Кулинарная мастерская в детском саду. Творческая мастерская в детском саду (фотоотчёт) Что такое творческая мастерская в доу
Основные требования к организации деятельности творческой мастерской в ДОУ
Организация продуктивной деятельности как партнерской с взрослым (с подбором содержаний, сообразно выделенным культурно-смысловым контекстом и типам работы) связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть прояснены следующим образом.
Занятия продуктивной деятельностью организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих); примерно такое количество занятий продуктивного характера (включая рисование, лепку, конструирование) обычно задается образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.
Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Антураж и дух «мастерской» как особого культурного пространства отличает ее от «класса» - пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.
Работе в «мастерской» целесообразно посвящать утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая, кстати, может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.
Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.
Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).
Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.
Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25 – 30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40- 45 минут (собственно, до утренней прогулки). По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Поскольку воспитатель всегда имеет дело с группой дошкольников, необходимо учитывать их возможную соорганизацию. Как указывалось выше, следует предлагать детям работу, предполагающую достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности. Могут в итоге образовывать общий продукт – мы бы назвали его продуктом «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.). Иначе говоря, все члены группы могут работать в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Следует избегать совместной деятельности, где общий продукт достигается через разделенные между участниками отдельные операции (работа конвейерного типа), поскольку в таких условиях снижается стремление дошкольника к достижению (частичный результат не является достаточным стимулом к работе, а общий продукт психологически слишком далеко отстоит от ребенка).
Целесообразно планировать содержание продуктивной деятельности на месяц вперед, осуществляя подбор конкретных содержаний с опорой на культурно-смысловые контексты и типы работы; план может корректироваться в связи с каким-либо изменением ситуации.
Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурно-смысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты), прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.
Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам. Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования. Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух. Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).
В выборе типов работы для старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале учебного года (сентябрь – ноябрь), к постепенному увеличению удельного веса работы по схемам и словесным описаниям в середине года (декабрь – февраль) и к сбалансированному сочетанию всех типов работы к концу года (март – май).
Тенденция в выборе типов работы для подготовительной группы на протяжении учебного года такова: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале года, к сбалансированному сочетанию всех типов работы в середине года и к преимущественному использованию работы по схемам и словесным описаниям к концу года.
Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста), с тем, чтобы удачный опыт каждого из воспитателей мог стать достоянием всех.
Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.
Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе с взрослым.
Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.
Несмотря на то, что к старшему дошкольному возрасту продуктивная деятельность детей в известной мере освобождается от ориентированности на процесс и ребенок начинает сам для себя ставить продуктивные цели (сделать именно то, что задумано), она пока что в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами: «внутренние» продуктивные цели еще эпизодичны и неустойчивы.
Сюжетное содержание развертывается и сопровождает продуктивную деятельность старших дошкольников (игра-конструирование и игра-рисование) очень часто, особенно если ребенок работает в общем поле со сверстником – а это в детском саду типичная ситуация. Столь же часто возникают действия по принципу «Что получится, если…», уводящие далеко от первоначального замысла. Это бесконечные перестройки и перерисовывания, как в сюжетной игре, когда начальная точка сюжета не обнаруживает никакой линейной связи с конечной, проходя целую цепь ассоциативных смещений.
С одной стороны, этому свободному ассоциативному движению, соскальзыванию на процесс, вроде бы необходимо ставить преграды, чтобы ориентировать ребенка на достижение результата с некоторыми предустановленными стандартами качества, но с другой – именно эта свобода трансформаций цели способствует развитию воображения и творчества.
Присутствие продуктивной деятельности в двух составляющих образовательного процесса позволяет примирить оба направления движения и не сводить ее развивающие функции к одному полюсу. Надо сказать, что уже в организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми мы постарались учесть обе эти тенденции через различные типы работ: работы по готовым образцам и графическим схемам (стабилизирующим цели) и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям (в значительной мере допускающие трансформирование цели в процессе работы).
Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизация целей (акцентированию для ребенка момента результативности).
Поэтому необходимо предоставлять дошкольникам не только сами материалы, но и образцы для возможной работы (последние часто выпадают из сферы внимания воспитателя).
Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двое-трое детей, стеллаж).
Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.
Проведенная психологом Н.А. Коротковой опытно-экспериментальная работа показала, что к этим материалам и образцам в своей деятельности чаще всего обращаются три категории детей:
– не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;
– выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников;
– энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.
По наблюдениям Н.А. Коротковой, в свободную деятельность детей «по инерции» наиболее часто переходят работы творчески-экспериментаторского типа: разработка предложенных взрослым незавершенных продуктов (графических и живописных набросков, конструктивных модулей), а также работа по готовым образцам (конструирование игрушек из разнообразных образцов посредством новых, привлекательных по своим возможностям инструментов, предложенных взрослым в совместной работе, – циркуля, пластмассовых лекал, копировальной бумаги).
Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был достаточный запас соответствующих материалов – для всех желающих продолжить работу.
Необходимо также обеспечить материалы для излюбленных дошкольникам свободных занятий продуктивного характера, не связанных впрямую с содержанием совместной деятельности с взрослым, но дополняющих ее развивающий эффект.
Воспитатель, как правило, специально готовит материал к каждому занятию. Это, так сказать, материал для одноразового использования, он превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации), которыми дети затем распоряжаются по собственному усмотрению. В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.
В рамках продуктивной деятельности наибольшей популярностью у дошкольников пользуются рисование и конструирование. Любителей лепки и аппликации гораздо меньше. Тем не менее, надо позаботиться о том, чтобы пластические материалы для лепки, цветная бумага, старые иллюстрированные журналы как сырье для коллажей-аппликаций были доступны детям, которые все же захотят заняться ими.
Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребенок может мастерить различные вещи. Это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки небольшого размера, проволока, кусочки тканей и веревочек, старые футляры от фломастеров, шишки, желуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещенные в разных емкостях (корзинках, ящиках). К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с графическим образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы.
Для хранения графических и живописных материалов целесообразно выделить стеллаж, где располагаются гуашевые краски, палитры, кисти, баночки для воды, простые и цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель, разные лекала для работы над орнаментами, запас рисовальной бумаги разного размера.
Рисовальные принадлежности должны быть дополнены подборками графических образцов для орнаментов, альбомами репродукций (графики, живописи, декоративного искусства), которые дети могут свободно рассматривать и использовать как прототипы для своих работ. Нужны также незавершенные контурные и цветовые наброски для творческой разработки, специально подготовленные воспитателем именно для свободной детской деятельности, а также альбомы или отдельные листы для раскрашивания.
Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие: 1) воспроизведение графического образца по опорным точкам; 2) воспроизведение графического образца по клеткам; 3) воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре; 4) графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).
Место хранения бросовых, графических, живописных материалов и образцов к ним должно быть приближено к зоне рабочих столов, где дети располагаются для самостоятельной деятельности, индивидуально или в компании сверстников (во время, свободное от занятий).
Занятия для детей 3 - 14 лет / Периодичность 1, 2 раза в неделю / Продолжительность 60 мин.
Чем только не любят играть дети. Но излюбленное их занятие – лепка. В ходе творчества дети изучают объем и цвет предмета, развивают моторику рук. На занятиях дети учатся говорить, развивают художественный вкус, расширяют знания об окружающем мире. Искусство помогает малышу развиться, выразиться. Такому развитию поможет творческий детский сад.
Особое место занимают занятия лепкой. В ходе занятий мы изучаем народное творчество. Программа включает следующие уроки.
- Дулевская и дымковская игрушка – народные промыслы.
- Керамика, пластика, глина. Роспись керамики. Обжиг.
- Хохломские узоры, Жестовская керамика. Хохлома.
- Плоские формы: лепим доски, подносы и тарелки. Обучаемся основам росписи, колористике, тренируем характер мазка.
- Палех.
Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники.
- Изучаем метод папье-маше, работаем с готовыми рисунками.
- Изготавливаем простые предметы из папье-маше.
- Лепка и роспись – основы. Лепим и расписываем маски. Декорируем их.
- Основы лепки и росписи. - Маски: Лепка, роспись, декорирование.
- Отдельным курсом идет изготовление авторских кукол. Делаем как матрешки, так и куклы посложнее. Курс продолжается до трех месяцев.
- Дети от 5 лет могут изготовить игрушки сами.
Творческие занятия в детском саду: изготовление мягких игрушек
Психологи рекомендуют покупать малышам мягкие игрушки. Но ближе и роднее ребенку будет игрушка, которую он сделал сам. Изготовление игрушек приучает к дисциплине. Ребенок учится действовать самостоятельно, по инструкции. Ребенок тренирует усидчивость, становится внимательным. Это так здорово – самому сделать свою игрушку, разукрасить елочный шарик или сшить мишку. В ходе уроков используем все возможные техники.
Шьем;
изучаем основы декора;
осваиваем метод изготовления папье-маше
Декупаж – украшаем мебель, посуды. Изображения вырезаются из бумаги или ткани и наклеиваются на различные предметы.
Добро пожаловать в наш творческий детский сад!
Преподаватели "Белорусская": Беляева Анна .
Преподаватели "Бескудниково":
Езюкова Татьяна , Кожухова Ирина.
Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми
В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .
Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.
Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.
Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.
От чего зависит новизна творческих решений?
Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.
Чему же способствует творческая деятельность детей?
Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.
«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.
Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.
При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.
Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.
Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .
Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.
Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания
Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.
Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…
Конечно, же: все мы родом из детства и ответ на этот вопрос надо искать в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Театрализация является мощным источником эмоций, чувств и настроения; развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими.
Таким образом, наиболее эффективным путём развития творческих способностей дошкольников является интеграция театральной, игровой, изобразительной деятельности и грамотно выстроенная образовательная среда.
В процессе создания развивающей предметно-пространственной среды для раскрытия творческих способностей и развития театральной культуры детей мы открыли творческую мастерскую «Юные подмастерья». Участниками творческих мастерских стали дети, родители и сотрудники детского сада. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, приобретение социального опыта через творческую деятельность.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей и желаний, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
Импровизационный характер деятельности.
Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.
Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного.
Педагогу нужно уметь:
Не мешать ребенку творить;
Быть рядом с ним в этом процессе;
Принять и понять его позицию;
Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
Самому быть творцом;
Бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Работу в творческой мастерской я начала со знакомства детей с историей театра, процессом изготовления атрибутов и профессиями, благодаря которым существует сказочный мир театра. Детям были представлены презентации и фотоальбомы о работе мастеров «Изготовление кукол», «Разные маски», «Мир декораций». После знакомства с работами специалистов я предложила детям сделать декорации к настольному театру: домики, деревья, кустики, облачка, солнце. С помощью родителей мы оформили ширму. Как художники-оформители рисовали афиши к спектаклям. Делали пригласительные билеты на спектакли. В своей работе дети проявляли творчество, фантазию, воображение.
Теперь в мастерской «Юные подмастерья» мы изготавливаем декорации, маекеты, разные виды театров: из конусов, из стаканчиков, на палочках, из оригами, на дисках, из киндер-сюрпризов; маски для игр, сказочных персонажей.
В этом году в творческой мастерской были изготовлены:
Макет квартиры с мебелью. Родителям было дано домашнее задание сделать в выходные с ребенком макеты разной мебели. В мастерской из большой коробки мы изготовили макет квартиры с комнатами. У нас получилась замечательная игра «Новоселье».
Макет по прикладному искусству был изготовлен к русской народной сказке «Морозко». Родители изготовили подставку и домик для бабы яги. Персонажей сказки дети вылепили из пластилина и оформили весь макет ватой и бросовым материалом. Детям очень нравится играть с макетом периодическидобавляют других персонажей и обыгрывают другие сказки.
Макет по дорожной безопасности. На тематической неделе «Мой поселок» каждый родитель со своим ребенком изготовил макет своего дома. В уголке дорожной безопасности мы оформили и приклеили из цветной бумаги дорогу с разметкой, расставили макеты домов и установили дорожные знаки.
Ко дню дошкольного работника добавили макет детского сада сделанного из коробки, оформили наш прогулочный участок из бросового материала, пластилина, цветной бумаги.
Совместно с родителями приняли участие в конкурсе детского сада «Театральные подмостки» изготовив теневой театр и атрибуты к нему. Ширма получилась многофункциональной, если убрать белый экран, который крепится на липы и оставить только занавес можно играть в другие театры.
Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно.
Такая форма работы охватывает такие образовательные области ФГОС ДО, как: социально-коммуникативное, познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.
В процессе творческой деятельности: придумывания, изготовления и непосредственно театрализации происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Сначала эта форма использовалась стихийно, по желанию детей или по необходимости. На сегодняшний день, мы создали перспективное планирование занятий в творческой мастерской в соответствии с образовательной программой, тематическим планированием организации и возрастными особенностями детей. Планирование является примерным так как в течение воспитательно-образовательного процесса учитываются пожелания детей и родителей. В дальнейшем планирую написание программы по дополнительному образованию
Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей» на 2016 – 2017 учебный год
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…(В.А.Сухомлинский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизна и отличительная особенность.
Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Цель и задачи.
Цель:
создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения детей к окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
1.4. Направления работы:
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
1.5. Содержание программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
1.6. Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
1.7. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
1.8. Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
1.9. Условия и материалы для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Материалы:
Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
ткань,
вата, ватные диски, ватные палочки,
свеча,
природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
пластилин,
глина,
тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
ножницы,
клеёнка,
клей:
клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
кисти:
беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
стеки,
влажные салфетки,
непроливайки,
шаблоны.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
1.10. Планируемый результат.
Средняя и младшая группы.
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая и подготовительная группы
Овладеют различными приемами преобразования материалов.
Освоят обобщенные способы работы.
Разовьют познавательные, конструктивные способности.
Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.
Освоят умение анализировать поделку.
Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Подготовится рука к письму.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
2.1. Содержание разделов программы по «Творческой мастерской»
№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов
1 Октябрь Экопластика. 8
2 Ноябрь Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина). 8
3 Декабрь Изготовление новогодних поделок, различные техники. 8
4 Январь Работа с бумагой. 7
5 Февраль Различные техники рисования. 6
6 Март Работа с тканью и нитками 7
7 Апрель Работа нетрадиционными материалами 8
8 Май Смешанные техники (бумага, картон, фольга) 6
Количество часов по программе 58
2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по «Творческой мастерской» на 2016-2017 учебный год.
Октябрь. Экопластика.
1
«Подсолнухи»
Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
2
«Семейство ежей»
Шишки, пластилин
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.
3
«Цветочная полянка»
Каштаны, желуди, семена клена, пробка.
Закрепление приемов работы с пластилином, Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина.
4
«Старичок-Лесовичок»
Каштаны, палочки, шишки, пластилин.
Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.
5
«Осенняя открытка»
Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей
Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус.
6
«Гусеница»
Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей, пластилин
Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость.
7
«Осенняя фантазия»
Листья клена, дуба, краски, кисти тонкие
Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов.
8
«Насекомые»
Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин.
Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции
Ноябрь. Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина)
9
«Дерево жизни»
Соленое тесто, шаблоны листьев, фруктов, шляпки от желудей
Знакомство с новым материалом, его свойствами. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал.
10
«Розочки»
Пластилин, цветной картон
Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки из пластина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса.
11
«Крендельки»
Соленое тесто, стека
Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.
12
«Черепашка»
Глина, вода
Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. Знакомство с видом изобразительного искусства контррельефом.
13
«Золотая рыбка»
1 часть
пластилин, трафарет
Подготовка фона для создания композиции. Обучение приемам примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с трафаретом.
14
«Золотая рыбка»
2 часть
пластилин, трафарет
Создание образа рыбки, передавая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.
15
«Веселые зверята»
Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон
Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.
16
«Котята»
Глина, стека
Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций.
Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники.
17
«Волшебные снежинки»
Макароны различных видов и форм, клей концелярский, акриловая краска белая, блестки
Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры, Воспитывать аккуратность при работе с клеем
18
«Письмо Деду морозу»
Шаблоны открыток,
Вата, клей, цветная бумага, фломастеры
Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами.
19
«Елочка»
Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза
Закрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию.
20
«Новогодние шары»
Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности.
21
«Елочные игрушки»
Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек
Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки.
22
«Декорирование игрушек»
Готовые формы игрушек, краски, кисти, клей с блестками
Закрепление приемов раскрашивания. Учить оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).
23
«Новогодний декупаж»
1 часть
Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые.
Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму.
24
«Новогодний декупаж»
2 часть
Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки
Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блестками форму частично перекрывая изображение.
Январь. Работа с бумагой.
25
«Снежинки»
Полоски из белой бумаги, клей
Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования.
26
«Бабочка»
Картонные шаблоны, цветная бумага
Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта.
27
«Волшебные узоры»
Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей
Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции.
28
«Варежки»
Бумага цветная, картонная основа, вата
Знакомство с обрывной техникой аппликации, Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.
29
«Кошечки и котики»
Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами)
Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы.
30
«Гусеница»
Основа из полоски цветного картона,
Цветные салфетки, клей ПВА
Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации.
31
«Снежные вершины»
Бумага белая, картон цветной, клей
Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой.
Февраль. Различные техники рисования.
32
«Витраж»
1 часть
Бумага, гуашь, кисти
Знакомство с техникой витраж. Рисование контура. Воспитывать интерес к искусству. Обогащать кругозор детей. Учить умело рисовать кистью, рисовать кончиком кисти.
33
«Витраж»
2 часть
Бумага, гуашь, кисти
Развитие воображения. Учить детей создавать образ из частей. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков).
34
«Подводный мир»
Бумага для акварели, карандаши простые, ластики
Знакомство с новой техникой рисования с помощью ластика по заретушированному простым карандашом фону, развивать чувство формы, пропорции. Учить детей регулировать нажим.
35
«Морозные узоры»
Жидкое цветное тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые
Знакомство с новой техникой рисования по жидкому тесту контрастными цветами. Познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой», познакомить с новым приемом рисования деревянной шпажкой по жидкому соленому тесту.
36
«Ночной полет»
Часть 1
Бумага плотная, цветные восковые мелки, гуашь черная + ПВА (=акрил)
Знакомство с новой техникой рисования граттаж. Подготовка фона (нанесение фона-основы разноцветными мелками, покрытие черной краской). Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивость, самостоятельность.
37
«Ночной полет»
Часть 2
Готовая основа, деревянные шпажки
Продолжение знакомства с новой техникой рисования граттаж: процарапывание узора заостренным концом шпажки. Учить анализировать особенности соотношения частей рисунка по величине и пропорциям. Развивать глазомер и чувство композиции.
Март. Работа с тканью и нитками.
38
«Пушистики»
Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы
Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).
39
«Сердечко для любимой мамочки»
бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы
Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве.
40
«Кукла»
Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки
Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы,
складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков.
41
«Закладка»
Картон с контуром, разноцветные полоски ткани
Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки. Синхронизировать работу обеих рук.
42
«Цветик-семицветик»
Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания, ножницы, клей
Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение.
43
«Яблочки»
Картонные основы, разноцветные нитки, пушистая проволока
Продолжение обучения детей использованию различных материалов и уже знакомых техник при изготовлении изделия, передавая его характерные особенности. Развитие пространственного мышления и воображения.
44
«Мороженое рожок»
Разноцветные отрезы ткани, синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона
Продолжать формировать умение детей работать с тканью ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции.
Апрель. Работа нетрадиционными материалами
45
«Леопард»
Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка.
Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность.
46
«НЛО»
Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др.
Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления.
47
«Дракончик»
Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы.
48
«Макарония»
Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей.
Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность.
49
«Кит»
Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки
Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление.
50
«Ромашки»
Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон
Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.
51
«Стрекозы»
Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь
Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами.
52
«Мальвина и Буратино»
Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин
Учить создавать образ, используя пластилин и ложки как основу. Закреплять умения детей применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями.
Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга)
53
«Рисование на фольге»
Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые
Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики.
54
«Рыбки»
Картон цветной с разметкой, ножницы, глазки
Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики. Развивать воображение пространственное, мышление.
55
«Волшебные цветы»
Салфетки бумажные, карандаши
Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа.
56
«Пионы»
Шаблоны разных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона
Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.
57
«Астры»
Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки
Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности.
58
«Летний домик»
Цветная бумага, фломастеры
Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы.
2.3. Список литературы:
Данная программа составлена на основе:
Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой,
«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой,
«Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика», 2007г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.