Медовый спас. Медовый Спас – праздник освящения меда? Что освещают в церкви на медовый спас
В православном календаре указаны даты четырех многодневных постов. Самым коротким, но в то же время одним из самых строгих считается Успенский пост. Почему он так называется и как был установлен, сколько дней длится и что можно вкушать в это время — об этом читайте далее. А также мы расскажем о главных праздниках этого периода, освящении меда и яблок.
Как питаться в Успенский пост?
Этот пост длится лишь две недели: с 14 по 27 августа. Но по строгости его можно сравнить с Великим.
- Согласно монастырскому уставу, постное меню исключает мясо, молочные продукты, яйца.
- В понедельник, среду и пятницу принято употреблять хлеб, овощи и фрукты.
- Во вторник и четверг — горячую пищу, но без масла.
- В субботу и воскресенье разрешается вареная еда с растительным маслом.
И лишь на Преображение Господне принято употреблять рыбу.
Но верующие во время поста не чувствуют себя болезненно. Их трапеза обогащена всевозможными витаминами, которые в достаточном количестве имеются в овощах, ягодах, фруктах и меде, который освящают в первый день Успенского поста — на праздник Перенесения Честных Древ, более известный в народе как Медовый Спас.
О том, можно ли вкушать плоды и мед до освящения, мы уже писали в статье «Можно ли есть яблоки и мед до Медового и Яблочного Спаса?» .
Но главное правило поста, о котором часто вспоминают священники, — не ешьте друг друга, то есть не ссорьтесь, не обижайте, не унижайте, не злословьте и так далее.
Все остальные предписания монастырского устава стоит соотносить с состоянием собственного здоровья и условиями жизни. Со всей строгостью поститься не смогут беременные, кормящие мамочки, больные и путешественники. Поэтому им стоит обсудить с духовником или священником, к которому они обращаются, нюансы питания.
Когда и в честь чего был установлен Успенский пост?
Свое название пост получил из-за того, что он предшествует празднику Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Пресвятая Богородица знала, что Сын скоро заберет Ее к Себе, поэтому и готовилась к этому событию.
Многие святые указывают на то, что Дева Мария усилила пост и молитву не ради Себя, а ради всего человечества, которое она усыновила в лице апостола Иоанна Богослова.
Например, Симеон Солунский — святой XV века — писал так:
Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.
Поэтому верующие, соблюдая Успенский пост и пребывая в молитве, благодарят Пресвятую Богородицу за Ее помощь и заботу.
Фактически первое упоминание о том, что христиане постились перед Успением, мы находим в беседе Льва Великого, произнесенной еще в 450 году.
Официально установление подтвердил Константинопольский Собор в 1166 году.
Изнесение честных древ и Преображение Господне: освящение меда и плодов
На период с 14 по 27 августа выпадают два важных христианских праздника, более известных в народе как Медовый и Яблочный Спас. Само слово «Спас» указывает на то, что эти праздники посвящены нашему Спасителю — Иисусу Христу.
Изнесение честных древ или Медовый Спас?
14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь отмечает изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник установили еще в Константинополе. Так как в августе люди часто болели, то верующие вместе с духовенством 14 августа проходили по улицам города крестным ходом, неся с собой Крест Господень. Эта благодать освящала город, поэтому болезни прекращались.
В Русской Церкви этот день обозначился еще одним праздником — датой Крещения Руси . Хоть у нас День крещения Руси и отмечается 28 июля (в день памяти князя Владимира), но на самом деле Киев крестился 1 августа (по новому стилю 14) 988 года.
В фольклорной традиции день 14 августа известен как «Медовый Спас» и «Маковей». Поэтому люди приносят в храм для освящения мед нового урожая и всевозможные травы. Многие считают, что обязательно надо освятить мак. Но так ли это?
«Маковей» и Маккавеи — есть ли общее?
В первый день Успенского поста выпадает еще один праздник — день памяти семи мучеников Маккавеев . Эти святые жили еще до Рождества Христова в Иудее и пострадали за то, что не преступили закон — не вкусили нечистую пищу. Мученическую кончину они приняли на глазах у родной матери.
Но никакой связи между мучениками Маккавеями и освящением мака нет. Поэтому верующим не стоит так беспокоиться, где бы достать это растение для букета. Можно купить готовый букет из разных растений или собрать его из любимых цветов и целебных трав, ведь 14 августа освящают разные лекарственные растения и мед нового сбора.
В древности существовала традиция приносить часть собранного урожая для освящения в храме — Сам Бог благословлял этот урожай. Соответственно значительная часть принесенного и оставлялась в церкви. Эти продукты затем раздавались бедным.
Сегодня же благочестивая традиция освящения осталась, но, тем не менее, практически никто не оставляет в храме мед, травы или плоды. Некоторые же приходят в церковь лишь для того, чтобы что-то освятить. Такой подход есть не что иное, как превратное понимание церковных обычаев. Для православного молитва и Литургия всегда должны стоять на первом месте, освящение воды, куличей или плодов — лишь дополнение к празднику.
Не просто Яблочный Спас
19 августа Церковь отмечает один из самых важных православных праздников — . В этот день Иисус Христос вместе с тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — взошел на гору Фавор. Там ученики увидели преобразившегося Господа — весь Христос просиял неземным светом.
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).
Литургия в этот день особо наполнена этим Божественным светом, белые ризы священников тоже символически указывают на свет Христов.
Этот праздник также становится назиданием для верующего, ведь каждый из нас призван к преображению — достижению святости.
Дополнением к празднику Преображения Господнего служит освящение плодов нового урожая. Так как на Руси это были преимущественно яблоки, то и сам день назвали Яблочным Спасом. Но важно не забывать: освящение фруктовых корзинок — это только дополнение к празднику, а не его цель.
Успение ≠ смерть
Заканчивается Успенский пост в праздник Успения Богоматери. Поэтому 28 августа, если это не среда или пятница, можно вкушать любую пищу.
Сам же день в православной традиции изображен как светлый праздник, а не траурный день погребения Девы Марии.
Почему? Да потому, что Пресвятая Богородица словно не умерла, а уснула. И Сын забрал Ее к Себе на Небо. Притом забрал не только душевно, а и телесно. Теперь Она пребывает со Христом в Царстве Небесном и не прекращает молиться за людей.
О соблюдении Успенского поста рассказывает священник Евгений Попиченко:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.
Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.
Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.
Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.
Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.
Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.
Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.
И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.
То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.
Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.
Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.
Протоиерей Александр Агейкин
Подготовила Мария Строганова
Август богат на народно-православные праздники, связанные в славянской традиции не только со значимыми для христианства датами, но и с проводами лета. Особо любимы в народе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый , который иногда называют Третий спас.
Когда отмечается Медовый спас
Медовый спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю). С этого дня начинался сбор меда и его освящение. Установлен праздник в конце XIV в честь Происхождения древ Креста Господня.
Традиции праздника
С Медового спаса начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю. Названия этим дням даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). В народной традиции значение слова «спас» и «спасаться» близки, поэтому в это время, когда действуют ограничения Успенского поста, надо спасать себя дарами природы, употребляя в пищу мед, яблоки, орехи, хлеб, и т.д.
На Медовый спас в храмах освящают мед нового сбора. Считается, что после этого мед можно употреблять в пищу. Освященному первому меду приписывались целебные свойства. В этот день пекут медовые пряники и коврижки, на стол подаются блины с маком и медом, пироги, булочки и плюшки с маком.
Также 14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев , погибших за веру в Древнем Израиле. По созвучию в народной традиции считается, что Маккавеи как-то связаны с маком, который к этому времени как раз созревает. Поэтому помимо меда в эти дни на столах всегда было угощение с маком - на Руси пекли постные маковые пироги мачники, маканцы, рулеты, булочки и пряники с маком и медом. Блины было принято обмакивать в маковое молочко - маково-медовую смесь, которую готовили в специальной посуде. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, хоровых песен и загадок. В этот день, один из последних дней отдыха перед осенней страдой, молодежь гуляла, водила хороводы, девушки осыпали парней маком и т.д.
Спас на воде или Мокрый спас
В этот день в православных храмах совершается малое освящение воды (поэтому праздник и называют Спас на воде или Мокрый спас). Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на природные водоемы и к родникам для освящения воды. Несмотря на формальный запрет на купание после (2 августа), на Мокрый спас после крестного хода было принято купаться в освященной воде. Также в освященной воде купали домашний скот, считалось, что это отличное средство от болезней и сглаза. А вот после Мокрого спаса уже окончательно переставали купаться - вода становилась холодной и нечистой, птицы замолкали и готовились к отлету, а сельские жители переключались с летней полусвободной жизни на трудовые будни осенней страды.
Приметы и поговорки на Медовый спас
- На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
- Паши под озимь, сей озимь.
- Первый Спас - первый сев.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
- На первый Спас и нищий медку попробует.
- Мачок с медом - усы оближешь.
- Черен мак, да бояре едят.
- Рад Яков, что пирог с маком.
- Поминаючи мак, не прогневайся и так.
- На тычинке городок, в нем семьсот воевод (загадка про мак).
- Также считается, что на Первый спас замаливаются (прощаются) все «бабьи грехи».
Когда Яблочный и Ореховый спас в 2016 году
- Яблочный спас (Преображение Господне) отмечается 19 августа 2016 года.
- Третий спас (Ореховый спас, Хлебный спас) отмечается 29 августа 2016 года.
Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей .
МИНСК, 14 авг — Sputnik. Православная церковь в понедельник празднует Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, также этот день называют Медовый Спас.
В августе православная церковь отмечает три праздника, посвященных Всемилостивому Спасителю и пресвятой Богородице. В народной культуре эти праздники получили свое название. 14 августа — Медовый или Маковый Спас либо Спас на воде, 19 августа — Яблочный Спас, 29 августа — Хлебный, Ореховый Спас, Спас на полотне.
Как сообщили Sputnik в Белорусской православной церкви, накануне праздника в храмах будет отслужена всенощная, во время которой выносится для поклонения Крест, священнослужители и верующие поют тропарь Кресту, по словам священнослужителей, утром на литургии совершают чин малого освящения воды, а также меда нового сбора.
По словам священнослужителей, традиция святить мед никак не связана с праздником, который церковь отмечает в этот день. Также в этот день церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
История праздника
Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе. 1 августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров приносили в храм Святой Софии, священники совершали чин освящения воды.
Август — самый жаркий месяц, когда быстро распространялись болезни, умирало много людей. Поэтому верующие шли в церковь, прикладывались к Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и выздоравливали.
Народные традиции на Медовый спас
Как рассказали Sputnik этнографы, в народе на Медовый спас, который также называли еще и Спас на воде, принято было освящать колодцы.
По словам собеседников агентства, Медовый спас — это праздник пчеловодов, в народе также считалось, что тот, кто родится в этот день, станет хорошим пасечником.
В народе считалось, что с этого дня пчелы прекращают делать мед, поэтому "заламывали соты".
"Люди верили в то, что если пасечник не заломает соты, соседские пчелы перетаскают весь мед", — рассказали этнографы. "Для того, чтобы на следующий год был богатый медосбор, первый сот пчеловод отдавал сиротам, больным, вдовам", — сообщили собеседники агентства.
© Sputnik / Виктор Толочко
В этот день также принято было святить в храмах мак.
"В народе считали, что в этот день нужно есть много мака. Поэтому с маком пекли пироги, блины, делали вареники", — рассказали культурологи.
По их словам, на Первый Спас "защипывали" горох, причем говорили при этом: "Сколько гороха, столько денег". Также в народе верили, что на Медовый Спас нужно давать милостыню.
Медовый спас: освящение меда является важной традицией этого праздника, которую всегда старались соблюдать на Руси. С самого утра пчеловоды выбирали наиболее обильно залитый медом улей, доставали соты и несли их в церковь на освящение. Причем, часть меда нужно было отдать церкви, которая потом раздавала его нуждающимся и бедным людям.
Многие люди и сегодня, даже не являясь пчеловодами, несут в Медовый спас мед на освящение в церковь. Но не многие задумываются о том, что значит это ритуальное действо и действительно ли оно является важным в этот важный церковный день 14 августа?
Слияние народных традиций
Многие люди все церковные праздники стараются ассоциировать с чем-то понятным для них и земным. В частности, уделяется большое внимание еде, что является не совсем правильным. Ведь церковный праздник – это важная часть духовной работы над собой, а не только перестать кушать мясо или сходить в церковь, чтобы освятить воду. Истинный смысл Медового спаса – это далеко не просто освящение меда в церкви. В конце лета можно сделать .
На Руси, где большая часть населения всегда была занята в сельском хозяйстве, многие церковные праздники совпадали с разными полевыми и огородными работами. Так повелось, что происходило слияние определенных народных и религиозных обрядов, о котором не все задумываются сегодня. Сбор мед начинался всегда в середине августа, как раз на церковный праздник, который выпадал на 14 августа. И, несмотря на то, что в этот день в церкви вспоминают происхождение древа Креста Господня, многим верующим сегодня этот день известен исключительно под названием Медовый спас.
Итак, мед на праздник 14 августа, на начало – это возможность для славян сделать церковный праздник более удобным и понятным для себя. В итоге, мед получил какие-то мистические свойства и в этот день до сих пор происходит его освящение в церкви. Такие традиции – это хорошо, но никогда нельзя забывать об истинном смысле любого православного праздника. Медовый спас: освящение меда будет лишь малой частью всех традиций этого дня.
Почему именно мед?
Так, почему же день 14 августа связан именно с медом? Люди приносили в церковь часть своего урожая, ведь в какой-то степени мед тоже является урожаем. Они не только освящали продукт в церкви, но делились им со всеми, оставляли мед в храме, чтобы он был роздан нуждающимся людям. То есть, делить мед в этот день – это акт милосердия и божиего смирения.
Но священнослужители напоминают, что мед должен быть не просто освящен батюшкой. Он должен быть освящен молитвой и верой человека, участием человека. Многие этого до сих пор не понимают и думают, что если освятить мед в церкви 14 августа, то продукт будет сразу автоматически наделен мистической силой исцеления.
Церковные праздники, в том числе, и Медовый спас, должны делать человека лучше. Так что, в эти дни нужно не просто задумываться о том, чтобы освящать мед (а потом орехи и яблоки), важно совершенствовать себя, свою веру, заглянуть в свою душу и сделать в праздничные дни что-то хорошее не только для себя, но и для всех окружающих вас людей.
Конечно, сегодня праздник