Венецианский карнавал и его история. Венецианский карнавал: история и современность
Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия. Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.
Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)
Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция - город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.
Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.
С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.
Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.
Сегодня карнавал — явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.
Венецианский карнавал - это костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.
Венецианский карнавал - роскошный, феерический, таинственный
Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал, который ежегодно проходит в Италии, дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.
Карнавал в Венеции – это одно из самых ожидаемых событий в году, как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле.
История венецианского карнавала
История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима
, к ежегодным Сатурналиям – языческим празднествам в честь бога Сатурна(покровителя земледелия), которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.
С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился
– теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.
Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова!
Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал
, так же существует множество версий.
1)
В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
2)
По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами.
3)
Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.
В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал
: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.
Считается, что и само слово «карнавал» произошло
от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis - «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мэрия оплачивает им роскошный круиз.
Одно известно точно, что уже в XIII веке
последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.
Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году
. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.
Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.
«Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».
По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…
Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.
Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март
, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.
В XVII веке карнавал стал короче
, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды, по 25 игроков с каждой стороны, играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатоходцы. На центральной площади устраивали бой быков.
Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров. Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью…
И кругом маски, маски, маски… Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.
Венецианские маски и костюмы
Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски, хотя до XIII-XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера
– «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.
Впрочем, любимая маска венецианцев - Маска Баута (итал. Bauta)
- как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
К белой „личине“ - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными „раками-медведями“, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.
А странное название „баута“ - вымышленное чудовище, сродни нашим „буке“ и „бяке“.
К классическим маскам венецианского карнавала относятся
кроме Бауты (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Венецианская дама, Кот (Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение), Доктор Чума(происходит от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий) и Вольто(нейтральная маска «Гражданина»).
Венецианская Дама (Dama di Venezia)
– маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.
Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta»)
- женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как „Отрада мужей“ и „Маска семейного благополучия“. Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен.
Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.
Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie)
- одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно - приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.
Вольто (Volto)
– эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.
Кот (Gatto)
– единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».
Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. - Жоли, Jolli)
- этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте.
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.
В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте:
на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала
Маска Коломбина
полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.
В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива де Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, танцовщики, фокусники, уличные музыканты дрессированные хищники, привезённые из далёких стран– казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию в дни карнавала.
С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы
костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче. «Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала
за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном
Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги - королями, короли - бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы - соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго.
Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.
Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. Лишь в 1979 году итальянское правительство объявило о возобновлении ежегодных карнавалов , избрав это мероприятие средством для популяризации истории и культуры Венеции.
С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.
Это яркое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы – как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.
В современной Италии
карнавал празднуется десять дней, время проведения торжества, как правило, приходится на февраль. Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье
, но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие средневековым праздником Festa delle Marie
, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают Марии (двенадцать красавиц Венеции).
Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела»
и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.
А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим
, посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам. Несколько лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».
В 1996 году у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн
, к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден, уроженец области Венеция.
Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм 18 или 19-го века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.
За несколько дней до официального открытия карнавала
в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды - словом, всячески изображают этот самый карнавал.
Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки - теперь стать полноправным участником приближающегося карнавала может каждый желающий. Заранее объявляется тема праздника. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте: наследники великого Скарамуша старательно раздают пощечины Капитану и Доктору. Потом на площадь обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Так начинается карнавал. На сцену поочередно выходят люди в дорогих масках и изысканнейших костюмах.
Готовясь к главному торжеству в родном городе
, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды – это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.
Маски изготовляют
из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски – это кропотливая ручная работа. Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты – грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни. Одним из важнейших событий карнавала является конкурс на лучшую маску.
Классическим венецианским костюмом считается
белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.
Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо
, где устраивают королевские карнавальные балы
Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.
Если возможности приобрести костюм и маску нет
, не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.
Венецианский карнавал в наши дни – это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. 16 февраля
проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы и исторические реконструкции, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.
Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.
Заканчивается карнавал
сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. Последний день карнавала - Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу – это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.
Венецианский карнавал 2019: программа и даты фестиваля. Чем заняться и как провести время, если повезло оказаться в Венеции в период зимних гуляний.
#2. Savoia & Jolanda 4*
Качественная европейская «четверка». Разумное решение - выбрать отель в районе Кастелло и на ночь самоустраняться от суеты Сан-Марко. В отеле номера в дворцовом стиле (предупреждаем любителей минимализма) и терраса с видом на Большой канал.
Отель Savoia & Jolanda 4* (Венецианский карнавал 2019)
#3. Splendid Venice 4*
Преимуществ масса: расположение, возможность заказать водное такси ко входу, панорамная терраса на крыше, близость Сан-Марко (500 метров). В гостинице позаботились об удобных кроватях и вкусных завтраках. Мы влюблены в него! 8,7 баллов на booking.com + 9,5 (!) за расположение.
Отель Splendid Venice 4* (карнавал в Венеции 2019)
#4. Hotel Anastasia 3*
Один из самых бюджетных отелей в районе Сан-Марко. До знаменитой площади 300 м - ни одно из событий торжества не обойдет вас стороной! Номера неплохо обставлены, гости отмечают также гостеприимство и профессионализм персонала.
Двухместный номер в Hotel Anastasia 3* (Венеция)
#5. Hotel Bel Sito & Berlino 3*
Гостиница в традиционно венецианском стиле по адекватной цене. Дизайн номеров очень романтичный, понравится всем, но влюбленным парам особенно! Кормят вкусно, wi-fi работает хорошо, все основные достопримечательности рядом.
Запомните - Hotel Concordia (Венецианский карнавал 2019)
Что купить на карнавале в Венеции
Оказавшись на карнавале, вы наверняка захотите побаловать себя подарками. Сувениры, на которые не жаль тратить деньги в таком дорогом городе, как Венеция:
Аркан I Маг (Tarocco del Carnevale di Venezia) — ценнейшая находка на Венецианском карнавале!
- Карнавальная маска. Без этой красавицы вы вряд уедете из города. На подарки купите несколько экземпляров по средней цене, и программу минимум можно считать выполненной;
- Шампанское Bellini — игристый напиток с ароматом абрикоса. Если хотите что-то более элегантное, обратите внимание на вина провинции Венето . По цене 10-12 EUR вы приобретете достойный подарок;
- Карты таро с венецианской тематикой. Колода, которую можно использовать в качестве путеводителя, — Tarocchi di Venezia издательства Dal Negro. Она снята с производства, но в венецианских лавках изредка встречается. Таро Казановы от Lo Scarabeo также радует видами города, купить можно повсеместно. Tarocco del Carnevale di Venezia 1988 года, целиком посвященная карнавалу в Венеции. Найти трудно, но если вдруг удастся, знайте — за один экземпляр коллекционеры готовы отдать 500 EUR;
- Одна из тысяч конфети , на которые рассыпается голубка во время церемонии открытия. Сувенир абсолютно бесплатный, но наиболее ценный.
Экскурсии по Венеции и окрестностям
Лучшие экскурсии в Венеции - не массовые «прогулки на гондолах», а необычные маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, которым есть, что рассказать и показать. Все экскурсии проводятся на русском языке.
Производство карнавальных масок Венеции
В заключение самый красивый ролик, посвященный Венецианскому карнавалу, который нам удалось найти. Смотрите и воодушевляйтесь!
Посетите и узнайте на какие стоит тратить деньги. Узнайте, как проходит и , а также в качестве сувенира.
Что такое венецианский карнавал? Это время безудержного веселья, праздника и радости. Город наполнен феерией добра, роскоши и волшебства. Из окна видны нарядные красавицы, кружащиеся в ритме мелодии. Галантные кавалеры ходят по улицам важной походкой. Каждый житель города знает о торжестве и желает принять в нем участие. Необыкновенные костюмы создают соответствующею атмосферу. Каждая улица становится мистической, а жители ждут чуда.
Итальянцы и гости этой великолепной страны могут примерить костюмы и почувствовать себя в новом образе. Наличие масок позволяет соединить всех участников в одно целое. Только на этом историческом мероприятии можно почувствовать себя роскошной дамой или галантным кавалером.
Уже началась подготовка и к торжеству, который пройдет в 2018 году. Уже известно время карнавала. Он будет длиться с 27 января по 13 февраля.
Торжественное открытие Венецианского карнавала 2017 года будет проходить 27 и 28 января.
Можно будет не только весело провести время, но и порадовать свой дом красочной покупкой. Также этот праздник будет посвящен и различным лакомствам. На карнавале можно будет попробовать вкус традиционных блюд и напитков. Они будут присутствовать в каждом уголке города на протяжении всего торжества.
Вся информация и программа на официальном сайте карнавала — http://www.carnevale.venezia.it/programma-eventi/.
Полет ангела на Венецианском карнавале
Карнавальная вечеринка является доступной не только для жителей Италии. Венеция дружелюбно раскрывает свои ворота перед каждым гостем из всех стран.
Скорее спешите примерить маску!
Карнавальная вечеринка объединяет людей из каждого сословия. Этот праздник признано считать временем свободы и единства. В такой прекрасный неземной миг можно забыть обо всех хлопотах, от души повеселиться и попробовать себя в новом образе.
Все люди города принимают участие в карнавале, только кто-то из них развлекает гостей, а остальные являются зрителями. Венецианский карнавал приобрел невероятную популярность.
Ежегодно множество туристов собирается в Италии, чтобы насладиться этой атмосферой. К сожалению, из нынешних торжеств исчезла вся таинственность, загадочность и роскошь. Теперь, этот праздник можно сравнить с современным гуляньем. Но, все-таки что-то еще осталось.
Как и раньше на улицах города можно увидеть театрализованное шествие. Но, даже в нем с каждым годом присутствует все меньше и меньше необычных масок. Гости города сверкают вспышками фотоаппарата, в надежде оставить в своей памяти все самые лучшие моменты карнавала.
Венеция — это доброжелательный город. Он всегда радостно встречает туристов из всех стран. Но, как правило гости Италии больше отдают предпочтение стороне наблюдателя. Мало кто может себе позволить надеть костюм и влиться в атмосферу венецианского карнавала.
Но обязательно каждый турист должен надеть маску и побывать участником шествия. Только таким образом можно будет по-настоящему почувствовать вкус свободы. Окунувшись в торжество, хотя бы на несколько минут, в этот же миг забудутся все проблемы, невзгоды и хлопоты.
На душе будет царить атмосфера счастья. Только здесь появляется шанс испытать на себе исторические времена. Каждый человек будет пребывать в ожидании чего-то необычного. Наличие масок позволяет сделать весь народ единым целым. В миг можно позабыть о том, кто к какому сословию принадлежит. В карнавале все абсолютно равны!
Именно по этой причине, находясь на карнавале требуется примерить на себя необычную маску. Но, к сожалению, в этом празднике есть и минусы. Чтобы создать свой карнавальный образ, необходимо сильно потратиться. Каждый традиционный наряд имеет высокое качество и, как правило, шьется по индивидуальному заказу.
Многие костюмы украшены роскошными тканями, такие как бархат или мех. Но, стоит подойти к проблеме финансовых затрат с другой стороны. Карнавал проходит всего один раз в год. Возможно, туристу такой шанс выпадет единожды в жизни.
Зато, это событие надолго сохраниться в памяти! Да, и сам костюм будет долго напоминать о самом радостном событии. На карнавале меняется мировоззрение человека и вся окружающая атмосфера. Только здесь можно почувствовать себя в роскошном обличии.
Роль маски — это придание человеку максимальной свободы. За ней можно скрыть свое лицо и попытаться разглядеть, проходящего мимо незнакомца.
Прежде чем приехать на карнавал, стоит изучить несколько правил.
- Ни в коем случае нельзя знакомиться с людьми, общаться и даже передавать какие-либо жесты. Если понравился незнакомец, то стоит вежливо улыбнуться и передать ему свою визитку.
- Карнавал — это не только большое шествие. Оно подразумевает и множество развлечений. В маске можно посетить кафе и рестораны, выпить бокал вкусного вина или отведать традиционные пончики.
- По приезду в Италию можно обратиться к дизайнеру с просьбой создать костюм. При этом образ должен быть подобран до каждой мелочи. Необходимо, чтобы была соответствующая прическа и макияж. Не страшно, что костюм может стоит дорого, зато это будет самая любимая одежда в гардеробе. В нем можно изменить свою грацию, манеру поведения и стиль общения. Новый облик позволит почувствовать себя героем новой жизни.
Даже маленький ребенок знает о том, что все хорошее имеет свойство быстро заканчиваться. Это касается и карнавального торжества. Окончание вечеринки сопровождается шикарным фейерверком. В небе появляется разноцветный дождь. У многих участников можно наблюдать слезы на глазах. После того, как прошел шум салюта, каждый человек снимает маску и показывает миру свое истинное лицо.
В городе становиться тихо, ничего не напоминает прошедшего праздника и таится атмосфера ожидания нового карнавала.
Немного истории о венецианском карнавале
Волшебный праздник охватывает несколько стран. Наступление Великого поста сопровождается шумными карнавальными вечеринками во Франции, Рио-де-Жанейро и Швейцарии. Каждый желающий может влиться в атмосферу торжества.
Но несмотря на его распространенность во всех странах, ни одно мероприятие не сравнится с венецианским карнавалом. Праздничное мероприятие охватывает десять дней. За это время каждый уголок города насыщен красочным спектаклем.
С трудом верится, что красочные вечеринки существуют уже несколько столетий. Принято считать, что предшественником этого праздника стало посвящение богу Сатурну. Жители Рима устраивали мероприятия, посвященные плодородию и урожаю. Это время объединяло все сословия народа. За одним столом могли обедать рабы и их господа.
Любое важное мероприятие язычников не могло обойтись без жертвоприношения. Это касается и Венеции. Здесь, несколько веков назад был варварский обычай. На то время, на которое было запланировано торжество, выбирался подставной король.
После завершения праздников, он был должен покончить жизнь самоубийством, зарезан или сожжен. Такие веселья и были во времена язычников.
Но, после того, как появилась христианская вера, такие мероприятия стали нерациональными и исчезли. Появилась новая идея. В Италии стала проходить череда карнавалов, объединяющая все классы народа.
Точной даты начала подобных событий история не сохранила. Но, ориентировочно, это произошло в 11 веке. Постепенно венецианские карнавалы развивались. Самый пик популярности этого торжества захватил 18 век. Каждый человек любил этот праздник и окунался в пьянящую атмосферу.
Наступали мгновения вседозволенности, страсти и романтики, что не могло не нравиться людям. Даже самая скромная особа в это время могла себе позволить превратиться в разгульную даму.
Люди скрывали свои лица за необычными масками, в которых можно было не только гулять, но и заниматься привычными делами. Но, несмотря на занятость, парила атмосфера свободы.
В 18 веке появилась на экранах знаменитая итальянская комедия, в которой участниками некоторых сцен становились колоны карнавала. Это стало значимым событием для всего мира.
После него появилась традиция запуска бумажной эмблемы, символизирующей начало карнавальной истории. Её запускали в воздух, после чего она взрывалась и в воздухе появлялись мелкие частички.
Но, после революции венецианские карнавалы вызвали сомнения у власти и в 19 веке были полностью запрещены и спустя 50 лет вновь возобновлены. С согласия Папы Римского люди вновь увидели кружащеюся в небе бумажную голубку.
На улицах появилось торжество, веселье и радость. На сегодняшний день это событие носит официальный характер и сопровождается тематическим гимном, написанным в 1996 году. Теперь карнавалы проходят ежегодно.
Шествие Марии — дань красоте и смелости
Венецианский карнавал имеет романтическое начало. С колокольни, с высоты равной в сто метров спускается ангел. Это невероятно яркое и значимое торжество.
Над городом веет разноцветный снег. Никто в этот миг не захочет остаться дома, ведь каждая улица наполнена живой музыкой, громким смехом и звуками карнавальной колонны.
День красоты и смелости отмечали еще в 943 г.. А 2 февраля стали отмечать день Сретения Марии. Множество пар хотели узаконить свой брак именно в эту значимую дату.
Перед храмом Святого Николая был расположен канал девственниц, по которому торжественно плыли двенадцать невест на свадебных кортежах. Они направлялись на встречу со своими спутниками жизни.
Этот праздник считался бы счастливым, если бы не нападение пиратов, укравших девушек. Но, история закончилась героически. Венецианские мужчины вступили в схватку с пиратами и освободили своих красавиц.
Эта история известна каждому человеку в стране. Теперь, самые известные богачи, готовы оплатить свадьбу всем девушкам по имени Мария, которые именно в этот день выходят замуж.
Возможно, в связи с этим событием имя пользуется популярностью. Многие сведения гласят о том, что красавицы шли под венец только с влиятельными людьми.
В этот день ежегодно проходит конкурсы красоты, также символизирующие событие. Из двенадцати городов участвовала по одной девушке. Каждая красавица, должна была пройти службу во всех храмах.
Девушки ходили в роскошных нарядах и получали в подарок самые дорогие украшения. Такая красивая традиция, постепенно становилась затратной. Правительство, в качестве экономии, решило сократить количество красавиц до трех.
Однако, это тоже было невыгодно, и на их замену поставили деревянные куклы. Такой вызывающий поступок вызвал много отрицательных эмоций у жителей города. В настоящее время, традиция носит народный характер. Появилось множество различных легенд. Как правило, неизвестно, на сколько каждая из них правдива.
Праздник начинается с театрализованного шествия. От храма Святого Петра до площади Сан-Марко, где находится Дворец Дожей, движутся двенадцать красавиц в карнавальных костюмах, потом проводится голосование. Юной леди, которая признана самой красивой, вручают заслуженный приз.
Венеция является необычайно красивым городом. И по сей день в нем карнавалы проходят ежегодно. Например, 2013 год запомнился людям торжеством, под названием «Живи в цвете».
Это был тематический праздник двух стихий — огонь и вода. Даже природа, словно, подготовилась к карнавалу. Перед открытием карнавала прошел обильный дождь и жители это приняли как одобрение природы на празднование. В день открытия карнавала, по традиции, спустился ангел, но его в прошлом году сопровождали лев и орел.
Каждый человек мог найти увлечение по душе: в городе проводились цирковые выступления, выставки талантливых художников, разнообразные вечеринки и т.д..
Следующий 2014 год также был посвящен природе. Его тематикой стало удивительное соотношение живого — человека и природы. В каждой стране существуют свои понятия о красоте.
В Венеции свое восхищение выражали пышному лесу, солнечной долине, таинственному морю и горам. Отдавалось широкое значение не только природе, но и всем существам, населяющих её. Люди старались выглядеть по особенному.
Вокруг таилась атмосфера Восточных и Западных сказок. Женщины и мужчины ходили в необычных масках, напоминая своим видом жителей Азии, Африки и Америки.
Жители Венеции придают особое значение карнавальной вечеринке. За долгое время до неё они продумывают свой образ до мелочей, шьют одежду и готовят маски.
Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал , который ежегодно проходит в , дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.
Из истории венецианского карнавала
Неотъемлемая часть знаменитого города на воде-Венецианский карнавал . Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.
С распространением христианства священники приурочили карнавал в Венеции
к зимнему посту перед Пасхой. В 1094 году дож Витале Фалиеро занес название «Венецианский карнавал» в официальные документы, а с 1296-го праздник стал публичным.
Наибольшую известность в Европе карнавал приобрел в XVIII веке. Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго. В конце века, в 1797 году, после захвата Италии французскими войсками, Наполеон отменил Венецианский карнавал . Его возродили не так давно, только в 1980 году.
Современность
В настоящее время карнавал в Венеции имеет тематический характер. Десять лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. В 2014 году тема карнавала была – «Волшебный мир природы», празднование проходило с 15 февраля по 4 марта 2014 года.
Празднование венецианского фестиваля на площади Сан-Марко.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.
По традиции карнавал начинается из старинного праздника «Festa delle Marie», приуроченного освобождению венецианских девушек, похищенных Истрийском пиратами. В первый же день происходит театрализованное маскарадное шествие, которое стартует от дворца Сан-Пьетро и проходит по всему городу. В полдень с колокольни Сан-Марко спускается ангел в виде красивой девушки в белоснежном платье (по традиции), тогда карнавал считается открытым.
16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.
Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы. Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.
Венецианские маски и костюмы
Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
В позднем Средневековье в Венеции маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в будние дни, часто пользовались ими во время совершения преступлений. Это побудило Церковь выдать запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время празднования.
Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской.
С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче.
Впоследствии на масках начали отражать образы главных героев итальянской комедии — Панталоне, Пьеро, Коломбины и Арлекина. Сегодня выбор масок просто поражает. Знатоки выделяют основные виды венецианских карнавальных масок .
Маска Баута (итал. Bauta) — белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
Маска Моррета (итал. Moretta) имеет овальную форму, полностью закрывающую лицо. Часто ее делают из черного бархата, с отверстиями для глаз, но без вырезов для губ. Маска была актуальна среди женщин. Ее надевали на время карнавала и на тайные свидания.
Ларва (итал. Larva) — самая распространенная маска овальной формы на все лицо, преимущественно белого цвета, может иметь небольшое отверстие для рта.
«Врач чумы» (Медико делла песто, итал. Medico Della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.
Маска Гатто (Gatto) — маска в виде кота, закрывает лицо к середине.
Полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.