это с превеликим удовольствием. Лепет является подготовкой к произнесению настоящих слов.
Уже сейчас вы можете определить в лепете ребенка фонемы родного языка, того, на котором разговаривают в вашей семье.
Малыш прислушивается к тому, что вы говорите, и старается подражать вашей интонации, повторять за вами слова, которые не слишком сложны для него, иногда он чихает, покашливает или начинает заливисто хохотать.
Именно в этот период активно происходит начальный этап речевого развития ребенка, 6 месяцев которому уже исполнилось.
Вы должны постоянно общаться с малышом, повторять звуки и короткие слова, которые он произносит, учить его новым односложным фонемам и т.д.
Уход за ребенком в 6 месяцев
Шестимесячный малыш еще полностью зависим от материнской заботы и требует повышенно внимания со стороны обоих родителей.
Если вы хотите, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, то должны знать о том, как его правильно кормить, купать, как с ним играть и гулять на улице, сколько времени он должен проводить во сне.
Именно в 6 месяцев большинство младенцев начинают знакомиться с новой для себя пищей.
Конечно, материнское молоко продолжает быть для него основным источником питания (если он – не на искусственном вскармливании), но все педиатры единодушны во мнении: в 6 месяцев можно вводить в питание малыша прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, различных каш.
Откажитесь от идеи давать ребенку:
- пищу со своего стола, особенно – жирные, жаренные, острые блюда;
- торты, конфеты и другие продукты с большим содержанием сахара;
- цитрусовые;
- экзотические фрукты;
- свежие ягоды, особенно – клубнику.
Суточный сон шестимесячного ребенка составляет 12–14 часов, из которых 2 часа припадает на дневной сон, остальное – на ночное время.
В 5–6 месяцев у большинства младенцев начинают появляться зубики, что повлияет на качество сна: малыш будет спать неспокойно, капризничать, часто просыпаться, захлебываться плачем.
Это изнуряет и самого ребенка, и родителей, но вы не сможете ничего с этим поделать, нужно просто перетерпеть сложный период.
Если проблемы со здоровьем его не беспокоят, то ребенок способен проспать всю ночь напролет, не просыпаясь для приема пищи.
Нужно так же, как и раньше, каждый вечер купать младенца, температура воды не должна превышать 35–37 градусов по Цельсию.
Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть.
Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.
Прогулки.
На свежем воздухе нужно гулять с ребенком ежедневно.
Характер таких прогулок существенно изменяется. Малышу больше не интересно мирно лежать в коляске или спать все время.
Он начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на то, что его окружает.
Мама и папа должны поощрять такой интерес младенца, постоянно разговаривать с ним, называть предметы, здания, растения, людей, которые попадаются на вашем пути во время прогулки и т.д.
о физическом развитии шестимесячного малыша:
Организация досуга для развития ребенка в 6 месяцев
Для лучшего развития младенца ему следует покупать специальные игрушки:
- резиновое колечко-охладитель, которое помогает снять дискомфортные ощущения в деснах;
- большой мягкий мячик;
- различные погремушки и тарахтелки;
- игрушки с зеркальными поверхностями;
- игрушки с прозрачными стенками, которые позволяют ребенку следить за пересыпанием мелких предметов внутри и т.д.
Играть малыш предпочитает не самостоятельно, а вместе с родителями.
В этом возрасте детки уже с удовольствием слушают стишки или потешки, но выбирайте короткие произведения с четким ритмом.
Вот так вот происходит развитие ребенка в 6 месяцев .
Помимо ухода за его телом не забывайте заботиться об эмоциональном развитии малыша, дарить ему любовь, внимание и ласку.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
Малыш достиг возраста в полгода, за это время из беспомощного младенца он превратился в активного и смышленого малыша, который уже многое умеет. Кроме того, кроха сильно вырос и набрал в весе, мог обзавестись даже первым зубиком. Что должны знать родители о шестимесячном малыше?
К этому возрасту малыш уже многому научился, он вырос и окреп, обладает определенными навыками, активно познает мир, развивает все органы чувств. Развитие ребенка в 6 месяцев, будь то мальчик или девочка, примерно одинаков. Хотя имеются тенденции к опережению по росту и весу среди мальчишек, зато девочки быстрее развиваются эмоционально. Сейчас в физическом развитии ребенка в 6 месяцев много новых успехов:
- Малыш активно может поворачиваться на бочок и спинку, а также он может переворачиваться и в обратном направлении
- Кроха активно играет руками и ногами, за счет гибкости он легко может сосать не только пальцы рук, но и ног. Он активно поднимает голову к ногам, чтобы схватить их ручками.
- Ребенок может взять игрушку из рук взрослых, а также с любых поверхностей, при этом он крепко держит ее в руках, стучи или размахивает ею, бросает и снова поднимает
- Может играть одновременно двумя погремушками в двух руках, ударяя ими друг об друга или по поверхностям
- Прогибает спину, опираясь на ножки и затылок наподобие «мостика»
- Пытается становиться на четвереньки, раскачиваясь в стороны и приседая на попку, пытается ползти, лежа на животе за предметами, либо делает поступательные движения на четвереньках
- Учится сидеть, опираясь на ручки
- Делает попытки подтянуться в кроватке
- Тянется к игрушкам, подвешенным перед ним, хватает их.
Не отстает от физического также психическое развитие детей до 6 месяцев. Познавая мир, ребенок все тянет в рот, стимулируя таким образом рецепторы не только вкуса, но и осязания, определяя плотность, форму предмета. До момента, как кроха заговорит, он может все тянуть в рот, таким образом развиваясь. Сейчас ребенка должны занимать игрушки и предметы, которыми «играют» взрослые (телефон, пульт, ноутбук). Они тянутся к ним, трогают, пытаются ими играть. В общении появляется лепет с разными интонациями, малыш хорошо различает эмоции взрослых, позитивные и негативные, и реагирует на них. Также, по просьбе родных малыш может искать взглядом знакомые предметы, различает родных и чужих, может и пугаться. Кроха уже устанавливает связи между действием и его последствием, реагирует на звуки - новее и знакомые, с интересом будет изучать новую игрушку.
Как выглядит ребенок в 6 месяцев
Полугодовалый малыш выглядит пухлячком. У него значительно округлились щечки, ручки и ножки, на них образуются милые перетяжечки. Волосы на голове могут изменить свой цвет, равно как и цвет глаз, у многих детей первые пушковые волосы постепенно выпадают и головка может быть покрыта короткими новыми волосками. Основные параметры ребенка в 6 месяцев - это его ростовые и весовые показатели, а также окружности груди и головы, которые врач измеряет ежемесячно на приемах. Часто родителей интересует и такой вопрос, какой должен быть размер ноги у ребенка в 6 месяцев. его определяют по длине стопы, к этому сроку они может быть 9.5-10.5 см или это 16-18 размеры обуви. Это важно знать для того, чтобы можно было взять первую обувь крохе с запасом, ножки растут очень быстро. Но до своих первых шагов покупать сандалики не обязательно, кроха может находиться в носочках или пинетках.
Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев
Сейчас одним из главных показателей развития будет являться средний вес ребенка в 6 месяцев. он составляет, в среднем, 6500-7800г с колебаниями, которые зависят от исходного веса при рождении. не стоит ориентироваться в оценке прибавок на стандартные нормы веса ребенка в 6 месяцев. Если кроха родился с весом в 2000г или в 4500 г, к полугоду у них будут свои нормы и динамика прибавок веса. В среднем, малышу позволительно набирать за первое полугодие от 500 до 1000г в месяц. Стоит помнить и о половых различиях, есть разница в том, сколько должна весить девочка в 6 месяцев или мальчик. Обычно мальчишки весят на 200-400 г больше, так как и при рождении они обычно весят больше.
Если ребенок в 6 месяцев плохо набирает вес, находясь на грудном вскармливании или смеси, это может быть первым сигналом того, что пора вводит прикорм, ему уже не хватает калорийности пищи. Если вес имеет тенденции к понижению, стоит водить первыми более калорийные каши. Но обычно плохие прибавки веса связаны с патологиями пищеварения, аллергиями и прочими проблемами здоровья. Стоит лишний раз проконсультироваться у педиатра.
Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности
Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.
Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.
В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!
Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.
Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье
Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения
1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев
1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого
Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.
В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.
Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!
Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?
Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.
Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.
Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»
Упражнение «Перекличка»
Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.
Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.
Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.
Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:
- Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
- Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
- Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.
Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.
1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.
В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».
Игра «Где…?»
Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»
Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.
Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.
Игра «Где огонек?»
Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.
С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.
2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев
2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?
Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.
С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.
Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.
Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.
Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.
Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.
Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания
Игра «Догоню»
Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.
- Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
- Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
- Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
- Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.
Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.
Игра «Каталка»
Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.
2.2. Когда малыш сидит?
В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!
Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.
Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.
Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье
2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми
С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.
Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:
- Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
- Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
- Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
- Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
- Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
- Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
- Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
- Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
- Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
- Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
- Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.
2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка
Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.
У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.
В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:
- Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
- Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
- Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».
Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.
Упражнение «Игрушка на ленточке»
Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.
Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).
Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).
Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье
Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).
Игра с бочонками
(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.
- Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
- Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
- Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
- В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!
В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).
3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев
В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.
В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)
С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?
Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!
Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!
Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):
Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:
- перед сном и после сна (если встал сухим),
- перед прогулкой и после прогулки,
- через 15 минут после кормления,
- если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.
Секреты успеха:
- Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
- Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
- Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
- Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.
В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.
4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?
Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.
Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.
Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)
С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.
Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.
Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:
- Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
- Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
- Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
- Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
- Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
- Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
- Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
- Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
- Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
- Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
- Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.
5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком
Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.
Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.
Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.
Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!
Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.
К окончанию месяца ребенок:
- подолгу лепечет,
- хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
- интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
- в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
- может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
- может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
- может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
- держит в руке ложку,
- может удержать в своих руках два кубика,
- манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
- следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
- может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
- пьет из чашки.
- понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».
Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи
Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Привыкшие к относительно долгому и спокойному сну родители, могут вспомнить бессонные ночи после роддома. Кроху начинают активно беспокоить зубки, вернее, нижний резец, который появляется к 6-8 месяцам. Свидетельством тому будут слюни, которых вдруг станет невероятно много. Кроха капризничает, все тянет в ротик, а его нижняя десна может выглядеть припухшей, с белыми вздутиями на поверхности.
Особенности физиологического развития
Младенец в шесть месяцев, развитие которого отвечает нормам, легко осваивает новые навыки движения. Он уже свободно сидит, опираясь на спинку, поэтому становятся возможными прогулки в коляске сидя. Не стоит утомлять кроху слишком ровной посадкой, так как его спинка еще не готова к столь существенному воздействию на позвоночник. Пройдет совсем немного времени, и кроха сядет сам (уверенно он сделает это к ). Вот тогда вы сможете практиковать долгие пешие прогулки, и освоить новые игры.
Обязательным пунктом, характеризующим здоровое развитие 6 месячного ребенка, становится введение прикорма. Даже если до этого ваш малыш кушал только грудное молочко из сиси, а вам хочется продолжать кормить его грудью, знакомиться с новой пищей нужно обязательно. Грудное вскармливание при этом можно сохранять и до годика, и даже дольше.
Общее время сна ребенка в 6 месяцев составляет около 16 часов. Из них 8-10 он спит ночью, а дневной отдых делит на 2-3 приема. Если периодичность сна составляет 2 раза в день, длительность каждого периода должна достигать двух часов. При троекратном «подходе», утренний и вечерний отдых будут меньше, а дневной - самый продолжительный.
Вес ребенка в 6 месяцев уверенно возрастает, несмотря на то, что кроха все время находится в движении. Это говорит о том, что грудного молока или смеси все еще вполне хватает, но так будет еще месяц, не больше. Нормы веса, окружности головы и роста ребенка в 6 месяцев мы приводим в табличке ниже.
5 основных навыков шестимесячного ребенка
Итак, что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Как мы сказали выше, уверенно сидеть и активно двигаться: крутиться, кувыркаться, переворачиваться. Поэтому если ребенок 6 месяцев не переворачивается, вам стоит обратиться за консультацией невролога, что вам обязательно порекомендует участковый педиатр. Хотя если малыш весел и здоров, освоил навыки сидения и активно демонстрирует желание ползти, возможно, стоит согласиться, что такова индивидуальная особенность вашего крохи. Но эти слова должны прозвучать не от вашей бабушки или подруги, а от специалиста - педиатра или невролога.
К другим навыкам, что может ребенок в 6 месяцев, относят следующие.
- Кроха сидит в стульчике, коляске, а из положения лежа делает попытки сесть самостоятельно. Если малыш в 6 месяцев не сидит, это не повод для беспокойства. При отсутствии других нарушений стоит спокойно подождать еще месяц, когда кроха обязательно сядет.
- Малыш старается ползти и хорошо делает это на ровной поверхности. Поощряйте этот полезный навык! Во время ползания мускулатура малыша крепнет и развивается, его тело готовится к хождению. И чем дольше и активнее будет ползать ребенок, тем меньше вероятность проблем с позвоночником во взрослом возрасте.
- Ребенок точно берет предметы, играет с ними, пробует «на зуб». Обязательно пробует, как «работает» каждая игрушка, экспериментирует: звенит ими, бросает, бьет друг об дружку. В таком возрасте начинают формироваться причинно-следственные связи: дернул ручкой - игрушка зазвенела, выбросил из кроватки - она пропала. Обязательно комментируйте действия и их последствия крохе. Так вы поможете ему быстро понимать суть вещей не только в младенчестве, но и во взрослой жизни.
- Кроха громко смеется, кричит, привлекая внимание, бормочет и даже поет. Имитация речи становится все уверенней, в ней присутствует больше гласных звуков, но появляются и согласные.
- Малыш очень любит игры с мамой и папой, особенно, качания, подбрасывания, прыжки на коленях. Не отказывайте ему и себе в таком удовольствии, тем более, что такие упражнения - прекрасная гимнастика для детей 6 месяцев. Пока кроха мал, практикуйте настоящие «космические полеты»: пусть папа качает его за ручки и ножки, подкидывает на вытянутых руках.
Полезные развивающие игры
Новые игры с ребенком 6 месяцев могут включать водные процедуры. Так как кроха уверенно сидит, запустите в его ванночку плавающие фигурки, резиновые игрушки, пластиковые чашечки. Для повседневного обихода подойдут и обычные бытовые предметы, которыми ребенок интересуется даже больше, чем своими игрушками. Предложите ему чайную ложечку, крышку от кастрюли, сито, деревянную поварешку. Еще одним вариантом, чем занять ребенка 6 месяцев, станет пластиковое зеркало, в котором кроха сможет изучать свое отражение. Или небольшая корзинка с игрушками без мелких деталей, в которой он будет с удовольствием копаться.
Каждый день вы будете придумывать новые занятия с малышом 6 месяцев, а он обязательно поможет вам. Маленький исследователь подрос для активного изучения всего, что его окружает!
В этом видео эксперт по музыкальному развитию проводит урок для детей возрастом 6 месяцев.
Время чтения: 8 минут
Совсем еще недавно ваш малыш был маленьким комочком, который принесли из роддома. Всего за полгода он сильно изменился, вырос, уверенно держит головку, улыбается маме. Развитие ребенка в 6 месяцев поражает своей скоростью, мальчики и девочки делают невероятные успехи, обучаются новому, меняют рацион питания, получают навыки общения, проявляют индивидуальность.
Как выглядит ребенок в 6 месяцев
Всего полгода прошло с момента рождения вашего карапуза, а он уже вовсе не похож на то беззащитное и крошечное существо, которое вы запечатлевали на первых фото. Пропорции его тела меняются, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека. За 6 месяцев у крохи мог поменяться цвет глаз, вырасти первый зуб. Многие потеряли первые пушковые волоски и получили новые, уже взрослые.
Вес и рост
Основные показатели, которые используют педиатры для оценки развития малыша, – это вес и рост. Мальчики и девочки имеют массу вдвое большую, чем при рождении. Вес ребенка в полгода варьируется в пределах от 6,8 до 8,4 кг. Допустимы отклонения от этой среднестатистической нормы в 1 кг в большую или меньшую сторону. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. За шестой месяц они прибавляют 600-650 граммов. Рост ребенка в полгода составляет от 64 до 67 см. Показатели роста считаются в пределах нормы, если больше или меньше приведенных цифр на 3 см.
Развитие 6-месячного ребенка
Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков. Психическое развитие детей в 6 месяцев тоже разнится: юные кокетки раньше начинают лепетать, проявлять эмоциональность. Разница в поведении и физическом развитии не всегда заметна.
Что должен уметь ребенок
Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:
- поднимать тело на вытянутых руках;
- пытаться ползать;
- лепетать;
- самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
- пытаться принять вертикальное положение;
- самостоятельно садиться;
- умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
- хорошо держать голову и контролировать ее положение.
Двигательная активность
Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.
Зрительное восприятие
Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.
Слуховое восприятие
У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.
Речевые навыки
Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.
Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.
Психоэмоциональное развитие
Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты. Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку. Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях.
Тест на развитие малыша в полгода
Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:
- Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
- Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
- Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!
Уход за ребенком в 6 месяцев
Развитие ребенка в 6 месяцев вносит изменения в детское питание и режим. Если до сих пор малыш питался грудным молоком или смесью, то к 6 месяцам вводят прикорм. Пора предлагать грудничку взрослую пищу, контролируя реакцию организма. В рационе малыша постепенно появляются каши, овощи, фрукты. Прежде чем менять питание, проконсультируйтесь с врачом. К детскому питанию нужно подходить продуманно и осторожно, ведь пищеварительная система еще не сформирована полностью. Присматривайтесь к изменениям в детском организме после введения новых продуктов.
Важно соблюдать режим дня. Приемы пищи проводите в одно и то же время, сохраняя равные промежутки. Вместо 3 дневных снов к 6 месяцам остается 2, карапуз может проспать без ночных кормлений 7 часов. Для здоровых малышей важно проводить бодрствование активно. Должно проводиться достаточное число физических упражнений. Делайте массаж, гимнастику, укрепляя мышцы спины, ножек и ручек. Между дневными снами проводите прогулки, играйте с дочкой или сыном. Гигиенические процедуры не претерпевают изменений. Чаще мойте ручки, ведь грудничок много времени проводит на полу.
Как развивать ребенка в 6 месяцев
Огромное влияние на полноценное развитие ребенка с 6 до 7 месяцев оказывают игры и занятия, которые способствуют освоению и закреплению новых навыков. Чтобы научить кроху ползать и переворачиваться, карапуза чаще оставляют на полу, где на некотором расстоянии от него находятся игрушки. Развивать речь младенца можно, читая книги, рассказывая стишки, называя окружающие предметы, цвета, форму, расположение в пространстве.
Психологи и логопеды утверждают, что мелкая моторика – это основа для развития речи. Шестимесячному малышу предложите пирамидки, кубики, грызунки. Разные фактуры материалов, яркие цвета предпочтительны для детей. Под присмотром родителей допустимо использование мелких предметов: пуговиц, фасоли, камушков, крупы. Положите элементы в мешочки и дайте крохе.
Игры
Чтобы развивать речевые навыки, интеллект, логику и способность к общению, недостаточно интересных игрушек. Только взрослый способствует росту достижений, помогает понимать окружающий мир. Для ребенка важны игры, например, вы можете предложить малышу следующие занятия:
- Прятки. Есть несколько способов играть. Ребенок может прятаться сам, закрывая лицо ладонями или пеленкой. Помогайте ему, пока он не научится это делать самостоятельно. Радостно приветствуйте кроху, когда «найдете» его. Взрослому можно спрятаться за занавеской или спинкой кроватки. Зовите малыша по имени, дополнительно способствуя развитию слуховых навыков.
- Пальчиковые игры. Известные «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» будут полезны и интересны вашему ребенку.
- Игры с мячом. Небольшой мячик – ваш помощник для развития координации движений, мелкой моторики, сенсорики. Усадите малыша (если нужно, с опорой) и катните мячик так, чтобы он смог поймать его руками.
Упражнения
Когда вы делаете карапузу массаж или проводите сеанс гимнастики, включайте в процедуру ряд упражнений, направленных на физическое развитие крохи. Укрепляйте мышцы спины, живота, массируйте пальчики. Один из проверенных способов укрепить иммунитет, мышечную систему ребенка – посещение бассейна. Для дома используйте следующие упражнения:
- Положите кроху на спину, возьмитесь за голени. Согните в колене одну ногу, а вторую распрямите. Меняйте положение ног, укрепляя суставы, мышцы.
- Положите ребенка на фитбол животом. Придерживая за спину, покачивайте мяч влево-вправо, вперед-назад. Упражнение эффективно действует на мышцы живота.
- Разминайте и легко потягивайте каждый пальчик по очереди. Уделяйте массажу 2-3 минуты каждый день.
Видео для 6-месячного ребенка
Интернет пестрит развивающими мультфильмами, предназначенными для детей от 6 или даже 3 месяцев. Польза от такого видео сомнительна. Специалисты утверждают, что, привлекая карапуза к экрану, вы отрицательно влияете на орган зрения, в некоторой степени ограничиваете двигательную активность. Шестимесячный ребенок еще не может осознанно воспринимать происходящее на экране.
Частые проблемы
Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:
- Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
- Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
- Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.
Видео