Открытое занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды». Познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги Исследовательская деятельность 2 младшая группа к
Вторая младшая группа
Опыты по теме «Воздух»
- «Пускание мыльных пузырей»
Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал: баночка с мыльным раствором, соломинка.
Опыт. Внести мыльный раствор, набрать его воронкой и выдуть. При этом образуется мыльный пузырь.
Вывод: мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); пузыри маленькие, если мы выдохнул! мало воздуха, и большие - если выдохнули много.
- «Пускание кораблика в тазике с водой»
Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.
Материал: таз с водой, бумажный кораблик.
Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны - он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.)
Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.
- «Игры с воздушными шарами и мячами»
Цель: показать детям, что воздух можно надувать в разные предметы (шары, мешочки); он, заполняя форму, делает предметы упругими (например, бесформенные пакеты приобретают форму).
Материал: бумажный и целлофановый мешочки, шарик, резиновые мячи.
Опыт. Надуть бесформенный бумажный пакет, показать форму, предложить потрогать, почувствовать его упругость. Предупредить, что, если по нему хлопнуть, он порвется. Таким же образом надуть целлофановый пакет, шар. Рассмотреть мяч. Почему он такой прыгучий? Что у него внутри?
Вывод: мяч и шарик наполнены воздухом, поэтому они упругие; чем плотнее надут мяч, тем он более прыгучий.
4. «Воздух нужен для жизни»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться.
Опыт. Уточнить, зачем проветривается спальня, группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали?
Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.
Опыты по теме «Вода»
- «Превращение льда в воду»
Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.
Материал: цветные льдинки, сосульки.
Опыт. С улицы внести цветные льдинки, сосульки, предложить показать их куклам, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная и цветная. Откуда она взялась?
Вывод: лед в тепле превращается в воду.
- «Превращение снега в воду»
Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.
Материал: тарелка со снегом.
Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь?
Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь.
- «Свойства воды»
Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас - грязная и употребляется только после очистки).
Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, стакан, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.
Опыты.
1. Фильтрация воды через песок и вату. На первый взгляд чистая вода на ватке оставила много мусора, грязи.
2. Закрашивание воды красками.
3. Насыщение воды солью, сахаром.
4. Рассматривание капли воды под микроскопом.
Вывод: вода грязная, в ней присутствует мелкий мусор, поэтому ее нужно обязательно очищать.
Опыты по теме «Песок»
- «Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Опыт. Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий.
- «Теплый - холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Опыт. Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.
- «Домики для птичек»
Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.
Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.
Опыт. Одну часть песочницы полить водой, другую - оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.
Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.
Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.
Опыты по теме «Человек»
- «Движение»
Цель: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.
Материал: горка, «ручеек».
Опыты.
1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.
2. Бег с горы вдвоем и по одному.
3. Ходьба через «ручей» по одному и вдвоем.
- Ходьба по глубокому снегу
Цель: показать, что по снегу легче идти друг за другом.
Материал: заснеженная площадка.
Опыт. Ходьба по глубокому снегу, взявшись за руки. Ходьба по глубокому снегу друг за другом. Когда было легче идти?
Вывод: по глубокому снегу легче идти след в след, друг за другом.
- «Переберись на другой берег ручейка»
Цель: учить самостоятельно выбирать способ передвижения.
Материал: ручеек или сконструированная модель ручейка.
Опыт. Предложить детям перебраться на другой берег ручейка. Как это можно сделать? Выслушать предположения детей: можно перешагнуть, перепрыгнуть, обойти. Выбрать для себя любой вариант и перебраться на другую сторону.
Вывод: дети выбирают для себя тот вариант, в результативности которого наиболее уверены.
- «С горки шагом или под горку бегом»
Цель: учить детей сравнивать силу, затраченную на то или иное движение.
Материал: горка.
Опыт. Предложить детям спуститься с невысокой горки шагом. Тем же детям предложить взбежать на горку бегом. Когда было легче?
Вывод: взбежать на горку было легче.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Рыбки живые и игрушечные»
Программное содержание: формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.
Материал: аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, таз с водой, корм для рыб.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, уточняет, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе есть и другие рыбки, предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где они живут. (Игрушечные, живут на полке в шкафу в игровом уголке.)
Воспитатель обращает внимание на рыбок в аквариуме, просит рассказать, что они делают. Подчеркивает, что рыбы плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так умеют плавать только живые рыбки. Обращает внимание на тазик с водой и просит посмотреть, как плавают игрушечные рыбки. Пускает в таз игрушечных рыбок, вместе наблюдают. Затем воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде, они не могут плавать самостоятельно, потому что не живые, а игрушечные.
Воспитатель. Ребята, давайте покормим рыбок в аквариуме. Как они едят? (Подплывают к корму, открывают ротики и хватают корм.)
А теперь давайте покормим рыбок в тазике. (Все вместе сыплют корм в таз и наблюдают за рыбками. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они не живые; но с ними можно поиграть, покормить их понарошку.)
Давайте сварим рыбкам кашу. (Дети в уголке готовят кашу, воспитатель предлагает подержать рыбок в руках, уложить их спать.) Так играть с ними можно потому, что это игрушки. А с рыбками из аквариума так можно играть? Их можно брать в руки? (На рыбок в аквариуме можно смотреть, им нужно сыпать корм, но не вынимать из воды, без воды они могут умереть.)
МАДОУ Голышмановский ЦРР-д/с № 4 "Ёлочка"
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
во второй младшей группе
« В гостях у Тошки »
Воспитатель: Филинова Наталья Александровна
Цель : получение детьми новых знаний об окружающей среде посредством проведения опытов и экспериментов.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знании;
Познакомить детей со свойствами поролоновой губки;
Развивать творчество,умения сопровождать речью игровые действия; развитие мелкой моторики рук;
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, участвовать в экспериментальной деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в мокрые губки кладем семена овощей (перца томатов и т.д.) и оставляем в теплом месте на 2 -3 дня (для проращивания семян).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: губка, мокрая, сухая, ростки, семена.
Материал и оборудование: поролоновая губка в виде собачки, таз с водой, комнатный цветок,гуашь, губки разного размера, бумага,салфетки, семена.
Ход деятельности
Воспитатель: - Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель приносит воздушный шар, на котором привязано письмо.
В-ль: - Ребята, к нам на воздушном шаре прилетело волшебное письмо из страны губок. Хотите узнать, что в нем написано? Тогда его нужно открыть и прочитать.
Ребята, это приглашение в волшебную страну губок. Нас приглашает к себе в гости собачка- губка Тошка. Дети,а вы хотите попасть в эту страну?
Вы готовы отправится в путь? Эта страна находится очень далеко и до неё мы можем добраться на волшебном поезде.
Физминутка « По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз - два, раз - два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В ямку - бух!
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот пришли мы в гости к Тошки.
Ну вот мы и в гостях в волшебной стране губок. Тошка хочет вас познакомить с его друзьями губками.
Посмотрите, сколько губок. А кто мне скажет, какого они цвета?
Правильно они разноцветные.
А теперь Тошка покажет,как они в своей стране выращивают растения.
Опыт №1 «Губка - огород»
Для проращивания семян берутся 2 кухонные губку. Первый раз губки должны быть влажными, но с них не должно капать. Увлажнять нужно губки несколько раз из пульверизатора. 2-3 дня огородик стоит прикрывать пакетом, чтобы за ночь семена не пересыхали.Затем семена дают ростки.
Вот так у Тошки появился свой огород. Ну вот беда его растения могут погибнуть, как вы думаете почему? Правильно, его нужно поливать.
Опыт №2 «Губки - лейки».
Ребята,потрогайте и сожмите губку, какая она? А давайте посмотрим, как губка пьет водичку. Чтобы она выпила водичку, надо ее положить в воду и сильно придавить ее руками. Посмотрите, губка какой стала? А теперь давайте отожмем сильно губку. Посмотрите, губка отдала воду, так мы поможем Тошки полить его огород.
Опыт № 3 «Губки - штампики»
Тошка приглашает нас в волшебную мастерскую,где живут его друзья губки - штампики. Эти губки делают отпечатки на бумаги, если мы на них нанесем краску (дети делают рисунки с помощью губок).
Какие замечательные получились у нас картинки, давайте оставим Тоши их в подарок.
Наш друг нам тоже хотел подарить подарок, эту волшебную губку -огород, чтобы мы у себя в группе тоже вырастили растения.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района
структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»
Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»
Подготовила:Садыкова М.А.,
воспитатель второй
младшей группы «Теремок»
Исследовательская деятельность детей.
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умений анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Основные составляющие процесса исследования:выявления проблемы, формирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются
две противоположные ситуации.
1.Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию.
2.если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы. Если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей –неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы.
При решении проблемных ситуаций рекомендуют воспитателям использовать следующие методические приемы:
1.подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;
2.изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную:3.предложить рассмотреть явления с позиции людей разных профессий
4.поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;
5. Поставить проблемные задачи;
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет - не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
Организуя исследовательскую деятельность воспитатель должен знать: --1.Критика –враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей,
2.Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.
3.Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех.
4.Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.
5.Подводить итоги исследования.
Тема: "Сюрприз для Мишки"
Цель: Расширять представления детей о воде
Задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды: имеет прозрачность, её можно окрашивать;
Развивать любознательность в процессе экспериментирования;
Расширять представления детей о необходимости воды для жизнедеятельности;
Воспитывать желание помочь героям любимого произведения.
Ход НОД
1. Посылка
Дети заходят в групповую комнату, встают в круг.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, кто её принёс.
Воспитатель читает надпись : от Маши.
Воспитатель: Хотите узнать, что в посылке?
Дети: Да
Воспитатель открывает посылку . В посылке - банка с водой и письмо от Маши.
Воспитатель показывает банку с водой .
Ребята, как вы думаете, что в банке?
Дети : вода.
Воспитатель : Правильно, вода. Молодцы, ребята!
Какого цвета вода?
Дети: Белая, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, прозрачная. Молодцы!
А для чего же нам Маша прислала воду!? Здесь есть письмо.
Воспитатель читает письмо:
"Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Маша. Я хочу сделать сюрприз Медведю на день рождения - украсить цветными льдинками полянку, но не знаю как из прозрачной воды сделать цветную. Помогите, пожалуйста!"
Воспитатель: Мы сможем помочь Маше?
Дети : Да.
Воспитатель : Как же ей помочь?
Что для этого нужно сделать?
Дети: В прозрачную воду добавить краски.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
Сейчас мы из прозрачной воды сделаем цветную воду.
На столах: по 3 прозрачных стаканчика с водой на каждого ребёнка, кисточки, гуашь: красная и зелёная.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Какого цвета налита вода в стаканчики?
Дети: Прозрачного.
Воспитатель: Какого цвета стоят краски на столе?
Дети: Красного и зелёного.
Воспитатель: Давайте сделаем воду красным и зелёным цветом.
2. Эксперимент
Дети добавляют в один стаканчик краску зелёного цвета, в другой - красного.
Воспитатель: Какого цвета вода была?
Дети: Прозрачного.
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы она стала цветной?
Дети: Красного и зелёного.
Дети : Зелёного.
Дети : Красного.
Воспитатель: Можно сказать, что вода меняет свой цвет.
Давайте поставим стаканчики с зелёной и красной водой в коробку, я схожу на почту и отправлю посылку Маше.
3. Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. Слушайте меня внимательно, каждый раз, когда слышите слово "кап", хлопайте в ладоши.
Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начинается дождик.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва -
Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять -
Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Но вот выглянуло солнышко, пригрело и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам.
4. Игра "Кому, чему нужна вода".
На столе лежат карточки с изображением цветка, автобуса, птицы, зайца, стула, человека.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите внимательно на картинки и определите, кому или чему нужна вода. Для чего... нужна вода?
Ответы детей
Воспитатель: Вода нужна растениям для роста, для развития; животным - для того, чтобы её пить и не погибнуть от жажды; человеку - чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.
5. Рефлексия
Воспитатель: Мы смогли помочь Маше?
Дети : Да
Воспитатель : Как помогали?
Ответы детей
Воспитатель : Какого цвета была вода?
Дети: Прозрачного
Воспитатель: Какого цвета воду мы получили?
Дети: Красного и зелёного
Воспитатель: Можно отметить, что вода меняет свой цвет; она бывает прозрачная и непрозрачная. Вода нужна растениям, животным, человеку для того, чтобы не погибнуть.
Цели:Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
Развивать умение детей решать проблемные задачи;
Воспитывать интерес к экспериментированию;
Знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Материалы: приглашение, воздушные шарики, для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, маски лисы и зайцев (по количеству детей) для подвижной игры, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска (фланелеграф), магниты (крепления для фланелеграфа).
Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский сад для зайчика.
Алгоритм НОД (краткое содержание):
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Заяц (переодетый взрослый):
— Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? (ответы детей). Я так рад что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
— Ой, Ребята! А что это? Что нам подарил зайчик? (ответы детей). А сколько их? Давайте вместе посчитаем. Какого они цвета? Какой формы?
Заяц:
— Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
Воспитатель:
— Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
— Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
— Как он там оказался (появился)? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель:
— Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Заяц:
— А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
3. Дыхательная гимнастика (здоровье).
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. Дыхательную гимнастику комментирует Заяц.
4. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
— Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
— Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
Заяц:
— Ой! получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!
— А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Заяц:
— А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
— Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
— Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
Демонстрация картинки «шарики».
— А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».
Заяц:
— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
— А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».
Воспитатель:
— А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
5. Физ.минутка:
Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;
Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;
Тает снег от лучей, садимся на корточки;
Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. идём большими шагами;
Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;
В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;
Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;
И отряхается. трясём руками;
А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;
И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;
садимся на корточки.
6. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
— Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)
— Что вы здесь видите?
— Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
— Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Заяц:
— Ой! А что это булькает?! (ответы детей).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
— Откуда он появился?
— Почему он булькает? и т.п.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.
7. Подвижная игра (социализация).
Заяц:
— Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, зайчишек-трусишек? (ответы детей)
Вот правила этой игры: воспитатель будет у нас пока Лисой рыжей красой, а мы все с вами будем зайчишками-трусишками. Мы с вами встанем в круг и споём любимую песенку зайчишек-трусишек, когда мы её допоём, воспитательница нас ловит, а мы стараемся прибежать на свои стульчики. Кого лиса поймала тот и будет вода. Сыграем?
8. Подведение итогов (коммуникация).
Заяц:
— Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть.. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.
Воспитатель:
— Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Итоги:
Воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
Руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Заяц:
— Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!
Дети прощаются.
воспитатель МА ДОУ детский сад «Малышок»,
д. Улукулево