Что умеет ребенок 11. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни
К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова . Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…
Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».
Объясняется это просто: мелкая моторика , как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.
Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.
На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.
Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.
Как мама и папа
Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.
Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.
Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.
Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.
Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.
К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят , держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.
В этом вам поможет массаж и гимнастика . Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.
Азбука общения
Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.
Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.
Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.
Домашняя игротека
- Едем, едем на лошадке
- По дорожке гладкой.
- В гости нас звала принцесса
- Кушать пудинг сладкий.
- Две собачки (коровки, лягушки и т.п.)
- У порога
- Нам сказали очень строго:
- «Гав-гав-гав» (Му-у, ква-ква и т.п.).
- Пи-и-и – пищит комар.
- У-у-у – медведь ревет.
- Мяу – кисонька идет.
- На машинке мы поедим: би-би-би!
- На кораблик пересядем: у-у-у!
- И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
- И потом вернемся в маме: бух!
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:
- Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
- Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
- Пойте песенки из книг.
- Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
- Читайте малышу часто, но не долго.
- Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.
Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.
Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.
В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.
Физическое развитие
Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.
Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев
График роста и
И график веса
Рост
73.60-74.90 см
9.805-10.470 кг
Окружность головы
Обхват грудной клетки
Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими
Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.
Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.
Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.
Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.
Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить
Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.
Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.
Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.
Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.
Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.
Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.
Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.
Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.
Психическое развитие
Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .
Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.
Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.
В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.
Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.
Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.
Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.
В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.
В преддверии своего первого, официального дня рождения дети уже заметно выросли и многому научились. С каждым днём их жизнь становится всё насыщеннее, а время бодрствования увеличивается. Дети проводят много времени в активных исследованиях, и они уже почти спустились с маминых рук. Родителям, наверняка, будет интересно сравнить полученные навыки своих малышей со средними показателями, указывающими, что должен уметь ребенок в 11 месяцев.
В одиннадцать месяцев малыш прибавляет в весе 400 грамм и вытягивается в высоту на 1-1, 5 сантиметров. Если ребёнок и вовсе не набрал вес, или прибавка произошла лишь на 150-200 грамм, это не повод для паники при общем, хорошем самочувствии сына или дочки. Ведь двигательная деятельность их сильно возросла, и организм быстро тратит свои энергетические запасы и питательные вещества. Возможно, стоит предлагать ребёнку пищу, содержащую больше калорий.
В плане анатомии и физиологии в этот момент происходит интенсивное формирование мышечной системы, поэтому малыш уже может более или менее долго находиться в вертикальном положении и даже передвигаться, используя опору, а иногда, и самостоятельно.
Ещё одно важное изменение – появление молочных зубов, как правило, это четыре зуба – по два на нижней и верхней челюсти, у некоторых деток уже появились вторые резцы.
Уже до года малыш может сделать свои первые шаги и произнести первые слова, но не нужно отчаиваться, если этого не случилось – развитие ребенка в 11 месяцев проходит по своему графику, в соответствии с его индивидуальной генетической программой. Правда родители имеют хорошую возможность помочь ему в этом, следя за питанием и нормальным сном карапуза, а также, регулярно развивая его с помощью игр и обучающих занятий.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Если на минутку отвернуться, неизвестно где окажется малыш через мгновенье, поэтому за ними необходим ежеминутный контроль.
Что должен уметь 11 месячный малыш? К счастью, повышение силы и выносливости, связанное с укреплением мышц, позволяет ему освоить множество разнообразных навыков:
- он без труда может подниматься на ножки без посторонней помощи и стоять;
- садиться из вертикального положения, не используя опору, хотя пока это даётся ему с трудом;
- быстро ползать, меняя направление;
- самостоятельно сидеть длительное время;
- малыш начинает ходить маленькими, неуверенными шажками, держась на руку папы или мамы;
- он без труда узнаёт знакомые предметы и игрушки, показывая на них пальчиком;
- повышается координация движений, а рука ребёнка, если нужно взять интересующий предмет, раскрывается в соответствии с габаритами вещи;
- карапуз может держать двумя руками кружку;
- ест с помощью ложки;
- умывает личико и чистит зубки.
Происходят изменения и в психоэмоциональном плане ребёнка:
- он становится более общительным;
- повторяет слова за родителями;
- понимает, о чём говорят взрослые;
- адекватно реагирует на просьбы и требования: возьми, дай, кушай, брось, в ответ, кроме действия, может использовать мимику и жесты, качать головкой;
- ребёнок становится не только более ловким, но и сообразительным – может использовать подручные предметы, чтобы доставать игрушки с недосягаемых мест.
У детей появляются увлечения, личные предпочтения в отношении игрушек, задатки к сюжетному игровому процессу – многие девочки и мальчики уже могут нянчиться с куклами, кормить и укладывать спать зайчиков и мишек.
Осознание себя как личности у ребёнка может проходить довольно заметно и сказываться в попытках манипулирования родителями. В этот момент взрослым следует спокойно реагировать на капризы детей, иначе в будущем малыш будет постоянно использовать истерику или плач, как способ для достижения желаемого.
Нельзя сказать, чтобы психические и физические способности детей противоположных полов сильно отличались, но есть отдельные характерные нюансы, о которых стоит знать:
- Выясняя, что надо уметь в 11 месяцев девочке, необходимо понимать, что малышки не похожи на мальчиков, обычно, более подвижных и непоседливых. Они на много спокойнее и могут длительное время проводить за игрой в кубики, увлечённо рисовать или лепить. Интересный для них процесс может увлечь их на полчаса, а это достаточно много для ребёнка, которому ещё нет и года.
- Беря в расчёт, насколько активен и самостоятелен мальчик, уметь в 11 месяцев он может всё, что связано с движением, в первую очередь, быстрее научится ходить без помощи взрослых, хотя успеет за короткое время набить себе много шишек.
Всё, что умеет одиннадцатимесячный малыш, конечно, прежде всего, заложено в его генетической программе, но роль родителей в этом процессе и его успешности, занимает важное место.
Как развивать малыша в 11 месяцев
Для всестороннего развития ребёнка взрослым нужно создавать благоприятные для этого условия.
Если малыш уже наклоняется, приседает и ходит, опираясь на мебель или руку родителя, стоит помочь ему в этом непростом деле:
- Надо продолжать стимулировать активное ползанье, которое помогает укреплять мускулатуру ручек и ножек.
- Хорошо если малыш самостоятельно, но под присмотром мамы, будет толкать каталку или коляску. В качестве толокара можно использовать и большой мяч.
- Ребёнок уже умеет подниматься на одну, две ступеньки, но опускаться по лестнице ему пока трудно. Такие занятия стоит проводить пару раз в день по несколько минут.
- Во время купания дети также могут обучаться и получать новые навыки – в этом помогут мелкие резиновые игрушки, которые кроха будет вылавливать с помощью небольшого пластикового ковшика.
- В этом возрасте ребёнку полезны все игры с сыпучими материалами и мелкими деталями – крупами, бусинами, камешками, пусть малыш пересыпает их из одной ёмкости в другую, складывает, сортирует. Так он быстрее научиться управлять своими пальчиками.
Разбираясь, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, не стоит забывать о творческих занятиях – ему уже можно давать тоненькие фломастеры, которые он сможет удержать в пальчиках. Подойдут и мелки, пастельные краски в виде небольших карандашиков. Для лепки лучше выбрать домашнее или специальное тесто, либо набор мягкого пластилина, который не пристаёт к рукам.
Для совершенствования разговорной речи нужны ежедневные занятия, заключающиеся в совместном чтении. Одновременно с этим, малыш может рассматривать картинки, а позже составлять по ним короткие рассказы. Кроме того, с детьми нужно много разговаривать, объясняя самые различные события, описывая обычные вещи и явления природы. Во время прогулок можно знакомиться с другими детьми – чем раньше дочь или сын научатся знакомиться и общаться со своими ровесниками, тем легче будет проходить их адаптация к условиям реального мира.
Под наблюдением взрослых дети могут играть самостоятельно и лучшими для них игрушками, по прежнему, являются резиновые игрушки, мячики, большие машинки, в которые малыш может залезть, пирамидки, кубики, игрушки в виде животных и куклы для сюжетных игр. Книжки для ребёнка лучше выбирать с большими плотными страницами из резины или картона, а также с музыкальным сопровождением. Игрушечные музыкальные инструменты, набор посуды или коляска для куклы больше подойдёт девочкам, мальчиков можно порадовать конструктором и ходунками, которые помогут быстрее освоить ходьбу.
Проверочный тест на успешность развития
Зная нормативы, определяющие, что должен уметь делать малыш на этом этапе жизни, родители должны понимать, что такая оценка относительна, и всё же, в некоторых случаях проверка необходима.
В первую очередь, следует обратить внимание на следующие моменты:
- к одиннадцатимесячному возрасту малыш уже должен полностью освоить ползание, уверенно сидеть, стоять;
- ребёнок обязательно должен делать попытки вставать и делать хотя бы пару шажков;
- в идеале дети нормально воспринимают самостоятельное использование чашки, ложки, полотенца и расчёски;
- из трёх кубиков карапуз уже должен уметь построить башенку;
- нормально развитый кроха обязательно заметит, если спрятать его игрушку и постарается её отыскать.
Также можно обратить внимание, как ведёт себя бутуз в разных обстоятельствах. Если он сердиться, то не плачет, как раньше, а выражает своё недовольство – может бить маму и даже кусаться. Радуясь, дети, смеются, хлопают в ладоши.
Некоторые негативные действия малыша следует пресекать уже в этом возрасте – для этого ему нужно доступно объяснить, что хорошо и плохо, что делать можно и нельзя – это облегчит дальнейшее воспитание.
Занимаясь развитием детей 11 месяцев, уже стоит решить вопрос о расширении для них пространства в доме и позаботиться о том, чтобы они не нанесли себе травмы во время обучения ходьбе и активных играх. Следует убрать из помещения все опасные, острые и бьющиеся предметы, ограничить доступ к розеткам и проводам, углы обить мягкой тканью.
В этом возрасте ребёнок будет падать часто, и с этим придётся смириться, Маме не следует сразу бежать к малышу, так он научится подниматься самостоятельно, более того, будет лучше ориентировать в окружающей обстановке и правильно координировать свои действия.
Режим малыша в 11 месяцев
Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.
По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.
Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.
Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.
Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.
Уход за ребёнком включает:
- утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
- подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
- купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
- в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
- гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.
Развитие ребенка в 11 месяцев: видео
Разбираясь в том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, родители могут только помочь малышу освоиться, и научиться многим навыкам, но никак не торопить события. Не стоит подгонять его поведение под какие-то общие, и, весьма условные рамки, ведь маленький человек – это уже личность, мнение которой нужно уважать.
Остался месяц до торжественного юбилея малыша – первой годовщины. За это время он очень изменился, многому научился. Кроха радует первыми шагами и словами. Рассмотрим главные показатели, которыми характеризуется развитие ребенка в 11 месяцев.
В одиннадцать месяцев у малыша сформирован крепкий мышечный корсет, что позволяет ему удерживать свое тело вертикально, стоять на ножках и делать первые шаги.
К этому возрасту большинство грудничков может похвастать . У кого-то их четыре-шесть, а кто-то не обзавелся ни одним. И тот, и другой вариант относится к норме. Беспокоиться можно, если к году у ребенка не появится ни одного зубика. В этом случае понадобится консультация педиатра.
За одиннадцатый месяц дети в среднем набирают 400 гр в весе и до 1,5 см в росте. Нормальный вес крохи может колебаться от 6,9 кг до 11,2 кг, а рост - от 69 до 79 см. Девочки в среднем немного мельче мальчиков.
Что умеет ребенок в 11 месяцев?
В 11 месяцев кроха уверенно стоит и ходит, держась за руку. Некоторые делают первые шаги без поддержки. Малышу удается самостоятельно присесть из положения стоя, долго сидеть и уверенно ползать на четвереньках. Он очень активен и подвижен.
К этому возрасту развитие мелкой моторики рук позволяет ребенку уверенно удерживать предметы в руке. Он пытается держать ложку и набирать ею еду, способен несколькими пальчиками поднять с пола мелкие предметы.
Карапуз уверенно манипулирует игрушками. Его начинают интересовать кубики, пирамидки, коробочки, мячи, куклы и машины.
Одиннадцатимесячному малышу нравится музыка, он с радостью пританцовывает в такт понравившейся мелодии. Кроха способен выполнить несложные просьбы. Например, показать предметы, помахать ручкой, похлопать в ладоши, дотронуться до носика и т. д.
В этом возрасте в речи ребенка появляются первые короткие слова. Он хорошо понимает значение слов, обращенных к нему, а также интонацию и настроение мамы при общении с ним.
Психическое развитие
Психическое развитие малыша в 11 месяцев характеризуется следующим:
- Кроха уже знает несколько простых слов, которыми обозначает предмет или действие, и много повторяет за взрослыми.
- Ребенок способен хитрить. Например, способен капризничать для того, чтобы мама быстрее подошла к нему. Он понимает, что при помощи плача и крика можно манипулировать взрослыми.
- Малыш понимает обращенную к нему речь, способен уверенно показать согласие или выразить свой отказ.
- Карапуз хорошо понимает похвалу. Ему нравится и он ищет одобрения родителей.
- Малыш начинает понимать игру. Он получает удовольствие от простейших игр (например, пряток, ладушек), начинает участвовать в ролевых играх (качает куклу, катает коляску).
- Кроха становится сообразительнее. Он способен открыть коробку, достать предмет, перевернуть его.
Как определить, что ребенок в 11 месяцев не отстает в развитии?
Показатели развития малыша для любого возраста, описываемые в литературе, усреднены. Ребенок же развивается по индивидуальному графику. И если кроха немного не вписывается в средние показатели, не стоит паниковать. Мама должна это понимать.
Развитие одиннадцатимесячного малыша соответствует норме, если он:
- уверенно сидит, ползает и стоит;
- способен повторять действия взрослых (есть ложкой, причесываться);
- реагирует на простые просьбы мамы (показать предметы, части тела);
- может сложить несколько кубиков или проявляет интерес к пирамидке.
Питание и уход
Чтобы ребенок 11-ти месяцев получил гармоничное развитие - важно правильное питание и уход.
Как и раньше, утро малыша начинается с умывания и расчесывания. Необходимость подмывания крохи после каждого туалета сохраняется. Проходит потребность в ежедневном купании. Но, чтобы создать определенный вечерний распорядок перед отходом ко сну, регулярность этой процедуры можно сохранить.
Закаливание, массаж и ежедневная гимнастика принесут пользу ребенку в 11 месяцев. Закаливающие процедуры включают проветривание в комнате, воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе, .
Изменения касаются не только показателей развития ребенка 11 месяцев, но и его рациона. В этом возрасте малыш может усваивать многие продукты. Но знакомство с некоторой пищей лучше отложить на более поздний срок (цельное молоко, орехи, грибы, морепродукты, жирное мясо).
Еду для малыша измельчают. Предпочтительно отваривать, тушить или готовить пищу на пару. Жареные блюда не подходят для питания ребенка в 11 месяцев. Еду не солят, не добавляют специи и крахмал.
Малыш ест 5 раз в сутки. Грудничкам после каждой еды можно давать мамино молочко, если у крохи есть такая потребность.
Рацион состоит из каш, фруктовых соков, мясного и овощного пюре, яичного желтка, кисломолочных продуктов, творожка, супчиков на овощном бульоне, молочной смеси или грудного молока.
Режим дня
Режим дня малыша в 11 месяцев имеет следующие особенности.
В этом возрасте проявляются индивидуальные наклонности крохи. Кто-то любит поспать подольше ночью, поэтому дневной сон смещается на более позднее время. А кто-то просыпается рано, следовательно, раньше ложится отдыхать днем. Поэтому маме одиннадцатимесячного карапуза приходится подстраиваться под биоритмы ребенка, чтобы не навредить его эмоциональному и физическому состоянию. Это не означает отсутствие необходимости распорядка дня, но нужно учитывать предпочтения ребенка.
Ночной сон становится более спокойным и продолжительным. В этом возрасте грудничок может проспать непрерывно до 10 часов. Число ночных кормлений сокращается. У малыша сохраняется потребность в двухразовом дневном отдыхе.
Как помочь малышу развиваться?
Главным учителем крохи остается мама. Несмотря на то, что он подрос, научился ползать, а может быть и ходить, малыш очень нуждается в близости с мамой. Поэтому, как и раньше, ребенка по возможности нужно брать на руки.
Мама должна поддерживать развитие речи. Нужно стараться понимать малыша, даже если его речь совершенно неразборчива. Актуальными становятся игры, развивающие речь. Множество примеров представлено в специальной литературе или сети интернет.
Например, можно называть все действия во время любой игры, особенно подчеркивая существительные. В игровой форме кроха легко запоминает слова. Можно разыгрывать короткие жизненные сценки с участием ребенка.
Речь малыша в 11 месяцев развивается не только во время игры, но и в повседневной жизни. Рекомендуется много говорить с крохой, называя свои действия и предметы.
Большую помощь в развитии ребенка оказывают книги. Они должны быть красочно иллюстрированы.
Речевое, психологическое и умственное развитие ребенка связано с мелкой моторикой. Поэтому особое внимание следует уделять пальчиковой гимнастике. Малыша можно начинать обучать рисованию и лепке.
Некоторых родителей может беспокоить то, что ребенок в 11 месяцев прекрасно ползает и при этом совершенно не стремится ходить. Мамы пытаются «помочь» малышу пойти. Не стоить переживать и ориентироваться на соседского ребенка. В этой ситуации нужно продолжать заниматься гимнастикой и проводить массажи малышу.
Разница в развитии между мальчиками и девочками
Распространено мнение, что ближе к году мальчики сильно отличаются в психологическом и физическом развитии от девочек. Это не совсем так. Скорее, различия лишь намечаются, но проявляются редко. Мальчики в 11 месяцев в большинстве своем крупнее девочек. Но может быть и наоборот, что тоже является нормой.
Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!
«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.
В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?
Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».
Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».
Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»
Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!
До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?
Едим котлету!
Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.
Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.
Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.
К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.
Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.
К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?
Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.
Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.
Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни
7-8 часов.
Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.
12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).
Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).
Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.
16 часов.
Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.
19-20 часов.
Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.
Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.
И болеть - умеючи
Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.
Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?
Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,
чего не делать:
Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.
Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.
Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.
Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.
А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.
Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.
А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.
Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!
Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.
Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.
Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.
ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.
К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.
Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.
Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.
Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!
Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..
Что умеет ребенок в 10 месяцев
В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.
Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.
Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?
Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.
Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?
Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.
Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.
Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.
Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.
На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.
С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.
И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.
Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.
Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.
К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?
Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.
Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.
Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.
Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.
Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
- ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
- произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
- выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
- ждет похвалы и одобрения своих действий;
- утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
- машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
- без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
- пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
- залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
- пытается самостоятельно ходить;
- может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
- умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.