Проект "игры наших бабушек и дедушек". Проект "мир детства наших бабушек"
Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир — из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.
Однако это возможно. «Летидор» поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.
Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.
Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.
Детские радости
«Детство у нас точно было самое обычное», — начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.
Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку — получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.
Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье — удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась — признается она. — Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».
Таких кукол шили наши прабабушки
Будни
Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.
С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот — очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, — говорит — было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.
Сладости
В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые — собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.
Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».
У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.
Школьный класс 20-е годы
Образование
20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.
Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, — рассказывает Зинаида Серафимовна. — Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».
Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре — лопату, средней — метлу, а младшей — что полегче, веник. Воспитывали в строгости.
Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! — говорит, — все так жили!».
Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.
Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. ома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.
«Посмотрите вокруг, — говорит Зинаида Серафимовна, — сегодня все жалуются, что бедно живем. А ведь теперь у нас все есть! Сейчас вот внук приедет стиральную машину подключать. Могли мы когда-то о таком мечтать?»
Крестьянская семья, 20-е годы
Развлечения
Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.
Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Рязанский педагогический колледж»
(филиал в г.Касимов)
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: Детство наших бабушек
Выполнил: студент группы
Ефремов Вячеслав
Касимов 2017 г.
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………......3
2. Актуальность проекта…………………………………………………………...5
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………….6
4. Аннотация проекта………………………………………………………………7
5. Этапы реализации проекта программы………………………………………...10
6. План мероприятий……………………………………………………………….11
7. Ресурсы………………………………………………………………………..…12
8. Риски и пути преодоления рисков……………………………………………..13
9. Выводы…………………………………………………………………………..14
10. Литература……………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………………..16
Введение
Алексей Плещеев «Внучка»
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!
Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток. Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь бабушек, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение.
Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Создавая наш проект, мы надеялись, что наши воспитанники через прикосновение к истокам народного творчества испытают сильные эмоции, станут сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, важной роли семьи в жизни каждого человека, гордости за неё, любви и уважения к бабушкам и дедушкам, бережного отношения к пожилым людям.
Проектом предусмотрен объект исследования – жизнь в СССР до 1990г., предметом деятельности является - изучение детства, проведенного в СССР.
Актуальность проекта.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.
Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства.
Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.
В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.
Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
Цель исследования: передача опыта от старшего поколения к младшему и изучение истории из первых уст.
Задачи:
Развитие продуктивного взаимодействия между поколениями;
Формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;
Ожидаемые результаты
1. Возможность более тесного общения с людьми пожилого возраста, осуществление связи поколений;
2. проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;
Продукт:
1. Итоговое мероприятие «Секреты бабушкиного сундука»;
2. Фоторепортаж: «Бабушке - песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих».
3. Оформление мини-выставки «Рукоделие наших бабушек».
Аннотация проекта.
1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. Таким образом в этом году 25 лет этому празднику.
Название проекта: Проект «Детство наших бабушек»
География проекта: Проект реализуется по адресу: 391300, Рязанская область, город Касимов, МБОУ «СШ №7».
Стадия реализации: Проект находится на стадии разработки.
Вид проекта: Творческий, краеведческий
Продолжительность: сентябрь – октябрь (краткосрочный).
Участники проекта: дети 7-8 лет.
Руководитель проекта: Учитель начальных классов Трубилова Ж.Г.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. формирование нравственных качеств личности;
2. воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;
3 . формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
В соответствии с ФГОС НОО проект опирается на научные принципы его построения:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей младшего школьного возраста;
принципы дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у ученика начальной школы качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения.
В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка.
Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими.
Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям.
Школьное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.
Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье.
Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина.
Большое значение уделял воспитанию детей совместно с родителями В.А.Сухомлинский.
Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.
Пути решения проекта:
учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного НОО;
оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта программы .
Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» ноября по «30» ноября
СрокиПодготовительно-проектировочный этап
- сбор информации об участниках проекта;
Проведение устного опроса у детей класса.
01.11. - 08.11
Практический этап
проведение совместных мероприятий между родителями, бабушками, детьми
09.11. - 16.11
Обобщающе - результативный этап
анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта;
Итоговое мероприятие;
Обобщение опыта работы на родительском собрании класса.
17.11. - 28.11
Презентация проекта
Подготовка презентации проекта «Детство наших бабушек»
29.11. - 31.11
План мероприятий.
Форма проведения«Физическое развитие»
- «Семья»
- «Во что играли наши бабушки и дедушки»
сюжетно - ролевая игра
Подвижная игра
«Социально-коммуникативное развитие»
Опрос составлен по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
«Куклы наших прабабушек»,
- «Секреты бабушкиного сундука»
Устный опрос
беседы
Тематическое мероприятие
«Познавательное развитие»
«Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».
- «Моя семья»
-«Моя куколка»
-«Сказки наших бабушек»
- «О чем мечтала бабушка, когда была как я»
- «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков»
дидактические игры
Составление генеалогического древа
Рассматривание и изготовление тряпичных кукол Сбор фотографий, материала по теме.
Оформление книжной выставки
Выставка рисунков
Фоторепортаж
«Художественно-эстетическое развитие»
- «Моя семья»
- «Моя семья».
Стихотворение Я. Акимова «Родня».
- «Ты мне, я тебе», «Составь семью», «А ты мне кто?»;
-«В чем наши бабушки ходили в школу»
Рисование Рассматривание семейных фото. Беседа
Чтение
Игра
Рисование
Ресурсы.
Информационные ресурсы
интернет – ресурсы:
https://interneturok.ru
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
библиотека;
игротека;
аудиотека;
фонотека.
Материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, принтер.
Финансовые ресурсы:
Финансирование проекта производится за счет муниципального и областного бюджета школы.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы НОО (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса ученика начальных классов.
Риски и пути преодоления рисков.
- совместные беседы с родителями и детьми о детстве старшего поколения (бабушек);
Организация итогового родительского собрания по реализации проекта «Детство наших бабушек»;
Индивидуальные поручения детям (с помощью родителей) по созданию фотовыставки;
Проведение дидактических игр с детьми;
Беседы с детьми по вопросам об истоках своей семьи.
Выводы.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к прошлому своей семьи, русского народа в целом.
Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:
Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей своей семьи, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.
Литература.
Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год;
Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год;
Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год;
Журнал «Мурзилка» // 2005 год;
Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год;
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год;
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год;
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год;
Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год;
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.
Приложение 1.
На начальном этапе для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Проводился опрос:
Что такое семья?
Какая бывает семья?
С кем ты живешь?
Как зовут твоих маму и папу?
Как зовут твоих бабушку и дедушку?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Кто кому мама?
Кто кому сын (дочь)?
Для мамы ты кто?
А для бабушки?
Для брата (сестры)?
Кто о тебе заботится?
Как ты заботишься о других?
Где работают твои родители?
Как называются их профессии?
Что такое «род», «родословная», «предки»?
Как вы отдыхаете?
Как вы проводите праздники?
Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».
Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.
Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.
Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.
Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.
Детские радости
«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.
Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.
Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».
Таких кукол шили наши прабабушки
Будни
Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.
С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.
Сладости
В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.
Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».
У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.
Школьный класс 20-е годы
Образование
20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.
Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».
Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.
Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».
Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.
Быт
Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.
Крестьянская семья, 20-е годы
Развлечения
Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.
Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.
Булгакова Анастасия
Проект подготовлен ученицей 4 класса Булгаковой Анастасией. В данной работе сравнивается мир детства бабушек и внуков: во что играли наши бабушки, любимое лакомство бабушек и внуков, что любили читать в детстве и о чем мечтали.Бабушки мудрые и добрые. пекут пирожки и вяжут носки. Играют с нами в разные игры и любят конфеты. бабушки тоже родом из детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цель исследования: мир детства наших бабушек. Задачи: ● Выяснить, во что играли наши бабушки. ●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек. ●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.
Во что играли наши бабушки ЛАПТА Куклы из початков кукурузы
Чем лакомились наши бабушки в детстве «Постный сахар» Топленое молоко с золотистой корочкой
В комнате у моей «маленькой бабушки»
Что носили наши бабушки в детстве
Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком. Форма бабушки Мои одноклассники
О чем мечтали бабушки
Сравнительный анализ анкетирования бабушек и внуков
Внучка Алексей Плещеев Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду так же Бабушкой и я, - Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою - Маму мамину - люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому - башмачки.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное образовательное учреждение
«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования»
II региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов
младших школьников «Открой свою планету Знаний!»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: Мир детства наших бабушек
Г. Саратов
МОУ «СОШ № 40»
Класс 4 «А»
Направление: Окружающий мир
Обучающийся: Булгакова Анастасия Сергеевна
Руководитель: Пасько Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов
Саратов
2013
Введение
1.Цели и задачи исследования
2.Исследовательская работа
3.Практическая часть
●Во что играли наши бабушки.
●Чем лакомились бабушки в детстве.
●В комнате у «маленькой бабушки».
●Что носили наши бабушки.
●О чем мечтали бабушки.
4.Заключение
5.Приложение
Введение
Алексей Плещеев «Внучка»
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!
Бабушка Зина с Братьями
Цель исследования: мир детства наших бабушек.
Задачи:
●Выяснить, во что играли наши бабушки.
●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек.
●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.
Гипотеза: Мы думаем, что в детстве бабушек и внуков есть не только отличия, но и много общего.
Методы исследования:
●Подбор и изучение материала по теме.
●Опрос в форме анкетирования бабушек.
●Опрос в форме анкетирования обучающихся 1-4 классов.
●Сравнение результатов анкетирования.
Предполагаемый результат. В детстве бабушек и внуков много общего.
Теоретическая часть.
Тема нашего исследования «Мир детства наших бабушек». В первую очередь я хочу дать определение « что такое мир».
Что такое “мир”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
мир
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
2. Отдельная область Вселенной, планета.
3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.
4. Объединённое по каким-нибудь. признакам человеческое общество, общественная среда, строй.
5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.
Что такое “мир”
в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
1) Вселенная в ее совокупности.
2) Отдельная часть Вселенной; планета.
а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней.
б) Люди, населяющие Землю.
в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.
а) Какая-либо сфера, область явлений в природе.
б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека.
5) Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.).
Что такое “мир”
в словаре Д.Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка
мир
1. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира.
2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета.
3. Какая-нибудь отдельная сфера жизни или область предметов, явлений Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир.
Какие же аспекты жизни человека входят в это емкое понятие «мир»: мир детской души, мир ребенка, мир детства: игры, игрушки, книги, фильмы…
Для ответа на этот вопрос мною были использованы следующие методы исследования:
посещение библиотеки с целью знакомства с художественной литературой;
знакомство с фильмами из детства бабушек;
поиск информации в интернете;
проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.
Приложение 1
Практическая часть.
Во что играли наши бабушки
Мою бабушку зовут Головачева Зинаида Анатольевна. Когда бабушка была маленькой, она жила в селе Войново Тамалинского района Пензенской области. У нее было два брата. Она вспоминает как катала младшего брата в деревянной разноцветной коляске с деревянными колесами. Как любая девочка, она обожала играть в куклы. У ее куклы были пластмассовые ручки и ножки, а туловище было тряпичным и набито опилками. Еще она с подружками часто делала кукол из початков кукурузы. Волосы у этих кукол были длинные, и можно было делать разные прически.
Друзей у моей бабушки было много. Они любили играть в «Прятки», «Лапту», «Классики», «Краски», «Испорченный телефончик» и другие веселые игры. Зимой играли в снежки, катались с горки, катались на санках, на лыжах, на коньках. Бабушка вспоминает, что коньки были особенные: их привязывали к валенкам.
Игры современных детей совпадают с играми наших бабушек и дедушек. Бабушки играли в догонялки или по-другому в салки -7 % , в прятки -13% человека, в лапту – 32% ,казаки-разбойники – 11. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, классики. А любимые игры – компьютерные. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Двенадцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, девять процентов играют в салки и 6% в казаки-разбойники.
Из таблицы видно, что никто из ребят не играет в такие игры как, городки, штандер, в которые играли наши бабушки.
Приложение 2
Чем лакомились бабушки в детстве
Бабушка рассказывает, что она, конечно, любила в детстве конфеты. Но самые вкусные воспоминания навеивает «постный сахар». Это лакомство готовили дома. Какао смешивали с сахаром, заливали молоком. После закипания добавляли сливочное масло. Варили примерно 20 минут. Выливали в смазанную маслом чашку и давали постоять, чтобы немного застыло. А потом ломали кусочками. Вкуснятина необыкновенная!
А еще одно из любимых домашних лакомств была пенка от топленого молока. Настоящее топленое молоко может быть только из русской печи с румяной пенкой. Для этого молоко долго томили в печи. Образовывалась золотистая корочка, которую обожали дети. А в молоко потом добавляли закваску и получалось очень вкусное кислое молоко. С блинами шло на ура!
Мы так же как и бабушки любим конфеты, мороженое. Но в отличии от бабушек внуки не считают лакомством халву, а бабушки в свою очередь не мечтали о пирожном и шоколаде.
Приложение 3
В комнате у моей «маленькой бабушки»
Когда моя бабушка была маленькой, было принято очень красиво заправлять кровати. Кровать была просто произведением искусства. Использовали подзоры и накидушки. Кровати были на ножках и для украшения под покрывало заправляли подзор. Подзор – это покрывало, которым заправляли кровать, с кружевным низом, вязанная декоративная деталь. А пуховые подушки клали одну на другую на кровать и покрывали тюлевыми накидушками.
На деревянном полу лежали длинные полосатые половики, причем лежали там, где обычно ходили. Еще во всех домах были круглые коврики, связанные из тряпичных ниток. Старая одежда резалась на тонкие полоски. Полоски ткани связывались и из полученного материала вязали крючком коврики. Перед уборкой коврики и половики собирали и выбивали на улице или стирали. Полы мыли и застилали чистыми половиками и ковриками. Такие коврики придавали уют дому.
Приложение 4
Что носили наши бабушки
В те времена было модно носить платье «татьянка». Это платье с облегающим верхом и широкой сосборенной юбкой. И платье «морячка» с широким воротником и галстуком. Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком.
А в школу модно было ходить с сумкой «балеткой». Эти сумки имели форму чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Изначально они предназначались для хранения и переноски бальных туфель.
Сегодня дети предпочитают удобные джинсы, шорты и футболки. А в школу ходят с рюкзаком.
Приложение 5
Что читали наши бабушки
В детстве моя бабушка очень любила читать сказки. У нее было много-много книг с красочными картинками. А по вечерам по радио передавали радио-спектакли для детей. В школе ребята любили читать произведения о Великой Отечественной войне. Книги о жизни легендарного начальника дивизии, героя гражданской войны Николая Шорса. Книги о жизни легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева. Любимая книга у моей бабушки была «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Эта книга о дружбе, об участии, о сопереживании. История о том, как обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт.
Среди моих одноклассников самой любимой оказалась книга Н.Носова «Незнайка на луне» и, конечно, как и у бабушек сказки.
Приложение 6
О чем мечтали наши бабушки.
Бабушки в детстве мечтали поскорее вырасти и стать учителем или врачом. Эти профессии во времена бабушек были очень востребованными. Учителей и врачей уважали и прислушивались к их мнению. Сегодня мечты ребят изменились. Дети хотят путешествовать, летать на самолетах и иметь домашних питомцев. Лишь немногие мечтают вырасти и стать учителем или врачом. Если у бабушек это было 50 % опрошенных, то у детей от 12% до 20%.
Приложение 7
Заключение
Подводя итог, можно заметить, что детство моей бабушки сильно отличается от моего, а в чем-то очень похоже.
У наших бабушек в детстве не было компьютеров, не было сотовых телефонов, они не могли общаться виртуально. Они дружили и встречались с друзьями во дворе, в школе, на улице, ходили друг к другу в гости. И это здорово! У них не было говорящих кукол с гнущимися ногами и руками, с огромным гардеробом. Зато на своих кукол они могли шить одежду сами, а это так интересно. Или даже куклу могли сделать своими руками. И получалась самая любимая кукла, которой больше не было ни у кого. И пусть наши бабушки одевались не так, как мы сейчас, читали другие книги, пели пионерские песни, больше любили пирожки, чем пирожное, детство бабушек и внуков очень похоже.
А похоже наше детство тем, что все дети любят играть, петь, танцевать, читать, есть сладости, шутить и верить в чудеса.
Детство – это лучшая пора, когда утром просыпаешься от того, что солнце светит в глаза, а с кухни доносится аромат готовящегося завтрака…
Приложение 8
Литература.
1.Большая книга игр и развлечений. / Сост. Т.Кедрина, П.Гелазония. Москва,1992.
2.С.С. Панков. Детские игры на свежем воздухе. Санкт-Петербург. Изд. «Тимошка». 1999.
3.Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.1997г.
4.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
5.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .
Интернет -ресурсы:
Приложение 1
Анкета.
Проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.
Анкета «Мир детства наших бабушек»
Уважаемые бабушки, помогите, пожалуйста, своим внукам ответить на вопросы этой анкеты
1. Мою бабушку зовут _________________________________________________________________
3. О чем в детстве мечтала бабушка? _________________________________________________________________
4. В какие игры играла? _________________________________________________________________
5. Какие песни пела? _________________________________________________________________
6. Любимое лакомство бабушки _________________________________________________________________
7. Любимые книги детства _________________________________________________________________
8. Что носили бабушки_____________________________________________
9. Самое яркое воспоминание детства _________________________________________________________________
Итоги анкетирования «Мир детства наших бабушек».
Удивительно трогательная, сентиментальная и одновременно познавательная выставка открылась в преддверие детских каникул в Российской Государственной Детской Библиотеке. Она называется «Путешествие в детство наших бабушек». Точнее речь конечно не о наших бабушках, а о бабушках наших детей (т.е. наших родителях)…
Оттепель - 50-60-ы годы прошлого века… Период тяжелый, послевоенный… Но именно в этот период происходит смягчение политической власти, смягчение цензурных и идеологических ограничений и много других важных процессов в жизни страны.
Стоп! Мы же в детской библиотеке… Давайте говорить о книгах. О книгах, но и не только о них...
Именно в период оттепели появляется множество ярких имен в литературе, в том числе и в детской.
Вот же они все, встречают нас в фойе библиотеки. Узнаете их? Нет?
2.
Тогда дам подсказку!
3.
Они создавали героев, которые впоследствии стали родными и близкими для многих и многих поколений детишек на полвека вперед. До сих пор большинство являются неизменной частью детских сказок, хотя сами герои с тех пор уже неоднократно менялись.
Попробуйте найти и узнать знакомых персонажей на выставке иллюстраций к книгам тех лет?
4.
5.
Вы будете удивлены, насколько интересной может получиться эта игра и сколько сюрпризов и удивительных открытий она принесет…
6.
7.
8.
Но давайте же познакомимся поближе с самим временем, называемым оттепель… что же тогда было?
Началось все с войны. Страшный, черный период… Но как понять, что это война? Двое ребят, они глядят в окно и ждут. А там прожекторы высвечивают небо и наверняка воет сирена. А на столе лежат треугольные письма. Знаменитые треугольные письма фронтовиков, конвертов ведь не хватало…
9.
10.
Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне и стала неотъемлемой частью послевоенной жизни.
Но время шло, и жизнь шла… и начался период строительства новой жизни. Свое шествие по стране начали легендарные пятиэтажки, казавшиеся тогда буквально дворцами. Люди переезжали из коммуналок и бараков и были счастливы тому, что у них появилась своя личная кухня, пусть и не более 5-ти квадратных метров. Кто из современных малышей может представить себе как можно радоваться такой маленькой кухне???
11.
А жизнь меж тем превратилась в одну большую стройку и следом за пятиэтажками фантазия рисовала техническое совершенство городов будущего, где даже бабушки будут летать в магазин за хлебом на причудливых летательных аппаратах… Люди отошли от войны и стали задумываться о будущем…
12.
13.
А дети вернулись в школы и стали спокойно гулять по улицам! Это время наполнено и школьными историями и дворовыми приключениями. Шумными, дерзкими, непоседливыми и такими веселыми.
14.
Но не только играми был наполнен этот период. Начали развивать и науку, исследовать мир, анализировать его…
15.
Видите следы? Кошка, лось, медведь, заяц, воробей, комар. А почему комариных следов не нарисовано? Да просто они очень маленькие. Не видно их. =)
16.
17.
Вслед за наукой стали фантазировать и космических полетах, других планетах, новых мирах… Далеких путешествиях и захватывающих приключениях!
18.
Но и реальность стала не менее захватывающей. Космические полеты стали реальностью и казалось бы совсем немного отделяло людей от колоний на Луне и Марсе…
19.
А мир, меж тем, разделился на физиков…
20.
И лириков…
21.
Тогда же начали переводить много зарубежной детской литературы. И мир ребятишек заселили новые сказочные герои, которые прижились и остались с нами, наверное, уже навсегда.
22.
23.
ОЙ. А что это за странный объект? Что-что? ТЕЛЕФОН??? Где сенсорный экран, где хотя бы кнопки и антенка? Каким же наверное антиквариатом выглядит этот, с позволения сказать, девайс в глазах наших детей. А ведь не так много времени прошло. В моем детстве это был единственный способ связи, не считая писем (отнюдь не электронных). Или мне все кажется, что это было недавно, а на самом деле это было ужасно давно, в прошлом веке?
24.
Ну да я отвлеклась. Что там еще? О! Кукуруза!!! Конечно же кукуруза! Как же можно говорить про оттепель и не вспомнить царицу полей. Только мы же в волшебной стране, поэтому кукуруза здесь не простая, а волшебная. На не растут книги!
25.
26.
А если захочется пообщаться с любимым персонажем в реальной жизни? Нет проблем! Здесь есть сказочная почта. Напишите письмо любимо герою, положите еще в почтовый ящик и через неделю вас будет ждать ответ!
27.
И снова пятиэтажки…
А многие теперь знают про «музыку на костях»? Вон там инфографика в углу! Их, самых разных, можно найти в количестве по всей выставке… Ходить, читать, изучать, рассказывать, объяснять…
28.
Уф. Почти все обошли!!!
Одна дверь осталась, а что за ней?
29.
А за ней комната сказок!
30.
31.
Волшебники заселили ее стены сказочными персонажами, а пауки сплели волшебную паутину. И, конечно, здесь рассказывают сказки. Но не простые, а из числа тех, что были переведены во времена оттепели, но разошлись небольшими тиражами, и так остались в статусе малоизвестных. Интересно? Тогда перестаем шуметь и начинаем слушать!
32.
33.
34.
Мультфильмы? Нееееее… тогда и телевизоры то были не у всех. И никакого мультканала в природе не существовала. Вместо этого смотрели диафильмы. На белой простыне в полной темноте. Этот ритуал воссоздан до мельчайших подробностей (включая шаткую конструкцию из диванных подушек, на которую устанавливается проектор).
И конечно интересно посмотреть на игрушки тех времен. Они настоящие, старые и раритетные. Поэтому играть с ними нельзя, но посмотреть можно.
35.
Все. На этом заканчивается детская экскурсия, но отнюдь не экспозиция... Ходить здесь можно бесконечно. Всматриваться в фотографии той эпохи...
36.
37.
Вчитываться в строки ее книг…
38.
39.
Во значительной степени эта выставка посвящена проектам по переизданию книг тех лет.
40.
Популярных или малоизвестных, всем забытых, но от этого не менее интересных. Написанные полвека назад тексты приобретают современный вид, новые иллюстрации, которые иногда сами по себе являются произведением искусства.
41.
Например, для иллюстраций книги «Что к чему» Вадима Фролова , создавались целые макеты различных сценок. Этой истории на выставке посвящен отдельный уголок.
42.
43.
44.
45.
46.
Кстати, все панно, рассказывающие нам о жизни того времени делали тоже художники иллюстраторы.
Сами книги представлены здесь же. Под стеклом лежат раритетные оригиналы из первых тиражей. И наверняка многие книги покажутся вам накомыми. У меня дома они были!
47.
48.
Их трогать нельзя, это музейные экспонаты.
А рядом лежат современные переиздания. Их можно брать, читать (напоминаю, это библиотека), но не выносить…
49.
Выставка продлится целых два месяца. И мне остается лишь бесконечно жалеть о том, что сын пока еще все-таки немного не дорос до того, чтобы полноценно впитать все то, что вложили создатели всей этой истории. Но если вашему чаду 4,5-5 лет и больше, и вам искренне интересно рассказать ему о той эпохе, сходите обязательно. Ведь в отличие от многочисленных музеев СССР и тому подобных историй - здесь показывают не внешнюю атрибутику, а саму суть эпохи… Ее душу. И это очень ценно!
Экскурсии, сказки, книги - все это БЕСПЛАТНО.