Новый год у буддистов. Новый год у буддистов: как и зачем? Об ограничениях в праздники
Буддийский новый год начинается с первого дня астрологической весны. Он находится между 22 декабря и 21 марта, то есть между днём весеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Потому что зимнее солнцестояние с астрологической точки зрения – это середина зимы, а 21 марта – середина весны. Получается, что первый день весны находится где-то в пределах 7-8 февраля. И ближайшее к этой дате полнолуние считается первым днём Нового года. Лунный календарь не совпадает с солнечным, и поэтому дата может сдвигаться. В этом году буддийский Новый год – год Синей лошади – выпал на 31 января.
Об отличии от русского Нового года
Новый год во всех культурах связан с переменами. С точки зрения буддизма понятие «новый год» находится, прежде всего, в сознании человека. Стоит начать жить по-другому, настроить себя на позитивный лад и оставить все неприятности в старом году. История проведения праздника уходит в глубь веков. Если говорить об отличиях, то буддийский Новый год празднуется в рамках ритуалистики, связанной с основателем учения – Буддой Шакьямуни. Во всех храмах проводится многодневный молебен-восхваление 15 побед Будды – Монлам Ченмо.
О том, как празднуют
Главный обряд – это торжественные проводы старого года. Мы оставляем свои проблемы и несчастья, начинаем жизнь с чистого листа. Символическое прощание с «плохими аспектами» – центральный праздничный ритуал. Он проводится ежегодно. В начале февраля ламы начинают читать специальный молебен Дугжууба, а потом разводят ритуальный костер. Таким образом «вызывается» божество смерти – Ямараджа – для того, чтобы ублажить его. Все живые существа движутся к смерти, а несчастья – голод, бедность, изнашиваемость организма, нервы – укорачивают их жизнь.Мы, буддисты, верим, что людские невзгоды идут от этого божества. Оно управляет людьми. Когда человек перестаёт сопротивляться, «владыка смерти» приходит и забирает его к себе. В этот момент наступает физическая смерть.
Ритуальный костер символизирует кратковременный выход Ямараджи из подземного мира. В этот момент мы делаем ему подношение и просим, чтобы все несчастья уходящего года сгорали, а сам он оставался спокоен и дал возможность людям стать счастливыми. Тогда его влияние ослабевает. Миряне обтирают свои тела тестом, представляя, что из них вытягивается всё плохое. Потом они сжигают кусочки теста, а, следовательно, и свои несчастья в другом костре, который зажигается во дворе храма.
Об ограничениях в праздники
Постов в буддизме нет. Это связано с тем, что человек сам решает и управляет собственной жизнью. Чем больше он совершает добрых поступков, тем яснее возможность улучшить собственную карму.
О легендах
Легенд много. Прежде всего, они связаны с самим Буддой. Ещё есть двенадцатизвериный цикл. Он рассказывает, как Будда пригласил себе на день рождения всех животных, которые захотят прийти сами. Пришло 12 зверей, и каждому животному Будда подарил по одному году управления.
А вообще в буддийских семьях есть много новогодних сказаний, сказок. Их смысл – в наделении себя новыми добрыми качествами. Забудьте о накопленных неблагих качествах – страсти, алчности, зависти, ненависти, злобе, отрицательных переживаниях, унынии, страхе. И настраивайте себя на спокойное, ясное понимание мира и гармоничное существование. Потому что в новый год мы даём шанс своему сознанию стать счастливым.
О пожеланиях
Согласно буддизму, если человек делает добрые дела, то результат его деятельности будет надежнее и быстрее. Плохие дела лишь удлиняют путь к просветлению. Это важно понимать. Добрые дела очень надежны и фундаментальны. Не ждите вознаграждения немедленно. Просто в будущем эти аспекты будут продолжаться. В наступающем году благоприятно создавать семью, заводить ребенка. А тем, у кого есть дети, обратить внимание на их воспитание. Направляйте свою молодую энергию в этом направлении.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Новый год, наверное, самый любимый праздник на нашей планете. Неудивительно, ведь это прекрасный повод оставить невзгоды, горести, переживания в прошлом и с надеждой войти в светлое будущее. И хотя разные народы празднуют его по-разному, все одинаково пребывают в волнительном ожидании чуда.
Эта статья расскажет, как отмечают Новый год в буддизме, чем отличается торжество тибетцев от праздника приверженцев тхеравады, какие вкусности принято готовить на этот праздник и чем различаются буддийские новогодние традиции в разных уголках Земли.
Буддийский Новый год
Этот светлый праздник в буддизме именуется как Сагаалган, что в переводе с монгольского значит «белый месяц». Определенной даты у него нет – она зависит от лунного календаря и назначается после специальных астрологических вычислений. Дата выпадает на первый лунный день весны и может наступить с конца января до середины февраля.
Приходит Сагаалган, а это значит, что заканчивается тяжелое время зимовки домашнего скота и весна не за горами.
Со времени появления – с 13 века – до 1700 года эта традиция отмечалась осенью, по окончании сезонных работ, и лишь три столетия тому назад ее перенесли на привычный для нас период.
Это торжество вызывает у буддистов легкий трепет, ведь появляется возможность выбросить все неприятное, что накопилось за год. Однако для этого нужно тщательно подготовиться.
Перед праздником людям желательно выдержать однодневный пост, а также придерживаться чистоты в мыслях, действиях, высказываниях. Это поможет материальной и духовной оболочке человека очиститься от зла, скверны, отрицательных эмоций.
Ночь накануне первого дня года называется «безлунной». Храмы устраивают обряд очистительного огня – Дугжууба. Люди верят, что в этом огне сгорают все неприятности, произошедшие за год.
В этот же день члены семьи приглашают к себе почтенного ламу, чтобы провести специальный ритуал очищения, именуемый как Гутор. С приходом ночи они облачаются в белые наряды и накрывают праздничный стол, который ломится от изысканных кушаний. Трапеза проходит в узком кругу самых близких родственников: на походы в гости будет еще целых две недели впереди.
Что любопытно, даже в блюдах буддисты проявляют любовь к белому цвету, который символизирует чистоту и новые начинания. На ужине изобилуют именно белые вкусности: рис, творог, сметана, масло. Наконец верующие могут дать волю аппетиту и разгуляться, смакуя необычные блюда, которые часто готовятся только в единственный вечер в году:
- саламаат – пшеничная, ячменная или ржаная каша с маслом и сметаной:
- буузы – традиционные пельмени с бульоном внутри;
- холисо – сладкое творожное угощение с черемухой;
- шанешки – булочки со сладкой начинкой.
После того, как ужин окончен, остатки еды собирают в чашу, туда же кидают старые вещи, монеты, свечу и торму – фигурку человека, вылепленную из теста. Содержимое чаши – своеобразный откуп от зла и несчастий, который члены семьи вместе выкидывают в пустыре. Возвращаясь обратно, они боятся оборачиваться, потому что верят, что так можно вернуть только что выброшенные невзгоды.
Наутро нужно встать засветло либо не спать совсем. Время до рассвета можно заполнить чтением молитв и мантр, медитациями. А ранним утром придет Балдан-Лхамо – прекрасное божество, способное наградить счастьем и везением на ближайшее будущее. Однако благосклонность божества нужно заслужить – оно приходит, чтобы проверить, как готова семья к грядущему году: в доме должно быть убрано, дети – опрятны, домашние животные – сыты и ухоженны.
Незадолго до праздника ламы-астрологи составляют прогнозы на год. В храмах монахи проводят службу, а когда часы пробивают 6 утра, главный монах наконец благоговейно объявляет о том, что новый год вступил в полноправную силу.
Через день приходит время поздравлять близких и дальних родственников. 15 дней буддисты празднуют, принимают гостей, сами посещают их и радуются торжеству новой жизни.
«Культ» белого не отступает и сейчас – на столах все те же белые блюда, а подарки – традиционного белого цвета. Хотя тут есть одна хитрость – подарок можно просто упаковать в белую коробку. Но даже в этом нехитром обряде важно соблюсти традиции – дары преподносятся на специальном полотне, а люди должны быть при головном уборе и стоять лицом друг к другу.
Тибетское торжество
Тибетский Новый год называется Лосар. Во многом он похож на традиционный буддийский Сагаалган, даже отмечается в тот же день. Но тибетцы – особенный народ, поэтому празднуют они тоже по-особому.
В бывшей столице Тибета – в Лхасе – к Новому году готовились в прямом смысле припеваючи. С песнями и танцами около 2-3 десятков тысяч монахов собирали топливо на все праздники, устанавливали флаги, украшали дома, развешивая на них ленты с гирляндами.
Накануне праздника домочадцы готовят тесто на муке вперемешку с водой и им выводят благолепные узоры на стенах своего дома. Жизнь семьи в завершающий день года кипит: готовятся пироги, наводится порядок.
Особенно интересна традиция сродни современным печеньям с предсказанием: в первое утро года едят булочки с несъедобной начинкой. Наткнешься на пирожок с бумагой – преуспеешь в учении, с деревом – бойся бедности, с навозом – лови удачу за хвост.
В монастырях в честь проводов уходящего года устраивают традиционный обряд чам (цам) – удивительное зрелище, где танцуют монахи, надевшие маски, и миряне, вооружившиеся мечами.
Праздник в тхераваде
Школа тхеравады распростерлась по всей Юго-Восточной Азии и прочно укоренилась на Шри-Ланке, в Камбодже, Таиланде, Мьянме, Лаосе. Такие страны, как Китай, Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, приоткрыли дверь для ее традиций, а вместе с ними – для тхеравадинского Нового года.
Наступает он здесь немного позже, чем в остальном буддийском мире, а именно – в первую полную луну апреля. И народные гулянья кажутся скромнее – всего три дня против классических двухнедельных празднеств. Но обычаи все такие же интересные.
Возле храмов воздвигаются горки из песка. Это не просто бессмысленная забава, а символ центра создания мира в представлении приверженцев школы. Название ему – гора Мера.
Здесь же многочисленные статуи Будды Шакьямуни облачают в одежду монахов. В некоторых странах принят жест сострадания ко всему живому: для этого покупается рыба, а потом она выпускается обратно в воду. Тайцы же любят обливать водой скульптуры Пробужденного и друг друга.
В каждой школе буддизма свои особенности празднования, многовековые обычаи и забавные традиции, иногда похожие просто на ребяческие шалости. Но их объединяет главное – вера в счастливую жизнь, добрые силы и радужное будущее.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
И до новых встреч!
ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА
САГААЛГАН - 2016
9 февраля 2016 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красной огненной Обезьяны.
По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.
5 февраля, пятница, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.
6 февраля, суббота, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
7 февраля, воскресенье, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.
В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба , после чего разведут ритуальный костер . Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.
8 февраля, понедельник - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).
С 22:00 до 5:00 9 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.
9 февраля, вторник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).
В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 9 февраля по 23 февраля.
При этом принято на второй день Сагаалгана , 10 февраля, среда, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.
На 15 день Монлам Ченмо , 23 февраля, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 24 февраля, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 25 февраля, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.
Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.
Его Святейшество Далай-лама обращается к тибетцам в Тибете и в эмиграции, а также к своим многочисленным друзьям и сторонникам по случаю наступающего праздника ‒ Нового года по тибетскому лунному календарю. Рочестер, штат Миннесота, США. 4 февраля 2016 года.
Видео: Офис ЕСДЛ
Озвучивание: Роман Сухоставский
dalailama.ru
Расшифровка видео:
Я прохожу профилактическое лечение, и хотел бы сегодня воспользоваться возможностью, чтобы передать свои поздравления нашему народу, монахам и мирянам, молодым и старым, особенно тем, кто живет в Тибете, но также и тем, кто находится в эмиграции, по случаю наступления нового года по тибетскому лунному календарю.Одна из причин, почему я хотел обратиться к вам сегодня, заключается в том, что поскольку я прохожу здесь лечение, многие люди в Тибете и эмиграции, преданные мне и питающие в меня веру, приняли на себя ответственность за чтение молитв и исполнение ритуалов за мое благополучие, и хочу всех вас поблагодарить.
Сегодня я словно воочию встречаюсь со всеми вами, и хочу сказать вам, что чувствую себя очень хорошо.
Лечение занимает всего несколько минут в день, но для его завершения понадобится время. Оно не представляет трудности, в нем нет ничего сложного, а потому нет нужды беспокоиться. Я нахожусь в ненапряженном, спокойном состоянии, так что лечение отчасти напоминает отдых. По утрам я выполняю свои ежедневные практики, а по вечерам и в свободное время читаю другие священные писания. Так проходит мое время. Я хочу попросить вас не беспокоиться обо мне.
Отмечая новый год по тибетскому лунному календарю, мы по обычаю приветствуем друг друга и желаем друг другу удачи, говоря: «Таши Делек». Новый год ‒ не просто повод поднести «че-ма», выпить «чанг» и поиграть в азартные игры.
«Таши», согласно «Воспеванию имен Манджушри», означает, что поскольку все хотят быть счастливыми и никто не хочет быть несчастным, причина счастья состоит в принесении пользы и радости. Если вы закладываете причины для счастья, если в своей жизни приносите пользу другим и не причиняете им вреда, то это жизнь, исполненная смысла; жизнь, в которой есть «таши». В этом смысле пожелание «Таши Делек» означает: «Да пребудет с вами счастье здесь и сейчас. И, как говорим мы, буддисты, да сумеете вы достичь безусловного блага (пробуждения)».
Я хочу сказать всем вам «Лосар Таши Делек» и одновременно попросить вас: пожалуйста, постарайтесь претворить в жизнь смысл этих слов.
Персонал клиники относится ко мне с наивысочайшей заботой и вниманием. Я спокоен и расслаблен и все здесь очень приветливы. Это то, что я хотел вам сказать.
Кроме того, многие другие знакомые мне люди по всему миру, кто-то из них ведет духовную жизнь, кто-то нет; ученые и даже маленькие дети прислали мне открытки с пожеланиями здоровья. Я хочу всех их поблагодарить.
Я признателен всем, кто обо мне молился и посвящал мне свои заслуги. Спасибо вам!
Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца - это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?
Сагаалган - один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.
Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год - 26 февраля.
Особенности Сагаалган
За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо - покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.
Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет. А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.
В храмах проводятся хуралы - торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов. В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.
Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.
Ритуалы Буддийского Нового года 2017
На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:
- Гутор
- Дугжууба
- Конь ветра удачи
Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.
Дугжууба - это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган. Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.
По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.
Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме. Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней. А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.
Традиции Сагаалган
Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Дело в том, что Сагаалган - праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада - зула.
Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.
Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.