Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться. Нужен ли ребенку логопед? Нужен ли логопед
Дети с нарушениями развития,
безусловно, нуждаются в квалифицированной
помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей
степени им нужна адекватная помощь родителей.
При отсутствии достаточно эффективного и
раннего скрининга развития ребенка именно
родители, заподозрив отставание или нарушение в
развитии, должны обратиться за помощью к
специалистам и сами активно включиться в
коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и
папы не найдет оптимального подхода к ребенку и
никто так остро не заинтересован в конечном
результате. Поэтому нужно повышать
компетентность родителей в вопросах развития и
здоровья детей.
Мне как практикующему логопеду, работающему в
детском саду комбинированного вида, часто
приходится сталкиваться с ситуацией, когда
родители 4–5-, а иногда и 6-летних детей не
подозревают о серьезности нарушений речи и
психического развития, считая, что у их ребенка
все в порядке. Предложение перевести ребенка в
логопедическую группу пугает многих родителей,
воспринимается как трагедия. Бывает, они
отказываются от логопедической помощи под
самыми разными предлогами. Требуются
индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы
убедить ее в целесообразности перевода ребенка в
специализированную группу.
В этой статье я попытаюсь ответить на некоторые
вопросы, услышанные от родителей.
Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению
логопед не только «ставит» звуки. Работа
логопеда в коррекционной группе начинается с
развития у детей внимания, зрительного и
слухового восприятия (узнавания и различения),
памяти и мышления. Без этого невозможно наладить
полноценный образовательный процесс. В задачи
логопеда входят расширение и обогащение
словарного запаса детей, развитие связной речи и
обучение грамоте, исправление грамматических
ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и
письменной речи, логопед знаком с основами
невропатологии, психопатологии, патологии
органов слуха и речи.
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить
на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому
возрасту речь ребенка уже во многом
сформирована, поскольку благоприятным периодом
для развития речи является возраст 2–3 года.
Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у
ребенка с речью. И даже если логопед в
поликлинике скажет, что развитие ребенка
соответствует возрасту, надо ежегодно посещать
логопедический кабинет, чтобы отслеживать
динамику формирования речи. Ведь то, что было
нормой в три года, для четырех лет становится
отставанием. Если у мамы были проблемы во время
беременности или родов, ребенок наблюдался у
невропатолога, то надо особенно внимательно
следить за становлением речи. Тогда маме не
придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы
были все это время?».
Сейчас активно разрабатываются методики ранней
(до года) диагностики тяжелых нарушений речи,
система помощи детям такого раннего возраста еще
недостаточно развита. И все же чем раньше
выявлено нарушение, тем более эффективной
окажется его коррекция.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью
постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого
возраста существует своя норма.К году
нормально развивающийся ребенок употребляет уже
3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает
простые инструкции, сопровождаемые жестами («где
мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам
употребляет предложения из двух-трех слов,
понимает и правильно выполняет двухступенчатую
инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»),
имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум
годам ребенок уже правильно произносит звуки: п,
б, м, ф, в, т, д, н, к, г
. Если к 2,5 года у ребенка не
формируется элементарной фразовой речи –
значит, темп его речевого развития отстает от
нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно
формируется умение правильно связывать разные
слова в предложения. От простой двухсловной
фразы он переходит к употреблению сложной фразы
с использованием падежных форм существительных
единственного и множественного числа,
употребляет в предложении простые предлоги (на,
в, под, за, с, из)
и союзы (потому что, если,
когда).
К 3,5 года значительно увеличивается
количество прилагательных. В речи
четырехлетнего малыша уже встречаются
сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, употребляются предлоги (по, до,
вместо, после, из-за, из-под),
союзы (что, куда,
сколько).
К этому времени осваиваются
свистящие звуки (с, з, ц),
а также ы, э
,
несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ).
Звуки р,
л
обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам
ребенок полностью усваивает обиходный словарь,
пользуется обобщающими понятиями (одежда,
овощи
и т.д.). В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов;
исключение составляют только некоторые трудные
незнакомые слова (экскаватор
и т.п.). В
предложении используются все части речи. Ребенок
овладевает всеми звуками родного языка и
правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих
норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто
родители привыкают к речи своего ребенка и не
замечают многих проблем в его развитии, особенно
если он единственный в семье. Поэтому
рекомендуется первый раз посетить логопеда
поликлиники в три года и затем ежегодно – с
профилактической целью. Если же лепет у вашего
ребенка угас, а первые слова не появились и к 2
годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль
матери или других близких людей в развитии речи
ребенка. В настоящее время появилась масса книг,
помогающих родителям развивать речь ребенка,
например: Максаков А.И., Тумакова Г.А.
Учите,
играя; Фомичева М.Ф.
Воспитание у детей
правильного произношения; Швайко Г.С.
Игры и
игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание
малыша к правильному произнесению звука, чтобы
получить положительный эффект. В других случаях
предварительно необходимо развить
артикуляционную мускулатуру с помощью
артикуляционной гимнастики. Однако если,
несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца
занятий так и не научился правильно произносить
звуки, лучше всего обратиться к профессионалу.
Дальнейшие попытки исправить произношение могут
усугубить проблему – например, закрепить у
ребенка неправильное произношение или вовсе
отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так
как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь
родителей – это образец для подражания и основа
последующего речевого развития. Важно
придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается
логопедом поликлиники, детского сада или школы.
Иногда логопеды работают в домах культуры,
различных центрах. По сути, это те же специалисты,
имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала
надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники
консультирует родителей по вопросам развития
речи, проводит диспансеризацию в детских садах и
школах и занимается коррекцией несложных
нарушений речи у детей самого разного возраста.
Он же направляет ребенка при более выраженных
нарушениях на психолого-медико-педагогическую
комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при
необходимости) определения в коррекционную
группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда
занятия с детьми могут проводиться либо на
логопункте, либо в специализированных группах.
На логопункт берутся дети из массовых групп с
нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам
выявляет таких детей и проводит с ними занятия
несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед
занимается только с зачисленными в нее детьми. В
основном это дети с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи, заикание). Для
зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка
соответствовал комплектуемой группе (как
правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись
необходимые справки от специалистов поликлиники
(окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и
направление от ПМПК. Комплектование групп обычно
проходит с января по май, занятия начинаются с 1
сентября следующего учебного года. Обучение
длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей
для занятий. Часть времени он тратит на
исправление неправильного произношения звуков,
большую часть времени занимает исправление
нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается
только в неправильном произношении звуков, то
достаточно обратиться к логопеду поликлиники.
Процесс коррекции речи при таком нарушении может
занять от одного месяца до года – в зависимости
от количества неправильно произносимых звуков и
индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не
только звуки (иногда до 16 и более), нарушена
слоговая структура слов: петерь
– теперь, масалет
– самолет, агат
– виноград. Словарь бедный,
происходят словесные замены: каска – шапка
,
донышко – подошва
, гребень (у петуха) – шапка
,
пила – нож
. Ребенок с трудом строит фразу, при
этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция
подобных нарушений возможна только при
ежедневном комплексном медико-педагогическом
воздействии в условиях коррекционной группы и
может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую
наполняемость группы – 10–12 человек. В таких
условиях уменьшается риск инфекционных
заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение
дня, а у воспитателей есть возможность уделить
внимание каждому ребенку. С детьми работают
опытные воспитатели исключительно с
педагогическим образованием и окончившие
специальные логопедические курсы,
учитель-логопед с высшим дефектологическим
образованием. С ребенком ежедневно проводятся
коррекционно-развивающие занятия, направленные
на развитие внимания, памяти, мышления, общей и
мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к
школе выпускники логопедических групп зачастую
обгоняют детей, посещавших массовые группы.
Ребенок учится слушать педагога, у него
формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату
за посещение группы. Кроме того, родителям
необходимо вместе с ребенком вести тетрадь,
ежедневно выполнять задания логопеда.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого
развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у
ребенка идет медленнее, чем положено. Это может
быть обусловлено наследственными причинами
(папа или мама тоже поздно начали говорить),
частыми болезнями. В этом случае все силы
организма уходят на борьбу с болезнью, а не на
развитие, в том числе и речи. Задерживаться
развитие речи может и в том случае, если с
ребенком мало разговаривают, читают. Радио и
телевидение не помогают формированию речи. На
начальных этапах речевого развития дети должны
не только слышать речь, но и видеть артикуляцию
взрослого. Речь должна быть простой, четкой и
доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими
причинами, вмешательства специалиста не
требуется. Достаточно создать ребенку
благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи
вызвана вредными воздействиями на мать во время
беременности, родов или в первые годы жизни
ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем
родители иногда и не догадываются. Тогда
развитие речи не только запаздывает, но и
нарушается. Здесь уже не обойтись без
медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года.
После этого возраста, а иногда и раньше, если речь
ребенка по-прежнему не соответствует возрастной
норме, можно говорить не о задержанном, а о
нарушенном развитии речи. В этом случае
необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое
включает в себя технические навыки и понимание
смысла прочитанного. В начале обучения чтению
ребенок учится переводить написанное слово в
звучащее: опознавать букву и соотносить ее со
звуком, соединять несколько букв в слог и
несколько слогов в слово. Эти технические
операции поглощают все внимание ребенка. При
этом понимание читаемого текста затруднено.
Постепенно технические операции
автоматизируются и малыш концентрируется на
понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о
нарушениях чтения и письма, говорят лишь о
несформированном навыке. Но если и позже
остаются стойкие пропуски, замены, перестановки
букв, надо срочно обратиться за консультацией к
логопеду.
Сложности с чтением и письмом могут быть у
левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха,
зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил
диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква,
а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву,
например м,
следует научить его находить на
слух звук м
в слогах, словах. На первых порах
следует называть и звуки, и соответствующие им
буквы одинаково – м, б
, а не эм
или бэ
.
Говоря так, мы произносим два звука – э
и м
.
Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном
чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м,
а
– и только после этого складывает сам слог: ма.
Этот навык неправильного чтения очень стойкий и
исправляется с большим трудом. Если ребенок и
сможет таким способом прочитать слова из
трех-четырех букв, то чтение более сложных слов
окажется недоступным. Правильное чтение – это
чтение слогами (пока не будет сформировано
беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго
тянет первую букву слога, пока не распознает
следующую букву. Главное, чтобы он не
останавливался после первой буквы, слитно прочел
буквы слога. В первую очередь детей учат читать
слоги типа ап, ут, ик
и т.п. Затем переходят к
слогам типа ма, но, ву
. После того как будет
достаточно автоматизирован навык чтения слогов,
переходят к чтению слов типа мак, луна, палка
и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые
звуки, например, ш
на с
(сапка)
или р
на л
(лыба),
не рекомендуется учить с ним
соответствующие буквы, пока не будет полностью
исправлено звукопроизношение. В противном
случае может зафиксироваться неправильная связь
между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо
сформировать правильный захват ручки. Многие
дети делают это неправильно. Руки
должны лежать на столе так, чтобы локоть
правой руки (у правшей) немного выступал
за край стола и рука свободно двигалась
по строке, а левая лежала на столе
и придерживала лист. Кисть правой руки должна
быть обращена к поверхности стола. Точками
опоры для нее служат ногтевые фаланги
несколько согнутых мизинца и безымянного
пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка
кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего
пальца, а ногтевые фаланги большого
и указательного пальцев придерживают
ее на расстоянии 1,5–2 см от конца
стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с
ребристой поверхностью. Научите ребенка
ориентироваться на листе бумаги: показывать
верхний правый, левый нижний угол, середину листа
и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало,
конец строки.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать
Чтобы овладеть
аналитико-синтетическим способом чтения (этим
способом учат читать в детском саду и школе),
недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы
ребенок мог разложить услышанное слово на звуки
(анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова
(синтез). Такой навык формируется не раньше
четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет
методом глобального чтения. При этом ребенок
запоминает образ целого слова, не расчленяя его
на составные части. Однако вряд ли можно
рассчитывать, что он сможет запомнить большое
количество слов. К тому же методом глобального
чтения можно читать только знакомые слова и
предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту
сторону (зеркально), путает расположение
элементов букв, чаще всего это – следствие
несформированных пространственных
представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно
показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д.,
складывать картинки из шести кубиков (на каждом
из которых – фрагмент картинки). Если он
затрудняется, то это – следствие недоразвития
анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных
представлений и зрительного восприятия
игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи
квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие
по написанию буквы: м
и б, т
и д.
Причиной становится то, что ребенок плохо
различает соответствующие звуки на слух. При
этом физический слух у него может быть абсолютно
нормальным. Поучите ребенка находить на слух
трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы,
рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи у шки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть
один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков
встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет.
Часто родители считают причиной испуг, болезнь
или иной стресс. На самом деле все дети пугаются
животных или чего-то другого, но заикания при
этом не возникает. Следовательно, истинная
причина – в ослабленности центральной нервной
системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом.
Спровоцировать заикание может внезапное
изменение в худшую сторону обстановки в семье
или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания
у детей с рано развившейся речью, родители
которых читают им слишком много стихов, сказок,
обращаются с постоянными просьбами: «расскажи»,
«повтори» – или заставляют говорить напоказ.
Одна из причин заикания – непосильная речевая
нагрузка (повторение непонятных и трудных слов;
декламация сложных по содержанию и больших по
объему стихотворений; запоминание сказок,
рассказов, не соответствующих возрасту и
развитию). Иногда у детей, поздно начавших
говорить (в возрасте около трех лет),
одновременно с бурным развитием речи возникает и
заикание. Оно может появляться у детей с
замедленно формирующейся двигательной сферой.
Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло
жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика
рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев
рук). Им не рекомендуется много смотреть
телевизор, особенно на ночь. Не следует
перегружать ребенка большим количеством
впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и
т.п.) в период выздоровления после перенесенного
заболевания. Несоблюдение режима и требований
правильного воспитания в это время может легко
привести к возникновению заикания. Нельзя
запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного
в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры.
Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он
плачет, судорожно всхлипывая. Это может
спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если
кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не
пропустить первые признаки заикания:
ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Белая А.Е., Мирясова В.И.
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.
– М.: Астрель, 2002.
Васильева С.А.
Рабочая тетрадь по развитию
речи дошкольников. – М., 2002.
Васильева С.А., Соколова Н.В.
Логопедические
игры для дошкольников. – М., 2001.
Гаврина С.Е. и др.
Серия «Папка дошкольника».
– Киров, 2003.
Гаврина С.Е. и др.
Серия «Мои первые тетрадки».
– Киров, 2003.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И
. Пальцы помогают
говорить. Коррекционные занятия по развитию
мелкой моторики у детей. – М.: Гном и Д, 2005.
Глинка Г.А.
Буду говорить, читать, писать
правильно. – СПб.: Нева, 2004.
Гревцева Е.В.
Логопедический тренинг. – СПб.:
СпецЛит, 2002.
Киселева Г.А.
Книжка-учишка: Альбом игровых
упражнений для развития речи и графических
навыков у детей 4–6 лет. Выпуски 1–3. – М.:
Книголюб, 2003.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Новиковская О.А.
Логопедическая грамматика
для детей 4–6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
Скворцова И.В.
100 логопедических игр. – СПб.:
Нева, 2005.
Теремкова Н.Э.
Логопедические домашние
задания для детей 5–7 лет с ОНР. – М.: Гном и Д, 2005.
Ткаченко Т.А.
Логические упражнения для
развития речи: Альбом дошкольника. – М.: Книголюб,
2004.
Ткаченко Т.А.
Развитие фонематического
восприятия. – М.:
Ткаченко Т.А.
Физкультминутки для развития
пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями
речи. – М.: Гном и Д, 2003.
Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л.
Тестирование
будущих первоклашек. – Р/Д: Феникс, 2004.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В.
От первого слова
до первого класса. – М., 2002.
Азова Ольга Ивановна
Фото: vesti.ru
Норма или нет?
– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: “Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это”?
– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития». И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.
Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.
– А если ребенок им не соответствует – это повод для беспокойства?
– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?
– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.
Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.
Когда бить тревогу и пить ли лекарства?
– А что реально должно беспокоить? Можете рассказать о признаках и основаниях для беспокойства в год, полтора, два, три, четыре – поступательно схемой-таблицей? То есть каких навыков у здорового ребенка не может не быть?
– Можно отметить так называемые «реперные точки»:
- 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
- 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
- 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
- 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
- 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
- 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
- 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
- 6 лет – хорошо развитая связная речь.
К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.
Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.
Можно ознакомиться с таблицей «Развитие речи ребенка в норме» Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.
– Есть препараты с доказанной эффективностью для «запуска» речи и коррекции речевых проблем? В каком возрасте и у каких специалистов целесообразно обследовать ребенка на наличие дисграфии?
– Вопрос по доказательной медицине – это вопрос неврологу, а не логопеду.
По «запуску» речи. Во-первых, это достаточно условное название, никакого запуска нет, это комплекс коррекционных мероприятий. То есть одним щелчком запустить речь невозможно – ни таблетками, ни каким-то одним приемом.
Что касается целесообразности обследования ребенка на предмет наличия дисграфии. Базовая функция письма формируется до конца 2-го класса. Тогда и можно определить, успешно или нет сформирован навык письма. То есть правильнее было бы на предмет дисграфии ребенка обследовать в конце 2-го года обучения в школе. Но, к сожалению, во многих школах «прощаются с букварем» в середине первого класса, приступают к изучению орфографических правил, а процесс формирования навыка письма заканчивают к концу первого года обучения. И получается нарушение онтогенеза. Ребенок, не завершив один этап развития – не сформировав навык письма, приступает к другому – развитию письменной речи. Это не безразлично для самого навыка – могут проявиться своеобразные дисграфические тайминговые (темповые) ошибки.
Специалист по выявлению дисграфии только один – это логопед, который занимается нарушениями чтения, письма, письменной речи. Если ребенок в структуре нарушения имеет и неврологические проблемы, тогда смотрит и невролог, но в целом это работа логопеда.
– Один очень важный момент. Меня часто спрашивают, чем логопед отличается от дефектолога, реально каждый день с этим сталкиваюсь. Вот и сегодня мне одна мама говорит: “Сына взяли в обычную школу, только надо позаниматься с дефектологом”. Я уточняю: “С олигофренопедагогом?” Она: “Нет”. Я: «Тогда с кем? Не с тифлопедагогом же?»
– Выпускники дефектологических факультетов вузов имеют основную специальность (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и дополнительную – логопед. Эта дополнительная специальность дает право, например, сурдопедагогу (дефектологу) работать учителем-логопедом в профильном учреждении. Звучит это примерно так: сурдопедагог и учитель-логопед в школе для детей II вида. Кроме того, дефектологические факультеты вузов имеют отделение «логопедия», где получают специальность логопеда.
Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии. Те же, кто закончил отделение логопедии, очень трепетно относятся к своей специальности и не будут придумывать что-то лишнее.
В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.
В здравоохранении алгоритм жестче. Например, восстанавливать речь после инсульта, ставить или вызывать голос после операций на гортани, заниматься с детьми после операций на челюсти и губе (при ринолалии), исправлять заикание может только логопед, который учился на кафедре логопедии.
Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нормотипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.
– Ребенок в 2,6 говорит только несколько слов типа «мама, папа, баба». Ставят ЗРР, прописали пить пантокальцин. Нужно ли идти к логопеду? И что делать, чтобы разговорить ребенка?
– 2,6 – это возраст, когда действительно уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями.
По поводу пантокальцина отвечать не буду, это не моя компетенция. Моя рекомендация – чтобы как можно раньше ребенка показали хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи. Повторю еще раз: в год должно быть около 5-10 слов, в 2 года – коротенькая фраза, в 3 года – распространенная фраза, состоящая из 4-5 слов. В данном случае этого нет.
Как помочь заговорить?
– Что делать, чтобы разговорить ребенка? Самые простые рекомендации для мамы?
– Вы можете устраивать с ребенком игры, проговаривать в игре все слова. Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня.
Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения.
Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи.
Но всё же лучше обратиться к логопеду, потому что в 2,6 года можно заниматься не только речью, но развивать и высшие психические функции.
– Какие вы посоветуете пособия для совместных занятий родителей с ребенком?
– Давайте я назову несколько очень известных и качественных пособий. Это пособия Елены Михайловны Косиновой по развитию лексики и грамматики. Для более младших детей – это альбом Ольги Андреевны Новиковской, альбом Светланы Вадимовны Батяевой. Есть ряд пособий для малышей, для детей дошкольного возраста Татьяны Александровны Ткаченко, Ольги Александровны Безруковой, Ольги Евгеньевны Громовой. А вообще, старайтесь подбирать книги, где яркие большие картинки и четкие инструкции.
Когда начинать волноваться?
– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?
– Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.
Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.
Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах. Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.
Таким образом, посмотрите, какое количество занятий! Плюс ко всему, воспитатель в логопедических садах обязан был включать речевую работу в режимные моменты: задавать конкретные вопросы, просить ребенка еще и еще раз повторить речевые конструкции. Такая подготовка качественно отличала этих детей от других, обычных: дети в логопедических группах, особенно с ФФН, были прекрасно подготовлены к школе. И там абсолютно нечего было бояться, то есть не просто не бояться, а следовало однозначно вести туда ребенка.
На сегодняшний момент ситуация несколько поменялась. Если раньше в логопедических садах было три группы: группа для детей с общим недоразвитием речи; группа для детей с нарушением звукопроизношения; группа для заикающихся детей, – то сейчас количество этих групп сокращается. Например, нарушения звукопроизношения выведены за рамки логопедических садов, а остаются дети с достаточно сложными нарушениями: либо это неговорящие дети, либо это дети с какими-то сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Поэтому я не знаю, стоит ли обычному ребенку туда идти, и, вероятнее всего, его даже туда и не возьмут.
Когда нужен логопед?
– Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?
Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.
Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.
– О бязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения “ш” и “ж”?
– Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.
Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.
Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.
Путаница со звуками
– Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?
– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.
Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.
– Н а собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?
– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.
Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу. Например, ребенок говорит: «Птицы сидят на деревах», – в норме русского языка «на деревьях», соответственно, в данном случае как ребенок говорит, так может и писать.
Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.
– Е сли ребенок в устной речи говорит то “в”, то “л”, он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?
– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.
Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.
Задержка речевого развития
– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?
Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?
– Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.
МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.
Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.
К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.
Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.
До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.
Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.
Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).
Билингвы
– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу “один человек – один язык”?
– Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка. Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности – всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.
Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.
В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский – очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.
В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.
Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».
Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.
Вопросы читателей
– Девочка в 2,5 года говорит много, но иногда в начале фразы сильно заикается. Это нормально?
– Очень трудно сказать заочно, заикание это или полтерн (запинка). Да, это может быть просто запинка, и это пройдет. Может быть, это заикание, то есть уже не просто запинка, тогда – да, нужно обращаться к специалисту, причем не к одному: к неврологу и логопеду. Нужно работать над дыханием, над плавностью речи.
Иногда так бывает в таком возрасте из-за того, что ребенок начинает бурно и много говорить, поэтому артикуляционный мышечный аппарат не справляется, ребенок начинает заикаться. Это может пройти само собой, но лучше, чтобы посмотрел специалист.
– Девочка в 1,8 болтает на своем тарабарском, можно различить только «мама», всё остальное непонятно. Надо ли что-то делать?
– 1,8 – это возраст, когда появляется короткая фраза, и у детей обычно достаточно много слов. У ребенка есть речевая задержка: ребенок не говорит словами и короткими фразами.
Надо ли что-то делать? На подобный вопрос я уже отвечала, посмотрите выше.
– Ребенок пойдет в садик в сентябре и будет самый младший в группе. Там будут дети, которые почти на год старше и которые очень хорошо и свободно говорят. Такая разница не навредит ребенку? Или же, наоборот, поможет заговорить?
– Нет, не навредит. Наоборот, хорошая, четкая и достаточно правильная речь более старших детей – это хороший образец для ребенка. Не знаю, поможет это заговорить или не поможет, разные ситуации могут быть, но вполне может быть, что и поможет.
– Ребенку три года, до двух лет развивался нормально, было много отдельных слов и простых фраз. В два манифестировала эпилепсия, и речь постепенно пропала. Есть ли какие-то методики для занятий дома? Эпилептологи говорят, что пока приступы не купируются, прогресс речи можно не ждать.
– Я уже называла эти методики, принципиально нет других методик для детей с эпилепсией или с каким-то другим нарушением. Да, я согласна, пока не будут купированы приступы, большая вероятность, что речь активно развиваться не будет, потому что каждый приступ откидывает развитие ребенка назад, погибают нервные клетки, которые, может, потом и восстановятся. Но самая главная задача – купировать у ребенка приступы.
– У м альчика в 2,10 небольшой запас слов, простые предложения из двух слов. Надо ли обращаться к специалисту?
– Да, у ребенка задержка речевого развития. Еще раз повторяю, что ближе к трем годам уже должны быть развернутые фразы. Да, первый врач – это невролог, а далее – обязательно поход к логопеду.
– Мальчик почти в три года говорит практически все слова, но в общем речь очень плохая. Половину слов даже родители понимают с трудом, странно строит предложения (например, “я, Никита, пойду не” вместо “я пойду”), нет звуков “р”, “ш”. Как это могут исправить родители? Может ли помочь логопед?
– По поводу звуков можно подождать, потому что в этом возрасте дети могут еще не выговаривать сложные звуки. Может ли помочь логопед с развитием речи? Да, может помочь. Если ребенок искажает структуру предложения – «я, Никита, пойду», вместо «я пойду», здесь уже работу над грамматикой начинает логопед. Без фанатизма, но начинать нужно.
– Девочка в 2,5 говорит смазанно, предложения короткие и кривенькие. Невролог прописал пантогам и магне Б6. Есть планы идти в логопедический сад, сначала в ГКП. Что бы вы еще посоветовали в этом случае?
– Повторяю, что не моя компетенция опровергать или назначать медикаменты, но могу сказать, что очень часто детям с такими жалобами действительно назначают витамины и какой-нибудь ноотропный препарат, это достаточно распространенная практика. Ребенок еще маленький и нельзя сказать, почему она смазанно говорит, не выговаривает большое количество звуков.
То, что вы собираетесь в детский сад или в группу ГКП, это вполне оправданно, это правильный ход. Соответственно, там ребенок сперва начнет заниматься с психологом, а потом, возможно, с логопедом, и постепенно будут вводиться занятия по стабилизации речи, по постановке звуков.
– Можно ли начинать коррекцию логоневроза в три года? И нужно ли это лечить препаратами?
– Лечение препаратами – это ведение невролога. Да, мягкие седативные препараты при заикании дают. Но надо разбираться с природой заикания, почему назначили ребенку именно этот препарат. С трех лет ребенок попадает в группу риска по заиканию, потому что активное речевое развитие ребенка и желание говорить часто опережают возможности артикуляционного аппарата, и может быть заикание. Вполне возможно, что оно очень скоро пройдет, тогда и препараты не понадобятся. Но если это не ложное, а истинное заикание, то с этим должен разобраться невролог.
Нужно ли заниматься с ребенком трех лет? У меня есть такое пожелание: во-первых, раз так активно и бурно ребенок реагирует на речь, тогда во всех остальных областях должно быть полное спокойствие. Может быть, есть смысл ограничить яркое речевое развитие ребенка, пусть он будет говорить в семье много, но, скажем, ограничить общение с другими детьми. Хорошо бы поехать отдыхать на море, в горы, выбирать разные прекрасные места для отдыха, чтобы нервная система ребенка была спокойной, то есть этот период провести в несколько расслабленном состоянии. Это раз.
Второе: возможно, у этого ребенка сбито дыхание. Тогда вполне можно работать с дыханием. Конечно, в три года уровень произвольности еще низкий, но легкие дыхательные упражнения в игровой форме вполне можно проводить.
– Ребенок 3,5 лет меняет в словах буквы “г” и “д”, “к” и “т”. Что делать?
– Всё просто: обратиться к логопеду. Это совсем легкий дефект, несколько занятий – и логопед поставит ребенку эти звуки, а вы только автоматизируете, введете их в речь.
– Как правильно развивать речь у ребенка 1,6, который говорит мало слов? Какие базовые подходы использовать?
– В 1,6 с ребенком нужно активно жить в игре. Посвящайте своему ребенку много времени. Да, личное время у него и у вас тоже должно быть, но, самое главное, если вы играете с ребенком, то играйте с ним качественно. Первые игрушки какие? Это животные, машины, куклы – называйте их простыми словами. Ранее я уже говорила: ляля, киса, ава, петя и так далее. И стройте какой-то сюжет, какую-то игру, тогда ребенку с вами будет интересно, и просто потому, что вы говорите с ним на доступном языке. И вообще, дети в этом возрасте очень любят взаимодействовать со взрослыми людьми, просто живите вместе с ребенком и радуйтесь этому общению, и всё у вас будет хорошо.
– Когда ребенок начинает четко произносить звуки, в частности “р”? И если грассирует папа, это же не значит, что и ребенок будет, копируя его, тоже грассировать?
– Если ребенок стал правильно говорить, вероятнее всего, он уже не стал подражать папе. Значит, артикуляционный аппарат сохранен, достаточно правильная – длинная, широкая, не узкая подъязычная связка, так называемая уздечка, и хорошая вибрация кончика языка. И ребенок уже справился с правильным произношением этого звука. То есть он слышал, что в системе языка вот так произносят, и он точно так же стал произносить, не копируя папу.
Может ли попробовать как папа? Может, но вы уже сможете ему сказать, что так неправильно у нас в языке, нужно по-другому.
Могу вам привести такой пример: когда мой сын был маленький, я начинала заниматься с детьми по постановке звуков, ко мне дети приходили домой. Сыну было два года с небольшим, и он стоял около меня и смотрел, как я ставлю звуки другим детям. Он говорил достаточно чисто, выговаривал все звуки, и вдруг стал подражать некоторым детям. Попробовал – и не стал, потому что, в принципе, если ребенок понимает, что так не принято, он не будет это говорить.
[Р] – сонорный звук, достаточно поздно появляется в речи, допустимо по норме речевого развития ближе к пяти. Если всё идет по плану, то беспокоиться не надо.
– В каком возрасте нужно принимать меры для нормального произношения «л», «р»? Мальчику 1 год 10 месяцев.
– В 1 год и 10 месяцев – не нужно. Если он так прекрасно уже начал говорить, вероятнее всего, у него вообще лингвистическая одаренность, такой ребеночек вполне справится и с произношением звуков. Но если даже что-то с мышцами не то, это не большая проблема, я думаю, что логопед вполне может помочь.
– Девочка в 4 года грассирует «р», родители запрещают ей говорить «р», раз не получается. Надо ли беспокоиться из-за грассирования в таком возрасте?
– Когда ребенок начинает искажать звук, заводит не кончик язычной мышцы, а корень, то, вероятнее всего, у него действительно проблемы с произнесением этого звука. То есть ребенок понял, что что-то нужно завести, а завелось то, что завелось, вероятнее всего, звук сам по себе уже не появится. Но, повторяю, что все рекомендации должны даваться ребенку очно, нужно всё-таки посмотреть, не короткая ли уздечка, не слабый ли кончик языка, это функционал логопеда.
Нужно ли запрещать произносить звук? Может быть, и нужно. Что-то в этом есть, не закрепляется неправильный акустический образец. Хотя отсутствие звука – это тоже неправильно. Четыре года – это возраст, который вполне подходит для постановки звуков. Мне кажется, что нужно просто показаться специалисту, и он ответит вам на этот вопрос.
– Ч итали ли вы роман Валерия Вотрина “Логопед”? Как оцениваете это произведение?
– Нет, я не читала этот роман, но я знаю, что повествование строится от лица логопеда, главные герои – логопед и журналист, просто как у нас сейчас. И что именно они хотят сохранить язык страны. Хороший посыл. Да, спасибо, почитаю.
Конечно, я – за чистоту языка, за сохранение русского языка, за то, чтобы люди красиво и грамотно говорили (выговаривали, в том числе, звуки), у меня есть примеры эталонов логопедов в искусстве. Один из значимых для меня фильмов – это «Король говорит». Во-первых, сам фильм прекрасный. Во-вторых, главную роль логопеда актер играет абсолютно профессионально, могу сказать, что приемы, которые там показаны, очень действенные. Мне кажется, это хороший пример популяризации нашей профессии.
И второй – известный фильм «По семейным обстоятельствам», где логопеда играет Ролан Быков. Это шутка, пародия на логопеда, но она удалась, она крепко приклеилась к логопеду на многие годы. И я всегда и везде говорю: не дай Бог, чтобы так было в жизни, потому что, к сожалению, нет профессионального отбора абитуриентов, то есть многие претендующие на место студента на кафедре логопедии элементарно не умеют выговаривать звуки. Поэтому в каком-то смысле это и фильм-прорицание. Конечно, обидно за профессию. Во времена Советского Союза это была шутка, а сейчас, к сожалению, это не совсем шутка, в ней есть доля правды.
– По какой причине многие абсолютно здоровые и развитые дети при богатом пассивном словаре поздно начинают разговаривать? Это тенденция?
– Нет, конкретно этот факт не является тенденциозным. Попытаться объяснить этот феномен можно несколькими способами, но это только гипотетически, я подчеркиваю это слово:
1. Есть так называемые «дети-накопители», они очень критичны к своей речи. Им не нравится результат, поэтому они молчат или говорят несколько автономно («на своем» языке).
2. Есть «дети – продукты экстравертированного мира», то есть они копируют мир. Приведу такой пример. Многие родители видят своих детей только спящими, няни или бабушки рассказывают детям, что мама и папа много работают. Этот сюжет воплотился в производстве кукол с закрытыми глазами, и, представьте, детям нравится играть с такими куколками, потому что это проекция их собственного мира. Так и ребенок, который хорошо всё понимает и молчит, устанавливает одностороннюю связь по типу работы с компьютером, с ним же невозможно говорить.
Всё-таки это самоуспокоение, так быть не должно, и в помощь нам богатая история развития человечества. Дети с года должны начинать пробовать свой артикуляционный аппарат. Речевая задержка может быть разной. Допустим, ребенок заговорил, родителям показалось достаточно. Но когда такой ребенок попадает во время диспансеризации к логопеду, то выясняется, что есть задержка, более низкий уровень по сравнению со своим потенциальным уровнем речевого развития.
Если ребенок начинает говорить вовремя, то тогда собственный несовершенный продукт продуцирования его самого не смущает, ему всё равно, как говорить, главное, чтобы было само произнесение, удовольствие от самого процесса говорения и радость от того, что доставил приятное взрослым (родственники обычно очень эмоционально реагируют на первые слова ребенка). К счастью, такие дети еще есть.
– Ребенок начал говорить в 4 года. В пять-шесть – было не очень много звуков. В 8 лет – проблемы в письме, пропускает буквы в словах. Ребенок – невнимательный и творческий, может отвлекаться. Можно за лето что-то сделать самостоятельно?
– Можно и нужно. Я рекомендую взять расширенную качественную консультацию логопеда, который занимается нарушением именно письма и письменной речи. Возможно, это не часовая, а двухчасовая консультация, где логопед подробно объяснит, как заниматься с ребенком, предложит пособия, по которым можно заниматься. Лично я очень люблю консультировать таких родителей, потому что если родитель мотивирован, задает такой вопрос, значит, вероятнее всего, мои рекомендации выполнит. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь, с большим желанием вам поможем.
– Мальчику почти 5 лет, он плохо разговаривает, не умеет строить предложения, не выговаривает «р» и «л», говорит односложными предложениями. Каковы у него шансы?
– Пять лет – это еще очень хороший возраст для того, чтобы стабилизировать все функции, в том числе и речевую. Впереди у вас до школы два активных года, очень рекомендую организовывать качественные занятия не только с логопедом, но и с психологом, подключить занятия с нейропсихологом, причем начать с сенсомоторной коррекции, затем включить когнитивную коррекцию. Хотелось бы, чтобы с ребенком занимался психолог по развитию высших психических функций. Что касается логопеда, то нужно развивать и лексико-грамматическую, и фонетико-фонематическую сторону, это принципиально разные занятия.
Если у ребенка проблемы с дыханием, с просодикой, значит, надо подключить какую-то аппаратную коррекцию, например, биологическую обратную связь, чтобы формировалось диафрагмальное дыхание, был длинный выдох. Возможно, если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, подключить Томатис. То есть включить комплексную коррекцию, тогда будет успех. Комплексный подход вытягивает любого ребенка.
Удачи вам!
Подготовила Тамара Амелина
У нас во рту живет язык,
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему:
«вода, утенок, небо, нет и да».
Но пусть он скажет: «Черепаха!»
Не задрожит ли он от страха?
Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.
Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.
- Речь - это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
- Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, - помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.
- Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!
- Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была - неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание - стоит отнестись со всей серьезностью.
Вашему ребенку
необходима помощь специалиста, если:
- К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
- К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
- К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.
Этим вопросом я задалась недавно, когда вдруг ко мне пришло осознание, что моему ребенку скоро четыре года, а он еще далеко не все буквы выговаривает. Ну ладно, звук «р». Еще не говорит чисто, но вовсю старается, «рычит». А вот «ж» и «ш» у нас упорно звучат, как «з» и «с».
Точно не припомню сейчас, но, по-моему, старшая дочь в этом возрасте уже говорила чисто. И у меня, и у мужа в семье никаких проблем в этом плане нет, все родственники говорят правильно.
До пяти лет не беспокоиться?
Задумалась я после разговора с коллегой, которая рассказала, что водит свою дочку на занятия с логопедом. Она же сказала мне, что в нашем городе пробиться к этому специалисту непросто – к одному нужно записываться с начала учебного года, у другого тоже все занятия расписаны, а в поликлинике обращают внимание только на тех, у кого совсем дела плохи. Все это не раньше пяти лет и запись к специалисту на год вперед.
Коллега меня успокоила тем, что якобы до пяти лет можно не переживать. Но, как ей же сказал врач, сходить на прием можно в любом возрасте. Пошерстив интернет, я выяснила, что не только можно, но и нужно, что существуют занятия и для совсем маленьких детей. Другое дело, что работа с такими детьми требует особой подготовки врачей.
А я настолько далека была от логопедических проблем, что даже и не беспокоилась, уверенная, что всему свое время.
Домашние занятия
После праздников сразу побегу записываться к логопеду, а пока мы, не откладывая на потом, начали заниматься дома. Мой ребенок начал говорить вовремя, сейчас он быстро запоминает стихи, рассуждает, пересказывает прочитанное, болтает без умолку и неплохо выражает свои мысли - это благодатная почва для занятий. В инете нашла несколько упражнений.
Непослушная «ш»
Для начала я прочитала сыну рассказ любимого мной в детстве Драгунского «Заколдованная буква». После того, как мы дочитали рассказ про три варианта звучания слова «шишки», спросила у сына: «А на самом деле, что на елке было?» Он сказал: «Бантики и шарики!».
Упражнения для языка
Выбрала несколько из тех, что сама более-менее поняла.
1. Сделать чашечку из языка.
2. Сдувать ватку с носа, направляя воздух по высунутому языку.
3. Изобразить лошадку («цокать»).
Отталкиваясь от других звуков
1. Произносим звук тс-с-с долго, протяжно. Если спрятать язык дальше за зубы, получится звук похожий на «ш». Пока у нас все та же «с»...
2. Так как букву «р» сын уже худо-бедно произносит, прошу его говорить ее шепотом. При этом должна получаться буква «ш». Должна. Но не получается…
И еще…
Никаких сюсюканий! Я не склонна сюсюкать с детьми, но говор сына порой так умиляет, что в шутку отвечаю ему в тон. Больше не буду.
Лепка, рисование, и все, что развивает мелкую моторику, нам на пользу. Вот в выходные и займемся.
Девушки, а у ваших детей были проблемы с произношением звуков? Поделитесь вашим опытом и развейте мои сомнения – в три года «зукИ» и «сыски» - это возрастное или надо уже к логопеду?
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в
Совершенствование произношения и речи – важный аспект развития ребенка. И конечно, родителям становится тревожно, если им кажется, что ребенок разговаривает не столь хорошо, как мог бы к определенному возрасту.
В каком возрасте вести ребенка к логопеду?
Есть определенные стадии овладения родным языком – давно разработаны нормы, к какому возрасту какая стадия должна быть пройдена. Правда, в нынешнее время все чаще звучат мнения о том, что все ребятишки развиваются по-разному, и не всегда «торможение» с речевым развитием означает, что ребенку нужен логопед – иногда нужно просто немного подождать…
Но все же ориентироваться на среднестатистические показатели стоит – хоть это и «средняя температура по больнице», вреда от посещения логопеда точно не будет.
Если даже ваш малыш немного «опаздывает», несколько занятий с этим специалистом, возможно, смогут ему помочь заговорить лучше!
- До годовалого возраста дети осваивают около двух десятков основных слов, состоящих из одного-двух слогов (это, конечно же, «мама», «папа», «дай», «на», и т.д.).
- К двухлетию словарный запас расширяется, в речи начинают встречаться слова из трех и более слогов, малыш объединяет их в осмысленные фразы («Иди сюда!», «Дай ручку!», и т.п.). Иногда фразы длинные, но, по сути, являющиеся лепетом – то есть в них отсутствует согласованность построения предложений, падежей слов и т.д.
- К пяти годам ребенок должен овладеть произношением всех звуков родной речи, научиться формулировать предложения, перестать избегать ошибок в склонениях, падежах, создании множественного числа, подстановках местоимений и т.д. То есть, пятилетка должен уметь разговаривать наравне со взрослыми – но, конечно, в рамках доступных его пониманию тематик.
Учтите, что дети очень по-разному достигают полного овладения языком: например, четырехлетка может вполне грамотно формулировать фразы, но при этом «глотать» звуки и не произносить «р». Или наоборот – при нормальном произношении коверкать слова и коряво составлять фразы, испытывать трудности со словесным выражением своих мыслей.
Но определяющее значение имеет итог – если малыш не подтянул все речевые навыки, то надо решить, нужен ли логопед ребенку в 5 лет.
Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?
Нужен ли ребенку логопед или стоит набраться терпения и подождать, пока сын или дочь научатся разговаривать сами?
Чтобы это понять, нужно обращать внимание на характер речевых проблем. Вот что говорит о том, что ребенку нужно посетить логопеда:
- Замена определенных слов совершенно несхожими по звучанию выдуманными словами: например, вместо «рыба» — «ки», вместо «собака» — «мыа», и т.п. Даже маленькие дети, когда не могут произнести какое-то слово, стараются произносить нечто похожее по звучанию (то есть понятно, что малыш имеет в виду именно то, что надо, только не может правильно озвучить) – но обилие странных, нелогичных замен слов говорит о проблеме логопедического характера!
- Перестановка слогов, подстановка неправильных звуков в слова. Например, вместо «теперь» — «петерь», вместо «ложка» — «лофка», и т.д. Для трехлетки это более-менее нормально, но в возрасте пяти-шести лет это уже считается проблемой.
- Распространенная проблема – картавость, не произношение буквы «р». Либо, что встречается реже – шепелявость, то есть насыщение речи шипящими вместо других согласных.
- Малый словарный запас, простота и скудость речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так бывает у мальчиков и девочек, которым мало и с которыми мало общаются, обходясь окриками и короткими бытовыми фразами. Но так случается и с теми ребятишками, которые не испытывают дефицита качественного общения – и тогда это проблема либо логопеда, либо психолога.
- Бывает, что ребенок вообще говорит невнятно, мямлит, может разговаривать только , «глотает» много звуков, из-за чего речь становится малопонятной. Если это происходит в возрасте старше трех лет – налицо логопедическая проблема.
Учтите, что в ряде случаев малышу нужна не только сугубо логопедическая, но и психологическая помощь, чтобы заговорить хорошо – и логопед обязан перенаправить маленького пациента к психологу, если это необходимо. Сайт «Красивая и Успешная» советует в этом случае не пугаться, а своевременно проконсультироваться с этими специалистами!